Заседание № 99

15.02.2018
Вопрос:

О проекте федерального закона № 6884-7 "О внесении изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации" (в части, касающейся минимального размера взноса на капитальный ремонт).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3347 по 4270 из 7167
Теперь, коллеги, рассматриваем 8-й и 9-й вопросы с двумя докладами и одним      
содокладом.                                                                     
                                                                                
Пункт 8, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 156          
Жилищного кодекса Российской Федерации". Докладывает Галина Петровна            
Хованская.                                                                      
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной         
политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".      
                                                                                
Уважаемые депутаты, очередная грустная история. Законопроект очень простой.     
Вы все прекрасно знаете, что установление минимального размера взноса на        
капитальный ремонт - это функция публичной власти. Граждане могут только        
увеличить размер этого взноса, приняв соответствующее решение на своём          
собрании, но никак не могут его уменьшить. Это первое, на что хочу обратить     
внимание. Второе: сейчас размер платы за коммунальные услуги, который тоже      
публичная власть определяет на всех уровнях в пределах своей компетенции,       
ограничивается предельными индексами. С учётом того что огромный разброс по     
стране так называемого минимального размера взноса на капитальный ремонт - от   
3 рублей до 17 рублей в городе Москве, - возникла наша простая инициатива:      
применить такой же принцип, то есть ограничить этот размер предельным           
индексом и соответственно поручить правительству этим делом заняться, тем       
более что ничего особенно нового тут нет.                                       
                                                                                
Как дальше развивались события? А дальше события развивались следующим          
образом: пакет документов мы внесли ещё в шестом созыве, в июле 2016 года, то   
есть было время подумать и у правительства. И вот правительство 6 декабря       
2016 года на наш законопроект, внесённый группой депутатов фракции              
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", даёт отрицательный отзыв - лаконичный, краткий           
предельно и абсолютно ни о чём.                                                 
                                                                                
Первый аргумент ни о чём: государственное регулирование размера платы за        
содержание жилого помещения не осуществляется. Так вообще не об этом            
законопроект! Дальше они пишут, что государственное регулирование               
максимального размера взноса не осуществляется, - но мы же говорим не о         
максимальном, а о минимальном размере взноса! Товарищи, ну как же можно такие   
отзывы направлять в представительный орган власти?                              
                                                                                
Второй аргумент в отрицательном отзыве (я вас очень прошу внимательно           
послушать): установление ограничения может вызвать снижение размера фонда,      
что может привести к недостаточности средств для проведения капитального        
ремонта. Коллеги, помимо заявлений прессы, которая гудела о том, что этот       
взнос не используется субъектами, у меня есть официальная, взятая на сайте      
Фонда ЖКХ информация. С 2015 года ситуация только ухудшается, потому что        
продолжается рост неиспользованных остатков. Так, на 1 января 2018 года рост    
составил 19 процентов, точнее, 19,1 процента. О чём мы говорим?!                
                                                                                
Коллеги, самое неприятное для правительства - это то, что 31 декабря 2016       
года (отзыв, напоминаю вам, тоже декабрьский) президент дал поручение           
правительству ровно на тему вот этого законопроекта: до 1 сентября 2017 года    
(а сейчас уже 2018 год) наделить федеральные органы исполнительной власти       
полномочиями по контролю за обоснованностью устанавливаемых органами            
исполнительной власти субъектов размеров взносов на капитальный ремонт общего   
имущества. Вот вы что-нибудь понимаете после этого? Я совершенно ничего не      
понимаю! У нас что, правительство не выполняет поручений президента или         
какому-то чиновнику можно дезавуировать поручение президента? Что происходит,   
вы понимаете?                                                                   
                                                                                
Я сейчас не буду дальше историю рассказывать, но перед этим был внесён          
аналогичный законопроект, он до сих пор висит в Государственной Думе, в нём     
речь идёт как раз о том, что надо ограничить и размер платы за коммунальные     
услуги, - таково второе поручение президента. К счастью для правительства,      
срок по этому поручению ещё не истёк, так что есть шанс исправиться, есть       
шанс всё-таки исполнить поручения Президента Российской Федерации. Поэтому      
те, кто намеревается сейчас голосовать против, серьёзно подумайте, нужно ли     
вам это делать.                                                                 
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Павла Рюриковича... А, извините, у нас сначала второй доклад, а        
потом - один содоклад. Докладывает депутат Государственной Думы Иван            
Николаевич Абрамов.                                                             
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Наверное, в этом зале нет ни одного депутата, к кому не приходили бы наши       
избиратели с проблемой взносов на капитальный ремонт, - мы все ведём приём      
граждан, и каждый третий-четвёртый избиратель об этом говорит. И в этом         
случае я вспоминаю анекдот, как мальчик приходит в школу и ему говорят:         
"Вася, ты почему не сдал деньги на ремонт школы?", а он отвечает: "Так я ж её   
не ломал!" Так и наши избиратели - я уверяю вас, большинство из них, - когда    
получают квиточки на оплату взноса на капитальный ремонт, просто не понимают,   
за что они платят, что будет отремонтировано, в какие сроки это будет сделано   
и вообще будет ли сделано, тем более они не понимают, как происходит            
повышение размера взноса на капитальный ремонт. Как мы с вами знаем, мы         
определили, что либо орган исполнительной власти в лице главы субъекта, либо    
законодательный орган может своим постановлением повысить этот размер. Вот      
почему родился представленный законопроект.                                     
                                                                                
В моей родной Амурской области в 2016 году постановлением главы субъекта        
данный размер был повышен с 6 рублей 50 копеек до 7 рублей 90 копеек. Мы        
спрашиваем: чем обосновано повышение на 22 процента? Нам тогда говорили и       
сегодня продолжают говорить, что у нас очень низкая инфляция, на уровне 8       
процентов, сейчас вообще 4 процента, а мы видим, что многие субъекты повышают   
стоимость непропорционально инфляции, и такое право у них есть. Когда мы        
задаём вопросы, когда наши избиратели задают вопросы, нам показывают закон,     
за который все проголосовали. Как известно, наш чиновник в принципе действует   
очень просто: то, что ему не запретили, разрешено, значит, ему всё разрешили,   
он имеет такое право. Тем более, замечу, это решается не постановлением,        
например, законодательного органа, когда можно обсудить, можно задать           
вопросы, можно попросить привести какие-то цифры, а просто росчерком пера       
одного человека: он может взять и для миллиона граждан повысить этот размер.    
                                                                                
