Заседание № 248

13.11.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 686851-8 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в целях установления административной ответственности за неисполнение отдельных положений законодательства Российской Федерации в сфере туризма экскурсоводами (гидами), гидами-переводчиками, инструкторами-проводниками, а также организациями, оказывающими услуги по прохождению туристического маршрута, при прохождении которого требуется специальное сопровождение).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4086 по 4496 из 5518
16-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс           
Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Натальи       
Васильевны Костенко.                                                            
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Туризм в нашей стране        
очень интенсивно развивается, и это на сегодняшний момент один из драйверов     
экономики страны. Но самое важное, что каждый год всё больше и больше туризм    
влияет на развитие экономик наших регионов, большинства наших регионов, а не    
только традиционно популярных курортных территорий. Но у интенсивного           
развития бывают и побочные эффекты, как правило, рост серого сектора,           
поскольку бизнес таким образом пытается максимально быстро удовлетворить        
возникший спрос, и, кроме того, конечно, это может влиять на снижение уровня    
качества и безопасности оказываемых потребителю услуг. Минэкономразвития и      
наш комитет работают над тем, чтобы ускоренно, насколько это возможно,          
обновить законодательство, потому что это тоже один из факторов, который        
способствует возникновению серого сектора, и чтобы снизить все эти риски, о     
которых я сказала.                                                              
                                                                                
Весной этого года проведена большая работа по совершенствованию                 
законодательства в отношении деятельности экскурсоводов, гидов-переводчиков и   
инструкторов-проводников. На сегодняшний день согласно требованиям закона,      
уже действующего закона, для получения статуса экскурсовода, гида-переводчика   
и инструктора-проводника необходимо пройти обязательную аттестацию. Кроме       
того, установлена обязанность инструкторов-проводников, работающих на           
маршрутах, требующих специального сопровождения, уведомлять территориальные     
органы МЧС, органы исполнительной власти, а также организации, где они          
проходили аттестацию, об оказании услуг туристам на сложных маршрутах в         
начале, перед выходом на маршрут и по его окончании. Для туристических          
организаций также установлена обязанность привлекать к своей работе             
аттестованных инструкторов-проводников при оказании услуг как раз на таких      
сложных маршрутах. Дополнительно внесён ряд изменений и в деятельность          
экскурсоводов с нашими туристами. Поскольку вся эта деятельность в основном     
осуществляется в регионах, нам нужно обеспечить органы власти субъектов         
эффективными инструментами для осуществления контроля за деятельностью          
экскурсоводов и реализацией данного законодательства и дать все возможности     
для эффективного привлечения к ответственности недобросовестных участников      
туристического рынка. Таким образом, наш законопроект - изменения в Кодекс об   
административных правонарушениях - как раз и создаёт эту завершённую,           
целостную систему регулирования в данной сфере.                                 
                                                                                
В частности мы предусматриваем штрафы за оказание услуг без привлечения         
аттестованного инструктора-проводника, за отсутствие аттестации у               
инструктора-проводника. И поскольку от этой деятельности напрямую зависит       
безопасность туристов, то здесь штрафы самые высокие, они будут составлять до   
40 тысяч для физических лиц и до 150 тысяч рублей для юридических лиц. Также    
предусмотрена возможность более строгого наказания: если повторно будет в       
течение года осуществлено такое нарушение, то штраф будет составлять для        
физических лиц до 70 тысяч, а для юридических лиц - до 200 тысяч рублей.        
                                                                                
Второе серьёзное нарушение деятельности инструкторов-проводников - это          
ненаправление уведомления, о котором я сказала, в органы МЧС и региональные     
ведомства, которые занимаются туризмом и курируют деятельность этих             
инструкторов-проводников. За такое нарушение будет предусмотрен штраф для       
физлиц до 10 тысяч, а при повторном совершении - до 50 тысяч рублей.            
Аналогичные штрафы предусмотрены и для экскурсоводов.                           
                                                                                
