Заседание № 4

04.02.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона N№ 69217-3 "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части разграничения полномочий по предметам ведения органов местного самоуправления муниципальных образований в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1431 по 1508 из 5190
Четвертый вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений и         
дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного         
самоуправления в Российской Федерации". Доклад председателя Комитета по         
вопросам местного самоуправления Владимира Семёновича Мокрого. Пожалуйста,      
Владимир Семёнович.                                                             
                                                                                
МОКРЫЙ В. С., председатель Комитета Государственной Думы по вопросам местного   
самоуправления, фракция "Единая Россия".                                        
                                                                                
Уважаемый председатель, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект               
федерального закона был внесен депутатами Государственной Думы третьего         
созыва Митрохиным и Шишловым с целью развития правового регулирования           
осуществления местного самоуправления в муниципальных образованиях, на          
территориях которых имеются другие муниципальные образования. Действующей       
редакцией Федерального закона "Об общих принципах организации местного          
самоуправления в Российской Федерации" от 1995 года установлено, что в          
случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие    
муниципальные образования, предметы ведения муниципальных образований           
разграничиваются законом субъекта Российской Федерации. В законопроекте         
предлагается, чтобы законом субъекта Российской Федерации разграничивались не   
предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного       
самоуправления по предметам ведения муниципальных образований. Однако в новой   
редакции Федерального закона "Об общих принципах организации местного           
самоуправления в Российской Федерации", внесенной в Государственную Думу        
Президентом России и принятой в октябре 2003 года, другая концепция             
разграничения полномочий органов местного самоуправления, она заключается в     
том, что предметы ведения муниципальных образований и полномочия органов        
местного самоуправления, районов и находящихся на их территории поселений       
разграничиваются непосредственно данным федеральным законом. По этой причине,   
а также в связи с тем, что старая редакция федерального закона утрачивает       
силу с 1 января 2006 года, Комитет Государственной Думы по вопросам местного    
самоуправления считает, что предмет правового регулирования законопроекта       
утратил свою актуальность. Учитывая это обстоятельство, Комитет по вопросам     
местного самоуправления предлагает вернуть указанный законопроект к процедуре   
первого чтения и отклонить его.                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
МОКРЫЙ В. С. Предлагаю законопроект вернуть к процедуре первого чтения и        
отклонить.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы у депутатов по данному предложению? Нет   
вопросов. В таком случае я это предложение ставлю на голосование: возвратить    
законопроект к процедуре первого чтения.                                        
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Пожалуйста, прошу показать результаты голосования.                              
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 03 сек.)                 
Проголосовало за              358 чел.79,6%                                     
Проголосовало против            0 чел.0,0%                                      
Воздержалось                    0 чел.0,0%                                      
Голосовало                    358 чел.                                          
Не голосовало                  92 чел.20,4%                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Теперь я ставлю на голосование следующее предложение. Кто за то, чтобы          
принять данный законопроект в первом чтении? Мнение комитета - отклонить.       
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 07 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за                4 чел.0,9%                                      
Проголосовало против          155 чел.34,4%                                     
Воздержалось                    3 чел.0,7%                                      
Голосовало                    162 чел.                                          
Не голосовало                 288 чел.64,0%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.                                                       
                                                                                

Заседание № 145

25.01.2002
Вопрос:

О проекте федерального закона № 69217-3 "О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части разграничения полномочий по предметам ведения органов местного самоуправления муниципальных образований в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования; принят в первом чтении 26 сентября 2001 года с названием "О внесении изменений и дополнений в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2903 по 3001 из 6295
Переходим к рассмотрению пункта 9 повестки дня: о проекте федерального закона   
"О внесении изменений и дополнения в Федеральный закон "Об общих принципах      
организации местного самоуправления в Российской Федерации". Доклад             
заместителя председателя Комитета по вопросам местного самоуправления Олега     
Ивановича Ковалёва.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОВАЛЁВ О. И., фракция "Единство".                                              
                                                                                