Чтобы подобных перекосов на местах не происходило, мы предлагаем внести         
изменение в статью 156 Жилищного кодекса, а именно в пункт 8-1, дополнить       
этот пункт следующим предложением: "В случае повышения минимального размера     
взноса на капитальный ремонт размер повышения не может превышать                
прогнозируемый в очередном финансовом году уровень инфляции (индекс             
потребительских цен) в соответствующем субъекте Российской Федерации".          
Предлагая внести такое изменение, мы хотим оградить граждан от                  
необоснованного завышения именно минимального размера взноса на капитальный     
ремонт.                                                                         
                                                                                
Прошу всю Думу поддержать данный законопроект, концепцию этого проекта          
закона. Я думаю, наши избиратели оценят нашу заботу о них.                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Теперь сразу по двум вопросам содоклад Павла Рюриковича Качкаева.               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я с этой трибуны выступаю    
по вопросу капитального ремонта, наверное, уже раз десятый, и всегда мы         
говорим о наших избирателях, которые задают вопросы, о жителях, которые не      
понимают, что такое капитальный ремонт. Да, наверное, есть жители, которые не   
понимают, за что платят и что такое капитальный ремонт, - это жители тех        
домов, до которых капитальный ремонт ещё не дошёл. Мы 15-20 лет вообще не       
занимались капитальным ремонтом, не ремонтировали дома, а за год                
отремонтировать порядка 2 миллионов многоквартирных домов тоже нереально. Но    
не буду долго останавливаться на этом, сегодня мы говорим не об этом - мы       
говорим о том, чтобы ввести какие-то новые ограничения роста минимального       
размера взноса на капитальный ремонт или новые регуляторные формы. Оба          
представленных законопроекта предусматривают внесение изменения в статью 156    
Жилищного кодекса. Комитет рассмотрел данный вопрос и отмечает следующее.       
                                                                                
Первое. Данные законодательные инициативы вносились в 2016 году, а 27 июня      
2016 года вышел приказ Минстроя № 454/пр, которым были введены новые            
методические рекомендации по установлению минимального размера взноса на        
капитальный ремонт для субъектов Российской Федерации. Субъекты Российской      
Федерации разные, нет субъектов, похожих друг на друга: разные и бюджетная      
обеспеченность, и средняя заработная плата, и средние доходы населения, и       
средняя стоимость материалов для капитального ремонта. Нельзя сравнивать,       
допустим, Центральную Россию и Дальний Восток, Чукотку или другие районы        
Крайнего Севера, куда материалы доставляются в определённые два-три месяца в    
году. Сегодня перетаскивать, переносить регулирование минимального размера      
взноса на капитальный ремонт на уровень правительства, на взгляд комитета,      
нецелесообразно, это не может послужить формированию нормальных фондов          
капитального ремонта.                                                           
                                                                                
Так вот в приказе № 454/пр указаны три основных критерия, которые должны        
рассматриваться при определении минимального размера взноса на капитальный      
ремонт. Первый критерий: минимальный размер взноса на капитальный ремонт        
должен определяться исходя из установленного перечня услуг и работ по           
капитальному ремонту. Второй - доступность минимального размера взноса для      
большей части населения того или иного региона, это связано и со средним        
доходом населения, и с заработной платой, и со стоимостью техматериалов. И      
третий критерий - это достаточность финансовых средств самого региона. Исходя   
из этих критериев должен устанавливаться минимальный размер взноса на           
капитальный ремонт. Более того, Верховный Суд Российской Федерации ещё в 2015   
году в своём решении определил, что подобные критерии должны устанавливаться    
и регионы должны руководствоваться этими критериями.                            
                                                                                
Теперь вообще о капитальном ремонте. Вот говорили о непомерном росте            
минимального размера взноса в одном или двух регионах. Я могу назвать           
несколько цифр: в 2014 году мы начали программу капитального ремонта, в 2015    
году в среднем минимальный размер взноса по регионам Российской Федерации был   
6 рублей 28 копеек, в 2016 году - 6 рублей 58 копеек, прошлый год мы            
завершили со средним показателем 6 рублей 79 копеек. Таким образом, за 2015,    
2016 и 2017 годы его размер возрос в среднем по стране на 8,1 процента, что     
даже ниже инфляции, которая за эти три года происходила.                        
                                                                                
Следующий вопрос, касающийся размера взноса на капитальный ремонт. У нас        
самый низкий показатель в Санкт-Петербурге и Коми, самый высокий - в Москве.    
Так вот в Республике Коми отремонтировано в этом году многоквартирных домов     
больше, чем в Красноярском крае и Астраханской области, то есть минимальный     
размер взноса ни о чём не говорит, а самое главное, он не говорит о             
количестве отремонтированных квартир и домов.                                   
                                                                                
Комитет не поддерживает данные законопроекты.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? По двум законопроектам сразу, наверное, будем         
задавать? Есть вопросы.                                                         
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. У меня два вопроса.                                            
                                                                                
Павел Рюрикович, скажите, пожалуйста, а вот как определять взнос, если уже      
введено казначейское сопровождение, внешнее управление? Вот кто и как должен    
определять тогда в субъекте размер взноса? Это первый вопрос.                   
                                                                                
Второй вопрос Александру Юрьевичу.                                              
                                                                                
Александр Юрьевич, а какова по вашему внутреннему регламенту ответственность    
представителя правительства, подписавшего вот такой абсурдный отзыв на проект   
закона, о котором говорила Галина Петровна, есть ответственность или нет? Вот   
работа губернаторов оценивается по 65 критериям, а ваши подписанты несут        
ответственность или нет?                                                        
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Николай Васильевич, сначала, наверное, я отвечу.                  
                                                                                
