Заседание № 282
О проекте федерального закона № 691042-7 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" (по вопросу о страховании риска ответственности за нарушение договора).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 6-го вопроса, это последний вопрос из блока законопроектов третьего чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности". Пожалуйста, Павел Михайлович Федяев. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Напомню, что данный законопроект направлен на то, чтобы законодательно закрепить возможность автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность, риск невыполнения договора при перевозке. Законопроект полностью подготовлен к третьему чтению. Комитет рекомендует его принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам есть желающие выступить? Нет. Ставится на голосование законопроект под пунктом 6 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 39 мин. 23 сек.) Проголосовало за 417 чел.92,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 417 чел. Не голосовало 33 чел.7,3 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 279
О проекте федерального закона № 691042-7 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" (по вопросу о страховании риска ответственности за нарушение договора).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности". Докладывает Павел Михайлович Федяев, заместитель председателя Комитета по транспорту и строительству. ФЕДЯЕВ П. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! К законопроекту поступило две поправки уточняющего характера от автора. Комитет рекомендует к принятию таблицу поправок № 1 и законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Михайлович. Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 13 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 328 чел. Не голосовало 122 чел.27,1 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 01 мин. 37 сек.) Проголосовало за 381 чел.84,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Спасибо.
Заседание № 252
О проекте федерального закона № 691042-7 "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" (по вопросу о страховании риска ответственности за нарушение договора).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Уважаемые коллеги, переходим к рассмотрению 14-го вопроса повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности". Доклад Татьяны Олеговны Алексеевой. Пожалуйста. АЛЕКСЕЕВА Т. О., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности" направлен на закрепление права автоперевозчиков и экспедиторов страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки и договора транспортной экспедиции. Принятие закона значительно расширит перечень рисков, которые могут быть покрыты договором страхования ответственности автоперевозчиков и экспедиторов, например ответственность за просрочку доставки груза, ответственность за неподачу транспортного средства и так далее. Такое страхование является одним из способов защиты интересов автоперевозчиков, экспедиторов и гарантирует возмещение ущерба грузовладельцу в случае повреждения, гибели или утраты груза. Это позволит также защитить автоперевозчиков и экспедиторов не только от претензий владельцев груза в случае, как мы уже говорили, утраты или повреждения, но и от штрафов со стороны заказчиков перевозки, например в случае нарушения срока доставки и подачи транспортного средства. Предлагаемая законодательная инициатива окажет положительное влияние на страховой рынок и исключит смешение видов имущественного страхования, возникающее в связи с невозможностью страхования договорной ответственности по договорам перевозки и транспортной экспедиции. Законопроект был поддержан Правительством Российской Федерации, рекомендован Комитетом Государственной Думы по транспорту и строительству. Я хотела бы передать слова благодарности от авторов законопроекта председателю Комитета по транспорту и строительству и членам комитета за поддержку и методологическую помощь в подготовке законопроекта к рассмотрению. И прошу вас, коллеги, поддержать, принять в первом чтении этот законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Павла Михайловича Федяева. Пожалуйста. Присаживайтесь, Татьяна Олеговна. ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Действительно, странно, но факт: у нас в законе № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта..." не прописана возможность страхования ответственности перевозчиком, а статья 932 Гражданского кодекса говорит о том, что страховать можно только то, что конкретно прописано в законе. Соответственно, когда у автоперевозчика было желание застраховать свою ответственность, он это делал, но всё это в случае наступления страхового случая страховые компании сами же оспаривали в суде и получалась вот такая законодательная несостыковка. Огромное спасибо коллегам за то, что они вышли с инициативой внести изменения в "Устав автомобильного транспорта..." и в Федеральный закон № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", теперь этот пункт там будет, если мы его примем. Комитет Государственной Думы по транспорту и строительству поддерживает данную инициативу и рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросы по 14-му пункту? Есть. Включите режим записи, пожалуйста. А вы задержитесь, Павел Михайлович, потому что вам будет удобнее с трибуны, а Татьяна Олеговна с места ответит. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. Подготовиться Яровой. ИВАНОВ С. В. Спасибо большое. Павел Михайлович, вот когда вводили обязательную ответственность владельцев транспортных средств, так называемое ОСАГО, страховщики обещали нам, что стоимость этой страховки будет не выше, чем стоимость одной заправки бензобака. Я понимаю, что здесь дело добровольное, но как вы сами считаете: скажется это на стоимости перевозки, насколько сильно скажется, какие будут тарифы у страховщиков за введение вот такой страховки? ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемый коллега, большое спасибо за вопрос. Тарифы снизятся, потому что до этого страховщики как раз не совсем понимали, что страховали, эта деятельность не была прописана, и они туда вкладывали вообще все возможные риски, какие только могли придумать. Сейчас, когда этот вид страхования будет прописан чётко в законодательстве, это будет более системная, регламентированная и прописанная процедура, и я думаю, что... Практика покажет, но предварительные оценки говорят о том, что на стоимости перевозок это не скажется, она, может быть, только снизится, потому что как раз вот эта страховая часть, которая сегодня никак не регламентируется и в которую закладываются все возможные повышающие коэффициенты, просто не будет учитываться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Яровая Ирина Анатольевна. Подготовиться Коломейцеву. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, вопрос, который нужно актуализировать, - а каким образом будет защищена сторона договора, которая заказывает поставку и перевозку? Всё замечательно, вы своим предложением фактически снимаете ответственность с перевозчика и предлагаете субъекту хозяйственной деятельности или гражданину, потеряв всё имущество, ещё всю оставшуюся жизнь ходить доказывать перед страховой компанией что-то. Каким образом вы предлагаете сбалансировать защиту прав и законных интересов стороны договора, которая осуществляет заказ услуги? ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемая Ирина Анатольевна, спасибо за вопрос. На сегодняшний день собственники груза страхуют свой груз, уже страхуют, и эта процедура используется достаточно широко. В случае если автоперевозчик застрахует свою ответственность... Мы подразумеваем, что по договору страхования ответчиком перед тем, кто заказал услугу, будет не страховая компания - взаимоотношения будут у перевозчика со страховой компанией. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ФЕДЯЕВ П. М. Почему вы так считаете? Мы считаем, что не в этом беда. Ответственность автоперевозчика перед тем, кто заказал перевозку груза, как была, так и остаётся, только теперь у него есть возможность разделить свои риски со страховой компанией, в случае если он примет такое решение и оплатит эту страховку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, включите микрофон Яровой. Ирина Анатольевна очень важную тему подняла, коллеги. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Понимаете, мы, создавая дополнительные благоприятные условия снятия ответственности со стороны, которая по договору принимает на себя обязательство, всегда должны думать о той законопослушной стороне, которая оплатила услугу по перевозке груза, имеющего определённую стоимость, а следовательно, несёт высокие риски изначально. И то, что сторона по договору страхует свой груз, отдавая его кому-то, - это как раз понятно, а вот то, что предлагаете вы, не приведёт ли к тому, что все обязательства ответственности перевозчика перед второй стороной по договору исчезнут и будут выясняться отношения только со страховой компанией, которая по другим примерам страховых договоров, к сожалению, считает себя никому ничего не должной стороной? ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемая Ирина Анатольевна, идея понятна, она действительно стоит того, чтобы её осмыслить. Мы рассмотрим её при подготовке законопроекта ко второму чтению и постараемся учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, следующий-то вопрос мы зададим, но важно то, о чём говорит Ирина Анатольевна. Если такие риски сохраняются, может быть, нам с вами обозначить эту позицию и ко второму чтению выработать решение? Вы сами-то задумайтесь, какие могут быть последствия. Ну, давайте зафиксируем тогда. Коллеги, у всех фракций есть понимание в необходимости? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет, чтобы у нас это не пропало, вот в чём дело. Если это консенсус - это один разговор. А это у нас депутатская инициатива или правительства? Татьяна Олеговна, это ваша инициатива? Включите, пожалуйста, микрофон Алексеевой. АЛЕКСЕЕВА Т. О. Да, это депутатская инициатива, подготовленная совместно с Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, Комитетом по транспорту и экспедированию. Мы очень тщательно обсуждали эту инициативу, готовили её. Безусловно, ко второму чтению нам есть над чем поработать. Но если можно, два слова скажу, отвечу Ирине Анатольевне. Например, вот практика Западной Европы, Центральной Европы, США: не получит компания-автоперевозчик заказ, если нет страхования ответственности. И мы можем привести пример... Ну, наверное, правильно пошире подготовить информацию - какие лимиты, какие тарифы, - исходя из того, что мы проанализировали, как это действует в других странах и как мы видим это здесь. Предмет регулирования страхового рынка остаётся, мы знаем о проблемах, которые существуют со страховыми компаниями, но это не означает, что нельзя дать возможность автоперевозчику страховать свою ответственность на рынке. И в страховой линейке тоже такой продукт должен быть. Дополнительную информацию мы можем подготовить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, Татьяна Олеговна, ещё раз подчёркиваю, что вопросы защиты прав граждан являются для нас приоритетными. За прошедший трёхлетний период, вы посмотрите, мы по многим очень сложным вопросам для защиты граждан, самых уязвимых, приняли решения: в части защиты жилища, права на жилище, в части защиты от коллекторов, в части защиты прав граждан при строительстве жилья, долевого строительства, защиты прав при долевом строительстве, мы с вами приняли решение о защите прав вкладчиков, и везде у нас во главе - человек. Вот сейчас Ирина Анатольевна подняла вопрос - речь идёт о том, что гражданин может быть уязвим и окажется в ситуации, когда потеряет много из-за того, что его права не защищены. Всё-таки этот вопрос у нас должен быть приоритетным. Об этом, Ирина Анатольевна, или нет? Об этом. Может быть, мы в этом случае отложим законопроект, доработаете и сформулируете все эти вопросы? Нам просто надо, что называется, пронизывать работу стержнем, выявлять какие-то опасные ситуации для гражданина. Вот транспортное лобби у нас оживилось, Москвичёв Евгений Сергеевич, председатель комитета. Ну, пускай ответит... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Подождите, мы же хотим до истины докопаться, вот сейчас истина начинает проявляться, обнажаться, если хотите, вам же это тоже будет интересно. Там вот Торгово-промышленная палата упоминалась. Пожалуйста, Евгений Сергеевич Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и строительству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Мы в комитете рассматривали дважды этот законопроект. Я хочу вам сказать, что сегодня, по международной практике, когда российские перевозчики везут груз, вся перевозка застрахована, и если во время перевозки груз повреждён, если что-то случилось, то страховая компания оплачивает стоимость груза полностью или частично. Что касается того, что внутри России. У нас сегодня грузовой автомобильный транспорт не получает лицензию, не застрахован, и если груз, который везёт перевозчик, повреждён или утерян, то дальше начинается тяжба, непонятная работа, компания или индивидуальный предприниматель исчезает, и тогда владелец груза не может найти крайнего. Вот сегодня законопроект об этом: во время перевозки груз должен быть застрахован. Что касается повреждения груза или чего-то такого - да, мы знаем, в тексте законопроекта к первому чтению есть кое-какие недостатки, но мы, когда рассматривали законопроект в комитете, сказали, что после принятия в первом чтении мы его ко второму чтению доработаем и пропишем даже стоимость страховки, пропишем все эти вопросы, чтобы было как на пассажирском транспорте. У нас сегодня на пассажирском транспорте страхуется каждый пассажир и в случае чего выплачивается 2,05 миллиона. Вот, к сожалению, последний пример: в Московской области было ДТП с участием грузового автомобиля и пассажирского, пострадали люди, а со стороны грузовика выплатить ничего не могут - там ни страховки, ничего! Хочу сказать, что Торгово-промышленная палата действительно проработала этот вопрос, мы к нему тщательно будем относиться. Считаю, что в первом чтении законопроект надо принять, а ко второму чтению мы его будем дорабатывать. Если надо собрать рабочую группу, мы создадим рабочую группу. Заметьте, 5 миллионов грузовых автомобилей в России сегодня не страхуются, не получают лицензии, и никто не знает, как они работают, - 5 миллионов, уважаемые коллеги! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Анатольевна, ваши аргументы. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Вы знаете, у нас под видом международного опыта и международной практики... Когда уже совсем нет аргументов, начинают приводить такой аргумент. Мы сейчас проводим проверку деятельности страховых компаний по поручению палаты, готовим изменения законодательства. Так вот, говоря о практике гражданского и гражданско-процессуального законодательства, действующего в Российской Федерации, докладчик совершенно честно и справедливо сказал о том, что вы, как заказчик, который заказывает услугу, уже страхуете своё имущество. Вы же предлагаете застраховать ответчика, для того чтобы потом у вас, как у стороны, которая заказала услугу, не было возможности предъявить исковые требования к нему, вы будете ходить разбираться со страховой компанией - вот о чём речь. Это приведёт ещё и к удорожанию услуг, поэтому давайте