Заседание № 226

27.03.2015
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 692549-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в части уточнения порядка взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с государственными органами и должностными лицами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5089 по 5108 из 8713
10-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении            
изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам      
человека в Российской Федерации", третье чтение. Докладывает Владимир           
Николаевич Плигин.                                                              
                                                                                
Включите микрофон.                                                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Проект федерального                 
конституционного закона прошёл необходимые экспертизы и готов к одобрению в     
третьем чтении. Просим одобрить.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                     
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 7058 по 7075 из 8713
10-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении            
изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам      
человека в Российской Федерации".                                               
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              445 чел.98,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон одобрен.                                                                  
                                                                                

Заседание № 225

25.03.2015
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 692549-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в части уточнения порядка взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с государственными органами и должностными лицами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1709 по 1763 из 6400
3-й вопрос, во втором чтении слушается проект федерального конституционного     
закона "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об            
Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации ". Докладывает         
Владимир Николаевич Плигин.                                                     
                                                                                
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! К проекту федерального          
конституционного закона поступило четыре поправки, две из них включено в        
таблицу поправок № 1, рекомендуемых комитетом к принятию, и две - в таблицу №   
2, рекомендуемых к отклонению. Прошу утвердить таблицы поправок.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли замечания по таблице № 1? Нет.                                          
                                                                                
Ставлю таблицу на голосование.                                                  
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 35 сек.)                 
Проголосовало за              365 чел.81,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    365 чел.                                          
Не голосовало                  85 чел.18,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок № 1 принимается.                                               
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставлю на голосование.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 00 сек.)                 
Проголосовало за              360 чел.80,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    360 чел.                                          
Не голосовало                  90 чел.20,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица № 2 также принимается.                                                  
                                                                                
Владимир Николаевич, по этому вопросу у вас всё? Всё.                           
                                                                                
Выносим законопроект на "час голосования".                                      
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5069 по 5087 из 6400
3-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении изменений   
в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в     
Российской Федерации", второе чтение. Это проект федерального                   
конституционного закона - будьте внимательны!                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              436 чел.96,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    436 чел.                                          
Не голосовало                  14 чел.3,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении одобрен.                                          
                                                                                

Заседание № 224

24.03.2015
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 692549-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в части уточнения порядка взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с государственными органами и должностными лицами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1289 по 1294 из 6647
ПЛИГИН В. Н., председатель Комитета Государственной Думы по конституционному    
законодательству и государственному строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".     
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба перенести рассмотрение 5-го и 6-го         
вопросов на завтра, включить в повестку на 25 марта. Спасибо большое.           
                                                                                

Заседание № 217

20.02.2015
Вопрос:

О проекте федерального конституционного закона № 692549-6 "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" (в части уточнения порядка взаимодействия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с государственными органами и должностными лицами).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5080 по 5597 из 7876
34-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении            
изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам      
человека в Российской Федерации", и 35-й вопрос, проект федерального закона     
"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в   
целях совершенствования деятельности уполномоченных по правам человека".        
Докладывает Гарри Владимирович Минх, полномочный представитель президента.      
                                                                                
МИНХ Г. В., полномочный представитель Президента Российской Федерации в         
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему        
вниманию предлагается один доклад по двум законопроектам - по проекту           
федерального конституционного закона "О внесении изменений в Федеральный        
конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской        
Федерации" и по проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные   
законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования             
деятельности уполномоченных по правам человека". Как видно даже из названий     
указанных законопроектов, речь идёт о дополнительных мерах по                   
совершенствованию нормативно-правовой базы деятельности института               
уполномоченных по правам человека в Российской Федерации как на федеральном     
уровне, так и на региональном.                                                  
                                                                                
