Заседание № 214

23.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 689141-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2060 по 2088 из 5047
7-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статьи 164    
и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Глеб   
Яковлевич Хор.                                                                  
                                                                                
ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл                 
лингвистическую и юридико-техническую экспертизы, замечаний Правового           
управления нет. Просим поддержать в третьем чтении.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Глеб Яковлевич.                                  
                                                                                
Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет.                                    
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 33 мин. 41 сек.)                 
Проголосовало за              383 чел.85,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    383 чел.                                          
Не голосовало                  67 чел.14,9 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно.                                                       

Заседание № 213

22.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 689141-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах; принят в первом чтении 16 мая 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1210 по 1279 из 5259
Пункт 6, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации".                          
                                                                                
Глеб Яковлевич Хор, пожалуйста.                                                 
                                                                                
ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! На рассмотрение комитета     
поступило две поправки к законопроекту. Одну комитет рекомендует принять, а     
другую отклонить. Прошу рассмотреть, поддержать и принять во втором чтении.     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице № 1? Нет.                      
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 1.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за              348 чел.77,3 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    348 чел.                                          
Не голосовало                 102 чел.22,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Есть ли вопросы по таблице № 2? Нет.                                            
                                                                                
Ставится на голосование таблица поправок № 2.                                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 42 мин. 48 сек.)                 
Проголосовало за              341 чел.75,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    342 чел.                                          
Не голосовало                 108 чел.24,0 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
Ставится на голосование законопроект во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 43 мин. 13 сек.)                 
Проголосовало за              398 чел.88,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    398 чел.                                          
Не голосовало                  52 чел.11,6 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принят во втором чтении.                                                        
                                                                                
Микрофон на трибуне включите.                                                   
                                                                                
ХОР Г. Я. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект       
полностью подготовлен к принятию в третьем чтении, прошу поставить его в        
повестку на 23 мая 2019 года.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо, спасибо.                                          

Заседание № 211

16.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 689141-7 "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3320 по 3994 из 4894
Переходим к законопроектам первого чтения. 16-й вопрос, о проекте               
федерального закона "О внесении изменений в статьи 164 и 165 Налогового         
кодекса Российской Федерации (в части налогообложения пассажирских              
авиаперевозок на региональных маршрутах)". Докладывает Илья Вячеславович        
Трунин, официальный представитель правительства, заместитель министра           
финансов.                                                                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации,     
заместитель министра финансов Российской Федерации.                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты Государственной Думы!               
Правительство Российской Федерации предлагает вашему вниманию законопроект,     
который разработан во исполнение указа президента "О национальных целях и       
стратегических задачах развития Российской Федерации...". Напомню, одним из     
пунктов этого указа установлено в целях повышения связанности и транспортной    
доступности территории Российской Федерации доведение авиаперевозок на          
рейсах, минуя Москву, до 50 процентов общего количества авиаперевозок.          
Одновременно напоминаю, что у нас сейчас действуют льготные ставки НДС для      
внутренних российских авиаперевозок, 10 процентов в целом и ноль процентов      
для авиаперевозок в Дальневосточный федеральный округ, Крым и Севастополь и     
Калининградскую область.                                                        
                                                                                
Правительство предлагает установить на бессрочной основе нулевую ставку НДС     
по внутренним воздушным перевозкам пассажиров и багажа при условии, что пункт   
отправления и пункт назначения, а также промежуточные пункты маршрута такой     
перевозки расположены вне территории Московского авиационного узла. Мы          
полагаем, что такие изменения направлены и будут направлены на развитие         
пассажирских авиаперевозок на региональных маршрутах, и, поскольку              
авиакомпаниям осуществление таких авиаперевозок будет обходиться дешевле с      
точки зрения затрат на совершение подобных рейсов, это будет служить            
увеличению объёма необходимых средств и повышению стимула для развития          
авиационной и аэропортовой инфраструктуры в региональных аэропортах.            
Соответственно, все остальные ставки НДС в отношении авиаперевозок указанным    
законопроектом предлагается оставить без изменений.                             
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович, присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Глеб Яковлевич Хор, первый заместитель председателя      
Комитета по бюджету и налогам.                                                  
                                                                                
ХОР Г. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Как сказал уже докладчик,           
представитель Правительства Российской Федерации, законопроект разработан в     
связи с майским указом президента. Комитет по бюджету и налогам внимательно     
рассмотрел данный законопроект и полностью его поддерживает. Считаем, что ко    
второму чтению необходимо уточнить положения статьи 2 данного законопроекта,    
уточнить само правоприменение нулевой ставки. Это первое.                       
                                                                                
Второе. Необходимо будет уточнить терминологию, потому что у нас в              
законодательстве нет понятия "региональные маршруты".                           
                                                                                
И третье - предложение Счётной палаты: Счётная палата всё-таки предлагает       
сделать закон не бессрочным, а срочным, то есть установить какой-то             
длительный период, в течение которого можно будет понять, как выполняется       
закон, и дальше уже решить, продлевать его или не продлевать.                   
                                                                                
