Заседание № 91
18.01.2023
Вопрос:
О проекте федерального закона № 69209-8 "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части совершенствования порядка взимания акцизов).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 610 по 908 из 4698
Переходим к рассмотрению 3-го вопроса нашей повестки. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Пожалуйста, Глеб Яковлевич Хор. ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект был принят 13 сентября прошлого года. К нему поступило девять поправок, три из которых комитет рекомендует принять и шесть отклонить. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По таблице поправок № 1 есть замечания, коллеги? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 16 сек.) Проголосовало за 407 чел.90,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 407 чел. Не голосовало 43 чел.9,6 % Результат: принято Принимается единогласно таблица поправок № 1. По таблице поправок № 2 есть замечания, коллеги? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 18 мин. 48 сек.) Проголосовало за 349 чел.77,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принято. Коллеги, ставится на голосование законопроект, второе чтение, 3-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 19 мин. 24 сек.) Проголосовало за 408 чел.90,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 408 чел. Не голосовало 42 чел.9,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Пожалуйста, включите микрофон на трибуне. ХОР Г. Я. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект полностью подготовлен к третьему чтению, прошёл все необходимые экспертизы. Комитет просит принять в третьем чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, нет возражений? Нет возражений. Переходим к рассмотрению законопроекта по процедуре третьего чтения. Глеб Яковлевич, в рамках рассмотрения законопроекта по процедуре третьего чтения - ваш доклад. Ничего личного. Это Регламент, коллеги, для нас это главный закон. Ваши предложения. ХОР Г. Я. Я с удовольствием. Предложение ещё раз: значит, комитет рекомендует принять законопроект в третьем чтении. Юридико-техническая и лингвистическая экспертизы пройдены. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, есть ли желающие высказаться по мотивам от фракций? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, даже если единогласно приняли во втором чтении, право депутата - высказать свою точку зрения при рассмотрении законопроекта, это его конституционное право. Мы не должны на него посягать, поэтому я обязан спросить. Покажите список. Леонов Сергей Дмитриевич. Подготовиться Хамзаеву. ЛЕОНОВ С. Д., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, короткое выступление, поскольку была хорошая дискуссия у нас при рассмотрении в первом чтении, когда мы принимали данный законопроект. В целом фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект об увеличении акцизов, но мы всё-таки хотели сказать о том, что мы выступаем за полный запрет вейпов в нашей стране, потому что эта зараза уносит жизни наших подростков. Совсем недавно был случай в Санкт-Петербурге, когда молодой человек умер от передозировки никотина, в связи с тем что у него система по доставке, так скажем, этого никотина не сработала, и в очень большой концентрации никотин попал ему в организм. Также есть случаи, когда эти вейпы взрываются и травмируют наших детей. В основном это модно у подростков, в основном они губят своё здоровье, а потом мы будем из бюджета Российской Федерации дополнительные деньги выделять на их лечение. Вот вопрос: либо мы увеличиваем акцизы, не запрещаем вейпы и собираем дополнительные деньги в бюджет, либо мы ещё большие деньги будем тратить на лечение наших детей? Родители категорически нас поддерживают в этом, они тоже выступают за запрет вейпов: очень сложно проконтролировать употребление вейпа ребёнком, потому что нет никакого характерного запаха. В целом, конечно, нас поддерживает Минздрав, неоднократно говорили о том, чтобы полностью запретить. Недавно был министр внутренних дел: он тоже поддержал нашу инициативу о полном запрете вейпов. Я призываю, уважаемые коллеги, всех вас поддержать нашу инициативу - давайте раз и навсегда поставим точку в этой теме. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Хамзаев Бийсултан Султанбиевич. ХАМЗАЕВ Б. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ну вот понятно, что деньги бюджету нужны, об этом надо говорить, и в целом, чем больше мы заберём у табачных корпораций и тех, кто сегодня зарабатывает на убийстве наших граждан... А табак - это наркотик, и никотинсодержащая продукция - это тоже наркотик, это медицинский факт, и мы здесь, конечно, должны быть более принципиальными, я считаю. Что касается электронных сигарет, ну, у нас два раздела в этом законопроекте: это и классические сигареты, и электронные. Классические сигареты. Ситуация уникальная на российском рынке табака: почти 100 процентами российского рынка табака владеет большая транснациональная "четвёрка" - "Филип Моррис", "Бритиш Американ Тобакко", "Империал Тобакко" и "Джапан Тобакко". А "Джапан Тобакко", коллеги (так, для примера), - это японская госкорпорация, вообще-то говоря. И здесь, конечно, нам нужно более принципиально не только по налогам и акцизам... А что касается ставки, которая сейчас предлагается в законопроекте к 2025 году, то это вообще вопрос, будет ли она актуальна в части тех увеличений. Я считаю, что позиция государства должна быть более однозначной. В чём? Первое. 300 миллиардов штук сигарет, классических сигарет, выкурили граждане России за 2022 год - это фантастический объём, огромный, чудовищный объём! Мы должны более принципиально поднимать вопрос о том, что внутри этих сигарет находится, какой состав. Я считаю, что Государственная Дума должна пригласить сюда руководителей этих транснациональных корпораций и задать им вопрос о том, что конкретно находится в этих сигаретах, потому что там табака нет - химреагенты! Второе. Говорим про электронные сигареты. Я считаю, что здесь ещё сложнее ситуация. Как только государство заговорило о них пару лет назад, здесь, в Государственной Думе, была большая, если вы вспомните, такая эмоциональная война - нам многие доказывали, что не надо ничего делать и защищать граждан России от табака, что это бесполезно... Полезно! Мы видим, что люди стали курить меньше, и транснациональные корпорации пошли в сторону электронных сигарет. Возьмите, там, "Айкос", "Джул" и прочие - за ними стоят эти же корпорации! То есть у них в пакете классические сигареты, нагреватели и даже фармакология, я имею в виду медикаменты - они калечат и якобы лечат ещё. Я считаю, что касается электронных сигарет, что там нет вообще никакого порядка, уровень контрафакта сегодня фантастически высокий, его делает любой! И никто не может сказать, что находится внутри жидкостей, которые они туда, в стики, добавляют. Роспотребнадзор приходил сюда, они говорили: начиная с крысиного яда и заканчивая другими какими-то тяжёлыми химическими реагентами, смертельно опасными для здоровья наших граждан. Я считаю принципиально важным, чтобы государственная система регулирования никотинсодержащей продукции перешла на более высокий уровень. Ну, возьмите Росалкогольрегулирование - будет, например, Ростабак, почему нет? Китайцы сделали так, китайцы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Всем совершенно очевидно, что в выступлениях звучала тревога. И мы сегодня, принимая законопроект, которым увеличиваем акцизы как для табачных изделий, так и для вейпов, подчёркиваем необходимость ещё раз вернуться к этому вопросу. Да, возможно стоимость для кого-то станет ограничением при покупке сигарет или вейпов, но это не то решение, которое мы можем принять, мы не можем говорить, что оно носит окончательный характер. Уважаемые коллеги, от представителей двух фракций - "ЕДИНОЙ РОССИИ" и ЛДПР - прозвучали конкретные предложения. Если вы не возражаете, давайте мы с вами поручим профильным комитетам - Комитету по охране здоровья, Комитету по просвещению (а речь идёт о детях школьного возраста, которые сейчас всё больше и больше подвержены употреблению вейпов), комитету по делам молодёжи - изучить эти вопросы, причём в приоритетном порядке, и внести предложения о возможности запрета вейпов. Поддерживаем такое предложение? (Аплодисменты.) У всех есть обращения от граждан? Давайте этот вопрос обсуждать. Пожалуйста, Сергей Иванович. НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я просил бы дать поручение комитету по промышленности, потому что сегодня эти табачные изделия имеют маркировку, но очень многие заходят к нам как раз без маркировки. Нужно настаивать на том, чтобы в рамках Евразийского союза... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Иванович, вы нашу дискуссию не переводите в ту форму, из которой мы потом не вернёмся, потому что профильный комитет, который занимается маркировкой, ещё и отвечает за взаимодействие с этими компаниями. Давайте мы сначала подумаем о здоровье детей. И у нас здесь, совершенно очевидно, должны принять участие Комитет по охране здоровья, Комитет по просвещению, комитет по делам молодёжи. Выскажут мнение те, кто с этим сталкивается каждодневно, потому что, если вы будете разговаривать с учителями, они вам обязательно скажут, что у них в письменных столах находятся отобранные у учеников вейпы. И то, что наши коллеги здесь говорят, совершенно очевидно, означает, что не работают те нормы, которые мы ранее принимали, предоставив право регионам регулировать эти вопросы. Об этом речь, так? Вот наши коллеги из ЛДПР говорили правильно - давайте рассмотрим эту тему. Другой вопрос, который поднял представитель "ЕДИНОЙ РОССИИ", - что курят, нам могут чётко специалисты сказать? Есть опасения, и это значит, что опять Комитет по охране здоровья, а потом уже мы с вами, выработав позицию на основе экспертной оценки, мнения тех, кто отвечает за контрольно-надзорные функции, предложим профильному комитету, комитету по промышленности, то, что выработаем. А как только мы уйдём в тему обсуждения вопросов прибыли, бизнеса, технологий, понятно, к чему это приведёт. Коллеги, мы тоже это всё понимаем, просто та сфера, которой мы с вами сейчас коснулись, носит особый характер. Это не предприятия по выпуску одежды, извините меня, не завод по выпуску автомобилей - это всё сопряжено со здоровьем граждан. Коллеги, выбираем такой путь? Выбираем! Если не возражаете, мы тогда поручим Петру Олеговичу Толстому координировать эту работу. Пётр Олегович, вы не возражаете? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ну всё-таки вы у нас отвечаете за работу и координацию деятельности Комитета по просвещению, а вся эта зараза всё больше и больше захватывает школы. Ну и вам надо будет от всех пороков избавиться. (Оживление в зале.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, он вейпы не употребляет. Мы сами у него отобрали бы и где-то тоже в ящике их накопили. Договорились, коллеги. Переходим к голосованию по данному вопросу. Поэтому, Глеб Яковлевич, вы теперь понимаете, почему необходимо было ваше выступление? А если бы вы не стали выступать, вот ваши коллеги - ни один, ни другой - не имели бы возможности высказать точку зрения. Вы эту дискуссию мотивировали, и именно благодаря вам мы сегодня выходим на принятие такого решения. Ваши избиратели однозначно заметят такую законодательную инициативу в вашем выступлении и будут поддерживать в будущем, чтобы вы вновь избрались в Государственную Думу. А вот Андрей Михайлович Макаров грустно стоит, потому что он не был двигателем этих вопросов. Тоже курильщик, наверное. Нет? Жуков говорит: нет. Коллеги, ставится на голосование законопроект, 3-й вопрос нашей повестки, третье чтение. Кто за? Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 32 мин. 26 сек.) Проголосовало за 411 чел.91,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается единогласно. Уважаемые коллеги, раз решение принято единогласно, все те, кто употребляет электронные сигареты, сдайте их Толстому. (Оживление в зале.) Хочешь менять мир - начни с себя!
Заседание № 60
13.09.2022
Вопрос:
О проекте федерального закона № 69209-8 "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части взимания акцизов с электронных систем доставки никотина одноразового использования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3790 по 4236 из 4933
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Доклад сенатора Российской Федерации Алексея Владимировича Синицына. Пожалуйста. СИНИЦЫН А. В., сенатор Российской Федерации. Спасибо большое, Александр Дмитриевич. Уважаемые депутаты, все мы с вами знаем по экспертным оценкам, по объективным данным по сбору акцизов, ну и имеем собственное мнение (потому что мы это видим), что происходит взрывной рост потребления электронных систем доставки никотина, вернее, никотина через электронные системы доставки, которые иначе именуются вейпами. Электронная система доставки никотина - это двухкомпонентная система, состоящая из устройства для нагревания и собственно жидкости, которую испаряет это устройство. Оба этих товара - и устройство, и жидкость - являются подакцизными. Акцизы на них установлены разные: на устройство - 62 рубля, на жидкость - 17 рублей за миллилитр. Продаются жидкости, как правило, в объёме 10, 30, 60, 120 миллилитров, но даже 10-миллилитровый объём жидкости для бюджета приносит, должен приносить гораздо больше поступлений, чем само устройство. Поскольку