В порядке информации хочу вам сказать, что в настоящее время должности          
уполномоченных учреждены в восемьдесяти одном субъекте Российской Федерации,    
в семидесяти девяти субъектах уже действуют должностные лица, назначенные на    
указанные должности. И хочу напомнить, что сначала не во всех регионах такие    
институты были созданы, а в настоящее время, как мы с вами видим, почти в ста   
процентах субъектов действуют уполномоченные по правам человека.                
                                                                                
Теперь что касается новелл, предложенных Президентом Российской Федерации.      
Предлагается расширить права Уполномоченного по правам человека в Российской    
Федерации прежде всего в сфере взаимодействия с соответствующими                
государственными органами и должностными лицами в субъектах Российской          
Федерации, предусмотреть возможность уполномоченного оказывать своим коллегам   
в субъектах Российской Федерации организационную, правовую, информационную и    
иную помощь. В связи с этим предполагается создать механизм, который позволил   
бы более эффективно реализовывать это взаимодействие, а именно совет            
уполномоченных по правам человека в качестве консультативного и                 
совещательного органа. В состав этого консультативного органа предлагается      
включить по одному представителю от каждого федерального округа.                
                                                                                
Второй законопроект, проект федерального закона, корректирует, вернее, я бы     
даже сказал - создаёт базовые положения статуса уполномоченного по правам       
человека в субъекте Российской Федерации, и в связи с этим корректируется, в    
частности, закон "Об общих принципах организации законодательных                
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов    
Российской Федерации". Предусматривается, что должность уполномоченного по      
правам человека в субъекте может учреждаться конституцией (уставом) или         
законом субъекта Российской Федерации. Устанавливается, что уполномоченный по   
правам человека в субъекте Российской Федерации в своей деятельности            
независим от каких-либо государственных органов и должностных лиц.              
Предусматривается, что уполномоченный назначается (избирается) на должность     
законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации.       
Также предусматривается, что уполномоченный по правам человека в субъекте       
Российской Федерации не вправе быть членом политической партии или иного        
общественного объединения, преследующего политические цели. Предложения по      
кандидатурам на должность уполномоченного по правам человека в субъекте         
Российской Федерации вправе вносить высшее должностное лицо субъекта            
Российской Федерации, депутаты (группа депутатов), правозащитные организации,   
иные органы и организации в соответствии с законодательством субъекта           
Российской Федерации, при этом устанавливается очень важная новелла о том,      
что кандидатуры на должность уполномоченного по правам человека в субъекте      
Российской Федерации предварительно согласовываются с федеральным               
уполномоченным по правам человека. Предусматривается также, что в случае        
несоблюдения региональным уполномоченным соответствующих требований,            
ограничений и запретов полномочия могут быть прекращены досрочно, при этом      
необходимо провести соответствующие консультации по вопросу досрочного          
прекращения полномочий с Уполномоченным по правам человека в Российской         
Федерации.                                                                      
                                                                                
Определяется то, что региональные уполномоченные имеют целый ряд серьёзных      
полномочий в отношении территориальных органов федеральных органов              
исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет           
Правительство Российской Федерации, а также организаций, которые созданы        
федеральными органами власти и действуют на базе федеральной собственности,     
при этом предусматривается, что уполномоченный по правам человека в субъекте    
Российской Федерации имеет возможность беспрепятственно посещать указанные      
органы и организации, право запрашивать и получать от них сведения, документы   
и материалы, возможность получать объяснения от соответствующих должностных     
лиц и проводить самостоятельно или совместно с другими органами проверку        
деятельности указанных органов и организаций, право безотлагательного приёма    
соответствующими руководителями.                                                
                                                                                
Закрепляется финансовая база для обеспечения деятельности уполномоченного и     
его аппарата в субъекте Российской Федерации: устанавливается, что эта          
деятельность финансируется за счёт бюджетных ассигнований бюджета субъекта      
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Вот основные положения инициатив, которые предложены Президентом Российской     
Федерации. Прошу вас поддержать эти инициативы - одобрить в первом чтении       
проект федерального конституционного закона и принять в первом чтении проект    
федерального закона.                                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
С содокладом выступает Владимир Николаевич Плигин.                              
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Гарри Владимирович     
подробно изложил суть представляемых законопроектов, что исключает              
необходимость повторения мной данных положений.                                 
                                                                                
