Заседание № 85
О проекте федерального закона № 69228-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (о запрете изменения назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, деятельность которых осуществляется в целях отдыха и оздоровления детей, а также изменения разрешённого использования земель рекреационного назначения, на которых расположены такие объекты).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Докладывает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мне кажется, вы поддержите мою просьбу немножко отступить от Регламента. Мы вчера обсуждали этот законопроект во втором чтении, он касается запрета на перепрофилирование организаций отдыха и оздоровления детей. Я хотела бы ограничиться только благодарностью сенаторам, которые выступили с этой инициативой и довели её до политического завершения, - это Галина Николаевна Карелова, Инна Святенко, Александр Георгиевич Варфоломеев, Оксана Хлякина, Ольга Николаевна Хохлова, - и особенно нашим коллегам из Законодательного Собрания Краснодарского края, которые внимательно следили за всеми этапами прохождения этого законопроекта. Понятно, что это особенная территория, где много организаций отдыха и оздоровления детей. Законопроект прошёл все экспертизы - и правовую, и лингвистическую, - поэтому просим поставить его на голосование в третьем чтении и принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Нина Александровна. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Есть желающие. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемые коллеги, можно было бы не тратить время, но вопрос очень важный, и сейчас я поднялся на трибуну, чтобы привлечь внимание. Конечно, мы с вами сейчас принимаем идеальный закон с точки зрения социальной политики государства. Может быть, это один из немногих законов, которые мы с вами действительно сможем поставить в заслугу Государственной Думе, мы сделали полезное для государства, потому что это зависит от нас с вами. В чём здесь суть? Суть в том, что очень часто бывает, что превалируют интересы меньшинства, интересы бизнеса над социальными интересами, над интересами детей, над интересами других категорий граждан, которых никто, кроме нас с вами, кроме Государственной Думы и исполнительных органов власти, не может защитить. И мы сейчас этим правом воспользовались. У нашей страны разные периоды в истории бывали и ещё будут, и очень часто мы с вами видим, как совершаются непоправимые действия, потом исправить это невозможно. Я вам приведу пример. В городах сплошь и рядом, когда была низкая рождаемость, закрывались садики, их продавали, перепрофилировали, а потом, когда случился бум рождаемости, начали разводить руками: у нас дефицит - некуда, нам нужно строить, мест в садах не хватает и так далее. Я хочу поблагодарить сенаторов, которые предложили этот законопроект, потому что они создали прецедент. Я прошу обратить ваше внимание на этот прецедент: он нам понадобится ещё в дальнейшем. О чём идёт речь? Вот сейчас в Государственной Думе лежит законопроект фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" о том, чтобы наложить подобные ограничения на объекты спортивной инфраструктуры в наших городах. У нас уничтожаются стадионы, у нас уничтожаются зоны спортивные, у нас уничтожаются объекты спортивные в угоду строительному бизнесу. Да, строительный бизнес - это драйвер экономики, да, его надо поддерживать, но это не значит, что ему надо отдавать на откуп детские лагеря, спортивные объекты, детские сады, школы и многое другое, что нам с вами ещё предстоит защитить. Коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на тот механизм, который мы с вами одобрили в данном законопроекте. И я хочу, чтобы, когда мы с вами начнём рассматривать законопроекты, продолжающие социальную линию нашего парламента и нашего государства, вы вспомнили о том, что у нас такой прецедент есть, что мы можем это делать и что мы будем это делать дальше. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ларионова Татьяна Петровна, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ЛАРИОНОВА Т. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает законопроект, разработанный в интересах несовершеннолетних детей, обеспечения условий для их развития и воспитания. Данный проект федерального закона устанавливает дополнительные защитные меры, направленные на предотвращение закрытия и перепрофилирования организаций отдыха детей и их оздоровления, развитие и модернизацию объектов инфраструктуры детского отдыха и обеспечение безопасных и комфортных условий для оздоровления и отдыха детей. Вопросы и предлагаемые меры крайне актуальны и требуют законодательного закрепления. Я думаю, с нашей фракцией согласны все, кто находится сейчас в этом зале. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, обсуждение завершено. Законопроект ставится на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 38 мин. 50 сек.) Проголосовало за 399 чел.88,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 399 чел. Не голосовало 51 чел.11,3 % Результат: принято Закон принят единогласно. Спасибо.
