Заседание № 234
О проекте федерального закона № 695231-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования" (о создании в рамках Союзного государства единой системы обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Ивана Александровича Чебескова. Пожалуйста. ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект разработан на основании принятого постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России модельного законодательного акта. Законопроект направлен на признание договоров страхования в рамках системы ОСАГО Союзного государства, предусматривает следующие нормы. Указанные договоры заключаются российскими автовладельцами в случае поездки на территорию Белоруссии и белорусскими автовладельцами для поездки на территорию Российской Федерации. Договоры составляются в форме электронного документа в дополнение к основному национальному договору ОСАГО, который действует сейчас. При этом размер страхового тарифа, возмещение и другие условия определяются национальными правилами, то есть национальными регуляторами, как это работает и сейчас. Данные о заключении договоров включаются в автоматизированную информационную систему страхования, которую сейчас ведёт Банк России, при этом обеспечивается возможность их проверки в режиме реального времени. Для проверки факта заключения договоров будет осуществляться обмен сведениями между органами внутренних дел, таможенными органами и профессиональными объединениями страховщиков в России и Белоруссии. Просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Николая Григорьевича Цеда. ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект уже давно назрел, подобные отношения между союзными государствами уже, наверное, должны были быть установлены в более ранние сроки. Комитет в целом поддерживает законопроект, но есть определённые замечания, которые необходимо учесть ко второму чтению. В частности, есть обращение Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту о том, что проект указа Президента Республики Беларусь предусматривает введение в действие проектируемых норм с 1 января 2025 года, а по законопроекту предусматривается уже с 1 октября 2024 года. Поэтому просьба ко второму чтению скорректировать сроки введения проектируемых норм. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Тен Сергей Юрьевич. ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Александрович, поддерживаю инициативу и в целом усилия по законодательной интеграции России и Белоруссии в рамках Союзного государства. Два коротких вопроса. Первый: как вы считаете, повлияет прямо или косвенно принятие данного закона на ценообразование и тарифы на ОСАГО в России и Белоруссии? И второй вопрос: какие, на ваш взгляд, перспективы по аналогичному правовому оформлению механизма ОСАГО в других государствах Евразийского экономического союза - Казахстане, Армении, Киргизии? ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемый Сергей Юрьевич, спасибо большое за вопрос. На тарифы это повлияет только лишь для тех, кто сделает выбор заключить такое дополнительное соглашение в целях поездки в Республику Беларусь. Сейчас действует механизм так называемых синих карт: граждане, которые ездят в Республику Беларусь, обязаны купить такую карту, чтобы обеспечить страховое покрытие на территории наших соседей. Это будет альтернатива уже действующему механизму, полностью в электронном виде. Конечно, там будет увеличение платы, но это будет дополнительное соглашение, оно никак не повлияет на ценообразование в части основного полиса ОСАГО. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Иван Александрович, правильно ли я понимаю, что предлагаемый в инициативе новый вид страхования дублирует уже существующее страхование по ОСАГО? Не проще ли действие ОСАГО распространить на территории союзных государств? ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемый Вячеслав Михайлович, мы таким образом это и делаем, то есть мы распространяем действие ОСАГО, наших полисов на территорию Союзного государства. У них есть своя система такого страхования, у нас есть своя - данный законопроект как раз синхронизирует два законодательства. Если наш автомобилист попадает в ДТП, то российская страховая компания выплачивает за ущерб, нанесённый на территории Республики Беларусь; то же самое, если гражданин Республики Беларусь приезжает в Российскую Федерацию и попадает здесь в аварию, белорусская страховая компания выплачивает за ущерб. Мы действительно ведём переговоры - отвечаю и на предыдущий вопрос - о том, чтобы такие системы заработали внутри, в рамках ЕАЭС. Пока мы вышли на уровень подписания только с Республикой Беларусь, но надеемся, что дальше сможем в рамках взаимодействия с нашими дружественными, самыми близкими партнёрами так же сделать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ткачёв Антон Олегович. ТКАЧЁВ А. О. Уважаемый Иван Александрович, я, как член комитета по информполитике, и наши коллеги постоянно работаем над законопроектами в части защиты персональных данных, у нас на сегодняшний день собрано достаточно большое количество норм, которые помогают это делать, в том числе это касается уровня безопасности ГИС и так далее. Но когда вопрос переходит на уровень трансграничной передачи и обмена персональными данными с другими странами, то возникает угроза возможной утечки. Вот вопрос - не знаю, насколько вы сможете ответить, - касается всё-таки обеспечения защиты персональных данных: какие механизмы? Или всё-таки какой-то ограниченный объём этих данных будет храниться на территории Российской Федерации и будут передаваться условные векторы либо ключи таким образом, чтобы не обезличить эти персональные данные? ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемый Антон Олегович, спасибо большое за вопрос. Как я отметил, оператором автоматизированной информационной системы страхования сейчас является Центральный банк России, соответственно, все критерии безопасности личных данных, я думаю, в надёжных руках. А что касается взаимодействия между двумя системами, да, действительно, будет взаимодействие и будет возможность проверять наличие полисов, но без этого система просто не будет работать. Но опять же, на мой взгляд, то, что с нашей стороны, по сути, системой управляет государство, - это достаточное обеспечение мер безопасности. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Иван Александрович, согласно модельному законодательному акту, который вы упомянули в своём докладе, приведение в соответствие законодательства о единой системе обязательного страхования осуществляется синхронно путём согласования сроков принятия нормативных правовых актов в Республике Беларусь и Российской Федерации. Так вот, как отметил в своём докладе Николай Григорьевич, вы предлагаете вступление в силу закона с 1 октября 2024 года, а по тем материалам, которые имеются, белорусская сторона предусматривает его вступление в силу с 1 января 2025 года. Как вы считаете, насколько важно, целесообразно доработать законопроект в этой части и на какой дате всё-таки надо остановиться? Это важно для жителей наших стран - или 1 октября 2024 года, или 1 января 2025 года. ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемый Анатолий Борисович, мы поддерживаем предложение Николая Григорьевича и поддерживаем запрос наших белорусских партнёров установить чуть более долгий срок в связи с тем, что им тоже требуется время для доработки системы, принятия их нормативных актов. Мы поддерживаем предложение - 1 января 2025 года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик?.. Тен Сергей Юрьевич, пожалуйста. ТЕН С. Ю. Спасибо большое, уважаемый Александр Дмитриевич. Уважаемый докладчик не ответил на вторую часть моего вопроса, ещё раз хочу повторить. Уважаемый Иван Александрович, какие, на ваш взгляд, перспективы по аналогичному правовому оформлению механизма ОСАГО в рамках других государств Евразийского экономического союза - Казахстана, Армении и Киргизии? Большое спасибо за ответ. ЧЕБЕСКОВ И. А. Уважаемый Сергей Юрьевич, я, отвечая на второй вопрос, как раз прокомментировал, что мы с другими странами в рамках ЕАЭС такие переговоры тоже ведём. И мы надеемся, что мы сможем таких же договорённостей достичь с нашими партнёрами. Но первые, наши ближайшие братья - это Республика Беларусь. Надеюсь, по другим тоже с предложениями выйдем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" и статью 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания автоматизированной информационной системы страхования", пункт 15. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 39 мин. 26 сек.) Проголосовало за 353 чел.78,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 353 чел. Не голосовало 97 чел.21,6 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.