Заседание № 257
О проекте федерального закона № 685972-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части расширения перечня организаций, которые вправе беспрепятственно посещать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
15-й пункт порядка работы, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, так получилось, что пришли те дни, когда на обсуждение выносятся законодательные инициативы, направленные на усовершенствование нашей с вами, депутатов Государственной Думы, деятельности. Я хотел бы рассказать о своём предложении, в соответствии с которым депутаты должны иметь право беспрепятственно посещать учреждения уголовно-исполнительной системы (этот законопроект как раз идёт в унисон с тем законопроектом, который мы уже рассматривали, 6-й пункт повестки дня). Люди беспокоятся о своих близких, которые находятся в местах лишения свободы, к нам поступают обращения граждан, к депутатам фракции ЛДПР очень часто данная категория людей обращается. Как правило, хочется выехать на место, чтобы ознакомиться с ситуацией: может быть, оговаривают режим, может быть, не так всё плохо, а может быть, действительно заключённые ущемлены в правах - надо ознакомиться с ситуацией на месте. Что касается бюджетных учреждений, нам с вами дано право посещать все их беспрепятственно. В отдельную категорию вынесены воинские части, и я понимаю, что это учреждения особого режима, как и места лишения свободы. Поэтому считаю, что было бы уместно - в том числе и для того, чтобы было на что ссылаться при обращении в прокуратуру, когда нарушаются права депутата Государственной Думы, - включить в закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." дополнительно вот эту фразу о местах исполнения наказания. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. На рабочем месте включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Комитет рассмотрел указанную законодательную инициативу. На самом деле действующим законодательством предусматривается право посещения депутатом, членом Совета Федерации любых финансируемых из бюджета учреждений, к которым, без всякого сомнения, относятся и учреждения системы исполнения наказаний, поэтому мы считаем, что именно отдельное выделение учреждений федеральной системы исполнения наказаний, конечно, будет лишним. Это первое. Ну и второе. Есть всё-таки положение статьи 16 того же закона, в соответствии с которым депутат, член Совет Федерации имеют право на приём в первоочередном порядке определённым кругом должностных лиц, к которым относятся в том числе и руководители указанных учреждений уголовно-исполнительной системы. Есть ещё один момент, на который всё-таки надо обратить внимание. У нас сейчас созданы специальные общественные советы, которые следят за положением дел в конкретных учреждениях системы исполнения наказаний, дополнительные полномочия мы сейчас в этом плане передали уполномоченным по правам человека. Так что в законодательстве предусмотрены все возможные, так сказать, гарантии и для депутатов, и для иных лиц осуществлять контроль в учреждениях ФСИН, поэтому мы предлагаем данную законодательную инициативу отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, коллеги? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я бы с вами, наверное, согласился, но сегодня ситуация меняется, и даже финансирование такой самодостаточной системы, как ФСИН, происходит с задержками или по остаточному принципу. Я абсолютно согласен со своим коллегой Шериным в том, что это дополнение необходимо внести. Объясню почему. Сейчас в учреждениях ФСИН начались системные перебои с питанием, с поставкой продуктов питания и с их качеством, участились случаи отравления. Попасть в учреждения ФСИН в принципе сложно, попасть же в больничку так называемую в разы тяжелее, а если нет начальника, нет руководителя этой службы, то это практически невозможно. Поэтому считаю, что эта поправка нам нужна, и нужна именно для того, чтобы оперативно откликаться на те обращения, которые поступают от родителей, от самих заключённых, чтобы вовремя реагировать, потому что, как вы понимаете, на пятый-шестой день уже невозможно увидеть полную картину. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Кирилл Игоревич, ну а вопрос-то в чём заключается, собственно говоря? Насколько я понимаю, вы свою позицию обозначили, это я услышал. Мнение комитета остаётся прежним. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Синельщиков Юрий Петрович. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П. У меня вопрос к докладчику. Я всё-таки не понял, Александр Николаевич: что, есть какие-то конкретные факты, были случаи, когда депутата не допустили в учреждение соответствующее, или это, так сказать, на предположениях основано? И потом, не боитесь ли вы, что после внесения вот такого дополнения нам скажут, МВД, например, скажет, мол, нас нет в этом списке, нас включайте, тогда и мы будем разрешать допуск в наши помещения; прокуратура скажет, мол, мы вас через ворота не пропустим, и кто угодно ещё? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Спасибо за вопрос, Юрий Петрович. Я хотел бы сослаться на действующую редакцию данного закона, в которой отдельно оговорено право беспрепятственно посещать, помимо всех бюджетных учреждений, воинские части, которые, кстати, тоже являются бюджетными учреждениями. Я в своём докладе сказал, что имеется опыт, в итоге удалось попасть на территорию учреждения уголовно-исполнительной системы, но, к сожалению, потеряв какое-то время. Я не буду говорить об этом конкретном случае, но, вы абсолютно правы, поправки к законам принимаются в связи с имевшими место случаями, и я посчитал, что учреждения уголовно-исполнительной системы, естественно, являются учреждениями с особым режимом. В действующем законе отдельно прописано право беспрепятственно посещать воинские части, и не лишним было бы добавить: "все виды учреждений уголовно-исполнительной системы", чтобы руководители данных учреждений не трактовали двояко эту норму, чтобы можно было в тексте закона пальцем показать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Фёдорович, у меня к вам вопрос - он и напрямую связан с законом, и, может, опосредованно. Вот здесь неоднократно говорили о воинских частях, о других бюджетных, государственных учреждениях. Как правило, попасть в них практически невозможно, тем более если скажешь, что ты депутат фракции КПРФ. Как говорится, хороший разговор, но - нет, нет, ни в коем случае, мы вне политики. Повторю, попасть в воинские части и другие учреждения и рассказать о своей точке зрения невозможно. Если вы предлагаете отклонить этот законопроект - а скорее всего, ваша фракция будет его отклонять, - не будет ли логическим продолжением развить вопрос: ребята, раз вы вне политики, тогда и не голосуйте. А то их водят строем, организованно, контролируют, воинская дисциплина - и они отдают голос. Ну раз вне политики, раз депутатам нельзя прийти, тогда и не голосуйте, вот отслужите - тогда пожалуйста. Должны быть равные условия, а то, с одной стороны, мы вроде бы голосуем... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, ну а предложение-то ваше в чём, ограничить активное избирательное право, что ли? Если вы об этом, то вносите такие предложения, правда, вряд ли они будут поддержаны. А вопроса я не услышал. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Александр Николаевич Шерин, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Я с заключительным словом. С трибуны? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Как вам удобно. Давайте с трибуны, конечно, на вас все посмотрят. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, я хотел бы ещё раз обратить ваше особое внимание на то, что у нас перед законом все равны, и депутаты Государственной Думы в своём статусе равны, но одни равнее других. Я не случайно хочу поднять этот вопрос, вот и коллега из Рязанской области, Владимир Николаевич Федоткин, тоже об этом сказал, на самом деле существует такая проблема: депутатам Государственной Думы от партии технического большинства не нужны особые поправки к закону, они действительно имеют возможность попасть на территорию любого учреждения. И я хотел бы напомнить: согласно нашему законодательству "формой деятельности депутата Государственной Думы также является работа с избирателями, а депутата Государственной Думы, входящего в соответствии со статьёй 7-1 настоящего Федерального закона во фракцию в Государственной Думе, - помимо этого участие в работе соответствующей фракции". Депутат Государственной Думы обязан поддерживать связь с избирателями, депутат Государственной Думы, входивший в качестве кандидата в региональную группу кандидатов федерального списка кандидатов, поддерживает связь с избирателями на территории, которой соответствует эта региональная группа кандидатов, - так вот мы и хотим встречаться с избирателями, поддерживать с ними связь. Пять минут эфирного времени один раз в месяц, по вашему мнению, выделить нельзя. Предлагаем прописать в законе, что депутат может беспрепятственно посещать все виды учреждений уголовно-исполнительной системы, когда получает соответствующее обращение от избирателей, которые являются родственниками, либо от тех лиц, которые были когда-то избирателями, утратили на какое-то время право голоса, но после освобождения его снова приобретут. И я хотел бы ещё сказать: в законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." обозначено, что мы имеем право посещать все виды учреждений с бюджетным финансированием, и отдельно оговорено право беспрепятственно посещать воинские части. Я, как офицер запаса, прекрасно понимаю внутреннюю военную субординацию, и не хотелось бы воинские части втягивать в такие ситуации, когда ими будет заниматься прокуратура, но сплошь и рядом командование воинских частей реально препятствует организации встреч с избирателями депутата Государственной Думы, который, по их мнению, не из правильной партии. Да, я являюсь депутатом от политической партии ЛДПР, и я этим горжусь, я люблю свою партию, и мне хотелось бы в своём родном десантном училище, в своём родном 137-м гвардейском парашютно-десантном полку - не занимаясь никакой агитацией, потому что сам являюсь человеком, присягнувшим на верность Отечеству, - иметь возможность работать в правовых рамках, рассказывать о деятельности, которую я, как депутат Государственной Думы, веду в Комитете по обороне, рассказать о том, где находится моя приёмная. Ну почему я несколько месяцев должен переписываться! И самое главное, Министерство обороны по многим вопросам идёт навстречу, но только не по этому. Если военнослужащие, если люди, которые находятся в СИЗО, имеют право голоса, то, соответственно, у депутата Государственной Думы вне зависимости от политической партии, которую он представляет, должно быть право посещать соответствующие учреждения без какой-либо предварительной переписки. И хотелось бы, уважаемые коллеги, чтобы это не относилось к процессу подготовки к выборам в Государственную Думу. Вот такими моментами, уважаемые коллеги, пытаясь немного приопустить значимость депутатов других политических партий, мы с вами можем статус депутата Государственной Думы в целом опустить ниже того статуса, на который рассчитывают наши избиратели. И речь идёт о том, что в закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." нужно включить эту норму. Поверьте, если на территории какого-нибудь учреждения будут проводиться те или иные спецмероприятия, будет подавление бунта, вряд ли именно в этот момент депутату Государственной Думы захочется посетить это учреждение. Я ещё раз призываю вас к тому, чтобы мы все пробелы, которые в законодательстве существуют, устранили и работали в рамках правового поля. В зале очень много юристов, ценящих право, а право - это та форма, согласно которой мы мирным, цивилизованным путём можем дать всем депутатам Государственной Думы равные возможности и полномочия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо большое. Выносим законопроект на "час голосования".
15-й вопрос повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 05 мин. 16 сек.) Проголосовало за 121 чел.26,9 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 122 чел. Не голосовало 328 чел.72,9 % Результат: не принято Законопроект отклонён.
Заседание № 228
О проекте федерального закона № 685972-6 "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (в части расширения перечня организаций, которые вправе беспрепятственно посещать член Совета Федерации, депутат Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
ДИДЕНКО А. Н. Сергей Евгеньевич, предложение 38-й вопрос перенести на конец апреля по просьбе автора.
Коллеги, предлагается 38-й вопрос перенести и рассмотреть по сокращённой процедуре 43-й, 44-й и 40-й вопросы. Нет возражений?