Заседание № 249
О проекте федерального закона № 691690-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности". Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Названный законопроект подготовлен комитетом для рассмотрения в третьем чтении. Комитет просит поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 17 мин. 22 сек.) Проголосовало за 385 чел.85,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 385 чел. Не голосовало 65 чел.14,4 % Результат: принято Принят в третьем чтении.
Заседание № 246
О проекте федерального закона № 691690-7 "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности" (принят в первом чтении 27 июня 2019 года с наименованием "О внесении изменений в ч. 2 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 10, проект федерального закона "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности". Бессараб Светлана Викторовна, пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! За 30 лет с момента принятия социальных гарантий и норм, касающихся неотложных мер по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе, которые были обозначены в постановлении Верховного Совета, принятом в 1990 году, труд женщин на селе не претерпел каких-то значительных изменений, не стал легче. Именно поэтому под руководством Вячеслава Викторовича Володина был подготовлен законопроект о сохранении сокращённой продолжительности рабочей недели для женщин, работающих в сельской местности. В марте, как вы знаете, прошло сообщение о подготовке данной нормы к так называемой регуляторной гильотине, и, конечно, необходимо сделать всё, от нас зависящее, для того чтобы никакая регуляторная гильотина не коснулась прав женщин. Уважаемые коллеги, законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении 27 июня 2019 года с наименованием "О внесении изменений в ч. 2 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности". Законопроект прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и подготовлен к рассмотрению во втором чтении. К законопроекту поступил ряд поправок: те, которые комитетом предлагается принять, включены в таблицу поправок № 1, а те, которые предлагается отклонить, - в таблицу поправок № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 28 сек.) Проголосовало за 393 чел.87,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 56 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 00 мин. 20 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 391 чел. Не голосовало 59 чел.13,1 % Результат: принято Законопроект принят во втором чтении.
Заседание № 222
О проекте федерального закона № 691690-7 "О внесении изменений в ч. 2 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, 19-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в ч. 2 ст. 262 Трудового кодекса Российской Федерации в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности". Доклад Светланы Викторовны Бессараб. Пожалуйста. БЕССАРАБ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! 25 процентов населения Российской Федерации, то есть почти 38 миллионов человек, сегодня проживают в сельской местности; 20,3 миллиона из них - это женщины и девочки, в том числе женщин трудоспособного возраста почти 7 миллионов. Сегодня мы работаем для них, уважаемые коллеги. По данным Росстата, заработная плата сельского труженика составляет примерно 63,3 процента от средней заработной платы по экономике. При этом, как хорошо известно, средняя заработная плата женщины сегодня едва достигает 70 процентов от средней заработной платы мужчин. К сожалению, такая историческая несправедливость сложилась достаточно давно, она именно историческая. Именно поэтому в далёком 1990 году Верховным Советом РСФСР было принято постановление "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе". Данным постановлением были приняты четыре трудовые гарантии исключительно для женщин, работающих в сельской местности: прежде всего это продолжительность ежегодного основного отпуска не менее 28 календарных дней; это возможность получить дополнительный день отдыха без сохранения заработной платы по письменному заявлению; это сокращённая, тридцатишестичасовая рабочая неделя при сохранении заработной платы в том же объёме, как и при нормальной продолжительности труда, и, наконец, это повышенная на не менее 30 процентов оплата труда при разделённом на части рабочем дне. В действующую редакцию