Заседание № 241
01.07.2011
Вопрос:
О проекте федерального закона № 68749-3 "О федеральных целевых программах регионального развития".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2144 по 2190 из 9476
Пункт 11, проект федерального закона "О федеральных целевых программах регионального развития". Также Галина Сергеевна Изотова докладывает. ИЗОТОВА Г. С. Уважаемый Олег Викторович, уважаемые коллеги! Данная инициатива имеет длинную историю. Законопроект был внесён в Государственную Думу третьего созыва 13 марта 2001 года, то есть этой инициативе практически уже более десяти лет, принят во втором чтении в 2002 году. Комитет внимательно рассмотрел законопроект и материалы к нему и отмечает следующее. Данный законопроект изначально был направлен на установление порядка разработки и реализации федеральных целевых программ регионального развития, вместе с тем за эти годы, со времени принятия его во втором чтении, нормативная база очень сильно изменилась. В наш базовый закон, Бюджетный кодекс Российской Федерации, были внесены изменения, которые практически меняют принципы и основы, заложенные в законопроект, представленный вашему вниманию. Кроме того, изменения претерпел и конституционный закон "О Правительстве Российской Федерации", по которому Правительство Российской Федерации определяет порядок разработки федеральных целевых программ, формирует их и обеспечивает реализацию. Собственно, подобные нормативные акты, которые изменились за последние годы, можно перечислять и далее. Таким образом, комитет считает, что данный законопроект не согласуется с положениями действующего законодательства. В связи с вышеизложенным комитет полагает, что рассматриваемый проект федерального закона в настоящее время утратил свою актуальность, и рекомендует Государственной Думе его не принимать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, как видите, у нас произошёл сбой процедуры. Я полагаю, в данном случае надо поступать следующим образом: комитет делает доклад, выносит законопроект на третье чтение, человек, который доложил, записывается по мотивам и перед голосованием в рамках выступления по мотивам обосновывает позицию комитета. Вот сейчас поднимает руку Решульский, а у нас по процедуре в третьем чтении нет обсуждения. Я не понимаю, что вот я сейчас должен делать - давать слово Решульскому или не давать? Не давать - он на меня обидится... Это комитет неправильно процедуру соблюдает. Включите микрофон Решульскому. По ведению. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Олег Викторович, я на вас не обижусь: вы очень опытный депутат и хорошо знаете процедуру. Я руку поднял, чтобы выступить по мотивам. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Замечательно, вот это правильно. Я записываю Решульского для выступления по мотивам. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 6703 по 6763 из 9476
По 11-му пункту комитет свою позицию изложил, депутат Решульский по мотивам. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Уважаемые коллеги, я специально попросил слово по мотивам, чтобы вы знали, что вы сейчас отклоняете. Действительно, этот законопроект - а он называется "О федеральных целевых программах регионального развития" - был внесён в 2001 году, то есть более десяти лет назад, второе чтение прошёл, и даже назначалось третье чтение в 2007 году. Приняли бы тогда этот законопроект - а с 2001 года, вы помните, здесь, вообще-то, доминирует "ЕДИНАЯ РОССИЯ", - приняли бы тогда, и всё было бы в соответствии с правовыми нормами. Оттянули - теперь ссылаемся, что не соответствует сегодняшнему состоянию правового поля. Но проблема-то эта существует. Виктор Андреевич Коломейцев нам на каждом заседании говорит о том, что, по данным Федерального казначейства, не обеспечивается финансирование федеральных целевых программ. Многие средства просто остаются в центре, не доводятся до регионов. Вот я вам просто привожу ответ Минрегиона на вопрос фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ", вас же, большинства, вопрос, о судьбе федеральной целевой программы по Дальнему Востоку. Пожалуйста, привожу дословно ответ. Ваше предложение было - пролонгировать эту программу до 2018 года (она до 2013 года). Вы спрашивали, почему она не финансируется сейчас. Вот ответ министра финансов Кудрина: "...однако данный проект не был поддержан Минфином России и Минэкономразвития России в связи с недостаточной определённостью в источниках и объёмах финансирования начиная с 2014 года". Вот такой законопроект вы сейчас отвергаете. Было бы, наверное, правильнее вернуть его, уважаемые коллеги, во второе чтение, если что-то сейчас изменилось в нашем правовом поле, как Галина Сергеевна сказала, доработать его с учётом этого и потребовать, чтобы Министерство финансов финансировало федеральные целевые программы так, как положено. Иначе у нас остаётся, в общем-то, вопрос неразрешимый, всё зависит от доброй или недоброй в большей степени воли министра финансов Российской Федерации, который просто дотягивает это финансирование до декабря, вы прекрасно знаете, до 15-20-го числа, каждого года. Потом вроде бы деньги направляются, но кто же их там за два-три дня предновогодних осваивает? Возвращаются назад. Наша фракция будет против снятия этого законопроекта, и мы предлагаем всё-таки вернуть его во второе чтение... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, выслушали выступление по мотивам. Комитет предлагает данный законопроект отклонить, но я его ставлю в редакции, как и положено в третьем чтении: кто за то, чтобы принять? Но комитет вынес другой вердикт, об этом доложила коллега Изотова. Включите режим голосования. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мы в третьем чтении всегда ставим в позитивном ключе: кто за то?.. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 10 мин. 43 сек.) Проголосовало за 58 чел.12,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 58 чел. Не голосовало 392 чел.87,1 % Результат: не принято Законопроект отклоняется в третьем чтении и снимается с дальнейшего обсуждения.
