Заседание № 243

23.10.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 695238-8 "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в части установления в качестве основания для уплаты государственной пошлины факта принятия решения по заявлению о внесении сведений о юридическом лице в государственный реестр профессиональных коллекторских организаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4340 по 4501 из 5446
Пункт 7, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14           
Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических лиц при      
осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о           
внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и        
микрофинансовых организациях". Доклад официального представителя                
правительства статс-секретаря - замминистра юстиции Елены Анатольевны           
Ардабьевой.                                                                     
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АРДАБЬЕВА Е. А. Уважаемые депутаты, законопроект подготовлен в целях            
приведения положений Федерального закона "О защите прав и законных интересов    
физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной          
задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой     
деятельности..." в соответствие с правоприменительной практикой.                
                                                                                
В настоящее время при ведении государственного реестра профессиональных         
коллекторских организаций государственная пошлина с юридических лиц взимается   
не за фактическое включение сведений о них в реестр, а при каждом обращении с   
соответствующим заявлением, даже если ранее юридическому лицу было отказано     
во внесении сведений о нём в реестр. Законопроектом предлагается установить в   
качестве основания для уплаты государственной пошлины факт принятия как         
положительного, так и отрицательного решения по заявлению о внесении сведений   
о юридическом лице в реестр.                                                    
                                                                                
Отлагательный срок вступления закона в силу обусловлен тем, что у нас есть      
сопутствующий законопроект, следующий, о внесении изменений в Налоговый         
кодекс, а налоговые акты в этой части вступают в силу через месяц после их      
официального опубликования.                                                     
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Константина Михайловича Бахарева.                                      
                                                                                
БАХАРЕВ К. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Елена Анатольевна            
представила концепцию законопроекта, он носит очевидно технический характер,    
изменения подготовлены в целях соблюдения принципа правовой определённости      
норм закона. Все согласующие ведомства законопроект поддерживают. Комитет       
также предлагает поддержать его концепцию и принять в первом чтении.            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы? Да.                             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Елена Анатольевна, мы правильно поняли, что независимо от        
того, внесли в реестр, не внесли в реестр, госпошлина будет уплачена, то есть   
шанса на то, чтобы исправить какие-то технические ошибки, у организации не      
будет? Ну, это просто такой вопрос чисто технический, по аналогии с теми        
процессами, которые проходят у нас при регистрации других действий.             
                                                                                
АРДАБЬЕВА Е. А. Алексей Владимирович, да.                                       
                                                                                
Сейчас, когда новая коллекторская организация вносится в государственный        
реестр судебными приставами, если принято положительное решение, то она         
вносится в реестр и они уплачивают 100 тысяч рублей пошлину. Если недочёты      
какие-то есть и основания для невнесения в этот реестр в соответствии с         
законом... но они же подавали документы, заявление мы тоже рассматривали, и     
мы предлагаем эту пошлину тоже брать, она, собственно говоря, на практике       
берётся. И исходя из законодательства получается, что мы уточняем только        
формулировку. Они потом ещё раз могут подать заявление, ну и ещё заплатят 100   
тысяч потом - за рассмотрение заявления. Не важно, какой результат,             
положительный или отрицательный, - 100 тысяч.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Елена Анатольевна, вот то, что вы сейчас сказали, по   
сути дела, направлено на облегчение жизни коллекторам, причём тем из них, кто   
не смог с первого раза попасть в реестр. То есть не уплатили пошлину, не        
попали в реестр, не смогли доказать своё соответствие требованиям, которые к    
этим организациям предъявляются... Можно бесконечно подавать сейчас, и всё      
это будет бесплатно - а до этого платили, - никакая плата, минимальная даже,    
не будет взиматься. А почему тогда не включить норму о взимании платы за        
повторное обращение?                                                            
                                                                                
И ещё. Мы уже столько раз в этом зале поднимали тему коллекторских и            
микрофинансовых организаций! По сути дела, мы плодим такие сущности, которые    
в правовом поле действуют неправовыми методами, обирая наших граждан,           
злоупотребляют правом. Ввели штрафы, а людей это не спасает, 50 миллионов       
граждан закредитованы, в том числе в этих микрофинансовых организациях. Не      
пора эту испачканную страничку перевернуть и вообще отказаться от               
деятельности этих микрофинансовых... (Микрофон отключён.)                       
                                                                                
АРДАБЬЕВА Е. А. Нина Александровна, в законопроекте, наоборот, предлагается     
за каждое обращение брать госпошлину. Сейчас получается, что организации        
платят 100 тысяч, если решение положительное. А в соответствии с этим           
законопроектом, даже если отказ, они всё равно платят 100 тысяч, в следующий    
раз будут обращаться - ещё будут платить 100 тысяч. До тех пор пока не          
исправят свои ошибки. Это плата за рассмотрение.                                
                                                                                
Что касается вашего предложения об избавлении от этого института. До 2017       
года, пока не было соответствующего закона, коллекторы вообще вели себя как     
хотели. Проблема в том, что в Гражданском кодексе есть институт уступки права   
требования, которым и пользовались эти организации, они ещё не были             
коллекторскими тогда, до 2017 года. Этот институт работает между кредитором и   
должником, и, собственно говоря, даже если коллекторские организации когда-то   
куда-то там денутся, исчезнут, мы их ликвидируем, этот институт никуда не       
денется, и организации как пользовались им, так и будут продолжать              
пользоваться. У них будет возможность по Гражданскому кодексу переуступить      
право требования тому же банку, банк сможет уступить другому третьему лицу,     
как и было до 2017 года, и никак это не было урегулировано.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
БАХАРЕВ К. М. Нина Александровна, ну вы же понимаете, что ваш вопрос намного    
шире, чем предмет рассматриваемого законопроекта. Елена Анатольевна абсолютно   
права, мы можем отменить институты, но мы не можем отменить правоотношения в    
треугольнике заёмщик - взыскатель - кредитор, с этим мы ничего сделать не       
можем. Просто тогда отношения будут регулироваться не 151-м федеральным         
законом и не 230-м, они будут регулироваться Гражданским кодексом. Это          
первое.                                                                         
                                                                                
Второе. Что же будет с институтом микрофинансовых организаций? Предвидя эти     
вопросы, я специально взял с собой на трибуну доклад Банка России,              
представленный месяц назад. Мы за истекший месяц обсуждали его уже трижды:      
вначале на форуме с участниками рынка, затем здесь, на площадке нашего          
Комитета по финансовому рынку, в стенах Государственной Думы, и, наконец, в     
третий раз на прошлой неделе на финансовом форуме "FINOPOLIS" на федеральной    
территории "Сириус" с экспертами, представителями рынка, представителями        
федеральных органов власти, которые курируют финансовый рынок. Здесь            
предлагаются достаточно серьёзные новации в отношении микрофинансового рынка    
на ближайшие три года. Мне кажется, обсуждение представленного конкретного      
законопроекта не самый благоприятный повод для того, чтобы подробно и           
детально на эту тему разговаривать, но я приглашаю вас на заседание нашего      
комитета и рабочей группы по рассмотрению основ единой государственной          
денежно-кредитной политики. На следующей неделе запланировано два заседания,    
30 и 31 октября, в том числе с участием главы Банка России Набиуллиной. Мы      
там будем поднимать в том числе эти вопросы.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Представитель президента?                 
Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                                     
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в      
статью 14 Федерального закона "О защите прав и законных интересов физических    
лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о   
внесении изменений в Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и        
микрофинансовых организациях", пункт 7.                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 25 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              394 чел.87,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    394 чел.                                          
Не голосовало                  56 чел.12,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.