Заседание № 252
О проекте федерального закона № 688702-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" (в части передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации функций Фонда "Сколково").
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково". Доклад Дениса Борисовича Кравченко. Пожалуйста. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Мы буквально на днях рассматривали данный проект федерального закона, которым предлагается передать органам государственной власти субъекта Российской Федерации - города-героя Москвы часть полномочий и функций по "Сколково", а также подведомственным ему учреждениям. Законопроект подготовлен к третьему чтению. Проект прошёл правовую, юридико-техническую и лингвистическую экспертизы. Имеется положительное заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы. Комитет по экономической политике поддерживает принятие данного законопроекта в третьем чтении. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 15 мин. 06 сек.) Проголосовало за 330 чел.73,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 22 чел.4,9 % Голосовало 352 чел. Не голосовало 98 чел.21,8 % Результат: принято Закон принят в третьем чтении.
Заседание № 250
О проекте федерального закона № 688702-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" (в части передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации функций Фонда "Сколково").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
8-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково". Докладывает Денис Борисович Кравченко. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! С учётом опыта предыдущего выступавшего... Законопроектом предлагается передать органам государственной власти субъекта Российской Федерации - города федерального значения, города-героя Москвы, а также соответствующим организациям, созданным органами госвласти, полномочия по работе на площадке фонда "Сколково". Мы этот законопроект вместе с вами подробно рассматривали в первом чтении, поэтому отмечу лишь следующее. К законопроекту ко второму чтению подготовлены поправки, которые носят юридико-технический характер, принципиального значения не имеют. Законопроект поддержан Правовым управлением Аппарата Государственной Думы, Государственно-правовым управлением президента и аппаратом правительства. Поэтому комитет предлагает поддержать принятие данного законопроекта во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Денис Борисович. Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Таблица поправок ставится на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 10 сек.) Проголосовало за 324 чел.72,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 24 чел.5,3 % Голосовало 348 чел. Не голосовало 102 чел.22,7 % Результат: принято Таблица поправок принимается. Законопроект ставится на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 53 мин. 34 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 23 чел.5,1 % Голосовало 351 чел. Не голосовало 99 чел.22,0 % Результат: принято Принимается во втором чтении законопроект.
Заседание № 239
О проекте федерального закона № 688702-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково" (в части передачи органам государственной власти субъекта Российской Федерации функций Фонда "Сколково").
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации первого заместителя министра финансов Российской Федерации Ирины Андреевны Окладниковой. Пожалуйста. ОКЛАДНИКОВА И. А., официальный представитель Правительства Российской Федерации, первый заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Законопроект подготовлен во исполнение указания Президента Российской Федерации от 25 ноября 2023 года. В настоящее время Фондом "Сколково" реализован проект по созданию, развитию и обеспечению деятельности центра разработки и коммерциализации новых технологий "Сколково". На начальном этапе при формировании, при создании такого центра как территориально обособленного комплекса в 2010 году с целью ускорения всех мероприятий по его созданию управляющей компании - Фонду "Сколково" были переданы муниципальные, так называемые вспомогательные функции, такие как градостроительное планирование, выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию, организация транспортного обслуживания, строительство объектов инфраструктуры и дорог, здравоохранение в части частной медицинской помощи, благоустройство и функции в сфере ЖКХ. С 1 июля 2012 года утверждено изменение границ Москвы и Московской области, в рамках которого территория центра вошла в состав города Москвы. Москва в