происходит взрывной, экспоненциальный рост потребления, мы вправе были бы ожидать такого же взрывного, экспоненциального поступления акцизов в бюджет Российской Федерации. Это справедливо только для устройств: действительно, там доходы бюджета постоянно росли. Можно сказать, что на сегодня это самый объёмный рынок в Российской Федерации: за 2021 год налогооблагаемая база увеличилась в 5 раз. Я другого такого рынка в Российской Федерации привести в пример не могу. В отношении жидкости это, к сожалению, не так. Доходы бюджета возрастали и возрастали по экспоненте, но в 2021 году мы потеряли, недособрали более трети от доходов 2020 года. Почему это произошло? Производители вывели на рынок новое устройство, одноразовую электронную систему доставки никотина, в которую уже входит жидкость, и платят акциз только за само устройство, не платя акциз за жидкость, - я напомню, что акциз за жидкость гораздо больше, чем акциз за устройство, - таким образом, бюджет недополучает значительные денежные средства. Законопроект, который вам представлен, направлен на исправление этой ситуации. Мы, как авторы, полагаем, что необходимо, чтобы акциз уплачивался и за устройство, и за жидкость, даже если это поставляется в виде единого комплекта, единого устройства для потребления. Законопроектом предложено внести соответствующие понятия и устранить этот пробел. Уважаемые коллеги, прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Айрата Закиевича Фаррахова. Пожалуйста. ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по бюджету и налогам рассмотрел законодательную инициативу сенаторов Российской Федерации. Концептуально эта инициатива поддерживается, и в своём заключении Комитет по бюджету и налогам отмечает, что поддержка связана с тем, что эта инициатива направлена на урегулирование порядка налогообложения акцизом одноразовых электронных систем доставки никотина. Всё дело в том, что в настоящее время установленный Налоговым кодексом Российской Федерации порядок взимания акцизов с электронных систем доставки никотина не учитывает, являются они одноразовыми или многоразовыми, и в результате в случае ввоза или реализации одноразовой электронной системы доставки никотина в эту электронную систему входят два подакцизных товара, а налогообложение предусмотрено именно по первому, по аппарату, что значительно дешевле. Рассматриваемый законопроект направлен на установление справедливого налогообложения никотинсодержащей продукции. Вместе с тем есть существенные замечания, которые потребуется учесть в процедуре второго чтения. В частности, по мнению комитета, необходимо выработать такой подход к налогообложению акцизами электронных систем доставки никотина одноразового использования и (или) жидкостей к ним, который исключил бы возможность двойного налогообложения - жидкостей в составе электронных систем и самих жидкостей отдельно. Кроме того, важно учесть, что существенно могут вырасти риски уклонения от уплаты акциза, это в своём заключении отметило и Правительство Российской Федерации. Также потребуется внести поправки юридико-технического характера, уточнить периоды, годы, на которые устанавливается ставка, и порядок вступления в силу предлагаемых норм. Счётная палата поддерживает принятие проекта федерального закона в первом чтении. Комитет предлагает поддержать его с учётом высказанных замечаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Айрат Закиевич, ЛДПР занимает принципиально жёсткую позицию: мы считаем, что вообще это всё, всю эту дрянь надо запрещать. Ну, хотя бы налогами нагрузить, как предлагается концепцией законопроекта. Можем ли мы ко второму чтению для этой категории увеличить акциз раза в два, в три, так, чтобы сделать просто нерентабельным бизнес и непривлекательным товар для наших покупателей? ФАРРАХОВ А. З. Уважаемый Ярослав Евгеньевич, на мой взгляд, мы можем сделать всё, но важно учитывать баланс. Это решение может привести к существенному росту нелегального рынка, соответственно, к существенному росту доступности этой продукции в первую очередь для детей, молодёжи. И на самом деле мы получим ещё и существенное снижение доходов, поступлений в федеральный бюджет. На мой взгляд, наша задача - принимать очень сбалансированные решения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Журова Светлана Сергеевна. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Добрый день! Мне хотелось бы задать вопрос авторам. Дело в том, что сейчас действительно в школах распространяют вейпы и наши дети их покупают через систему "Интернет", к сожалению. Я понимаю, что, когда вы в целом готовили этот законопроект, наверняка не обходили эту тему: она, может, не касается налогов, но она касается здоровья наших детей и ограничения продажи через систему "Интернет" - наверняка вы это параллельно рассматривали. Может быть, готовятся какие-то законодательные инициативы, ужесточающие наказание за продажу вейпов через Интернет детям? СИНИЦЫН А. В. Спасибо большое за вопрос. Честно говоря, конкретный законопроект касается только внесения изменений в Налоговый кодекс, для того чтобы упорядочить систему и не допустить того, чтобы производители недоплачивали в бюджет при ввозе подакцизных товаров на территорию Российской Федерации. Я, безусловно, поддерживаю идею, что должно быть максимально ограничено потребление этого товара молодёжью. Честно говоря, основной прирост... Почему так быстро растёт этот рынок? Основной прирост даёт молодое поколение: для них это гаджет, которым они с удовольствием пользуются. И я думаю, что этот рынок и рос до сих пор, и будет так же экспоненциально расти: молодёжи у нас прибывает, традиция курить сигареты уходит, замещается традицией курить вот эту... ну ладно, не буду неприлично выражаться в отношении товара. Безусловно, нужно максимально ограничивать продажу, чтобы это было не так удобно покупать, как сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к автору вопрос. К сожалению, молодёжи у нас не прибывает - возьмём демографический показатель, - а, наоборот, убывает, и одной из причин этого является табакокурение. У меня вопрос вполне конкретный: каковы потери федерального бюджета от, скажем так, недоучёта этих акцизов за 2021 год ввиду того, что вовремя не заметили? Это первое. И второй момент. Кто из ответственных чиновников это вовремя не заметил - может быть, ответят представители правительства, которые в ложе вместе с вами находятся? И почему только на три года предлагается ввести такой вариант регулирования? СИНИЦЫН А. В. Давайте в двух словах. Однозначно ответить на вопрос, сколько недополучено, сложно, но я приведу цифры, из которых можно будет понять, сколько. В 2021 году по сравнению с 2020 годом произошёл рост акцизов по устройствам более чем в 5 раз. Ну, это связано с тем, что акциз чуть-чуть приподнялся, но если брать налогооблагаемую базу, то видно, что приобретать устройств стали в 5 раз больше, при этом доходы бюджета выросли с 200 с лишним миллионов до 1,6 миллиарда. Теперь если говорить о жидкостях. Совершенно очевидно, что жидкость стали употреблять, ну, как минимум в такой же пропорции больше, а мы потеряли 200 с лишним миллионов недоплаченных денег в бюджет за 2021 год, хотя должны были получить гораздо больше денежных средств. Если мы возьмём объёмы... Ещё раз, устройство даёт 62 рубля, а жидкость, даже самый маленький объём, даёт денег в 3 раза больше, чем устройство. Я думаю, что речь идёт о потерянных миллиардах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лантратова Яна Валерьевна. ЛАНТРАТОВА Я. В. Спасибо большое. Вопрос докладчику. Вот согласно пояснительной записке в результате принятия закона дополнительный объём доходов бюджета может составлять от 1 до 5 миллиардов рублей. Это хорошо для экономики, но мы знаем, что на данном рынке очень много контрафактной и некачественной продукции, употребление которой приводит к летальному исходу, в том числе для детей и молодёжи. Это плохо для молодёжи. Согласно заключению правительства принятие закона может увеличить риски уклонения от уплаты акциза посредством ввоза вот этой продукции. Скажите, вот как избежать рисков ввоза такой продукции в контексте законопроекта? Тут нужен комплексный подход, который будет направлен на снижение потребления этой продукции, в том числе среди детей и молодёжи. И скажите, поддержали бы вы введение, установление минимальной и максимальной розничных цен как инструмент успешной борьбы вообще, ну, в том числе с контрафактной продукцией? СИНИЦЫН А. В. Спасибо большое за вопрос. Я не в полном объёме согласен с позицией, что исправление ситуации с уплатой акцизов вызовет непременный рост контрафакта. Я хочу объяснить свою позицию. Дело в том, что это быстрорастущий рынок, а на быстрорастущем рынке, когда участники рынка имеют возможность получать прибыль просто за счёт легального роста рынка, в серые схемы идут ну уж совсем отъявленные авантюристы. Как правило, в серые схемы уходят тогда, когда рынок стабилен, больше не растёт. Поэтому в этом случае я не до конца поддерживаю позицию, что увеличится доля.... ну, объём серого рынка. Для того чтобы бороться с серым рынком, как вы правильно заметили, необходимы комплексные меры, они уже применяются: в феврале этого года правительство приняло постановление об экспериментальной цифровой маркировке, для того чтобы прослеживать этот товар с момента ввоза. До 28 февраля 2023 года идёт этот эксперимент, но с 28 февраля, очевидно, это станет постоянным регулированием, если эксперимент окажется удачным. Я думаю, что такие комплексные меры помогут минимизировать рост контрафактной продукции. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемый Алексей Владимирович, вот вы сказали, что порядка 1 миллиарда рублей, даже больше, собрали налогов от реализации вейпов. Скажите, пожалуйста, вот сколько из этих денег пошло на профилактику заболеваний, к которым ведёт систематическое употребление вейпов? И сколько из этих денег пошло на исследование вреда вейпов? И если нисколько не пошло, может быть, как раз вот поправкой ко второму чтению сделать так, чтобы часть этих средств шла именно на профилактику и на исследование вреда вейпов для организма человека? СИНИЦЫН А. В. Сергей Дмитриевич, в 2021 году собрали 1,6 миллиарда с устройств и 400 с лишним миллионов с жидкости, ну, соответственно это 2 миллиарда рублей. Не могу ответить, к сожалению, на ваш вопрос, сколько из этих денег пошло на конкретные программы образовательные, потому что у нас, как вы знаете, бюджет так не формируется, то есть доходная часть бюджета попадает в бюджет, растворяется, становится доходной частью бюджета, а по госпрограммам распределяются деньги, не привязанные к источнику их сбора. И у меня, к сожалению, нет с собой цифр, сколько денег по образовательным программам было потрачено на профилактику этого. Но теперь у нас в школах есть уроки "Поговорим о главном", я уверен, что в рамках этих уроков можно в том числе посвятить несколько часов беседе со школьниками о вреде, который этот способ причинят их собственному здоровью, рассказать о механизмах причинения вреда здоровью, и это бюджету не будет стоить практически ничего, потому что эта программа уже работает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Новичков Николай Владимирович, пожалуйста. НОВИЧКОВ Н. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сразу должен сказать, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ" поддержит законопроект, в целом нас концепция устраивает. Хочется обратить внимание на то, что... С одной стороны, можно поблагодарить разработчиков законопроекта за то, что они зафиксировали вот этот законодательный зазор, из-за которого мы недополучали доходы в бюджет, - это важно, и мы, конечно, должны работать над тем, чтобы деньги все поступали. Но я хотел обратить внимание на другое: вот этот способ принятия стимулирующего, а по сути дела, отравляющего вещества внутрь человека как бы новый, мы ещё не видели ни одного поколения, которое прожило с этим всю жизнь, и мы не понимаем до конца последствий того, что люди это вдыхают, что люди это потребляют и используют в своём организме. Поэтому я предпочёл бы смотреть на это, как на некое исключение на пути к тому, чтобы ничего подобного на рынке не было. Конечно, в первую очередь мы должны бороться за здоровье наших граждан, а доходы в бюджет уже, конечно, вторичны. Я призываю смотреть на подобные вещи, ну, что называется, не то что стиснув зубы, но подходить к этому... понимать, что мы стоим на пути к тому, чтобы ничего подобного на нашем рынке не было никогда. Но в рамках того, что нужно бороться с недобросовестным обогащением, по сути дела, продавцов, это, конечно, нужно, и мы этот законопроект поддержим. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонов Сергей Дмитриевич. ЛЕОНОВ С. Д. От фракции поставьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции. ЛЕОНОВ С. Д. Уважаемые коллеги, ну, мы так буднично сегодня рассматриваем этот законопроект и так восторженно говорим о том, что у нас в стране происходит взрывной рост употребления вейпов... С учётом того что это в основном молодёжь, причём молодёжь до 18 лет, радоваться тут нечему, на мой взгляд. И я хотел бы обозначить позицию ЛДПР: наша фракция, мы категорически против продажи вейпов, распространения вейпов в Российской Федерации. Мы соответствующий закон уже внесли, но, к сожалению, он до сих пор не рассматривается ни в профильном комитете, по здравоохранению, ни в