В условиях современной политической действительности, в период динамично        
меняющихся социально-экономических условий развития нашего государства особую   
значимость, несомненно, приобретает проблема взаимосвязи и взаимного доверия    
гражданского общества и государства как основополагающей ценности современной   
демократии. Несомненно, развитие демократических институтов выступает           
основанием легитимности как отдельных решений, так и государственных            
институтов в целом, что имеет следующие политические последствия: повышается    
уровень стабильности системы государственной власти; формируется эффективный    
механизм контроля за действиями государственных чиновников и отдельных          
органов власти; уменьшается аффект бюрократизации в деятельности органов        
государственной власти; повышается эффективность государственного управления,   
поскольку основной задачей власти становится обобщение плюрализма позиций       
участников политического процесса, на основании чего определяется, чьи          
интересы были представлены наиболее убедительно и нашли самую большую           
поддержку в обществе, что, в свою очередь, ложится в основу формирования        
стратегии развития государства на ближайшую перспективу.                        
                                                                                
В этой части несомненно, что развитие таких институтов, как институт            
уполномоченного по правам человека, институт уполномоченных по правам           
человека в субъектах Российской Федерации, будет способствовать расширению      
возможности для осуществления межличностного взаимодействия представителей      
государственных органов субъекта Российской Федерации и уполномоченных по       
правам человека в субъектах Российской Федерации, деятельность которых          
призвана обеспечить дополнительные гарантии государственной защиты прав,        
свобод и законных интересов граждан, в том числе лиц, которые на определённый   
период ограничены в некоторых правах, в частности тех, к которым применена      
мера пресечения - заключение под стражу, а также осуждённых лиц.                
                                                                                
Хотелось бы обратить внимание - Гарри Владимирович на этом останавливался -     
на важную новацию, содержащуюся в проекте федерального конституционного         
закона, согласно которой в целях обеспечения эффективной деятельности           
уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации              
Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации вправе создать в       
качестве консультативного и совещательного органа совет уполномоченных по       
правам человека, включив в его состав по одному представителю из каждого        
федерального округа из числа уполномоченных по правам человека в субъектах      
Российской Федерации. Кстати, законопроектом устанавливаются также              
определённые процессуальные процедурные гарантии для Уполномоченного по         
правам человека в Российской Федерации, для уполномоченных по правам человека   
в субъектах Российской Федерации при участии в определённых действиях с         
лицами, свобода которых ограниченна.                                            
                                                                                
В нашем комитете мы неоднократно встречались с уполномоченными по правам        
человека из различных субъектов Российской Федерации, и должен сказать:         
совершенно понятно, что в целом ряде случаев деятельность этих людей, ну,       
если не ограничивается, то и не встречается с радостью, и поэтому               
формирование правовой базы этого института и взаимодействия между               
региональными уполномоченными и федеральным уполномоченным будет служить в      
том числе дополнительной гарантией их личной эффективности, личного успеха,     
что, несомненно, отразится на усилении их возможностей по защите интересов      
наших избирателей.                                                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич.                             
                                                                                
Вопросы есть?                                                                   
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Плетнёва Тамара Васильевна.                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо.                                                         
                                                                                
У меня вопрос к уважаемому мною Владимиру Николаевичу Плигину.                  
                                                                                
