Заседание № 93

19.01.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 69251-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 686 по 695 из 5632
ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной         
политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Я прошу прощения, нажимала кнопку "Выступление" - она у меня не сработала.      
Прошу посмотреть, потому что мне придётся ещё выступать сегодня.                
                                                                                
А что касается повестки, я прошу перенести вопрос 7 на следующую неделю в       
связи с вновь возникшими обстоятельствами, которые ставят под сомнение все      
договорённости, которые были достигнуты при принятии во втором чтении.          
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 703 по 758 из 5632
Так, уважаемые коллеги, поступило два предложения. Галина Петровна Хованская    
предлагает вопрос 7 перенести. Давайте послушаем Михаила Владимировича          
Дегтярёва.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Владимирович.                                                
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В., председатель Комитета Государственной Думы по физической        
культуре, спорту, туризму и делам молодёжи, фракция ЛДПР.                       
                                                                                
Новые обстоятельства нам неизвестны, в комитете законопроект рассмотрен. Все    
поправки мы с вами обсудили в зале, проголосовали, получили из правительства    
письмо с планом-графиком подготовки подзаконных актов - он абсолютно            
адекватен. В прошлый раз новые обстоятельства - мы прислушались на Совете -     
оказались, ну, не соответствующими действительности. Поэтому я не поддерживал   
бы это предложение. Закон отработан, повторяю, готов к принятию, нужно          
голосовать.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Галина Петровна, вы настаиваете на голосовании?           
Настаиваете.                                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, Галина Петровна Хованская предлагает перенести               
рассмотрение вопроса 7 на более поздний срок.                                   
                                                                                
Галина Петровна, у вас есть обоснование? Или вы не будете мотивировать?         
                                                                                
Пожалуйста, включите Хованской микрофон.                                        
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Михаил Владимирович действительно не в курсе новых              
обстоятельств, которые возникли, и даже вы не в курсе - я сейчас документы      
передам в президиум. Мы договаривались совершенно не о таком стиле поведения    
в связи с изменениями в Жилищный кодекс в дальнейшем, понимаете? И я очень      
прошу не открывать зелёную улицу для того, чтобы хостелы возникали в            
многоквартирных домах, а по этому документу такое допускается.                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, всё-таки мы с вами должны отреагировать на       
предложение Галины Петровны и, соответственно, проголосовать её предложение,    
а затем, если этот вопрос останется в повестке, мы уже обсудим детали, такая    
возможность у фракций есть, можно будет выступить по мотивам.                   
                                                                                
Ставится на голосование предложение Хованской Галины Петровны о переносе        
рассмотрения 7-го вопроса на более поздний срок. Кто за?                        
                                                                                
Просьба включить режим голосования.                                             
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 10 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за               92 чел.20,4 %                                    
Проголосовало против            4 чел.0,9 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.78,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Остаётся в повестке вопрос 7, не переносится.                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 763 по 786 из 5632
По ведению, пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович.                          
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Всё-таки хотел бы уточнить с точки зрения процедуры по 7-му вопросу:            
председатель ответственного комитета сказал, что готов план-график принятия     
соответствующих подзаконных нормативных актов, а у нас по Регламенту должны     
быть проекты соответствующих нормативных актов, а не план-график их принятия.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. У нас по Регламенту должна быть информация о содержании   
нормативных актов. У нас есть возможность в третьем чтении обсудить этот        
вопрос: вот председатель комитета будет докладывать, мы его послушаем, тем      
более что информация прозвучала. Но вашу озабоченность разделяем, поэтому,      
коллеги, давайте дойдём до рассмотрения этого вопроса.                          
                                                                                
Пожалуйста, Дегтярёв Михаил Владимирович.                                       
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В. В принципе всё сказали, Вячеслав Викторович. Я в докладе на      
все вопросы отвечу.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 998 по 1225 из 5632
Переходим к рассмотрению 7-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального    
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской         
деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об           
административных правонарушениях в целях совершенствования правового            
регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов         
туристской индустрии". Доклад Михаила Владимировича Дегтярёва.                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемые коллеги, прежде чем доложить вам по существу, я хочу   
начать с Регламента, это наша с вами Библия. Статья 125, пункт 1-2: "Совет      
Государственной Думы назначает третье чтение законопроекта, содержащего         
нормы, которые предусматривают основания, и (или) порядок, и (или) условия      
предоставления гражданам мер социальной поддержки и (или) иные расходы          
федерального бюджета... и для реализации которых необходимо принятие            
предусмотренных данным законопроектом нормативных правовых актов                
Правительства Российской Федерации, только после поступления в                  
Государственную Думу информации Правительства Российской Федерации,             
содержащей подробное изложение основных нормативных предписаний и сроки         
принятия указанных нормативных правовых актов". Коллеги, ну давайте будем       
грамотными людьми: закон о классификации гостиниц к подобным законопроектам     
не относится, но Министерство культуры действительно как жест доброй воли       
представило в Думу план-график принятия подзаконных актов. Это жест доброй      
воли, по Регламенту делать это было необязательно.                              
                                                                                
Теперь по сути. Коллеги, вашему вниманию представляется проект федерального     
закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах туристской         
деятельности в Российской Федерации" и Кодекс Российской Федерации об           
административных правонарушениях в целях совершенствования правового            
регулирования предоставления гостиничных услуг и классификации объектов         
туристской индустрии", он внесён правительством и отработан нами на одном из    
заседаний. Таблицы поправок мы с вами рассмотрели, проголосовали,               
законопроект принят во втором чтении 12 января этого года. Он прошёл правовую   
и лингвистическую экспертизы и полностью подготовлен к рассмотрению в третьем   
чтении, замечаний нет, все необходимые материалы по законопроекту размещены в   
базе. Предлагается его принять в третьем чтении.                                
                                                                                
Если говорить о том, что вокруг него постоянно поднимается шумиха, то я ещё     
раз повторяю, как и в выступлении при рассмотрении во втором чтении: есть       
поручение президента провести классификацию всех средств размещения,            
понятийный аппарат абсолютно выверенный, этот законопроект полностью            
регулирует весь рынок предоставления гостиничных услуг. Вопрос хостелов этим    
законом не регулируется - закон и не разрешает, и не собирается запрещать       
размещение хостелов в многоквартирных домах, - это регулируется Жилищным        
кодексом, и комитет глубокоуважаемой Галины Петровны Хованской этим             
занимается. Мы, конечно, поддержим возможные ограничения по размещению          
хостелов в многоквартирных домах, но в другой раз - при рассмотрении поправок   
в 17-ю статью Жилищного кодекса.                                                
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, выступить по мотивам есть желающие? Есть.        
                                                                                