разберёмся. Торгово-промышленная палата - замечательно, интересы бизнеса - замечательно, но мы сейчас про интересы граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. В продолжение дискуссии, я смотрю, Москвичёв хотел ещё выступить - я могу для истины подождать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добрый вы наш! Пожалуйста, Москвичёв. МОСКВИЧЁВ Е. С. Ирина Анатольевна, вопрос не касается международной практики, международная перевозка российскими перевозчиками страхуется с 1975 года, и никто, пользуясь этой перевозкой, не был ущемлён в интересах, в случае если повреждён груз или что-то случилось во время перевозки, потому что каждый перевозчик не только допуск имеет, он страхуется, имеет гарантийную страховку. В 69 странах так делают, так поступают, и причины нет... Есть даже понятие "зелёная карта", которая на все... В России что-то страховое должно появиться, так дальше нельзя! Груз возят, но ничего не страхуется, поэтому он может пропасть. В мебельном магазине женщина может попросить на машине довезти стол, но этот стол могут не привезти по адресу, потому что нет ни юридического лица, ни предприятия - никого! Нигде нет регистрации вообще, чтобы вы понимали, и стол могут не привезти по домашнему адресу. И таких машин 5 миллионов! Нет ни лицензий, ни допуска, у нас даже нет понятия перевозки, поэтому давайте хоть как-то застрахуем! К 2021 году должен пройти регулятивный закон, по которому нормативные акты наполовину уберут... А у нас статистики нет! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгений Сергеевич, почему вы так эмоциональны и голос повышаете? МОСКВИЧЁВ Е. С. Я не повышаю... Потому что, Вячеслав Викторович... ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я был один раз в Страсбурге, и первый раз разговаривал с председателем ПАСЕ. И когда мы попытались обсудить многие вопросы в области трудовых прав, стандартов в Совете Европы, чтобы они не были у нас двойными, знаете, мне председатель ПАСЕ сказала, что сейчас их заботит главный вопрос - это сексизм в политике. Вот если бы вы были в ПАСЕ, вы подверглись бы серьёзной критике. Понимаете, вы накрутите себе сейчас санкции - не только перевозки, но и командировки отменят. Видите, какие веяния в Совете Европы? Все другие вопросы решены... Пожалуйста, Коломейцев Николай Васильевич. Жаль, нет Пушкиной Оксаны Викторовны, она поддержала бы. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Я не знаю, Павел Михайлович будет отвечать или Евгений Сергеевич, он, наверное, более профессионально знает вопрос. Вопрос заключается в следующем. Вот смотрите, мы в ситуации с дольщиками столкнулись с тем, что фонды СРО, сотни миллиардов, раскассированы за десять лет, а дольщиков страховать некому. Дольщики с банками страхуют, а в страховых компаниях 53 миллиарда рублей растворились, и некому... Где гарантия того, что страховая компания, которая будет автоперевозчика страховать, заплатит? Есть конкретные примеры? Сколько было таких ситуаций, когда страховая компания платила по факту страхового случая при автоперевозке? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кто ответит? Включите микрофон на трибуне. ФЕДЯЕВ П. М. Уважаемый Николай Васильевич, если мы говорим про средства дольщиков, то они... ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ФЕДЯЕВ П. М. По автоперевозчикам я сейчас статистику вам не приведу, но мы её подготовим и предоставим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Евгению Сергеевичу Москвичёву включите микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Что касается страхования грузоперевозок при экспорте из России и импорте в Россию, если происходит ДТП и груз повреждён, то страховая компания производит выплату незамедлительно. Нет таких случаев, чтобы были судебные дела, и годами или десятилетиями... Нет таких случаев! Что же касается России, я вам привёл примеры того, что груз может и не доехать, и вот наша политика... В связи с тем, что грузовой транспорт не получает допуск, финансовую гарантию и лицензирование, подобные случаи, к сожалению, имеются и мы должны как-то решить этот вопрос. Комитет, рассмотрев законопроект, поддержал его. Если кто-то считает, что при принятии законопроекта в первом чтении необходимо создать рабочую группу - мы готовы создать межфракционную рабочую группу, посмотреть статистику и все вопросы, но для данной проблемы как-то надо находить цивилизованное решение: перевозка грузов, которые везутся автомобильным транспортом в России, а таких грузов 80 процентов, должна страховаться, должно быть гарантировано, что компания из пункта А в пункт Б груз привезёт. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Скриванов Дмитрий Станиславович. СКРИВАНОВ Д. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, в связи с вопросами, которые были подняты Ириной Анатольевной, поднятыми вопросами по тарифам, может быть, назначить комитетом-соисполнителем по этому законопроекту, если его рассмотрение будет отложено сейчас, в том числе Комитет по финансовому рынку, потому что у нас есть эксперты, есть Центробанк, который, собственно говоря, ведёт тему страхования, и мы очень плотно рассматриваем эти вопросы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы можем попросить подключиться профильные комитеты, о которых вы говорите. В соответствии с нашим Регламентом этот вопрос решается при направлении законопроекта в рассылку, и этот путь уже пройден, но здесь у нас присутствуют представители комитетов, о которых вы говорите, - и Комитета по финансовому рынку, и Комитета по бюджету и налогам - давайте попросим их провести дополнительную экспертизу ко второму чтению, чтобы они высказали свою точку зрения. Это будет правильно, наверное. Пожалуйста, Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я, вспоминая вашу ремарку насчёт ПАСЕ, буду стараться предельно мягко выступать, главное, чтобы это не не понравилось кому-то лишний раз. Так вот я немножко не понимаю, о чём у нас возник диалог, и те примеры, которые приводятся, - в отношении закона № 214-ФЗ, по дольщикам, по ОСАГО. Вспомните, по ОСАГО порядка 230 миллиардов рублей мы до сих пор никак не можем заставить МВД, Центробанк найти у страховщиков. Мы предлагаем всего лишь дополнительный инструментарий в линейку страховых компаний, не являющийся обязательным, стороны - и отправитель, и получатель груза - имеют право воспользоваться этим инструментарием или не воспользоваться. В качестве примера приведу вам инструмент, который есть в ОМС: если гражданина не устраивает оказанная ему медицинская услуга, он вправе обратиться в страховую компанию, и страховая компания в полной мере, поверьте, из медицинского учреждения вытряхивает за все те ошибки, которые они совершили. Почему мы сомневаемся, что страховой механизм здесь будет в полной мере на стороне тех, кто, может быть, получит этот груз в не очень качественном виде или не получит его, что страховая компания будет с удовольствием выплачивать деньги? Мне вот, честно говоря, пока не очень понятен предмет споров по этому вопросу. Если бы мы говорили о чём-то обязательном, вот тогда действительно я тоже увидел бы какие-то опасения в этом разрезе. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По поводу того, что вы сказали "не понравилось", у вас ремарка прозвучала, - наоборот, всё нравится, когда такое обсуждение идёт, это хорошо, только через такое обсуждение мы выходим на качественное рассмотрение законопроекта, это очень хорошо, это содержательный спор наконец-то. Пожалуйста, Ирина Анатольевна. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Я думаю, что вот на примеры, которые приводились, те, кто работает с заявлениями граждан, приведут вам сотни, если не тысячи обратных примеров как раз того, как граждане не могут ничего получить. Именно поэтому, кстати, по поручению палаты была создана рабочая комиссия - потому что не могут граждане ничего получить от страховых компаний. Более того, мы сейчас вот работаем с Центробанком и Минфином в рамках коррекции государственной политики по вопросам страхования и выясняем столько фактов, которые требуют самого пристального нашего с вами внимания! Поэтому, Вячеслав Викторович, есть вполне конкретное предложение. Исходя из того что госполитику в сфере страхования вырабатывают Минфин и Центробанк, всё-таки принимать данное решение без экспертного обсуждения с участием представителей Центробанка и Минфина было бы, наверное, сложно. Ну а кроме того, есть смысл рассмотреть это с точки зрения защищённости интересов граждан, потому что любая необязательная страховка со временем становится обременением и влечёт за собой невозможность защиты ими своих прав. Вот чтобы этого не произошло, надо законопроект очень серьёзно посмотреть экспертному сообществу, которое занимается не только вопросами страхования, но и вопросами защиты прав граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Спасибо, Вячеслав Викторович. Уважаемые коллеги, поскольку обсуждение данного законопроекта вышло за рамки Регламента и вопросы задаются уже не по записи, а, так скажем, по темам, я хотел бы уточнить, как дальше будем поступать: выступления будут или мы будем принимать решение о переносе законопроекта? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, ну, если депутаты примут решение, что можно доработать законопроект до второго чтения, - у всех, насколько я вижу, есть понимание, что это необходимо, законопроект требует доработки ко второму чтению, - можем пойти по этому пути. Если будет принято решение отложить и продолжить работу... но у нас всё равно процедурно всё закончится тем - и вы это хорошо знаете, - что необходимо будет либо перевносить законопроект, правильно?.. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Можем. Какое решение примете, так и будет. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Вячеслав Викторович, я предлагаю всё-таки пойти по Регламенту: поставить вопрос на обсуждение, высказать позиции, а потом уже принимать решение в зависимости от высказанных позиций. Пока записи нет - ну давайте мы все позиции услышим, а потом будем принимать решение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, принимается, коллеги. Кто хотел бы выступить? Есть желающие. Пожалуйста, включите режим записи. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович. Валерий Карлович, как вы умудрились первым записаться? Понятно теперь, почему вы это предложение продвигали. ГАРТУНГ В. К. Вячеслав Викторович, мне неподконтрольны технические средства, поэтому даже не могу сказать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы как раз после таких результатов сомнения высказываем в отношении технических средств. И Иванов Сергей Владимирович тоже себе место стал забивать подозрительное. Когда речь шла об Исаеве Андрее Константиновиче, у вас было больше уверенности в словах о том, что технические средства подконтрольны. Андрей Константинович, что вы сидите молчите опять? Вас обвиняли, что вы накручиваете какие-то результаты и искусственный интеллект вам подвластен, а здесь?.. Гартунгу - первому слово, Иванову - в завершение, при этом именно этот путь рассмотрения вопросов они отстояли. (Оживление в зале.) ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Исаев?.. Андрей Константинович, опять вы крайний. Пожалуйста, Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Спасибо, Вячеслав Викторович. Я могу и последним выступать, мне без разницы, собственно говоря, но раз так вышло и я выступаю первым, скажу, что ущемления прав я в принятии этого закона не вижу; граждане прежде всего заинтересованы в том, чтобы заказанный ими товар прибыл к месту назначения, и, соответственно, тот, кто взялся за выполнение этой услуги, должен дать хоть минимальные гарантии, что он эту услугу осуществит. Ведь что сейчас происходит? Смотрите, на рынке два вида перевозчиков: есть организованные компании, у которых приличная стоимость услуг, но и есть гарантия ответственности, они все застрахованы, а есть перевозчики так называемого серого рынка, которые, ну, мягко говоря, и цену на рынке ломают, и гарантий никаких не дают, что груз будет доставлен. И таких примеров масса, если вы проведёте слушания, вам сотни тысяч примеров приведут, когда груз ушёл, но не доехал и невозможно найти, с кого спрашивать. А тут страховая компания будет отвечать хотя бы за последствия, хотя бы минимизирует убытки, хотя бы так, то есть это шаг к более цивилизованному рынку. В чём ведь проблема? Если бы была однозначная судебная практика, то, наверное, не потребовалась бы эта поправка. Суды сформировали бы практику, Верховный Суд вынес решение - и была бы однозначная практика. Но она не однозначная - практика показывает, что некоторые суды ссылаются на то, что нет такого вида страхования. И авторы пришли к выводу, что, раз это требуется, раз правоприменитель указывает на то, что доводом при отказе в удовлетворении вот этих требований является то, что не предусмотрен такой вид страхования, резонно законодателю ввести такой вид страхования, что он нужен. Честно скажу, я не понимаю, почему разгорелась дискуссия, мы у нас во фракции обсуждали этот проект закона, и он у нас вообще никаких возражений не вызвал, потому что это на самом деле закон нужный, правильный, его надо принимать. Я понимаю опасения коллег, что, дескать, страховщики не выполняют своих обязательств. Безусловно, так и есть, и с ними надо заниматься, у нас соответствующие слушания были. Это вопросы к Центральному банку, к тому, кто следит, регулирует этот рынок, и эти вопросы не снимутся. Ну, добавится один вид страхования или на один вид страхования меньше будет - от этого, скажем так, дисциплина исполнения обязательств страховыми компаниями перед клиентами не изменится, всё равно этим придётся заниматься. Мы считаем, что нужно принимать этот законопроект в первом чтении, а если есть какие-то опасения, ко второму чтению их можно развеять. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Булавинов Вадим Евгеньевич, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Что? А как можно на карточку Булавинова записываться? Ну как так?! Коллеги, возьмите карту "Мир" или карту одной из других национальных платёжных систем, если у вас есть, и с этой картой пойдите... А как вот вы записались? Что нам делать теперь? Тут же высветилось! Искусственный интеллект показывает: выступление депутата, который обозначен. Сергей Иванович, мы тут не можем ничего сделать. Вот сейчас депутат начнёт выступать, а фамилия, имя, отчество будут другие. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, выступайте, но это будет здесь фиксироваться как выступление Вадима Евгеньевича Булавинова. Вот видите?! Что будем делать, коллеги? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, выступайте, но, сами видите, будете выступать под другой фамилией. ВАСИЛЬЕВ А. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Я согласен, Вячеслав Викторович. Что поделаешь! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Согласны? Ну смотрите. Хорошо. ВАСИЛЬЕВ А. Н. Отдам славу коллеге. (Оживление в зале.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А Вадим Евгеньевич согласен, что его выступление будет без его участия? Ну, пожалуйста. ВАСИЛЬЕВ А. Н. Вячеслав Викторович, спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. В стенограмме, пожалуйста, отметьте, что выступает не Булавинов Вадим Евгеньевич, а Васильев Александр Николаевич. ВАСИЛЬЕВ А. Н. Васильев Александр Николаевич по карточке Булавинова. Коллеги, возвращаюсь к сути законопроекта. Конечно, он предоставляет право грузовым автомобильным перевозчикам и экспедиторам страховать свою ответственность за нарушение договора перевозки, договора экспедиции. После изложения сути законопроекта было такое бурное обсуждение, включая ответы на вопросы, и, конечно, все позиции, понятно, мы учтём. И с учётом этого фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддержит принятие данного законопроекта в первом чтении. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вот слышите, что говорят коллеги, делая мне замечание? "Кратко выступил Булавинов" - вот смотрите! Пожалуйста, Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В. Ну, вопрос действительно серьёзный. Здесь, в общем-то, не прозвучала статистика, сколько же всё-таки грузов пропадает бесследно, так, что их не находят. Насколько актуальна эта проблема? Она должна иметь какую-то количественную характеристику, а если её нет, то, наверное, и проблемы нет. Недавно, в прошлом году, мы рассматривали здесь же вопрос по автоперевозчикам. Оказывается, у нас автоперевозчики в основном импортные - белорусские, литовские, польские, - как с ними быть и как на них будет распространяться действие этого закона? Я что-то в законопроекте этого не нашёл. Ценные грузы при желании отправитель, вообще-то, может застраховать, ему ничто не мешает это сделать. Ну а страховка, как здесь уже было отмечено, в общем-то, ляжет на себестоимость перевозки продукции, это приведёт к удорожанию. Ну и смена ответчика при страховании тоже не исключает того, что пострадавший не получит вообще ничего, потому что в ряде случаев страховые компании также отказываются выплачивать, или исчезают, или по каким-то причинам всё равно не выплачивают страховые премии. Законопроект, я считаю, нужно отправить на доработку, чтобы никакой двусмысленности в нём не было. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Иванов Сергей Владимирович. Вот, коллеги, Иванов Сергей Владимирович. А если бы мы установили биометрическую регистрацию, против чего многие высказываются, у нас не было бы казуса Булавинова - Васильева. Видите? Пожалуйста, Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемые коллеги, уважаемый Вячеслав Викторович! Я, сами знаете, не в этом комитете работаю, но, поскольку Ирина Анатольевна, с позволения сказать, заварила весь этот сыр-бор, позволю себе упомянуть её. Чего боится Ирина Анатольевна? Допустим, она, переезжая из 6-го подъезда дома на улице Улофа Пальме, где она вместе со мной уже давно проживает, в 1-й подъезд, заказала грузоперевозку - люстру, которую она будет перевозить, должен перевезти некий перевозчик. И вот Ирина Анатольевна переживает, что если этот перевозчик будет застрахован у кого-то, то в случае, если эта люстра из венецианского стекла, а на самом деле выпущенная артелью в городе Воронеже, как вы помните из известного фильма, разобьётся, она останется один на один с этим перевозчиком. Вообще, уважаемая Ирина Анатольевна, в этом случае, как было сказано, вы заключаете договор и требовать будете с перевозчика, который эту люстру вам, извините, не доставил в целости и сохранности, а перевозчик уже может, конечно, рассказывать о том, что страховая компания ему, дескать, должна денег, но она пока не перечисляет и так далее. Это один момент. Такое может быть? Может быть. Далее. Уважаемый Евгений Сергеевич, ваши доводы тоже, понимаете, не совсем логичны - в каком плане? Вы же не устанавливаете обязанность это сделать, вы даёте право этим перевозчикам застраховать договор перевозки груза. Так объясните, пожалуйста, мне или Ирине Анатольевне, которая эту люстру перевозит, какая в этом польза? Вот она будет выбирать: подъехал, допустим, депутат Гетта на своём автомобиле и говорит, мол, у меня застраховано, пожалуйста, или подъехал депутат Коломейцев и говорит, мол, я шабашник, повезём... (Оживление в зале.) Ей с этого, понимаете, ни холодно ни жарко, вот абсолютно! Уважаемые коллеги, я вам ещё раз говорю, здесь всё просто: поскольку в законе действительно есть подобный пробел - вроде как страховать можно только то, что в законе прописано, а в законе эта возможность не прописана, - то этот пробел надо устранить. А вот мне или Ирине Анатольевне, как потребителю, от этого, извините, ну, ни холодно и ни жарко - я ни в том случае ничего не получу, ни в этом. Вы вспомните, как мы принимали поблажки этим страховым компаниям. У меня двадцатилетняя машина, в этом году уже 21 год будет, если я крыло помну где-то, мне будут выплачивать ущерб с учётом износа, мне крыло не новое оплатят, а с учётом 21 года амортизации - где я такое найду? Так что, коллеги, ещё раз говорю, здесь палки ломать бессмысленно, для граждан от этого я не вижу никакой пользы. Вячеслав Викторович, я предлагаю законопроект принять в первом чтении. Если есть возможность от страховщиков получить данные, какой будет тариф и как он будет использоваться, конечно, надо получить, а если этого не будет, ну, тогда уже будем к третьему или ко второму чтению решать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Сергей Иванович, позиция фракции какая? Учитывая, что внутри фракции мнения разделились, скажите, какая позиция. Включите Неверову микрофон. НЕВЕРОВ С. И., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Вячеслав Викторович, мнения во фракции не разделились. Мы во фракции этот вопрос обсуждали, мы неоднократно эту тему поднимали. У Ирины Анатольевны сейчас появились какие-то новые доводы, во фракции этот вопрос не обсуждался. Есть позиция фракции, она принята: поддержать законопроект в первом чтении и работать во втором чтении над этим законопроектом. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Иванович. До второго чтения законопроект будет доработан, правильно? Хорошо. Уважаемые коллеги, завершаем дискуссию? Завершаем дискуссию. Полномочный представитель президента, Гарри Владимирович? Нет. Правительство, Александр Юрьевич? У нас встреча с председателем правительства через 25 минут... 26 минут. Это я к тому, чтобы вы краткими были. СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в Государственной Думе. Правительство поддержало данный законопроект. Действительно, коллеги, надо предоставить такую возможность, потому что в данном случае Гражданский кодекс предусматривает допустимость страхования рисков, которые возникают из договорной ответственности, только в случае, прямо предусмотренном федеральными законами. Такие примеры, как те, которые приводили, - по поводу возможности либо невозможности исполнения обязательств, - всегда существуют, это коммерческие риски. Тот пример, который Сергей Владимирович приводил, ну, для граждан, может быть, неактуален, но в случае коммерческих перевозок стоимость грузов может превышать сотни миллионов рублей, и в таких случаях, конечно же, то, что у перевозчика его ответственность застрахована, имеет значение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, нам необходимо было сразу послушать представителя правительства, потому что прозвучали новые аргументы. А вот водитель, если что-то случилось с грузом, в серьёзную кабалу попадает из-за аварии? Мы защищаем водителя вот этим законопроектом, Евгений Сергеевич? Пожалуйста. Включите Москвичёву микрофон. МОСКВИЧЁВ Е. С. Уважаемые коллеги, вот этим законопроектом даётся право... Пробел действительно есть в установленных нормах, но мы говорим о том, что сегодня перевозчик - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель и в отношении их суды решают. А что касается водителя, дальше уже смотрят договорные отношения между перевозчиком - юридическим лицом и самим водителем. В договоре должно быть всё чётко указано: водитель берёт на себя обязанность соблюдения правил дорожного движения - всё! И если ДТП случилось по вине водителя, то он несёт административную ответственность по соответствующей категории правонарушения. Что касается сохранности груза, то всё на себя берёт перевозчик. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово - Татьяна Олеговна, есть желание? Коллеги говорят, что мнение сформировано, говорят, что полно обсудили. Татьяна Олеговна, настаиваете? Настаиваете. Право депутата высказаться свято, гарантировано Конституцией. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Игорь Владимирович, мы не вправе посягать на право, права, свободы закреплены Конституцией, тем более что парламент - это место для дискуссий. Как тут мы можем не дать выступить? И потом, вас можно ещё и заподозрить в сексизме, это сейчас в Парламентской ассамблее важное направление. Пожалуйста, Татьяна Олеговна. АЛЕКСЕЕВА Т. О. Я хотела поблагодарить всех, кто принял участие в этой дискуссии. Действительно, это хорошая возможность, хорошая школа. Мы ко второму чтению обязательно доработаем законопроект и дадим ту информацию, которая нужна. Лишь только хотела сказать: вот здесь звучало, что есть бизнес и его интересы, а есть граждане, но бизнес - это тоже граждане. Это и тот самый семейный бизнес, о котором мы часто говорим, "Успешная семья - успешная Россия", это и те условия, которые мы хотим создать для бизнеса, так что это тоже наши граждане. И международным опытом, если он хороший, если там уже кто-то до нас сделал ошибки и мы не хотим их повторить, пользоваться, на мой взгляд, тоже нужно. И последнее. Мы получили очень хорошие заключения на данный законопроект от Минюста, от Минфина, от Минэкономразвития. Спасибо большое всем, кто принял участие в обсуждении! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Заключительное слово. Павел Михайлович Федяев будет выступать? Отказывается. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статью 34 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" и статью 3 Федерального закона "О транспортно-экспедиционной деятельности", 14-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 09 мин. 00 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Принимается единогласно законопроект в первом чтении. Вот обращаю внимание, коллеги, до дискуссий законопроекты в первом чтении принимались с меньшей поддержкой, а при вот такой активной дискуссии законопроекты принимаются с большей поддержкой и, самое главное, с пониманием того, что мы принимаем, за что голосуем. Спасибо, Евгений Сергеевич, спасибо, Ирина Анатольевна, за то, что вы эту дискуссию организовали. Спасибо, Сергей Владимирович, спасибо, Николай Васильевич.