Ко второму чтению мы также предлагаем указать отдельный состав за проведение    
экскурсий без нагрудной карточки экскурсовода и гида-переводчика. Хотя у нас    
экскурсии - более безопасный вид услуг для туристов, мы знаем, что прошлым      
летом в Москве целая группа туристов погибла в коллекторе как раз при           
посещении экскурсии, поэтому в нашем законопроекте мы также расширяем           
полномочия регионов. Как я уже сказала, это позволит им более эффективно        
осуществлять меры, действия по предупреждению нарушений в этой сфере,           
минимизировать серый рынок и в том числе наказывать недобросовестных            
участников оказания услуг туристам. Полномочиями по рассмотрению дел о          
подобных нарушениях наделяются органы власти субъектов Российской Федерации и   
органы контроля на особо охраняемых природных территориях в рамках ООПТ.        
Повторные нарушения, эти дела, - у нас два состава, я об этом говорила -        
будут рассматривать уже суды.                                                   
                                                                                
Прошу поддержать, коллеги.                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Александра Павловича Тетердинко.                                       
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект соответствует   
Конституции Российской Федерации, в целом соотносится с положениями             
законодательства, иных нормативных правовых актов в данной сфере.               
Законопроект поддерживается профильными комитетами Совета Федерации. На него    
поступил положительный, в целом положительный отзыв Правительства Российской    
Федерации. Очень важно, что законопроект поддерживается регионами, поскольку    
регионы в основном будут его реализовывать. Концептуальных замечаний у нашего   
комитета к данному законопроекту нет. Рекомендуем Государственной Думе его в    
первом чтении принять.                                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Да.                                                   
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна.                                                    
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Вопрос Наталье Васильевне.                                       
                                                                                
Уважаемая Наталья Васильевна, в действующем законе "Об основах туристской       
деятельности..." предусмотрено положение об исключении организаций, которые     
уполномочены проводить аттестацию инструкторов-проводников и мониторинг, в      
случае если более трёх раз в течение года они нарушили порядок этой             
аттестации или мониторинга, но в вашем законопроекте речь идёт об               
административных наказаниях только для самих инструкторов и экскурсоводов.      
Скажите, не считаете ли вы нужным всё-таки ввести ещё наказание и для тех       
организаций, которые организовывают аттестацию, организовывают мониторинг,      
помимо исключения их из перечня организаций, там, я не знаю, какой-то чёрный    
список, административное, какие-то ещё виды наказания? Как вы к этому           
относитесь?                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костенко включите микрофон.                               
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Спасибо большое. Отличная идея, давайте мы посмотрим. Я хочу     
обратить ваше внимание: совершенствование законодательства в этой сфере,        
которое произошло весной, как раз и было вызвано тем, что у нас организации,    
которые занимаются аккредитацией, не справлялись с этой деятельностью и в       
целом у нас такие аккредитационные структуры не создавались. Сейчас эти         
полномочия переданы в федерации, которые работают в соответствующих сферах,     
да, если это дайвинг - это подводный спорт, если это горные маршруты, то это    
по альпинизму, или горному спорту. Мы здесь опираемся на практику, практика     
уже пошла, и я думаю, ко второму чтению можно будет обобщить уже существующую   
практику и прийти к каким-то выводам. Приглашаю принять участие в этой          
работе.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитриева Оксана Генриховна.                              
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., депутат Государственной Думы, не входящий во фракцию.          
                                                                                
Уважаемая Наталья Васильевна, понятно, что если деятельность гида,              
гида-переводчика аккредитована, он прошёл аккредитацию и он зарегистрирован,    
то ему могут быть предъявлены различные претензии, и он может быть привлечён    
по Кодексу об административных правонарушениях. Но большая проблема - ну, во    
всяком случае в Петербурге - заключается в том, что ряд иностранных туристов    
полностью обслуживаются иностранными гидами-переводчиками, и они фактически     
имеют весь доход от иностранного туризма соответствующей страны.                
Соответственно, они направляют их на предприятия общественного питания,         
которые тоже приносят... (Микрофон отключён.)                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время.                                           
                                                                                
Вопрос сформулируйте.                                                           
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Да, и субъект Федерации в рамках тех правомочий, которые есть   
у субъекта Федерации, не может каким-то образом зафиксировать так, что здесь    
тоже должны быть аккредитация и лицензирование деятельности                     
гидов-переводчиков, чтобы это были наши гиды-переводчики, российские.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костенко включите микрофон.                               
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Вы совершенно правы, Оксана Генриховна. Есть такая проблема,     
она не связана с нашим законопроектом, но мы над ней работаем. Действительно,   
у нас есть туроператоры, которые зарегистрированы за рубежом, но при этом       
работают на территории нашей страны, и они, конечно, избегают всех требований   
закона, и не только в части экскурсоводов. Мы этой темой занимаемся, и я        
надеюсь, что мы придём к законодательным решениям в самое ближайшее время.      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сулейманов Ренат Исмаилович.                              
                                                                                