настоящее время уже принимает активное участие в создании и обеспечении функционирования центра. Так, при финансовой и организационной поддержке города Москвы возведены объекты международного и медицинского кластера, запущены маршруты городского пассажирского транспорта, осуществляется эксплуатация созданных объектов общегородской инфраструктуры, причём эта эксплуатация осуществляется за счёт грантов, которые Москва предоставляет управляющей компании из городского бюджета. В связи с тем что основные функции по созданию инфраструктуры центра реализованы, законопроектом предлагается вернуть ряд муниципальных функций, которые ранее были переданы управляющей компании, в ведение города Москвы и передать городу Москве функции управляющей компании по организации, созданию и эксплуатации дополнительной общегородской инфраструктуры центра и обеспечению жизнедеятельности на территории центра. После передачи указанных функций проект "Сколково" сохранит свой федеральный статус, цель реализации проекта в части развития исследовательской деятельности и коммерциализации результатов останется без изменений. Целью законопроекта является дальнейшая интеграция Москвы в управление центром посредством передачи части указанных вспомогательных функций. Это позволит сфокусировать деятельность самого центра непосредственно на целевой задаче по исследовательской деятельности и коммерциализации результатов. Финансирование реализации соответствующих функций будет осуществляться за счёт средств бюджета города Москвы, соответствующее согласование имеется, внесено вместе с пакетом документов. Таким образом, положениями законопроекта предполагается передача органам и организациям города Москвы отдельных полномочий в части градостроительной и медицинской деятельности, развития и эксплуатации общегородской территории, наделение органов и организаций города Москвы сопутствующими полномочиями по проведению необходимых мероприятий, в том числе при необходимости в части содействия исследовательской деятельности, осуществляемой на территории "Сколково", сохранение за управляющей компанией функций в части образовательной и исследовательской деятельности (эти функции не передаём, оставляем за фондом). Законопроект согласован с Фондом "Сколково", с правительством города Москвы, получены все необходимые заключения в части отраслевых уполномоченных комитетов Государственной Думы. Просим поддержать законопроект. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Максима Анатольевича Топилина. ТОПИЛИН М. А., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ирина Андреевна подробно разъяснила все положения внесённого Правительством Российской Федерации законопроекта. Я напомню лишь, что за годы функционирования комплекса "Сколково" - с 2010 года прошло уже почти 15 лет - центр обрёл все необходимые полномочия, все необходимые функциональные качества, и пришло время некоторым образом поменять структуру управления Фондом "Сколково". Докладчик сказала, что те функции, которые были закреплены за этой территорией и которые, по идее, должны выполняться местными органами, в данном случае городом Москвой, возвращаются городу. Я хотел бы напомнить, что город Москва все эти годы самым непосредственным образом участвовал в этом проекте и фактически уже начинал исполнять эти полномочия. Я напомню, в части здравоохранения построены соответствующие медицинские центры. И хотел бы напомнить, что сегодня "Сколково" - это структура, которая фактически уже не требует финансовых расходов из федерального бюджета, это структура, в которой создано почти 80 тысяч рабочих мест, участники проекта производят продукцию, в прошлом году произвели на 250 миллиардов рублей, это колоссальные доходы в федеральный бюджет и в региональный бюджет. Комитеты Государственной Думы по экономической политике, по науке и высшему образованию, по региональной политике и местному самоуправлению, по охране здоровья рассмотрели данный законопроект и просят его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите результаты. Кузнецов Андрей Анатольевич, пожалуйста. КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ". Ну, смена управления требует как минимум подробного рассмотрения вопроса о том, а что вообще сделано в "Сколково". Вы сейчас привели цифры, сказали, что, в общем-то, это такое успешное предприятие, успешный проект и так далее, но мы же знаем, что и немало бюджетных средств было вложено в него, - насколько это всё эффективно расходовалось? И честно говоря, ну, сама мотивация к смене непонятна. Вот вы говорите: пришло время. А почему оно пришло? Почему оно не ушло? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Ирина Андреевна. ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемый Андрей Анатольевич, спасибо большое за вопрос. Мы говорим о передаче только вспомогательных, по сути обеспечивающих функций. Эти функции, вообще, всегда при реализации любых проектов реализуются муниципалитетами, или уполномоченными компаниями, или органами, или учреждениями. Просто в части "Сколково" именно в целях оптимизации в большей степени административной нагрузки и оперативного возведения всех объектов инфраструктуры, выделения земельных участков, строительства дорог - в общем, всех административных процедур - мы эти вспомогательные функции передавали. Что сейчас происходит? Сейчас Москва даёт грант, и управляющая компания - Фонд "Сколково" должна держать специалистов, которые разбираются в ЖКХ, в уборке дорог, в содержании какой-то инфраструктуры. Это, вообще, не цель деятельности самого фонда. Сам фонд создан для того, чтобы заниматься научной деятельностью, коммерциализацией, привлекать резидентов, выращивать их и, в общем, выпускать необходимую нам, особенно сейчас, продукцию. Мы готовы предоставить любую необходимую информацию о государственных вложениях в инфраструктуру, о государственных вложениях в исследовательскую деятельность и о результатах - пожалуйста, готовы предоставить, давайте в комитете или здесь, на площадке Думы, рассмотрим. Но мы не говорим о передаче сутевых функций, мы говорим только о вспомогательных функциях, оптимизируем, по сути, деятельность фонда. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Уважаемая Ирина Андреевна, ну, не совсем вспомогательные функции. Например, что касается медицины, там речь идёт о выдаче разрешения на работу на оборудовании, которое официально не зарегистрировано в Российской Федерации, на новые технологии, которые не разрешены официально в Российской Федерации, на новые лекарственные препараты, которые опять же не разрешены для использования в Российской Федерации. И на мой взгляд, всё-таки подобные отношения - это федеральный уровень регулирования. Вы передаёте это Москве, ставя её, ну, в неравное положение по отношению к другим субъектам: в других субъектах нельзя таким же вольным образом выдавать разрешения на работу вот этого оборудования, про которое я говорил, специалистов, на использование технологий и тому подобное, а в Москве - можно. Зачем это делать? Это не только факультативная такая функция - обеспечивающая, как вы говорите, это в том числе научные исследования, это в том числе риски определённые, а сейчас это всё передаётся городу Москве. К сожалению, на заседании комитета я не получил ответа на этот вопрос. ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемый Алексей Владимирович, спасибо большое за вопрос. Мне кажется, мы на заседании комитета предоставляли и дополнительную информацию. Давайте я попробую коротко на этом остановиться. Законом о "Сколково" изначально при его создании, с 2010 года, было установлено, что медицинские организации, которые, акцент небольшой сделаю, осуществляют частную практику (они входят только в частную систему здравоохранения, никак не в общую), могут осуществлять медицинскую деятельность на территории "Сколково" без получения лицензии, но на основании разрешения, которое выдаёт та самая управляющая компания. Если такие организации реализовывали свою деятельность за пределами территории "Сколково", имели либо головные подразделения, либо филиалы, они работали по стандартным, установленным законодательством процедурам и получали лицензии либо от уполномоченных органов субъектов, муниципалитетов, либо от уполномоченных организаций. Законопроектом предусмотрено, что в рамках тоже частной системы здравоохранения связанная с ней функция по выдаче разрешений передаётся органам госвласти Москвы или созданным ими организациям, определённым правительством Москвы. Мы считаем, что при передаче такой функции с точки зрения самой медицинской деятельности ничего не должно измениться. Нам кажется, что и Федерация, и Москва заинтересованы в продолжении успешной деятельности тех медицинских организаций, которые созданы, и ухудшать решения, безусловно, не будут. Поэтому никаких рисков здесь с точки зрения медицинской деятельности мы не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Ирина Андреевна, два вопроса по существу. Смогут ли органы власти Москвы или организации, которые учреждены правительством Москвы, перепоручить осуществление функций, которые будут возложены на них данным федеральным законом, третьим лицам? И если да, то при каких условиях? Это первый вопрос. И второй вопрос: как в этой ситуации планируется организовать контрольно-надзорную деятельность в связи с этим? В компетенцию каких органов - федеральных, региональных или муниципальных - это будет входить? И также я хочу выразить благодарность за разработку данной законодательной инициативы. ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемый Анатолий Борисович, законопроектом предусмотрено, что часть функций, которые мы передаём городу Москве, могут быть переданы как непосредственно городу, так и созданным городом организациям, уполномоченным на принятие соответствующих решений. Нам кажется, что стандарты как транспортного, так и инфраструктурного обслуживания, которые созданы на территории всего города Москвы, безусловно, окажут положительное влияние на дальнейшее развитие и привлечение резидентов на территорию "Сколково". Никаких отдельных контрольно-надзорных федеральных функций мы не передаём. Это только функции управляющей компании, которые связаны непосредственно с деятельностью самого центра "Сколково". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Ирина Андреевна, ну, согласен полностью, что у "Сколково" надо забирать непрофильные и вспомогательные функции, о чём вы сказали, для того чтобы Фонд "Сколково" мог более эффективно достигать тех целей, ради которых он создавался. Вы в своём докладе сказали, что с правительством Москвы это всё согласовано, есть в пакете документов - цена вопроса и так далее. В финансово-экономическом обосновании вы пишете, что не потребуется дополнительных денег из бюджетной системы Российской Федерации, деньги заложены в бюджете города Москвы. Про циферки ни слова не сказали - можете озвучить, во сколько это обойдётся бюджету Москвы? ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемый Андрей Геннадьевич, спасибо за вопрос. Действительно, наверное, в докладе пропустила цифру. В настоящее время эти функции осуществляются путём предоставления гранта от города Москвы управляющей компании - Фонду "Сколково". Ориентировочная цифра, например, на текущий год - 470 миллионов рублей. С учётом того что сейчас эти функции будут осуществляться Москвой или уполномоченными организациями самостоятельно, по сути это будет тот же объём средств - у нас площадь не изменилась, это всё та же площадь центра, - мы считаем, что это будет та же цифра. Согласование Москвы и подтверждение от Москвы готовности реализации указанных задач есть. Они просто вместо выдачи гранта будут осуществлять эти функции самостоятельно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А. Уважаемая Ирина Андреевна, хотел бы тоже в расширенном плане узнать про десятилетний срок, который сейчас заканчивается. Льготы давались резидентам на десять лет - что сейчас предстоит: продление этих льгот или перерегистрация участников в виде новых юридических лиц или как обладателей тех или иных результатов интеллектуальной деятельности? ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемый Станислав Александрович, спасибо за вопрос. Действительно, у нас срок тех самых льгот и преференций, которые получали участники, резиденты центра "Сколково", - десять лет. И мы видим уже по результатам ряда компаний, которые сейчас являются активными участниками рынка и программы импортозамещения, что они получили тот самый старт, тот самый ресурс - и временной, и финансовый, - который позволил им, собственно, вырасти до полноценных участников рынка. Поэтому мы не предполагаем, что для этих резидентов должны продлеваться какие-то льготы. Но у нас по-прежнему осуществляется приём, регистрация новых резидентов, новых стартапов, новых участников проекта "Сколково", на них будут распространяться все те же преференции, льготы и особенности функционирования, как и в предыдущие периоды. Мы считаем, что задача центра "Сколково" - это выращивать новые стартапы и новых производителей, коммерциализировать результаты, а льготы и преференции - это просто временной лаг, который позволяет им вырасти в таких тепличных, обособленных экономических условиях. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Уважаемая Ирина Андреевна, сейчас мы с вами с трудом формируем, балансируем бюджет. Я хочу вам напомнить, что для Фонда "Сколково", который как институт развития был придуман, государство выделило, если я не ошибаюсь, 167 миллиардов рублей, потом при оптимизации институтов развития он был передан под управление ВЭБ.