Заседание № 138

26.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 694881-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма оказания помощи гражданам в связи с утратой (гибелью) жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 817 по 930 из 5843
Переходим к 3-му вопросу повестки. Проект федерального закона "О внесении       
изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Юрия   
Павловича Олейникова.                                                           
                                                                                
Пожалуйста, Юрий Павлович.                                                      
                                                                                
Коллеги, для сведения: у нас 31 законопроект третьего чтения и ещё              
ратификация, то есть повестка такая...                                          
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию               
предлагается законопроект, подготовленный к рассмотрению в третьем чтении,      
который посвящён страхованию риска от чрезвычайных ситуаций и катастроф для     
восстановления собственности жителей, граждан. Законопроект принят нами во      
втором чтении, прошёл все необходимые экспертизы и согласования. Прошу          
проголосовать и принять закон.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам голосования от фракций есть желающие           
выступить? Есть.                                                                
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Пожалуйста, покажите список.                                                    
                                                                                
Жириновский Владимир Вольфович, пожалуйста.                                     
                                                                                
ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР.                                   
                                                                                
Мы принимаем в третьем чтении данный законопроект, хотим повысить               
ответственность за обеспечение сохранности жилых помещений, но мы ведь          
стимулируем заключение договоров добровольного страхования?.. Или тогда         
давайте уберём слово "добровольное". В русском языке слово "добровольный"       
означает: человек хочет - заключает, не хочет - не заключает, а мы такие        
условия создаём, что он вынужден будет заключать договор. Так что надо          
терминологию всё-таки уточнить: или добровольное страхование, в том числе       
жизни, здоровья, туризма, или мы говорим человеку, что не дадим ничего взамен   
сгоревшего или погибшего, утраченного жилья, потому что он не застраховал, -    
это разные вещи. Это с одной стороны.                                           
                                                                                
С другой стороны, государство должно, обязано - для этого есть МЧС - помогать   
уезжать из мест, где возможны техногенные катастрофы, наводнения, обвалы,       
селевые потоки. Гражданам было бы полезно знать, что они живут в опасной        
зоне, - пусть хотя бы их дети уезжают в другие места. Вот в Москве              
землетрясений почти нет, их не бывает никогда, было один раз, 40 лет назад, и   
то как отзвук от Румынии: в Румынии было землетрясение, а в Москве был          
отзвук, немножко так, я вышел из дома, все жильцы, мы вышли, постояли, но это   
было так, кусочек, на копейку. Но там, где постоянно наводнения...              
                                                                                
Вторая задача государства - предупреждать о возможном стихийном бедствии. Но    
государство, даже когда начинается стихийное бедствие, не предупреждает -       
вспомним город Крымск на Кубани: полгорода залило водой, люди потеряли жильё,   
а администрация своевременно уехала, сбежала! Вот на это нужно внимание         
обратить.                                                                       
                                                                                
Зоны пожаров, зоны наводнений и землетрясений постоянно одни и те же, это всё   
в одних и тех же местах. В Иране, Афганистане всегда трясёт, там горная         
местность, и надо уезжать оттуда. Ашхабад был полностью разрушен, Ташкент был   
полностью разрушен - надо было уезжать из Ашхабада и из Ташкента, а мы всей     
страной восстанавливали, или вот Алма-Ата: там были селевые потоки, а мы        
опять строили мощные плотины, но ведь куда проще было помочь гражданам          
переехать в те регионы Советского Союза, где нет никаких чрезвычайных           
ситуаций.                                                                       
                                                                                
А этим законом мы заставим людей обязательно страховать своё имущество - для    
бедных граждан, для малоимущих это, конечно, большая нагрузка. И в              
большинстве случаев получается, что люди платят, но страховой случай не         
наступает (и это хорошо), то есть это источник дохода для страховых компаний:   
они великолепно живут, у них отличные офисы, замечательная зарплата -           
получается, что мы страховщикам создаём хорошую жизнь, а не они нам, чтобы      
помочь при наступлении страхового случая, компенсировать нам убытки и потери.   
                                                                                