Владимир Николаевич, простите меня, пожалуйста, за мою некомпетентность,        
но... То, что идёт формирование совета уполномоченных, то, что внутренняя       
политика меняется, взаимодействие улучшается, - это всё прекрасно, но вот к     
нам, депутатам, люди очень часто обращаются с жалобами на судебную систему и    
просят написать запрос (и сами часто пишут) уполномоченному по правам           
человека или уполномоченному по правам ребёнка, чаще всего. Имеет ли право      
уполномоченный по правам человека в субъекте Федерации или федеральный          
уполномоченный испрашивать дело, для того чтобы его рассмотреть, или не         
имеет?                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Плигину включите микрофон.                       
                                                                                
ПЛИГИН В. Н. Уважаемая Тамара Васильевна, несомненно, вы являетесь              
исключительно компетентным депутатом, и эта компетентность демонстрировалась    
сегодня в этом зале в том числе в рамках вашего предыдущего выступления.        
                                                                                
Я хотел бы подчеркнуть, мы должны понимать, что каждая ветвь власти решает      
свои задачи самостоятельно и, конечно же, существует определённый предел для    
вмешательства Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и       
уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации в судебную   
деятельность, поскольку судебная деятельность достаточно предметно и точно      
регламентирована и уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное           
законодательство предоставляет полный набор возможностей, или, точнее,          
значительный набор возможностей для защиты интересов конкретных лиц, которые    
являются участниками судебных процессов. Действительно, неоднократно возникал   
вопрос, не должны ли представления уполномоченного по правам человека быть      
обязательными для принесения надзорных или иных протестов, но я думаю, что на   
этой стадии вряд ли мы можем двигаться в этом направлении, предусматривая       
обязательность рассмотрения каких-то вопросов. В то же время существуют         
достаточные, я ещё раз подчёркиваю, гарантии, связанные с возможностью подачи   
запроса, с возможностью проведения бесед с лицами, заключёнными под стражу, с   
лицами, в отношении которых вынесены приговоры, для того чтобы формулировать    
позиции и обращать внимание соответствующих систем на необходимость             
пересмотра тех или иных решений.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шингаркин Максим Андреевич.                                                     
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Иван Иванович.                                 
                                                                                
Зная, что Владимир Николаевич Плигин всегда очень корректен с коллегами, я с    
трудом удержался от желания адресовать вопрос ему и всё-таки адресую вопрос     
Гарри Владимировичу.                                                            
                                                                                
Гарри Владимирович, а когда мы могли бы рассмотреть действия Уполномоченного    
по правам человека в Российской Федерации, уполномоченных в субъектах           
Российской Федерации в отношении тех лиц, которые проходят военную службу?      
Ведь хотя эти лица и не ограничены в гражданских правах, с учётом               
особенностей прохождения службы, допуска к гостайне существует проблема         
допуска региональных уполномоченных на военные объекты.                         
                                                                                
Кроме того, у нас бывают случаи с иностранными гражданами, которые              
экстерриториально находятся, допустим, в международных водах Российской         
Федерации, а уполномоченный по правам человека, к счастью для нашей страны,     
не в состоянии за считанные часы долететь до безбрежных морей в районе          
Дальнего Востока... (Микрофон отключён.)                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте пятнадцать секунд.                               
                                                                                
ШИНГАРКИН М. А. ...да и Севера. И кроме того, как быть с защитой прав граждан   
Российской Федерации в иностранных государствах в случае их преследования?      
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Максим Андреевич, если говорить о комплексе тех проблем,   
о которых вы сказали, то, безусловно, решение всей этой проблематики один       
институт уполномоченного по правам человека, включая даже уполномоченных в      
субъектах Российской Федерации, осуществить не сможет, особенно это касается    
каких-то отдалённых местностей и наших граждан, находящихся за пределами        
Российской Федерации. Но мы с вами помним, что защита и оказание                
покровительства тем гражданам, которые находятся вне пределов Российской        
Федерации, формулируется как общая задача Российской Федерации в рамках         
института гражданства, и в этой части, мы должны помнить, вся система органов   
государственной власти должна работать исходя из приоритета и необходимости     
защиты прав и свобод человека и гражданина. Напоминаю, что это сформулировано   
в статье 2 Конституции Российской Федерации, а также в главе 2, в статье 18     
по-моему. Российские загранучреждения в этом плане оказывают необходимое        
содействие, покровительство и поддержку гражданам Российской Федерации за       
пределами Российской Федерации, и, повторю, вся система власти в этом плане     
работает.                                                                       
                                                                                
