Заседание № 236
О проекте федерального закона № 690771-6 "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части проведения аттестации государственных гражданских служащих, замещающих должности категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключены срочные служебные контракты).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Доклад Виктора Алексеевича Казакова. Пожалуйста. КАЗАКОВ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект подготовлен ко второму чтению. Поправок не поступило. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, замечаний нет. Прошу в случае принятия во втором чтении рассмотреть и в третьем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 47 сек.) Проголосовало за 262 чел.58,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 3 чел.0,7 % Голосовало 265 чел. Не голосовало 185 чел.41,1 % Результат: принято Принят во втором чтении. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование в третьем чтении проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 15 сек.) Проголосовало за 243 чел.54,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 245 чел. Не голосовало 205 чел.45,6 % Результат: принято Принимается.
Заседание № 224
О проекте федерального закона № 690771-6 "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (в части проведения аттестации государственных гражданских служащих, замещающих должности категорий "руководители" и "помощники (советники)", с которыми заключены срочные служебные контракты).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Докладывает Алексей Евгеньевич Лихачёв, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. ЛИХАЧЁВ А. Е., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Правительством Российской Федерации внесён в Госдуму проект федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Сразу же хотел бы сказать, что законопроект разработан во исполнение плана мероприятий ("дорожной карты") "Поддержка доступа на рынки зарубежных стран и поддержка экспорта", утверждённого распоряжением правительства. В "дорожной карте" предусмотрен целый ряд мероприятий, направленных на отладку и перезапуск механизмов поддержки экспорта, в том числе с точки зрения деятельности торговых представительств Российской Федерации. Во исполнение данного решения совместно с предпринимательским сообществом и была подготовлена эта законодательная инициатива. Предлагаемые изменения направлены на обеспечение возможности проводить аттестацию гражданских служащих, с которыми заключён срочный служебный контракт и которые замещают отдельные должности государственной гражданской службы категорий "руководители" и "помощники", назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, при этом необходимость такой аттестации, сроки её проведения должны быть предусмотрены отдельным указом Президента России или постановлением правительства. К категории гражданских служащих, которых затрагивают предлагаемые изменения, в системе Минэкономразвития относятся торговые представители Российской Федерации в иностранных государствах. В настоящее время Минэкономразвития практически подготовило изменения в соответствующий указ президента и проект постановления правительства, и в случае принятия Госдумой положительного решения эти документы незамедлительно будут внесены. Мы рассматриваем данные поправки как один из важнейших элементов построения действенной системы мотивации торговых представителей наравне с повышением статуса торгпреда до высшей группы должностей, соответствующий указ президентом подписан. Дело в том, что согласно статье 25 указанного федерального закона торговые представители Российской Федерации замещают должности госслужбы на условии срочных служебных контрактов - на срок от года до пяти лет, поэтому, с одной стороны, при подборе кадров, востребованных на рынке труда, мы выдвигаем условия обеспечения стабильной работы, то есть на длительный срок, а с другой стороны, пока ещё не имеем возможности регулярно оценивать результаты профессиональной служебной деятельности торговых представителей посредством аттестации. На практике для преодоления этой проблемы мы заключаем короткие контракты - на срок до одного года (в случае поощрения - до двух), с тем чтобы иметь возможность перезаключать их, проводя как бы такую своеобразную скрытую аттестацию. Считаем, что принятие закона позволит создать более гибкую модель срочных служебных контрактов, заключаемых с торговыми представителями, и оценки их работы, позволит повысить эффективность государственной гражданской службы в торговых представительствах. Законопроект согласован с Минтрудом, с МИДом России, замечаний нет; проведена большая работа с администрацией президента, с Государственно-правовым управлением; Минюстом и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве представлены положительные заключения. Правительство рассматривало законопроект на своём заседании 18 декабря, Комитет Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления на своём заседании 19 марта принял по нему положительное решение. В связи с изложенным прошу поддержать данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Евгеньевич. Виктор Алексеевич Казаков. КАЗАКОВ В. А. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Суть законопроекта была довольно подробно изложена в докладе, поэтому скажу только, что, по мнению комитета, вносимые изменения позволяют осуществлять дополнительную оценку уровня соответствия должности как впервые принятых граждан, так и проходящих службу, что в свою очередь будет способствовать формированию эффективного, высокопрофессионального и позитивно мотивированного кадрового состава торговых представительств Российской Федерации в иностранных государствах. Комитет предлагает поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект и будет голосовать за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Какие есть вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Максим Александрович Щепинов. ЩЕПИНОВ М. А. У меня вопрос к Алексею Евгеньевичу. Уважаемый Алексей Евгеньевич, понятно, что это один из шагов, направленных на то, чтобы увеличить экспорт Российской Федерации, а можете вы сказать, привести цифры, каких результатов вы планируете добиться, в том числе благодаря этому шагу? ЛИХАЧЁВ А. Е. Максим Александрович, спасибо вам за вопрос. Конечно же, он требует очень развёрнутого ответа, но попробую максимально сократить его, свести к трём основным параметрам. Первое: перед нами стоит задача в среднесрочной перспективе обеспечить ежегодный рост несырьевого экспорта до 6 процентов, могу подробно раскрыть эту тему, но речь идёт о несырьевом экспорте, ещё раз подчёркиваю. Второе: мы должны серьёзно диверсифицировать рынки сбыта, и здесь большая нагрузка ложится на торговых представителей в тех странах, в тех регионах, где объёмы нашего экспорта ещё невысоки, в первую очередь это Юго-Восточная Азия, Южная Африка - весь регион, Латинская Америка. Ну и третье - это диверсификация рынка по сути, привлечение региональных предприятий к этой работе, и в этой части Минэкономразвития вместе с торгпредами реализует целую систему совместных проектов с компаниями. Я буду очень рад ответить на этот вопрос в более широком формате на одном из заседаний в ходе парламентских слушаний. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Алексей Евгеньевич, из вашего выступления я понял, что периодичность проведения аттестации будут определяться как раз сроком трудового контракта. Вот скажите, пожалуйста, единственный ли это параметр для установления периодичности проведения аттестации? А если нет, то какую периодичность проведения аттестации, не привязываясь к сроку трудового контракта, предлагает для соответствующих государственных гражданских служащих правительство, по каким критериям эти сроки будут определяться? ЛИХАЧЁВ А. Е. Спасибо за вопрос, он как раз по сути. Сейчас мы используем короткий контракт фактически как повод для аттестации - заключаем его на год, чтобы в конце года по итогам работы принять решение о перезаключении или о неперезаключении контракта. Здесь мы подразумеваем другой порядок: мы можем предложить торгпредам длительный контракт - на четыре-пять лет, но в постановлении правительства пропишем, что при этом Минэкономразвития ежегодно проводит аттестацию, скажем, по графику, утверждаемому министром, с отдельным докладом по каждому аттестованному, поскольку торгпред утверждается Правительством Российской Федерации, и раз в год можем проводить эту аттестацию в зависимости, скажем, от актуальности того или иного странового направления либо от эффективности работы торгпреда. Так как по результатам аттестации может быть в том числе дана рекомендация о расторжении контракта, у нас будет страховка, что гражданский служащий сохранит высокий темп работы на протяжении всего периода действия контракта. Здесь ключевыми будут постановление правительства и указ президента по срокам и порядку проведения аттестации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вячеслав Михайлович Мархаев. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Евгеньевич, вопрос вам. На ряд моих вопросов вы уже ответили, но хотелось бы также получить ответ на следующий вопрос: в пояснительной записке к законопроекту речь идёт о торговых представительствах Российской Федерации в иностранных государствах, однако президент и правительство производят назначение не только торговых представителей; не могли бы вы указать должности государственной гражданской службы, отнесённые к категориям "руководители" и "помощники (советники)", назначение на которые производят президент и правительство, которые наравне с торговыми представителями также подпадут под действие проектируемой нормы? Спасибо. ЛИХАЧЁВ А. Е. В той сфере государственной гражданской службы, которую курирует наше министерство, под действие этой нормы подпадает всего лишь один человек, есть такая должность, без сомнения, она известна депутатам, - это постпред Российской Федерации при Всемирной торговой организации, в отличие от торгпредов, он назначается указом президента. Геннадий Алексеевич Овечко уже больше года трудится на этой должности, соответственно, к пятидесяти пяти позициям торговых представителей добавляется ещё одна - постпред при ВТО. В данном случае на этом мы планируем действие нормы в нашей сфере закончить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Евгеньевич, не кажется ли вам, что в данной ситуации вы, вообще-то, указ ставите выше закона? Из поправок к закону в трактовке, которую вы изложили, вообще не следует, что это торгпреды, здесь более расширительное толкование: написано, что аттестации не подлежат гражданские служащие, замещающие должности... тра-та-та... с которыми заключён срочный служебный контракт, за исключением тех, кого назначают указом и постановлением правительства. Все министры, все заместители министров назначаются указом президента или постановлением правительства, и точно так же назначение происходит и в ряде госкорпораций и так далее. Не кажется ли вам, что вы вообще путаницу вносите такой поправкой? ЛИХАЧЁВ А. Е. Вся тонкость в том "тра-та-та", которое вы не прочитали: дело в том, что перечисленные вами категории - министры и так далее, так же как и помощники президента, - они не являются государственными гражданскими служащими, на них нормы этого закона просто не распространяются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г. Алексей Евгеньевич, вот вопрос следующего характера: а насколько вообще эффективен инструмент аттестации государственных служащих? Ведь мы все прекрасно понимаем, что цель аттестации - оценить деловые качества чиновника, сотрудника, но зачастую на практике этот инструмент используется для того, чтобы уволить ненужного или