Заседание № 84
О проекте федерального закона № 69228-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" (о запрете изменения назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, деятельность которых осуществляется в целях отдыха и оздоровления детей, а также изменения разрешённого использования земель рекреационного назначения, на которых расположены такие объекты; принят в первом чтении с наименованием "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
21-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации". Докладывает Нина Александровна Останина. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я напомню, что в завершение весенней сессии мы приняли в первом чтении законопроект, который запрещает перепрофилирование детских организаций отдыха и оздоровления. Законопроект был внесён группой сенаторов. Сегодня мы предлагаем рассмотреть его во втором чтении. В первом чтении мы проголосовали за него практически единогласно, и актуальность этой темы не ушла. За пять лет, с 2017-го по 2022 год численность организаций отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации сократилась на 8 тысяч: если в 2017 году их было 46544, то в 2022 году осталось 38221, из них примерно 37 тысяч государственные, а 1,3 тысячи - это муниципальные организации детского отдыха и оздоровления, ну и иные организации. По законопроекту. К нему поступило четыре поправки: две поправки в таблице № 1, ещё две поправки - в таблице № 2, рекомендованы к отклонению. Поправка 1 согласована с авторами законопроекта. К великому сожалению, нам пришлось исключить из предмета регулирования организации детского отдыха, которые принадлежат частным лицам. Я думаю, что это предмет нашей дальнейшей работы, но во всяком случае пока удалось согласовать вот в таком формате и в таком варианте. Меняется название законопроекта, поскольку достаточно внести изменения только в закон "Об основных гарантиях прав ребёнка...", в статью 13, и нет потребности менять Земельный кодекс, поскольку в законе "Об основных гарантиях прав ребёнка..." как раз всё это регулируется в том числе и нашими поправками. Поправка 2 более серьёзная, она носит комплексный характер. Смысл её заключается в том, чтобы вопросы о внесении изменений в модернизацию организаций детского отдыха и оздоровления принимались только по решению комиссий. При этом если это организация федерального уровня, то, естественно, устанавливает правила и принимает такие решения правительство, если муниципального и регионального уровня, то, соответственно, региональные и муниципальные органы власти. Ну и самое главное, законопроектом устанавливается важнейшая норма о том, что изменение целевого назначения и вида использования земельных участков, на которых находятся эти детские организации, запрещается. Весь комплекс мер, повторяю, регулируется законопроектом, статьёй 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка...". Все поправки согласованы с Государственно-правовым управлением президента, заинтересованными федеральными органами власти и проработаны в сотрудничестве с авторами законопроекта. Я прошу поставить на голосование таблицу № 1. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 53 сек.) Проголосовало за 389 чел.86,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 390 чел. Не голосовало 60 чел.13,3 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Коллеги, у нас большая программа законопроектов второго чтения, по возможности покороче прошу докладывать. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 20 сек.) Проголосовало за 277 чел.61,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 18 чел.4,0 % Голосовало 295 чел. Не голосовало 155 чел.34,4 % Результат: принято Принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 44 сек.) Проголосовало за 394 чел.87,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 394 чел. Не голосовало 56 чел.12,4 % Результат: принято Принимается во втором чтении единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые экспертизы и согласования, я прошу поставить его на рассмотрение в третьем чтении на завтра, на 14 декабря. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, нет возражений? Прошу учесть.
Заседание № 47
О проекте федерального закона № 69228-8 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации" (о запрете изменения назначения объектов социальной инфраструктуры для детей, деятельность которых осуществляется в целях отдыха и оздоровления детей, а также изменения разрешённого использования земель рекреационного назначения, на которых расположены такие объекты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ОСТАНИНА Н. А., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей, фракция КПРФ. Уважаемый Вячеслав Викторович, под пунктом 37 обозначен проект федерального закона, который получил название: о запрете на перепрофилирование детских организаций отдыха и оздоровления. Он подготовлен группой сенаторов. Закон в прямом смысле слова горячий, но он идёт только 12-м в перечне законопроектов первого чтения. Он был проанонсирован 27 апреля на Совете законодателей, были в Краснодаре, наш комитет, и регионы просили принять этот закон. Продолжается перепрофилирование, и, по самым скромным данным, только за прошлый год 34 загородных учреждения перепрофилированы, год назад - 18 учреждений. Ну, это минпрос даёт данные, а такое ощущение, что всё-таки статистика эта гораздо больше и более печальная. Поэтому просьба поставить его по возможности повыше среди проектов законов первого чтения. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нина Александровна, самое главное - его рассмотреть сегодня. Коллеги, вы не возражаете, если мы сегодня поработаем со всей ответственностью, с тем чтобы в обязательном порядке был рассмотрен законопроект под пунктом 37? Нет возражений? Нет возражений. Вот Александр Дмитриевич Жуков говорит о том же самом. Возражений нет. Работаем. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич, вы хотели с чёрного хода, вы хотели опять поднять вверх законопроект, а после этого уйти домой. Не получится у вас. Нина Александровна загрузила работой вас, но мы ещё должны дойти до 37-го пункта.