Регионы, которые перешли на казначейское сопровождение... В принципе у нас      
фонд капитального ремонта формируется в основном за счёт взносов граждан,       
хотя справедливости ради нужно отметить, что в 2017 году 29 регионов и          
порядка 70 муниципальных образований, по отчёту, вложили бюджетные средства.    
Было вложено, по-моему, 26,2 миллиарда рублей. Самую большую долю бюджетных     
средств вложили Санкт-Петербург и Республика Коми, но в этих регионах не        
введено казначейское сопровождение, когда введём, будем смотреть дальше.        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Александр Юрьевич, можно, если есть желание, сейчас ответить на вопрос          
Николая Васильевича или выступить в завершение со своим мнением.                
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю. Ну зачем же ждать?                                                
                                                                                
Николай Васильевич, напоминаю, что по Регламенту представителю правительства    
в данном случае вопрос не задаётся. Но раз он прозвучал, моё молчание может     
быть истолковано как слабость, тем более что Галина Петровна уже попыталась     
это сделать.                                                                    
                                                                                
В данном случае, коллеги, ещё раз обращаю внимание на то, что вы, как           
депутаты Государственной Думы, вправе давать любую оценку, которую считаете     
нужной, в том числе отзывам Правительства Российской Федерации, только здесь    
есть аналогия со спортом: давайте посмотрим на табло, посмотрим на результаты   
голосования - вот и всё. Могу только сказать, что я не согласен с оценками,     
которые прозвучали, в том числе с обвинениями в том, что отзыв правительства    
пустой, безосновательный и так далее.                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пашин Виталий Львович.                                    
                                                                                
ПАШИН В. Л., фракция ЛДПР.                                                      
                                                                                
Уважаемый Павел Рюрикович, принятие данных законов позволило бы лишить          
регионы права бесконтрольно повышать минимальный размер взноса на капитальный   
ремонт - сейчас по всей стране он хаотично повышается, где-то до 17 рублей, а   
где-то составляет 6 рублей, - в связи с чем возникает вопрос: почему вы         
считаете, что регионы лучше справятся с определением минимального размера       
взноса на капитальный ремонт, ведь методика правительства является только       
рекомендательной?                                                               
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Я считаю, что нельзя регулировать на уровне Правительства         
Российской Федерации данный показатель только по той простой причине, что,      
ещё раз повторю, регионы у нас разные и условия проведения капитального         
ремонта и условия жизни в регионах тоже разные.                                 
                                                                                
Что касается вашего утверждения, что минимальный размер взноса повышается до    
17 рублей. На сегодня - возьмите любые статистические данные - в среднем        
размер взноса на капитальный ремонт 6-8 рублей, единственно, в Москве 17        
рублей. Конечно, такие взносы не позволяют сделать комплексный капитальный      
ремонт, но проводится (это не секрет, это разрешено законодательством) ремонт   
отдельных конструктивных элементов, то есть имеется шесть основных элементов    
- объектов капитального ремонта и обычно в многоквартирном доме проводится      
ремонт одного, двух или трёх конструктивных элементов, ремонт всех шести        
элементов не делается.                                                          
                                                                                
Что касается повышения взносов. В том же приказе Минстроя и в тех же            
инструктивных письмах говорится, что уплата взносов на капитальный ремонт не    
должна ухудшать положение граждан, мы знаем, что это было предметом             
длительных переговоров и споров с правительством и с Минфином. Мы включили      
взносы на капитальный ремонт в расходы граждан на жилищно-коммунальные          
услуги, и при повышении этих расходов государство будет выплачивать субсидию    
семьям, у которых расходы на жилищно-коммунальные услуги и на капитальный       
ремонт составляют свыше 22 процентов, 20 процентов, по Москве - 10 процентов    
общего дохода семьи.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Иванов Сергей Владимирович.                               
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Уважаемый Павел Рюрикович, я не строитель, поэтому прошу           
пояснить: вы в обоснование своей позиции неоднократно говорили, что везде       
разные условия, везде разные затраты и так далее, так вот, если вам не          
трудно, не могли бы вы всё-таки на примере объяснить, почему хрущёвку в         
Москве откапиталить невозможно, о чём здесь нам говорил господин Собянин, а     
вот в Ростове можно, там взносы на капремонт для жильцов хрущёвок не            
отменены?                                                                       
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Сергей Владимирович, я, если честно, не понял вопроса. В          
Москве, насколько я понимаю, тоже делается капитальный ремонт пятиэтажек.       
Речь ведь идёт о тех пятиэтажках, состояние которых между требующим             
капитального ремонта и признания аварийными, насколько я понимаю? Пятиэтажки    
тоже ремонтируются, в том числе конструктивные элементы, более того, есть       
методики по усилению конструкций пятиэтажных домов, которые активно             
используются, например, в Омске, - вот Виктор Филиппович может об этом          
рассказать - срок службы пятиэтажек, практически выработавших свой ресурс,      
продлевается ещё на 50 лет; есть и патент, и всё остальное. Так что, Сергей     
Владимирович, в Москве пятиэтажки тоже ремонтируются, но не все.                
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. В Уфе тоже ремонтируются, и тоже укрепляются конструкции.         
                                                                                
Хотя я тоже не строитель, как и Сергей Владимирович.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович.                                 
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Я предлагаю вернуться к теме проекта закона.                      
                                                                                
Уважаемый Павел Рюрикович, вы в своём выступлении сказали, что считаете         
нецелесообразным регулировать этот вопрос на федеральном уровне. Хотя,          
насколько мне известно и, думаю, вам известно, рост тарифов на коммунальные     
услуги регулируется на федеральном уровне. Это первое.                          
                                                                                
Второе. Вы говорите, что они должны руководствоваться методиками. У меня        
вопрос: а эти методики зарегистрированы в Минюсте? И в связи с этим ещё         
вопрос: вы считаете нецелесообразным регулировать это на федеральном уровне,    
тем не менее есть поручение президента, то есть, получается, вы против          
выполнения поручений президента?                                                
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Все нормативные правовые акты, которые выпускаются                
министерствами и имеют номер, зарегистрированы в Минюсте. Те акты, которые не   
регистрируются в Минюсте, Минюстом обжалуются. Поэтому 454-й приказ             
Министерства строительства и ЖКХ зарегистрирован в Минюсте, у меня в этом       
сомнений нет.                                                                   
                                                                                
Что касается выполнения поручений президента. Ну, поручение Президент           
Российской Федерации давал, наверное, в первую очередь правительству, а не      
Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, поэтому я      
считаю, что этот вопрос не ко мне.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич, пожалуйста.                     
                                                                                
ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР.                                                   
                                                                                
Вопрос содокладчику.                                                            
                                                                                
Вы абсолютно правильно сказали, что у нас регионы совершенно разные. Мы         
понимаем, что есть региональные климатические особенности, но также есть и      
человеческий фактор, и профессионализм должностных лиц, которые приходят в      
сферу ЖКХ. Кировскую область каждый год сотрясают скандалы, там практически     
каждый год происходят задержания людей, которые работают в этой сфере. Сейчас   
дошло до того, что банкротятся две крупнейшие управляющие компании. При этом    
фонд, который существует как бы параллельно, накопил и не использует уже        
очень большую сумму - больше миллиарда рублей. В то же время люди живут в       
домах, которые, с одной стороны, управляющие компании и чиновники не признают   
аварийными, а с другой стороны, в них нет ни водопровода, ни газопровода. Это   
в Кирове, я не говорю про районы, про область. При этом взносы на капитальный   
ремонт собираются регулярно. Получается, что вопросы, связанные с               
менеджментом, с теми решениями, которые принимают эти управленцы, и с           
качеством обслуживания, которое получают граждане, вообще неподконтрольны       
Федерации, то есть отсылки всегда идут к городской администрации, в лучшем      
случае к замгубернатора, который это курирует. Так, может быть, нам хотя бы в   
этом вопросе, где все граждане России задействованы, всё же принять ту          
методику... (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон на трибуне.                             
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Вообще, вопрос не касается темы, которая сегодня                  
рассматривается, потому что минимальный размер взноса на капитальный ремонт     
никак не связан с чиновничьим аппаратом, который недобросовестно выполняет      
свои функции. Но я могу вам ответить, поскольку занимаюсь с Минстроем этим      
вопросом, что на сегодня такая же примерно ситуация в Красноярском крае, в      
Астраханской области. Я думаю, что в ближайшее время там соответствующие        
оргвыводы будут сделаны. И всё-таки я надеюсь и думаю, что эти два вопроса не   
связаны, тут имеет значение только аккуратность тех чиновников, которые         
работают на региональном уровне.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. У меня вопрос тоже к Павлу Рюриковичу.                           
                                                                                
Павел Рюрикович, вот методика вроде одна, приказ вроде один, и если Москву,     
предположим, и какой-нибудь Киров сравнить сложно, то есть регионы, в которых   
одинаковые климатические условия, приблизительно одинаковые затраты на          
выполнение тех или иных ремонтных работ, а минимальные размеры взноса на        
капитальный ремонт точно так же в разы различаются - в одном 10 рублей, в       
другом 5 рублей. Как в связи с этим вы относитесь к самой идее сквозного        
контроля со стороны Правительства Российской Федерации, которое могло бы не     
просто методику утвердить, но ещё и со своей стороны проверить, наказать или    
указать на неправильные расчёты соответствующему региону, потому что сегодня    
такой возможности нет вообще?                                                   
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Я не согласен с тем, что сегодня нет такой возможности. Статьёй   
20 Жилищного кодекса Российской Федерации эта функция возложена на органы       
государственного жилищного надзора, и если тот или иной регион, тот или иной    
гражданин обращается к депутату либо напрямую в орган государственного          
жилищного надзора, то орган жилищного надзора обязан проверить совершенство     
методики.                                                                       
                                                                                
Другое дело, почему в регионах с одинаковыми климатическими условиями могут     
различаться минимальные размеры взноса. Регион изначально планирует             
проведение капитального ремонта по двум элементам или по трём элементам, и в    
связи с этим размеры взноса, конечно, могут различаться.                        
                                                                                
Контроль здесь есть, и сейчас Министерством строительства и ЖКХ Российской      
Федерации такая работа ведётся. Если у вас есть конкретные примеры -            
пожалуйста, я готов в эту работу включиться.                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сысоев Владимир Владимирович, пожалуйста.                 
                                                                                
СЫСОЕВ В. В. Уважаемые коллеги, всем для сведения. Первый приказ Минстроя об    
утверждении методических рекомендаций был отменён. По поводу регистрации        
второго приказа в Минюсте у меня была долгая переписка и с Минюстом, и с        
Минстроем. В итоге оказалось, что этот приказ не нужно регистрировать, потому   
что он не является обязательным, носит рекомендательный характер. Так что,      
Павел Рюрикович, нужно называть вещи своими именами. На основании               
методических рекомендаций, которые изначально носили не рекомендательный, а     
обязательный характер, многие регионы и установили минимальные размеры          
взносов.                                                                        
                                                                                
Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре установлен один из наиболее    
высоких в стране размеров взноса. Что там сегодня происходит? С 1 января люди   
получают квитанции - перерасчёт за 2017 год, потому что кто-то из чиновников    
решил, что дом уже не в том нормативном состоянии и требуется перерасчёт.       
Люди не понимают, за что они должны переплачивать. Кроме того, стали            
поступать квитанции с переиндексацией. Кто эту переиндексацию придумал, кто     
это утвердил? Всё это непрозрачно и непонятно.                                  
                                                                                
Вопрос следующий: до каких пор будет продолжаться эта вакханалия в российских   
регионах?.. (Микрофон отключён.)                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Ну я мог бы, конечно, ответить, как обычно отвечает Павел         
Владимирович Крашенинников, - что этот вопрос не по теме, но я отвечу вам,      
Владимир Владимирович, вот каким образом. Эта вакханалия касается не только     
вашего региона, например, я у себя в республике тоже постоянно с этим           
сталкиваюсь, но я ещё раз подчёркиваю, что решить любой вопрос можно через      
государственный жилищный надзор, через судебные органы. И перерасчёт у нас в    
республике, я могу сказать, был сделан не на один десяток миллионов рублей,     
но есть жилищный надзор, есть тарифные структуры, которые занимаются этими      
вопросами.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список записавшихся.                                                   
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, фракция КПРФ поддержит оба внесённых          
законопроекта, руководствуясь следующими соображениями.                         
                                                                                