Так что всё-таки лучше предупреждать и помогать вовремя уехать, а не            
заставлять страховать там, где неизбежно наводнение: получается, граждане       
будут платить за то, что государство не в состоянии обеспечить им безопасную    
жизнь. Поэтому мы не голосовали и сейчас не поддержим данный, так сказать...    
                                                                                
Здесь авторы в основном коммунисты почему-то: Зюганов, Куликов... (Микрофон     
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Шулепов Евгений Борисович.                                          
                                                                                
ШУЛЕПОВ Е. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги, Владимир Вольфович!           
Перестраховочный фонд, который создан при Центральном банке, будет покрывать    
до 95 процентов возможных потерь граждан при чрезвычайных ситуациях или         
пожарах, в то же время мы выстраиваем систему, при которой и граждане будут     
мотивироваться нести ответственность за своё жильё, имущество. Законопроект     
направлен на создание системы оказания помощи гражданам как страховыми          
компаниями, так и субъектами Федерации и Российской Федерацией.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, наша фракция будет голосовать за данный законопроект.        
Прошу проголосовать за.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ставится на голосование проект федерального закона "О     
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации",      
3-й вопрос повестки дня.                                                        
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 18 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за              322 чел.71,6 %                                    
Проголосовало против            2 чел.0,4 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    324 чел.                                          
Не голосовало                 126 чел.28,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       

Заседание № 137

25.07.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 694881-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях совершенствования механизма оказания помощи гражданам в связи с утратой (гибелью) жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций; принят в первом чтении 27 февраля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1850 по 1955 из 9206
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Юрий Павлович           
Олейников.                                                                      
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, который выносится     
сегодня на рассмотрение во втором чтении, был внесён Правительством             
Российской Федерации в начале 2015 года и тогда же был принят Государственной   
Думой предыдущего созыва в первом чтении. За это время состоялось большое       
количество дискуссий, обсуждений, проводились экспертные оценки. Концепция      
законопроекта не изменилась, но в результате обсуждений комитет предлагает на   
ваше рассмотрение соответствующие поправки. Всего поправок девять, семь из      
них рекомендованы к принятию и две - к отклонению, так как они поглощаются      
поправками, рекомендуемыми к принятию.                                          
                                                                                
Суть принимаемых поправок сводится к следующему. Прежде всего, исключаются      
изменения в Закон Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в        
Российской Федерации", которыми гражданам, лишившимся в результате              
чрезвычайных ситуаций жилья, принадлежавшего им на правах собственности,        
запрещалась приватизация жилых помещений, предоставленных по договору           
социального найма. Создаётся специальная комплексная информационная система,    
оператором которой будет саморегулируемая организация страховщиков,             
Всероссийский союз страховщиков, и в этой системе будет содержаться полная      
информация обо всех страховых договорах и соглашениях по стране, их условиях,   
размерах возмещения, объёмах обязательств. Созданной Центральным банком         
перестраховочной компании даётся право покрывать 95 процентов страховых         
премий и таким образом поддерживать страхование в Российской Федерации.         
Правительство Российской Федерации, Центральный банк, субъекты Российской       
Федерации...                                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Понимаю.                                                        
                                                                                
...субъекты Российской Федерации наделяются полномочиями разрабатывать          
программы и выделять средства на осуществление страховых полномочий вместе со   
страховыми компаниями.                                                          
                                                                                
Прошу вас рассмотреть таблицы поправок и принять законопроект во втором         
чтении.                                                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Павлович.                                   
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 47 мин. 38 сек.)                 
Проголосовало за              307 чел.68,2 %                                    
Проголосовало против           10 чел.2,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    317 чел.                                          
Не голосовало                 133 чел.29,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет.                                   
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 04 сек.)                 
Проголосовало за              305 чел.67,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    305 чел.                                          
Не голосовало                 145 чел.32,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование во втором чтении.                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              325 чел.72,2 %                                    
Проголосовало против           28 чел.6,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    353 чел.                                          
Не голосовало                  97 чел.21,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается законопроект во втором чтении.                                      
                                                                                
Включите, пожалуйста, микрофон.                                                 
                                                                                
ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, прошу поставить законопроект в повестку      
дня на 26 июля для голосования в третьем чтении. Спасибо.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 220

27.02.2015
Вопрос:

О проекте федерального закона № 694881-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества, утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3027 по 3195 из 7317
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма      
оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества,           
утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий".        
                                                                                
Алексей Владимирович Моисеев.                                                   
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Законопроект         
разработан в рамках реакции на последствия катастрофического наводнения,        
которое произошло сначала в городе Крымске Краснодарского края, затем на        
Дальнем Востоке, и направлен на обеспечение защиты имущественных интересов      
граждан, которые пострадали от такого рода ситуаций. Законопроектом             
предусматривается наделение субъектов Российской Федерации правом утверждать    
программы защиты жилищных прав граждан с использованием механизма               
страхования, обеспечивающие доступность для граждан добровольного страхования   
жилых помещений; определяются минимальное содержание таких программ,            
различные способы заключения договоров, в том числе и предусматривающие         
обращение к страховщику, и не предусматривающие обращение к страховщику или к   
страховому агенту; предлагается гибкий подход к определению условий программы   
с учётом специфики регионов Российской Федерации, предусматриваются различные   
способы оплаты страховой премии, включая право страхователя на оплату в         
рассрочку с использованием обычных квитанций, которые кладутся в почтовый       
ящик, а также право субъектов Российской Федерации - именно субъектов           
Российской Федерации! - на предоставление компенсации части страховой премии    
или иных льгот отдельным категориям граждан.                                    
                                                                                
Кроме того, в целях стимулирования граждан к заключению договоров страхования   
вводится целый ряд норм, ограничивающих права граждан, которые не заключили     
договор страхования, в случае если им предоставляется жильё после того, как     
какое-то катастрофическое событие их жильё повредило или привело к тому, что    
его необходимо снести.                                                          
                                                                                
И наконец, для того чтобы защитить права граждан именно в рамках того, о чём    
мы говорили, обсуждая предыдущий вопрос, вводятся право Банка России            
устанавливать дополнительные требования к страховщикам, которые участвуют в     
данных программах, а также полномочия Правительства Российской Федерации по     
установлению порядка определения размера страхового возмещения, порядка его     
осуществления, а также исчерпывающего перечня оснований для отказа в            
осуществлении страховой выплаты.                                                
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Наталья Викторовна Бурыкина.                             
                                                                                
БУРЫКИНА Н. В. Уважаемые коллеги, докладчик достаточно подробно рассказал о     
законопроекте, мы его достаточно подробно обсуждали на заседании комитета.      
Вводится основной принцип - принцип добровольности страхования жилья, но при    
этом нужно понимать, что здесь всё-таки предложены меры, скажем так,            
поддавливания, принуждения к страхованию жилья, и сами по себе эти меры -       
которые предлагаются в качестве стимулирования страхования жилья - вызвали в    
комитете дискуссию. В заключении комитета-соисполнителя - это комитет по        
жилищной политике - достаточно подробно обо всём написано. Смысл такой: если    
произошла утрата жилья в силу обстоятельств, когда сам гражданин виновником     
не является, - в результате какого-то несчастного случая, стихийного бедствия   
- и это жильё не было застраховано, он может получить другое жильё, но при      
этом есть отдельные ограничения для лица, которое новое жильё в качестве        
компенсации получает. Ну, первое ограничение - это запрет на приватизацию,      
хотя в Жилищном кодексе есть другие нормы, поэтому это предложение является     
спорным, дискуссионным, и, конечно, нужно обсуждать его. Также вводится         
запрет на обмен в отдельных случаях, вводится и ещё ряд ограничений.            
                                                                                
И ещё есть важные вопросы, которые докладчиком были обойдены, но на самом       
деле на них тоже, видимо, нужно будет отвечать ко второму чтению. Если есть     
программа страхования в регионах, естественно, должны быть у регионов           
соответствующие доходы, для того чтобы они могли эти программы добровольного    
страхования осуществлять, - это первый вопрос. Второй вопрос - это проблема     
ветхого жилья: не очень понятно, кто его будет страховать, какова его           
стоимость и какие будут там тарифы, а это важно, потому что в случае утраты     
даже ветхого жилья люди будут получать не ветхое жильё. К сожалению, на эти     
вопросы в предложенном тексте законопроекта никаких ответов нет, из концепции   
законопроекта, подготовленного к первому чтению, понятно только, что граждане   
должны видеть риски, в том числе те, что квартира может пострадать, если        
соседи залили, либо от пожара или какого-то ещё стихийного бедствия, и там      
предложены механизмы, для того чтобы люди добровольно страховали своё жильё.    
Вопрос о том, как смогут люди застраховать своё ветхое жильё, повторяю,         
остался без ответа, к сожалению.                                                
                                                                                