Что же касается конкретно Уполномоченного права по правам человека в            
Российской Федерации, то вы знаете, что это институт, который формируется       
Государственной Думой, вы знаете, что это институт, который подотчётен          
Государственной Думе, и вы знаете, что существует форма доклада                 
уполномоченного, который направляется в Государственную Думу, поэтому здесь     
есть все правовые возможности для того, чтобы послушать, что делается           
уполномоченным, какие есть проблемы, и в случае необходимости либо придать      
ему дополнительные полномочия - то, что мы сейчас с вами предполагаем           
сделать, - либо ещё каким-то образом активизировать, стимулировать его          
деятельность.                                                                   
                                                                                
То есть, повторю, конечно, проблемы, о которых вы говорите, есть, но здесь      
надо комплексно анализировать работу всей системы органов государственной       
власти.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Гарри Владимирович.                              
                                                                                
Синельщиков Юрий Петрович.                                                      
                                                                                
СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ.                                                
                                                                                
Вопрос к Гарри Владимировичу.                                                   
                                                                                
Законопроектом предлагается возложить на уполномоченного функцию координатора   
деятельности правозащитных органов - скажите, пожалуйста, не следует ли в       
связи с этим создать в стране единую двухзвенную систему, осуществляющую        
защиту прав граждан, состоящую из Уполномоченного по правам человека в          
Российской Федерации и соответствующих уполномоченных в субъектах,              
ликвидировав оплачиваемые должности иных правозащитников и их аппаратов как     
на федеральном, так и на областном уровне? Я имею в виду уполномоченных по      
правам ребёнка, уполномоченных по правам коренных малочисленных народов и       
других: работа этих правозащитников малоэффективна.                             
                                                                                
И второе: не следует ли в законе определить принципы взаимодействия             
уполномоченного с прокуратурой? На практике возникали вопросы, кто главнее.     
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Юрий Петрович, я не сторонник создания такого              
министерства или квазиминистерства, как это следует из самой постановки         
вопроса в вашей редакции: всё-таки мы с вами находимся в рамках федеративного   
устройства системы государственной власти наряду с другими принципами           
организации власти, и поэтому взаимодействие в сфере защиты прав и свобод       
человека должно строиться на более мягких и корректных началах, с помощью       
более мягких инструментов. Напоминаю вам, что у нас здесь есть определённое     
пересечение с точки зрения логики Конституции: о регулировании и защите прав    
и свобод человека и гражданина говорится в статье 71 Конституции - напомню,     
что это предмет ведения Российской Федерации, а собственно защита прав и        
свобод человека и гражданина - это статья 72 Конституции, в которой речь идёт   
о предметах совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской     
Федерации. А такие формулировки и такое пересечение этих сфер деятельности      
всё-таки предполагают, повторю, более мягкую форму взаимоотношений.             
                                                                                
В отношении вопроса о том, кто главнее - прокуратура или уполномоченный по      
правам человека, ну, я думаю, что это несколько риторическая постановка         
вопроса. Если мы зададим даже в режиме не анонимного, а открытого, скажем       
так, анкетирования этот вопрос самим уполномоченным по правам человека в        
субъектах Российской Федерации, я не говорю о прокурорских работниках, то,      
мне кажется, ответ на вопрос, кто главнее, будет очевиден.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Романов Валентин Степанович.                                                    
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Гарри Владимирович, я полагаю, сегодня нет предмета     
для дискуссии о том, что... Хотя и есть Конституция, провозглашающая            
разделение властей, но в целом у нас огромный перекос в сторону                 
исполнительной власти. А скажите, как воспринимается мысль о том, что права     
уполномоченных по правам человека должны быть усилены в той части, где          
затрагиваются коренные интересы социально-экономической сферы? Ну, например,    
государство обрушивает капитальный ремонт на гражданина или государство         
бездействует, когда цены так взметнулись, - в чём же эти уполномоченные могут   
повлиять?                                                                       
                                                                                
