Заседание № 256
20.10.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 685646-6 "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обязательности информирования владельца о возможной принудительной эвакуации транспортного средства".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3821 по 4236 из 6596
20-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обязательности информирования владельца о возможной принудительной эвакуации транспортного средства". Докладывает Ярослав Евгеньевич Нилов. Пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Маленькое лирическое отступление. Неоднократно и в средствах массовой информации говорилось, и я с этой трибуны напоминал, что программу борьбы с пробками в Москве разрабатывала американская фирма. Вопрос: почему вообще был этот тендер, как иностранная компания смогла в нём участвовать и почему ей достались деньги из бюджета? Прошу заметить: в то время как периодически возникают скандальные ситуации, с этой трибуны регулярно говорят о том, что с эвакуаторами творится бардак, в средствах массовой информации постоянно поднимается эта тема, ей посвящают целые передачи, журналистские расследования, какова позиция наших правозащитников, которые очень любят бить себя в грудь и кричать на весь мир о том, что нарушаются права религиозных меньшинств, других меньшинств или права заключённых в отдельных конкретных случаях? Все они молчат. А может быть, это сигнал нам задуматься, а может, это выгодно, может быть, работает так называемая схема Лиоте? Так звали французского генерала, во время боевых действий в Алжире он дал команду солдатам посадить деревья, а когда подчинённые, его личный состав, спросили, зачем это делается, он ответил: "Через двадцать лет, когда здесь будут воевать наши потомки, они смогут спрятаться от жаркого солнца под красивыми зелёными деревьями". Так называемый план Лиоте активно используется в современной политике, в геополитике. И то, что сейчас происходит, в частности в Москве, да и в других городах, и то, что эту тему особо не педалируют те, кого считают либеральной оппозицией, ультралиберальной оппозицией, тоже даёт определённую почву для размышления. Вот посмотрите, Вячеслав Иванович Лысаков долбанул по департаменту транспорта, направил запрос в прокуратуру на Ликсутова - и сразу компромат появился, сразу вспомнили про отдельные какие-то эпизоды его личной жизни. Да какая разница, кто когда ездил за границу?! Что, другие депутаты никуда не ездят? Но надо найти, надо дать сигнал: будешь лезть не в свою тему - получишь, ты же представитель "Народного фронта", надо соблюдать определённую государственную линию, здесь есть свои интересы, выходить за рамки которых опасно. Вернёмся теперь к теме законопроекта. Когда начался весь этот эвакуаторный беспредел, я взял за норму: если вижу, что машину эвакуируют, подхожу и сразу смотрю на лобовое стекло, если там есть номер телефона, я всегда звоню автовладельцу. Вот однажды после моего звонка вышла пожилая женщина, её машину, маленькую красную малолитражку, уже начали грузить. Она пришла, и машину ей вернули, правда, сначала попытались сказать, что возвращать не будут, но, так как я находился рядом, автомобиль ей вернули. Она заплатила штраф за неправильную парковку и выразила благодарность мне за то, что я предупредил её, что машину пытаются эвакуировать. Я объяснил ей, что мы в ЛДПР бьёмся за то, чтобы люди понимали, что эвакуация является обеспечительной мерой, а не наказанием. Нас же запугали этими эвакуаторами! У нас человек при виде формы сотрудника МАДИ... Это кто? Это никто, это дворник обычный! То, что он надел форму, похожую на форму сотрудника ГАИ, сотрудника полиции, - это тоже нарушение закона. Что такое эвакуатор? Эвакуатор - это обычная мусоросборка. Дворники убирают бумагу, стаканы и бутылки, а эвакуаторщики убирают незаконно припаркованные автомобили, но, видя, сколько к ним внимания, и учитывая, что у них форма, роба, значки, документы, они себя почувствовали властелинами мира, при этом они совершенно не знают ни норм действующего законодательства, ни своих прав и обязанностей. Таким образом, что мы предлагаем нашим законопроектом? Мы предлагаем, чтобы должностное лицо, которое принимает решение о принудительной эвакуации, сначала делало звонок, если номер телефона на так называемой автовизитке