Ну, так как цивилизованные механизмы страхования и защиты имущества всё равно   
должны развиваться в нашей стране - я думаю, что они должны всё-таки            
цивилизованно развиваться, - а нормы, касающиеся тарифов страхования и оценки   
имущества, должны быть более-менее понятными, все эти вопросы необходимо        
будет ко второму чтению тщательно дорабатывать. Я думаю, что будут и поправки   
профильного комитета, касающиеся Жилищного кодекса.                             
                                                                                
С учётом изложенного комитет предлагает всё-таки поддержать данный              
законопроект в первом чтении.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли вопросы, коллеги? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Лазарев Константин Александрович.                                               
                                                                                
ЛАЗАРЕВ К. А., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Алексей Владимирович, вот у меня, как у юриста, возник вопрос: скажите,         
пожалуйста, какова правовая природа той страховой премии, которую будет         
оплачивать физическое лицо, заведомо зная, что страховое возмещение оно не      
получит?                                                                        
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Природа гражданско-правовая. Лицо знает, что у него есть право    
получить либо компенсацию в виде наличных денег, либо новое жильё. То есть      
выбор осуществляет лицо, которое заключило этот договор, поэтому природа,       
повторяю, абсолютно гражданско-правовая.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Абрамов Иван Николаевич.                                                        
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Алексей Владимирович, от наводнения, которое было на Дальнем          
Востоке в 2013 году, пострадало имущество сотен тысяч людей. Ну, такое          
наводнение у нас случилось, скажем, в первый раз за сто пятнадцать лет, и       
специалисты говорят, что повтор такого события вероятен через двести - триста   
лет. В основном от наводнения пострадали, конечно, жители сельской местности,   
там средняя зарплата у людей 10 тысяч рублей. Вот в связи с этим вопрос: как    
вы думаете, какую сумму сможет сельчанин потратить на страхование своего        
жилища?                                                                         
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Я тоже очень надеюсь, что такое наводнение повторится у нас не    
раньше чем через двести лет, дай бог, чтобы такой катастрофы у нас больше не    
было. Отвечаю на ваш вопрос: мы ожидаем, что ежемесячный платёж будет           
составлять от 30 до 50 рублей в среднем по стране.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шурчанов Валентин Сергеевич.                                                    
                                                                                
ШУРЧАНОВ В. С., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Иван Иванович.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к Алексею Владимировичу. Понятно, что законопроект возник в       
связи с кризисными явлениями, и Министерство финансов правильно, наверное,      
предлагает вот эти траты из бюджета переложить на собственников. Скажите,       
пожалуйста, сколько сегодня через добровольную систему страхования              
возмещается в случае таких масштабных явлений, как пожары, катастрофы, и        
сколько вот этим законопроектом предполагается? То есть как мы, по сути дела,   
защитим интересы государства? С точки зрения экономии сумм, выплачиваемых по    
страхованию, как мы будем защищены?                                             
                                                                                
МОИСЕЕВ А. В. Ну, практика по разным регионам различается. У нас есть           
несколько субъектов, в которых подобные программы уже реализуются, это в        
первую очередь Москва, где такая программа реализуется уже около двадцати       
лет, есть регионы, которые начали её реализовывать относительно недавно,        
например, Краснодарский край. Если говорить про опыт Москвы, который,           
наверное, более показателен с учётом того, что он долгосрочный, там примерно    
70 процентов убытков в конечном итоге компенсируется за счёт взносов граждан    
и 30 процентов - за счёт бюджета города Москвы.                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Три выступления.                                                                
                                                                                
Коллеги, выступления будут после перерыва.                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3216 по 3424 из 7317
Продолжаем обсуждение вопроса 21 порядка работы. Выступает депутат Хованская    
Галина Петровна.                                                                
                                                                                