надоевшего начальнику сотрудника. А ведь есть масса других критериев, по которым мы можем оценить эффективность деятельности тех же торгпредов, это всё можно заложить в контракте и, если эти условия не выполняются, контракт просто расторгнуть. А здесь мы дополняем определённый бюрократический механизм - комиссии, а это... У нас же нет дистанционной аттестации, нет программ, как в школах, где сейчас ввели ЕГЭ: сделал на компьютере - и всё, пожалуйста. Насколько этот бюрократический механизм эффективен? ЛИХАЧЁВ А. Е. Конечно, по сути я с вами согласен, никакая бюрократическая процедура не будет идеальной, и предусмотреть все тонкости, все нюансы в KPI, в формальных показателях работы очень сложно, но на сегодняшний день именно с торгпредами в силу срочности их контрактов вообще нет возможности расторгнуть договоры, за исключением двух случаев: или по решению суда, что, вообще говоря, не является самым лучшим вариантом, или с добровольного согласия обеих сторон. Вот с этим мы боремся, и одновременно с этим мы очень серьёзно развиваем систему мотивации: на самом деле KPI, соревнования ежегодные между торгпредствами, определение победителей в разных категориях - это уже третий год у нас в министерстве существует, но после этого мы могли принимать лишь некие решения юридически не обязывающего плана, рекомендовать торгпредам что-то или идти по пути заключения вот таких коротких - годовых - контрактов. Нам хотелось бы предложить серьёзному руководителю - может быть, даже кому-то из депутатов Государственной Думы - длительный, хороший контракт в хорошей стране, но с учётом того, что у него будет такой глобальный экзамен раз в год по всем показателям его работы, в том числе и с условием возможности расторжения контракта. На наш взгляд, эта небольшая поправка очень важна, и она в корне изменит систему контрактации торговых представительств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Сергей Генрихович Каргинов. КАРГИНОВ С. Г. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Ну вот Алексей Евгеньевич в последнем выступлении подтвердил мою догадку, что всё-таки в какой-то степени этот инструмент будет использоваться не для оценки деловых качеств чиновника, а для расторжения контракта, то есть условий расторжения вот этого краткосрочного контракта действительно очень немного, и дополнительно вводится такой инструмент, который на сегодня, как вы знаете, у нас не очень эффективен. Но я ещё раз я повторю, что есть масса других критериев, по которым можно оценить эффективность деятельности любого государственного служащего, любого чиновника торгпредства - неважно кого, совершенно любого. А как формируются комиссии при аттестации, все мы прекрасно знаем: это представители отдела кадров, это юристы, это руководители, ну, бывает, два-три эксперта со стороны, которые могут дать независимую оценку, то есть сами себя аттестуют, чиновник проверяет сам себя - о какой эффективности здесь может идти речь?! Давайте проводить скрытую аттестацию: есть программные продукты, которые могут показать знание законодательства, сегодня есть возможности для дистанционной коммуникации, - ведь мы в XXI веке живём! - сегодня чиновников на Дальнем Востоке можно протестировать из Москвы и наоборот сделать, то есть комиссия может быть из другого региона. Нам сегодня в государстве нужны эффективные чиновники, XXI век - это век, требующий эффективности, мы к этому вынуждены будем прийти - вопрос не в количестве и не только в качестве, а именно в эффективности, и всё это можно заложить в контрактах, не надо никаких дополнительных процедур, не надо никаких дополнительных бумаг: выполняешь свои функции - всё, продолжай работать дальше! Можно закладывать четырёхлетние, пятилетние контракты, но законодательство должно развиваться именно в этом направлении: чиновника берут на работу, и, если он не выполняет эти условия, контракт может быть расторгнут в любой момент, и судить нужно по эффективности. У нас был величайший полководец Суворов, величайший просто: ни одной проигранной битвы - вот критерий эффективности! Он практически в 70 лет пошёл на последнюю войну в Европе и победил опять! И каким бы ни было отношение к нему Павла I, то есть его непосредственного руководителя, как бы он его ни ненавидел, ни не любил за его русскость, он всё равно его ставил руководить войсками, потому что более эффективного военачальника тогда не было. Нам тоже нужна эффективность, и надо вот такие примеры из нашей истории изучать более подробно... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту. КАРГИНОВ С. Г. Закончу побыстрее. Действительно, не нужны лишние бюрократические препоны, потому что они только усложняют процесс работы. Ещё раз говорю: не может волк охранять отару овец, то есть не могут чиновники сами себя контролировать. Я вот вспоминаю Мавроди, он рассказывал: заработал денег - положил в сейф, заработал больше денег - пришлось специальную комнату сделать, поставил охранника, потом пришлось поставить того, кто следил за охранником, - и всё равно воровали! Эффективность работы должна определяться совершенно независимыми экспертами, а лучше всего её определять с учётом того, как чиновник выполняет свои обязанности на своём рабочем месте. Торгпредство - это, понятно, увеличение объёма торговли между странами, то есть очень простой критерий, и здесь ни возраст, ни образование, ни какие-то другие качества не важны, торговый оборот увеличивается - значит, оставляем, не увеличивается - расторгаем контракт, не дожидаясь, пока он закончится... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 48 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации ". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 08 мин. 16 сек.) Проголосовало за 296 чел.65,8 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 300 чел. Не голосовало 150 чел.33,3 % Результат: принято Принят в первом чтении.