Лет десять назад в этом зале рассматривался вопрос о возможности                
регулирования коммунальных тарифов, то есть коммунальной составляющей платы     
граждан за жилищно-коммунальные услуги. И тогда тоже была позиция,              
поддерживаемая и подогреваемая многими заинтересованными лицами, в частности    
монополистами, что ни в коем случае нельзя отдавать государству регулирование   
оплаты коммунальных услуг, что рыночный механизм всё расставит на свои места:   
сейчас эти самые монополисты вложат свои инвестиции, применят наилучшие         
технологии, ну и, соответственно, тарифы сами собой начнут падать. К            
сожалению, этого не случилось и тарифы продолжали расти, причём весьма          
приличными темпами, в разы превышающими инфляцию (мы говорим о тарифах на       
тепло, на воду, на электроэнергию). Настал момент, когда вопрос встал ребром,   
что называется, когда он стал первым в ряду задаваемых гражданами и стал        
угрожать уже целостности власти и её дальнейшему существованию как таковому,    
- и тогда вопрос был решён. Сейчас процент повышения стоимости коммунальных     
услуг строго регламентируется, причём на федеральном уровне: устанавливается    
максимальный индекс и уже в пределах этого индекса регионы выставляют           
соответствующие требования и осуществляют регулирование. Никто не разорился     
(хотя были такие опасения), никто не бросил, не перестал оказывать эти          
услуги, более того, энергетические и прочие компании, оказывающие               
коммунальные услуги, довольно жёстко борются друг с другом за право             
предоставления этих самых услуг. И государство не рухнуло, и граждане           
оказались защищены, слава богу, в этой части нареканий в последнее время нет.   
Это первый момент.                                                              
                                                                                
Второй момент - что касается ремонта и содержания жилого помещения, вторая      
большая строка. Да, эта сумма, конечно, гораздо меньше, чем за коммунальные     
услуги, процентов тридцать, но у граждан тоже регулярно возникают вопросы,      
почему та или иная управляющая компания вдруг неожиданно вздувает тарифы на     
содержание и текущий ремонт жилого помещения, причём в разы. Такое было у нас   
в Ульяновске в прошлом году. Коснулось это сразу 120 домов: управляющая         
компания одна, хозяин, естественно, один, и он решил сразу на 50-60 процентов   
повысить тарифы, особо не объясняя гражданам, зачем и почему. Накануне          
состоялись выборы в городскую Думу, он стал депутатом городской Думы -          
видимо, таким образом планировал компенсировать затраты на участие в этой       
самой выборной кампании. Поднялась большая волна общественного недовольства,    
пытались выяснить, каким же образом эти тарифы регулируются, как они            
устанавливаются, - оказалось, ничего такого нет: вот как захотел ("пол -        
потолок" - такая методика у нас иногда применяется), так и получается в         
итоге. Долгое время шла борьба, велась переписка, в том числе с федеральными    
органами, получали ответы, что, мол, это не наши полномочия, мы не знаем, вот   
есть рекомендации какие-то, пятое-десятое, но в итоге жители многих из этих     
120 домов всё-таки отстояли своё право: муниципалитет установил повышение       
тарифов, но на уровне инфляции.                                                 
                                                                                
Сейчас этот вопрос уже рассматривается в виде законопроекта, который внесён     
опять же во исполнение поручения Президента Российской Федерации.               
                                                                                
Я прошу добавить время - выступление от фракции.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. И я думаю, в ближайшее время мы проголосуем за то, за что        
буквально два-три года назад никто не был готов голосовать: опять шли           
разговоры о рыночных механизмах, о хозяине, об эффективном собственнике,        
говорили, мол, жители сами разберутся, если что, переизберут, - но не           
получилось, и в ближайшие два-три месяца мы примем закон, который будет         
регулировать вопросы повышения тарифов, определять методику расчёта платы за    
ремонт и содержание, это во-первых, а во-вторых, будет определять               
соответствующий порядок повышения, которое будет регулироваться уже             
государственными органами.                                                      
                                                                                
Третья составляющая платы за жилое помещение - это взнос на капитальный         
ремонт. Сумма небольшая совсем, большинством наших граждан, прямо скажем, не    
сильно ощущается рост с 6,6 даже до 7,9 рубля, на квартиру получается           
приблизительно 40-50 рублей, но подход должен быть одинаковым, и, если          
существует приказ министра (к сожалению, имеющий рекомендательный характер),    
значит, государство должно определить и чёткую методику установления тарифа,    
чтобы не было желания установить его произвольно - ни слишком высоким, ни       
слишком низким. А то, о чём я говорил, - это, к сожалению, абсолютно            
объективно сложившаяся ситуация, когда в двух соседних регионах с одинаковыми   
климатическими условиями, с одинаковой стоимостью и строительных материалов,    
и подрядных работ, и всего остального тарифы различаются: в одном регионе 10    
рублей, в другом, вот у нас, 5,6 рубля, в соседней области - 8 рублей, а ещё    
где-то 11 рублей установлено. Как такое произошло, с какой стати? Кто           
виноват? То ли одни не определили экономическую целесообразность и              
эффективность программы - и она не будет реализована надлежащим образом, то     
ли другие перегнули палку.                                                      
                                                                                
Так что то, о чём говорится в законопроектах, абсолютно верно. Приказом (а      
скорее всего, это должен быть не приказ, а постановление Правительства          
Российской Федерации, имеющее нормативную силу) должна быть установлена         
методика расчёта этого самого минимального размера взноса с учётом всех         
обстоятельств, которые перечислены в приказе, в том числе с учётом              
платёжеспособности граждан. Кроме того, должен быть механизм сквозного          
контроля. Если кто-то где-то неправильно установил тариф, государство в лице    
федеральных органов исполнительной власти должно иметь право вмешаться и        
пересмотреть. Механизм, который Павел Рюрикович привёл в пример как             
действующий, не действует. Жилищные инспекции есть во всех регионах, но, к      
сожалению, вопиющие ситуации, водоразделы, которые существуют, никоим образом   
этими жилищными инспекциями не замечаются и никаких мер не принимается, более   
того, в статье 20 и не зафиксировано чётко, что они могут каким-то образом      
оспорить размер взноса на капитальный ремонт, устанавливаемый по                
рекомендуемым приказом методикам. Ну и, возвращаясь к длительному спору, кто    
же всё-таки должен отвечать, или, в данном случае, руководить жилищными         
инспекторами: в большинстве регионов ими руководит исполнительная власть,       
которая не сильно заинтересована в том, чтобы её же решения были                
пересмотрены; если чиновник, подчинённый губернатору напрямую либо              
опосредованно, будет оспаривать его же решения, это будет восприниматься,       
мягко говоря, неправильно, так что, скорее всего, либо таких случаев не         
будет, либо этот смелый чиновник будет очень быстро удалён, смещён - по         
механизму статьи 278, которую мы сегодня обсуждали, либо иным способом.         
                                                                                