37-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад сенатора Российской Федерации Александра Георгиевича Варфоломеева. Пожалуйста. ВАРФОЛОМЕЕВ А. Г., сенатор Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы с вами знаем, что организованный детский отдых является важным элементом работы, которая направлена на восстановление и укрепление здоровья подрастающего поколения. Сегодня мы наблюдаем серьёзную нехватку объектов для отдыха и оздоровления детей. Тема их закрытия и перепрофилирования актуальна для большинства регионов нашей страны. С 2015 года более 400 детских лагерей в 68 регионах закрыты, так как не соответствуют современным требованиям. В 2021 году в стационарных лагерях отдохнуло менее 10 процентов детей школьного возраста (порядка 1,6 миллиона ребят), а это значит, что большинство детей и в этом году не смогут получить полноценного отдыха и будут вынуждены в лучшем случае находиться в пришкольных лагерях дневного пребывания. Необходимо остановить закрытие и перепрофилирование действующих стационарных лагерей, сохранить существующую инфраструктуру детского отдыха. Президентом России дано поручение о принятии мер, направленных на установление запрета на изменение целевого назначения земельных участков, предоставленных для организации отдыха детей и их оздоровления. В целях установления защитных мер, направленных на предотвращение закрытия и перепрофилирования детских оздоровительных организаций, на развитие и модернизацию объектов инфраструктуры детского отдыха, обеспечение безопасных и комфортных условий отдыха детей группой сенаторов Российской Федерации внесён проект федерального закона, предложенный сегодня вашему вниманию. Законопроектом предлагается установить запрет на перепрофилирование детских оздоровительных организаций, а также ограничение на использование не по целевому назначению земель, на которых они расположены. По нашему мнению, это создаст дополнительные условия для реализации прав и законных интересов детей в Российской Федерации, в том числе в сфере отдыха и оздоровления. Правительством Российской Федерации законопроект поддержан при условии его доработки ко второму чтению. Профильными комитетами Государственной Думы также высказаны серьёзные замечания, которые обязательно будут учтены при работе над законопроектом. В частности, предмет регулирования законопроекта может быть расширен на все иные объекты социальной инфраструктуры для детей и на все категории земель, на которых они могут быть расположены. Это позволит учесть интересы как общества, поскольку существует большой запрос на восстановление полноценной системы отдыха и оздоровления детей, так и государства и самих детских организаций. Уважаемые депутаты Государственной Думы, прошу вас поддержать указанный законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Нины Александровны Останиной. Пожалуйста. ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Детский отдых и оздоровление - это, пожалуй, одна из немногих сфер, не имеющая своего базового закона, который регулировал бы деятельность этой отрасли. Поэтому сегодня наши коллеги вынуждены вносить поправки в закон об основных гарантиях прав ребёнка, в Земельный кодекс. А вообще, если быть юридически точными, три федеральных закона и масса постановлений правительства, распоряжений губернаторов регулируют эту сферу, но, судя по докладу нашего коллеги Александра Георгиевича, лучше от этого организация летнего отдыха не стала. Причина, в том числе юридическая, заключается в том, что с принятием закона о разграничении полномочий вообще всё, что касается отдыха и оздоровления детей, кроме четырёх федеральных центров отдыха и оздоровления, отдано субъектам Федерации и органам местного самоуправления, это первое. Ну и второе, Государственная Дума согласилась с правительством, то есть это с нашей помощью, внесла поправки в закон об основных гарантиях прав ребёнка, согласно которым сегодня к организациям отдыха и оздоровления относятся пришкольные детские загородные лагеря. В итоге возникла иллюзия того, что у нас все дети летом оздоравливаются, а это приводит к тому, что минпрос отчитывается: в этом году 38 тысяч детских организаций отдыха и оздоровления откроют свои двери. На самом деле из них в этом году загородных - только 2050, как сказал Александр Георгиевич. Катастрофически эта статистика ухудшается ежегодно, потому что, понятно, круглогодичное содержание обходится очень дорого, в основном лагеря муниципальные или частные, поэтому, конечно, в поддержке нуждаются все. Ну и, не в обиду нашим коллегам, мне кажется, мы так и соблюдали бы юридический мораторий, если бы 16 марта президент не дал поручение разработать государственную программу о восстановлении и организации отдыха и оздоровления детей на период до 2030 года. Вместе с Анной Юрьевной мы принимали участие в заседании президиума Совета законодателей 27 апреля, где наши коллеги из Совета Федерации - спасибо им огромное! - проанонсировали данный законопроект. Мне