Уважаемый председательствующий, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение        
выносится законопроект, имеющий целью развитие правового регулирования,         
осуществление местного самоуправления в муниципальных образованиях, на          
территории которых имеются другие муниципальные образования. По существу,       
речь идет о механизме наделения полномочиями второго уровня местного            
самоуправления. В действующей редакции Федерального закона "Об общих            
принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"           
установлено, что в случае, если в границах территории муниципального            
образования имеются другие муниципальные образования, предметы ведения          
муниципальных образований разграничиваются законом субъекта Российской          
Федерации (первый абзац пункта 3 статьи 6).                                     
                                                                                
При реализации же данного положения на практике сталкиваются с рядом            
затруднений как практического, так и правового свойства, и, по сути дела, эта   
норма не работает. Так, в пункте 2 статьи 6 федерального закона                 
устанавливаются предметы ведения, то есть общая компетенция органов местного    
самоуправления по решению вопросов местного значения. В случае разграничения    
предметов ведения органы местного самоуправления муниципальных образований      
оказываются лишенными своей части общей компетенции по решению вопросов         
местного значения. На практике это означает возникновение определенных          
барьеров между населением и органами местного самоуправления различного         
уровня.                                                                         
                                                                                
По решению, предложенному в законопроекте, разграничению будут подлежать не     
предметы ведения муниципальных образований, а полномочия органов местного       
самоуправления по предметам ведения муниципальных образований, что позволит     
более эффективно взаимодействовать органам местного самоуправления              
муниципальных образований между собой и органами государственной власти         
субъектов Российской Федерации.                                                 
                                                                                
Данный законопроект актуален, так как двухуровневая организация органов         
местного самоуправления принята в 23 субъектах Российской Федерации. И в ряде   
субъектов Российской Федерации в различных районах применяется и                
двухуровневая, и одноуровневая организация органов местного самоуправления.     
                                                                                
При подготовке законопроекта ко второму чтению поступили поправки,              
представленные в таблице поправок, рекомендованных Комитетом по вопросам        
местного самоуправления к принятию. Данные поправки соответствуют концепции     
законопроекта, принятого в первом чтении, и имеют целью комплексно              
урегулировать данную проблему.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, позвольте также напомнить вам, что Правительство             
Российской Федерации поддержало принятие законопроекта в первом чтении. Кроме   
того, нам известно, что рабочая группа комиссии при Президенте Российской       
Федерации по подготовке предложений о разграничении предметов ведения и         
полномочий между федеральными органами государственной власти, органами         
государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного       
самоуправления внесла на рассмотрение комиссии аналогичное предложение.         
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу вас принять поправки к законопроекту, приведенные в   
таблице поправок, рекомендованных Комитетом по вопросам местного                
самоуправления к принятию, и поддержать принятие данного законопроекта во       
втором чтении.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Иванович.                                   
                                                                                
У нас к данному законопроекту имеется только одна таблица, а именно таблица     
поправок, рекомендуемых комитетом к принятию. Есть ли у депутатов замечания     
по данной таблице? Нет. Если нет, то тогда давайте голосовать. Кто за то,       
чтобы принять таблицу?                                                          
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 46 мин. 54 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.             75,1%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    338 чел.                                          
Не голосовало                 112 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица принимается.                                                            
                                                                                
Поскольку она единственная, то теперь нам предстоит высказать свое суждение с   
помощью голосования по законопроекту во втором чтении. Кто за то, чтобы         
принять данный законопроект во втором чтении?                                   
                                                                                
Покажите, пожалуйста, результаты.                                               
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 47 мин. 43 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.             71,8%                        
Проголосовало против            0 чел.              0,0%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается.                                      
                                                                                

Заседание № 116

26.09.2001
Вопрос:

О проекте федерального закона № 69217-3 "О внесении изменений и дополнений в статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в части разграничения полномочий органов местного самоуправления по предметам ведения муниципальных образований в случае, если в границах территории муниципального образования имеются другие муниципальные образования).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3457 по 3673 из 5447
Пункт 14: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
статью 6 Федерального...".                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, у нас есть повестка дня.                             
                                                                                
Пункт 14: о проекте федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
статью 6 Федерального закона "Об общих принципах организации местного           
самоуправления в Российской Федерации". Докладывает заместитель председателя    
Комитета по вопросам местного самоуправления Сергей Сергеевич Митрохин.         
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Я в         
данном случае выступаю в двух лицах: с одной стороны, как инициатор             
законопроекта, с другой стороны, как докладчик от комитета.                     
                                                                                
Речь идет о статье 6 закона "Об общих принципах организации местного            
самоуправления в Российской Федерации". Эта статья (в данном случае пункт 3)    
посвящена очень сложной теме, которая затрагивает довольно большое число        
небольших муниципальных образований в Российской Федерации: это сельсоветы,     
это муниципальные образования на территории городов Москвы и Санкт-Петербурга   
и ряд других. Дело в том, что по действующей норме закона законами субъектов    
Российской Федерации или уставами городов там, где существуют внутригородские   
муниципальные образования, разграничиваются предметы ведения муниципальных      
образований. То есть часть предметов ведения субъект Федерации должен           
закрепить за районами, например, а другую часть предметов ведения - за          
сельсоветами или другими малыми муниципальными образованиями, находящимися на   
территории других муниципальных образований.                                    
                                                                                
К чему это приводит на практике? Это приводит к тому, что вот эти малые         
муниципальные образования оказываются полностью лишенными каких-либо прав по    
реализации полномочий органов местного самоуправления, закрепленных в           
соответствующем законе. Чтобы было понятно, о чем идет речь, я приведу          
конкретный пример. Ну, скажем, транспортное обслуживание. Как правило, везде    
транспортное обслуживание населения относится к вышестоящему уровню местного    
самоуправления, то есть к уровню района. Таким образом, сельсоветы полностью    
лишаются возможности хоть каким-то образом воздействовать на оказание           
населению этой важнейшей услуги. Это происходит именно потому, что в законе     
существует такая, очень обобщенная, я бы даже сказал, грубая норма, что можно   
разграничивать предметы ведения. В результате население не может и органы       
власти - сельсоветы, другие муниципальные образования - просто не могут         
вообще никак воздействовать на решение той или иной проблемы, например не       
могут выступать с обращениями к органам власти вышестоящих уровней об           
улучшении ситуации с тем же, например, транспортным обслуживанием или с         
деятельностью по налаживанию жилищно-коммунального хозяйства и так далее.       
                                                                                
Мы предлагаем эту ситуацию изменить и ввести более гибкую формулировку,         
которая позволила бы решать эту проблему. Мы предлагаем более сложный и         
гибкий механизм распределения полномочий между вышестоящими и нижестоящими      
муниципальными образованиями. Я напомню, что такие муниципальные образования    
у нас существуют в двадцати трех субъектах Российской Федерации, то есть        
масштаб вопроса именно таков. Мы предлагаем дать принципиально иную             
формулировку, а именно: не предметы ведения разграничиваются, а полномочия      
органов местного самоуправления по предметам ведения муниципальных              
образований разграничиваются законом субъекта Федерации либо уставом города.    
При этом, добавляем мы в законе, из ведения муниципальных образований не        
могут быть исключены вопросы местного значения, указанные в пункте 2 статьи 6   
Федерального закона "Об общих принципах организации местного                    
самоуправления...".                                                             
                                                                                