находится на торпедо и его видно через лобовое стекло; если звонок не проходит, нужно отправить СМС: "Ваш автомобиль, возможно, будет принудительно эвакуирован"; если никакой реакции в течение десяти минут не происходит, только после этого можно начинать процесс оформления документов для принудительной эвакуации. Если мы рассматриваем эвакуацию как действительно вынужденную меру, а не как бизнес-структуру, то надо поддерживать законопроект, это действующий европейский опыт. Эвакуация пришла к нам из Европы, но в Европе всё работает по-другому, с умом: эвакуаторы не заполоняют весь центр, сами создавая аварийные ситуации и пробки, - эвакуаторы находятся на специальных стоянках и, когда надо, приезжают и эвакуируют. У нас же всё по-другому: выходишь из Госдумы - весь центр зелёный от этих автомобилей, как правильно сказал один из депутатов, "зелёных крокодилов". Кстати, чем ещё грешат эвакуаторщики? У них есть так называемое условно-нормативное задание: надо быстро эвакуировать, увезти, и для того, чтобы сделать это быстро, надо прицепить колёса, погрузить и ехать, а документы оформляются в дороге - по-другому они не успевают. Вот пример: как-то вижу, что эвакуируют автомобиль. Я подхожу, спрашиваю: "Кто старший техник?" Женщина отвечает: "Я старший техник". - "У вас есть копия протокола принудительного задержания транспортного средства?" - "Нету". Я говорю: "Вы обычный дворник, кто вам дал право трогать чужое имущество? Вот когда у вас будет документ на руках, тогда вы будете иметь право это делать, а пока документа на руках нет, не прикасайтесь к чужой собственности! К вам же не прикасаются, вас же не трогают, ваше имущество не трогают?!" Кто, учитывая, что в Москве отдельные полномочия есть у так называемой МАДИ, что тоже нонсенс... И кстати, из-за чего это было допущено нами, депутатами? Из-за того, что поправку в административный кодекс пропустили ко второму чтению через непрофильный законопроект, а профильный комитет либо недосмотрел, либо закрыл глаза под политическим давлением. В итоге бардак, который связан с действиями МАДИ в Москве, - следствие того, что у нас правится кодекс (слава богу, спасли Уголовный кодекс, теперь поправки в него не будут вноситься через непрофильные законы, надо так сделать со всеми кодексами, чтобы не было этой правовой чехарды). Сотрудники МАДИ тоже имеют определённое нормативно-техническое задание - им надо как можно быстрее оформить бумаги. Каким образом это можно сделать? Оформлять после того, как погрузили, в дороге. Если они начинают оформлять на месте, а всё это тянется минут десять-пятнадцать, то может появиться владелец транспортного средства и тогда придётся опять писать кучу бумаг, отменять решение о принудительной эвакуации, что нарушает график их работы и за что возможны в том числе и санкции, финансовые механизмы воздействия. Если коротко, то наше предложение состоит в том, чтобы лица, которые принимают решение о принудительной эвакуации, если в автомобиле есть автовизитка с номером телефона владельца или водителя, сначала звонили и информировали об этом, а если номер недоступен или звонок не прошёл, отправляли водителю СМС с предупреждением о том, что автомобиль припаркован с нарушением ПДД и может быть... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содоклад Вячеслава Ивановича Лысакова. Пожалуйста, Вячеслав Иванович. ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо. Уважаемый председательствующий, уважаемые коллеги! Хотел бы всё-таки Ярославу Евгеньевичу сообщить, что в законе об эвакуации, который мы с вами приняли и который уже работает, предусмотрена обязанность должностного лица (инспектора МАДИ или инспектора ГАИ) находиться на месте до начала эвакуации. Именно он исправляет протоколы, вносит туда изменения - никакой кучи бумаг заполнять не надо. Это первое. И второе. Мы прямо запретили эвакуаторщику уезжать с неоформленным автомобилем, то есть он должен иметь на руках копию протокола задержания транспортного средства. Если этого не делается, то это нарушение закона, за которое надо наказывать, но это не значит, что надо менять закон, - закон в этой части абсолютно нормальный. Но давайте вернёмся всё-таки к законопроекту. Как следует из пояснительной записки, предлагаемые изменения имеют целью защиту прав владельцев транспортных средств путём