Заседание № 211
О проекте федерального закона № 687102-7 "О внесении изменений в статью 45 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с принятием закона о продлении срока амнистии капитала).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
2-й вопрос повестки дня, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (о продлении срока амнистии капитала), третье чтение. Доклад Леонида Яковлевича Симановского. Пожалуйста, Леонид Яковлевич. СИМАНОВСКИЙ Л. Я., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект во втором чтении был принят вчера, прошёл правовую и лингвистическую экспертизы и готов к принятию в третьем чтении. Прошу поддержать решение комитета и принять законопроект в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, учитывая, что вчера на Совете Государственной Думы обсуждался вопрос о том, чтобы по мотивам могли выступить сразу по трём взаимосвязанным вопросам, вы не будете возражать, если докладчики сразу сделают сообщения по 3-му и по 4-му вопросам повестки дня? По 4-му доклад сделает Марданшин Рафаэль Мирхатимович, а по 3-му, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 45 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации", доклад сделает Леонид Яковлевич. Этот законопроект связан с законопроектом под пунктом 2, речь идёт также о продлении срока амнистии капитала. Затем, ещё раз подчёркиваю, выступления от фракций по мотивам можно было бы сделать сразу по трём вопросам. Нет возражений? Нет. Пожалуйста, Леонид Яковлевич, делайте доклад по 3-му вопросу, а затем мы послушаем Рафаэля Мирхатимовича Марданшина по 4-му вопросу. СИМАНОВСКИЙ Л. Я. Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Аналогично: во втором чтении законопроект был принят вчера, он прошёл все экспертизы, правовую и лингвистическую, и готов для принятия в третьем чтении. Комитет просит поддержать решение о принятии данного законопроекта в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Леонид Яковлевич, спасибо.
Заседание № 210
О проекте федерального закона № 687102-7 "О внесении изменений в статью 45 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с принятием закона о продлении срока амнистии капитала; принят в первом чтении 18 апреля 2019 года с наименованием "О внесении изменений в статьи 45 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 4, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 45 части первой и статью 217 части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Андрей Михайлович Макаров, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, это второй законопроект из пакета законопроектов, в которых рассматриваются вопросы декларирования. Внесены две поправки по замечаниям юристов, обе рекомендованы комитетом к принятию. Комитет предлагает поддержать законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок? Нет. Ставится на голосование таблица поправок. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 13 мин. 45 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2 % Проголосовало против 32 чел.7,1 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 366 чел. Не голосовало 84 чел.18,7 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 14 мин. 13 сек.) Проголосовало за 364 чел.80,9 % Проголосовало против 37 чел.8,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении. Микрофон на трибуне включите. МАКАРОВ А. М. Коллеги, законопроекты готовы к рассмотрению в третьем чтении, и комитет предлагает оба законопроекта, 3-й и 4-й вопросы, вынести завтра на рассмотрение в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Возражений нет, коллеги? Принимается.
Заседание № 208
О проекте федерального закона № 687102-7 "О внесении изменений в статьи 45 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации" (в связи с принятием закона о продлении срока амнистии капитала).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, у нас теперь идёт блок законопроектов. Мы договорились на заседании Совета Думы рассмотреть законопроекты под пунктами 23, 24, 25 с одним докладом и двумя содокладами и провести совместное обсуждение, поскольку это связанные законопроекты. Итак, пункт 23, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"; пункт 24, проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации"; пункт 25, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства замминистра финансов Ильи Вячеславовича Трунина. Пожалуйста. ТРУНИН И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Добрый день, уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Вашему вниманию предлагается внесённый Правительством Российской Федерации пакет законопроектов, которые направлены на исполнение поручения президента, данного в феврале текущего года, в части продления, или установления, как предлагает правительство, третьего этапа добровольного декларирования физическими лицами имущества контролируемых иностранных компаний и счетов в иностранных банках. Напомню, что к настоящему времени в России уже было проведено и завершилось два этапа добровольного декларирования, с 1 июля 2015 года по 30 июня 2016 года (это был первый этап) и с 1 марта 2018 года по 28 февраля текущего, 2019 года (это был второй этап добровольного декларирования). В рамках этого процесса, установленного законом, принятым ещё в 2015 году, физическим лицам предоставлялась возможность добровольно задекларировать в налоговых органах своё имущество, зарубежные счета, контролируемые иностранные компании. Государство с помощью законов, принятых в тот период, гарантировало декларантам освобождение от уголовной, административной и налоговой ответственности за нарушение валютного и налогового законодательства, если такое нарушение было допущено в предыдущие периоды и было связано с задекларированным имуществом или счетами. Напомню, что для предоставления гарантий в те периоды не требовалось никаких дополнительных условий, кроме заполнения деклараций и представления документов в обусловленном законом объёме. Процесс добровольного декларирования в рамках как первого, так и второго этапов был достаточно популярным, в налоговые органы было представлено много деклараций. Процесс завершился. В феврале текущего года на съезде "Деловой России" представители бизнеса обратились к президенту с просьбой о продлении амнистии, была дискуссия. Президент предложил не продлевать то добровольное декларирование, которое было, при этом предложил подумать и поручил внести законопроекты о том, чтобы если и устанавливать третий этап добровольного декларирования, то обусловливать предоставление гарантий выполнением определённых действий - также в поручении президента было указано каких. Правительство предлагает внести в законодательство изменения, которые устанавливали бы третий этап проведения добровольного декларирования: в случае принятия законов его предполагается начать 1 июня текущего, 2019 года и закончить 1 марта 2020 года. Предлагается предусмотреть возможность добровольного декларирования всех объектов, которые уже были, то есть имущества контролируемых иностранных компаний, счетов в иностранных банках, предоставить все те же самые гарантии, которые уже предоставлялись, но при выполнении уже новых условий: если человек хочет воспользоваться гарантиями в отношении своих зарубежных счетов, то есть получить освобождение от санкций в части нарушения валютного законодательства, то все деньги со