Трудового кодекса вошли две из этих норм. Как мы знаем, коллеги, это статья 115 - гарантия ежегодного основного отпуска продолжительностью не менее 28 календарных дней для всех без исключения работников - и часть вторая статьи 262 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой женщина по письменному заявлению может получить дополнительный день отпуска один раз в месяц без сохранения заработной платы. Две другие нормы из постановления продолжают работать в силу статьи 423 Трудового кодекса Российской Федерации. И казалось бы, 29 лет они продолжают работать - ну, о чём здесь говорить? Вместе с тем в марте текущего года представителями министерства труда была высказана следующая идея: изъять из трудового законодательства норму о сокращённой продолжительности рабочего времени для женщин, работающих в сельской местной, в связи с тем, что она устарела. С резкой критикой данного предложения выступил Председатель Государственной Думы Вячеслав Викторович Володин, против такого изъятия выступил Андрей Константинович Исаев и многие из моих коллег. Коллеги, именно поэтому сегодня мы говорим о том, что необходимо инкорпорировать данную норму в Трудовой кодекс Российской Федерации, с тем чтобы на многие годы вперёд защитить права женщин, работающих в сельской местности. В ходе рассмотрения данного законопроекта появились некоторые замечания и предложения, которые могут быть учтены ко второму чтению. Уважаемые коллеги, мы сегодня принимаем социально значимое решение в защиту 7 миллионов женщин, работающих в сельской местности. Прошу поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Викторовна. С содокладом выступает Татьяна Васильевна Сапрыкина. САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Светлана Викторовна, как автор законопроекта, заинтересованное лицо, и как коллега, как член Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов, очень подробно рассказала о нём. Хочу отметить, что комитет по социальной политике и делам ветеранов очень внимательно рассмотрел этот социально значимый законопроект, в результате чего могу отметить лишь следующее: в ходе обсуждения законопроекта в самом деле был высказан ряд замечаний. В частности, указывалось на необходимость доработки формулировки нормы о порядке установления дополнительных гарантий. Также было предложено гарантии женщинам, которые работают в сельской местности, изложить не в части второй статьи 262 Трудового кодекса, а вынести в отдельную, дополнительную статью Трудового кодекса. Вместе с тем отмечу, что указанные изменения не затронут концепции рассматриваемого законопроекта. Результат рассмотрения законопроекта органами государственной власти субъектов Российской Федерации представлен следующим образом: шесть органов государственной власти поддержали, мнение остальных является невыраженным. Комитет-соисполнитель по работе с законопроектом - Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей - также поддержал концепцию законопроекта. Комитет Совета Федерации по социальной политике поддержал концепцию законопроекта. Сторона, представляющая профсоюзы в трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, законопроект поддержала. Но сторона РТК, которая представляет Общероссийское объединение работодателей, законопроект не поддержала и передала в комитет несколько замечаний. С учётом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию указанного законопроекта и предлагает вам, коллеги, принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Максимов Василий Юрьевич. МАКСИМОВ В. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Светлана Викторовна, вопрос вам. Скажите, пожалуйста, когда вы говорите о женщинах, работающих в сельской местности, то в понятие "сельская местность" вы что вкладываете? Это какие территории? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Бессараб включите микрофон. БЕССАРАБ С. В. Василий Юрьевич, в постановлении Верховного Совета РСФСР указано именно так: "для женщин, работающих в сельской местности". Этим же постановлением, подзаконным актом уточняется, что такое сельская местность. Естественно, это сельские территории. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Тетерин Иван Михайлович. ТЕТЕРИН И. М. Светлана Викторовна, уточните, какие были замечания, а то здесь прозвучало слово "замечания". БЕССАРАБ С. В. Уточню сразу, и мы снимем несколько вопросов. Коллеги, условия предоставления гарантий... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Почему отключили микрофон? Включите микрофон. БЕССАРАБ С. В. Спасибо большое. Уважаемые коллеги, прописанные изначально условия предоставления гарантий устанавливаются коллективным и трудовым договорами. Как хорошо известно всем "трудовикам", разделённый на части рабочий день может быть установлен как особое условие труда, отклоняющееся от нормальных при определённой договорённости сторон рабочих отношений, то есть работодателя и работника, должны быть оговорены компенсация, условия выплаты этой компенсации за труд в особых условиях. Естественно, это оговаривается либо в коллективном договоре, если есть профсоюз, либо... в любом случае это должно быть прописано в трудовом договоре. Вот вместо точки после этого была поставлена запятая. Это устранимо ко второму чтению. То есть на 36-часовую рабочую неделю это условие не распространяется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Светлана Викторовна, законопроект очень важный, нужный, но у меня уточняющий вопрос: а женщины-почтальоны, которые работают на селе, они под действие вашего закона подпадают? У нас огромное количество сельских территорий, где эти люди до сих пор одни из самых главных для бабушек, для дедушек наших. И если они не учтены, то, скажите, как это возможно учесть? Мне кажется, данную категорию тоже нужно обязательно учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Светлане Викторовне, депутату Бессараб, включите микрофон. БЕССАРАБ С. В. Сергей Алексеевич, вы абсолютно правы. Сельские почтальоны, безусловно, включены в эту категорию, вообще все женщины, работающие в сельской местности, подпадают под эту категорию и уже 29 лет пользуются этой льготой. Но я с вами согласна, солидарна в том, что нужно на сельских почтальонов распространять и другие льготы. Например, сельский почтальон сегодня, к сожалению, не получает фиксированную увеличенную выплату к страховой пенсии, об этом уже говорил Андрей Константинович. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Светлана Викторовна, вам вопрос всё-таки. Вот право кого-то из 7 миллионов женщин, потенциально подпадающих под действие этого закона, на 36-часовую рабочую неделю, которое было установлено прежним ещё, действовавшим до Трудового кодекса нормативным актом, было нарушено либо мы просто эту потенциальную угрозу нарушения ликвидируем, принимая этот закон? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. БЕССАРАБ С. В. Алексей Владимирович, мне, как председателю объединения профсоюзов Кубани, приходилось защищать право сельских женщин на сокращённую продолжительность рабочего времени - 36-часовую неделю, в том числе право женщин, работающих в крупных национальных компаниях, но сегодня мы говорим не о правоприменительной практике, мы говорим о том, что Минтруд предложил в марте текущего года вообще изъять эту норму, как устаревшую, из трудового законодательства. Вы знаете, что сейчас проводится ревизия нормативных правовых актов СССР и РСФСР, и многие из них подвергаются исключению из действующего законодательства. Мы с вами говорим о том, чтобы норму о сокращённой продолжительности рабочего времени и норму о повышенной оплате труда при разделении рабочего дня на части закрепить за сельскими женщинами на достаточный и необходимый период. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Савельев Дмитрий Иванович. САВЕЛЬЕВ Д. И. Светлана Викторовна, как мы с вами помним, в своё время короткий рабочий день для женщин на селе уже был установлен, но по факту это не применялось, так как работодатель был вправе предложить работнице заключить трудовой договор, предполагавший большую продолжительность рабочего времени в пределах, установленных Трудовым кодексом, и женщина была вынуждена подписывать такой договор или искать другую работу, которую на селе, как мы все знаем, найти крайне трудно. Так вот, не повторится ли такая же история с обсуждаемым законопроектом? И какие меры, на ваш взгляд, помогут защитить работниц на селе от произвола работодателей? БЕССАРАБ С. В. Дмитрий Иванович, это действующая норма, она действует в Российской Федерации уже на протяжении 29 лет, и, если кто-либо из работодателей не понимает, что условия трудового договора не должны умалять Трудовой кодекс и все условия, которые ухудшают положение