Заседание № 53

20.10.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 69460-4 "О внесении изменений и дополнений в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения предметов ведения Российской Федерации и ее субъектов в области законодательства об административных правонарушениях).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5229 по 5320 из 6327
Переходим к рассмотрению пункта 15, проекта федерального закона "О внесении     
изменений и дополнений в статью 1.3 Кодекса Российской Федерации об             
административных правонарушениях". Законодательное Собрание Калужской области   
просит рассмотреть данный законопроект без участия своего представителя.        
Содоклад сделает заместитель председателя Комитета по конституционному          
законодательству и государственному строительству Харитонов Александр           
Николаевич.                                                                     
                                                                                
ХАРИТОНОВ А. Н., фракция "Единая Россия".                                       
                                                                                
Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Законом предлагается       
изменить название статьи 1.3 кодекса, устанавливающей предметы ведения          
Российской Федерации в области законодательства об административных             
правонарушениях, изложить в новой редакции пункт 3 части 1 этой статьи и        
дополнить новой частью, устанавливающей полномочия и субъектов Российской       
Федерации в области законодательства об административных правонарушениях.       
Предлагаемые изменения направлены на расширение полномочий субъектов            
Российской Федерации в области законодательства об административных             
правонарушениях, в частности предлагается предоставить субъектам Федерации      
право устанавливать административную ответственность за нарушение федеральных   
законов и иных нормативных правовых актов федерального уровня.                  
                                                                                
По мнению авторов законопроекта, внесение предлагаемых изменений позволит       
исключить имеющее место противоречие установленных кодексом полномочий          
Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области                 
законодательства об административных правонарушениях принципу разграничения     
предметов ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,        
установленному статьей 72 Конституции. Комитет считает, что предложение о       
предоставлении субъектам Российской Федерации права устанавливать               
административную ответственность за нарушение федеральных законов и иных        
нормативных правовых актов федерального уровня не согласуется с концепцией      
кодекса в части разграничения полномочий между федеральными органами            
государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской   
Федерации, предусмотренного в статьях 1.1, 21.1, 22.2 и 28.3 кодекса,           
основанной на общих принципах разграничения полномочий по предметам             
совместного ведения России и субъектов, закрепленных в статье 76 Конституции    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Применительно к законодательству об административных правонарушениях принципы   
разграничения полномочий также разъяснены в определении Конституционного Суда   
Российской Федерации от 1 октября 1998 года № 145-0. В определении              
указывается, что субъекты Российской Федерации вправе принимать собственные     
законы в области административных правонарушений, если они не противоречат      
федеральным законам, регулирующим те же правоотношения, а при отсутствии        
такого федерального закона - осуществлять собственное правовое регулирование    
в области административной ответственности. При этом законодатель субъекта      
Российской Федерации не вправе вторгаться в те сферы общественных отношений,    
регулирование которых составляет предмет ведения Российской Федерации, а        
также предмет совместного ведения при наличии по данному вопросу федерального   
закона, и обязаны соблюдать общие требования, предъявляемые к установлению      
административной ответственности и производству по делам об административных    
правонарушениях. Таким образом, предлагаемое дополнение вступает в              
противоречия как с концепцией Кодекса Российской Федерации об                   
административных правонарушениях, нарушая его логику и создавая внутренние      
противоречия, так и с соответствующими нормами федерального законодательства.   
                                                                                
Предложение о наделении субъектов Российской Федерации правом устанавливать     
порядок распределения сумм административных штрафов, взысканных за              
административные правонарушения, также не может быть поддержано, поскольку      
указанный вопрос не относится к предмету правового регулирования Кодекса        
Российской Федерации об административных правонарушениях. Порядок зачисления    
административных штрафов в бюджеты установлен статьей 46 Бюджетного кодекса     
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Законопроект прошел правовую экспертизу. На него получен отрицательный отзыв    
Правительства Российской Федерации. С учетом изложенного комитет рекомендует    
этот проект закона отклонить.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Вопросы есть к докладчику? Нет.                                                 
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Кто хотел бы выступить? Нет желающих. Представители правительства и             
президента?                                                                     
                                                                                
Коллеги, кто за то, чтобы принять данный законопроект в первом чтении? Мнение   
комитета - отклонить. Прошу вас определиться голосованием.                      
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 17 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за                0 чел.0,0%                                      
Проголосовало против            4 чел.0,9%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                      4 чел.                                          
Не голосовало                 446 чел.99,1%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Не принято.