Это ни в коем случае не означает, что вот эти малые муниципальные образования   
начнут сразу же требовать и получат такую возможность в части реализации этой   
компетенции в полном объеме. Ни в коем случае! Они просто получат право тем     
или иным способом участвовать в предоставлении той или иной услуги населению.   
Ну, например, вот то, что я говорил о транспортном обслуживании. Есть,          
конечно, общие вопросы транспортного обслуживания, которые должны, безусловно   
должны остаться за районом: это организация движения транспорта между           
населенными пунктами, организация и содержание транспортного состава и так      
далее. Но, например, проблема регулярности движения между теми или иными        
населенными пунктами, проблема содержания какой-то местной транспортной...      
местной инфраструктуры общественного транспорта, какого-то малого транспорта,   
проблема содержания тех же самых автобусных остановок, какое-то отношение к     
дорогам и так далее - безусловно, всем этим могут заниматься органы местного    
самоуправления на уровне поселков, мелких деревень и других населенных          
пунктов.                                                                        
                                                                                
Законопроект поддержан Правительством, положительное заключение поступило от    
Правительства. Достаточно большое количество субъектов Федерации прислали       
положительные отзывы, их тридцать четыре. Тридцать четыре субъекта Федерации    
полностью поддерживают законопроект и только четыре возражают.                  
                                                                                
             Председательствует Председатель Государственной Думы               
                                Г. Н. Селезнёв                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Правовое управление Аппарата Государственной Думы дало           
положительное заключение. Прошу поддержать законопроект в первом чтении.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Сергеевич. Не уходите с трибуны.          
                                                                                
Уважаемые депутаты, есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы? Нет.            
                                                                                
Присаживайтесь, пожалуйста.                                                     
                                                                                
Есть ли желающие выступить по данному закону? Есть, да? Депутат Клюкин? Нет.    
Депутат Крюков.                                                                 
                                                                                
КРЮКОВ В. А., фракция "Отечество - Вся Россия".                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
Уважаемые товарищи, мы с вами рассматриваем закон, который прекрасно все        
знают. Что же нам предлагается? Нам предлагается в закон ввести систему, как    
разобрать ту "матрешку", которая создана на территории, когда внутри одного     
муниципального образования находится второе, а внутри второго бывает третье.    
В законе записано, что одно муниципальное образование не подчиняется другому,   
то есть система управления тем самым нарушена. И нам предлагают на этот закон   
поставить новые заплаты, как бы разобрать. Но мы знаем из опыта, что новое,     
приложенное к старому, как правило, рвет старое и само ничего не дает. Здесь    
требуется совершенно иной подход. Требуется разобрать, на каком уровне будет    
находиться ТОС - территориальное общественное самоуправление, на каком уровне   
будут находиться сходы, собрания и казачьи круги, на каком уровне будут         
находиться собственно муниципальные образования. Всё это является в             
совокупности местным самоуправлением, и в законе этого нет. Поэтому каждый      
субъект делает то, что он хочет. И далее. Получается так, что практически у     
губернаторов нет на местах никаких подчиненных, нет системы.                    
                                                                                
Поэтому я предлагаю отклонить этот законопроект и поручить Комитету по          
вопросам местного самоуправления полностью разобрать ситуацию, чтобы система    
была нам предельно ясна, предельно ясна на территориях, была удобной для        
управления. А сейчас нам предлагают опять делать очередную заплату. Предлагал   
депутат Ледник, предлагает депутат Митрохин. У нас еще лежит около 20           
предложений по местному самоуправлению. Но это ни в коей мере не решает         
проблемы и вопросы, которые возникают на территориях. Предлагаю отклонить и     
дать поручение Комитету по вопросам местного самоуправления полностью           
обновить этот вопрос. Мы заплаты предлагали в закон о гарантиях, выборных       
гарантиях, - тоже ничего не получилось. И сейчас результат будет тот же         
самый, пока не будет решен коренной вопрос - вопрос местного самоуправления.    
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валерий Александрович.                           
                                                                                
Больше я не вижу желающих выступить. Поэтому, пожалуйста, Александр             
Владимирович, вы хотели бы заключительное... Нет, Сергей Сергеевич - один       
докладчик. Заключительное слово, пожалуйста, Сергей Сергеевич.                  
                                                                                