И сюда же: ряд губернаторов, вице-губернаторов провалились, попали под          
коррупционные скандалы, - нет ли анализа в плане того, может ли                 
уполномоченный в той или иной области влиять, когда где-либо нарастают          
коррупционные явления?                                                          
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Валентин Степанович, я думаю, что вы, задавая вопрос и     
анализируя ситуацию, в общем-то, уже определили подход к ответу на этот         
вопрос. Я уже говорил, отвечая на вопрос коллеги Шингаркина, о том, что вся     
система государственной власти в той или иной степени призвана исходить из      
приоритета прав и свобод человека и их защиты, - и на самом деле, слава богу,   
так и происходит, да, конечно, не в идеальном варианте, но по крайней мере      
вектор развития направлен именно так, и когда мы ведём речь об уполномоченных   
по правам человека, то, как вы видите из предлагаемого законопроекта, это       
будет институт парламентского контроля в этой сфере.                            
                                                                                
Разные ветви власти имеют возможность разных способов, разных форм              
реагирования: и исполнительная власть имеет свои собственные инструменты, и     
законодательная власть должна иметь собственные инструменты, в том числе и      
этот институт, и судебная власть, как самостоятельная ветвь власти, тоже        
имеет свои возможности и свою компетенцию для того, чтобы обеспечивать защиту   
прав и свобод человека и гражданина. То есть я исходил бы всё-таки из того,     
что у каждой ветви власти своя правовая природа и свой правовой                 
инструментарий для реализации возложенных на эти ветви власти, на эти           
институты государственной власти полномочий и роли.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Диденко Алексей Николаевич.                                                     
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Вопрос Гарри Владимировичу.                                       
                                                                                
Существует большое количество уполномоченных, которые находятся вне правового   
поля, - ну, например, работают уполномоченные по правам студентов, есть         
уполномоченные, которые назначаются по президентской линии, по парламентской,   
как вы справедливо сказали, - но ведётся дискуссия и есть предложение о         
расширении перечня уполномоченных, о введении так называемых отраслевых         
уполномоченных. В частности, было предложение фракции ЛДПР принять              
федеральный закон об уполномоченном по правам инвалидов, также можно в          
правовую плоскость перевести уполномоченных по правам военнослужащих - об       
этом говорил коллега Шингаркин, - уполномоченных в части экологии, в общем,     
много должностей отраслевых уполномоченных можно ввести. Как вам                
представляется, насколько сегодняшний комплект уполномоченных, если можно так   
выразиться, сбалансирован и отвечает интересам наших избирателей?               
                                                                                
МИНХ Г. В. Уважаемый Алексей Николаевич, если говорить о федеральном уровне,    
о котором, скорее всего, сейчас идёт речь в вопросе, то действительно есть      
два института уполномоченных, которые установлены актами президента, и          
назначения на эти должности были произведены Президентом Российской             
Федерации. Безусловно, мы исходим из того, что эти институты, несмотря на       
критику, которая прозвучала в вопросе Юрия Петровича Синельщикова, всё-таки     
справляются с теми задачами, которые на них были возложены.                     
                                                                                
Естественно, мы можем и должны говорить о критическом анализе деятельности      
любых институтов государственной власти, видеть недостатки, недоработки,        
которые могут носить и объективный, и субъективный характер, но по крайней      
мере тот опыт работы, который имеется, - а вы знаете, что в этом плане          
институт уполномоченного по правам ребёнка постарше, чем институт               
уполномоченного по защите прав предпринимателей, - тот практический материал,   
который мы нарабатываем, я думаю, нам позволит, может быть, в дальнейшем        
как-то по-иному взглянуть на ситуацию.                                          
                                                                                