Заседание № 202
20.11.2002
Вопрос:
О проекте федерального закона № 68749-3 "О федеральных целевых программах регионального развития".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2690 по 2851 из 6197
Следующий законопроект, под номером 9: "О федеральных целевых программах регионального развития". Тоже второе чтение. Виктор Иванович Гришин, пожалуйста. ГРИШИН В. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемые коллеги, вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О федеральных целевых программах регионального развития", подготовленный ко второму чтению. Материалы были розданы вам вчера. После первого чтения он был разослан в субъекты Федерации, и подавляющее большинство их поддерживает принятие данного закона. Напомню, что законопроект был принят Государственной Думой в первом чтении квалифицированным большинством, он получил 301 голос. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению субъектом права законодательной инициативы было внесено восемьдесят поправок. Из них пятьдесят одна комитетом рекомендуется к принятию, а двадцать девять - к отклонению. Несмотря на внесение в текст законопроекта значительного количества поправок, концепция его не изменилась. К подготовке законопроекта помимо его авторов, представляющих различные политические спектры, была подключена рабочая группа, созданная из числа депутатов центристских фракций Государственной Думы, представителей Администрации Президента и Правительства. В ходе доработки законопроекта были уточнены предметы и правовые положения федеральных целевых программ регионального развития, основные понятия, конкретизированы критерии и принципы отбора проблем регионального развития для их решения с помощью программ. Много споров было вокруг статей законопроекта, предусматривающих создание межведомственной координационной комиссии по программам регионального развития. В результате данная норма была отклонена из-за неясности ее статуса. Снято положение, устанавливающее нормативы отчислений на финансирование программ из бюджетов федерального, регионального и местного уровней, против которого возражало Правительство. Учтены замечания Правового управления Аппарата Государственной Думы. Авторы законопроекта признательны за конструктивную работу и конкретные предложения представителям Администрации Президента, хотя до конца нами противоречия не устранены. Предлагается рассмотреть и утвердить таблицу поправок, рекомендуемых к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ясно. Уважаемые коллеги, у кого есть замечания по таблице поправок 1, которую комитет рекомендует к принятию? У представителей Правительства, Президента, у депутатов нет замечаний? Нет. Ставлю на голосование. Кто за то, чтобы согласиться с предложением комитета в части принятия поправок? Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 00 сек.) Проголосовало за 349 чел. 77,6% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 349 чел. Не голосовало 101 чел. 22,4% Результат: принято Принимается таблица 1. Какие у кого будут замечания по таблице 2, которую комитет рекомендует к отклонению? Есть замечания у представителей Правительства, Президента, у депутатов? Нет. Ставлю на голосование: согласиться с предложением комитета в части отклонения поправок. Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 40 мин. 48 сек.) Проголосовало за 347 чел. 77,1% Проголосовало против 0 чел. 0,0% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 347 чел. Не голосовало 103 чел. 22,9% Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставлю на голосование: принять законопроект во втором чтении... Подождите голосовать. По мотивам голосования - представитель Правительства. ДМИТРИЕВ М. Э. Уважаемые депутаты, по поводу принятия данного законопроекта во втором чтении у Правительства Российской Федерации имеются концептуальные возражения. Первое возражение, принципиального характера, состоит в том, что закон фактически позволяет любой региональной программе, реализуемой на уровне субъекта Федерации, придать статус федеральной целевой. В условиях ограниченности тех средств, которые направляются на Федеральную адресную инвестиционную программу, это приведет к существенному распылению средств, сделает невозможной концентрацию на приоритетных регионах и на приоритетных объектах, действительно имеющих реальное федеральное значение. Вторая проблема состоит в том, что нормы закона во многом дублируют уже действующее законодательство и вступают с ним в противоречие в части, касающейся регулирования федеральных целевых программ. В связи с этим Правительство Российской Федерации данный законопроект не поддерживает. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Но это замечания концептуального характера, они должны делаться при рассмотрении законопроекта в первом чтении. Таблицы все проголосовали, замечаний не было. Пожалуйста, Виктор Иванович Гришин, ваше мнение. ГРИШИН В. И. Мое мнение, в общем-то, противоположно этому. Мы действительно год назад как бы отменили 52 программы, которые были федеральными. Правительство сделало свою программу. Но с тем, что средства сконцентрированы, я не согласен. Вместо сорока субъектов только в одной программе по сокращению различий сейчас участвует более пятидесяти субъектов Российской Федерации, а с учетом того, что у нас есть еще пять программ других - по Югу России, Дальнему Востоку и так далее, по сути дела, количество субъектов, участвующих в распределении того же количества средств, наоборот, увеличилось. Поэтому не надо говорить здесь о концентрации, этого нет. При том подходе, который Правительство сегодня культивирует, с этим я не согласен. Что касается дублирования тех положений, которые существуют в настоящих законах, это тоже не так. То есть существует практически один закон - "О поставках продукции...". Этот закон, по моему мнению, прописан в основном для федеральных целевых программ отраслевого значения, когда действительно разрабатывается одна проблема, скажем энергетическая, когда действительно заказчиком является то министерство, которое, по сути дела, эту проблему в состоянии контролировать, и оно за счет бюджета Российской Федерации действительно эту проблему расшивает. Когда дело касается регионов, к сожалению, здесь совершенно другое. Здесь есть своя специфика. Во-первых, финансирование обязательно осуществляется из двух бюджетов. Причем часто бывает так, что финансирование из бюджета субъекта больше, чем финансирование из бюджета Российской Федерации. И в этой части Правительство Российской Федерации как бы на практике учитывает это положение. Когда были те программы, оно передавало часть полномочий заказчика и часть принципов по управлению этой программой субъекту Федерации. К сожалению, закон этого не позволяет делать. Как же так получается, что субъект платит деньги, а управлять программой не может? Такого быть не должно, как вы понимаете. Поэтому я вот с этими вещами не согласен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо. Ставлю на голосование. Пожалуйста, коллеги, будьте внимательны. Кто за то, чтобы законопроект принять во втором чтении? Пожалуйста, голосуйте. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 45 мин. 06 сек.) Проголосовало за 301 чел. 66,9% Проголосовало против 5 чел. 1,1% Воздержалось 0 чел. 0,0% Голосовало 306 чел. Не голосовало 144 чел. 32,0% Результат: принято Принимается. Спасибо, Виктор Иванович.