Включите режим записи на выступления по мотивам от фракций.                     
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Да, по одному от фракции, но в соответствии с             
Регламентом.                                                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Ну, мне кажется, в            
отношении Галины Петровны говорить о шумихе, ну, как минимум некорректно, с     
нашей точки зрения. Все депутаты, которые избраны от крупных городов,           
наверняка имеют хотя бы одно письмо на эту тему. И в данной ситуации мы         
категорически против, когда одну тематику не мытьём, так катаньем пытаются      
проводить через другие законы. Именно поэтому мы не будем поддерживать этот     
законопроект, и считаем справедливой постановку вопроса Галиной Петровной.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Хованская Галина Петровна.                                          
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемые коллеги, вот ещё один пример, как начинается          
спекуляция на поручении президента. Действительно, президент поручил провести   
классификацию гостиниц, и мы все за то, чтобы была классификация, но            
президент не поручал, чтобы в любом помещении, в том числе и в жилом,           
возникали так называемые средства размещения: хостелы, минигостиницы и другие   
объекты. А вот эта поправка, наша поправка, к сожалению, не была рассмотрена,   
потому что мы, ну, как бы доверились руководителю фракции, который              
гарантировал, что в апреле будет рассмотрение во втором чтении законопроекта    
о запрете размещения в жилых помещениях хостелов и минигостиниц, - мы этому     
поверили. Но вчера было совещание этих хостельеров, которые обсуждали вместе    
с отдельными лоббистами в наших рядах поправки именно о том, чтобы в жилых      
помещениях организовывали хостелы.                                              
                                                                                
Я обращаю внимание Комитета по охране здоровья, я обращаю внимание Комитета     
по безопасности и противодействию коррупции: посмотрите со своей точки зрения   
на эту ситуацию, потому что два с половиной года из-за позиции Минкультуры и    
некоторых его чиновников мы не можем провести изменения в Жилищный кодекс о     
прямом запрете размещения хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов.    
Жалоб не сотни, жалоб тысячи, и многие здесь сидящие депутаты могут сказать,    
сколько сотен обращений к ним поступило по этому поводу. Мы кого защищаем -     
полукриминальный бизнес или всё-таки граждан, которые хотят просто спокойно     
выспаться в своём доме, в своей квартире?! Нельзя принимать этот законопроект   
в такой редакции! Есть два предложения: либо не принимать, перенести            
рассмотрение, либо вернуться к процедуре второго чтения, принять нашу           
поправку и затем принять в третьем чтении, выполнив поручение президента по     
классификации гостиниц. Два с половиной года - я подчёркиваю: с 2015 года -     
лежит документ, прошедший процедуру первого чтения, внесённый в соответствии    
с поручением президента. А это вообще нарушение того, что говорил президент,    
что говорил Медведев Дмитрий Анатольевич в ходе отчёта правительства: никаких   
хостелов в жилых помещениях многоквартирных домов, это совершенно исключено,    
это нарушение вообще конституционных прав граждан на жилище!                    
                                                                                
Я прошу сегодня либо не поддерживать этот законопроект, либо же вернуться к     
процедуре второго чтения, провести нашу поправку, в которой всего-навсего       
говорится о том, что всё это должно происходить в нежилых помещениях, и         
принять уже в третьем чтении. Таким образом, мы выполним поручение президента   
без всяких нарушений сроков.                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Неверов Сергей Иванович, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                   
                                                                                
НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель      
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Галина Петровна, я хочу подтвердить то, что мы говорили: мы обязательно         
вернёмся к рассмотрению вопроса об использовании жилых помещений для            
предпринимательской деятельности или для хостелов, когда будем рассматривать    
законопроект о внесении поправок в Жилищный кодекс Российской Федерации во      
втором чтении. Мы с вами обсуждали эту тему, и у нас в этом плане позиция       
тоже достаточно жёсткая - мы с вами будем это обсуждать, поддерживать. И то,    
что где-то хостельеры или ещё кто-то собрались и в рамках, может быть,          
какого-то совещания обсудили это... Ну не они сегодня принимают решения и       
голосуют - это будут делать депутаты Государственной Думы, мы вместе с вами,    
и мы к этому подойдём самым скрупулёзным образом, поэтому реагировать на то,    
что кто-то где-то что-то сегодня проводит и пытается продавить... Ну,           
коллеги, мы с вами ведь здесь присутствуем, и мы будем работать, и я            
подтверждаю, что мы обязательно в эту сессию будем рассматривать поправки в     
Жилищный кодекс, это у нас стоит в плане работы нашей Думы.                     
                                                                                
Спасибо за вниамние.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Дегтярёв Михаил Владимирович, фракция ЛДПР.                         
                                                                                
ДЕГТЯРЁВ М. В. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР категорически не поддерживает    
размещение хостелов в жилых домах, но это не имеет никакого отношения к         
рассматриваемому законопроекту, и вот почему. Развернувшаяся кампания (я        
просто в поддержку своей репутации скажу) навела некоторых на мысль, что        
якобы какими-то поправками через законопроект о классификации гостиниц была     
предпринята попытка ввести разрешительную норму для размещения хостелов в       
жилых домах, - это ложь, никаких таких поправок мы 12 января 2018 года не       
принимали. Это вообще не имеет никакого отношения к указанным Галиной           
Петровной важнейшим проблемам, они действительно регулируются Жилищным          
кодексом: границы применения жилых помещений, формат их применения. Мы же       
говорим о классификации средств размещения, и наша фракция об этом тоже не      
раз говорила. Прежние руководители туристского направления мне во время         
кулуарных бесед говорили, что в начале нулевых им не удалось подобный закон     
принять в связи с тем, что был колоссальный лоббизм со стороны и отельеров, и   
регионов, которые сами, как хотели, присваивали звёзды, вводили в заблуждение   
туристов и зарабатывали неплохие деньги, обеспечивая их услугами низкого        
качества.                                                                       
                                                                                
Мы с вами сегодня принимаем важнейший для страны и для простого человека        
закон: мы вводим единую классификацию всех средств размещения, всех             
горнолыжных трасс и всех пляжей, чтобы простой человек за свои кровные,         
которые он накопил и поехал в отпуск, получал адекватную услугу за              
приличные... точнее, за адекватные деньги, - вот главная задача. Вводится       
государственный контроль, вводится единый реестр всех средств размещения,       
вводятся аккредитующие организации, свидетельство о звёздности даётся на три    
года. При подготовке этого законопроекта тоже были попытки убрать эту норму,    
чтобы какие-то чиновники или коммерсанты решали, кому дать свидетельство на     
полгода, а кому - на 50 лет. Мы всё это отстояли, сейчас принимаем важнейший    
для туристов и для отрасли закон, обеспечивающий качество услуг и снижение      
цен на туристические услуги, - и начинается вот эта кампания. Поэтому,          
коллеги, давайте с вами разберёмся, внимательно прочитаем ещё раз то, что       
принимаем, и поддержим этот важнейший для простого человека законопроект.       
                                                                                
А хостелы мы обязательно запретим, но позже.                                    
                                                                                