работника, юридически ничтожны, ну, необходимо, наверное, гострудинспекции поработать с данным работодателем. Защищать таких работников, подвергшихся дискриминации на мой взгляд, необходимо через профсоюзные организации, гострудинспекцию и всеми мерами, предусмотренными законодательством Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Казанков Сергей Иванович, пожалуйста. КАЗАНКОВ С. И., фракция КПРФ. Светлана Викторовна, вот этим законопроектом вы предлагаете закрепить 36-часовую рабочую неделю для женщин, работающих в сельской местности, и при этом вы справедливо ссылаетесь на постановление Верховного Совета. Я вот посмотрел и увидел отличие: в постановлении указано, что женщины за 36 часов работы должны получать так же, как и за 41 час, а в вашем законопроекте предлагается платить как за 40 часов. Не получится ли так, что в случае принятия женщины получат меньше, чем получали раньше? БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Сергей Иванович, конечно, на момент принятия постановления Верховного Совета РСФСР, на 1 ноября 1990 года, в пункте 1-3 было прописано - 41 час, но с тех пор многое изменилось в российском трудовом праве. Сегодня у нас с вами 40-часовая рабочая неделя - это нормальная продолжительность рабочего времени, сегодня женщинам, работающим 36 часов в неделю, выплачивается заработная плата в таком же размере, как и при нормальной продолжительности рабочего времени, то есть сегодня уже никто не работает 41 час в неделю, если только это не график сменности и так далее. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемая Светлана Викторовна, я прочитал внимательно законопроект - безусловно, нормы замечательные, надо их поддерживать, но у меня вопрос: в финансово-экономическом обосновании указано, что дополнительных расходов из федерального бюджета не потребуется, - за чей счёт банкет, кто будет это оплачивать? БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Валерий Карлович, сегодня норма действует, 1 ноября 2019 года ей исполнится уже 29 лет, все женщины, работающие в сельской местности, я надеюсь, получают полный размер заработной платы за сокращённую рабочую неделю - таким образом, ничего не изменится на 30-й и последующие годы действия данной нормы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. На рабочем месте включите микрофон. ШЕИН О. В. Не только Андрей Константинович, но и Олег Васильевич выступал три месяца назад против известной инициативы Минтруда. Вообще, я думаю, что любой человек выступал бы против неё, поэтому мне кажется, что здесь вычленять кого-то отдельно не совсем правильно, тем более руководствуясь фракционной выборкой. По содержательной стороне. На самом деле речь идёт о закреплении нормы, которая действует уже почти три десятилетия. Это, конечно, не расширение прав работников, это просто отсечение каких-то инициатив Правительства Российской Федерации по пересмотру ранее действовавших постановлений. Хочу сказать, что таких инициатив от Минтруда хватает. В прошлом году, к примеру, мы вместе с коллегами из свободного Профсоюза лётного состава вели кампанию против попытки того же самого Минтруда сократить время дополнительных отпусков для лётчиков, и мы эту кампанию выиграли. Но если мы говорим в целом о положении работников на селе, то надо понимать, что сюжет, который рассматривается сейчас, всё-таки будет затрагивать не очень большую долю этих работников, даже не очень большую долю женщин. За последние два десятилетия произошёл процесс колоссальной прекаризации труда, то есть перехода трудовых отношений из сферы официальной, из сферы, регулируемой Трудовым кодексом, в плоскость совершенно неофициальных отношений. В Российской Федерации в сельском хозяйстве в 2004 году официально работало 3,5 миллиона человек, а сейчас - 1,5 миллиона, притом что количество людей, живущих и работающих на селе, в два с лишним раза, очевидно, не уменьшилось, просто все эти люди перешли в категорию неофициальных, нелегальных работников, и для них никакой Трудовой кодекс не работает вообще: ни 36-часовая рабочая неделя, ни восьмичасовой рабочий день, ни право на отпуск, ни право на выходной, ни право на минимальный размер оплаты труда - потому что нет трудовых договоров. Та модель, которая была принята в 2000 году, - когда всё регулируется государством, сверху, через инспекцию труда - себя полностью скомпрометировала за