Заседание № 246

03.07.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 694962-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления запрета на участие офшорных компаний в закупках).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2069 по 2087 из 6117
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для          
обеспечения государственных и муниципальных нужд". Анатолий Геннадьевич         
Аксаков докладывает.                                                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической      
политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция                
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                                          
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемый Иван Иванович! Данный законопроект прошёл все      
процедуры для рассмотрения в третьем чтении, прошу принять его в третьем        
чтении.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4672 по 4689 из 6117
17-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для          
обеспечения государственных и муниципальных нужд", третье чтение.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 42 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              431 чел.95,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    431 чел.                                          
Не голосовало                  19 чел.4,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят.                                                                   
                                                                                

Заседание № 245

01.07.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 694962-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления запрета на участие офшорных компаний в закупках).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4936 по 4981 из 8236
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для          
обеспечения государственных и муниципальных нужд". Докладывает Анатолий         
Геннадьевич Аксаков.                                                            
                                                                                
АКСАКОВ А. Г. Данный законопроект был внесён правительством на рассмотрение в   
Государственную Думу в рамках реализации послания президента, который призвал   
осуществлять меры по деофшоризации нашей экономики. В соответствии с этим       
законопроектом устанавливается запрет на участие компаний, которые              
зарегистрированы в странах, называемых офшорными, в процессе закупок товаров,   
работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Принятие    
этого закона позволит ограничить вывоз из нашей страны капитала,                
предназначенного для закупок товаров и услуг для госнужд, будет                 
препятствовать допуску к стратегическим объектам, к стратегическим              
предприятиям, осуществляющим закупки, компаний, зарегистрированных в офшорах,   
поскольку они непрозрачны, и лиц, которые, может быть, даже причастны к         
санкциям. Эта мера позволит бороться с коррупционными схемами, связанными с     
проведением операций через офшоры, поскольку офшор - это, скажем так,           
непрозрачные собственники компаний, соответственно, не видно, кто участвует в   
закупках.                                                                       
                                                                                
Есть одна таблица, в которой пятнадцать поправок, поддержанных комитетом.       
Прошу её принять.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Анатолий Геннадьевич.                            
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 06 мин. 20 сек.)                 
Проголосовало за              333 чел.74,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    333 чел.                                          
Не голосовало                 117 чел.26,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7075 по 7092 из 8236
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для          
обеспечения государственных и муниципальных нужд", второе чтение.               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 30 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                

Заседание № 218

24.02.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 694962-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (в части установления запрета на участие оффшорных компаний в закупках).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3372 по 3569 из 5195
12-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный     
закон "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для          
обеспечения государственных и муниципальных нужд".                              
                                                                                
Олег Владиславович Фомичёв.                                                     
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! На рассмотрение   
Государственной Думы Правительством Российской Федерации вносится проект        
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О контрактной    
системе...". Законопроект подготовлен в соответствии с поручением Президента    
Российской Федерации и предполагает установление полного запрета на участие в   
закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд компаний,         
местом регистрации которых являются государства и территории, предоставляющие   
льготный налоговый режим и не предусматривающие раскрытия информации при        
осуществлении финансовых операций. Перечень оффшорных зон в настоящее время     
утверждён приказом Минфина России, используется для целей налогообложения,      
предполагается его использовать и для целей настоящего закона.                  
                                                                                
Законопроект направлен на решение следующих задач: предотвращение вывода        
бюджетных средств из экономики Российской Федерации при исполнении              
государственных и муниципальных контрактов; недопущение в стратегически         
значимые сферы экономики компаний с непрозрачной структурой собственности;      
снижение коррупционных рисков, связанных с заключением контрактов с             
организациями, в которых сведения о выгодоприобретателях не раскрыты.           
                                                                                
В настоящее время в государственных и муниципальных закупках участвует около    
ста оффшорных компаний, доля закупок у которых составляет менее 1 процента в    
общем объёме государственных и муниципальных закупок в Российской Федерации.    
                                                                                
Просим поддержать.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Игорь Николаевич Руденский.                                                     
                                                                                
РУДЕНСКИЙ И. Н. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект    
направлен на деоффшоризацию нашей экономики, соответственно, вводится запрет    
на закупки товаров у оффшорных компаний, то есть делается всё для того, чтобы   
при осуществлении госзакупок предоставить преференции нашим отечественным       
производителям.                                                                 
                                                                                
Также законопроектом устанавливается обязанность комиссии по проведению         
закупок проверять участников закупок - юридических лиц на предмет               
соответствия указанным требованиям и в случае несоответствия отклонять заявки   
юридических лиц.                                                                
                                                                                
Комитет рекомендует принять данный законопроект в первом чтении.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, вопросы есть? Прошу записаться.                                        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Вопросы докладчику.                                            
                                                                                
Олег Владиславович, скажите, этот законопроект распространяется на              
деятельность госкорпораций, госкомпаний, естественных монополий? И если нет,    
то почему?                                                                      
                                                                                