Большое спасибо.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, представители фракций по мотивам выступили. Обращаю          
внимание, что у нас в соответствии с регламентной нормой выступает от фракции   
по одному представителю.                                                        
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации"   
и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в целях       
совершенствования правового регулирования предоставления гостиничных услуг и    
классификации объектов туристской индустрии", 7-й вопрос нашей повестки.        
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 34 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              316 чел.70,2 %                                    
Проголосовало против           59 чел.13,1 %                                    
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    376 чел.                                          
Не голосовало                  74 чел.16,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят.                                                       
                                                                                
Исходя из актуальности вопроса и внимания к нему есть предложение, Александр    
Дмитриевич, провести консультации с фракциями о необходимости проведения        
специальных слушаний по вопросу, который был поставлен Галиной Петровной        
Хованской, и с учётом выступления Сергея Ивановича Неверова. Сделать это        
нужно не откладывая, для того, чтобы мы могли выслушать все стороны и эта       
тема стала абсолютно нам понятна.                                               
                                                                                
Александр Юрьевич, просьба правительству подключиться к этой работе. Здесь      
много наносного, и соответственно нам нужно и позицию правительства понимать,   
и знать ситуацию в регионах, чтобы с учётом всего комплекса вопросов мы могли   
выйти на принятие решения, которое и права граждан защитит, и выстроит          
понятную систему работы хостелов.                                               
                                                                                
Коллеги, договорились? Нет возражений? Нет. Принимается.                        
                                                                                

Заседание № 34

24.03.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 69251-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской индустрии".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4074 по 4192 из 6635
18-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования правового   
регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов туристской    
индустрии". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря -   
заместителя министра культуры Александра Владимировича Журавского.              
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В., официальный представитель Правительства Российской             
Федерации, статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской           
Федерации.                                                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! В соответствии с             
поручением президента министерство разработало законопроект, которым            
предусматривается, что оказание гостиничных услуг на территории страны будет    
возможным только при наличии свидетельства о присвоении гостинице               
соответствующей категории (звёздности). Напомню, что в настоящее время          
механизм классификации гостиниц существует, но имеет добровольный характер.     
Исключение составляют гостиницы в городах, принимающих чемпионат мира по        
футболу 2018 года: их классификация обязательна.                                
                                                                                
Согласно официальному перечню классифицированных объектов туриндустрии,         
который ведёт Министерство культуры, в настоящий момент прошли классификацию    
8 тысяч 721 гостиница, и всего лишь 500 из них - добровольно, в то время как    
в Российской Федерации всего около 65 тысяч гостиниц и иных средств             
размещения. Это означает, что абсолютное большинство гостиниц увешаны           
звёздами, не имеющими никакого документального подтверждения. Таким образом,    
эти звёзды присвоены самовольно, и отели, рисующие их себе, подрывают доверие   
к туриндустрии, имидж страны и создают неблагоприятный инвестиционный климат    
в туристической сфере. Вместе с тем мы уже имеем положительный опыт             
обязательной классификации гостиниц в Сочи, где проводились XXII Олимпийские    
игры, и этот опыт необходимо распространить на всю территорию Российской        
Федерации, поскольку туристы - и наши, отечественные, и зарубежные - должны     
быть уверены, что, приобретая место в гостинице, они получают услуги,           
соответствующие европейским звёздам.                                            
                                                                                
Обязательную классификацию гостиниц и иных средств размещения предлагается      
осуществить в несколько этапов: с 2018 года - для гостиниц с номерным фондом    
более пятидесяти номеров, как правило, это категории "три звезды" - "пять       
звёзд", с 2019-го - с номерным фондом более пятнадцати номеров и с 2020-го -    
для всех остальных гостиниц и средств размещения.                               
                                                                                
В законопроекте предусматривается административная ответственность за           
предоставление гостиничных услуг без свидетельства о присвоении категории,      
предусмотренной системой классификации гостиниц, и за использование             
гостиницами или иными средствами размещения категорий, не соответствующих       
выданному свидетельству. Порядок классификации гостиниц не меняется.            
Классификацию гостиниц будут осуществлять организации, аккредитованные          
органами государственной власти субъектов Российской Федерации.                 
                                                                                
Принятие закона позволит обеспечить достоверное информирование потребителей в   
отношении категории и сервиса гостиниц и иных средств размещения.               
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                В. В. Володин                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Сергея Владимировича Кривоносова.                
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В Государственной Думе        
шестого созыва работал Экспертный совет по внутреннему и въездному туризму, и   
в процессе этой работы эксперты пришли к выводу, что обязательная               
классификация гостиниц на территории нашей страны необходима. В рамках          
подготовки заседания президиума Госсовета были направлены предложения в         
администрацию президента, и 17 августа 2015 года президент дал                  
соответствующие поручения правительству. Прошёл год и семь месяцев, и мы        
рады, что появилась возможность рассмотреть данный законопроект.                
                                                                                
Законопроект направлен на обеспечение достоверного информирования               
потребителей в отношении категорий и сервиса гостиниц и иных средств            
размещения - многие бывали за рубежом и представляют себе соотношение "цена -   
качество", знают о звёздности и о том, каких туристы ожидают условий, чтобы     
отдых в нашей стране был конкурентоспособным. Мы считаем, что благодаря этому   
улучшится качество обслуживания в гостиницах и иных средствах размещения.       
                                                                                
Необходимо в процессе дальнейшей работы над законопроектом предусмотреть        
способы контроля выполнения закона, потому что иногда бывает так: в субъектах   
аккредитованные организации имеют право контролировать, осуществлять            
классификацию и та структура, департамент, которые предоставляют это право,     
они же и контролируют выполнение. Мы считаем, что над этим нужно будет          
поработать, потому что необходимо осуществлять федеральный контроль над         
классификацией, чтобы в каждой точке нашей страны туристы получали примерно     
одинаковые условия для отдыха. Также мы считаем, что нужно работать над         
подзаконными актами более внимательно и серьёзно. В Министерстве культуры       
создана рабочая группа, подкомитет по туризму взаимодействует с этой рабочей    
группой, и мы думаем, что ко второму чтению сможем представить все              
необходимые изменения. Сегодня уже приводили пример обязательной                
классификации гостиниц в Сочи перед Олимпиадой - мы тоже будем его учитывать    
с определёнными замечаниями. Впереди у нас чемпионат мира, и очень важно,       
чтобы гости, которые приедут в нашу страну, увидели, что заявленное качество    
гостиниц не отличается от международных стандартов, потому что нам важно,       
чтобы на международном уровне мы были конкурентоспособны. В ближайшее время     
предстоит жёсткая конкуренция, к примеру, с Турцией, потому что уже есть        
данные, что постепенно вновь увеличивается количество желающих посетить         
Турецкую Республику.                                                            
                                                                                