Просим поддержать законопроект.                                                 
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Глеб Яковлевич.                                  
                                                                                
Задержитесь, Глеб Яковлевич.                                                    
                                                                                
Вопросы есть? Есть.                                                             
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, мы понимаем поручение президента не как точечное   
изменение (например, то, что в силах Минфина, - изменения Налогового кодекса    
или предоставление льгот), мы понимаем так: задача, поставленная президентом,   
- это развитие региональной авиации. Скажите, делалась ли правительством -      
всё-таки вы у нас представитель правительства сегодня - оценка, насколько НДС   
является критической составляющей в структуре себестоимости, насколько мы       
облегчаем ситуацию с региональными перевозками, и, самое главное, оценивалось   
ли по конкретным критериям, насколько увеличится пассажирооборот, насколько     
увеличится количество самолётов, рейсов и так далее, то есть что мы получим     
на выходе? То, что вы нам сейчас предлагаете, мы поняли, но депутаты хотели     
бы знать, что в результате мы получим. Или это только ваше, вот минфиновское    
решение по позиции президента?                                                  
                                                                                
ТРУНИН И. В. Спасибо большое, Сергей Михайлович.                                
                                                                                
Да, действительно, для того, чтобы развивались региональные, межрегиональные    
авиаперевозки, необходима реализация целого комплекса мер, и часть из них       
сводится к налоговым решениям, часть из них может быть неналоговой. Мы          
полагаем, что любая, даже самая большая дорога начинается с первого шага, и     
один из этих шагов - это обнуление ставки НДС на авиаперевозки, которые         
осуществляются, минуя Москву. Уже сам этот шаг, принятие этого решения, как     
указано в пояснительной записке, приведёт к тому, что авиакомпании получат в    
случае продолжения совершения таких авиаперевозок при прочих равных условиях    
порядка 15 миллиардов рублей в год. Это может отразиться в снижении стоимости   
- ну, это, скорее всего, не произойдёт, потому что тарифы формируются на        
несколько других основаниях, но на отдельных маршрутах, где высока              
конкуренция, может и произойти, но помимо всего прочего авиакомпании получат    
этот ресурс, чтобы, например, уплачивать повышенные (ну, по сравнению с         
Московским авиаузлом) аэропортовые сборы, ведь если количество взлётов и        
посадок в региональном аэропорту не очень высокое, то каждый взлёт и посадка    
стоит дороже. Нам кажется, что это создаёт дополнительные стимулы. Далее -      
вопросы развития государственно-частного партнёрства, далее - развитие          
аэропортов, дальше - вопросы повышения привлекательности и приобретения         
авиапарка, например, развития отечественного авиастроения и так далее. Мне      
кажется, что наш налоговый законопроект действительно вносит определённый       
вклад в развитие региональной авиации. Естественно, это не единственный шаг,    
который будет предлагать правительство, - у правительства есть целая            
программа действий, направленная на реализацию указа президента, и полагаю,     
что в целом это приведёт к выполнению национальной цели, поставленной перед     
нами.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Пашин Виталий Львович.                                                          
                                                                                
ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, перед праздниками у нас, как всегда, цены на       
билеты взлетели в разы. Получилось так, что билеты в Крым на семью стоят        
гораздо больше, чем стоимость поездки в Турцию, - и многие граждане вынуждены   
были этим воспользоваться. Объясните, почему так происходит? Мы, граждане,      
этого не понимаем. Почему бы не установить границы подорожания на время этих    
праздников? Также вопрос: при принятии данного законопроекта каков прогноз по   
удешевлению билетов для граждан? Или это делается только для                    
авиаперевозчиков?                                                               
                                                                                
ТРУНИН И. В. Спасибо за вопрос. Дело в том, и я в своём докладе сказал, что в   
Крыму уже установлена нулевая ставка НДС, то есть за счёт снижения налогов      
снизить цены на авиабилеты в Крым уже нет возможности. Устанавливать ли         
ограничение колебаний стоимости авиабилетов в периоды повышенного спроса -      
это вопрос дискуссионный. Он не вполне находится в сфере регулирования          
данного закона, но могу предположить, что, если мы ограничим предельную         
стоимость, билеты могут стоить дешевле, но их просто не будет, поскольку их     
выкупят, а сейчас, хотя и по высокой цене, они в период высокого спроса есть.   
Это принципы ценообразования. Главное, чтобы не было сговора и не было          
нарушения конкуренции при формировании цен на авиабилеты.                       
                                                                                
Что касается закона, который сейчас рассматривается, - это законопроект,        
который направлен на установление нулевой ставки для авиаперевозчиков. Как я    
уже сказал, осуществление рейсов, минуя Москву, например из Екатеринбурга в     
Сочи, будет обходиться авиаперевозчику при прочих равных условиях дешевле. И    
дальше вопрос авиаперевозчиков, куда эти ресурсы потратить: либо на снижение    
стоимости авиабилетов, либо на увеличение количества рейсов, например при       
снижении маржинальности каждого из этих рейсов. Полагаем, дальше это уже        
вопрос регулирования транспортной отрасли, аэропортовой инфраструктуры, каким   
образом это должно сказываться на развитии региональных авиаперевозок.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Илья Вячеславович, понижение ставки НДС до нуля - это очень         
положительно, но, как сказали коллеги, на снижение цены на авиаперевозки, к     
сожалению, это никак не влияет. Вот сегодня в "Новостях" весь день объявляют,   
что плохой Дональд Трамп вводит ограничение на ввоз китайских телефонов         
"Хуавей", чтобы защитить собственного производителя, а вот мы, такие хорошие,   
боремся за конкуренцию.                                                         
                                                                                