всех счетов должны быть переведены на счета в российские банки на территории Российской Федерации, то есть осуществлена репатриация капитала; если же декларант декларирует своё имущество, в частности контролируемые иностранные компании, то для того, чтобы воспользоваться предусмотренными освобождениями, эти компании должны быть перерегистрированы в Российской Федерации. Соответствующие возможности с этого года у нас появились: созданы специальные административные районы в Калининградской области и в Приморском крае, законодательство об этих районах предусматривает возможность без ликвидации иностранной компании редомицилировать её в форме международной компании на территорию России без совершения каких-либо дополнительных действий. Это что касается базового законопроекта о внесении изменений в закон о добровольном декларировании. Остальные части пакета - это технические изменения, необходимые для того, чтобы реализовать основной закон. В Уголовном кодексе необходимо соответственно продлить дату, до которой лицо, совершившее правонарушение, не будет привлекаться к уголовной ответственности: сейчас это 1 января 2018 года - предлагается сделать 1 января 2019 года. Для гарантии в части привлечения к налоговой ответственности необходимо внести соответствующие изменения в Налоговый кодекс, это и предлагается сделать законопроектом о внесении изменений в Налоговый кодекс. Также законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс предполагает исполнение другой части того же поручения президента, об освобождении на один год лиц, которые стали налоговыми резидентами Российской Федерации в 2019 году и не были таковыми в 2018 году, от обязанности по уплате налогов с прибыли контролируемых ими иностранных компаний. Обусловлено это очень простой причиной: прибыль контролируемых иностранных компаний, которая включается в налоговую базу, исчисляется за предыдущий финансовый год и может начинаться в 2017, а заканчиваться в 2018 году, то есть это те периоды, когда физическое лицо ещё не признавалось налоговым резидентом Российской Федерации. Такие изменения, которые вносятся по поручению президента, также должны являться стимулом для возврата физических лиц под российскую налоговую юрисдикцию. Полагаем, что изменения, которые предусмотрены законопроектами, будут способствовать созданию благоприятных условий для перевода активов в Российскую Федерацию. Просим поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По первым двум законопроектам содоклад Андрея Михайловича Макарова. МАКАРОВ А. М., председатель Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Спасибо, уважаемый Александр Дмитриевич! Чертовски хочется работать. Поскольку по двум законам поставили 5 минут... Ну я даже не буду просить больше. Вы знаете, я вам хочу рассказать о том, как проходили последние дни тех сроков, которые были на предыдущих двух этапах. В последнюю неделю, когда заканчивался первый этап, была очередь в налоговую - мол, надо успеть, - и налоговая была вынуждена распределять людей, которые хотели воспользоваться этим законом, по районным инспекциям, чтобы они могли хотя бы просто успеть что-то сделать. Всё равно все не успели. Тогда возникла просьба к президенту сделать второй этап - был сделан второй этап. На самом деле много людей воспользовалось, это правда, но опять же в последнюю неделю или две у дверей налоговой стояли толпы людей, которые хотели этим воспользоваться. И после того, как срок закончился: ах, мы не успели, ах, мы не подумали, Владимир Владимирович, пожалуйста, ну вот ещё раз продлите. Мы говорили абсолютно внятно, что второй этап амнистии, вот то, что было, - это окончательное решение, такого больше не будет, это были уникальные возможности, которые давались бизнесу, поэтому сегодня не предлагается просто продлить то, что было. Именно поэтому в поручении президента сказано: ребята, у вас было две возможности, когда вы просто декларируете; вы не ставили задачу возвращения денег в страну, вот и делайте, как вам удобно, но просто задекларируйте, чтобы всё было прозрачно. Сейчас - нет, сейчас, если вы хотите, чтобы вы освобождались от ответственности, которая предусмотрена законом, то, если вы декларируете счета, верните деньги из-за границы в Россию, если вы декларируете компанию - верните компанию. Мы создали возможности для редомициляции в двух зонах - пожалуйста, возвращайте эти компании. В этом принципиальное отличие третьего этапа от второго этапа, в этом разница. И теперь мы прекрасно видим, какое беспрецедентное давление оказывается на наш бизнес за границей. Были возможности. Напомню, что ещё в 2005 году президент в послании сказал: устанете пыль глотать, пытаясь достать деньги из своих офшоров. Прошло почти 15 лет - оказалось, что Владимир Владимирович был прав. Если кто-то хочет освобождения от ответственности... а мы видим, сейчас всё прозрачно: налоговая получает информацию уже в автоматическом режиме - мы видим, но мы не хотим никого сажать в тюрьму. Мы не хотим, чтобы в стране создавалась армия преступников - тех, кто выводил свои деньги, свои фирмы за границу, - поэтому даже в этой ситуации страна протягивает им руку и говорит, что, мол, да, но условия вот такие: если вы действительно хотите, возвращайте капиталы в страну, и на этих условиях освобождение от ответственности, которое было на первом и втором этапах, сохраняется. Вот смысл всех этих законов. Уважаемые коллеги, есть какие-то неточности, есть какие-то вещи, которые надо посмотреть во втором чтении, - это есть, и мы говорили с правительством, что действительно какие-то вещи надо поправить немножко. Но вот эта идея, поручение, которое дал правительству и нам с вами президент, - и комитет по бюджету его поддерживает и предлагает поддержать законопроект в первом чтении - это действительно правильное решение: надо дать возможность нашему бизнесу вернуть деньги в страну, не опасаясь здесь ответственности. Кстати, это и огромная помощь им в борьбе с санкциями и с отношением, которым они подвергаются за границей. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. И содоклад по 25-му пункту, Рафаэль Мирхатимович Марданшин. Пожалуйста. МАРДАНШИН Р. М., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект, который предусматривает внесение изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации, а именно в статью 76-1, направлен на продление срока действия нормы по освобождению от уголовной ответственности по делам о преступлениях экономической направленности. Эти изменения связаны с сопутствующими законопроектами, о которых уже было доложено, направленными на продление срока амнистии капиталов. Данным законопроектом предлагается освободить от уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, ответственность за которые предусмотрена рядом статей Уголовного кодекса, в сфере экономической деятельности до 1 января 2019 года. Как уже было сказано, предлагаются технические изменения редакции этой статьи: срок действия данной нормы установлен до 1 января 2019 года, то есть в соответствии с законопроектом предлагается освобождать лиц, совершивших такие преступления до 1 января 2019 года. На законопроект поступил положительный отзыв Верховного Суда Российской Федерации. Комитет поддерживает данный законопроект и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? По всем трём законопроектам сразу. Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. У меня вопрос к уважаемому Илье Вячеславовичу. Уважаемый Илья Вячеславович, с одной стороны, мы заботимся... Предлагается уже третий этап этой амнистии, хотя Андрей Михайлович убедительно сказал, что сначала было решено всё завершить на втором этапе, - не считает ли Правительство России, что злоупотребление привилегиями российских офшоров закономерно может привести к новым требованиям со стороны Соединённых Штатов Америки? То есть опять мы в очередную, так сказать, перманентную амнистию войдём и будем иметь от этого только убытки. ТРУНИН И. В. Валентин Сергеевич, я повторю, что мы не продлеваем режим, который у нас был, мы говорим о том, что для того, чтобы воспользоваться всеми преимуществами, которые предоставляет закон, теперь нужно выполнять условия, для многих достаточно обременительные, - это и редомициляция, это и перевод денег, - то есть здесь никакого автоматического продления нет. А что касается возможных претензий и наших специальных административных районов, ну, мы в своём законодательстве и в своей политике, в налоговой политике, делаем только то, что нам выгодно, выгодно для нашей страны. Если к этому возникают какие-то вопросы у других стран... Пока не возникало, но, если будут возникать, мы будем их решать. Но мы считаем, что специальные административные районы - это не офшоры, это зоны с особым правовым режимом. Там, собственно говоря, и нет никаких особых освобождений от налогов - там пониженные налоговые ставки на некоторые виды доходов и несколько иные условия налогообложения, льготная ставка налога на дивиденды и так далее. А самое главное, что там есть, что предусматривает особый правовой режим, - это возможность использования иных правовых систем. То есть компания, которая редомицилируется в специальный административный район, сохраняет правовой режим, которым она пользовалась до перерегистрации. И это не офшор, это просто особый правовой режим, как есть специальный административный район в Китае - Гонконг, одна страна, две системы, так же и у нас - одна страна, две системы: есть территория с российским правом, есть специальные территории административные, где могут использоваться другие правовые режимы. Поэтому мне кажется, что здесь всё в полной мере отвечает интересам Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. У меня к Илье Вячеславовичу вопрос. Илья Вячеславович, всё-таки скажите, пожалуйста, нам о результатах предыдущих двух этапов: какое количество организаций и физических лиц вернулось и стало резидентами, как положено, какое количество капиталов и компаний зарегистрировано, самое главное, какие налоги поступили дополнительно в результате всей этой широко разрекламированной кампании деофшоризации с 2015 года по настоящее время, по годам? И ещё: не является ли вот этот третий этап фактически таким целевым вариантом для тех олигархов, которые подпали под санкции? До этого не хотели ничего регистрировать, никуда ходить, а теперь у них нет другого выхода - они вынуждены возвращаться, и вы для них это окошечко оставляете открытым до 2020 года. ТРУНИН И. В. Алексей Владимирович, напомню ещё раз, что условиями предоставления гарантий в рамках первых двух этапов не были ни возврат капиталов, ни перерегистрация имущества, ни возврат в российскую юрисдикцию. Это была осознанная позиция, это норма закона, это предлагал сделать президент, и это было реализовано в законе, который сейчас действует в части предоставления гарантий. Поэтому сказать, какое количество денежных средств, капиталов вернулось в рамках предыдущих этапов, невозможно, поскольку не было такой задачи, не было, соответственно, такой отчётности. Но если мы посмотрим на процессы, которые происходили, то увидим, что, да, возврат капиталов был, компании перерегистрировались в России, закрывались, ну, даже многие крупные компании, как мы знаем, изменили структуру владения, и теперь ими владеют напрямую из России, без всяких иностранных посредников. И я точно не знаю, поскольку это налоговая тайна, но подозреваю, что возможность освобождения от ответственности в рамках первого или второго этапов амнистии сыграла в этом большую роль. Могу привести следующие цифры, которые не являются конфиденциальными, могут быть приведены. Если в рамках первого этапа амнистии в налоговые органы было представлено 7188 деклараций, то в рамках второго этапа их количество возросло до 11 714. По экспертным оценкам, это и те, кто декларировал офшорные компании, и есть достаточно большая часть тех, кто, заявляя о наличии зарубежного имущества, декларировал свои счета, которые по разным причинам не были задекларированы, а о них в рамках автоматического обмена представляется информация в российские налоговые органы, а санкции за нарушение валютного законодательства, напомню, могут составлять до 100 процентов суммы незаконной операции. При этом, поскольку требования о возврате денежных средств не было, нет и статистики, сколько у декларантов денег вернулось, но эти требования появляются в законопроекте, который сейчас рассматривается, и уже по итогам реализации закона, если он будет поддержан, можно будет посмотреть, какое количество было переведено в Россию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Илья Вячеславович, скажите, пожалуйста, всё-таки не является ли этот законопроект нарушением принципа равенства граждан перед законом, перед уголовным законом, как это провозглашено в статье 4 Уголовного кодекса? И не появилась ли теперь, коль скоро это часто делается (я имею в виду, что часто такая амнистия бывает), определённая прослойка у нас в стране и за рубежом, естественно, прослойка предпринимателей, которые убедились, что могут не исполнять закон, в том числе уголовный закон, ибо амнистия всё равно придёт? И вообще, по вашим оценкам, это, видимо, не последняя амнистия? ТРУНИН И. В. Юрий Петрович, я об этом и пытался сказать в своём выступлении, этот вопрос очень серьёзно обсуждался при подготовке законопроекта. Действительно, нельзя освобождение от ответственности или амнистию делать постоянно, так как это прямой стимул не соблюдать закон, зная, что потом ответственность за его соблюдение не наступит. Но именно поэтому и правительство во исполнение поручения президента не предлагает автоматически продлевать эту амнистию на тех же условиях, на которых это было на первых двух этапах. На втором этапе действительно было продление, и оно было обусловлено тем, что многие потенциальные участники обратились и сказали, дескать, мы на тот момент государству не доверяли, не считали, что мы можем представить декларацию, но сейчас мы видим, что негативные последствия от недекларирования гораздо серьёзнее, чем то, что мы можем получить от представления деклараций. Поэтому тогда мы вместе с депутатами Государственной Думы действительно это всё предложили продлить. Сейчас продления нет - сейчас необходимо вернуть деньги, сейчас необходимо вернуть компании, сейчас необходимо, собственно, пополнить денежную массу, которая находится в Российской Федерации, создать центры прибыли в российской юрисдикции, только в обмен на это можно получить гарантии, которые предоставляются законом. Более того, изменениями в Уголовный кодекс предусматривается освобождение от ответственности только по периодам до начала нынешнего года, то есть нельзя будет рассчитывать на то, что, если преступление или правонарушение