Мы считаем, что данный законопроект очень своевремен, и Комитет по физической   
культуре, спорту, туризму и делам молодёжи поддерживает законопроект.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, вопросы, коллеги? Есть.                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Двенадцать человек.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, необходимо посоветоваться. Мы понимаем, что вопрос важный,   
двенадцать человек записались. Есть предложение: тем, кто записался на          
вопросы, дать время подготовиться, а всем остальным - на перерыв. Все           
согласны.                                                                       
                                                                                
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4214 по 4835 из 6635
Уважаемые коллеги, продолжаем обсуждение 18-го вопроса. Записалось двенадцать   
человек на вопросы.                                                             
                                                                                
Пожалуйста, Альшевских Андрей Геннадьевич.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемый Александр Владимирович, о том, почему на подготовку законопроекта     
во исполнение поручения президента и внесение его на рассмотрение у вас ушло    
более полутора лет, вопрос задавать, наверное, смысла нет, но хотелось бы       
спросить по самому законопроекту.                                               
                                                                                
За исключением некоторых положений, закон вступает в силу с 1 марта 2017        
года, а с 1 января 2018 года вы уже будете предъявлять требования по этому      
закону в целом. Практически этот закон начнёт работать как минимум с июня -     
за полгода мы успеем подготовиться к тому, чтобы приступить к его реализации?   
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе. Я правильно понимаю, что согласно этому закону все граждане,          
которые предоставляют услуги по аренде, сдаче жилья отдыхающим (это особенно    
актуально для Черноморского побережья), в случае если они не пройдут проверку   
с целью присвоения звёзд, окажутся вне закона, то есть не будут иметь           
возможности сдавать своё жильё отдыхающим?                                      
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Спасибо за вопросы. Что касается аренды жилья, она выведена     
из-под действия этого закона. А что касается сроков, они определены с           
участием профессионального сообщества, и уже сейчас есть соответствующие        
организации, которые аккредитованы субъектами Российской Федерации и готовы     
осуществлять классификацию средств размещения и гостиниц. Более того, как вы    
понимаете, этот процесс уже идёт - правда, в добровольном порядке. Также в      
соответствии с законом, касающимся классификации гостиниц, услугами которых     
будут пользоваться при проведении чемпионата мира по футболу 2018 года и        
Кубка конфедераций, такие гостиницы уже прошли классификацию.                   
                                                                                
Кстати, с 2018 года это будет касаться только гостиниц с номерным фондом        
более пятидесяти номеров - в основном это гостиницы категорий "три звезды" -    
"пять звёзд", а пятизвёздные гостиницы практически все уже прошли               
классификацию. Таким образом, мы считаем, что сроки вполне удобные,             
комфортные, чтобы вовремя все прошли классификацию.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Канаев Алексей Валерианович.                  
                                                                                
КАНАЕВ А. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Владимирович, честно говоря, разделяю тревогу депутата      
Альшевских по поводу сроков: мы много говорим о том, что необходимо убирать     
препоны. Но при этом закон нужный - здорово, что появится классификация         
гостиниц.                                                                       
                                                                                
Вместе с тем такой вопрос: сколько будет, на ваш взгляд, стоить услуга по       
классификации, какова ориентировочная цена, в том числе если исходить из        
практики, которая уже сформировалась в рамках добровольной сертификации? Не     
скакнут ли цены на эти услуги, если классификация для гостиниц будет            
обязательной?                                                                   
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Ориентировочно стоимость классификации для гостиниц категорий   
"три звезды" - "пять звёзд" составит от 50 тысяч до 150 тысяч, и эта            
классификация будет действовать в течение трёх лет. Для гостиниц и средств      
размещения без звёзд стоимость будет в районе 5 тысяч рублей.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Боева Наталья Дмитриевна.                     
                                                                                
БОЕВА Н. Д. Спасибо, Вячеслав Викторович.                                       
                                                                                
Александр Владимирович, вот опять же к этим трём годам хочу вернуться: почему   
именно три года, почему не пять, не десять лет? Только собрали документы,       
время чуть-чуть прошло - и опять собирай документы?! Я считаю, что это не       
совсем правильно.                                                               
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Спасибо за вопрос. Мы можем пересмотреть этот срок -            
увеличить, продлить его. В случае если профильный комитет поддержит эту         
позицию, мы можем вернуться к этому вопросу. Данный вопрос регулируется         
ведомственным актом, а не нормой закона.                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Тен Сергей Юрьевич.                           
                                                                                
ТЕН С. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Вопрос представителю правительства.                                             
                                                                                
Одной из целей представленного законопроекта является совершенствование         
правового регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей по         
оказанию гостиничных услуг. Сейчас значительно повысилась востребованность      
хостелов, и, как правило, этой деятельностью занимаются именно индивидуальные   
предприниматели в регионах. Хостелы снимают проблему нехватки мест в            
гостиницах в местах отдыха граждан во время высокого сезона, но, на мой         
взгляд, деятельность хостелов должна быть более упорядоченной: необходимо       
превращать хостелы в цивилизованный бизнес, обеспечивая соблюдение санитарных   
норм, соответствующий уровень безопасности, в том числе осуществлять            
регистрацию постояльцев, необходимо, чтобы были отдельные входы в хостелы, и    
так далее. Скажите, пожалуйста, планируется ли правительством                   
совершенствование правового регулирования в сфере организации деятельности      
хостелов?                                                                       
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Спасибо, Сергей Юрьевич, за вопрос. Действительно, такая        
работа ведётся Правительством Российской Федерации, Минстроем совместно с       
Министерством культуры, соответствующий законопроект уже рассматривался на      
совещании под председательством Дмитрия Николаевича Козака. Я думаю, в          
ближайшее время этот законопроект в согласованном виде будет внесён в           
правительство.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Водолацкий Виктор Петрович.                   
                                                                                
ВОДОЛАЦКИЙ В. П. Александр Владимирович, то, что этот закон необходим, все      
подтверждают, он действительно важен, но есть одно замечание-вопрос. С          
гостиницами всё понятно, а вот под определение "иные средства размещения"       
подпадут, скорее всего, базы, охотничьи домики и то, что приносит хотя бы       
какой-то минимальный доход малому бизнесу, который этим занимается. Не          
приведёт ли это - включение "иных средств размещения" - к их ликвидации?        
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. В случае если такие средства размещения, например охотничьи     
домики, оказывают гостиничные услуги - а именно на это направлен                
законопроект, - они должны будут пройти классификацию. Если они не оказывают    
гостиничных услуг, классификацию проходить не обязательно.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Максимов Василий Юрьевич.                                 
                                                                                
МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Александр Владимирович, вопрос вам.                                             
                                                                                
