Заседание № 53
20.10.2004
Вопрос:
О проекте федерального закона № 69460-4 "О внесении изменений и дополнений в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5229 по 5320 из 6327
Переходим к рассмотрению пункта 15, проекта федерального закона "О внесении изменений и дополнений в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях". Законодательное Собрание Калужской области просит рассмотреть данный законопроект без участия своего представителя. Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Харитонов Александр Николаевич. ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия". Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законом предлагается изменить название статьи 1.3 кодекса, устанавливающей предметы ведения Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, изложить в новой редакции пункт 3 части 1 этой статьи и дополнить новой частью, устанавливающей полномочия и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Предлагаемые изменения направлены на расширение полномочий субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях, в частности предлагается предоставить субъектам Федерации право устанавливать административную ответственность за нарушение федеральных законов и иных нормативных правовых актов федерального уровня. По мнению авторов законопроекта, внесение предлагаемых изменений позволит исключить имеющее место противоречие установленных кодексом полномочий Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях принципу разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному статьей 72 Конституции. Комитет считает, что предложение о предоставлении субъектам Российской Федерации права устанавливать административную ответственность за нарушение федеральных законов и иных нормативных правовых актов федерального уровня не согласуется с концепцией кодекса в части разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, предусмотренного в статьях 1.1, 21.1, 22.2 и 28.3 кодекса, основанной на общих принципах разграничения полномочий по предметам совместного ведения России и субъектов, закрепленных в статье 76 Конституции Российской Федерации. Применительно к законодательству об административных правонарушениях принципы разграничения полномочий также разъяснены в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 1 октября 1998 года № 145-0. В определении указывается, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные законы в области административных правонарушений, если они не противоречат федеральным законам, регулирующим те же правоотношения, а при отсутствии такого федерального закона - осуществлять собственное правовое регулирование в области административной ответственности. При этом законодатель субъекта Российской Федерации не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений, регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального закона, и обязаны соблюдать общие требования, предъявляемые к установлению административной ответственности и производству по делам об административных правонарушениях. Таким образом, предлагаемое дополнение вступает в противоречия как с концепцией Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нарушая его логику и создавая внутренние противоречия, так и с соответствующими нормами федерального законодательства. Предложение о наделении субъектов Российской Федерации правом устанавливать порядок распределения сумм административных штрафов, взысканных за административные правонарушения, также не может быть поддержано, поскольку указанный вопрос не относится к предмету правового регулирования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок зачисления административных штрафов в бюджеты установлен статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Законопроект прошел правовую экспертизу. На него получен отрицательный отзыв Правительства Российской Федерации. С учетом изложенного комитет рекомендует этот проект закона отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вопросы есть к докладчику? Нет. Присаживайтесь, пожалуйста. Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Представители правительства и президента? Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить. Прошу вас определиться голосованием. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 46 сек.) Проголосовало за 0 чел.0,0% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 4 чел. Не голосовало 446 чел.99,1% Результат: не принято Не принято.