будет совершено, например, начиная с сегодняшнего дня, потом будет освобождение от ответственности за это правонарушение. Поэтому мы не считаем, что это повлечёт за собой какие-то негативные стимулы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Илья Вячеславович, всё-таки я ещё раз задам вопрос: какие результаты дали первые этапы? Ну, вы сказали, что возвратов не было, но всё-таки было декларирование, поэтому скажите всё-таки, какой объём средств за рубежом был задекларирован? Это первое. И второе: скажите, пожалуйста, как вы считаете, в чём причина того, что средства, которые находятся за рубежом, средства наших граждан не возвращаются в Россию? Может быть, что-то нужно изменить, как вы считаете, чтобы они всё-таки пошли обратно, почему не идут обратно? ТРУНИН И. В. Валерий Карлович, мы этот вопрос очень подробно обсуждали на заседании комитета - вопрос о том, каковы итоги предыдущей амнистии. Напомню идеологию первых двух этапов добровольного декларирования имущества и активов за рубежом. Физическое лицо представляет декларацию, в которой указывает всё своё имущество, и эта декларация находится на хранении в налоговых органах, налоговый орган не проверяет её правильность, потому что это не налоговая декларация, по сути, выступая депозитарием. И если налоговый орган соблюдает налоговую тайну в отношении этой декларации, он не имеет права по запросу предоставить сведения, которые в ней содержатся, никому. А если человека начинают привлекать к ответственности по каким-то основаниям и он считает, что имеет право на освобождение, он может сам обратиться в налоговый орган и поручить ему раскрыть сведения, которые содержатся в декларации и будут являться основанием для освобождения от ответственности. Все эти сведения находятся под жёстким режимом конфиденциальности, налоговой тайны, и если бы я сейчас начал рассказывать о том, какое количество денежных средств указано в этих декларациях, какие объекты имущества, уже не говоря о том, кто персонально такие декларации представил, то это было бы дискредитацией самой идеи добровольного декларирования, поэтому я этого не делаю - и даже не знаю, кстати. Что касается того, почему денежные средства не возвращаются в Россию. Ну, разные причины. Кто-то - и мы надеемся, что очередной этап добровольного декларирования это исправит, - боится, что его привлекут за то, что в своё время эти счета не были задекларированы, а штраф, как я сказал, составляет 100 процентов, то есть надо будет лишиться всего, заплатить все деньги, которые находятся на этих счетах, - не перевести на свой счёт в банк в России, а заплатить в виде штрафа. Ну а кому-то, может быть, эти деньги нужнее за рубежом. У нас рубль свободно конвертируется и по текущим, и по капитальным операциям. Если человеку нужно совершать какие-то операции за рубежом, то он вправе открыть счёт, с соблюдением валютного законодательства задекларировать его и использовать для расчётов за рубежом, здесь нет никакой обязанности вернуть все деньги со всех счетов на счета в российских банках. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Илья Вячеславович, получить доступ к информации о бенефициарах в специальных административных районах могут только управляющая компания и надзорные органы, больше никто. Но мы понимаем прекрасно, что если деньги туда будут поступать, то деньги должны работать, а в данном случае получается, что это своего рода склад. Люди, в своё время вытащившие из страны огромное количество средств и теперь хотя бы часть возвращающие, просто-напросто будут складывать деньги именно вот в этих зонах, русских офшорных, как их называют, и эти деньги работать не будут. Тогда вообще какой смысл создания вот этих вот зон, это во-первых, а во-вторых, какой смысл в тех условиях, по которым они должны именно сюда вкладывать свои активы и деньги? ТРУНИН И. В. Вера Анатольевна, я уже говорил, что это не офшорные зоны, это специальные административные районы на территории России, и они были созданы именно потому, что была потребность у бизнеса, который говорил: нас за рубежом преследуют, для нас за рубежом, в том числе в офшорных юрисдикциях, вводят разного рода ограничения, но мы не можем взять и просто закрыть, ликвидировать компании там, перевести в Россию, потому что разные правовые режимы, разные налоговые режимы, разные условия ведения бизнеса. Поэтому был разработан своего рода пилотный проект, это эксперимент. Основное достоинство специальных административных районов - это неналоговые льготы. Посмотрите, налоговых льгот там не так уж много: пониженная ставка налога у источника на дивиденды, пониженные пороги применения льготных ставок налога на прирост капитальной стоимости и определённые послабления в области декларирования контролируемых иностранных компаний. Всё остальное, что есть в специальных административных районах, - это особый правовой режим, это специальные нормы российского корпоративного законодательства, это специальные нормы в том числе валютного регулирования, а самое главное - это возможность использовать не российские нормы гражданского, корпоративного и прочего права, а нормы той юрисдикции, откуда перерегистрируется в специальный административный район международная компания. Сейчас - я могу об этом сказать, это как раз не налоговая тайна, - есть три международные компании в России: две из них на острове Русском, одна - в Калининградской области, на острове Октябрьском. На рассмотрении находится ещё девять заявок от иностранных компаний, в основном с Кипра, которые хотят редомицилироваться. И я не соглашусь с тем, что эти деньги не будут работать на Россию. Это уже российская юрисдикция, это российские юридические лица, это российские налоговые органы, это информация, находящаяся в распоряжении Российской Федерации, и это счета в российских банках, конечно же. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Илья Вячеславович, если верить вам, то отток капитала должен уменьшаться, а у нас за прошлый год, наоборот, почти в шесть раз больше утекло, чем за позапрошлый. Кроме того, научный руководитель одного из ваших экспертных советов (я, честно говоря, не помню его должность точно), Евсей Гурвич, в "Российской газете" написал, что по официальным каналам из России выведено 900 миллиардов долларов, а по неофициальным - ещё 1,2 триллиона. Чувствуете, какая сумма? И отток капитала в этом году ещё больше, чем в прошлом. Может, тут валютное регулирование надо ужесточить, а не продолжать разговоры об амнистии? ТРУНИН И. В. Николай Васильевич, мы все знаем Евсея Томовича Гурвича, он, единственно, не научный руководитель в Минфине, он руководитель Экономической экспертной группы - независимого исследовательского учреждения. Рассуждая об оттоке капитала, что надо иметь в виду? Отток капитала - это не всегда перевод денег с российских счетов на иностранные счета, любое приобретение иностранной валюты - это отток капитала, по крайней мере по методологии платёжного баланса, поэтому отток капитала, естественно, оказывает влияние, давление на рубль: чем больше отток капитала, тем больше давление на курс рубля. Но если рассуждать о том, какие стимулы создаёт амнистия, и говорить о возврате капитала, то в этом контексте речь идёт о незаконном оттоке капитала, то есть о выводе денежных средств из страны - кстати, зачастую в любой валюте, это могут быть и рубли - под видом совершения законных операций, а на самом деле эти операции являются незаконными. Возвращаясь к законопроекту, который мы сейчас обсуждаем, и к закону, который уже действует в части добровольного декларирования. Не предусматривается никакого освобождения от ответственности по уголовным статьям, не связанным, скажем так, с налоговыми и валютными правонарушениями, нет освобождения от ответственности за хищение, нет освобождения от ответственности за мошенничество, нет никакого, естественно, освобождения от ответственности за легализацию, то есть отмывание, денежных средств. Это недопустимо, поэтому в этой части никаких дополнительных стимулов для совершения незаконных операций ни закон, который действует, ни законопроект, который рассматривается, не создают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Гончар Николай Николаевич. ГОНЧАР Н. Н. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - я выступаю от имени фракции - поддержит принятие представленных вам законопроектов. Мы считаем, что и закон от 2015 года, и последующий закон - так называемые первый и второй этапы - дали результат, и дело даже не в том, что в конце каждого периода люди выстраивались в очередь у дверей соответствующих органов, дело в том, что количество деклараций выросло с 7188 до 11 714, это серьёзный рост. При таком уровне скепсиса, недоверия, базирующихся в том числе на дискуссиях, которые вокруг этих вопросов ведутся, это, повторяю, рост, и это рост доверия. И решение, которое сейчас предлагается, нашей фракции представляется абсолютно правильным и необходимым. Андрей Михайлович Макаров говорил: мы же не хотим, чтобы... Андрей Михайлович поторопился: очень многие, в том числе в этом зале, хотели бы и мечтают, чтобы тот, кто в своё время занялся предпринимательской деятельностью и в силу целого ряда причин - не только криминального характера этой деятельности, но и несовершенства законов и своеобразной практики их применения - вынужден был, захотел, перешёл под другую юрисдикцию... Таких людей много, и хочу обратить внимание на то, как странно совпадают позиции тех, кто выступает против этих законопроектов, и тех, кто, скажем, в Великобритании настаивает на принятии закона о запрете на снятие денег. Обратите внимание, наши партнёры, как у нас говорят, не предлагали не принимать деньги сомнительного происхождения - они предлагали сразу же ставить под вопрос процедуру их выдачи, то есть деньги остаются в их банках, продолжают там работать, но выдать их не выдадут, практически не выдадут. Мы создаём возможность возврата этих денег - это реальная возможность, и ею пользуются, - и мы считаем, что это совершенно необходимо сделать. Наша фракция поддержит данные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ганзя Вера Анатольевна. ГАНЗЯ В. А. От фракции, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выступление от фракции. ГАНЗЯ В. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроекты на эту тему уже не первый год вызывают жёсткие баталии здесь, в стенах Государственной Думы, и не только здесь - это волнует практически всех граждан нашей страны, потому что экономическая ситуация ухудшается, реальные доходы населения падают, а мы всем прощаем и выдаём преференции направо и налево, раздаём индульгенции тем, кто когда-то, ещё в годы приватизации, оказался в нужное время в нужном месте и вывел из страны баснословные средства, просто баснословные! Безусловно, я не хочу прослыть шпионом, исходя из логики предыдущего оратора поддерживающим англичан или ещё кого-то, но давайте с другой стороны посмотрим на этот вопрос. Понятно, что условия третьего этапа отличаются: прописано, что активы, точнее, деньги должны прийти в нашу страну, под нашу юрисдикцию, в наши так называемые специальные административные районы, - но для владельцев этих средств продолжает действовать полное освобождение от налоговой, административной и уголовной ответственности. Где это видано: всё, что было совершено, сделано, получает полное прощение, такое прощение грехов! Мы считаем, что это вообще недопустимо! Российская экономика нуждается в притоке крупных инвестиций, а это та самая прибавочная стоимость, созданная нами, те самые деньги, которые затем были вывезены из страны. Деньги эти должны работать на благо России! Теперь давайте посмотрим, сколько у нас средств - корпоративного, частного капитала - вообще хранится за рубежом. Есть разные оценки: американское Национальное бюро экономических исследований считает, что триллион долларов, если исходить из этих цифр, то в ходе первого и второго этапов амнистии капитала нашими соотечественниками было раскрыто меньше 1 процента средств; по другим оценкам - нашим, внутрироссийским оценкам, - это 300-500 миллиардов долларов, и тогда, получается, около 3 процентов средств раскрыто. Мы можем сделать конкретный вывод: и первый, и второй этапы амнистии капитала просто-напросто провалились. Чем мы можем привлечь соотечественников, которые могли бы вернуть капиталы? Мы всё для них сделали - преференций полным-полно! Ну давайте тогда ещё, может быть, медали или ордена им вручим, например "За заслуги перед Отечеством" всех трёх степеней, может, это заставит сюда перевести награбленные в нашей стране деньги? Согласно официальным данным Банка России, если мы возьмём платёжный баланс за период с 1997 по 2018 год, чистый отток капитала составил 830 миллиардов долларов. Мы говорим о декларациях, и 11 714 деклараций - это второй этап, но если сегодня 130 тысяч человек владеют всеми активами и имеют иностранные счета, то 11 714 деклараций ни о чём не говорят, это совсем низкий, маленький процент того, что могло бы вернуться в страну. Поэтому мы не можем говорить об успехах этой кампании; наоборот, делается всё, чтобы деньги продолжали уходить из страны. За прошлый год 67,5 миллиарда долларов ушло из страны; Центральный банк дал прогноз, что в 2019 году утечка капитала составит 20 миллиардов долларов, но давайте посмотрим данные за два первых месяца: 18,5 миллиарда долларов в начале 2019 года уже ушло из страны. Если мы переведём в рубли, то это более 1 триллиона рублей; давайте посмотрим, сколько на национальные проекты мы запланировали, - 1,7 триллиона рублей. Вы посмотрите, какие несоизмеримые цифры получаются! Мы видим, что руководство нашей страны считает нужным выдавать все эти преференции тем, кто вывел из страны средства и живёт там в своё удовольствие, а когда их там придавили санкциями, они вынуждены возвращаться сюда. Вообще они могут поехать в любую страну, но везде им нужно будет выполнить одно условие - доказать законность происхождения своего капитала, во всех странах требуют подтвердить законность происхождения капитала, а у нас никто этого не требует! Ну как можно принимать такой закон?! Этого нельзя делать, потому что, как сказано в знаменитом фильме, вор должен сидеть в тюрьме. Закон суров, но это закон, и по закону нельзя освобождать от ответственности лиц, которые этот закон нарушили, практически уничтожив национальное достояние, богатство своей собственной страны! Вообще вывод капитала проходит по разным направлениям. Это не только чистый капитал, о котором мы говорим; есть ещё и денежные переводы, и на первом месте среди стран, куда уходят деньги, Швейцария, на втором месте - Соединённые Штаты Америки; есть и другие варианты, например дивиденды, так называемый инвестиционный капитал, который тоже выводится за границу. То есть мы не ставим реальных барьеров выводу капитала за границу! Решать проблему амнистией капитала, приманку вот эту делать для тех, кто совершил практически преступление, выведя деньги за рубеж, оголив экономику собственной страны, ограбив свой народ, ограбив свою экономику, уничтожив все возможные моменты, которые позволили бы развивать экономику страны? Можно сказать, что этот закон позволит продолжать именно эту линию, но никоим образом не остановит валютный беспредел. Мы будем против этих законопроектов. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шурчанов Валентин Сергеевич, пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вера Анатольевна уже сказала, что фракция КПРФ не будет поддерживать, но я хотел бы на некоторых моментах всё-таки сконцентрировать внимание. Первое. Почему вывезли все эти средства за границу? Честные деньги за границу никто не вывозит - они изначально по итогам приватизации были мошеннические, нечестные деньги, и для того, чтобы их спасти, единственный был путь - путь вывоза их за границу. Второе. Мы уже третий этап амнистии проводим и говорим, что санкциями прижали, поэтому надо отечественную экономику спасать, поэтому надо им создать условия. Опять неправда, на мой взгляд, это тоже ложь. Почему ложь? Потому что не санкции прежде всего пугают наших олигархов - их пугает то, что на Западе начали разбираться, насколько праведны эти деньги, насколько они обоснованные и честные. А так как они знают, что эти деньги мошеннические, криминальные, они и стараются их оттуда вывести - это не мы их просим, это они просят, чтобы деньги спасти, потому что там их возьмут за шкирку, как говорится. Ну и наконец, три этапа, по сути дела, нисколько на экономику России в позитивном плане не влияют. Я приведу данные средств массовой информации применительно к Дерипаске, его компании, чтобы было показано общественное мнение. Перерегистрация компании "РУСАЛ" в Калининграде позволит ей платить меньше налогов, экономия составит 80-100 миллионов долларов. А что мы им предлагаем - они теперь заходят, это специальный административный район, там условие какое? Там могут зарегистрироваться только действительно зарубежные компании, соответственно, инвестировать в Россию они должны 50 миллионов рублей. Сравните: 100 миллионов долларов и 50 миллионов рублей - это ровно одна сотая часть. Вот куда теперь эта фирма, эта компания будет направлять остальные 99 частей? Они будут направлены по крайней мере не в экономику Российской Федерации. Наверное, экономия, достигнутая этой фирмой, позволит Дерипаске продолжать судиться упорно с Геннадием Андреевичем Зюгановым - который говорит правду! - потому что деньги, доходы, теперь опять прибавляются, но, самое главное, они будут экономить на налогах, будут добиваться специального режима. И теперь председатель совета директоров лорд Грегори Баркер говорит: "Это очень хорошая система, чтобы спасти нашу компанию". Конечно, мы с этим согласиться не можем, мы против. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Гартунг Валерий Карлович, от фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Ну, не соглашусь я с коллегами из фракции КПРФ в том, что любой гражданин России, который открыл счёт за рубежом, сразу автоматически становится вором, мошенником и что он эти деньги украл. Коллеги, ну как же так можно? А если он все налоги в России заплатил? Он заплатил все налоги, так почему мы его должны считать вором, мошенником и так далее? Именно поэтому они не хотят возвращать деньги - из-за таких вот выступлений в Государственной Думе. Людей, которые заплатили все налоги в Российской Федерации и вынуждены были по каким-то причинам вывести деньги, не нужно обвинять в том, что они мошенники и воры, что они украли. Может быть, мы подумаем: а что здесь не так, почему они деньги везут туда, а не сюда? Может, мы об этом поговорим? Я задавал вопрос: почему деньги не возвращаются в Российскую Федерацию? Да потому, что наша налоговая система такова, что если ты выводишь деньги из бизнеса, то ты не платишь налогов, а если они у тебя крутятся в бизнесе, то их облагают огромными налогами; в Германии, допустим, совершенно по-другому - об этом речь! Может, мы на это посмотрим? Или, например, давайте посмотрим, какая у нас налоговая нагрузка в сырьевом секторе и обрабатывающих секторах. Выгодно ли у нас производить автомобили, автобусы, самолёты, суда и так далее? Да невыгодно, выгоднее в Китае производить! А у нас выгодно нефть качать, причём качать сырую нефть за границу, до Китая, а там, на той стороне границы, перерабатывать. Может, мы об этом поговорим? Может, по этой причине деньги в Россию не возвращаются - потому, что здесь на них не заработаешь столько, сколько можно заработать за рубежом? Так вот это надо менять-то! Вот и вся история, понимаете? Есть люди, предприниматели с головой, они пришли в российскую экономику, заработали деньги, уплатили все налоги - давайте разделим, отделим мошенников от честных предпринимателей, которые уплатили все налоги, и будем о них говорить. Если это мошенники, которые украли деньги, то какая им амнистия? Никакой амнистии не должно быть! Их надо судить, возвращать все деньги, и никакой амнистии им не должно быть. Согласны с этим? Вот так должно быть! А если люди по каким-то причинам вывели деньги, но они уплатили все налоги - создавайте им условия для возвращения денег. Сразу хочу сказать, что мы поддерживаем законопроекты, которые сегодня обсуждаются, потому что они создают условия для возврата денег. Но к сожалению, они не устраняют причин, по которым деньги ушли из Российской Федерации, - вот в чём проблема-то! И вот в этом наша претензия как раз к Правительству Российской Федерации. Я задавал вопрос: вы анализировали, почему люди выводили деньги? Нет, не анализировали. Но мы же это всё прекрасно знаем! Посмотрите (ну, выступления, которые у нас в Госдуме звучат, - это отдельная вещь ещё) наше российское законодательство: часть пятая статьи 159 УК - ну, прокурор бывший скажет - мошенничество в сфере предпринимательства, за это не предусмотрена мера пресечения в виде содержания под стражей, но соблюдается эта норма закона? Нет, не соблюдается! Сплошь и рядом, чтобы в корпоративном споре победить, добиваются возбуждения уголовного дела по этой статье, потом одну из сторон сажают в кутузку, потом, через три-четыре месяца или год отсидки, человек подписывает все нужные бумаги - и его выпускают, ограничиваются отсиженным. Ну это что, разве так должен вестись бизнес?! Но вот так ведётся бизнес. Как вы считаете, честный предприниматель будет в такую систему возвращаться? Зачем ему рисковать всем, что он заработал, с чего он уже уплатил все налоги? Это первая причина, по которой наши предприниматели не возвращаются в Российскую Федерацию: у них здесь большой риск отъёма честно заработанных денег, причём в нарушение всякого законодательства. И мы ничего не можем здесь сделать. Они, предприниматели, идут к президенту, просят остановить этот беспредел, президент говорит, что, конечно, нужно его остановить, а одновременно с этим предпринимателей у нас просто закрывают в кутузку именно по экономическим статьям. Это первое. Ну, я по степени важности говорю, потому что, конечно, первое, почему деньги не идут в Россию, - потому, что огромный риск их просто потерять. А как потерять? Ну