Законопроект не очень обычный, он, знаете, как у Канта, - вещь в себе: по       
вашему законопроекту неназванные органы государственной власти будут            
проводить аккредитацию неназванных организаций, которые далее будут             
заниматься классификацией учреждений по всей России. Не кажется ли вам, что     
эта неопределённость закладывает серьёзную коррупционную составляющую в ваш     
законопроект?                                                                   
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Спасибо, Василий Юрьевич. Нет, не кажется, потому что они       
названы: это уполномоченные органы государственной власти субъектов             
Российской Федерации в сфере туризма, то есть это либо комитет по туризму,      
либо соответствующий департамент, либо министерство. Они будут проводить        
аккредитацию организаций, которые будут осуществлять классификацию гостиниц и   
иных средств размещения. Соответствующий порядок существует - если, с вашей     
точки зрения, он менее транспарентен, чем должен быть, мы готовы его            
откорректировать совместно с профильным комитетом и с вами.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сазонов Дмитрий Валерьевич.                               
                                                                                
САЗОНОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Спасибо, Вячеслав Викторович.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Владимирович, в материалах, которые были нам розданы,       
имеется заключение об оценке регулирующего воздействия проекта закона,          
подготовленное Министерством экономического развития и подписанное              
статс-секретарём - заместителем министра Олегом Владиславовичем Фомичёвым, -    
по сути, это отрицательное заключение: в нём говорится об избыточности          
регулирования данной сферы. Также имеется заключение Российской гостиничной     
ассоциации - общественной организации, объединяющей представителей              
гостиничного бизнеса, - в котором говорится о том, что создаются                
административные барьеры для малого и среднего бизнеса и что сохранение         
добровольного порядка, действующего сейчас, было бы гораздо более правильным    
решением. С какой целью вносится законопроект, который имеет отрицательное      
заключение об ОРВ, подготовленное, собственно говоря, в правительстве?          
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Прежде всего мы исполняли поручение президента о введении       
обязательной процедуры классификации гостиниц. Кроме того, на согласительном    
совещании в правительстве разногласия с Министерством экономического развития   
были сняты. Некоторые замечания Минэкономразвития касались повышения штрафных   
санкций за неисполнение или за введение в заблуждение в отношении звёздности    
гостиниц или иных средств размещения - настоящим законопроектом повышение       
штрафных санкций за подобные административные правонарушения не                 
предусмотрено.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сапко Игорь Вячеславович.                                 
                                                                                
САПКО И. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Александр Владимирович, предлагаемая законопроектом редакция статьи   
5 регулирует только процедуру, этапы классификации объектов туристской          
индустрии. Планируете ли вы пересмотр порядка классификации объектов            
туристской индустрии, переход к функциональной или к смешанной модели, где      
предпочтение отдаётся не столько статистическим данным об оказании таких        
услуг, сколько качеству обслуживания? И может быть, следовало бы                
регламентировать его, хотя бы рамочно установив тип системы классификации уже   
в этом законопроекте?                                                           
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Спасибо, Игорь Вячеславович. Порядок, как и объём услуг,        
которые должны соответствовать той или иной классификационной категории,        
регулируется ведомственным актом; мы готовы скорректировать в случае            
необходимости и ввести понятия и показатели качества предоставляемых услуг.     
Замечу только, что этот порядок, который регулируется ведомственными актами,    
был взят за основу из опыта туриндустрии Франции, Германии, Великобритании и    
Швейцарии и классификации гостиниц этих стран. То, что вы предлагаете,          
существует в ряде других стран - мы готовы прислушаться, этот опыт              
рассмотреть, и, если это не будут субъективные показатели, которые могут        
привести к коррупциогенной ситуации, мы готовы это тоже учесть.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катенёв Владимир Иванович.                                
                                                                                
КАТЕНЁВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Владимирович, конечно, нужно наводить порядок в этой        
отрасли, потому что, по сути, мы создаём рынок услуг объёмом несколько          
миллиардов рублей и каждые три года этот рынок мы будем подпитывать - сотни,    
если не тысячи людей войдут в этот процесс. Хотя всё это не повлияет на         
повышение производительности труда и не факт, что качество как-то               
принципиально изменится, тем не менее, наверное, на данном этапе это нужно      
делать. Но всё-таки к чему сводится аккредитация? К заполнению некоего          
формуляра. Поэтому, может быть, на следующем этапе, когда будет наведён         
порядок, мы дадим возможность гостиницам самим декларировать это по             
утверждённым профстандартам?                                                    
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Спасибо, Владимир Иванович, за вопрос. Мы вводим этот           
порядок, во-первых, потому, что это решение, принятое президентом, во-вторых,   
потому, что и отрасль, и рынок имеют серьёзные проблемы из-за неконкурентных    
способов ведения бизнеса. Когда гостиницы, которые не соответствуют четырём     
звёздам, в лучшем случае двум, заявляют, что у них четыре звезды, они           
дискредитируют рынок предоставления соответствующих услуг, а также субъекты     
Российской Федерации - в этом случае, естественно, проблемы возникают у всех.   
Вот для того, чтобы этих проблем не возникало, предлагается ввести              
обязательную классификацию гостиниц.                                            
                                                                                
Что касается рынка организаций, которые будут осуществлять классификацию,       
давайте посмотрим правоприменительную практику, и, если появятся сильные        
саморегулируемые организации в этом профессиональном сообществе, мы готовы      
передать им проведение классификации.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вострецов Сергей Алексеевич.                              
                                                                                
ВОСТРЕЦОВ С. А. Уважаемый Александр Владимирович, не повлияет ли, на ваш        
взгляд, введение категорий на политику ценообразования - не повлечёт ли это     
за собой рост цен на предоставляемые услуги? Я имею в виду коррупционную        
составляющую, о чём коллеги уже говорили: они заплатят за количество            
звёздочек, а расплачиваться придётся нашим туристам.                            
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Скорее будет наоборот, потому что пять звёзд имеют в основном   
всё-таки сетевые гостиницы, у которых ценообразование регламентируется не на    
местах, а достаточно централизованно. Классификация позволит прежде всего       
отсеять недобросовестных акторов, которые работают на рынке гостиничных         
услуг. Мы считаем, что результатом принятия этого закона станет, наоборот,      
упорядочение предоставления гостиничных услуг и даже, возможно, снижение цен,   
особенно на услуги тех гостиниц, которые завышают звёздность.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, кто хотел бы выступить? Есть желающие.           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Власов Василий Максимович, фракция ЛДПР. Подготовиться Газзаеву Валерию         
Георгиевичу.                                                                    
                                                                                
ВЛАСОВ В. М., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемые коллеги, принятие данного законопроекта позволит обеспечить           
достоверное информирование потребителей в отношении категории сервиса           
гостиниц и иных средств размещения, создать действенную основу для              
формирования рыночной, конкурентной системы средств размещения и послужит       
стимулирующим фактором для развития внутреннего туризма и повышения качества    
предоставляемых гостиничных услуг. Я думаю, в связи с этим стоит затронуть      
два момента.                                                                    
                                                                                