Мы поддерживаем, повторяю и завершаю своё выступление, сам механизм             
государственного контроля, установление методики и последующее введение         
ограничений на рост этого показателя - это будет явно, это будет чётко, это     
будет понятно нашим избирателям и прогнозируемо.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович от фракции.                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сегодня было   
очень интересное обсуждение, я услышал много откровений, прозвучавших с этой    
трибуны.                                                                        
                                                                                
Первое откровение: оказывается, если поручение дано правительству, но           
нормативный акт должен принять парламент, то парламент не отвечает за           
выполнение поручения президента. Это для меня откровение.                       
                                                                                
Второе замечание тоже стало откровением. И правительство, и комитет ссылаются   
на нормативный акт, который не имеет юридической силы: методические             
рекомендации имеют рекомендательный характер, не зарегистрированы в Минюсте,    
тем не менее все на них ссылаются, говоря, что вот есть же нормативный акт и    
надо им руководствоваться. Причём президент прямо даёт поручение предоставить   
такие полномочия федеральному органу государственной власти, потому что таких   
полномочий у него нет, тем не менее все в этом зале - и представитель           
правительства, и представитель комитета - говорят о том, что не нужно этого     
делать. Ну что же мы за страна-то такая интересная вообще?! Есть поручение      
президента, но оно саботируется и правительством, и думским большинством - и    
что с этим делать? Причём самое интересное, что, когда выборная кампания        
начинается, я слышу лозунг "Мы партия президента!" - но, когда дело доходит     
до выполнения поручения президента, оказывается, что "мы в стороне, не мы его   
должны выполнять". Ну вы разберитесь тогда: председатель правительства          
возглавляет партию большинства, поручение даётся председателю правительства,    
тут конкретно указано, фамилия стоит - Дмитрий Анатольевич Медведев, лидер      
партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ"! Коллеги, может быть, он об этом не знает? Ну вы тогда   
здесь примите решение! Вот сейчас, когда представителю правительства задали     
вопрос, он же сказал: ну вы же голосованием определяетесь по этому              
нормативному акту. Так вы определитесь голосованием, покажите, что вы за то,    
чтобы выполнить поручение президента, даже если правительство его блокирует!    
Коллеги, это я к вам обращаюсь, вам нажимать на кнопки здесь!                   
                                                                                
Теперь по существу законопроекта. Тут добавить, собственно говоря, нечего,      
потому что Галина Петровна всё подробно рассказала. Мало того, именно об этом   
два поручения президента: в одном чётко прописывается, что нужно определиться   
с предельным размером роста взносов на капитальный ремонт, а во втором речь     
идёт о включении взносов на капитальный ремонт в расходы на жилищные услуги,    
представитель комитета сам об этом сказал сейчас с трибуны.                     
                                                                                
То есть, получается, есть два поручения президента и есть инициатива фракции    
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", которая прямо выполняет поручение президента, - ну так   
совпало, что программа партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" на две трети совпадает с    
указами президента от 7 мая 2012 года, и президент своими указами, своей        
программой, поручениями правительству фактически реализует программу партии     
"СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Ну, скажем так, мы не можем это не приветствовать,       
естественно, мы это поддерживаем, приветствуем, но наших голосов в парламенте   
не хватит для того, чтобы это реализовать. Не хватит и голосов фракции КПРФ,    
которая, так же как и мы, поддерживает исполнение поручений президента, судя    
по выступлению представителя этой фракции. Я думаю, что фракция ЛДПР тоже       
выскажется за выполнение поручений президента (говорю это, предвосхищая         
выступление представителя фракции). Но мне будет очень интересно послушать      
представителя фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ": как он выступит - за выполнение          
поручений президента или против?                                                
                                                                                
Пользуясь тем, что по этому поводу уже всё было сказано, хотелось бы ещё        
обратить внимание на качество работы Правительства Российской Федерации при     
подготовке официальных отзывов на законодательные инициативы, которые           
вносятся в Думу по поручениям президента. В официальном отзыве, который мы в    
Государственной Думе получили, описано всё что угодно, но только не то, о чём   
говорится в нашем законопроекте, понимаете? Вот мне хотелось бы обратить        
внимание представителя правительства на это. Понятно, что мы вопросы вам не     
можем задавать и по Регламенту вы обязаны выступать, только если имеется        
заключение правительства, а не официальный отзыв, мы это понимаем, тем не       
менее хотелось бы сказать это вам, чтобы вы передали информацию тем             
представителям правительства, которые подписывают документы, чтобы, скажем      
так, они не попадали в такую неловкую ситуацию, когда законопроект об одном,    
а аргументация правительства совсем о другом.                                   
                                                                                
Партия "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", естественно,       
поддерживает эти два законопроекта. Мы будем голосовать за и предлагаем всем    
фракциям поддержать нашу позицию.                                               
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Натаров Сергей Васильевич.                                
                                                                                
НАТАРОВ С. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Я с большим уважением отношусь к Павлу Рюриковичу, и, конечно, ему сегодня      
тяжелее всех было говорить об этих двух законопроектах. Я уверен, убеждён,      
что через какое-то время поручение президента будет выполнено и инициатива, с   
которой выходит сегодня фракция ЛДПР, будет принята в виде закона, или          
постановления, или изменения в закон - всё-таки поручение президента будет      
исполнено.                                                                      
                                                                                
Я хотел бы остановиться на этих двух законопроектах и немного сказать об их     
сути и смысле. Суть и смысл просты - речь идёт о доверии людей к власти: вот    
этим ограничением мы можем ещё раз обратить внимание, показать, что власть не   
стоит в стороне, что она слышит людей.                                          
                                                                                
