Заседание № 243
О проекте федерального закона № 686588-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в целях совершенствования учёта оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
11-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Сергей Владимирович Кривоносов, пожалуйста. КРИВОНОСОВ С. В. Спасибо. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл все необходимые процедуры и готов к принятию в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Выносим на "час голосования".
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 20 сек.) Проголосовало за 445 чел.98,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 445 чел. Не голосовало 5 чел.1,1 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 242
О проекте федерального закона № 686588-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (в целях совершенствования учёта оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции; принят в первом чтении 25 февраля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования учёта оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции". Докладывает Виктор Фридрихович Звагельский. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроект направлен на пресечение оборота контрафактной продукции. Вводится учёт объёма закупок, хранения, поставок и розничной продажи алкогольной продукции с использованием автоматизированной системы ЕГАИС, системы автоматического учёта. В первом чтении законопроект был принят 25 февраля 2015 года. К законопроекту поступило двадцать поправок, восемнадцать из которых рекомендуется к принятию. Поправками, в частности, предоставляется послабление отечественным виноделам, производителям сидра, пуаре и медовухи с небольшим количеством содержания спирта, использующим оборудование мощностью до 300 тысяч декалитров в год. Для того чтобы субъекты предпринимательства смогли адаптироваться и выполнить требования данного закона, поправками определяются более длительные переходные периоды и учитываются особенности реализации закона в Крыму и Севастополе. Часть поправок имеет исключительно уточняющий и юридико-технический характер. Прошу приступить к рассмотрению поправок. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу поправок № 1 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 17 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Виктор Фридрихович, Раисе Васильевне принесите образцы продукции, она интересуется. (Оживление в зале.) Есть ли вопросы по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю таблицу поправок № 2 на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 50 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Таблица поправок № 2 также принимается. Выносим законопроект на "час голосования".
9-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 03 мин. 09 сек.) Проголосовало за 388 чел.86,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 388 чел. Не голосовало 62 чел.13,8 % Результат: принято Принимается во втором чтении.
Заседание № 219
О проекте федерального закона № 686588-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования учёта оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
14-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" в части совершенствования учёта оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - заместителя руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка Владислава Викторовича Спирина. Пожалуйста. СПИРИН В. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель руководителя Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Розничную продажу алкогольной продукции осуществляют более 260 тысяч магазинов, большое количество и их удалённость делают невозможной реальную проверку количества продаваемого алкоголя в каждом магазине. Нелегальные производители пользуются сложившейся ситуацией, нелегальная продукция для продажи поставляется ими с поддельными марками и с поддельными сопроводительными документами. Наиболее часто используют дубликаты акцизных марок и сопроводительных документов, выписанных для легальной продукции. Изменить ситуацию позволит внедрение единой государственной автоматизированной информационной системы по оптовой и розничной продаже. Принцип работы системы будет заключаться в гашении федеральных специальных и акцизных марок при розничной продаже алкогольной продукции. Для немаркируемой алкогольной продукции, например пива, бумажные документы, сопровождающие оборот, будут переведены в электронный вид, поставка пива будет завершаться гашением этого электронного документа, вся информация о выходе из оборота продукции будет храниться на сервере службы. Продавать многочисленные партии нелегальной алкогольной продукции, используя поддельные марки или поддельные документы с реквизитами, уже оформленными на проданную легальную партию, будет невозможно, тем более будет невозможна продажа алкоголя с откровенно поддельными акцизными марками. Распространение ЕГАИС в розничном звене является вопросом номер один правительственного плана мероприятий по стабилизации ситуации на алкогольном рынке. Подключение оптового и розничного звеньев сделает эту систему, сформированную сейчас из производителей и импортёров, замкнутой, контроль будет сплошной, при этом розничные магазины получат возможность проверить легальность происхождения продаваемой продукции. Учитывая большие объёмы проведения работ по информатизации, законопроектом предусматривается этапность внедрения системы в оптовом и розничном звене. С учётом удалённости и труднодоступности в сельских поселениях с численностью менее трёх тысяч человек, в которых отсутствует сеть Интернет и перечень которых будет устанавливаться органами власти субъекта, розничная продажа алкогольной продукции с применением ЕГАИС не планируется, будут действовать другие формы контроля. Представленный законопроект разработан в соответствии с поручением председателя правительства от 10 октября 2013 года. Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" предусмотрено выделение на реализацию законопроекта бюджетных средств в размере 300 миллионов рублей, имеется поручение председателя правительства о выделении дополнительно 39 миллионов рублей начиная с 2016 года на сопровождение системы ЕГАИС. Прошу поддержать законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Виктор Фридрихович Звагельский, пожалуйста. ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект разработан с целью пресечения на территории Российской Федерации распространения нелегальной алкогольной продукции, о чём представитель профильного ведомства уже сказал. Следует отметить, что крайне сложно достичь серьёзных результатов и ограничить распространение нелегального алкоголя, если не будет организован всесторонний полный учёт полного цикла оборота алкогольной продукции - от производства до её розничной продажи. Поскольку ЕГАИС в производство внедрена уже давным-давно и желаемого эффекта она не дала, естественно, данный законопроект направлен как раз на то, чтобы закольцевать всю схему проверки алкоголя, поступления и движения товара. Внедрение ЕГАИС в розничную торговлю помимо электронного учёта объёмов реализации позволит перекрыть недобросовестным производителям пути сбыта произведённой нелегальной продукции, что является сегодня практически основной проблемой движения нелегального алкоголя. В полном объёме электронную систему ЕГАИС предлагается подключить с 1 июля 2016 года в городских поселениях, и с 1 июля 2017 года - в сельских поселениях. Законопроектом также предусматривается ряд изъятий из-за особенностей осуществления отдельных видов деятельности в связи с неоднородным территориальным развитием. Например, в поселении, где отсутствует Интернет, ЕГАИС вводиться не будет; мелкие магазины, которые должны будут нести даже небольшую финансовую нагрузку в связи с этим, на этом этапе тоже будут освобождены от участия в системе ЕГАИС. Сегодня у комитета есть некоторые опасения относительно технических и технологических нюансов введения этой системы, существуют проблемы с оформлением документации в электронном и бумажном виде. После принятия данного законопроекта потребуется изменение десяти подзаконных актов, проведение широкого перечня технических мероприятий, связанных с проектированием, внедрением и тестированием системы ЕГАИС в организациях. Есть ещё и определённые временные риски - может потребоваться больше времени, чем предполагается законопроектом, а мы всё-таки не хотим допустить очередного коллапса в отрасли. Ко второму чтению комитет намерен создать рабочую группу, где обсудит спорные вопросы и возникающие проблемы. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. По одному вопросу от фракции, коллеги? Хорошо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Виктор Фридрихович, скажите, пожалуйста, а то запамятовал, сколько денег уже потратили вот на эту систему? И не беспокоит ли вас, что если вы запишете, что там, где Интернета нет, платить не нужно, то все ликёроводочные заводы зарегистрируются в деревнях, где нет Интернета? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Николай Васильевич, вообще, основные деньги были потрачены на внедрение ЕГАИС на производстве, но это не такие большие деньги - по тем временам это было порядка 116 или 117 миллионов на всю систему, которые... (Шум в зале.) Нет, ну я вам точно говорю! Это первое. Второе. Мы же сегодня говорим о внедрении ЕГАИС в рознице, а это никакого отношения к ликёроводочным заводам не имеет, мы говорим только про торговые точки. Мы освобождаем как раз очень мелкие торговые точки в поселениях, где компьютер зачастую стоит дороже, чем вообще весь этот магазин. Поэтому здесь расходов практически никаких нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Виктор Фридрихович, на вопрос, который я хотел задать, вы уже частично ответили, сказав о своих опасениях, это по поводу трудностей внедрения. Вы сказали, что будете создавать рабочую группу, вопрос: кого вы будете привлекать в эту рабочую группу? Надеюсь, в том числе заинтересованных лиц? И если вы пойдёте на временную отсрочку по внедрению, о чём просят производители, то примерно на какую? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Спасибо, Александр Николаевич. На самом деле вот только что мы закончили совещание, где были представители многих регионов, мы их всех приглашаем в рабочую группу, но ещё раз хочу вам повторить то, что я сказал Николаю Васильевичу: это не касается производителей, это касается только торговых точек. У всех производителей эта система уже внедрена, мы сейчас говорим про торговые точки. И опасения части регионов вполне оправданны. Мы недавно говорили как раз с представителями кемеровского региона: если сегодня мы не решим проблему с внедрением ЕГАИС, то порядка 50 процентов торговых точек у них перестанут существовать. Это де-юре, а де-факто они просто в тень перейдут. Мы сейчас будем очень аккуратно относиться к тому, как внедрять, каковы временные рамки и каким должен быть переходный период, поэтому приглашаем вас поучаствовать, этот вопрос очень важный. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кулик Геннадий Васильевич. КУЛИК Г. В. Я хотел услышать более точный ответ на вопрос в отношении торговли этими продуктами на селе. Вы говорите о трёх тысячах жителей - таких населённых пунктов, где по три тысячи живёт, у нас сегодня меньше 30 процентов, в остальных 70 процентах численность совсем другая. Я хотел бы понять: там эта продажа не будет производиться или вы какую-то другую предлагаете систему - может, нам там перейти на самоснабжение?.. Есть какие-то предложения о выходе из этой ситуации у вас, как у автора закона? ЗВАГЕЛЬСКИЙ В. Ф. Геннадий Васильевич, если вы ко мне обращаетесь... я не автор, я от комитета выступаю, но постараюсь объяснить. Торговля алкоголем как осуществлялась, так и будет осуществляться, и магазины, которые подают сведения о проданном алкоголе, сдают их в форме декларации в бумажном виде. Мы сейчас внедряем электронную систему для того, чтобы более точно проследить путь алкогольной продукции, и для того, чтобы магазины не могли торговать нелегальной продукцией. Магазины, которые не попадут в электронную систему ЕГАИС, как торговали, так и будут торговать; в частности, мелкие магазины на селе точно так же будут сдавать свои декларации в бумажном виде, они просто не будут подключены к системе ЕГАИС, то есть ничего у них не изменится. Часть этих магазинов, которая торгует нелегальной продукцией, будет продолжать ею торговать, и вот с этим надо будет бороться в дальнейшем другими методами, наверное. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нилов Олег Анатольевич. НИЛОВ О. А. Вопросы представителю правительства. Скажите, пожалуйста, есть ли в планах правительства всё-таки введение более жёстких санкций против изготовителей и продавцов фальсифицированной алкогольной продукции, которая, по некоторым данным, составляет чуть ли не до 50 процентов, если брать крепкий алкоголь, в наших торговых сетях? И как вы относитесь к законопроекту, где предлагается ввести новую статью, статью 238-1, предусматривающую ответственность за торговлю опасными для здоровья алкогольными продуктами, а именно предлагается ввести ответственность в случае, не дай бог, смертельного исхода, в виде заключения на срок до 20 лет и многомиллионных штрафов? Для справки скажу, что, к сожалению, первую попытку не поддержало правительство... (Микрофон отключён.) СПИРИН В. В. Действительно, есть планы усиления санкций за продажу откровенно нелегальной продукции. Прежде всего хочется сказать большое спасибо депутатам Государственной Думы за то, что в конце 2014 года были внесены изменения в Уголовный кодекс, в Уголовно-процессуальный кодекс и в Кодекс об административных правонарушениях, позволяющие в обязательном порядке изымать оборудование, тару, транспортные средства и любое сырьё, которые будут находиться на месте нелегального производства алкогольной продукции. Такие мероприятия сейчас уже проводятся. Недавно общался с представителями нашего территориального органа в Центральном федеральном округе, конкретно в Туле: там сейчас происходит изъятие соответствующего оборудования, найдены ёмкости, в которых было налито 40 тонн нелегального спирта. Что у нас в планах и что поддерживается правительством? Это усиление ответственности для физических лиц за нелегальную продажу алкогольной продукции. Сейчас для физических лиц предусматривается ответственность в виде административного штрафа в 1,5 тысячи рублей. Хозяева магазинов пользуются этой ситуацией, такой низкой санкцией, прячут свою деятельность, так сказать, за продавцов, дают им на реализацию свою алкогольную продукцию. Мы предлагаем усилить ответственность для физических лиц: если это продажа алкогольной продукции - будет как минимум штраф 15 тысяч рублей, если повторно попадаются на розничной продаже алкогольной продукции - будет уголовная ответственность. Предполагаем также усилить ответственность за нелегальную продажу алкогольной продукции для магазинов, то есть юридических лиц, и за использование поддельных марок. С нашей точки зрения, использование поддельных марок должно быть по санкциям приравнено к использованию поддельных денежных знаков. В отношении законопроекта, усиливающего ответственность за продажу опасного алкоголя в виде заключения сроком до 20 лет, к сожалению, я ничего сейчас не могу сказать, потому что мы, наша служба, конкретно этот законопроект не видели, но что касается усиления ответственности за продажу небезопасного алкоголя, такие предложения были и это нами всегда поддерживалось, поэтому, наверное, в какой-то степени можем согласиться и с такой ответственностью. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить? Нет. Выносим на "час голосования" законопроект.
14-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции...". Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 27 мин. 08 сек.) Проголосовало за 376 чел.83,6 % Проголосовало против 4 чел.0,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 380 чел. Не голосовало 70 чел.15,6 % Результат: принято Принят в первом чтении.