Заседание № 105
27.06.2001
Вопрос:
О проекте федерального закона № 68749-3 "О федеральных целевых программах регионального развития".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5040 по 5505 из 6846
секундочку. Виноват, о гербе пойдет дальше. Сейчас какой у нас? 30-й, да. Проект федерального закона "О федеральных целевых программах регионального развития". Доклад заместителя председателя комитета по делам Федерации Виктора Ивановича Гришина. Пожалуйста, Виктор Иванович. ГРИШИН В. И., фракция "Отечество - Вся Россия". Уважаемый Геннадий Николаевич, уважаемые коллеги! Комитет по делам Федерации и региональной политике разработал пакет законопроектов, направленных на укрепление основ федерализма и взаимодействие федеральных и региональных органов власти в решении проблем социально-экономического развития субъектов Федерации и страны в целом, на регламентацию ответственности при исполнении тех или иных полномочий, особенно в части предметов совместного ведения. Среди них законопроекты "Об основах государственного регионального развития в Российской Федерации", "О федеральных целевых программах регионального развития" и "Об основах федеральной поддержки депрессивных территорий Российской Федерации". В определенной мере эти законопроекты взаимоувязаны, они используют одну и ту же систему терминов и понятий, одну и ту же систему целеполагания. Комитет планировал рассмотреть их вместе, но, к нашему сожалению, так не получилось по ряду причин. И сегодня вашему вниманию представляется для принятия в первом чтении законопроект "О федеральных целевых программах регионального развития". Суть предлагаемого законопроекта - в определении предмета и правового положения федеральных целевых программ регионального развития, в установлении порядка разработки и реализации программ, утверждения и управления ими. В соответствии со статьей 13 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации", статьей 2 Федерального закона "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации определяет порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, формирует и обеспечивает их реализацию. Разработка федеральных целевых программ организуется федеральными органами исполнительной власти. Порядок внесения федеральных целевых программ, рассмотрения и утверждения их определен статьями 192, 197 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Таким образом, для законодательства сам термин "федеральные целевые программы" уже приемлем и в определенной мере определен, но не полностью. Это во-первых. Во-вторых. Существующие правовые акты определяют технологию и процедуру принятия решений о федеральных целевых программах на федеральном уровне. Однако роль в государственном строительстве, в осуществлении социально-экономической политики, значение на практике гораздо выше, особенно в части взаимодействия федеральных и региональных органов государственной власти. В-третьих. Присвоение статуса федеральных целевых программ, по-нашему мнению и как это следует из практики, происходит спонтанно. Такими программами именуются действительно общегосударственные системные действия и одноразовые мероприятия. Видимо, не случайно само число федеральных целевых программ постоянно меняется. В-четвертых. Существующее законодательное обеспечение федеральных целевых программ в большей мере сориентировано на развитие отраслей народного хозяйства. Однако системный подход требует обратить внимание и на иное понимание комплекса. Поэтому мы уточняем: федеральные целевые программы регионального развития в широком смысле - и как формы влияния на региональное развитие Российской Федерации, и как способы развития конкретного субъекта Российской Федерации или групп субъектов. В-пятых. Существующий отбор проблем для программной проработки в существующем законодательстве основан на самодеятельности инициаторов постановки вопросов и, естественно, привносит субъективизм в дело государственной важности. Вот именно эти обстоятельства и понудили нас, разработчиков законопроекта, представить свои предложения по сути, статусу, предмету и другим атрибутам активной целенаправленной государственной деятельности, оформляемой в виде федеральных целевых программ регионального развития. Всё остальное, что присутствует в тексте законопроекта, может и должно быть уточнено, развито либо изменено. Авторы это хорошо понимают и принимают. Теперь о важных частностях, в частности, о государственном заказчике программ. Сегодня по большинству программ, независимо от их содержания, функции заказчика возлагаются на Министерство экономического развития и торговли. Вместе с тем осуществить полномасштабное руководство реализацией программ один орган, при всем уважении к Минэкономразвития, просто не в состоянии. Кроме того, это и нецелесообразно. По-моему, само министерство это понимает. Практика пошла по пути передачи функций управления: и разработка, и реализация программ - сверху вниз. В части региональных программ на базе договорных отношений между Минэкономразвития и администрациями субъектов Федерации ряду последних придается достаточно широкий круг функций государственного заказчика. Следовательно, эту оправдавшую себя практику можно и необходимо закрепить