СУЛЕЙМАНОВ Р. И., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
У меня вопрос к разработчикам.                                                  
                                                                                
Мне кажется, вы смешиваете здесь совершенно разные категории. Одно дело -       
туристские маршруты, и там действительно инструкторы и так далее, и они         
бывают категорийные, там есть сплавы, там есть альпинистские какие-то           
маршруты - они должны нести ответственность. Зачем вы сюда вплетаете, так       
сказать, городские экскурсии? Я знаю массу краеведов, общественников, которые   
совершенно бесплатно эти экскурсии проводят. Если я или вы захотите показать    
своим родственникам или друзьям какие-то местные достопримечательности или      
провести их в какой-то музей, то вы должны пойти и получить лицензию,           
зарегистрироваться и так далее, и так далее. А ответственность у вас и в том,   
и в другом случае совершенно одинаковая - не кажется ли вам?.. (Микрофон        
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костенко включите микрофон.                               
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, на самом деле это вы смешиваете. Если вы не             
осуществляете коммерческую деятельность на регулярной основе, то вы не будете   
подпадать под действие закона. У нас требования к экскурсоводам сформированы    
не сегодня, а ещё в каких-то 90-х, в нулевых годах, поэтому мы здесь ничего     
не исправляли. У нас экскурсоводы имеют высшее образование, что на самом деле   
является достаточно жёстким требованием. Поэтому, если ваши родственники        
захотят кому-то провести какую-то экскурсию, при этом не будут осуществлять     
деятельность на регулярной основе и брать за это деньги, никто к ним никаких    
претензий не предъявит.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сипягин Владимир Владимирович.                            
                                                                                
СИПЯГИН В. В. Уважаемая Наталья Васильевна, конечно, закон крайне важный и      
нужный, потому что он направлен на усиление мер по защите наших туристов. Но    
вот такие дополнительные меры контроля лягут дополнительной нагрузкой, мы       
прекрасно понимаем, конечно, на региональные органы. Вопрос: а есть ли у них    
финансовые возможности, штатные структуры, которые способны осуществлять        
данную деятельность, или они будут привлекать со стороны? Анализ такой есть?    
Вот мы так, по крупицам, накладываем на региональные бюджеты дополнительные     
расходы, а потом говорим, что у них денег нет. И вопрос ответственности:        
когда денег нет, а ответственность есть, то как потом мы будем с них            
спрашивать?                                                                     
                                                                                
И конечно, ещё одна важная тема, о которой говорил предыдущий выступавший, -    
это туристические маршруты. Слушайте, даже оплачиваемые туристические           
маршруты есть и в центральной полосе - и их тоже будем загонять под эту         
гребёнку?                                                                       
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Коллеги, как справедливо сказал мой содокладчик,                 
коллега-содокладчик, мы опираемся на мнение регионов, а регионы ждут этого      
расширения своих полномочий как раз для того, чтобы более эффективно ими        
пользоваться. На сегодняшний момент у них никаких инструментов нет. Я           
уверена, что они рассчитывают свои затраты и те плюсы, которые они получат от   
развития туризма, от того, что люди будут знать, что в их регионе оказываются   
безопасные услуги, и будут приезжать к ним, больше и больше оставлять денег в   
бюджете. Ну и сами по себе штрафы - это тоже дополнительный источник доходов    
для региональных бюджетов.                                                      
                                                                                
По турмаршрутам я, извините, не очень поняла вопрос. Если будет интересно,      
подойдите, пожалуйста, я вам поясню.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Марченко Евгений Евгеньевич.                              
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е. У меня вопрос к Александру Павловичу.                            
                                                                                