Скажите, у нас есть закон, который обязывал бы этих авиаперевозчиков,           
учитывая такую нулевую ставку НДС, иметь не менее половины авиапарка из судов   
отечественного производства, потому что в своём ответе вы сообщили, что это     
также будет влиять на обновление авиапарка и на поддержку отечественного        
авиапроизводства? Какой документ обязывает их это делать? Есть ли в нашей       
стране такие нормативные документы, а если нет, то почему?                      
                                                                                
ТРУНИН И. В. Александр Николаевич, в ответе на вопрос вашего коллеги, Сергея    
Михайловича Катасонова, я лишь сказал, что на развитие региональных             
авиаперевозок влияет масса факторов, в том числе меры по пополнению авиапарка   
за счёт отечественных воздушных судов. Каким образом это делать? Например,      
скажу, что в правительстве уже находится на рассмотрении другой проект          
федерального закона, о внесении изменений в Налоговый кодекс, направленный на   
развитие авиаперевозок, которым в случае его принятия будет установлена         
нулевая ставка НДС в том числе и на реализуемые самолёты. То есть сейчас        
отечественные самолёты облагаются по ставке 18 процентов, а в случае принятия   
этого закона и постановки в отечественный, в российский реестр они будут        
облагаться по ставке 0 процентов. Это тоже в копилку тех шагов, которые         
направлены на развитие в том числе и отечественного авиастроения.               
                                                                                
Что касается того, насколько целесообразно обязывать авиакомпании указывать     
направления расходования получаемых средств. Не думаю, что это целесообразно,   
поскольку - даже с учётом того, что сегодня обсуждается, того, что я называл,   
- уже есть несколько направлений: их можно потратить как на развитие            
собственного авиапарка, так и на развитие аэропортовой инфраструктуры, так и    
на снижение стоимости авиабилетов. Вот какое из этих трёх направлений выбрать   
- уже большой вопрос, поэтому такого закона, который обязывает авиакомпании     
это делать, не существует, его подготовка не планируется и вряд ли              
целесообразна.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Савельев Дмитрий Иванович.                                                      
                                                                                
САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Илья Вячеславович, авиакомпании будут развивать сеть региональных маршрутов     
лишь в том случае, если это будет им выгодно. Так вот вопрос: достаточно ли     
снизить до нуля ставку НДС, чтобы простимулировать авиакомпании развивать       
региональные маршруты? Есть ли у вас прогнозы по повышению активности           
авиакомпаний на этом направлении. Это первое.                                   
                                                                                
И второе. По расчётам Центра стратегических разработок, до 2024 года            
потребуется более 230 миллиардов рублей бюджетных инвестиций для развития       
аэропортов России, в том числе 80 миллиардов рублей - федеральным узловым       
аэропортам, кроме Москвы; около 84 миллиардов - региональным аэропортам;        
около 18 миллиардов - местным аэропортам. Без этих инвестиций реализация        
предлагаемого законопроекта будет неполной - прокомментируйте, пожалуйста.      
                                                                                
ТРУНИН И. В. Спасибо большое за вопрос. Я, честно говоря, не очень понял, в     
чём вопрос, я лишь могу с вами согласиться, что действительно обнуление НДС     
не может являться единственным фактором развития региональных авиаперевозок,    
поскольку для того, чтобы региональные авиаперевозки осуществлялись,            
необходимы не только свободные средства авиакомпаний, но и как минимум          
аэропорт, способный принимать воздушные суда, и пассажиропоток, который будет   
способен наполнить те или иные маршруты.                                        
                                                                                
Мы полагаем, что само по себе принятие хотя бы даже этого закона, то есть       
снижение стоимости для авиакомпаний региональных авиаперевозок (в               
финансово-экономическом обосновании цифры приведены), может увеличить на        
несколько миллионов человек в год пассажиропоток на региональных маршрутах.     
Это приведёт и к созданию новых рабочих мест, и, собственно, к развитию сети    
региональных аэропортов, региональных аэромаршрутов, но, вы совершенно правы,   
нужны ещё и дополнительные меры, которые создают стимулы для инвестиций, в      
том числе и в аэропортовую инфраструктуру нужны инвестиции.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                   
                                                                                
У меня вопрос к представителю правительства.                                    
                                                                                