Галина Петровна, вы от фракции? Да.                                             
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной         
политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Уважаемые коллеги, уважаемые депутаты! Мы вчера в комитете очень подробно       
обсуждали представленный вам законопроект, по нему имеются существенные         
замечания, он нуждается в серьёзнейшей доработке.                               
                                                                                
Общее замечание такого рода: вносить изменения в Жилищный кодекс при наличии    
специального федерального закона, который посвящён защите населения и           
территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, не     
надо - есть закон, вот этим законом и нужно урегулировать жилищные права        
граждан, попавших в нестандартную ситуацию. Жилищный кодекс регулирует          
всё-таки общие положения, и поэтому в него вносить такие изменения не нужно.    
Не нужно вносить изменения в Жилищный кодекс, в статью 12, которая регулирует   
вопросы полномочий органов государственной власти, совершенно это не нужно      
делать: страхование относится к Гражданскому кодексу - пожалуйста,              
регулируйте там все эти вопросы в нужном ключе.                                 
                                                                                
Дальше. Предлагается предоставлять гражданину жилое помещение по договору       
социального найма независимо от того, в собственности было у него жилое         
помещение до несчастья, до его утраты либо гражданин или семья занимали его     
по договору социального найма, при этом вводятся совершенно, с нашей точки      
зрения, необоснованные ограничения. Ну, что касается приватизации, сейчас       
обсуждать уже бессмысленно, потому что предполагается, что этот закон вступит   
в силу через год, так что и не будет возможности приватизировать жилое          
помещение. Но что касается обмена жилого помещения, мы просто не понимаем       
логики, по которой предлагается вот это ограничение: Жилищный кодекс содержит   
чёткие основания, когда обмен запрещён, - если нарушаются жилищные права        
граждан, тех же соседей, например при вселении тяжелобольных людей и так        
далее, я сейчас не буду перечислять, там много положений, в соответствии с      
которыми можно признать обмен недействительным и которые запрещают обмен. Так   
что вот эти нормы не должны быть включены в Жилищный кодекс.                    
                                                                                
Есть более, может быть, мелкие замечания, но тоже важные - например, почему     
только когда в доме создано ТСЖ? Ведь не только ТСЖ, но и управляющая           
организация может управлять домом! Вот какие-то совершенно для нас непонятные   
вещи написаны в этом законопроекте.                                             
                                                                                
И самое главное (об этом уже говорила Наталья Викторовна Бурыкина) - это то,    
что, как вы знаете, в основном всё-таки страдают от стихийных бедствий          
помещения, которые уже непригодны для проживания. Ну застрахуют это помещение   
- какова будет страховая выплата? Сможет ли гражданин на эти средства что-то    
приобрести? Я думаю, что он ничего не сможет приобрести! И вот о какой          
экономии бюджетных средств тут может идти речь? Мне совершенно непонятна эта    
логика, абсолютно!                                                              
                                                                                
Я не буду долго задерживать ваше внимание, но всё-таки скажу ещё об одном       
моменте: нельзя заставлять нанимателя, не являющегося собственником жилого      
помещения, страховать не принадлежащее ему имущество - он может застраховать    
движимое имущество в квартире, это вполне нормально, но ему вот этим            
законопроектом практически навязывается обязанность страховать имущество,       
принадлежащее муниципальному образованию!                                       
                                                                                
Короче говоря, в заключение хочу сказать, что у нас создана рабочая группа по   
доработке этого законопроекта, и я вас очень прошу...                           
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Да, пожалуйста, можно включаться, конечно, в эту работу.        
                                                                                
Ну явно документ писали люди, которые не знают или плохо ориентируются в        
жилищном законодательстве, так что, коллеги, вы можете, конечно, поддержать     
этот документ в первом чтении - наша фракция за него голосовать не будет, -     
но он нуждается в очень существенной доработке, иначе нас наши граждане, наши   
избиратели не поймут.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лазарев Константин Александрович от фракции КПРФ.                               
                                                                                