Александр Павлович, мы с вами избраны от Петербурга, и про туристические        
маршруты по коллекторам - я не слышал, чтобы у нас такое было, это, скажем,     
удовольствие, мягко говоря, сомнительное. А вот прогулки по крышам домов в      
центре Петербурга - это явление очень распространённое, скажем честно,          
особенно летом, когда наплыв туристов. Вот этих людей, которые водят, я не      
могу назвать гидами, они открывают самостоятельно крыши, ведут туда людей -     
они в принципе и себя подставляют, и людей. Может, здесь всё-таки статьёй в     
КоАП не ограничиваться, а добавить нужную статью в Уголовный кодекс? Как вы     
считаете? Тем более, что это касается Москвы, Питера и других регионов,         
крупных городов.                                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Микрофон на трибуне включите.                             
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П. Евгений Евгеньевич, спасибо за вопрос. На самом деле все       
экскурсии по крышам в настоящий момент вне рамок правового поля, это всё        
незаконно. И поэтому, если эти экскурсии приводят к каким-то случаям (а такие   
случаи были, когда туристы страдают, даже были случаи гибели людей, когда       
срывались с крыши), - это уже предмет регулирования соответствующего            
уголовного законодательства. Это не совсем предмет регулирования этого          
закона.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич.                            
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Законопроект очень актуален, но, Наталья Васильевна,           
хотелось бы у вас поинтересоваться механизмами выявления нарушений. У нас       
большинство сложных маршрутов проходит по так называемым медвежьим углам -      
это большие расстояния, удалённость от населённых пунктов, многочасовые         
заброски. Как предлагается выявлять, есть ли у группы компетентный              
инструктор-проводник либо нет? Вот если сейчас посмотреть в Интернете - ну      
сотни, сотни предложений по организации разной сложности экскурсий. Так вот     
всё-таки у нас есть механизмы по выявлению этих нарушений, то есть есть         
инструктор либо нет?                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Костенко включите микрофон.                   
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. На сегодняшний день это вообще за пределами законодательства     
находится, из-за этого у нас периодически случаются различные непредвиденные    
ситуации, когда МЧС ищет группы людей, потерявшихся в горах или в лесу именно   
потому, что инструктор не уведомил о выходе на маршрут. Вот то, что мы          
предлагаем, на самом деле позволит выявлять эти маршруты. Во-первых,            
экскурсовод будет проходить аттестацию, и не просто аттестацию, а по            
конкретному маршруту, эти маршруты будут учитываться в спортивных федерациях    
соответствующих, поэтому будет возможность проанализировать, сколько работает   
инструкторов-проводников, сколько раз они вышли на маршрут. Во-вторых, сами     
инструкторы будут заинтересованы в том, чтобы все работали честно, и, если      
кто-то выйдет с группой на маршрут несанкционированно или не имея               
аккредитации, они сами тут же сообщат в соответствующие органы. Поэтому я       
думаю, что это значительно улучшит ситуацию.                                    
                                                                                
Ну, мы опираемся на практику, но, конечно, все варианты предусмотреть           
невозможно. Но ещё есть такой вариант, как анализ объявлений, - люди же         
как-то выходят на таких инструкторов. В Интернете контрольная закупка - и       
выявление таких умельцев, таких несанкционированных сотрудников туристической   
отрасли, вот через такие инструменты. Это не требует, кстати, больших затрат    
и большого ресурса человеческого.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович.                              
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемые коллеги, вопрос Наталье Васильевне или Александру      
Павловичу - кто ответит. Вот в законопроекте предлагается установить            
ответственность в том числе за ненаправление инструктором-проводником           
уведомления о сопровождении туристов и так далее. Куда? В территориальный       
орган федерального органа исполнительной власти (и далее по тексту) и (или) в   
орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а далее - и (или)    
в организацию, уполномоченную на проведение аттестации                          
инструкторов-проводников. Но, согласитесь, когда мы ведём речь об               
ответственности, тем более о такой серьёзной ответственности, из такой          
формулировки, которая предусматривает и одновременный, и в то же время          
альтернативный вариант уведомления, не совсем понятно, куда же всё-таки         
инструктор-проводник должен направить уведомление. Как вы считаете, не          
повлечёт ли такая неоднозначная формулировка путаницу?.. (Микрофон отключён.)   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Костенко, пожалуйста.                                     
                                                                                