Уважаемый Илья Вячеславович, понятно, что законопроект направлен на             
стимулирование авиакомпаний, чтобы они обходили Москву. То есть это, видимо,    
снизит нагрузку на московские аэропорты, это, видимо, будет способствовать      
повышению безопасности работы аэропортов, самолёты наверное, будут летать       
через Санкт-Петербург, ну, ещё через какие-то аэропорты, но самый главный       
вопрос касается пассажиров и стоимости авиабилетов: насколько это будет         
влиять на цену авиабилетов, будут ли снижаться для пассажиров цены на           
авиабилеты?                                                                     
                                                                                
ТРУНИН И. В. Федот Семёнович, спасибо за вопрос. Прокомментирую, что            
законопроект не направлен на то, чтобы авиакомпании не летали в Москву. В       
Москву рейсы как совершались, так и будут совершаться, это выгодное             
направление. Проблема в том, что у нас зачастую, чтобы добраться с помощью      
самолёта, авиатранспорта из одного субъекта в другой, например в соседний,      
может быть, и не настолько близлежащий, если мы говорим, например, о            
территории за Уралом, необходимо использовать авиаперелёт через Москву,         
потому что самолёт либо летает не каждый день, либо летает в неудобное время,   
либо вообще не летает. Законопроект направлен на то, чтобы такие прямые         
межрегиональные перевозки сделать более выгодными. Соответственно, если         
самолёты вообще не летают, то снижение финансовой нагрузки на рейс может        
послужить стимулом для того, чтобы такой рейс запустить. Если билет стоит       
слишком дорого, то опять же снижение налоговой нагрузки на такой                
межрегиональный рейс приведёт к снижению стоимости авиабилетов (при условии,    
что ситуация там полностью конкурентна). Вот ответ на ваш вопрос.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Илья Вячеславович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ",      
конечно же, поддержит представленный правительством законопроект о              
практически обнулении ставки НДС для внутренних авиаперевозок. Ещё бы нам не    
поддержать, если ровно четыре года назад с этой трибуны я докладывал о          
практически один в один похожей инициативе об обнулении ставки НДС для          
внутренних авиаперевозок! Правда, тогда заключение правительства было           
негативным, крайне отрицательным. Конкретно в этом заключении говорилось,       
что, да, это благое намерение, но это же создаст прецедент и для других         
транспортников, которые внутри России осуществляют перевозки                    
грузопассажирские, туристические и так далее, и так далее. Вот прошло четыре    
года, медленно, но камень, что называется, сдвигается, и я считаю, что как      
раз нужно создавать такой прецедент и развивать его дальше, переносить на       
другие транспортные отрасли.                                                    
                                                                                
А теперь, коллеги, о том, что мы получили во время общения в рамках вопросов    
и ответов с представителем правительства. Я считаю, что как раз не надо         
стесняться и во втором чтении либо решениями правительства надо ограничить      
направление этих самых средств. Какие-то миллиарды, десятки миллиардов рублей   
будут направлены теперь авиакомпаниям, а дальше пусть они, мол, сами решают,    
что с ними делать - зачем такую вольность предоставлять? А если они решат       
положить их в карман, допустим, в виде прибыли, сверхприбыли? Вот это я         
предлагаю ограничить, уважаемые коллеги, правительство. Да, новый авиапарк -    
замечательно, улучшить инфраструктуру, повысить безопасность, но самое-то       
главное - надо снизить цену на билеты! Почему этого приоритета нет? А мы как    
раз считаем, что это главное, эта цель должна быть достигнута путём             
проведения различных реформ, внесения поправок в закон и так далее, и так       
далее.                                                                          
                                                                                
Уважаемые члены правительства, надо, во-первых, идти дальше, нужно              
разбираться с ценами на топливо, поскольку они являются главной, ключевой       
составляющей, которую точно нужно снижать. В России, в стране, добывающей       
самое большое количество нефти, мы имеем цены на авиакеросин иногда даже        
выше, чем в Европе. Нужно идти дальше, но с указанным приоритетом. Вот этого,   
к сожалению, не услышали. Надеемся на то, что поправками мы вместе с вами это   
изменим.                                                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Анатольевич.                                
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. Уважаемые депутаты Государственной Думы, для нашей страны, для    
нашей огромной Российской Федерации вопрос снижения цен на авиабилеты очень     
актуален. Мы надеемся, что одна из мер, которая сегодня предлагается, -         
снижение налоговой нагрузки на авиакомпании - тоже будет стимулировать          
снижение цен на авиабилеты.                                                     
                                                                                
Снижение цен на авиабилеты особенно актуально для Дальнего Востока и для моей   
родной Якутии, и при этом здесь есть два аспекта. Первый аспект - это полёты    
с Дальнего Востока в европейскую часть страны. Да, там по заданию Президента    
Владимира Владимировича Путина принимаются меры (которые я, правда, считаю      
недостаточными): выделяются субсидии, субсидируются билеты и снижаются цены     
на авиабилеты с Дальнего Востока в европейскую часть страны. А второй -         
внутрирегиональные перевозки. Якутия - это одна пятая часть страны, и если с    
севера на юг полететь, то это значит полететь через всю Россию, и цены на       
билеты огромные. Если на рейс из Якутска до Москвы (это 6 часов полёта) можно   
купить билет за 15 тысяч, а, когда повезёт, по каким-то акциям даже за 7        
тысяч рублей, то, чтобы полететь из Якутска в Черский, надо за билет в один     
конец 40 тысяч рублей заплатить, а туда и обратно получается 80 тысяч.          
                                                                                