законом. Однако этого недостаточно. Предлагаем в общем виде прописать статус и функции государственного заказчика, заказчика-координатора, потому что для части программ, особенно имеющих межрегиональное значение, мы часто назначаем не одного заказчика, а нескольких. Это даст возможность уточнить положения об органах, осуществляющих реализацию федеральных целевых программ, таких, как дирекция региональных программ. В том случае, если программа имеет межрегиональный характер и охватывает ряд регионов, в частности такие программы, как программа по Дальнему Востоку, по Северу, по Сибири, в качестве государственного заказчика должен выступать конкретный федеральный орган исполнительной власти. Если же в качестве объекта федеральной программы выступает субъект Российской Федерации, то государственным заказчиком могут выступать органы госвласти данного региона, и они же могут передавать часть своих функций на договорной основе органам местного самоуправления. Однако при этом я подчеркиваю, что функций, а не полномочий. В части механизма разработки и рассмотрения представленных проектов программ существующие нормативные базы ориентируют на разработку проектов программ федеральные органы власти. На практике многие региональные программы, если не все, разрабатываются регионами за счет их средств. Недостатком устоявшегося порядка является отсутствие зафиксированного механизма рассмотрения и согласования проектов программ. И кто, на каком этапе должен рассматривать разработанный проект? Кто должен согласовывать? В какие сроки? Такая ситуация приводит к снижению ответственности при рассмотрении проектов, к затягиванию сроков и другим негативным последствиям. Таких примеров можно привести много. В части содержания целевой программы сложность заключается в том, что на территориях регионов реализуются десятки отраслевых и функциональных программ, в той или иной степени решающих региональные проблемы. Мы предлагаем решение вопроса о соотношении и координации этих программ в рамках региона, месте и роли региональной программы в увязке решаемых проблем. Мы отдаем себе отчет в том, что специфика самих программ, их масштабы должны объективно вести к установлению различных прав и обязанностей, в первую очередь в области финансирования и включения какой-либо программы в перечень федеральных целевых программ, финансируемых из федерального бюджета. Однако целесообразно установить и общие правила перераспределения функций между различными органами управления, потому как сегодня в части заключения договоров Минэкономразвития с рядом регионов не всё однозначно. Имеются недостатки в существующем законодательстве и в части проведения конкурсов разработанных программ, и в статистической отчетности, и в организации финансирования, реформирования фонда развития регионов. Все, кто был причастен к формированию раздела 21 бюджета, прекрасно помнят и знают, как формировался фонд развития регионов и как это развитие или как его формирование из года в год сопровождалось определенными сложностями. В ноябре прошлого года Комитет по делам Федерации и региональной политике провел парламентские слушания. Мы пришли к выводу, что нужен закон о федеральных целевых программах регионального развития. Программа на основе целевого метода, как показывает жизнь, находит применение и используется для решения проблем регионального развития и в других странах, к примеру в Италии, Франции, США. Так, в частности, Правительство США использует этот механизм для решения региональных проблем в области строительства дорог, в развитии малого бизнеса, экологии, в 43 штатах из 50 имеются межштатные программы. В нашей стране, вы это прекрасно знаете, программа на основе целевого метода широко использовалась и в старой системе. Вы помните программу развития БАМа, программу развития Сибири. Следующий программный бум начался у нас в середине 90-х годов, уже при новой системе. Неплохие результаты достигнуты по тем программам, которые составляет новое поколение: по программе развития Ростовской области, Республики Коми, Республики Мордовия, Кабардино-Балкарской Республики. В Республике Коми при минимальной федеральной поддержке построен кардиологический центр, ведется строительство аэропорта. Только ввод пускового комплекса бокситового рудника на 500 тысяч тонн руды в год, на которые доля федерального бюджета при общих объемах капитальных вложений порядка 700 миллионов рублей составила 82 миллиона, то есть 11 процентов, уже позволил добыть более 1 миллиона тонн руды, создать около 600 новых рабочих мест и выплатить налоги по всем уровням бюджетной системы на 124 миллиона рублей, в том числе - 68 миллионов в федеральный бюджет. То есть, по сути дела, те ассигнования, которые были из федерального бюджета, сегодня уже покрыты той отдачей, которую дают эти объекты. В Республике Мордовия реализация программы позволила сохранить положительные темпы развития отраслей экономики и за счет этого сократить за три года дотационность республики с 47 до 31 процента. В то же время по целому ряду программ поставленные цели не достигнуты. Многие программы реализуются посредством финансирования отдельных инвестиционных проектов и научно-исследовательских работ. Следует отметить