РФ. Я один из 117 депутатов, обратившихся в Счётную палату, которая обнаружила очень большие нарушения как в Фонде "Сколково", так и в "РОСНАНО" приснопамятном, причём там одними и теми же документами списывались большие суммы денег. Не могли бы вы пояснить, а вот Счётная палата проводила предварительную проверку, перед тем как вами будут внесены вот эти поправки в закон? ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемый Николай Васильевич, спасибо большое за вопрос. Счётная палата проводит свои контрольные мероприятия исходя из плана, который утверждается Счётной палатой на основании предложений в том числе парламента. Насколько я помню, Счётная палата буквально год или полтора назад проводила проверку расходования бюджетных средств Фондом "Сколково" - особо кричащих или вызывающих тревогу нарушений из заключения мы, во всяком случае, не увидели. Действительно, есть мелкие нарушения, по которым приняты как кадровые, так и административные решения самим фондом, сформирован план урегулирования этих нарушений. И конечно, мы считаем, что сам фонд несёт полноценную ответственность за недопущение таких нарушений в последующем. Но сейчас при внесении указанных поправок мы никаким образом не влияем на те бюджетные расходы, которые из федерального бюджета предусматриваются Фонду "Сколково" на все программы, которые реализуются. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович. СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР. Уважаемая Ирина Андреевна, не считаете ли вы, что в рамках перераспределения полномочий между центром "Сколково" и городом Москвой возможна также передача функций центра по выдаче разрешений на осуществление образовательной деятельности органам власти Москвы, так как согласно действующим нормам закона центр "Сколково" не только выдаёт разрешение, но и непосредственно имеет право создавать, организовывать частные образовательные учреждения, что, в частности, сейчас может привести к конфликту интересов и к нарушению принципов конкуренции? Поэтому такое разграничение полномочий между центром и городом в этом плане, может быть, поможет избежать в будущем рисков. ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемый Владимир Владимирович, спасибо за вопрос. Мы не передаём никакие функции в части разрешения на отдельную образовательную или научную деятельность. Честно говоря, таких рисков мы не видим из того текста законопроекта, который разработан и внесён. При необходимости давайте посмотрим - если нужна какая-то конкретная детализация и указание на непередачу таких функций, давайте ко второму чтению вместе рассмотрим, мы готовы, но сейчас передача таких функций и не предусматривается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М., фракция КПРФ. Уважаемая Ирина Андреевна, несмотря на... Действительно, позитивное стремление показать всему миру, что российская наука находится в авангарде, был реализован многомиллиардный проект, инновационный парк "Сколково", но, к сожалению, сегодня сложно назвать хотя бы пять разработок "Сколково", которые были бы известны всему миру по примеру всем известной Силиконовой долины, с которой, собственно, и пытались сравняться в "Сколково", зато всем нам известен коррупционный скандал, который можно сопоставить с известным скандалом с "РОСНАНО". СМИ давно уже муссируют, как сказали наши коллеги, что "Сколково" скоро превратится в дорогой район города Москвы для проживания. Почему нельзя это сделать без всяких многоходовых законодательных фокусов, которые могут породить очередную коррупцию? Спасибо. ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемый Вячеслав Михайлович, у нас есть пул компаний, которые уже очень активно и позитивно показали себя на рынке, особенно начиная с 2022 года, когда ряд импортных производителей, собственно, покинул наши рынки, и их замещали в том числе резиденты и производители, осуществляющие свою деятельность на территории центра "Сколково". Я попробую без указания производителей назвать только несколько отраслей - это медицина, это малые спутники, это ряд медицинских технологий, связанных в том числе со стентированием, ну, в общем, ряд очень узкоспециализированных производителей. Они продолжают свою деятельность, они являются поставщиками как по государственному заказу, так и активными участниками рынка. Поэтому мы не видим в этом законопроекте каких-то рисков для коррупционной составляющей или для каких-то нарушений законодательства. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По ведению - Шеремет Михаил Сергеевич. ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо. Не сработала кнопка. Хотел задать вопрос докладчику, с вашего позволения. Вопрос, Ирина Андреевна, вам: скажите, пожалуйста, принятие закона потребует затрат из бюджета города Москвы? Сейчас как раз наступает период рассмотрения бюджета на 2025 год - эти затраты уже заложены в бюджете и в каком объёме? ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемый Михаил Сергеевич, в текущем году и в предыдущие периоды это был грант от города Москвы управляющей компании "Сколково". Я называла цифру текущего года - 470 миллионов рублей. Учитывая, что законопроект согласован с Москвой, поручение президента получено ещё в 2023 году, сумма, по нашему мнению, измениться не должна, так как территория в целом не увеличилась, осталась неизменной. Мы считаем, что такой же объём, какой ранее город Москва предоставлял в форме гранта, будут предоставлять напрямую в рамках реализации этих функций. Информацию по вопросу, предусмотрено ли в бюджете города Москвы или нет, можем уточнить, отдельно предоставить. Но учитывая, что Москва согласовала указанный законопроект, об этих расходах им было известно, мы очень детально обсуждали этот вопрос как на площадке правительства, так и в рамках межведомственного согласования, считаем, что всё должно быть предусмотрено и обеспечено. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. Кузнецов Андрей Анатольевич. С места. КУЗНЕЦОВ А. А. Спасибо. Фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." будет воздерживаться от поддержки этого законопроекта по одной простой причине: нам многое здесь кажется странным. С одной стороны, звучат доводы вполне логичные, что город действительно должен заниматься своими функциями даже в отношении каких-то особых образований, которые на его территории находятся, но, с другой стороны, странным является именно то, что как бы до этого момента создавалось нечто, что как бы города вроде не касалось, что ли. Почему до этого город, так сказать, в судьбе этого центра "Сколково" не особо принимал участие, не планировал, не организовывал? Там была управляющая компания, которая создала некую инфраструктуру и так далее, а сейчас, когда вот эти тепличные условия привели к тому, что компании заработали, хочется сбросить, видимо, какие-то расходы именно на город Москву? В данном случае здесь вопрос не только о том, что это Москва или не Москва, это в принципе как бы народные деньги, то есть они были изначально направлены на создание тепличных условий и запуск предприятий. Вот нам здесь отчитались, что 80 тысяч рабочих мест и так далее и так далее, но ведь и деньги были потрачены немалые. И вот сейчас благодаря государственной помощи там получается какая-то прибыль, какая прибыль, мы не знаем, о результатах этой деятельности нам никто пока не докладывает, и почему-то принимается такое решение: а давайте мы эти расходы сейчас на бюджет города Москвы повесим. Вот нам кажется это странным. Не то чтобы мы совсем против, но просто как бы такое решение принимается как впотьмах, понимаете? Нам как будто что-то недоговаривают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кравченко Денис Борисович. КРАВЧЕНКО Д. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, наши коллеги из других фракций просят отчёт - отчётные цифры очень простые. Совокупно за 14 лет на предоставление сервисов Фонда "Сколково" было выделено 54,9 миллиарда рублей. За этот период сформирован портфель из более чем 4,3 тысячи компаний - участников "Сколкова". Общая совокупная выручка составила 700 миллиардов рублей. Мы констатируем, что только за 2022 год налогов от деятельности этих компаний было уплачено 47,6 миллиарда рублей и ожидается увеличение уплаты налогов за прошедший год на 30 процентов. Таким образом, сумма дополнительных поступлений составит более 60 миллиардов рублей. Мы понимаем, что только за один год суммы были фактически скомпенсированы. Теперь о позиции фракции. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" последовательно поддерживает инновационное развитие нашей страны. Мы не сможем добиться целей технологического суверенитета, которые ставит наш президент, не поддерживая институты развития в нашей стране. "Сколково" - один из ярчайших примеров успеха, который демонстрируют компании-резиденты. И да, Николай Васильевич, мы гордимся этими цифрами и данными, которые я только что представил. Мы приветствуем вхождение Москвы в соответствии с внесённым законопроектом и более активное участие Москвы в деятельности "Сколкова". Мы все понимаем, что Москва имеет огромный и, наверное, беспрецедентный для всей нашей огромной страны опыт внедрения инноваций и развития компаний - национальных чемпионов. Ещё раз подчеркну, что данная законодательная инициатива носит принципиально важный