ЛАЗАРЕВ К. А. Уважаемые депутаты, я полностью поддерживаю Галину Петровну,      
только хочу углубить и расширить её мысль: этот законопроект не просто          
требует существенной доработки - он не требует вообще никакой доработки, он     
вообще не нужен! Все вопросы, связанные со страхованием, у нас урегулированы    
Гражданским кодексом, законом о страховании и сопутствующими, смежными          
нормативными актами, этот закон будет однозначно лишним. Утверждение Алексея    
Владимировича, что введение в действие этого закона приведёт к тому, что        
тарифы по страховке будут в пределах 30-70 рублей, совершенно неправильное,     
это не соответствует рыночным механизмам.                                       
                                                                                
Законопроект этот направлен на то, чтобы решить проблему не в центральной       
полосе России, а в тех регионах, которые подвержены стихийным бедствиям, -      
это Дальний Восток, Сибирь, там даже на хлеб цена выше, чем в центральной       
полосе, соответственно и размер страховки будет существенно, скорее всего в     
разы, больше. Это во-первых. Во-вторых, он направлен на оказание помощи как     
раз гражданам, которые относятся к категории малоимущих, - они у нас больше     
всех пострадали в результате наводнения на Дальнем Востоке, - а это, как        
правило, частный сектор, частные дома.                                          
                                                                                
С чем столкнутся граждане в будущем в случае принятия этого закона?             
Во-первых, будет необходимо зарегистрировать право собственности на частные     
дома - опыт показал, что после наводнения 2013 года на Дальнем Востоке          
прокуратура была вынуждена подавать в массовом порядке исковые заявления о      
признании права собственности на недвижимое имущество: люди годами пользуются   
своими домами и земельными участками, не имея права собственности на них, -     
ну и, соответственно, будут расходы, связанные с регистрацией права             
собственности: оценка БТИ, регистрация, пошлина и прочее. Мы с вами недавно     
приняли закон о налоге на имущество, теперь мы фактически подводим имущество    
этих граждан под налогооблагаемую базу: зарегистрировав право собственности,    
они будут вынуждены платить ещё и налог на имущество. Кроме того, на случай,    
если это событие произойдёт, необходимо будет произвести оценку имущества на    
момент страхования, до события, - кто её будет делать? А после того, как        
событие произошло, нужно будет произвести оценку ущерба, причинённого           
имуществу, - кто это будет делать? И вы хотите сказать, что ставка будет        
30-70 рублей?! Что эта сумма означает? Если мы возьмём среднее значение, 50     
рублей, то за год наберётся 600 рублей, а за десять лет - 6 тысяч рублей,       
даже за двадцать, за тридцать лет - это смехотворная сумма, что можно на эти    
деньги застраховать?                                                            
                                                                                
Кроме того, сегодня жители сельской местности - в основном люди пенсионного     
возраста, а пенсионеры получают очень небольшую, мизерную пенсию. У нас в       
сельской местности огромные затруднения вызывает сбор членских взносов по 100   
рублей с каждого - люди не могут заплатить и это! Принятие данного              
законопроекта наслаивается ещё и на общее финансовое положение в стране, на     
кризис, который сегодня фактически в два раза увеличил цены на продукты, а в    
тех регионах, которые наиболее подвержены стихийным бедствиям, цены             
изначально были очень высокие, в некоторых местах просто запредельные.          
Закредитованность этих категорий населения тоже очень большая: сегодня          
пенсионеры понабрали кредитов для детей, для внуков, им охотно дают кредиты,    
потому что очень просто удержать... с пенсии идут очень хорошие платежи,        
банки с удовольствием идут на это. А мы накладываем на них ещё и добровольное   
страхование. Мы отлично понимаем, каким образом будет осуществляться это        
"добровольное" страхование на практике: в части социального найма - к гадалке   
не ходи, это будет обязательным условием заключения договора социального        
найма, и буквально при заключении такого договора на следующий период, сразу    
после вступления в силу этого закона появится обязанность, гласное либо         
негласное требование заключать договоры страхования. То есть на местах будут    
реализовывать этот закон, скажем так, административными методами.               
                                                                                
Что касается критики самого законопроекта. Я вот недаром задал вопрос Алексею   
Владимировичу о характере правоотношений, мне вообще непонятна сама схема,      
которая предложена в законопроекте: физическое лицо платит страховую премию     
страховой компании, а страховое возмещение получает субъект Федерации. На       
каком основании он получает страховое возмещение? Насколько эта предложенная    
схема вообще соответствует нашему гражданскому законодательству?                
                                                                                