Первый момент связан с тем, что в законопроекте ничего не написано про          
название гостиницы. Представим, что в городе N есть гостиница "Волна", где      
удобства расположены на этаже, где помещается по семнадцать коек в одной        
комнате, и после прохождения классификации она получит, допустим, категорию     
"одна звезда". Но никто не мешает владельцу гостиницы назвать её "Волна Royal   
Seasons 5 звёзд", и благодаря этому во всех агрегаторах гостиниц, отелей        
(сейчас в Интернете всё это есть) категория так и будет обозначена: пять        
звёзд. Я задавал этот вопрос, когда мы обсуждали данный законопроект в          
комитете. Конечно, это неправильно, потому что тем самым потребителя вводят в   
некое заблуждение, однако владелец гостиницы всегда может объяснить, что у      
него, например, пятеро детей, поэтому он и назвал гостиницу "5 звёзд", а со     
звёздностью и с классификацией это никак не связано.                            
                                                                                
И второй момент. В России есть очень небольшие, но замечательные гостиницы,     
где оказывают очень тёплый приём, там хорошая кухня, и, если мы сейчас введём   
эту систему классификации, они получат категорию "две звезды", и по сравнению   
с крупными гостиницами, которые могут принадлежать и владельцам из-за рубежа,   
потому что чаще всего они относятся к каким-то крупным сетям, эти небольшие     
гостиницы окажутся в не совсем равных условиях.                                 
                                                                                
В целом же законопроект хороший, фракция ЛДПР поддерживает концепцию            
рассматриваемого проекта федерального закона.                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Газзаев Валерий Георгиевич, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ         
РОССИЯ".                                                                        
                                                                                
ГАЗЗАЕВ В. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Сегодня мы обсуждаем меры,   
предложенные правительством, по совершенствованию правового регулирования       
деятельности по оказанию гостиничных услуг, а также классификацию объектов      
туристической индустрии.                                                        
                                                                                
Гостиничный бизнес в России - один из наиболее динамично развивающихся          
сегментов рынка. Реализация федеральной целевой программы "Развитие             
внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)"        
способствовала увеличению количества и российских граждан, и иностранцев,       
путешествующих по нашей стране. По мнению экспертов, Россию в ближайшие         
десятилетия ожидает увеличение количества деловых и туристических поездок. По   
оценкам экспертов, к 2020 году Россия войдёт в десятку стран-лидеров по         
приёму туристов: её доля на рынке туристических услуг будет составлять 3        
процента - это примерно 47 миллионов человек, на первом месте окажется Китай    
(8,7 процента), на втором - США (6,5 процента), на третьем - Франция. При       
этом именно в России туризм будет развиваться самыми быстрыми темпами: к 2020   
году количество въезжающих в нашу страну будет в полтора раза превышать         
количество выезжающих, а среднегодовое увеличение количества туристов           
составит 6,7 процента; больше всего туристов будет принимать Москва - к 2020    
году Москву будет посещать около 9 миллионов человек.                           
                                                                                
Благодаря туристическому буму последних лет стандарты качества обслуживания     
существенно улучшились, а чтобы легче было определять уровень гостиницы, была   
введена звёздная система классификации.                                         
                                                                                
В разных странах система классификации гостиниц и объектов туристической        
индустрии устроена по-разному. К примеру, в Скандинавских странах вообще нет    
рейтинговой системы, в других странах существуют неофициальные рейтинги, в      
Англии звёздочки присваивает Автомобильная ассоциация, в Германии или в         
Швейцарии это делают профессиональные объединения владельцев гостиниц. Во       
многих странах, например в Италии, в Ирландии, в Нидерландах, в Греции, во      
Франции, существует подробная официальная система классификации.                
                                                                                
Важно, чтобы система классификации вызывала доверие у потребителей              
туристических услуг. В нашей стране уже существует официальная классификация    
гостиниц и иных средств размещения, но она добровольная, при этом большинство   
туристических объектов классификацию не прошло. У нас до сих пор есть лишь      
приблизительные сведения об общем количестве отелей, в некоторых регионах       
разница между официальной статистикой и, например, числом отелей в базе         
данных сервиса "Booking.com" оказывается довольно существенной.                 
                                                                                
Развитие гостиничной сферы в России сейчас на начальном этапе по сравнению с    
другими странами - мешает ряд обстоятельств: первое - устаревший номерной       
фонд, большая часть которого построена более тридцати лет назад, второе -       
нехватка гостиниц категории "три звезды" для развития экскурсионного,           
познавательного туризма и бизнес-туризма и третье - высокие цены на             
гостиничные услуги.                                                             
                                                                                
Наверное, можно согласиться и с тем, что некоторые нечистоплотные владельцы     
гостиниц, не соответствующих никаким параметрам, требованиям и нормативам,      
самовольно присваивают своим гостиницам звёзды, - таким образом они             
сознательно вводят в заблуждение наших граждан, иностранных граждан,            
обманывают потребителей, сообщая недостоверные данные о категории               
туристического объекта и о качестве предлагаемых услуг.                         
                                                                                
За последние годы стало очевидно, что один из главных стимулов развития как     
въездного, так и внутреннего туризма - крупные спортивные соревнования,         
которые проходят в нашей стране почти ежегодно, такие как чемпионат мира по     
водным видам спорта, универсиада в Казани, чемпионат мира по хоккею в Москве,   
Олимпиада в Сочи, Кубок конфедераций ФИФА и чемпионат мира по футболу,          
которые будут проходить у нас в стране в 2017-2018 годах, а также зимняя        
универсиада в Красноярске. У нас есть положительный пример Сочи, где в 2014     
году состоялась зимняя Олимпиада и где все гостиницы прошли обязательную        
классификацию. С 1 января 2017 года вступил в силу закон, по которому           
гостиницы, принимающие Кубок конфедераций 2017 года и чемпионат мира по         
футболу 2018 года, должны будут также получить сертификаты и свидетельства.     
Уверен, что по примеру Сочи подобные вопросы будут положительно решены и в      
одиннадцати городах, которые примут чемпионат мира 2018 года.                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, теперь хотел бы сказать по законопроекту.                    
                                                                                
Когда мы обсуждаем изменения в законодательство о туристической деятельности,   
прежде всего надо понять, будет ли в результате нововведений повышено           
качество туристических услуг, будут ли нововведения содействовать продвижению   
туристического продукта на мировом и на внутреннем рынках. Сегодня              
правительство предлагает постепенно переходить на обязательную классификацию    
всех гостиниц, и без свидетельства о присвоении им соответствующей категории    
предоставление гостиничных услуг будет невозможно. В целом это правильный       
подход, однако есть серьёзные опасения по поводу системы присвоения             
категорий. Региональные власти проводят аккредитацию организаций, которые       
осуществляют классификацию. Согласно законопроекту аттестат аккредитации,       
выданный органом по аккредитации до вступления в силу закона, считается         
действительным до окончания срока его действия, но насколько можно будет        
доверять организациям, которые присваивают звёзды? Здесь есть много вопросов.   
Считаю, что ко второму чтению надо самым серьёзным образом проработать          
требования, правовые положения, обязанности и ответственность организаций,      
проводящих экспертизу, на основании которой определяется категория гостиницы:   
такие организации являются ключевым звеном всей системы классификации и         
должны пользоваться безусловным доверием.                                       
                                                                                