просто посадили, а потом ты за свою свободу всё отдашь - вот, собственно, так и происходит у нас. Второе. Как всегда, в бизнесе всё считается - риск, доходность. Как вы уже поняли, риски у нас очень высокие (я только что о них сказал вам, привёл примеры рисков), значит, должна быть высокая доходность. А она есть? Её нет! Где у нас высокая доходность? В нефтегазовом секторе, в сырьевых секторах. Кто у нас там доминирует? Госкомпании или отдельные частные компании, которые имеют особые условия ведения бизнеса в Российской Федерации. Мало того, кому непонятно: мы для них ещё два офшора создали - на острове Русском и в Калининграде. Всё, все остальные находятся под рисками, с одной стороны, а с другой стороны, не могут заработать те деньги, которые они могли бы в любой другой юрисдикции заработать. Это вторая причина. Устранена эта причина у нас? Нет, не устранена. Устранить её можно? Можно. Пожалуйста - вот наши законопроекты: давайте примем решение и отменим возврат НДС экспортёрам сырья. Мы снизим рентабельность при экспорте сырья, увеличив рентабельность переработки этого сырья внутри страны. Сколько раз с этой трибуны я об этом говорил! Я убеждён, что это всё равно будет в Российской Федерации применено. Да, это будет не под авторством "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ", это будет авторство "ЕДИНОЙ РОССИИ" либо Правительства Российской Федерации - согласен с этим, но давайте быстрее это сделаем, потому что, пока мы это не сделаем, вот такого рода законы не дадут эффекта для экономики. Да, безусловно, какие-то компании вернутся, мы это понимаем, они вернутся, вернутся в офшоры, но российская экономика от этого ничего не выиграет. Да, эти компании выиграют. И вот тут я соглашусь с коллегами из КПРФ, они здесь правы: мы принимаем законы для какой-то части компаний, скажем так, которые, может, равнее всех остальных, подпали в трудную ситуацию, попали под санкции, и мы им даём возможность вернуться - ну, так как им деваться некуда, им надо вернуться. Это неправильно, я согласен с тем, что это неправильно, но это всё равно лучше, чем вообще ничего. Вот в чём дело, понимаете? Коллеги, ещё раз хочу сказать: мы поддержим этот закон, но давайте всё-таки будем, скажем так, не имитировать заботу о бизнесе, а реально создавать условия для того, чтобы российский предприниматель зарабатывал на российском рынке, а не за рубежом. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Катасонов Сергей Михайлович. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. Мы считаем, что все средства, которые находятся в Российской Федерации, - это уже наши средства, и вопрос о том, украдены они или не украдены, - это вопрос, скажем так, социальной ответственности бизнеса и участия в пополнении бюджетной системы. Я напомню, лидер нашей партии вчера во время отчёта правительства сказал, что в советские времена позиция правительства была такая: все те средства, которые не выведены за рубеж, можно считать, не украдены и работают на нашу экономику. Теперь в отношении подходов - тех, которые были, и тех, которые, наверное, будут дальше. Да, мы видим динамику, но у меня, например, нет такого оптимизма по поводу того, что у нас последний год прошёл более эффективно, потому что динамика всё-таки затухает: было 7,5 тысячи деклараций за 2018 год, даже чуть больше - 7,8 тысячи, на сегодня - 11,4 тысячи, всё-таки эффект затухающий. Ну и по информации СМИ мы понимаем (вот Министерство финансов говорит, что, так как эта информация закрытая по закону, де-факто мы не можем официально, из уст представителей правительства услышать, какая же фактически сумма возвращена), что речь идёт о 10 миллиардах долларов: сумма, конечно, в сравнении с оттоком и не такая большая, но движение всё-таки есть, мы видим. Теперь в отношении подхода, того, что вообще меняется концепция. Если раньше достаточно было задекларировать, сказать, что вот, мол, у меня есть там счёт, в этом случае государство получало, скажем так, информацию в закрытом виде и человек освобождался от уголовной ответственности, от налогов, то сейчас режим меняется: необходимо вернуть средства, и вернуть средства обязательно вот на эти две, ну, как Илья Вячеславович сказал, не офшорные территории, а территории с особым правовым режимом. На мой взгляд, всё-таки этот подход, с ограничением сроков... Понятно, что мы их пытаемся подтолкнуть, но, Илья Вячеславович, я вас уверяю, те, кто уже пыли наглотался, возвращая, уже всё это понимают, они давно бы вернули, если бы у них была такая возможность, - значит, они или уже вернули, или не могут вернуть, а те, кто и сейчас выводит средства, они, пока этой пыли не наглотаются, так и будут представлять, что там рай, а здесь мы им, понимаешь ли, кислород перекрываем, поэтому, на мой взгляд, этот процесс бесконечный. Если говорить о моей позиции, я вообще не ставил бы сроки. Я считаю так: если человек вернул средства - любым способом, но в рамках концепции, о которой говорил президент, - то он может льготы, которые существуют, применять. То есть прежде всего я бы всё-таки убрал срочность, надо в принципе дать людям возможность возврата. И ещё один вопрос, который надо рассмотреть, на мой взгляд. Не обязательно возвращаться в эти, скажем так, офшорные зоны, на эти два острова - мало ли что. Это уже наши преференции, какие проблемы? Почему мы пишем, что можно именно в эти зоны? Если человек хочет вернуть средства, открыть счёт в каком-то городе, для каких-то целей - да ради бога! Я считаю, такие ограничения тоже вводить нельзя. Коллега Валерий Гартунг говорил, что надо и внутрь, так скажем, обратить внимание, - я поддержу его. Всё-таки, на мой взгляд, к следующему этапу (Министерству финансов надо готовиться к тому, что мы ещё раз продлим, я думаю, это без сомнения) мы должны сделать перечень инвестиционных проектов, куда эти деньги можно было бы вложить, потому что - мы должны это понимать - просто перевод, возвращение сюда денег, конечно, не даст возможности этим деньгам работать. О чём вчера говорил премьер-министр? Он говорил, что готовится принятие инвестиционного кодекса. То есть кроме кнута - мы всё время говорим, что сейчас, скажем так, дверь закроется, - мы могли бы ещё предложить тем инвесторам, которые не хранят деньги в России, инвестиционные проекты, которые давали бы нормальную рентабельность и по которым мы на 10 или, как вчера премьер сказал, на 20 лет применили бы определённые льготы и не меняли бы это. А ещё было бы неплохо в этом инвестиционном кодексе определить меры правовой защиты помимо налоговых преференций и изменений, о которых говорил Валерий Гартунг, потому что всё-таки, на мой взгляд, основная проблема - это слабая защищённость нашей судебной системы. Здесь, я думаю, нет ни у кого сомнений: если возникает какой-то вопрос у силовиков, то в любое время могут прийти, задать вопрос и всё сделать так, как, ну, скажем, видится правильным там, наверху. Мы примерно представляем структуру нашего крупного бизнеса, и я думаю, что не случайно один из олигархов сказал, что средства, которые у них находятся, находятся во временном пользовании. Я вот недавно общался с бизнесменами из-за рубежа, они приводили пример про китайского бизнесмена, который является одним из крупнейших инвесторов, миллиардеров: когда его сын проиграл 50 миллионов долларов, посадили всю семью - всю семью посадили и всех родственников! Так