снижение объемов федеральных средств на финансирование федеральных целевых программ регионального развития. В предыдущие годы выделенные средства не закрывались Минфином или закрывались очень плохо, поэтому многие программы сегодня профинансированы, скажем так, от 9 до 30 процентов. В то же время и доля средств самого федерального бюджета на федеральные программы, или фонд регионального развития, невелика. Сегодня фонд составляет около 0,3 процента от общего объема бюджета. Анализ результатов реализации программ убедил нас в однозначной необходимости их соответствующего законодательного обеспечения. Если мы не будем заниматься инвестиционной деятельностью, будем заниматься только трансфертной составляющей, нам никогда не перевести регионы на самофинансирование, нам никогда не возродить депрессивные регионы. Поэтому мы считаем, что такой механизм нужен. Еще раз подчеркну: мы понимаем, что над законопроектом еще надо поработать, для этого существует процедура второго чтения. Поэтому прошу вас, коллеги, с пониманием отнестись к данному тексту и поддержать его концепцию в первом чтении. Спасибо за внимание. Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы В. П. Лукин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Нет вопросов? Тогда, раз нет вопросов, мы переходим к обсуждению. Есть ли желающие выступить? Представители фракций имеются, которые желают выступить? От КПРФ слово предоставляется депутату Иванченко. Пожалуйста. ИВАНЧЕНКО Л. А., председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике, фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Уважаемые коллеги, каждый раз, когда начинается рассмотрение проекта бюджета на очередной финансовый год, в наш комитет обращается практически каждый депутат, озабоченный тем, что есть необходимость урегулирования или налаживания межбюджетных отношений между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации. Механизмов таких несколько. И один из таких возможных вариантов - это разработка и принятие целевых программ, помогающих нивелировать, обеспечить должный уровень или помочь приблизиться к должному уровню социально-экономических стандартов, которые должны сегодня иметь люди в тех или иных регионах. Последние годы создали ситуацию довольно-таки неравнозначного развития, и из 89 субъектов Федерации мы имеем примерно 18 субъектов-доноров, все остальные - реципиенты, нуждающиеся в финансовой поддержке. Свидетельством важности и значимости этой проблемы является то, что Президент Путин, выступая с Посланием к Федеральному Собранию в этом году, обратил внимание именно на необходимость совершенствования федеративных отношений в нашем государстве и определил целый ряд приоритетных законов, которые должны быть приняты законодателями. Именно та группа законов, о которой сказал Виктор Иванович Гришин в докладе, должна способствовать сегодня урегулированию взаимоотношений между федеральным центром и субъектами Федерации, разграничению предметов ведения, созданию конкурсности здесь, гласности при разработке тех или иных механизмов для улучшения социально-экономического обеспечения регионов. Представленный вам закон позволяет сегодня упорядочить очень важные и значимые направления деятельности при разработке и организации исполнения целевых программ регионального развития. До сегодняшнего дня существовало примерно 170 программ. Они разные по своему содержанию, по качественному уровню подготовки и по степени финансирования. Есть весьма значимые программы, которые действительно помогают регионам решать насущные проблемы. Есть те программы, которые можно было бы считать элементом модности, потому что любой руководитель субъекта Федерации считает исполненным своим политическим долгом, если ему удается провести такую программу, или постановление, через Правительство или другие органы государственной власти. Комитет очень обстоятельно работал над этим проектом закона. Мы считаем, он поможет в организационном отношении выстроить логический механизм разработки и реализации этих программ. От имени фракции КПРФ и от имени комитета мы предлагаем поддержать данный проект закона и надеемся, что он будет способствовать улучшению, или совершенствованию, взаимоотношений между федеральным центром и органами власти субъектов Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Леонид Андреевич. От фракции "Единство" нет представителя для выступления? Нет. От Либерально-демократической партии России? Нет. От "Отечества..."? Нет. От "Союза Правых Сил"? Нет. От "ЯБЛОКА"? Нет. Агропромышленная депутатская группа? Нет. "Народный депутат"? Нет. И "Регионы России..."? Не имеет. Имеется? Нет. Тогда, значит, надо спросить представителей Правительства и Президента. Да, пожалуйста, Андрей Викторович. ЛОГИНОВ А. В. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты! Правительство не поддерживает данный законопроект вот по каким основаниям. Мы признаем, что крайне необходимо разрабатывать федеральные целевые программы регионального развития, и более того, полагаем, что разработка этих программ нуждается в единой методологии, в единых подходах, что эти программы разрабатываться должны по типовому макету. Кстати, совсем недавно, 14 июня, Правительством Российской Федерации было выпущено распоряжение: министерству экономического развития утвердить подготовку, порядок согласования с федеральными органами исполнительной власти субъектов программ экономического и социального развития, которые имеют федеральное значение и предлагаются к финансированию с использованием средств федерального бюджета. Также министерство экономического развития должно утвердить типовой макет таких программ и обеспечить их регистрацию и учет, чтобы всё это осуществлялось в рамках централизованной государственной экономической политики. Я хотел также подчеркнуть следующий момент. Осенью 2000 года Правительством Российской Федерации была принята концепция, которая была направлена на резкое сокращение количества федеральных целевых программ, не обеспеченных финансированием за счет средств федерального бюджета. Осталось только пять федеральных целевых программ регионального развития. Если депутатам интересно, я перечислю: это программа по Дальнему Востоку и Забайкалью, программа по Курильским островам, программа "Юг России", программа по Калининградской области и общеметодологическая программа снижения уровня дифференциации социально-экономического развития регионов. Правительство против принятия данного закона, потому что на практике схема, предусматриваемая данным законом, когда программы будут разрабатываться с субъектами Федерации, потом вноситься на межведомственную комиссию, которая должна работать, естественно, в постоянном режиме, а это потребует серьезного финансирования, приведет к тому, что опять же возрастет финансирование программ из бюджета до 200 миллиардов рублей, как это бывало в прежние годы, тогда как реальные возможности федерального бюджета позволяют финансирование осуществлять только в объеме 4 миллиардов. Чтобы не возвращаться к прошлой практике, мы выступаем против принятия этого проекта закона в первом чтении, поскольку вся необходимая работа Правительством проводится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Алексеевич, есть необходимость выступить? КОТЕНКОВ А. А. Обязательно. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. КОТЕНКОВ А. А. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые депутаты Государственной Думы! Ну я добавлю несколько слов к тому, что сказано по содержанию полномочным представителем Правительства в Госдуме, и затем - несколько слов о процедуре. Итак, прежде всего в заключении Президента отмечается, что представленный законопроект вообще не имеет собственного предмета законодательного регулирования. Все вопросы, которые пытается урегулировать данный законопроект, решены в законе "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", в Бюджетном кодексе, в Федеральном конституционном законе "О Правительстве...", а также в федеральных законах о бюджете на каждый финансовый год. Всё, что касается федеральных целевых программ, там расписано: как они формируются, кто их инициирует, как разрабатываются, как финансируются. Кроме того, данный законопроект частично пытается регулировать вопреки Конституции порядок расходования средств субъектов Федерации. В частности, читаю, статья 8: "Финансирование разработки федеральной целевой программы регионального развития осуществляется на основании решения Правительства Российской Федерации за счет средств субъектов Российской Федерации". Очень здорово! Почитайте внимательно Конституцию. Конституция категорически запрещает федеральным властям вмешиваться в порядок расходования бюджетов субъектов Федерации. И наконец, самое основное: данный законопроект предусматривает расходы из федерального бюджета. Андрей Викторович сказал, что содержание специальной межведомственной комиссии требует расходов. Но это копейки по сравнению с тем, что закон предусматривает, что источниками финансирования и реализации федеральных целевых программ регионального развития являются федеральные, региональные и муниципальные бюджеты! Более того, здесь же указывается, что финансовые средства из федерального бюджета на реализацию объектов федеральной значимости в федеральной целевой программе регионального развития не могут превышать 50 процентов от общего объема финансовых средств за счет всех источников финансирования на реализацию программы. То есть законопроект не только предусматривает прямое расходование средств федерального бюджета, но и устанавливает их долю в этих целевых программах. Представитель Правительства уже сказал, что, если профинансировать все проекты целевых программ, которые представляются в Правительство, это составит порядка 200 миллиардов рублей. Уважаемые авторы законопроекта, извольте получить на этот законопроект заключение Правительства, в котором будет дана оценка возможных последствий и возможности реализации данного законопроекта, то есть сколько потребуется средств из федерального бюджета, после чего внести его в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации. Таким образом, уважаемые депутаты, данный законопроект не может быть принят не только по содержанию, но и рассмотрен по процедуре, поскольку не считается внесенным в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Мы выслушали мнение представителей комитета, представителей исполнительной