Напоминаю вам, что уполномоченный по правам человека в широком смысле - это     
институт, закреплённый в Конституции Российской Федерации, и компетенция в      
этой сфере в части назначения и освобождения от должности закреплена за         
Государственной Думой. Правовая база формируется на уровне федерального         
конституционного закона и на уровне обычных законов, и это то, что мы с вами    
сегодня рассматриваем. Здесь я не вижу какой-то конкуренции, я не вижу ни       
реальной, ни теоретической конкуренции, но если нам жизнь подскажет, что        
нужно объединять эти институты, будем эти вопросы тоже анализировать. В         
настоящее время, мне кажется, между ними идёт достаточно эффективное и          
плодотворное взаимодействие, по крайней мере никто из них не жалуется на то,    
что кто-то вторгается в пределы компетенции того или иного должностного лица    
или института.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить?                                                     
                                                                                
Диденко Алексей Николаевич и Вяткин Дмитрий Фёдорович.                          
                                                                                
Алексей Николаевич Диденко, пожалуйста.                                         
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. Спасибо.                                                          
                                                                                
На самом деле очень важный законопроект, и представители фракции ЛДПР           
неоднократно и при заслушивании докладов уполномоченного по правам человека,    
и при обсуждениях на различных дискуссионных площадках говорили о том, что      
институт уполномоченного нуждается в некой централизации с учётом того, что     
есть федеральный уровень, есть уровень субъектов, есть различные отраслевые     
уполномоченные, о чём уже сегодня говорилось, которые в том числе               
легитимизируются и наделяются полномочиями по президентской линии. И            
совершенно справедливо говорилось о том, что институт федерального              
уполномоченного по правам человека, как наш родной, парламентский институт      
уполномоченного, должен послужить объединению, и в этом плане вот такое         
собирание вокруг федерального уполномоченного уполномоченных по правам          
человека в субъектах - это положительная тенденция, давно уже напрашивалось     
решение этого вопроса, и в этом плане фракция ЛДПР, конечно же, проект закона   
поддержит. Но есть несколько вопросов, на которые всё-таки стоит обратить       
внимание.                                                                       
                                                                                
Первое - вопрос об уполномоченных в субъектах, это касается того, кто именно    
- по профилю, по характеру своей деятельности, с какой биографией, - как        
правило, становится уполномоченным по правам человека. Здесь, на наш взгляд,    
есть некоторые сложности, потому что уполномоченный должен всегда стоять на     
стороне избирателей, на стороне граждан, но, к огромному сожалению, наши        
уполномоченные по правам человека в субъектах, как правило, имеют за плечами    
так называемое обвинительное прошлое, то есть это бывшие сотрудники             
правоохранительных органов, члены судейского сообщества, чуть реже -            
адвокатского. Довольно часто встречаются также уполномоченные из числа так      
называемых авторитетных общественных деятелей и правозащитников, известных в    
своих субъектах, но они всё-таки по численности уступают группе с               
обвинительным уклоном, так сказать.                                             
                                                                                
В чём здесь опасность? Не в том, что уполномоченные, которые имели              
прокурорское прошлое, не будут занимать сторону наших граждан, а в том, что     
их работа, как правило, носила не публичный характер. Приходится                
констатировать, что в субъектах Федерации уполномоченные сталкиваются с         
определёнными сложностями в плане предоставления им информации, получения       
объяснений, даже у депутата Государственной Думы зачастую это не всегда         
получается. Мы не так давно рассматривали внесение изменений в Кодекс об        
административных правонарушениях, и благодаря коллегам-депутатам в первом       
чтении было принято изменение об увеличении ответственности за                  
непредоставление информации, так вот я должен сказать, что для                  
уполномоченного эта проблема ещё острее стоит.                                  
                                                                                