Далее. Вот мы вроде бы запрещаем участвовать в закупках компаниям с оффшорной   
юрисдикцией, а соисполнителям либо субподрядчикам вроде бы не запрещаем. Но     
схему эту легко перевернуть, и, мне кажется, всё останется как прежде. Или я    
не прав и всё-таки есть запрет на участие субподрядчиков оффшорных компаний?    
Если же такая возможность остаётся, то почему вы не хотите такой запрет         
установить? Ведь в противном случае это нонсенс! Поясните, пожалуйста.          
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. По первому вопросу. Действительно, законопроект пока              
предусматривает поправки в 44-й закон, а это значит, что он не будет            
распространяться на деятельность компаний с государственным участием,           
госкорпораций. С компаниями с госучастием, с госкорпорациями мы сейчас          
проводим соответствующие согласования. К сожалению, напрямую прописать          
соответствующий запрет невозможно, потому что очень много предприятий разных    
секторов экономики, в том числе и оборонных, вынуждены работать в рамках тех    
санкций, которые сейчас введены, с компаниями, главные офисы которых не         
располагаются на территории Российской Федерации. Ещё раз повторю: мы пока не   
видим, каким образом без существенного ущерба для интересов российских          
компаний можно распространить такую норму на деятельность госкомпаний,          
госкорпораций, ввести её в 223-й закон, но мы этот вопрос обсуждаем.            
                                                                                
Что касается распространения запрета на субподрядчиков, действительно,          
законопроектом в том виде, в каком он внесён, на субподрядчиков это не          
распространяется частично по тем причинам, о которых я уже сказал, говоря о     
госкомпаниях, потому что причины те же, что и в случае с госзакупками, но не    
только. Если мы начнём строить вот эту цепочку, как только мы введём            
требования для субподрядчиков, появятся субсубподрядчики и так далее, скажем    
так, до десятого колена, а у нас нет никакой возможности администрировать       
большое количество уровней вложенности, но, наверное, в этом нет                
необходимости, потому что ответственность перед государством и за сроки         
исполнения контракта, и за его качество, и за прозрачность соответствующей      
деятельности прежде всего несёт, конечно, главный контрактчик.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Максим Александрович Щепинов.                                                   
                                                                                
ЩЕПИНОВ М. А. Спасибо, Сергей Евгеньевич.                                       
                                                                                
У меня вопрос к Олегу Владиславовичу.                                           
                                                                                
Вот у вас такие витиеватые термины - "субсубподрядчик" и так далее, а я читаю   
пояснительную записку - там чёрным по белому написано, что законопроект         
направлен на поддержку отечественных производителей товаров, работ и услуг и    
стимулирование импортозамещения. Неужели нельзя было просто написать, что на    
самом деле заключать муниципальные и государственные контракты можно только с   
отечественным производителем и только в том случае, если нет у нас, допустим,   
какого-то конкретного товара, конкретного вида работ и услуг, то есть если      
это нельзя сделать на территории Российской Федерации, можно рассмотреть        
вопрос об импортной продукции, а во всех остальных случаях производится         
закупка только отечественного продукта, сделанного на территории Российской     
Федерации?! Это вопрос просто политической воли, вот и всё!                     
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Речь идёт не о том, чтобы запретить иностранным подрядчикам       
участвовать в торгах, речь идёт о деоффшоризации и о структурах с               
сомнительным происхождением, скрывающих информацию о бенефициарах. Что          
касается более чёткой и полной поддержки отечественных производителей, для      
этого и в законе № 44-ФЗ предусмотрены соответствующие дополнительные меры, и   
правительство дополнительные постановления по отдельным товарам также           
принимает, то есть вся необходимая работа ведётся.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Николаевич Абрамов.                                                        
                                                                                
АБРАМОВ И. Н. У меня вопросы к представителю правительства.                     
                                                                                
Это очень хорошо, что мы занимаемся деоффшоризацией, но тем не менее надо       
учитывать, что у нас в стране высокий уровень коррупции. У нас контрольные      
полномочия возложены на комиссии, а вот за комиссиями кто будет смотреть?       
Ведь речь идёт о контрактах на большие суммы! И какая ответственность           
предусматривается, например, для тех компаний, которые подадут заявку на        
участие в этих конкурсах, а потом выяснится, что они, оказывается, не имели     
на это права, - им просто погрозят пальцем либо будет какая-то                  
административная ответственность? Это первое.                                   
                                                                                
И второе. Насколько я помню, в послании президента это предложение прозвучало   
ещё в 2013 году, и был обозначен срок введения запрета на заключение            
государственных и муниципальных контрактов с компаниями, находящимися в         
оффшорной юрисдикции, - 1 апреля 2014 года... (Микрофон отключён.)              
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Действительно, поручение было дано в конце декабря 2013 года и    
соответствующий законопроект был подготовлен в установленные сроки, но ушло     
много времени на согласования между правительством и администрацией             
президента, в частности вот той формулировки, которая сейчас внесена            
правительством, потому что изначально правительством предлагалась более         
мягкая схема, не предусматривающая полного запрета, а в результате проработки   
с администрацией был предложен полный запрет.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Валентин Степанович Романов.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Вопросы к представителю правительства: существует ли экспертная   
оценка, каков сейчас объём операций компаний, проходящих оффшорную              
регистрацию, и какая доля, какой будет объём после введения этого закона?       
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Я в своём выступлении в конце уже коротко об этом сказал: на      
сегодняшний день в государственных закупках по закону № 44-ФЗ участвует около   
ста оффшорных компаний. В 2014 году объём закупок составил менее 250            
миллионов рублей, то есть на самом деле и до сего времени эта практика была     
не сильно распространена, а данные нормы её полностью поставит вне закона.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Михаил Иванович Сердюк.                                   
                                                                                