комитетах-соисполнителях. Чего мы ждём, не знаю - видимо, ждём большой инвалидизации среди молодёжи и других последствий. Мы категорически против этой заразы! Но если уж нельзя вот сейчас, так прямо сразу запретить (2 миллиарда рублей - это серьёзные деньги, видимо, для бюджета, потому что наши инициативы полностью поддерживает Министерство здравоохранения, но не поддерживает Министерство финансов, Минпромторг тоже не поддерживает), мы готовим сейчас инициативу иного характера, мы считаем, что необходимо изменить упаковку вейпов. Сейчас там красивые картинки, клубнички, мандаринки, какие-то привлекательные, так скажем, истории, а нужно идти, конечно, по тому же пути, что и с никотинсодержащей продукцией, такой как табак. На пачках сигарет - рак лёгкого, рак гортани. Честно говоря, посмотришь на эту картинку - сигарету не хочется в зубы брать. А молодёжь, они же смотрят: хорошие картинки - значит, можно. Там написано, конечно, что детям до 18 лет нельзя, но этого мало, нужно показать последствия. И Минздрав уже нам, ЛДПР, сказал, что они готовы такие картинки разработать. Почему их ещё не печатают на упаковках, мы не знаем. Закона нет - давайте вместе с нами, соответственно, его разработаем и внесём. Будем последовательны: сейчас акцизы поднимем, потом, соответственно, надо, чтобы эти картинки печатались на упаковках. Далее. Где они продаются? Они продаются везде. В любом торговом центре - пожалуйста, на самом видном месте, на витринах, на островках все эти устройства, все эти жидкости представлены широко. И я постоянно, когда хожу в магазин, там, с женой, с детьми, вижу очереди подростков, которые покупают вот эти жидкости. А что с сигаретами? Сигареты у нас в специализированных магазинах продаются, сигареты у нас ограничены, так скажем, визуально, они в шкафах находятся, пачек сигарет не видно, а вейпы - пожалуйста. Вот мы говорим об иностранном влиянии, информационном иностранном влиянии, о гибридной войне, так это же самое настоящее средство гибридной войны с нашей молодёжью, с нашими людьми! А мы радуемся, что у нас увеличиваются продажи, мы увеличиваем акцизы - хорошо, но дело в том, что нужно бороться с этой заразой: либо вообще запретить, либо сделать так, чтобы употребление вейпов было невозможно. Мы проводили рейды - кстати, проводили рейды и в Смоленской области, и в Москве наши коллеги проводили рейды - четырнадцати-, пятнадцатилетние подростки подходят в любую точку, и им продают без проблем, потому что нет настороженности ни у продавцов, ни у молодёжи, которая вейпы покупает. Вроде как о вреде вейпов вообще ничего не говорится - нигде, нигде! И на исследования не тратятся. Я спросил в институте пульмонологии: "Друзья, есть ли исследования в Российской Федерации о вреде вейпов для молодых, для пожилых, неважно, для каких людей?" Они говорят: "Нет, государство не финансирует нам эти исследования". Но если нет таких исследований, то что мы можем сказать нашему обществу? А ВОЗ проводит такие исследования, и есть данные, что это очень опасно. Причём мы не понимаем отдалённых последствий, к чему это всё приведёт. Мы сейчас радуемся тому, что наши дети курят антифриз, потому что в составе вейпов находится пропиленгликоль, а это фактически, ну, основная часть антифриза, машинного антифриза. Вот мы радуемся, что наши дети курят антифриз, и сейчас в Государственной Думе обсуждаем, как нам поднять акцизы, как нам увеличить бюджетные доходы. Ну это бред! Мы за счёт своих детей увеличиваем доходы государства. Нам что, нужно 5 миллиардов или 2 миллиарда рублей сейчас и при этом сотни тысяч инвалидов, которые потом работать не будут и которых государство будет содержать? Мне кажется, нам нужны здоровые люди, здоровые дети, и нужно очень внимательно на этот счёт подумать и прислушаться к фракции ЛДПР. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, ну, проблема действительно острая, и если уж говорить в целом, то это проблема сверхсмертности сегодня на территории Российской Федерации. Я напомню, что потери прошлого года составляют миллион, это естественная убыль. Причём только одна десятая, может быть, одна пятнадцатая - это тот самый ковид, на который люди ссылаются, остальное - это как раз то, с чем мы сегодня пытаемся бороться, это в том числе табакокурение, это в том числе неумеренное потребление алкоголя. И по большому счёту, все усилия государства сегодня должны быть направлены на то, чтобы ограничить их потребление. Я скажу, что определённые успехи есть и в отношении борьбы