Заседание № 286

11.03.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 685933-7 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (в части установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных служащих и представителей органов законодательной власти)".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5384 по 5549 из 7078
28-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс          
Российской Федерации об административных правонарушениях (в части               
установления дополнительной ответственности государственных, муниципальных      
служащих и представителей органов законодательной власти)". Докладывает Ольга   
Николаевна Алимова.                                                             
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемые коллеги, в середине декабря состоялось заседание Совета по правам     
человека, на котором президент Путин поддержал идею члена СПЧ Кабанова          
увольнять чиновников, которые хамят, оскорбляют обратившихся к ним граждан.     
"Если человек пришёл на работу в государственный орган или муниципальный, ещё   
хамит, людей оскорбляет, ему там не место", - сказал президент. Для этого       
необходимо перестроить уже действующую статью КоАП об оскорблении чести и       
достоинства, это статья 5.61.                                                   
                                                                                
А ранее, до этого события, 10 апреля 2019 года, группа депутатов КПРФ           
подготовила и внесла на рассмотрение Государственной Думы законопроект          
одновременно с пакетом законопроектов о государственной гражданской службе      
Российской Федерации и о муниципальной службе в Российской Федерации.           
Конечно, было бы совершенно правильно, если бы мы их рассматривали совместно.   
Оба проекта сделаны по многочисленным просьбам наших избирателей,               
пострадавших от хамства и оскорблений чиновников - лиц, замещающих              
государственные и муниципальные должности. Принятие поправок к статьям 5.61 и   
20.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях станет   
дополнительным правовым инструментом для гармонизации действия вступившего в    
законную силу 18 марта 2019 года федерального закона Клишаса и Боковой,         
предусматривающего штрафы за оскорбление представителей власти.                 
                                                                                
О чём же наш законопроект? За оскорбление, содержащееся в публичном             
выступлении, на должностных лиц, не замещающих должности государственной        
гражданской (муниципальной) службы, предлагается налагать штраф в размере от    
30 тысяч до 50 тысяч рублей; на должностных лиц, замещающих должности           
государственной гражданской (муниципальной) службы, - от 50 тысяч до 100        
тысяч рублей, на юридических лиц - от 100 тысяч до 500 тысяч рублей.            
Специальным субъектом административного правонарушения предлагается считать     
должностных лиц, не замещающих должности государственной гражданской            
(муниципальной) службы.                                                         
                                                                                
Статья 19 Конституции Российской Федерации провозглашает, что все равны перед   
законом и судом, а государство должно гарантировать равенство прав и свобод     
человека и гражданина. Любые формы ограничения прав граждан по признакам        
социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности      
запрещаются. Равенство перед законом означает равенство прав, свобод,           
обязанностей и ответственности человека и гражданина в рамках общего            
правового статуса, установленного законодательством. Последнее не исключает     
особенностей правового статуса отдельных категорий лиц, предоставления им       
более широких прав или возложения на них специфических обязанностей,            
обусловленных, например, занимаемой должностью.                                 
                                                                                
Отсутствие реального механизма ответственности за те или иные нарушения в       
силу рекомендательной направленности предписаний статьи 18 Федерального         
закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", а также     
аналогичной по содержанию статьи 14 Федерального закона "О муниципальной        
службе в Российской Федерации" порождает безнаказанность чиновников,            
презирающих народ. Представляется необходимым дополнить запретительными         
нормами указанные законы, что мы и предложили в законопроекте, о котором я      
сейчас говорю. Что делать, если череда громких оскорблений уже, так сказать,    
пополняется новыми и новыми презрительно-унизительными высказываниями? Надо     
принимать закон, чтобы это приостановить!                                       
                                                                                
Действительно, в последнее время чиновники разных уровней, к сожалению, очень   
часто выражают своё презрительное отношение к гражданам Российской Федерации,   
особенно к социально незащищённым слоям. Я уже не говорю про пресловутые        
"макарошки", "мы вас не просили рожать", "вы какого... рожаете детей", ну, и    
так далее, и так далее. Чиновник оскорбил тех, кто живёт в хрущёвках, обозвав   
их "скотобазой", которая "бухает, колется, бросает мусор в подъезде и орёт по   
ночам"; депутат Волгоградской областной Думы сказал, что пенсию 8 тысяч         
рублей получают исключительно тунеядцы и алкаши; я уже не говорю про главу      
Чувашии, который прославился не только своим презрительным отношением, не       
только высказываниями, но и действиями.                                         
                                                                                