С учётом высказанных замечаний наша фракция поддержит законопроект в первом     
чтении. Единая система категорий звёздности должна помочь туристам лучше        
ориентироваться при выборе гостиницы в любом городе нашей страны: туристы       
будут знать, какой уровень сервиса их ждёт, смогут ли они спланировать свои     
расходы на проживание, а отечественный туристический продукт получит            
заслуженное доверие на внутреннем и мировом рынках. (Аплодисменты.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прокопьев Александр Сергеевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ",   
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПРОКОПЬЕВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Выездной и внутренний         
туризм - одно из приоритетных направлений развития экономики Российской         
Федерации. В настоящее время доля туризма в ВВП России составляет 1,5           
процента, для увеличения этого показателя требуется реализовать комплекс мер,   
направленных на повышение качества туристических и гостиничных услуг.           
                                                                                
На основании перечня поручений Президента России по развитию данного            
направления правительством разработан законопроект об обязательной              
классификации объектов туристической индустрии на территории Российской         
Федерации. В нём предусмотрена оценка соответствия гостиниц и иных средств      
размещения, горнолыжных трасс, пляжей категориям, установленным                 
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.                       
                                                                                
На наш взгляд, коллеги, предлагаемые изменения - важный шаг в урегулировании    
вопросов туристической отрасли по нескольким причинам. Во-первых, они           
позволят определить реальные параметры гостиничного рынка России и помогут      
более полно учитывать средства размещения при ведении государственной           
статистики. Во-вторых, классификация - одна из основ качественного сервиса,     
что должно привести средства размещения к единым стандартам, обеспечить         
достоверное информирование потребителя о категориях гостиниц и иных средств     
размещения, повысить доверие туристов. Всё это послужит стимулирующим           
фактором для развития туризма в нашей стране.                                   
                                                                                
В связи с изложенным фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект и        
предлагает Государственной Думе принять его в первом чтении.                    
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович, пожалуйста.                  
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
23 сентября 2014 года три депутата фракции ЛДПР - среди них был и я - внесли    
законопроект, в котором предложили ввести понятия гостиничной услуги и          
средств размещения, - к сожалению, наш законопроект тогда был отклонён. Но      
вот прошло три года, и в очередной раз мы вынуждены сказать, что надо более     
внимательно относиться к инициативам нашей фракции, потому что наши             
законопроекты, то, что мы приносим сюда, мы не пытаемся придумать - это те      
проблемы, с которыми к нам приходит население.                                  
                                                                                
Почему мы внесли тот законопроект? Причина была в том, что к нам с болью        
обращалось огромное количество людей, в том числе представители депутатского    
корпуса и даже работники администрации президента, они просили нас спасти их    
от гостиниц, которые размещаются в квартирах между жилыми этажами и             
называются хостелами. Наша фракция пыталась урегулировать эти вопросы, потому   
что мы, когда начали общаться с людьми, поняли, что эта категория нужна, мы в   
принципе её как элемент гостиничного бизнеса поддерживаем, но не нужно путать   
понятия "проживание" и "оказание услуги". Вот в этом смешении как раз           
проблема. Нам всё время говорили, что люди же там живут, значит, это            
регулируется Жилищным кодексом, никто ничего не нарушает. В связи с этим        
возникла наша идея ввести понятие "гостиничная услуга", и это ровно то, что     
вы написали, - поднимите материалы за 2014 год, там всё это было, в том числе   
о средствах размещения.                                                         
                                                                                
Вот сегодня наш коллега, депутат Тен, задал вам вопрос по хостелу - эта         
проблема есть, а вы её не решаете. Вы на Козака сослались, а что вы на него     
ссылаетесь? Я вам могу сказать, что Министерство культуры держит этот вопрос:   
не Козак, не "ЕДИНАЯ РОССИЯ", а конкретно вы - ваше министерство держит этот    
вопрос!                                                                         
                                                                                
Я вот буквально три месяца назад был у себя в Оренбурге, ко мне на приём        
пришла женщина, учительница по профессии, и рассказала, что два года назад      
вышла на пенсию и за эти два года стала инвалидом: она живёт на седьмом         
этаже, а на восьмом этаже, над ней, квартира, в которой стоит сорок кроватей.   
Ну вы понимаете, что такое сорок кроватей в комнате? Все эти люди никак между   
собой не связаны, среди ночи у них падают телефоны, мячики и сами они иногда    
падают - жить там вообще невозможно!                                            
                                                                                
Вот вы пришли в Думу с хорошим вопросом - надо это делать! Но почему вы не      
решаете те вопросы, которые волнуют большое количество населения? Они и вас     
должны волновать!                                                               
                                                                                
От фракции, добавьте время.                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Мы, фракция ЛДПР, конечно, поддержим в первом чтении этот       
законопроект, но ко второму чтению те элементы, которые были в нашем            
законопроекте 2014 года описаны... В том числе сегодня поднимался вопрос о      
стандартизации - мы хотим, чтобы были единые методы определения соответствия    
этим звёздам во всех регионах. Вы делегируете исполнительным органам            
полномочие определять организации, которые будут аккредитовывать, но подход     
должен быть единый по всей стране, поэтому элемент стандартизации,              
сертификации вводить надо.                                                      
                                                                                
И нужно всё-таки вернуться к штрафам, которые вы предлагаете. Посмотрите, вы    
предлагаете за несоответствие условий заявленному уровню, то есть если,         
допустим, заявлено, что у гостиницы четыре звезды, а на самом деле она          
соответствует трём, установить штраф 50 тысяч рублей для юрлиц, а за введение   
в заблуждение - 500 тысяч. А вы мне скажите: что, указание несоответствующего   
количества звёзд - это не введение в заблуждение? Ну здесь же явно              
коррупционная составляющая! То есть пришёл ревизор и говорит: "Я тебя сейчас    
на 50 тысяч оштрафую, и ещё, мне кажется, ты вводишь в заблуждение..." Вот я    
считаю, что решение уж этого-то вопроса в административном кодексе вам надо     
было додумать до того, как сюда прийти, а теперь это мы будем приводить в       
соответствие.                                                                   
                                                                                