с алкоголизацией, но, правда, весьма скромные, и в отношении борьбы с табакокурением. Но появление новой, модной модели употребления никотина, в данном случае испаряющегося, - это как раз шаг назад. Табакокурение постепенно падает, за последние десять лет, наверное, процентов на тридцать, по данным Минздрава, оно уменьшилось в результате в том числе системной работы. И вот появился такой новый способ потребления никотина, я напомню, что он был в своё время связан с определённым количеством смертей, когда дозировки не были подобраны, и он действительно является модным. То, что мы сегодня делаем, безусловно, не панацея, но это способ, который позволяет ограничить потребление за счёт того, что стоимость этого продукта повышается и не все его смогут купить. Естественно, те меры, о которых говорил предыдущий докладчик, - в части доступа, в части визуального контроля, в части модности и тому подобного - должны точно так же и по отношению к вейпам применяться, меры и по ограничению, и по закрытию, и по запрету любой пропаганды употребления этого варианта, потому что он, может быть, только чуть менее вреден, чем сигареты, хотя опять же количественных исследований на этот счёт нет. Есть несколько вопросов. Первый вопрос: целый год Правительство Российской Федерации... Почему сенаторы вышли с этим предложением? Где были ответственные люди в Правительстве Российской Федерации, которые видели взрывной рост потребления? Я говорю и про Минздрав, и про Минэкономразвития. Видели, что не поступают налоги (это второй момент), и спокойно как бы устранились от решения проблемы. Только через год выявили, что там, может быть, 5 миллиардов, может быть, 2 миллиарда, в любом случае приличная сумма для нашего бюджета. Но самое главное - это вред для здоровья наших граждан, потому что все эти уловки привели к тому, что вейпы стали более доступными, они стали более дешёвыми, значит, большее количество наших граждан, в том числе молодёжи, стали потреблять эти вещества с ущербом, естественно, для своего здоровья, я уж не говорю для будущих поколений, для демографии и всего остального. Где были ответственные чиновники? Почему это должны делать именно представители Совета Федерации? Хорошо, что сделали, сегодня этот законопроект мы, безусловно, поддержим, но повторяю: 5 миллиардов рублей потерянных доходов в бюджет, и люди, которые купили эти препараты по заниженной цене и употребили их, - это тоже тот ущерб, который был причинён. Есть конкретные люди, и я прошу всё-таки Правительство Российской Федерации дать нам ответ, кто эти люди, которые просмотрели, недоглядели и... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Фаррахов Айрат Закиевич, от фракции и как содокладчик. Пожалуйста, с места. ФАРРАХОВ А. З. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ", безусловно, поддержит в первом чтении с учётом высказанных комитетом замечаний данный проект федерального закона. Мы полагаем, что запреты и жесточайшие ограничения в этой ситуации не сработают. И мы считаем, что необходимо последовательно налаживать регуляторику этого вопроса, для того чтобы существенно ограничить доступность данного вида, который действительно получил широкое распространение. Вместе с тем надо понимать, что парение, ингаляция - это ещё и медицинская процедура, и здесь очень важно запретами не ограничить большое количество людей, которые действительно нуждаются в таких процедурах. Первый этап - это, безусловно, установление сбалансированных акцизов; второй этап - изменения в закон "О рекламе"; третий этап - приравнивание к табачной продукции; четвёртый этап, важнейший, - это гармонизация законодательства странами - членами Евразийского экономического союза, потому что акцизная политика на территории единого таможенного пространства должна быть в целом одинакова. Все эти шаги позволят оградить молодое поколение, сделать это немодным. И в целом это большая и серьёзная общая работа. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает принятие проекта федерального закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представитель президента? Правительства? Нет. Докладчик, заключительное слово? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 181 и 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", пункт 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 08 мин. 15 сек.) Проголосовало за 409 чел.90,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1 % Результат: принято Принимается единогласно в первом чтении.