что кому реально принадлежат эти источники, скажем так, доходы и средства, и для Китая, и для нас определённый вопрос. Я считаю, что необходимо всё-таки, первое, иметь правовую защиту, второе, нужно принимать инвестиционный кодекс, нужно разработать перечень инвестиционных проектов государства, куда эти средства мы могли бы вложить, ну и ещё не нужно всё-таки ставить планку по срокам, нужно её отменить, - всё это будет давать возможность нормально работать, я думаю, тогда это будет более эффективно. Фракция ЛДПР поддержит законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Докладчик? Пожалуйста. ТРУНИН И. В. Поскольку вопрос очень важный, я хотел бы сказать несколько слов. Прежде всего хочу поблагодарить Государственную Думу за конструктивное обсуждение, я со многим согласен. Но в выступлениях и в вопросах очень часто звучали такие слова: люди украли, наворовали и так далее, а теперь мы их от ответственности освобождаем. Ещё раз хочу подчеркнуть, что действующее законодательство не предусматривает освобождения от ответственности ни по каким статьям, за исключением валютных и налоговых правонарушений. Если денежные средства были получены незаконным путём, то как российское, так и зарубежное законодательство от ответственности ни по какой амнистии - ну, кроме возможных классических амнистий, когда человек уже находится в местах лишения свободы, - не освобождает. С учётом этого я прошу поддержать законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик по 23-му и 24-му вопросам, Андрей Михайлович, пожалуйста. МАКАРОВ А. М. Уважаемые коллеги, вот три фракции поддержали данный законопроект, и я думаю, что высказаны очень серьёзные вопросы, которые, ну, может быть, в первом приближении следующие. Почему именно эти две зоны (это не офшоры, конечно, это специальные административные районы), почему режим редомициляции? Да по одной простой причине: решить вопрос с перерегистрацией юридического лица из любого государства к нам практически оказалось очень трудно, и даже механизм редомициляции требует согласия страны, где находится компания. И решение принимают далеко не всегда наши владельцы этой компании - решение принимают акционеры, именно поэтому нужны такие регионы, такой район, где тоже будет корпоративное законодательство, иначе иностранные участники точно примут решение об отказе сюда прийти. Вот почему возникла вообще сама идея редомициляции. Ещё раз: почему она?.. Вот приводили цифры - да, это очень сложный процесс, но это возможность, которой компании начинают пользоваться, она только начала работать, давайте посмотрим на то, что сейчас происходит. Следующий вопрос, предложение, которое прозвучало: давайте сразу установим без срока. Я не случайно начал выступление с того, что у нас на двух этих этапах люди пошли в последние две недели, - если все будут знать, что это бессрочно, то в силу нашего характера, нашей психологии точно решат: ну, тогда можно не торопиться. Ещё раз хотел бы обратить внимание: мы обещали, что режим второго этапа заканчивается и больше такого режима не будет, и мы сдержали слово. Но одновременно мы обещали, что все права, которые мы предоставили законом, будут соблюдены, и за всё это время... Почему люди пошли сюда? Потому что увидели, что действительно ни одного нарушения того, что государство обещало, не было. Следующий вопрос, тоже очень важный. Коллеги, у нас здесь всё время звучит: отток капитала. Илья Вячеславович справедливо сказал, и я хотел бы на этом акцентировать внимание: когда кто-то у нас не верит в рубль, имея даже небольшой рублёвый вклад в банке, и переводит рубли в доллары или евро, это тоже отток капитала; когда огромное количество работников, приехавших из Украины, из Молдавии, из Таджикистана, переводят заработанные средства к себе в страны, это тоже отток капитала. Разберитесь в структуре! Не случайно говорится, что речь должна идти не об оттоке капитала вообще, а о незаконном оттоке, когда выводят из страны деньги незаконно. Когда же мы говорим: вот надо поставить... Мы хотим запретить гражданам самим решать, в какой валюте хранить деньги? Ну, мне кажется, до этого-то мы всё-таки ещё не додумались. И вот ещё что. Мы всё время говорим: жулики украли... Вот справедливо Илья Вячеславович сказал, что очень многие свои небольшие деньги уводили за границу, потому что не верили - не верили в то, что здесь они будут сохраннее. И то, что сейчас происходит на Западе, - это как раз крушение веры в систему правосудия там, в английское правосудие или какое-то другое: люди начинают понимать, что здесь эти средства могут быть защищены, что в России для этих средств самое безопасное место, и вот это, мне кажется, самое главное. Давайте посмотрим какую-нибудь не нашу статистику. Посмотрите, за эти годы количество офшорных компаний на Кипре сократилось на десятки тысяч - это не наша статистика, это кипрская статистика. Что это значит? Пусть каждый ответит на этот вопрос себе сам. Посмотрите, как у нас перерегистрируются дома, заводы, предприятия, которые раньше были оформлены на офшорные компании: они перерегистрируются на российских граждан, на российские компании - вот это-то точно можно увидеть и понять, что этот процесс пошёл. Вот это и есть результат тех решений, которые мы с вами принимали. Мы услышали слова "вор должен сидеть в тюрьме". Это хорошие слова, они на самом деле всем нравятся, но кто будет решать, кто вор, а кто не вор? Я так понимаю, что основное предложение следующее: вы нам дайте список, а мы по этому списку здесь в законе определим, кто вор, а кто не вор, и пусть все за всё ответят. Я боюсь, что это не лучшая альтернатива в процессе воспитания доверия у тех, кто готов вернуться в нашу страну. И последнее, абсолютно общее замечание, не имеющее никакого отношения именно к данному закону, но, может быть, имеющее отношение ко всем законам: классовая ненависть - плохой советчик в законодательном процессе. Председательствует Председатель Государственной Думы В. В. Володин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содокладчик по 25-му вопросу, Рафаэль Мирхатимович Марданшин? Нет желания. Всё понятно. Вот так мы с вами и зарабатываем уважение. Полномочный представитель президента? Правительства? Не желают. Если нечего добавить, коллеги, переходим к голосованию. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 21 мин. 45 сек.) Проголосовало за 365 чел.81,1 % Проголосовало против 28 чел.6,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. 24-й вопрос повестки дня. Желающих выступить по данному вопросу также нет, правильно? Нет. Выступили. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 45 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации". Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 22 мин. 32 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 31 чел.6,9 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 395 чел. Не голосовало 55 чел.12,2 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят. 25-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 76-1 Уголовного кодекса Российской Федерации". Также желающих выступать нет, все выступили. Ставится на голосование. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 23 мин. 13 сек.) Проголосовало за 363 чел.80,7 % Проголосовало против 33 чел.7,3 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Законопроект в первом чтении принят.