Заседание № 128
О проекте федерального закона № 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления; принят в первом чтении 18 марта 2015 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, Татьяна Викторовна Касаева. КАСАЕВА Т. В. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Проект федерального закона был внесён Правительством Российской Федерации 30 декабря 2014 года и принят Государственной Думой в первом чтении 18 марта 2015 года. Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" направлен на дифференциацию составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления. К законопроекту имеется ряд существенных замечаний. По мнению комитета, они являются препятствием к принятию закона во втором чтении, тем более от авторов поступило соответствующее письмо и Правительство Российской Федерации не возражает, что данный законопроект будет снят с дальнейшего рассмотрения. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть желание по мотивам высказаться от фракций? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации", 15-й вопрос. Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 52 мин. 06 сек.) Проголосовало за 317 чел.70,4 % Проголосовало против 19 чел.4,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 337 чел. Не голосовало 113 чел.25,1 % Результат: принято Принимается решение, законопроект под пунктом 15 отклоняется.
Заседание № 222
О проекте федерального закона № 690757-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации" (в части уточнения составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Ринат Ринатович Гизатулин, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Пожалуйста. ГИЗАТУЛИН Р. Р., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях..." разработан в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по повышению качества регуляторной среды для бизнеса, он был инициирован агентством стратегических исследований в целях снятия дополнительных административных барьеров в интересах российского бизнеса. Законопроект направлен на дифференциацию составов административных правонарушений в сфере обращения с отходами. Предлагается в статье 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях чётко установить соответствие между конкретными требованиями федерального законодательства и конкретными наказаниями за неисполнение тех или иных требований, при этом в законопроекте верхние и нижние границы штрафов, а также наказаний не изменяются. В законопроекте все возможные правонарушения разделяются в зависимости от опасности отходов, и при несоблюдении нормативов экологических требований и правил при обращении с опасными отходами предусматриваются более жёсткие наказания, при подобных нарушениях с отходами V класса опасности - менее жёсткие наказания. С учётом дифференциации также предусматривается выделение таких правонарушений, как неисполнение определения ответственности по обращению с отходами и непредоставление необходимой документации. Кроме того, законопроектом также устраняются некие терминологические разночтения между различными природоохранными законодательными актами. Скажу о том, что в разделе кодекса, касающемся экологических правонарушений, это первый опыт дифференциации составов правонарушений. Собственно, Правительство Российской Федерации в рамках доработки законопроекта будет инициировать в том числе внесение поправок и в другие статьи в части дифференциации ответственности. С учётом того что законопроект носит чётко выраженный положительный регуляторный характер, просим Государственную Думу принять законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу. Действительно, в настоящий момент статьёй 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливается общая для всех правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления, а также с веществами, которые разрушают озоновый слой, с иными опасными веществами ответственность, вне зависимости от степени вреда, который наносится данными правонарушениями охраняемым правоотношениям, и поэтому мы поддержали концепцию данного законопроекта, которым действительно устанавливается дифференциация в зависимости от класса отходов, мы считаем, что данный законопроект может быть принят в первом чтении. Есть замечания, которые отражены в заключении комитета, они касаются необходимости разграничения предлагаемых норм статьи 8.2 с нормами статьи 8.7 Кодекса об административных правонарушениях, а также уточнения ряда определений и понятий, которые используются в диспозиции предлагаемых норм Кодекса об административных правонарушениях. Комитет рекомендует палате принять данный законопроект в первом чтении, с учётом того что высказанные замечания не носят концептуального характера и могут быть учтены ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы по докладу и содокладу? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. У меня вопрос к представителю правительства, к заместителю министра. Я несколько лет занимаюсь в Рязани одним предприятием - нефтеперерабатывающим заводом. Дело в том, что пол-Рязани обращается с жалобами по поводу того, что невозможно дышать, люди задыхаются, астма, в больницы попадают и взрослые, и дети, то есть беда довольно большая. Оказалось, по данным природоохранной прокуратуры, данный завод сбрасывает стоки, в которых предельно допустимая концентрация по одним веществам превышена в три раза, а по другим - в 40 раз, в 40 раз! Не кажется ли вам, что в таких случаях, когда наносится массовый ущерб здоровью людей, есть угроза жизни, когда превышаются нормативы в десятки раз, нужно просто закрывать предприятия? И у нас не одно такое предприятие! Пока собственники не наведут порядок, пока не перестанут убивать людей таким способом, их предприятия просто надо закрывать, а не предлагать какие-то меры промежуточные, надо закрывать предприятие и прекращать производство: жизнь людей дороже! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ринат Ринатович. ГИЗАТУЛИН Р. Р. Да, к сожалению, если говорить конкретно про Рязанскую нефтеперерабатывающую компанию, предыдущие собственники в течение двенадцати лет не вложили в реконструкцию этого предприятия ни копейки. Насколько я знаю, а мы получили информацию в том числе от новых владельцев, сейчас предусмотрена реализация большой программы по модернизации этого предприятия, которая начинается в 2015 году, она будет направлена в том числе на строительство новых очистных сооружений - о чём, собственно, прокуратура Рязанской области нам сообщила, - на ликвидацию отходов, а там накоплено 1,5 миллиона тонн нефтяного шлама. И мы по итогам этого года вместе с Росприроднадзором будем анализировать положение дел на этом предприятии. Что касается закрытия предприятия, то при превышении утверждённых нормативов, как вы сказали, в 40, в 50, в 60 раз, да даже в 7 раз уже сейчас у суда есть все основания для принятия решения о приостановке деятельности предприятия сначала на девяносто суток, а потом можно пролонгировать этот срок в случае неустранения нарушений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Ринат Ринатович, у меня к вам вопрос по поводу правоприменения - ныне действующего порядка привлечения к ответственности коммерческих организаций за размещение отходов. Мы с вами знаем о случае, когда отдельное предприятие именно за размещение отходов было оштрафовано на сумму, которая в совокупности превышала 4 миллиарда рублей. Между тем в ходе судебных процессов, в которых участвовало от имени Росприроднадзора соответствующее подразделение, было достигнуто секретное соглашение о внесудебном урегулировании этого спора, в ходе которого сумма, причитающаяся к уплате в казну государства, была уменьшена в разы, я даже сказал бы, в сотню раз. И здесь такой вопрос: я понимаю, что Министерство природных ресурсов и экологии не в состоянии бороться за бюджетные деньги, а вот что сделало министерство и Росприроднадзор в части привлечения Министерства финансов?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ринат Ринатович. ГИЗАТУЛИН Р. Р. Максим Андреевич, ну, примерно понимаю ваш вопрос. С учётом того что действительно ряд документов имеет гриф секретности, я, собственно, отдельно вам направлю ответ на этот вопрос по существующим каналам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Вопрос докладчику. Сегодня очень часто возникают такие ситуации, когда в регионах администрации на местах заключают договоры по вывозу твёрдых бытовых отходов с улиц, из дворов с частными компаниями. К примеру, в той же Адыгее в посёлке Яблоновский заключили договор с коммерческой компанией, которая сначала со всех улиц увезла мусорные ящики, просто их увезла, повторяю, под видом того, что якобы будут производить их капитальный ремонт, потом машина, которая забирала мусор, не стала ездить по дворам, то есть мусор собирался не полностью, в результате дворы захламлялись бытовым мусором, а ведь рядом - школы, детские сады. И больше года пришлось долбать эту администрацию, извините за выражение, чтобы они установили мусорные ящики! Но всё время ссылаются на то, что они судятся... (Микрофон отключён.) ГИЗАТУЛИН Р. Р. Сергей Евгеньевич, а вопрос можно дослушать? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Десять секунд добавьте. КРОПАЧЕВ А. С. Вот они судятся с этой компанией. Скажите, пожалуйста, как в этой ситуации будет распределяться ответственность между администрацией и непосредственно исполнителями работ? ГИЗАТУЛИН Р. Р. Спасибо за вопрос. Уважаемые депутаты, вы в прошлом году приняли последнюю редакцию базового закона "Об отходах производства и потребления", с 1 января 2016 года вступают в силу его основные нормы. Все полномочия муниципалитетов уходят на уровень субъектов, субъекты получают право выбирать в том числе и транспортные компании, притом появляется институт регионального оператора, который один будет отвечать за весь комплекс услуг - сбор, вывоз, утилизацию, захоронение отходов. В этом году субъекты должны подготовить новые схемы по обращению с отходами на своих территориях, программы по обращению с отходами. Мы надеемся, что с 1 января 2016 года ситуация в этой сфере на уровне субъектов реально существенно поменяется, во всяком случае, таких вещей больше не будет. А транспортные компании с 1 июля начинают проходить процедуру лицензирования, это тоже было в том пакете поправок, который вами принят. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Спасибо, Сергей Евгеньевич. Ринат Ринатович, на сегодняшний день достаточно интенсивно реализуется план мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций в сфере природопользования от 6 марта 2012 года, при этом практически все намеченные положения уже разработаны, утверждены правительством, а вот процесс сокращения пакета документов, представляемых заявителем для проведения государственной аккредитации, замедлился. Поясните, пожалуйста, когда планируется внесение соответствующих поправок? ГИЗАТУЛИН Р. Р. Что касается госаккредитации, наши коллеги из других министерств занимаются реализацией этого пункта плана, давайте я уточню и отдельно вас поставлю в известность. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Максим Андреевич Шингаркин. ШИНГАРКИН М. А. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, вопрос дифференциации ответственности бизнеса за нанесённый экологический ущерб - это важнейший вопрос законодательства именно в части неотвратимости наказания. Дело в том, что сегодня, отчитываясь по палочной статистике о взимании платежей за выявленные экологические нарушения и преступления, Росприроднадзор - ну, так заведено в нашем государстве - смешивает и малых пользователей, и суперкрупных пользователей. Более того, практика показывает, что самые крупные киты - и здесь нельзя не согласиться с коллегами из КПРФ - уходят от ответственности. Поясню. В настоящее время существует решение Европейского Суда по правам человека, который взыскивает с Российской Федерации по неким поводам 2 миллиарда долларов в пользу так называемых владельцев компании "ЮКОС", то есть бенефициаров компании "ЮКОС". Обращаю ваше внимание, что данная компания была обанкрочена и "Роснефть" не является правопреемником компании "ЮКОС". Между тем в результате деятельности компании "ЮКОС" на территории Российской Федерации произошло колоссальное загрязнение окружающей среды, возникло накопление высокотоксичных отходов, и никто, в частности Ростехнадзор, как федеральный орган, выполнявший эту государственную функцию в 2004, 2005, 2006, 2007 годах, не предъявил так называемым акционерам "ЮКОСа" счёт за совершённые экологические преступления. Сегодня предварительный экологический аудит показывает, что под нефтеперерабатывающими заводами, находящимися в Самарской области (Куйбышевский нефтеперерабатывающий завод, Новокуйбышевский нефтеперерабатывающий завод, Сызранский нефтеперерабатывающий завод), а также под заводами, находящимися в Иркутской области и в Красноярском крае (это Ачинский нефтеперерабатывающий завод и Ангарская нефтеперерабатывающая компания), в совокупности более 2 миллионов тонн нефтешламового загрязнения грунтовых и подземных вод имеют место быть. Это колоссальные загрязнения! Ежедневно, ежесекундно вместе с грунтовыми водами опасные загрязняющие вещества поступают и в Волгу, и в Ангару. И говорить о том, что при этом выполняются обязательства так называемых акционеров "ЮКОСа" в отношении Российской Федерации, невозможно по той причине, что совокупный ущерб, связанный с этими загрязнениями, а также с 2 тысячами гектаров нефтеразливов на территории, где велась добыча нефти компанией "ЮКОС" в 90-е и 2000-е годы, превышает 2 миллиарда, которые взыскиваются через Европейский Суд по правам человека так называемыми бенефициарами "ЮКОСа". Полагаю, что граждане Российской Федерации в соответствии с тем, что сроки давности по подобным преступлениям составляют более двадцати лет, имеют полное право требовать от Российского государства защиты их прав и законных интересов и выставления в том же Суде по правам человека ответного, встречного иска акционерам "ЮКОСа" в размере того самого ущерба, который сегодня можно аудировать, зафиксировать, чтобы предъявить иск к оплате. Точно таким же образом считаю необходимым поступить с так называемыми бывшими акционерами компании "ТНК - BP", в первую очередь с компанией "BP". Это правда: ещё в 2006 году я лично обнаружил - вы не поверите! - ручей нефти, который тёк с Рязанского нефтеперерабатывающего завода в местные пруды. Я его не просто обнаружил, но и предъявил в том числе иностранным корреспондентам, и эта тема была поднята депутатами британского парламента, появились вопросы к компании "BP". Тогда компания "BP" провела специальную пиар-акцию, в ходе которой доказала посредством общения с Ростехнадзором - задумайтесь! - следующий факт: нефть течёт не из-за забора нефтеперерабатывающего завода в яму, а из ямы на территорию нефтеперерабатывающего завода! Этот феномен, конечно, объясняет, почему акционеры "ТНК - BP" настолько богаты, а также позволяет нам сегодня регрессивно - я обращаюсь к заместителю министра, курирующему Росприроднадзор, - поднять вопрос о накопленном ущербе и, актуализировав его по состоянию на день приобретения компанией "Роснефть", государственной компанией, активов "ТНК - ВР", регрессивно выставить иск акционерам "ТНК - BP" и компании "BP" именно в части выплаты денег из ранее уплаченных Российской Федерацией за активы "ТНК - BP", выплаты средств на ликвидацию ранее накопленного экологического ущерба, на возмещение текущих затрат, связанных с поддержанием экологического равновесия. Полагаю, что законодательство Российской Федерации, которое мы сегодня модернизируем, будет способствовать движению правоприменительной практики именно в этом направлении, безусловно, Росприроднадзор и курирующее министерство должны, так сказать, задать вектор государственного контроля в части платежей бизнеса за негативное экологическое воздействие. Фракция ЛДПР поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Александрович Поневежский. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" также поддерживает данный законопроект, в соответствии с которым предлагается дифференцировать ответственность за ряд административных правонарушений в сфере обращения с отходами производства и потребления с учётом характера таких противоправных деяний в зависимости от класса опасности отходов, а также от возможных или наступивших последствий совершённого правонарушения. Приведённые в пояснительной записке данные и те факты, о которых сообщил сейчас наш коллега, свидетельствуют о том, что действующая статья 8.2 КоАП не обеспечивает в полной мере решения поставленных задач, так как в связи с отсутствием должной дифференциации правонарушений в данной сфере ряд нарушений законодательства, регулирующего вопросы обращения с отходами, остаётся безнаказанным. С учётом изложенного, мы считаем, принятие данного законопроекта достаточно актуально, обоснованно, целесообразно и своевременно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и другие законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 06 мин. 51 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Принят в первом чтении.