В части мер стимуляции вступления в эту программу. Предложенные способы -       
запрет на приватизацию и запрет на обмен жилыми помещениями - это вообще, я     
бы сказал, возмутительные правила! Уже в силу наличия в законопроекте данной    
нормы стоит голосовать против его принятия.                                     
                                                                                
Подытоживая сказанное, я хочу обратить внимание на то, что помощь необходимо    
оказывать, поддерживать граждан, которые потеряли своё жильё в силу             
непредвиденных, чрезвычайных обстоятельств, государство обязано, оно ни в       
коем случае не должно перекладывать ответственность на плечи самих граждан и    
частично на плечи субъектов Федерации - это приведёт к ещё большим долгам и     
ещё большей закредитованности.                                                  
                                                                                
Этот закон не нужен, он лишний, я призываю всех голосовать против данного       
законопроекта. Правительство должно предложить другую, действенную схему        
оказания помощи, и в этой схеме, безусловно, должно недвусмысленно              
прослеживаться участие самого государства.                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Александрович.                        
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, я также считаю, что в погоне за какой-то         
благой целью поторопились, поспешили и выдали вот такой документ, реализация    
которого действительно не достигнет ни одной из обозначенных целей. В           
законопроекте масса недоработок, и поэтому, конечно, его нужно либо сразу       
отложить, либо дорабатывать очень серьёзно во втором чтении.                    
                                                                                
Какие, Алексей Владимирович, здесь есть вопросы? Конечно, когда происходит      
чрезвычайное происшествие, связанное с природным явлением, - к примеру, с       
ударом молнии, падением метеорита, землетрясением - да, здесь обстоятельства    
непреодолимой силы; но бывают катастрофы, которые чаще всего мы и видели в      
последнее время и о которых, наверное, думали авторы законопроекта, -           
катастрофы, происходящие по каким-то техногенным причинам, и которые нельзя     
назвать обстоятельствами непреодолимой силы. Ну, например, взрыв на складе      
боеприпасов - да, это ЧП, но такие ЧП происходят по вине конкретных служб,      
сил, физических, юридических лиц. Или те же самые пожары: пожар идёт десятки    
километров по лесам, достигает населённого пункта, а пожарная служба не может   
его остановить по разным причинам (не будем их обсуждать). Это другие ЧП, и     
почему здесь ответственность должен полностью взять на себя владелец жилья?     
То есть возникают большие вопросы. Тогда пусть страхуются вот эти службы, по    
вине которых происходят, я не знаю, прорывы дамб, разрушения каких-то станций   
и наводнения в связи с этим, - пусть они страхуют свою ответственность, а       
потом регионы из этих сумм будут восстанавливать разрушенное! Давайте вот       
такой страховкой предложим, так сказать, обложить вот эти структуры, ту же      
пожарную службу и многие другие.                                                
                                                                                
Конечно, главный вопрос здесь уже звучал: для того чтобы реально, не для        
галочки, страховать имущество и платить реальные деньги за жильё, должны быть   
соответствующие доходы... (Микрофон отключён.)                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тридцать секунд добавьте.                                 
                                                                                
НИЛОВ О. А. ...и вам совершенно понятно, что ни с пенсий, ни с зарплат,         
которые сегодня на уровне прожиточного минимума, реально нельзя заплатить       
соответствующие страховые взносы. Значит, страховые компании только получат     
прибыль, а никакой ощутимой поддержки не окажут. И если вы предложите,          
допустим, создавать государственные страховые компании что для поддержки        
туристов, выезжающих за рубеж, что для поддержки собственников жилья, тогда     
это может быть совсем... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алексей Владимирович, будете с заключительным словом выступать? Нет.            
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6360 по 6378 из 7317
21-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в части упорядочивания механизма      
оказания помощи гражданам на восстановление (приобретение) имущества,           
утраченного в результате пожаров, наводнений и иных стихийных бедствий".        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 23 сек.)                 
Проголосовало за              238 чел.52,9 %                                    
Проголосовало против           92 чел.20,4 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    330 чел.                                          
Не голосовало                 120 чел.26,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.