Конечно, если его деятельность в прошлом всё-таки носила общественный           
характер, то у него есть неюридические механизмы воздействия, например, он      
может сделать какие-то...                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
ДИДЕНКО А. Н. От фракции, да.                                                   
                                                                                
... политические заявления, вынести ту или иную проблему в публичную            
плоскость, привлечь внимание общественности, средств массовой информации, и     
проблему начнут решать путём привлечения к ней внимания широкой                 
общественности, но таких меньшинство, и в этом плане, конечно же, нам стоит     
обратить внимание на тех, кого мы назначаем уполномоченными по правам           
человека в субъектах. Нововведения, которые предусмотрены данными               
законопроектами, наделение уполномоченных по правам человека в субъектах        
дополнительными правами в части получения информации и, соответственно,         
обязанностями тех, кто её должен предоставлять, - это, конечно же,              
положительная тенденция.                                                        
                                                                                
И второе. Во фракции ЛДПР надеются, что перечень уполномоченных, профильных     
уполномоченных, будет расширен, потому что в Российской Федерации почти 14      
миллионов инвалидов - это большая категория граждан, которые нуждаются в        
поддержке, нуждаются в особом подходе, зачастую их права и в трудовой, и в      
других сферах нарушаются, и материя эта весьма и весьма специфическая.          
                                                                                
Фракция ЛДПР, конечно же, поддержит названные законопроекты и надеется на то,   
что наш законопроект об уполномоченном по правам инвалидов получит поддержку    
коллег-депутатов.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Николаевич.                              
                                                                                
Выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин.                                             
                                                                                
ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Коротко и тезисно:     
наша фракция поддержит данные законопроекты, без всякого сомнения.              
                                                                                
Абсолютно справедливо отметил Гарри Владимирович Минх, что вся деятельность     
государства направлена в той или иной степени на создание условий, на           
обеспечение прав и свобод наших граждан, на защиту их прав и законных           
интересов, и уполномоченные по правам человека, что федерального уровня, что    
регионального уровня, без всякого сомнения, вписаны вот в этот                  
государственный механизм защиты прав и свобод наших граждан. При этом они не    
являются представителями каких-то корпоративных или государственных             
интересов, они являются как раз представителями граждан, защищают их            
интересы, в том числе зачастую и перед государством.                            
                                                                                
Предъявление определённых требований, связанных с ограничениями, аналогичными   
ограничениям и требованиям, которые предъявляются, например, к                  
государственным и муниципальным служащим, к лицам, занимающим выборные          
должности, на наш взгляд, более чем оправданно. Определённое расширение         
полномочий уполномоченных по правам человека также представляется нам очень     
важным. Мы уверены, что совершенствование института уполномоченных по правам    
человека на федеральном уровне и в регионах, осуществление координации, в том   
числе через согласование кандидатур региональных уполномоченных с федеральным   
уполномоченным, послужит более эффективной работе этого института, более        
эффективной защите прав наших граждан.                                          
                                                                                
Просим поддержать данные законопроекты, принять один и одобрить другой.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович.                               
                                                                                
Гарри Владимирович, будете выступать с заключительным словом? Нет. Владимир     
Николаевич? Тоже нет.                                                           
                                                                                
Выносим законопроекты на "час голосования".                                     
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6830 по 6866 из 7876
34-й вопрос, проект федерального конституционного закона "О внесении            
изменений в Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам      
человека в Российской Федерации". Будьте внимательны: федеральный               
конституционный закон.                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 19 сек.)                 
Проголосовало за              440 чел.97,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    440 чел.                                          
Не голосовало                  10 чел.2,2 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект одобрен в первом чтении.                                           
                                                                                
35-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные       
законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования             
деятельности уполномоченных по правам человека".                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 23 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              444 чел.98,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    445 чел.                                          
Не голосовало                   5 чел.1,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят в первом чтении.