Ну и главный вопрос, который вам нужно решить, это надо чётко понять. Вот вы    
взяли из стандарта 2008 года "Туристические услуги..." определение средства     
размещения - посмотрите, что там написано про хостелы: там написано, что        
хостел - это молодёжная гостиница под управлением некоммерческой организации.   
В стандарте дословно так, а на самом деле какие же это некоммерческие           
организации - это колоссальный бизнес, просто колоссальный! Мы не против        
хостелов, но у нас подход такой: все вопросы по жилым помещениям регулируются   
Жилищным кодексом, а если вы предоставляете услугу по размещению, это,          
извините, не жилое помещение. Мы не против того, чтобы возле многоквартирного   
дома или где-то в многоквартирном доме был хостел, но он не может размещаться   
в жилом помещении. Из этого следует только одно: если жилое помещение можно     
перевести в нежилое согласно Жилищному кодексу, то есть оно находится на        
первом этаже либо на другом этаже, но под ним нет жилых помещений, тогда        
хостел в многоквартирном доме может существовать, но при наличии отдельного     
входа, ну а если эти условия не соблюдены, ну тогда хостела там быть не         
должно! Вы поймите, что чем дальше вы тянете, - мы уже третий год вам это       
говорим! - тем больше людей продаёт какое-то имущество, покупает квартиры       
этажами, куда-то съезжает, вкладывает деньги, а потом вы в Министерстве         
культуры прозреете, внесёте запрет - и огромное количество людей окажется вне   
правового поля, поэтому нужно в рамках второго чтения этот вопрос решить.       
                                                                                
Я уже не говорю о том, что такие хостелы и налог на имущество платят не как     
хостелы в отдельных зданиях: вы знаете, что есть большие хостелы, у них         
отдельные помещения, и они платят налог на имущество предприятий, а эти         
ребята прячутся, используют общий коммунальный ресурс - пользуются тем, что     
жильцы оплачивают расходы на общедомовые нужды, то есть они сели на шею         
жителям, которые фактически превращаются в инвалидов, а потом государство       
платит больным. То есть они не дают им спокойно жить, да ещё и паразитируют     
на них - я имею в виду налоги, коммунальные ресурсы.                            
                                                                                
Я считаю, что Министерство культуры - Минстрой, кстати, поддерживает нашу       
точку зрения - держит решение этого вопроса. Вам нужно в рамках второго         
чтения вникнуть в проблему, дать определение хостелам, запретить в жилых        
помещениях издеваться над гражданами России, и тогда мы с удовольствием во      
втором и в третьем чтениях поддержим законопроект и благословим вас на          
успешную работу в рамках подготовки к чемпионату мира по футболу.               
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ветлужских Андрей Леонидович, пожалуйста.                 
                                                                                
ВЕТЛУЖСКИХ А. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Александр Владимирович, вы знаете, кризис привёл к тому, что большое            
количество гостиниц имеет очень низкое заполнение, у большинства гостиниц       
сейчас или нулевая, или отрицательная рентабельность, и тут появляется новая    
задача - пройти классификацию. Вы сказали, что это касается 65 тысяч            
гостиниц, 8 тысяч уже прошли классификацию добровольно, - остаётся 57 тысяч     
гостиниц, из них тех, где больше пятидесяти номеров, наверняка половина. То     
есть за оставшиеся полгода, находясь в трудной кризисной ситуации, несколько    
десятков тысяч гостиниц должны получить свидетельства по итогам                 
классификации.                                                                  
                                                                                
И вы назвали затраты - 50-100 тысяч, но наверняка при проведении                
классификации в таком ускоренном темпе будет куча дополнительных затрат - или   
на экспертов, или на доведение до соответствия тем или иным звёздам. Понимая,   
что принятие этого закона необходимо, мы просим обязательно и при его           
подготовке ко второму чтению, и в подзаконных актах это учесть и упростить      
процедуру классификации, чтобы минимизировать дополнительные затраты, которые   
должен будет нести бизнес в кризисный период.                                   
                                                                                
И надо реально оценить, способны ли 30-40 тысяч гостиниц за полгода пройти      
сертификацию, - может быть, всё-таки установить срок, к которому они должны     
получить определённые звёзды, не 1 января 2018-го, а 1 июля 2018-го или 1       
января 2019-го? Кроме тех гостиниц, конечно, которые будут предоставлять        
услуги при проведении чемпионата мира по футболу.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Итак, коллеги, все желающие выступили.                    
                                                                                
Докладчик, заключительное слово, пожалуйста.                                    
                                                                                
ЖУРАВСКИЙ А. В. Спасибо, коллеги, за вопросы, за выступления. Должен сказать,   
что мы не совсем согласны с критической оценкой работы Министерства культуры.   
Мы совместно с Минстроем, ещё раз говорю, готовим законопроект, касающийся      
решения этих неурегулированных проблем, а именно размещения хостелов в жилых    
помещениях с учётом нагрузки на коммунальную инфраструктуру и так далее, и мы   
говорим то же самое, что и вы.                                                  
                                                                                
По поводу единого подхода к классификации гостиниц - такой подход уже есть,     
он чётко обозначен и будет единым для всех субъектов Российской Федерации.      
                                                                                
Ну и что касается повышения штрафов, здесь мы с вами тоже солидарны. Более      
того, в протоколе заседания правительства зафиксировано: ко второму чтению      
повысить штрафные санкции за введение в заблуждение граждан и потребителей.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содокладчик?                                                                    
                                                                                
Включите микрофон Кривоносову.                                                  
                                                                                
КРИВОНОСОВ С. В. Спасибо.                                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы очень рады, что этот вопрос вызвал живое обсуждение и в   
процессе обсуждения у наших коллег, так же как и у нас, возникли вопросы,       
связанные с индивидуальными средствами размещения: они, так же как гостиницы    
и отели, представлены на этом рынке. И мы очень надеемся, что сможем найти      
какой-то компромисс и всё-таки в этом законе вопрос, касающийся                 
индивидуальных средств размещения, будет затронут, потому что очень большое     
количество предпринимателей - частных лиц сейчас в тени, и, если мы именно в    
этот момент не предпримем действий по созданию условий, чтобы они вышли из      
тени, чтобы им стало выгодно работать честно, платить хотя бы минимальный       
объём налогов, мы не сможем это сделать ещё долгие годы.                        
                                                                                
Что касается единых стандартов. Когда контроль осуществляется на уровне         
субъекта Федерации, когда нет должного единого контроля на федеральном          
уровне... Это может быть институт ревизоров, которые будут избираться из        
профессионального сообщества, но, если мы не создадим грамотный контроль, мы    
не добьёмся нужного результата. И по поводу размеров мы согласны: их тоже       
нужно корректировать.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, спасибо за поддержку! Я думаю, что ко второму чтению мы      
сможем результативно доработать данный законопроект.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Представитель президента будет выступать? Представитель правительства?          
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования   
правового регулирования оказания гостиничных услуг и классификации объектов     
туристской индустрии".                                                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 40 мин. 15 сек.)                 
Проголосовало за              421 чел.93,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    2 чел.0,4 %                                     
Голосовало                    423 чел.                                          
Не голосовало                  27 чел.6,0 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.