эти два десятилетия, она не работает, не функционирует. Так что ключевая вещь, конечно, преодоление неофициальной занятости. Предложения фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" известны: это в первую очередь отсечение компании, которая использует неофициальную занятость, от любых государственных подрядов, налоговых льгот и государственных муниципальных закупок; это отсечение фермерских хозяйств, которые используют неофициальную занятость, от льготных кредитов, очевидно; это увеличение доли подоходного налога в качестве налоговых премий для сельсоветов, если сельсоветы добиваются увеличения количества людей, которые работают легально, тем самым они выводят людей из рабовладельческой зоны в зону более свободного и достойного труда. Вот эти вещи являются базовыми. За законопроект мы, конечно, проголосуем, но содержательно он просто... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Васильевич. Гартунг Валерий Карлович. От фракции, Валерий Карлович? От фракции. Поставьте, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К. Я постараюсь быть кратким. На самом деле всё здесь очень просто: этим законопроектом мы фактически действующую норму - постановление Верховного Совета - поднимаем в ранг закона, собственно говоря. Наверное, правильно я говорю, суть закона в этом? Да, действующая норма поднимается в ранг закона. Ну давайте тогда рассмотрим это, я ведь недаром задал вопрос: за чей счёт банкет? Если это норма федерального закона, обязательная для всех, то, соответственно, должно быть финансовое подкрепление. То есть, если мы предоставляем работнику какие-то гарантии - например работодатель предоставляет по закону работнику гарантии, - соответственно, должно быть какое-то финансирование. Понятно объясняю? Значит, тогда нужно прописать финансирование, должны быть какие-то компенсации; если норма закона не обеспечена финансированием, соответственно, нет финансирования - нет исполнения нормы. Я думаю, неспроста появилось это предложение, я не знаю почему: либо это просто для галочки очередной шаг великой фракции по защите граждан, либо вы всё-таки действительно хотите как-то защитить граждан. Если не для галочки, если хотите защитить, тогда должно быть финансирование, потому что работодатель... Вот посмотрите заключение объединения работодателей, у них есть вопросы, возникают вопросы, и я вам могу сказать: чтобы норма действовала, должен быть источник финансирования. Если, скажем так, приходят наниматься два работника: женщина, которая имеет по этому закону права, и не только по этому, а по многим другим, и другой работник, но работодатели, скажем так, не получают от государства никаких средств, они от государства этих льгот не получают, льготы не оплачиваются, значит, всё идёт за счёт работодателя, работодатель должен за одну и ту же работу платить одному работнику больше, а другому - меньше. Угадайте с трёх раз, кого из них он выберет? Понятно объясняю? То есть это не защита прав наёмных работников, а создание условий, при которых у одного работника фактически шансов получить ту работу гораздо меньше, чем у другого, вот и всё! Так на практике - я не говорю, что это правильно, это неправильно, но на практике это так. А если вы хотите, чтобы на практике это было так, как по закону, тогда нужно обеспечить финансирование. У нас что, в федеральном бюджете денег нет? Да какие проблемы? Поэтому я предлагаю ко второму чтению... Мы, конечно, поддержим, хорошая норма, всё правильно, но давайте ко второму чтению подумаем, давайте обеспечим финансовое исполнение этой нормы федерального закона. Вы ведь силу придаёте: одно дело - подзаконный акт, хотя он тоже обязателен к исполнению, да, другое дело - норма федерального закона! Ну хотя бы для того, чтобы федеральный закон исполнялся, финансово подкрепите его. Это не обеспечит трудинспекция! Вот мне сказали: да, нарушение прав, трудинспектор придёт и защитит. Как он защитит работника, который не получил работу просто из-за того, что работодатель вынужден будет ему платить больше, за одну и ту же работу, ну как вы тут защитите?! Покажите мне, каким образом вы докажете это! Только на этом нюансе хотел заострить ваше внимание. Мы должны принимать законы, которые не декларируют и не имитируют заботу о гражданах, а реально эту заботу проявляют и обеспечивают её финансово. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Исаев Андрей Константинович. ИСАЕВ А. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Валерий Карлович абсолютно прав в том, что законопроект абсолютно прост. К Председателю Государственной Думы обратились профсоюзы (это пример нашего сотрудничества с профсоюзным движением в России), прозвучало заявление со стороны министерства труда, что в ходе вот этой правовой гильотины, когда убираются излишние нормы, может быть убрано постановление Верховного Совета, действующее сейчас, которым сегодня устанавливается сокращённая продолжительность рабочего времени для женщин, работающих в сельской местности. Для того чтобы этого не произошло, нас попросили закрепить эту норму в Трудовом кодексе - собственно говоря, именно это и сделано в данном законопроекте. Да, законопроектом не добавляются никакие дополнительные права - в силу того что не добавляются дополнительные права, уважаемый Валерий Карлович, не требуется никакого дополнительного финансирования. Он просто сохраняет те права людей, которые на сегодняшний день имеются, он предотвращает ситуацию, когда эти права по формальному поводу могли быть ущемлены. Так и должна работать Государственная Дума, так и должен работать парламент: стоять на страже интересов своих избирателей! Со стороны работодателей прозвучало замечание, что данный законопроект ими не поддерживается, потому что есть проблемы. Например, в качестве проблемы указали на то, что в сельской местности проживает значительное количество женщин, работающих на железнодорожных переездах, и это может помешать работе железнодорожного транспорта. Уважаемые коллеги, в соответствии с нашим законодательством, в том числе в соответствии с Трудовым кодексом, все трудовые нормы, установленные в советское время, в том числе постановлениями Верховного Совета, и не отменённые Российской Федерацией, действуют в настоящий момент, это действующая норма - постановление Верховного Совета имеет силу закона и обязательно сегодня к исполнению. И я задаю встречный вопрос: если 29 лет эта норма не мешала работе железнодорожного транспорта, почему она начнёт мешать сейчас, после того как будет записана не только в этом постановлении, но и в Трудовом кодексе Российской Федерации? Валерий Карлович привёл экзотический, на мой взгляд, пример, что работодатель не примет на работу женщину, у которой есть такое право, а примет ту женщину, у которой такого права нет. Проблема заключается в том, Валерий Карлович, что речь идёт о женщинах, работающих в сельской местности, там, в сельской местности, находится их работа, поэтому, какая женщина туда ни приди, она придёт работать в сельскую местность и получит соответствующие права. Да, прозвучали справедливые замечания о том, что, к сожалению, многие нормы у нас не работают, - но это вопрос правоприменительной практики, это вопрос не содержания данного закона. Давайте мы с вами это обсудим. Мы уже обсуждали, например, у нас был, уважаемые коллеги, "правительственный час" с главой Генеральной прокуратуры Российской Федерации, который мы специально договорились посвятить вопросам защиты трудовых прав работников. Я хочу напомнить, коллеги, что этой возможностью воспользовалась в первую очередь фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ": мы говорили с генеральным прокурором именно о защите трудовых прав работников, а не о других, тоже очень важных, но тем не менее не относившихся к этой теме вопросах. Давайте же в следующий раз, когда мы будем общаться с генеральным прокурором, когда мы будем рассматривать вопросы, связанные с соблюдением законодательства о труде, будем вместе более внимательны, будем предлагать нормы, направленные на то, чтобы никто не мог уклониться от соблюдения трудовых норм. Это очень важно и существенно, но это не относится к данному закону. Ещё один важный момент, о котором я хотел бы сказать. Наше трудовое законодательство устанавливает целый ряд льгот, которые оплачиваются за счёт работодателя. Например, очень важная льгота - это предоставление отпуска для сдачи экзаменов студентам, обучающимся по вечерней и заочной формам обучения, и когда мы принимали Трудовой кодекс, наша принципиальная позиция была в том, что данную нагрузку должен нести работодатель. Работодатель в России - это сильная сторона трудовых отношений, и очень опасно прозвучавшее в этом зале предложение переложить все льготы, которые предоставляет трудовое законодательство, на федеральный бюджет. Если мы сделаем это, у нас, уважаемые коллеги, не останется средств на реализацию многих пожеланий глубоко уважаемой нами фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Данный законопроект призываю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Осадчий Николай Иванович, от фракции КПРФ. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, уважаемые товарищи! Наша фракция, конечно, поддерживает законопроект, как уточняющий нормы, установленные ещё советскими нормативными актами, поддерживает, как и все меры, которые направлены на устойчивое социальное развитие села, улучшение жизни селян, крестьян, сельских тружеников, пенсионеров, сельской молодёжи и так далее. Хочу обратить внимание, что в ряде заключений используется такой аргумент в поддержку принятия закона, что предлагаемый законопроект, уточняющий нормы, может косвенно отразиться и на демографической ситуации. Да, в какой-то степени, но не в очень большой - к сожалению, большого влияния здесь не будет, поскольку село уже в целом давно попало в реальную и глубокую демографическую яму и смертность по сельским территориям, даже в благодатном Краснодарском крае, в полтора-два раза превышает рождаемость, в том числе в текущий период. Это данные, которые Росстат показывает на протяжении целого ряда лет. Основных причин здесь две. Первая - это резкое сокращение числа рабочих мест в сельской местности за счёт утраты многих животноводческих предприятий: молодёжь в основном уезжает, когда нет таких рабочих мест. Выход только один - государство должно принимать какие-то меры по развитию малых и средних предприятий, возможно, связанных с переработкой, создавать заводики, цеха, помогать это делать и так далее. И вторая причина печальной сельской демографии - это полуразрушенная социальная сфера, социальная инфраструктура. С одной стороны, не стало колхозов, которые ранее на себе несли весь груз содержания больниц, школ, дорог и так далее, с другой стороны, в результате оптимизации, которая прошла в последние годы (называю цифру, которую все помнят), 18 тысяч населённых пунктов лишены медицинских учреждений, продолжают закрываться малокомплектные сельские школы, о чём говорилось два дня назад здесь, на больших парламентских слушаниях, нет средств на реконструкцию домов культуры и так далее. Поэтому на селе остаются люди в основном пенсионного возраста, и перспектив в этом отношении очень немного. И теперь возвращаясь к тексту, к теме рассматриваемого законопроекта. Мы поддерживаем, ну, как бы концепцию законопроекта, которая уточняет и закрепляет нормы советского времени, но полагаем, что ко второму чтению необходимо более точно разобраться с понятием "сельская местность", можно было бы подумать и над тем, о чём здесь задавали вопросы ряд депутатов: чтобы дополнительные гарантии были предоставлены - и это было чётко зафиксировано - не только тем, кто занят в сельскохозяйственном производстве, но и работникам бюджетной сферы, всем работающим женщинам, которые заняты, включая медицинских, педагогических работников, почтальонов и так далее. Если это есть в настоящее время, то желательно это подкрепить. Но, кстати, основная проблема как раз связана, наверное, не с бюджетниками - она в любом случае остаётся и связана как раз с теми женщинами, которые заняты в отраслях сельскохозяйственного производства: сегодня практически все сельхозпредприятия являются частными, и как вы гарантируете выполнение этих норм, тем более в период уборки урожая, в период страды, сезонные работы есть и так далее?.. Это очень серьёзная тема, нужно внимательно отслеживать, что происходит на практике, и контролировать исполнение норм. Фракция КПРФ голосует за с учётом высказанных замечаний. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Светлана Викторовна, заключительное слово. Пожалуйста, Бессараб Светлана Викторовна. БЕССАРАБ С. В. Уважаемые коллеги, спасибо большое за внимание к законопроекту. Я думаю, что сегодня мы примем правильное решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Васильевна? Нет. Коллеги, обсуждение завершено, ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 30 мин. 38 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 356 чел. Не голосовало 94 чел.20,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении единогласно. Спасибо.