КОСТЕНКО Н. В. Я считаю, не повлечёт. Если бы было написано, что либо во все    
эти органы, либо ни в какие, - тогда понятно. А сейчас в любой орган они        
обращаются, все эти органы между собой общаются и выявят... ну, в большей       
степени, конечно. Если, например, он уведомление направил в департамент по      
туризму Краснодарского края, то, конечно, они сообщат МЧС об этой информации,   
обмен существует. Поэтому я не считаю, что здесь есть проблема. Другое дело,    
если человек видит, что эффективно и удобно работать с МЧС, то он будет с       
ними работать, и проблемы вообще никакой нет. Я не вижу здесь проблемы, если    
честно.                                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. На трибуне включите микрофон.                             
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П. Отвечая на ваш вопрос, скажу, что это требование               
федерального закона о туристской деятельности. Там указано, кто, и когда, и     
куда должен направлять, поэтому это не повлечёт проблем, там всё понятно.       
Есть соответствующий порядок направления таких уведомлений, там всё             
расписано, поэтому неоднозначного толкования здесь быть не должно.              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович.                            
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Александр Павлович, существует ли практика региональная          
сегодня наличия таких инспекторов - я не знаю, как они будут называться, -      
работников? И насколько она будет эффективна с точки зрения привлечения к       
ответственности? Ну подойдёт какой-то там чиновник из областной                 
администрации, скажет: "Я хочу вас оштрафовать", его пошлют подальше, и ни      
протокола составлено не будет, ни всего остального не будет. Я имею в виду,     
что мы убираем отсюда и органы полиции, и какие-то другие правоохранительные    
органы, которые могут и установить личность, и, по большому счёту, заставить    
этот протокол составить, но не совсем понятно, как иначе это будет работать.    
                                                                                
ТЕТЕРДИНКО А. П. Ну, значит, во-первых, мы должны... ещё раз говорю, что эти    
требования не устанавливаются этим законопроектом, эти требования уже           
установлены федеральным законодательством о туристской деятельности, субъекты   
Российской Федерации готовы эти требования реализовывать. Но сейчас эти         
требования не подкреплены административной ответственностью, то есть норма      
есть, обязанность есть в законе, а ответственности за невыполнение данной       
обязанности никакой не установлено, поэтому фактически эти нормы сейчас можно   
игнорировать безнаказанно. Авторы законопроекта предлагают как раз установить   
ответственность, с тем чтобы требования федерального законодательства о         
туристской деятельности не игнорировались и у регионов появился инструмент      
наказывать за неисполнение этих требований. Вот и всё.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Так, по ведению - Марченко Евгений Евгеньевич.            
                                                                                
МАРЧЕНКО Е. Е. Александр Дмитриевич, у меня такой вопрос к вам. Я, когда        
записывался сейчас на вопрос, вначале был третьим, а в итоге задал вопрос       
пятым или шестым, после депутата Сипягина. Это технический сбой, так сказать,   
или какая-то новелла в нашей работе? В Регламенте вроде такого нет.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я даю возможность задать вопрос в порядке, который на     
экране появляется, не меняя.                                                    
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Правильно подсказывают: это вопрос к искусственному       
интеллекту. Запись у меня есть, если хотите, здесь Марченко третий...           
четвёртый, так и было.                                                          
                                                                                
Так, по ведению - Морозов Олег Викторович.                                      
                                                                                
МОРОЗОВ О. В., председатель Комитета Государственной Думы по контролю,          
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, я не по этому вопросу.                          
                                                                                
Депутаты показывают высокий класс парламентаризма, очень подробно обсуждают     
все вопросы, но 21-м пунктом у нас идёт правительственный законопроект,         
который нужно обязательно сегодня рассмотреть. Я очень прошу эту возможность    
предусмотреть.                                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Синенко Александр Юрьевич по ведению.                                           
                                                                                
СИНЕНКО А. Ю., полномочный представитель Правительства Российской Федерации в   
Государственной Думе.                                                           
                                                                                
Уважаемые коллеги, в продолжение темы, которую Олег Викторович поднял,          
спасибо за 21-й, убедительная просьба ещё и 20-й вопрос сегодня тоже            
рассмотреть.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Хорошо.                                                   
                                                                                
Коллеги, если не будет возражений, мы сейчас закончим рассмотрение 16-го        
вопроса, а потом рассмотрим 20-й и 21-й. Нет возражений? Хорошо. Спасибо.       
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель     
президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", пункт 16.     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 35 мин. 34 сек.)                 
Проголосовало за              407 чел.90,4 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    407 чел.                                          
Не голосовало                  43 чел.9,6 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается единогласно в первом чтении.