власти. Сейчас - время приступить к голосованию. Заключительное слово, если пожелает представитель комитета, разумеется. Пожалуйста. ГРИШИН В. И. Уважаемый Владимир Петрович, уважаемые коллеги! По тому, что сказало Правительство. На самом деле на сегодня действует принятое 14 июня постановление Правительства, которое в определенной степени как бы регламентирует порядок разработки программ. Но то, что сегодня мы предлагаем в качестве проекта регулирования в законе, это гораздо шире, и это не решишь постановлением. Это, во-первых, функции заказчика. По постановлению о государственных нуждах функции заказчика может выполнять только орган исполнительной власти Российской Федерации. И вот то постановление в большей мере касается отраслевых программ. Когда дело переходит к региональным программам, и я уже сказал об этом, в большинстве случаев на практике функции заказчика министерство экономики передает органам исполнительной власти субъектов Федерации. Мы, по сути дела, предлагаем это в законопроекте узаконить, чтобы не чесать постоянно правой рукой левое ухо или не ездить в Москву через Владивосток откуда-то. Дальше. Что касается замечания Александра Алексеевича о том, что нет предмета регулирования. Я считаю, что вот то, что я говорил по заказчику, и то, что я говорил по финансированию, - на сегодня эти вопросы в существующем законодательстве не урегулированы. И мы, начиная, скажем, с парламентских слушаний, неоднократно приглашали представителей Правительства к разработке данного законопроекта. Правительство, с одной стороны, понимает, так сказать, необходимость регламентации разработки программ, с другой стороны, как бы пытается уйти от решения этого вопроса. И когда говорят, что мы как бы увеличиваем расходы, вот принятием этого закона увеличиваем расходы на реализацию программ, - это далеко не так. На самом деле сегодняшняя процедура поле проблем для разработки программ никак не ограничивает. То есть инициаторы программ могут по любой проблеме федеральные программы написать. Поэтому Правительство пошло по простому пути - оно сегодня административным методом зарезало, скажем так, вот те программы, которые есть. У нас на сегодня 50 программ. Правительство на будущий год (господин Логинов опубликовал...) пять программ предлагает нам принять. Вы должны понимать, что по тем программам, которые профинансированы в объеме от 10 до 30 процентов, часть средств уже в объекты вложена. Сегодня будет незавершенка в объеме не менее 2 миллиардов рублей. Для того чтобы эту незавершенку законсервировать, нужны будут средства, и если мы будем вот так вот, бросаясь из крайности в крайность, решения принимать, не имея законодательной основы, не имея законодательной базы, мы просто будем расходовать больше средств. Если говорить о комиссии, которая должна будет вот эти программы принимать, эти программы экспертировать, то надо сказать, что на самом деле у нас уже такой опыт есть. Есть тройственные комиссии по трансфертам, которые достаточно четко работают. И та комиссия межведомственная, о которой ведется разговор в самом законопроекте, строится именно на этой основе. И в данном случае опыт работы с трансфертами говорит, что у комиссии это действительно получается гораздо лучше и эффективнее, чем у одного Правительства. И мы бы хотели, чтобы Правительство в данном случае вдумалось в законопроект, ведь этот законопроект реализует в определенной мере те цели, которые продекларированы самим Правительством. Я бы хотел просить вас поддержать. Мы начинаем формировать проект бюджета на 2002 год, у нас сейчас возникнут вопросы по программам. Они возникнут в регионах, вам будут эти вопросы задавать. Сейчас, так сказать, зарезать эти программы - это один вопрос, но я повторяю: ведь будет снова болеть голова - что делать с объектами, строительство которых не завершено, что делать с теми людьми, которые набрали опыт по реализации этих программ. Прошу вас поддержать данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Депутат Иванченко, пожалуйста. По мотивам голосования. Включите микрофон. Пожалуйста, докладчик имеет возможность... ИВАНЧЕНКО Л. А. Уважаемые коллеги, прежде чем нажимать ту или иную кнопку, мы просили бы задуматься над сутью и содержанием выступлений представителя Правительства и представителя Президента. Логика простая: лучший способ лечить голову - это взять ее и отрубить. Поэтому мы просили бы это учесть при голосовании, так как закон дает полную прозрачность от момента проработки программы до механизма ее реализации. Я обращаюсь с просьбой от имени комитета поддержать все-таки данный проект закона в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вы просто объяснили, что вы будете голосовать за этот закон. Понятно. Хорошо. Приступаем к голосованию. Кто за то, чтобы принять проект федерального закона "О федеральных целевых программах регионального развития"? Прошу включить режим голосования. Нет бескарточных депутатов? Нет. Пожалуйста, покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 59 мин. 37 сек.) Проголосовало за 301 чел. 66,9% Проголосовало против 70 чел. 15,6% Воздержалось 2 чел. 0,4% Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел. Результат: принято Закон принят в первом чтении.