СЕРДЮК М. И., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Олег Владиславович, вот вы говорили, что одна из основных целей - это борьба    
с выводом капитала в оффшоры, называли цифры - 250 миллионов и так далее, но    
если это не касается государственных корпораций, где миллиарды, десятки         
миллиардов выводятся в оффшоры, то какой смысл принимать этот закон? Даже вот   
мы сегодня сели и обсудили двадцать схем, позволяющих злоупотреблять,           
обходить закон - можно, например, и через ГЧП. Вот, кстати, в                   
Ханты-Мансийском округе подписали контракт: фирма российская, учредители        
фирмы зарегистрированы в оффшорах, контракт идёт в рамках ГЧП - всё, обошли,    
а в итоге перинатальный центр стоил восемнадцать с лишним миллиардов рублей,    
то есть в несколько раз дороже, чем в среднем по стране. Ну если все лазейки    
уже известны, какой смысл принимать столь урезанные нормы, не реализующие до    
конца здравую идею президента, которая прозвучала в послании?                   
                                                                                
ФОМИЧЁВ О. В. Повторю ещё раз, что законопроект не урезанный, он просто         
распространяется на закон № 44-ФЗ, на государственные закупки: вводится         
полный запрет на закупки у компаний, владельцы которых находятся в оффшорах.    
В отношении компаний с госучастием, как я уже сказал, вопрос намного сложнее.   
И вообще меры по деоффшоризации реализуются достаточно осторожно, потому что    
просто запретами эту проблему не решить, здесь нужен комплекс мер, связанных    
в том числе с повышением привлекательности российской юрисдикции и так далее.   
Мы не можем сейчас, имея экономику с той степенью оффшоризации, одним махом     
всё разрубить и сказать, что мы у двух третей компаний закупаем, а у            
оставшейся трети не закупаем совсем: тогда возникает риск, что у нас            
потребности целых рынков, а также ряд государственных нужд, к сожалению,        
останутся неудовлетворёнными.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3760 по 3820 из 5195
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Извините, извините, продолжаем обсуждение 12-го           
вопроса. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.                              
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Александр Георгиевич Тарнавский.                                                
                                                                                
ТАРНАВСКИЙ А. Г. Ну, обсуждение ещё раз доказало нам, что тема деоффшоризации   
определена, разговоров много, а толку мало: мы, к сожалению, видим, что         
нынешнее правительство не готово идти по этому пути либо предлагает идти        
такими черепашьими темпами, что конца-края этому не видно. В связи с этим, к    
сожалению, вынуждены констатировать, что ещё очень долго будет оставаться та    
ситуация, которая есть и, видимо, госкомпании, госкорпорации, естественные      
монополии будут активно пользоваться оффшорами, что фактически нам и            
подтвердил докладчик. Нормально это? Нет, совершенно ненормально, более того,   
как нам кажется, это, вообще, противоречит установке Президента России,         
который говорил об этом и в своём послании, и в ряде других публичных           
выступлений. Мы полагаем, что в решении этого вопроса надо двигаться            
совершенно иными, более быстрыми темпами и предпринимать конкретные действия    
более оперативно.                                                               
                                                                                
Что мешает, сложно сказать, то ли недостаточность политической воли, то ли      
что-то иное - нам трудно судить, но абсолютно ясно, что правительство не        
хочет или не может эти вопросы решить, притом что у нас фактически              
госкапитализм, когда большая часть экономики, особенно крупного бизнеса, в      
руках госкомпаний или компаний с госучастием. Но эти вопросы так или иначе      
нужно решать. Что мы сегодня делаем? Мы импульс посылаем, можно сказать, даём   
понять, что мы о теме деоффшоризации помним, но это не решение проблемы,        
потому что в том, что участниками торгов не будут оффшорные компании,           
трагичного ничего для бизнеса не будет, поскольку они тогда будут выступать в   
качестве субподрядчиков, то есть просто схема перевернётся, а итог будет        
такой же, как и раньше, в последние годы.                                       
                                                                                
Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" данный законопроект поддерживает, как и любую     
другую инициативу, направленную на деоффшоризацию российской экономики, но      
удовлетворения никакого от этого мы не испытываем: этот закон мало что решит,   
фактически мы топчемся на месте в решении этого вопроса, и очень жаль,          
хотелось бы, чтобы темпы были иными.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              422 чел.93,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    423 чел.                                          
Не голосовало                  27 чел.6,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.