Вот в связи с указами президента, поручениями президента, одно из которых       
сформулировано по итогам пресс-конференции, многие, в частности СМИ,            
удивлялись: ну почему такие мелкие вопросы выносятся на самый верх,             
президенту задаются? Ответ очевиден: потому что людей это беспокоит. И то,      
что вопросы уровня субъекта Федерации или уровня поселкового совета доходят     
до президента и президент принимает поручение, говорит о том, что доверия к     
этой программе нет. Прошло три с небольшим года с тех пор, как был принят       
закон о взносах на капитальный ремонт, с 2014 года, завершится этот забег в     
2043 году, бежать ещё 25 лет, и, если у нас не будет доверия к этой             
программе, куда мы прибежим?                                                    
                                                                                
Я хочу сегодня остановиться на том, что по поручению президента сделала         
Генеральная прокуратура: практически в каждом субъекте Федерации заведено       
уголовное дело, выявлено более 9 тысяч нарушений, и с каждым месяцем, с         
каждым днём число нарушений в этой сфере увеличивается. Многие люди просто      
говорят, что не будут платить, потому что у них нет доверия, вызывает           
сомнение качество ремонта, который делается, никакой разъяснительной работы     
нет.                                                                            
                                                                                
Павел Рюрикович сказал, что средний размер взноса за последний год примерно     
6,8 рубля, но, естественно, он разнится - в Москве 17 рублей, в других          
субъектах иные суммы. О чём это говорит?                                        
                                                                                
Я от фракции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
НАТАРОВ С. В. Сегодня на совещаниях в министерствах строительства и ЖКХ         
субъектов Федерации... Я думаю, что через какое-то время все субъекты           
завизжат, начнут говорить, что 6,8 рубля - это мало, что сумму нужно            
увеличивать, они уже сейчас говорят об этом! И нам придётся увеличивать,        
только как мы объясним всё это людям? Здесь можно много говорить, но всё-таки   
так издеваться над людьми - это просто бесчеловечно!                            
                                                                                
Мы говорим о законопроектах, которые не требуют никаких финансовых вложений,    
никаких! Если мы за четыре года не смогли... Мы по итогам работы в комитетах,   
на пленарках вносим поправки в Жилищный кодекс, десятки изменений, и мы         
понимаем, что Жилищный кодекс сырой. Если мы не будем вносить поправки и        
двигаться вперёд, то доверия к власти не будет никакого. Не стоит и говорить    
о том, что будут нарастать волнения, будет расти протестный электорат.          
Конечно, он будет расти, если люди видят, что власть никакого внимания не       
обращает на существующие проблемы. За прошедший год в сфере ЖКХ возросло        
число нарушений, их огромное количество - более 300 тысяч. Вот анализ           
ситуации: за 2017 год планировалось в рамках программы капитального ремонта     
отремонтировать более 50 тысяч домов - отремонтировали 20 тысяч. Вот и ответ    
на вопрос о доверии ко всем действиям и к качеству работы.                      
                                                                                
Фракция ЛДПР будет поддерживать законопроект и просит большинство его           
поддержать.                                                                     
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шрейдер Виктор Филиппович.                                                      
                                                                                
ШРЕЙДЕР В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Сразу скажу, что фракция "ЕДИНАЯ    
РОССИЯ" не поддерживает данные законопроекты.                                   
                                                                                
Я не буду повторять аргументы, которые высказал мой коллега Павел Рюрикович     
Качкаев, приведу лишь примеры по городу Омску, где я длительное время           
работал, в том числе и мэром города Омска. До 2014 года в среднем в бюджете     
мы могли выделять на капитальный ремонт жилья ну максимум 200 миллионов         
рублей. Конечно, этого недостаточно, и, конечно же, накапливался недоремонт,    
увеличивался износ жилого фонда. Какова ситуация сегодня, после введения        
платежа? Объём сборов - порядка 2 миллиардов, это в 10 раз больше,              
следовательно, количество отремонтированных домов тоже будет в 10 раз больше,   
и сейчас мы практически остановили увеличение объёма недоремонта. Да, мы ещё    
не можем сказать, что справились с проблемой капремонта, - нет, не              
справились, но позитивные изменения есть.                                       
                                                                                
Теперь о размере платежа. В 2014 году - 6 рублей 70 копеек, за три года он      
практически не увеличился. И что касается аргументов наших оппонентов по        
поводу того, что необходимо регулировать, - да, необходимо регулировать, но     
почему мы не даём возможность делать это субъектам? Мы что, не доверяем         
субъектам?                                                                      
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ШРЕЙДЕР В. Ф. Не доверяем? Ну вы, может, и не доверяете - мы доверяем,          
поэтому и данный аргумент несостоятелен.                                        
                                                                                
Коллега, который выступал от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", выяснял позицию     
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по поводу поручения президента. Конечно, мы поддержим   
это поручение президента, более того, мы считаем необходимым регулировать       
рост тарифов - что уже сделано: он ограничен уровнем инфляции - и               
поддерживаем предложение президента по поводу жилищных услуг, об ограничении    
роста платы за них уровнем инфляции. Почему из этого контекста надо             
выдёргивать только платёж на капитальный ремонт? Там довольно значительный      
перечень: платежи по жилищным услугам... Я убеждён, что в ближайшее время       
Правительство Российской Федерации...                                           
                                                                                
Я от фракции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
ШРЕЙДЕР В. Ф. ...Правительство Российской Федерации внесёт соответствующий      
законопроект, и, конечно же, мы его поддержим. Но это будет комплексное         
решение, это будет комплексный подход, и это решит задачу.                      
                                                                                
И давайте не забывать, что сегодня существует возможность, она определена       
законом: если платёж за жилищно-коммунальные услуги составляет более 20         
процентов совокупного семейного дохода - пожалуйста, обращайтесь за             
субсидией, закон позволяет, такая возможность есть. И опять приведу в пример    
город Омск: порядка 15 процентов жителей пользуются этой возможностью и         
получают компенсацию, ничего не мешает это сделать.                             
                                                                                
Ещё раз скажу: мы не должны ограничивать права субъекта, поскольку логика       
законов, которые мы принимаем, в основном предусматривает самостоятельность     
субъекта в решении проблем на его территории.                                   
                                                                                
Наша фракция не будет поддерживать данные законопроекты.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Иванов Сергей Владимирович.                                        
                                                                                