характер, своевременный характер. И фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет поддерживать принятие данного законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Наумов Станислав Александрович. НАУМОВ С. А. Я хотел бы попросить коллег из оппозиционных фракций меньше заниматься мазохизмом, меньше повторять те фейки, которые регулярно запускаются, потому что проектом инновационного центра "Сколково" Россия может и должна гордиться. Благодаря этому проекту талантливая молодёжь не уезжает в ту самую Кремниевую долину, а может начинать свою предпринимательскую и инженерную деятельность в одном из ведущих научных центров в городе Москве. Сколковский университет науки и технологий готовит как раз таких специалистов, которые дальше будут востребованы не в самом "Сколково", а будут востребованы в госкорпорациях, которые сегодня работают над программами технологического суверенитета. Могу смело назвать несколько всемирно известных проектов, которые разработаны на платформе "Сколково": это проект "Визерра", который сегодня используется всеми городами, столицами мира для 3D-проектирования; это проект экзоскелета, который используется для людей с ограниченными возможностями; это проект "Моторика", который позволяет людям, которые сегодня прошли специальную военную операцию и по тем или иным причинам утратили конечности, жить нормальной, полноценной жизнью. Поэтому я лично за этот проект ручаюсь и считаю, что у него большое будущее. Единственное, о чём хочу Ирину Андреевну попросить: обратите, пожалуйста, внимание, что часть резидентов готова продолжать работу, получая результаты интеллектуальной деятельности, и, наверное, надо продумать вместе с ФНС, чтобы не было претензий в отношении дробления бизнеса, если они будут регистрировать новые юридические лица. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. От фракции - время поставьте. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Вы знаете, я мог бы вам поаплодировать, если бы не читал материалы Счётной палаты. Мы, 117 депутатов, два созыва назад обратились в Счётную палату (тогда ещё был Степашин), чтобы проверили эффективность использования средств, выделенных "РОСНАНО". Начали проверять "РОСНАНО", а вышли на "Сколково", потому что и "РОСНАНО", и "Сколково" списывали огромные суммы как раз по одним и тем же бумагам - типа оказание консультационных услуг Массачусетского университета на 5 миллиардов рублей (я как факт называю). Или вывод средств: получили государственные деньги и сразу в фирмы-однодневки вывели. Понимаете, мы 150 разных экономических зон понапридумывали - от Нью-Васюков в Элисте до особых экономических зон в разных городах и весях, поэтому, Ирина Андреевна, с моей точки зрения, вам даже представлять этот законопроект было не совсем правильно. Почему? Потому что сегодня Минфин средства всем кромсает и говорит, мол, нельзя ни туда, ни сюда. Я вам докладываю: у меня есть анализ 44 институтов развития, на которые потрачено 5 триллионов, я его передал соответствующим руководителям. Но каково же было моё удивление, когда вместо 44 оставили 13. Я-то думал, сейчас разберутся, найдут гроши (понимаете?), а их раз - и слили все в ВЭБ.РФ. А ВЭБ.РФ, я вам напомню... С точки зрения экспертов, идёт просто, ну, скажем, сокрытие концов, мягко скажем, потому что - мы же помним - сначала был Банк развития, в котором потратили кучу денег, потом четырёх генералов арестовали (помните?), а потом раз - и законом изменили: ВЭБ.РФ. А куда делись те деньги, никто не разобрался, понимаете? Поэтому, с моей точки зрения, нам бы нужен отчёт: не 57, а 169 миллиардов рублей потрачено туда бюджетных денег. Кто не знает, на "РОСНАНО" потрачено 312 миллиардов бюджетных денег и государственных гарантий. Я думаю, вы помните, как Чубайс (ныне... я уже забыл, как его имя и фамилия, не наши, понимаете, президент даже приводил) показывал нам гибкие экраны. Покажите мне, "Сколково", Кравченко и "РОСНАНО", где российский гаджет хоть один? Покажите мне мобильный телефон. И "РОСНАНО", и "Сколково" создавались вот именно для того, чтобы мы наконец преодолели отставание от западных стран. Ни первого, ни второго, ни третьего! Покажите мне спутники. Сегодня мы много о фронте говорили, а у нас сегодня со связью швах на фронте, понимаете? Где институты связи, которые созданы в "Сколково" и выдают нам новые решения? Их нет! А я вам напомню, что на месте "Сколково" был, вообще-то, научно-исследовательский институт - ВАСХНИЛ, который разрабатывал новые сорта. Там были опытные поля, а теперь там элитный район строится, там резиденции некоторых людей. Но