Хочется обратиться специально к коллегам из фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ":            
напоминаю, что право на критику властей закреплено позицией Европейского Суда   
по правам человека, где говорится, что представители власти могут быть          
подвергнуты большей критике, чем по общим правилам. Согласно пункту 2 статьи    
10 европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод пределы       
допустимой критики в отношении политиков как таковых шире, чем в отношении      
частного лица, - тем не менее частных лиц, если они позволяют себе              
высказывания, неодобрительное отношение к тем или иным действиям, мы уже        
сумели наказать своими законами.                                                
                                                                                
Заключение комитета было отрицательным, указали, что в законопроекте, в         
перечне, не названы выборные должности в органах представительной власти, -     
ну, давайте это сделаем ко второму чтению, если мы указали не всех, кого надо   
наказывать. Все должны соблюдать все правила и нормы, которые предписывают      
федеральные законы. Хотелось, чтобы вы это услышали.                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом от Комитета по государственному строительству и законодательству   
выступает Олег Петрович Быков.                                                  
                                                                                
БЫКОВ О. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                           
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается         
конкретизировать санкции за оскорбления, содержащиеся в публичном               
выступлении, в публично демонстрирующемся произведении или в средствах          
массовой информации, для должностных лиц, не замещающих должности               
государственной гражданской (муниципальной) службы, и для лиц, замещающих       
должности государственной гражданской (муниципальной) службы. Ольга             
Николаевна назвала соответствующие санкции в виде административных штрафов,     
которые предлагается налагать на данных лиц.                                    
                                                                                
Необходимо отметить, что разграничение должностных лиц для привлечения к        
административной ответственности является нецелесообразным, поскольку в         
примечании к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных        
правонарушениях уже определён перечень должностных лиц, которые несут           
административную ответственность за неисполнение либо ненадлежащее исполнение   
своих служебных обязанностей. Таким образом, инициируемые законопроектом        
изменения сужают перечень должностных лиц, которые могут быть привлечены к      
административной ответственности, установленной частью 2 статьи 5.61 КоАП.      
                                                                                
Также хочу обратить внимание на то, что в законодательстве Российской           
Федерации отсутствует понятие "должностное лицо, не замещающее должность        
государственной гражданской (муниципальной) службы".                            
                                                                                
Одновременно законопроектом также предлагается за распространение от имени      
лиц, замещающих должности государственной гражданской (муниципальной) службы,   
а также выборные должности в федеральном, региональном или муниципальном        
органе представительной власти, в информационно-телекоммуникационных сетях, в   
том числе в сети Интернет, информации, выраженной в неприличной форме,          
которая оскорбляет человеческое достоинство отдельных граждан, а также          
социальных, профессиональных и иных групп граждан, если эти действия не         
содержат уголовно наказуемого деяния, ввести ответственность в виде наложения   
административного штрафа в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. В связи    
с этим необходимо отметить, что та норма, которая предлагается авторами         
законодательной инициативы в проектной редакции части 6 статьи 20.1 КоАП, не    
в полной мере отвечает принципам определённости, ясности, недвусмысленности     
правовых норм, в силу того что в проектных изменениях не отражено, какие        
именно лица несут административную ответственность за указанное нарушение.      
Вместе с тем предлагаемые проектные изменения могут повлечь конкуренцию со      
статьёй 20.3-1 Кодекса Российской Федерации об административных                 
правонарушениях "Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение            
человеческого достоинства", тем самым это будет затруднять разграничение        
данных противоправных деяний и создавать возможность для неоднозначного         
толкования норм.                                                                
                                                                                
На законопроект имеется отрицательное заключение Правительства Российской       
Федерации, также имеется отрицательное заключение Комитета Государственной      
Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления.            
Профильный комитет рекомендует данный законопроект отклонить.                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет желающих выступить.                   
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 33 сек.)                 
Проголосовало за               90 чел.20,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     90 чел.                                          
Не голосовало                 360 чел.80,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.