Вот недавно министерство экономики Якутии объявило, выпустило бюллетень, в      
котором говорится, что средняя заработная плата в Якутии больше 66 тысяч        
рублей, и в социальных сетях взорвалась такая бомба: "Где эти 66 тысяч          
рублей?! Кто получает такую зарплату?" Понятно, Вася получает 100 тысяч         
рублей, Петя получает 20 тысяч рублей - значит, в среднем они получают 60       
тысяч рублей. Или Вася кушает мясо, Петя кушает капусту - в среднем они         
кушают голубцы, понимаете? По моим расчётам, заработная плата большинства       
населения республики составляет порядка 30-35 тысяч рублей, и представьте       
себе, что билет в один конец стоит 40 тысяч!                                    
                                                                                
В связи с этим я обращаюсь к правительству: вот эти меры, которые принимаются   
к тому, чтобы снижать нагрузку на авиакомпании, должны ещё и стимулировать      
авиакомпании снижать цены на авиабилеты для наших граждан, для граждан          
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Федот Семёнович.                                 
                                                                                
Шерин Александр Николаевич.                                                     
                                                                                
ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, второй день подряд не могу получить ответ на     
вопрос по поводу поддержки российского авиапрома. Но ещё раз напоминаю, что и   
в этом зале, и в средствах массовой информации Владимир Жириновский, партия     
ЛДПР неоднократно обозначали свою позицию касательно необходимости создания     
министерства гражданской авиации.                                               
                                                                                
Вот привожу вам ещё раз в пример эту "загнивающую" Америку, в которой Дональд   
Трамп, который не понимает, что хочет, почему-то, в нарушение всех              
экономических свобод запрещает ввозить телефоны китайской компании "Хуавэй",    
потому что очень хотел бы, чтобы развивалась американская промышленность. А     
24 апреля 2019 года Правительство Российской Федерации одобрило закупку для     
"Аэрофлота" 100 самолётов "Боинг" и "Эйрбас" - это о чём говорит? О том, что    
лоббистские возможности импортных авиапроизводителей в Российской Федерации     
колоссальны! Глава Минпромторга говорит, что каждая вторая машина к 2030 году   
в Российской Федерации будет отечественной, - я задаю вопрос: с чего это        
вдруг произойдёт? То есть если бы вы нам сказали, что освобождаете от НДС       
только те компании, которые ежегодно будут обновлять авиапарк и к 2030 году     
50 процентов воздушных судов будет только отечественного производства, мы       
понимали бы, что эти деньги, которые они сэкономили и недоплатили в бюджет      
нашей страны, 15 миллиардов рублей, пойдут на приобретение отечественного       
самолёта, и тогда будет развиваться отечественная авиапромышленность.           
                                                                                
Я, как представитель Комитета Государственной Думы по обороне, периодически     
присутствую при рассмотрении на заседании комитета вопросов о том, как же       
наши оборонные предприятия будут переходить на выпуск гражданской продукции.    
Хорошо, что наша промышленность получает гособоронзаказ, но как им постепенно   
переходить на выпуск гражданской продукции, если в нашей стране упорно не       
хотят принимать этот закон?! Конечно, если вы даёте какие-то льготы для         
авиаперевозчиков, это хорошо, но вы тогда на них налагайте какие-то             
обременения, обязательства, то есть что они должны иметь как минимум половину   
отечественного авиапарка. А если этого не будет, то, соответственно, глупые     
непонятные америкашки будут принимать законы, которые будут защищать их         
промышленность, а наша продвинутая Россия-матушка, которая выступает            
исключительно за конкуренцию, будет одобрять приобретение 100 самолётов         
иностранного производства на сотни миллионов долларов, а наш отечественный      
авиапром будет довольствоваться тем, что, может быть, кто-то что-то             
приобретёт, что осталось на рынке, и на эти деньги мы будем развивать нашу      
авиапромышленность.                                                             
                                                                                
Конечно, хорошо, что мы освобождаем авиаперевозчиков от этого НДС, делаем       
нулевую ставку, но непонятно, какие обязательства на них возлагаются: то ли     
стоимость билетов будет понижаться, то ли они обязаны будут закупать            
отечественные самолёты - вот этот вопрос остаётся открытым. Но то, что на эти   
деньги можно было бы за три года закрыть вопрос с очередью на жильё для         
ветеранов боевых действий, я тоже, честно говоря, понимаю.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич.                            
                                                                                
Юрков Дмитрий Васильевич.                                                       
                                                                                