проблема-то в чём? Вы поймите, мы не против новых форм, но мы считаем, что деньги бюджетные в таких условиях, как нынешние, должны быть посчитаны, украденное должно быть возвращено, виновные должны сидеть в тюрьме. А у нас триллион украл - и убежал, никто ему не препятствует, как и 11 вице-премьерам, первым вице-премьерам, и одному председателю правительства. Поймите, есть время разбрасывать камни, а есть время собирать. Вот сейчас время собирать камни, а не передавать и прятать концы. В Москве не такие глупые люди, чтобы взять что-то неэффективное, но напоминаю вам: потрачены федеральные деньги для создания институтов развития, а теперь с помощью законодательных манипуляций просто идёт попытка передачи их впоследствии в частные руки - вот и всё. Ладно бы с эффектом, но я, к сожалению, пока не вижу... Вот если вы мне покажете, я соглашусь, но, с моей точки зрения, здесь, кроме вот этих манипуляций, ничего не будет. А вы, как первый замминистра финансов, с моей точки зрения, должны заботиться о том, что выданные копеечки - а тут не копеечки: 167 миллиардов! - должны мультиплицироваться и за десять лет дать хотя бы 1 триллион 670 миллиардов, если по-простому, а с учётом нашей инфляции - наверное, 16 триллионов, понимаете? А у нас, получается, денежки освоили и, как у Лёни Голубкова, денежек-то и нет. Мы не будем поддерживать такой законопроект, потому что считаем его непрозрачным, считаем его необоснованным. Мы вообще требуем, чтобы вы нам представили данные об эффективности использования бюджетных денег. Всё-таки - вот тут рассказывал коллега - покажите мне наш мобильный телефон или хотя бы программное обеспечение, компьютер, и тогда я согласился бы, что вы за десять лет потратили эффективно деньги. Сейчас же пока идут разговоры о том, как "космические корабли бороздят просторы Вселенной". Да, но не наши - китайские и американские, понимаете? А наши... Недофинансирование "Роскосмоса" - 70 миллиардов. Если Кравченко не знает, я говорю вам: на данный момент недофинансирование "Роскосмоса" - 70 миллиардов рублей. Лучше бы туда отдали, и тогда, может, в будущем появились бы космические корабли. Спасибо за внимание. (Аплодисменты.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Представители президента, правительства? Докладчик - заключительное слово? ОКЛАДНИКОВА И. А. Уважаемые депутаты, конечно, есть справедливо заданные вопросы. Мы, безусловно, покажем перечень, финансовые результаты, физические результаты всех компаний, которые за предыдущий период получили льготы, гранты и преференции центра "Сколково". Но ещё раз хотела бы акцентировать внимание на том, что этот законопроект не оказывает никакого влияния ни в части передачи функций, ни в части какого-либо перераспределения полномочий в основной деятельности центра "Сколково". Это только разгрузка именно вспомогательных функций, не свойственных исследовательскому центру, и передача их тем, кто этим любит и умеет заниматься. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик? Топилину включите микрофон. ТОПИЛИН М. А. Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич. Я хотел бы всё-таки очень коротко прокомментировать последние выступления, потому что в них звучала, мягко говоря, неправильная, неверная информация, и Ирина Андреевна сейчас тоже на это обратила внимание. Ни о какой передаче в частные руки - дословно это было сказано - в этом законопроекте речи нет, отмечу, чтобы все это чётко понимали. Речь идёт только о вспомогательных функциях, которые традиционно выполняют органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и докладчик об этом сказала. Давать залу неверную информацию, мне кажется, не совсем корректно, только с утра об этом говорили. И приведу цифры для тех, кто что-то не понимает или не может прочесть. Федеральный бюджет истратил за эти годы, по моим данным, около 190 миллиардов рублей на функционирование центра. Только за 2022-2023 годы налогов от компаний получено более 100 миллиардов, подчёркиваю, только за два последних года. Мы готовы цифры уточнить, Ирина Андреевна сказала, что можно эту информацию представить, но, мне кажется, просто нужно внимательно изучать то, что вносит правительство, то, что готовят комитеты. Я напомню, пять комитетов поддержали законопроект, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково", пункт 9. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 19 мин. 00 сек.) Проголосовало за 328 чел.72,9 % Проголосовало против 3 чел.0,7 % Воздержалось 26 чел.5,8 % Голосовало 357 чел. Не голосовало 93 чел.20,7 % Результат: принято Законопроект принят в первом чтении.