МИТРОХИН С. С. Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые депутаты! Я, конечно,   
должен ответить на выступление Валерия Александровича. Я с большим уважением    
отношусь всегда к его мнению. И в этом своем выступлении он поставил сразу      
несколько крупнейших проблем, имеющих, безусловно, большое значение для         
дальнейшего развития самоуправления, но, к сожалению, не имеющих отношения к    
данной конкретной проблеме. Проблема взаимоотношений муниципальных              
образований и органов власти субъектов Федерации - это первая из упомянутого    
им перечня проблем. Проблема чисто управленческого взаимодействия между         
вышестоящим и нижестоящим муниципальным образованием - это вторая проблема.     
                                                                                
Мне кажется, что эти проблемы действительно исключительно важны и нужно их      
решать. И кстати, Комитету по вопросам местного самоуправления не надо давать   
такого поручения, потому что он самым интенсивным образом сейчас занимается     
решением этих проблем. В частности, я совершенно согласен с тем, что вот        
категорическая норма закона о том, что невозможна никакая соподчиненность       
между районом и сельсоветом, действительно играет отрицательную роль. И я       
сторонник того, чтобы эту соподчиненность в определенных вопросах установить,   
в первую очередь в финансовых вопросах, но ни в коем случае не в                
административных. То есть работа над этим должна продолжаться, и она идет.      
                                                                                
Но в данном случае мы говорим об урегулировании взаимоотношений между           
вышестоящим и нижестоящим уровнем, там, где уже эти взаимоотношения             
существуют. Они существуют, и мы сталкиваемся с определенными трудностями. По   
факту сейчас существует тупиковая ситуация во многих субъектах Федерации, где   
сложносоставные муниципальные образования, и мы должны эти узлы распутывать,    
на то мы и законодатели, мы должны регулировать эти процессы. Вот в данном      
случае это шаг в сторону такого регулирования, когда субъектам Федерации        
предоставляется возможность снижать конфликтность во взаимоотношениях между     
сельсоветами и районами вот таким, более гибким способом, чем тот, который      
предлагается в законе.                                                          
                                                                                
Поэтому еще раз прошу поддержать законопроект.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, у представителя Правительства есть желание    
по данному законопроекту высказаться? Нет. У представителя Президента есть?     
Нет.                                                                            
                                                                                
По мотивам - депутат Иванова. Пожалуйста, Валентина Николаевна.                 
                                                                                
ИВАНОВА В. Н., депутатская группа "Регионы России (Союз независимых             
депутатов)".                                                                    
                                                                                
Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Я прошу поддержать данный     
законопроект в связи с тем, что действительно в практике организации местного   
самоуправления сталкиваемся с ситуацией, когда на территории одного             
муниципального образования существует муниципальное образование более низкого   
уровня, и разграничение полномочий - это сейчас очень важная и сложная          
проблема.                                                                       
                                                                                
О том, что здесь прозвучало. Ситуация и проблема, связанная с территориальным   
общественным самоуправлением, - это уже проблема другого порядка, имеется в     
виду, что в рамках муниципального образования организуется и развивается        
территориальное общественное самоуправление. То есть можно говорить о том,      
что территориальное общественное самоуправление - это проблема одного           
муниципального образования. Данный законопроект рассматривает взаимодействие    
муниципальных образований, соподчиненных друг другу, то есть это несколько      
другая задача и другая проблема. Мне кажется, что здесь предложен               
действительно рациональный подход, и практика требует разрешения. Поэтому мы,   
конечно же, просим поддержать данный законопроект. Спасибо.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентина Николаевна.                            
                                                                                
Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы законопроект принять в первом чтении?   
(Выкрики из зала.) Ну, 14.00. Мы голосуем - и перерыв.                          
                                                                                
Кто без карточки?                                                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 28 сек.)                 
Проголосовало за              245 чел.             54,4%                        
Проголосовало против            4 чел.              0,9%                        
Воздержалось                    0 чел.              0,0%                        
Голосовало                    249 чел.                                          
Не голосовало                 201 чел.                                          
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.