кажется, ни у кого не вызывает сомнений то, что он должен быть принят. Ну а чуть позднее у нашей коллеги Светланы Бессараб были почти в гостях: было выездное заседание комитета, посвящённое организации летнего отдыха, проходило оно, ну, в столице летнего отдыха, в Краснодарском крае. И Правительство Краснодарского края попросило нас ускорить принятие этого закона, потому что со своей стороны субъекты уже всё, что можно, приняли: отказались от земельного налога, удешевили плату, взимание платы за электроэнергию, приравняв, там, к сельским территориям. Не тянут сами, поэтому, конечно, поддержка нужна, но прежде всего юридическая, чтобы эти организации летнего отдыха не становились одномоментно гостиницами, отельчиками, а оставались по-прежнему организациями отдыха и оздоровления наших детей. Мы сегодня вообще, мне кажется, начали очень большую тему обсуждать, и я, как содокладчик, не случайно сказала вначале о том, что это одна из немногих сфер, которая не имеет своего базового закона. Мы так и дальше будем инкорпорировать в разные законодательные акты какие-то мелкие поправки, а в итоге, повторяю, от этого не выиграют наши дети. Поэтому мне хочется призвать в этом зале, воспользовавшись призывом Владимира Абдуалиевича, который сказал: хорошо, если мы все вместе будем решать, навалимся, что называется, всеми фракциями, всем миром и будем решать вот эти вопросы. А это системные вопросы - я думаю, с помощью наших коллег из Совета Федерации мы начнём разработку полноценного базового закона об организации отдыха и оздоровлении детей. А пока я хочу обратиться, Александр Дмитриевич, с просьбой сократить срок подачи поправок, если можно, до 15 дней - с 7-го по 22-е число. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Александр Георгиевич, и в пояснительной записке, и в своём докладе вы сказали, что порядка 400 объектов на сегодняшний день закрыто, так как не соответствуют современным нормам, правилам, в том числе по площади земельных участков. Мы законопроектом вносим поправки в Земельный кодекс, вводим запрет на отчуждение этих земельных участков, если они используются не по целевому назначению. А так как по современным нормам нет возможности на данном земельном участке организовать детский оздоровительный лагерь, скажите, пожалуйста, какова судьба этих земельных участков, на которых, во-первых, по нормам невозможно воссоздать, сделать этот лагерь, во-вторых, в отношении которых мы вводим запрет на отчуждение? Какова судьба таких территорий, где это невозможно сделать, что с такими земельными участками дальше будет? ВАРФОЛОМЕЕВ А. Г. Уважаемые коллеги, прежде всего, хотел бы поблагодарить вас за то, что очень заинтересованно и плодотворно мы с вами работаем над данным законопроектом. В ходе этой работы поступило предложение депутатов Государственной Думы и профильного комитета, чтобы мы всё-таки обошлись без внесения изменений в Земельный кодекс. Мы будем к этому стремиться, скорее всего, когда будет второе чтение, избежим внесения изменений в Земельный кодекс. Это первое. Второе, что касается земельных участков, которые могут освободиться. Я полагаю, что... Хорошо, что вы этот вопрос задаёте, мы его дополнительно изучим ко второму чтению, ну а так их использование будет производиться в соответствии с действующим законодательством. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемые коллеги, конечно, стоит приветствовать то, чего мы хотим добиться этим законопроектом, те цели, которые обозначены. Но у меня технический вопрос: речь идёт о каких-то отдельных видах земель, на которые мы запрет налагаем, или рассматривались и иные, в том числе, например, земли населённых пунктов? Я так понимаю, всё равно объекты, используемые для отдыха детей, - это главная цель, а земля - это уже просто потому, что они расположены на этой земле. Я спрашиваю об этом, поскольку здесь могут быть нюансы чисто конституционные. ВАРФОЛОМЕЕВ А. Г. Речь идёт о тех земельных участках, на которых уже существуют детские объекты. Речь не идёт о каких-либо других участках, поэтому здесь особых противоречий мы также не видим. То, что вы сказали, сейчас я это себе записываю, мы дополнительно посмотрим, но подчёркиваю: речь идёт о тех земельных участках, которые уже заняты детскими объектами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Представители президента, правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Нина Александровна, вы предложили сократить срок, но я боюсь, что... Это совместного ведения законопроект, это же касается и региональной собственности, поэтому вряд ли мы можем сократить срок, поэтому, как в постановлении, 30 дней. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации" и статью 98 Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 37. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 13 мин. 00 сек.) Проголосовало за 414 чел.92,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 414 чел. Не голосовало 36 чел.8,0 % Результат: принято Принимается единогласно.