ЮРКОВ Д. В. Уважаемые коллеги, конечно, можно много спорить, достаточно или     
недостаточно предусмотрено мер, чтобы развивать региональную авиацию, но        
принимаемое сегодня решение как раз будет способствовать расширению сети        
межрегиональных регулярных авиационных маршрутов, а это позволит человеку       
летать из одного объекта в другой, минуя московские аэропорты, что будет        
способствовать в том числе развитию внутреннего туризма. С учётом того что      
закон нужный, необходимый, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Васильевич.                              
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Сегодня и в вопросах, которые задавали правительству, и в       
выступлениях, которые прозвучали, мне показалось, все депутаты выражали         
определённое, ну, не то что сомнение, а желание посмотреть на конечный          
результат, понять, что мы получим системно в итоге. И в вопросах, и в           
выступлениях мы это слышали, и я думаю, что это не случайно. Получается так,    
что есть поручение правительства, есть поручение президента правительству, в    
котором не ставятся какие-то точечные, по министерствам, задачи, а ставится     
задача решения глобальной проблемы - перехода на региональную авиацию, не       
связанную с Москвой.                                                            
                                                                                
Если мы с вами возьмём любую страну, хоть в Европе, хоть в Америке, и просто    
посмотрим маршруты движения самолётов (знаете, такой рисунок), то мы увидим     
такие цветы вокруг каждого города, а если мы посмотрим на карту маршрутов       
движения в России, то увидим, что у нас практически всё, вся страна             
замыкается на единый центр - Москву. И конечно, здесь следует говорить не       
только о проблемах доступности, о проблемах времени, о проблемах затрат, но и   
о проблеме национальной безопасности. Мы все сегодня завязаны на одном          
городе, и, если возникнут проблемы с аэропортами, у нас встанет вся страна.     
Поэтому, когда президент нам говорит о региональной авиации, он не ставит       
конкретно задачу снизить налоги, снизить цены на топливо и так далее.           
                                                                                
Почему у депутатов так много вопросов? Мне кажется, если бы правительство       
(сегодня мы слушаем представителя правительства) пришло с комплексным пакетом   
мер и мы увидели, поняли, что в технико-экономическом обосновании... Да, 15     
миллиардов - это, Илья Вячеславович, достойная сумма, которая, конечно,         
скажется на экономике компаний региональных, но она не скажется на стоимости    
билетов, о чём говорили мои коллеги. Мы поддержим региональные компании, но,    
если не будет снижения цены на билеты, ничего не изменится. Я вот сужу по       
Оренбургской области: мы приобретали и приобретали самолёты "L-410", у нас      
были маршруты из Оренбурга и в Казань, и в Свердловск, и в Уфу, и это всё       
схлопнулось, у нас остался, по-моему, один город, куда летает этот самолётик,   
и всё!                                                                          
                                                                                
Так чего всё-таки мы хотим - мы хотим отчитаться, что какие-то меры каждый в    
своём министерстве принимает, или мы хотим запустить эту вот махину? Мне        
кажется, если бы правительство пришло в Государственную Думу с пакетом          
законопроектов, с комплексным пакетом... Потому что, посмотрите, мы слышим      
вице-премьера Козака, который говорит: давайте будем регулировать цены,         
население не должно страдать, скажем так, от конъюнктуры внешней, внутренней.   
(Микрофон отключён.)                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Минуту добавьте.                                          
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Вы покажите депутатам, что произойдёт, есть программа, есть     
национальные проекты, наверняка есть индикаторы - давайте послушаем             
региональные компании, а что им нужно. Да, эта мера что-то даёт, но             
результат-то будет или нет, или это просто в какой-то мере удлинит, скажем      
так, процесс банкротства и гибели наших региональных компаний? Давайте          
посмотрим в структуре себестоимости, сколько у нас НДС составляет. 15           
миллиардов - это хорошо, но сколько?.. Я думаю, реально мы понимаем, что цена   
на топливо - главная составляющая в структуре себестоимости, и если мы хотим    
изменить ситуацию и при снижении доходов населения запустить всё-таки           
региональные компании, то мы должны говорить и о цене на топливо, мы должны     
говорить и о субсидировании, мы должны говорить и о лизинге - обо всём. Тогда   
у депутатов будет ясная картина - это первое, а у правительства - второе -      
будет понимание того, что мы это делаем комплексно и есть индикаторы, по        
которым мы потом будем спрашивать, и тогда мы все будем принимать взвешенные,   
правильные решения.                                                             
                                                                                
Но мы поддержим данный законопроект.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович.                               
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна. Подготовиться Старовойтову Александру Сергеевичу.       
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Полностью согласна с предыдущим     
выступающим, Сергей Михайлович абсолютно правильно поставил вопросы. Жаль,      
что сегодня все эти вопросы адресованы представителю Минфина, тогда как         
отвечать должен в большей степени на эти вопросы Минтранс и в целом             
Правительство Российской Федерации, это действительно так.                      
                                                                                
Безусловно, сейчас состояние региональной авиации вызывает тревогу, и           
огромную тревогу. Почему? Устарел парк воздушных судов, они все старые и        
действительно держатся, как говорится, на честном слове, но никакой             
серьёзной, я бы сказала, государственной поддержки в решении этой проблемы      
практически нет, себестоимость авиаперевозок очень высокая, и ещё много можно   
перечислять подобного рода проблем. Все эти проблемы решаемые, их можно         
решить, однако та мера, которая сегодня предлагается, - это, как говорится,     
только первый шаг к решению всех этих проблем, этой меры явно недостаточно.     
                                                                                
