Заседание № 227
07.04.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 686721-6 "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4430 по 4735 из 7380
10-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Докладывает Александр Витальевич Цыбульский, заместитель министра экономического развития. ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В., заместитель министра экономического развития Российской Федерации. Добрый день, уважаемые коллеги! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Соглашение было подписано 27 ноября 2013 года. Надо отметить, что процесс длится довольно давно, решение о подписании соглашения было принято ещё в 2007 году во время визита президента в Гватемалу. Отношения России с Гватемалой имеют долгую историю. Гватемала является страной с крупнейшей экономикой в Центральной Америке, что может представлять интерес для российских деловых кругов и даёт основание рассматривать Гватемалу в качестве важного и перспективного торгово-экономического инвестиционного партнёра для нашей страны. В 2014 году объём российско-гватемальского товарооборота составил 73,5 миллиона долларов США, при этом положительное сальдо России в торговле с Гватемалой составило почти 33 миллиона долларов. Потенциал развития торгово-экономического сотрудничества между Россией и Гватемалой значителен, российские компании готовы предложить гватемальской стороне энергетическое оборудование, которое к настоящему времени хорошо зарекомендовало себя на рынках Латинской Америки, транспортные средства, имеются в виду грузовые и легковые автомобили, автобусы, авиационную технику, оборудование для горнодобывающей промышленности, тракторы, дорожно-строительное и нефтегазовое оборудование. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений разработано на основе типового российского соглашения и в значительной степени воспроизводит его основные положения. Оно соответствует международным договорам в сфере инвестиционного права, а также учитывает обязательства Российской Федерации, вытекающие из членства России в ВТО. Соглашением предусматриваются: принцип недискриминации, режим наибольшего благоприятствования, выплата справедливой компенсации (например, в случае экспроприации или национализации капиталовложений), беспрепятственный перевод доходов инвесторов, механизмы разрешения инвестиционных споров, процедуры обращения инвесторов в международный арбитраж. Реализация соглашения обеспечит инвесторам долговременную стабильность, предсказуемость правовой среды и будет способствовать активизации инвестиционного сотрудничества между нашими странами. Соглашение подлежит ратификации, поскольку содержит ряд норм, не предусмотренных российским законодательством. Так, в нашем законодательстве не содержится общих положений о предоставлении иностранным инвестициям режима наибольшего благоприятствования, не предусмотрены порядок, размер и условия выплаты компенсаций в случае принудительного изъятия капиталовложений и возмещения ущерба. Вступление соглашения в силу предоставит гарантии защиты российских и гватемальских инвесторов на территории обеих стран. Прошу поддержать. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Витальевич, присаживайтесь. С содокладом выступает Александр Леонидович Романович. РОМАНОВИЧ А. Л., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, Комитет Государственной Думы по международным делам рассмотрел проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Коллега уже доложил, что соглашение было подписано в 2013 году, внесено Правительством Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думой в конце 2014 года. Как уже было отмечено, соглашение определяет рамочные условия отношений двух стран в части привлечения иностранных инвестиций и регулирует допуск капиталовложений инвесторов одной договаривающейся стороны на территорию государства другой договаривающейся стороны. В случаях применения указанных мер, предпринятых в общественных интересах, статьёй 4 соглашения предусматривается обязательность выплаты быстрой, адекватной и эффективной компенсации. Положениями соглашения устанавливаются также порядок перевода платежей в связи с капиталовложениями, процедура разрешения инвестиционных споров и споров относительно толкования соглашения, а также порядок возмещения ущерба. Комитет Государственной Думы по международным делам считает, что соглашение в полной мере отвечает интересам Российской Федерации и ратификация соглашения будет способствовать активизации торгово-экономического сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Гватемала, а также улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации. Реализация соглашения не повлечёт расходов из федерального бюджета, за исключением случаев, которые предусмотрены соглашением, в частности, это касается случаев экспроприации или национализации капиталовложений. В связи с изложенным Комитет по международным делам рекомендует Государственной Думе ратифицировать данный проект федерального закона. Спасибо за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Александр Витальевич, в данном соглашении, в статье 5, сказано, что в случае причинения вреда вследствие войны, восстания, революции, мятежа, гражданских беспорядков будет возмещён ущёрб, а вы подсчитывали, как часто происходят вышеперечисленные события в Гватемале, какова статистика? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Витальевич. ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Мы, честно говоря, такой статистики не вели, наверное, её сложно вести, потому что это больше форс-мажорные обстоятельства, но после 96-го года, после завершения гражданской войны, в Гватемале вроде бы довольно спокойная политическая обстановка. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Иванович Сапожников. САПОЖНИКОВ Н. И., фракция КПРФ. Александр Витальевич, вы, по-моему, заблуждаетесь, когда Гватемалу относите к числу крупнейших государств Латинской Америки. Ну, это так, в порядке информации. Вопрос: а какие виды авиационной техники мы туда поставили в 2013 и в 2014 годах? ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Я говорил, что это крупнейшая экономика Центральной Америки. По поводу поставок авиационной техники. Мы говорили об имеющихся перспективах поставок, о заинтересованности в поставке наших самолётов, в том числе самолёта "Суперджет". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Александр Витальевич, а не могли бы вы для понимания сказать, сколько в прошлом году мы вложили в Гватемалу и сколько Гватемала вложила в нашу экономику? И, если можно, скажите более конкретно, кто же туда вывез и вложил. ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Наши инвестиции в экономику Гватемалы составили 650 миллионов долларов в прошлом году, инвестиции Гватемалы в нашу экономику - ноль. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И. Александр Витальевич, скажите, пожалуйста, есть ли у государства Гватемала долги перед Россией, оставшиеся ещё со времён Советского Союза? ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Мне кажется, нет. У меня такой информации нет сейчас. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Николаевич Федоткин. Николай Васильевич, не отвлекайте, коллеги задают уже другие вопросы. ФЕДОТКИН В. Н. Александр Витальевич, скажите, пожалуйста, честно, а зачем нам вообще Гватемала, инвестиции? Мы с 2011 года постоянно занимаем первое, второе или третье место по оттоку собственного капитала, 153 миллиарда ушло. Может, нам лучше свои национальные капиталы сохранять? И второй вопрос. Ну, выделит нам Гватемала по нищете нашей какие-то инвестиции - они пойдут туда, куда они хотят или куда мы укажем, какие здесь приоритеты? То есть, скажем, пойдут на развитие промышленности или на развитие нефтедобычи? Вот два вопроса, ответьте, пожалуйста. ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Во-первых, подписание этого соглашения не обязывает нас осуществлять инвестиционную деятельность, инвестиции в экономику Гватемалы, оно просто создаёт рамочные отношения, правила игры для наших и для их инвесторов на территории двух стран, чтобы их права не нарушались при осуществлении инвестиционной деятельности. Что касается оттока капитала - ну это просто несвязанные вещи. По сути, соглашение - это возможность для цивилизованных взаимоотношений и правил игры в инвестиционных отношениях, при отсутствии такого соглашения ни гватемальские инвесторы не защищены на территории нашей страны, ни наши - на территории Гватемалы. Это просто рамочное соглашение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Георгиевич Тарнавский. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Александр Витальевич, вот в вопросах коллег звучит некое удивление, что мы сегодня такими вопросами занимаемся. Видимо, это рутинная процедура и уже десятки подобных соглашений заключены, просто дошла очередь до Гватемалы. Хотя, наверное, самый скандальный факт, связанный с Гватемалой, - это недавнее задержание одного нашего бизнесмена, который взял кредит в российском банке и уехал в Гватемалу на постоянное место жительства. Другой информации в широкой прессе нет. Скажите, если владеете информацией, мы сейчас в какой стадии находимся в плане подписания подобных соглашений? Сколько подобных соглашений подписано? И с тем чтобы понять, раз очередь дошла до подписания подобных соглашений уже с такими странами, не первого уровня, но всё-таки странами, которые готовы с нами подписывать эти соглашения, - сколько нам ещё предстоит подобных соглашений ратифицировать? ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. У нас на сегодняшний день, если брать статистику, 77 подобных соглашений уже подписано с 77 странами и 60 из них уже ратифицированы, соответственно, 17 соглашений предполагается ратифицировать в ближайшем будущем. Ну а то, что мы действительно расширяем географию подписания таких соглашений, это нормально, мы сейчас активно подписываем их со странами Азии и Африки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Светлана Сергеевна Журова. ЖУРОВА С. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данную ратификацию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо за лаконичность. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. В Соглашении между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений написано: "...желая создавать благоприятные условия для осуществления капиталовложений инвесторами одной Договаривающейся Стороны на территории государства другой Договаривающейся Стороны, признавая, что поощрение и взаимная защита капиталовложений на основе настоящего Соглашения будут стимулировать приток капитала в целях содействия экономическому процветанию обеих Договаривающихся Сторон..." В соответствии с соглашением ни одна из договаривающихся сторон не обязана распространять на капиталовложения инвесторов другой договаривающейся стороны преимущества, которые она предоставляет инвесторам любого третьего государства в связи с участием в зоне свободной торговли, таможенном или экономическом союзе в соответствии с соглашениями, заключёнными, например, между Российской Федерацией и государствами, ранее входившими в состав Союза Советских Социалистических Республик, а также на основе соглашений об избежании двойного налогообложения. Уважаемые коллеги, я хотел бы обратить ваше внимание на статью 5 данного соглашения, по которой я также задавал вопрос, но, к сожалению, представители Правительства Российской Федерации не владеют информацией. В данной статье говорится, что инвесторам одной договаривающейся стороны в случае причинения вреда или нанесения ущерба вследствие войны, вооружённого конфликта, восстания, революции, мятежа, гражданских беспорядков, чрезвычайного положения или любых иных подобных обстоятельств на территории государства другой договаривающейся стороны предоставляется в отношении реституции, возмещения, компенсации соответствующий режим. Ну, на практике, к сожалению, исполнение обязательств на основании данной статьи может длиться годами, а в дальнейшем даже может привести к невозможности возврата денег. Я не зря задавал этот вопрос и приведу данные, которыми вы не владеете. С 1990 по 1996 год, как вы сказали, была гражданская война, в 2007 году, по данным Организации Объединённых Наций и Всемирного банка, Гватемала заняла третье место среди других стран по количеству убийств, в период с 2000 по 2009 год количество убийств постоянно увеличивалось, и в настоящее время в Гватемале происходит втрое больше убийств, чем в Мексике. По статистике, в 2009 году в Гватемале было убито больше гражданского населения, чем в том же году в Ираке. Согласно подсчётам, в Гватемале используется до 2 миллионов единиц оружия, примерно одна единица на каждого жителя страны, причём зарегистрировано менее половины этого оружия. По статистике, 89 процентов убийств в Гватемале совершены при помощи огнестрельного оружия, больше чем в Сальвадоре и Колумбии. Оружие интенсивно начало прибывать в Гватемалу из Соединённых Штатов Америки, Колумбии и Аргентины. Соответственно, за последние три года выросло и количество убийств с применением огнестрельного оружия на улицах городов Гватемалы... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте одну минуту. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. В завершение хотел бы отметить: в 2007 году тогдашний президент Гватемалы Оскар Бергер публично признался, что государство не способно обеспечить безопасность любого гражданина, - это признание последовало за громким убийством трёх сальвадорских политиков неподалёку от столицы Гватемалы. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гарри Владимирович от выступления отказывается. Александр Витальевич, вы добавите к сказанному что-либо? ЦЫБУЛЬСКИЙ А. В. Здесь сложно добавить что-то к сказанному, кроме как пожелать правительству Гватемалы больше уделять внимания внутренней политике и обеспечению безопасности граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ну и хорошо, что это не Гондурас. (Оживление в зале.) Коллеги, выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5828 по 5845 из 7380
10-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Гватемала о поощрении и взаимной защите капиталовложений". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 11 сек.) Проголосовало за 443 чел.98,4 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 444 чел. Не голосовало 6 чел.1,3 % Результат: принято Принимается.