ИВАНОВ С. В. Большое спасибо.                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я всё-таки хотел бы расставить      
точки над "i". Вот полномочный представитель правительства сказал, что по       
Регламенту ему вопросов не задают, однако я нигде не могу найти такой запрет.   
В части пятой статьи 118 Регламента написано, что "при рассмотрении             
законопроекта для ответов на вопросы депутатов Государственной Думы по          
существу законопроекта отводится не более 35 минут". Если в документах к        
законопроекту есть официальный отзыв или заключение правительства, то я не      
понимаю, где здесь запрет задавать вопросы представителю правительства?         
Возможно, уважаемый Александр Юрьевич найдёт и пояснит нам это, давайте до      
конца этот вопрос выясним.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович. Мы попросим комитет по      
Регламенту ответить на этот вопрос.                                             
                                                                                
Заключительное слово - Галина Петровна Хованская.                               
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ХОВАНСКАЯ Г. П. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Очень интересная   
была сегодня дискуссия. Я хочу остановиться только на последнем выступлении -   
на выступлении уважаемого мною члена Комитета по жилищной политике и ЖКХ        
Виктора Филипповича Шрейдера.                                                   
                                                                                
Уважаемый Виктор Филиппович, комплексный подход реализован в законопроекте,     
который был внесён раньше, а именно 16 сентября 2015 года. Он до сих пор        
лежит, не рассматривается, потому что в прошлом созыве отрицательный отзыв      
правительства стал приговором комплексному решению проблемы. Так что            
комплексное решение есть - это законопроект № 882030-6. Я прошу вас, как        
члена комитета, с этим комплексным подходом ознакомиться и поддержать.          
                                                                                
Уважаемые коллеги, спасибо за дискуссию. Такое решение всё равно будет          
принято - или в этой законодательной инициативе, или в комплексной.             
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иван Николаевич Абрамов.                                                        
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон.                                                  
                                                                                
АБРАМОВ И. Н. Уважаемые коллеги, спасибо за обсуждение этих законопроектов.     
Единственно, я не очень понял представителя комитета, который нам привёл        
цифры и сказал, что за последние два года рост был меньше, чем на уровень       
инфляции. В принципе мы и не говорим обо всех субъектах, это, знаете, как       
средняя температура по больнице: в морге и в палате она разная.                 
                                                                                
Эти законопроекты направлены на то, чтобы перекосы на местах были невозможны,   
чтобы никакой чиновник, никакой губернатор не смог воспользоваться своим        
правом, которое мы ему дали, и повысить по своему усмотрению, без каких-либо    
доводов минимальный размер взноса на капитальный ремонт.                        
                                                                                
Ещё раз призываю всех проголосовать за наш законопроект.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово содокладчика.                                              
                                                                                
Павел Рюрикович Качкаев, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАЧКАЕВ П. Р. Коллеги, я всё-таки хочу специально - мы сегодня очень много      
говорим о поручениях президента - зачитать вам отдельные пункты из перечня      
поручений президента Пр-2591 (там речь идёт в целом о системе капитального      
ремонта, тогда на Госсовете рассматривался этот вопрос).                        
                                                                                
Вот два пункта из перечня поручений президента, которые относятся к этому       
вопросу. Первый: Правительству Российской Федерации обеспечить "разработку      
единой методики определения размера предельной стоимости работ (услуг) по       
капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, в том числе      
являющихся объектами культурного наследия, с учётом региональной специфики".    
И второй: "Правительству Российской Федерации наделить федеральный орган        
исполнительной власти полномочиями по контролю за обоснованностью               
устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации   
размеров взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных       
домах и реализацией региональных программ капитального ремонта". Решение, в     
какой форме наделить федеральный орган исполнительной власти этими              
полномочиями, принимается на уровне правительства.                              
                                                                                
Теперь о выступлениях. Коллеги, я уже несколько раз с этой трибуны говорил:     
если мы обсуждаем стоимость капитального ремонта, вернее, минимальный размер    
взноса, давайте не будем говорить о том, сколько у нас уголовных дел            
заведено, сколько жуликов и воров в Российской Федерации, - это тема            
совершенно другого плана, и если уж говорить, то говорить по существу.          
                                                                                
Теперь отмечу для стенограммы: я не говорил, что взносы на капитальный ремонт   
включаются в расходы на жилищные услуги. Когда подсчитывается совокупный        
размер расходов на жилищно-коммунальные услуги, учитывается три позиции:        
жилищные услуги, коммунальные услуги и капитальный ремонт, то есть взнос на     
капитальный ремонт - отдельный вид платы, никакого отношения к оплате ни        
жилищных услуг, ни коммунальных услуг не имеющий. Это ответ на реплику,         
которая была в мой адрес.                                                       
                                                                                
Следующее. У нас забег по капитальному ремонту в 2043 году не завершится, он    
должен быть вечен, потому что дома требуют и будут требовать капитального       
ремонта постоянно: даже те, что мы построили сегодня, через 25 лет мы будем     
вынуждены ремонтировать, поэтому ставить реперные точки, до какого года это     
будет продолжаться, абсолютно бесполезно.                                       
                                                                                
Пользоваться данными 2015 года, когда была отремонтирована 21 тысяча            
многоквартирных домов площадью 66 миллионов квадратных метров, хорошо, но       
нельзя забывать, что в 2016 году мы отремонтировали уже 41 тысячу               
многоквартирных домов площадью 135 миллионов квадратных метров, то есть         
удвоили этот показатель, а в 2017 году, судя по отчёту, мы отремонтировали 47   
тысяч многоквартирных домов площадью 171 миллион квадратных метров. Мы уже      
идём с опережением графика, который сами себе наметили, и, я считаю, нужно,     
руководствуясь пословицей, не искать от добра добра.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в        
статью 156 Жилищного кодекса Российской Федерации", пункт 8 повестки дня.       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 23 мин. 53 сек.)                 
Проголосовало за               91 чел.20,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     91 чел.                                          
Не голосовало                 359 чел.79,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
Ставлю на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в        
Жилищный кодекс Российской Федерации", пункт 9 повестки дня.                    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 24 мин. 22 сек.)                 
Проголосовало за               90 чел.20,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.