Я сама жила в городе Барабинске, и, собственно, моя семья там. Город            
Барабинск находится в Новосибирской области, в 300 километрах от                
Новосибирска, и есть, точнее, был аэропорт в этом городе, Барабинске.           
Количество жителей там всего 29 тысяч человек, тем не менее был аэропорт и      
можно было из соседних небольших городов в течение 50 минут добраться до        
областного центра. И ещё у нас в Новосибирской области есть посёлок Колывань,   
оттуда было 25 километров до аэропорта - и в областной центр. Так вот в 70-е    
годы три рейса в день было, для того чтобы людям можно было добраться до        
областного центра очень быстро и без всяких проблем. И стоимость билетов        
была, кстати, довольно приемлемая, можно было летать. Сегодня мы этим           
похвалиться не можем, мы разрушили и уничтожили всё, что только можно было, и   
региональную авиацию в том числе.                                               
                                                                                
Вот совсем недавно прошёл Первый Всероссийский конгресс авиации общего          
назначения, правда, там присутствовали представители малой авиации, лёгких      
воздушных судов, тем не менее проблемы затрагивались те же самые. Какие         
проблемы? Это проблемы, которые сейчас практически убивают региональную         
авиацию. И никакие налоги, снижение налоговых ставок, я думаю, эти проблемы     
не решит. Нужна очень хорошая государственная программа реанимации              
региональной авиации или, например, тот же самый федеральный проект. У нас      
множество, 73 федеральных проекта, а что сегодня необходимо сделать,            
выполнить, решить проблемы - вот такого проекта у нас, к сожалению, нет. А      
жаль, нужно это делать!                                                         
                                                                                
Какие ещё проблемы? Кадры. Сегодня очень много вопросов вызывают и последние    
аварии, и вообще подготовка лётного состава авиации. Эту проблему поднимали     
на уже обозначенном мною конгрессе. Дело в том, что эта серьёзная проблема      
ведёт к тому, что какие бы мы налоговые льготы ни вводили, это решить все       
проблемы авиации не сможет, в том числе и кадровую проблему, в том числе и      
проблему с себестоимостью, то есть нужна государственная поддержка, реальная    
государственная поддержка.                                                      
                                                                                
Наша фракция, безусловно, поддержит данный законопроект, но принимать такие     
решения только для того, чтобы разгрузить московские аэропорты, а не для        
того, чтобы решить проблемы, сдерживающие развитие региональной авиации,        
думаю, очень мало, нужно более серьёзные меры принимать, чтобы эти проблемы     
решить.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вера Анатольевна.                                
                                                                                
Старовойтов Александр Сергеевич.                                                
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР.                                                
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР, как уже сказали мои   
коллеги по партии, поддержит, конечно, данный законопроект, потому что мы       
поддержим любые меры, которые могут способствовать удешевлению в первую         
очередь перелётов для граждан Российской Федерации.                             
                                                                                
Вот приближается летний период, увеличивается количество людей, которые         
перелетают из точки А в точку Б. В прошлом году, в позапрошлом году с           
приближением летнего периода мы начинали поднимать тему стоимости авиационных   
билетов, а между тем мы вынуждены констатировать тот факт, что правительство    
совершенно не контролирует ситуацию со стоимостью авиабилетов, и вот почему.    
Я приведу очень простые примеры и всё-таки хочу напомнить, что мы постоянно     
говорим о том, что мы социально ориентированное государство, в котором должны   
выдерживаться социально ориентированные цены, в том числе на перевозки.         
                                                                                
Не так давно я был в командировке в Турции, и мне нужно было купить билет из    
аэропорта Газипаша в Анкару, билет стоил - переведу турецкие лиры сразу на      
русские рубли, так будет всем понятнее - 1700 рублей. Вообще диапазон           
стоимости билетов был от 900 до 1800 рублей, причём билет можно купить и за     
два дня, и за три дня, и за четыре дня, и за пять дней - ценник практически     
не меняется. Перелёт из Анкары в Стамбул стоил приблизительно столько же.       
Перелёт из Газипаши в Анкару - это приблизительно 450 километров по прямой, в   
общем, чуть меньше пятисот. Каждый месяц мы с вами, коллеги, посещаем наши      
регионы, и, естественно, каждый месяц я летаю в Белгородскую область. Могу      
вам сказать, что цена на билет Москва - Белгород или Белгород - Москва... ну,   
найти меньше чем за 4 тысячи крайне сложно, цена варьируется в диапазоне от     
4,5 до 10 тысяч.                                                                
                                                                                
Вот с учётом того что авиационный керосин продаётся по рыночной стоимости, я    
очень сомневаюсь, что в Турции какие-то другие механизмы приобретения           
рыночного авиационного керосина. Аэропортовые сборы, как я предполагаю, тоже,   
наверное, в среднем по мировым расценкам одинаковые. Скажите, пожалуйста,       
правительство, выходя с такой инициативой, с какой вы вышли сегодня, в          
частности Министерство финансов... Коль скоро уж вы вышли, давайте тогда        
отдувайтесь! Готовы ли вы дать нам данные по экономике процесса перевозки на    
примере одного авиарейса? Изучали ли вы, сколько зарабатывает авиационная       
компания при перевозке пассажиров с полной загрузкой самолёта, например из      
Москвы в Белгород, за минусом расходов керосина и за минусом аэропортовых       
сборов? Ну если ещё какие-то расходы есть типа оперативного лизинга, в          
котором находятся самолёты, - вопросов нет, давайте приплюсуем. Или вы как-то   
по-другому рассматриваете ситуацию? Приходит к вам, допустим, уважаемый         
представитель "Аэрофлота" и говорит: вы знаете, по сравнению с прошлым годом    
наша доходная часть уменьшилась на 10 процентов...                              
                                                                                
Я от фракции, Иван Иванович.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. От фракции.                                               
                                                                                
СТАРОВОЙТОВ А. С. ...доходная часть уменьшилась на 10 процентов, да? И все      
остальные наши перевозчики схватились за головы: "И у нас тоже! Мы терпим       
убытки, мы терпим убытки!" И вы принимаете решение: нужно поддержать наших      
перевозчиков. Но вы же прекрасно понимаете, что любой хозяйствующий субъект,    
мало-мальски грамотный, всегда найдёт, каким образом, извините, размазать       
прибыль: пустить на какие-то расходы, чтобы показать, что прибыль такая-то, а   
можно сделать прибыль такую-то. Слушайте, ну это первый класс вторая            
четверть, как говорится, для таких хозяйствующих субъектов, которые             
занимаются у нас авиационными перевозками! Так есть у вас этот расчёт на        
примере одного перелёта?                                                        
                                                                                
Я не так давно имел диалог с представителем одной из наших авиационных          
компаний и задал примерно тот же вопрос: "Скажите, ну как вы так перевозите,    
что у вас ценник по сравнению с турецким перевозчиком в 4-5 раз выше?" Ответ    
был такой: "Ой, вы знаете, у нас рейсы в основном убыточные". Я говорю:         
"Стоп, стоп, это как - убыточные?" - "Ну, например, Москва - Крым у нас         
убыточный рейс". Я говорю: "Подождите, но у нас же есть направления, которые    
субсидируются" - "А они всё равно для нас убыточные". Я говорю: "Подождите,     
но раз для вас убыточен один рейс, вы, получается, закладываете эти убытки в    
стоимость другого рейса, как, естественно, поступает любой хозяйствующий        
субъект, то есть здесь не заработал, зато там заработал в 2 раза больше.        
Получается, из-за того, что у вас рейс Москва - Крым убыточный (ну, кто-то      
совершенно не летает в Крым или кто-то совершенно не летает в Калининград),     
вы эти расходы перекладываете на плечи тех, кто летает рейсом Москва -          
Дальний Восток или Москва - Белгород, так, что ли, получается?"                 
                                                                                
Правительство, дайте, пожалуйста, экономику процесса по каждому перевозчику,    
по каждому определённому рейсу. Я не прошу по всем рейсам страны, просто либо   
по рейсу Москва - Белгород, либо по рейсу Москва - Ростов-на-Дону. Пусть        
какое угодно будет направление, но чтобы мы чётко понимали, что те решения,     
которые мы принимаем здесь, в Государственной Думе, принимаются не просто для   
того, чтобы каждый авиаперевозчик увеличил свою маржинальность, а для того,     
чтобы уменьшить расходы на перелёт, на покупку билетов нашими гражданами. Вот   
как надо подходить к работе. Вы эту работу все эти годы не вели, ни вы, ни      
Минтранс, ни все остальные, потому что, ещё раз подчёркиваю, вы беспокоитесь    
в целом о том, какие доходы или расходы у хозяйствующих субъектов.              
                                                                                
Ещё раз скажу: законопроект поддержим, но так продолжаться уже просто не        
может.                                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич.                             
                                                                                
Илья Вячеславович, можете выступить с заключительным словом.                    
                                                                                
ТРУНИН И. В. Спасибо большое, Иван Иванович.                                    
                                                                                
Прозвучало много вопросов, они все, безусловно, заслуживают обсуждения. Мы не   
проводили анализ экономики рейсов, особенно из Москвы в Белгород или из         
Москвы в Ростов-на-Дону, поскольку законопроект не касается рейсов из Москвы,   
так что не могу привести конкретных цифр. Полагаю, что в случае принятия        
законопроекта в первом чтении и при подготовке ко второму чтению помимо         
замечаний, которые были высказаны комитетом, можно будет рассмотреть,           
естественно, и все остальные вопросы, если они касаются налогового              
законодательства, учесть их при подготовке законопроекта.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Глеб Яковлевич, будете выступать? Нет.                                          
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 20 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              408 чел.90,7 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    409 чел.                                          
Не голосовало                  41 чел.9,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении законопроект.