введения обязанности должностных лиц информировать владельца об эвакуации его транспортного средства. Комитетом концепция законопроекта не поддерживается по следующим основаниям. Предлагаемые законопроектом изменения в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не могут быть поддержаны, поскольку носят регулирующий характер, но не соответствуют предмету правового регулирования кодекса. Кроме того, устанавливаемые дополнительные обязанности должностных лиц потребуют дополнительных расходов: позвонить, отправить эсэмэску и так далее, что не нашло своего отражения в представленном к законопроекту финансово-экономическом обосновании. Возражения вызывает также и предложение о замене в части 1 указанной статьи слова "применяются" на слова "могут применяться", поскольку оно направлено на замену обязательного задержания транспортного средства на возможное, что не соответствует характеру правонарушений, предусмотренных статьями, перечисленными в части 1 статьи 27.13 кодекса. Данное замечание также относится и к предложению о возможности задержания транспортного средства с учётом, цитирую, "сложности дорожной обстановки". Изменения, предлагаемые в федеральные законы "О безопасности дорожного движения" и "О рекламе", представляются избыточными. Пунктом 5 части 2 статьи 2 Федерального закона "О рекламе" уже предусмотрено, что его действие не распространяется на вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера. Кроме того, законодательство не содержит запрета на размещение в том числе автовизиток при условии соблюдения требований безопасности дорожного движения. С учётом изложенного законопроект рекомендуется комитетом к отклонению. И, коллеги, ещё раз обращаю ваше внимание на то, что закон, который достаточно жёстко регламентирует эвакуацию транспортных средств, обязывает должностных лиц находиться на месте до начала движения транспортного средства, обязывает эвакуаторщика иметь документ - копию протокола о задержании транспортного средства, а в случае невозврата машины эти лица могут быть подвергнуты в соответствии со статьёй 12.35 штрафу в 20 тысяч рублей и прочее, и прочее, только начал работать и у нас нет никаких данных о том, что он неэффективен. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы? Да. Включите режим записи. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович. ИВАНОВ С. В. Уважаемый Вячеслав Иванович, мне прямо, ей-богу, жалко вас, всё время вы меняете позицию, то так говорите, то этак: вот мы с вами сейчас в комитете обсуждали во втором чтении законопроект об исполнительном производстве, и вы, как человек, который возглавляет рабочую группу, допускаете возможность, а стало быть, и невозможность для судебного пристава обратиться в суд, чтобы суд ограничил гражданина в использовании специального права, а сейчас вы Ярослава Евгеньевича укоряете в том, что он написал "возможно", - мол, это некорректно. Ну вы мне объясните, что у вас за логика: там - могу, а тут - не могу? ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Сергей Владимирович, ну, вы разные вещи сравниваете: вы сравниваете мягкое с зелёным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И. Уважаемый Вячеслав Иванович, в продолжение дискуссии по данному законопроекту вопрос такой. Мы сегодня видим, что гаджеты и электронная связь всё больше входят в жизнь нашего общества, в наши взаимоотношения и зачастую становятся таким хорошим информационным каналом, по которому можно и предупреждать, и в то же самое время, что важно, указывать на то, что человек может совершить какое-то правонарушение. Вы говорите об экономическом обосновании, но можно же ввести и дополнительную плату за эти СМС, скажем, как штраф, или просто установить стоимость этого СМС - сегодня такое практикуется. Мобильные мошенники списывают со счетов наших граждан миллионы рублей каждый день, мошенничество в этой сфере любые технологии сегодня, так сказать, переплёвывает, а мы не можем ввести норму, по которой эвакуаторщик будет уведомлять человека! Может быть, он куда-то на минутку вышел, в аптеку, например, зашёл... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Лысакову микрофон включите. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Кирилл Игоревич, ещё раз хочу всё-таки напомнить наш закон об эвакуации: эвакуация менее чем за пятнадцать-двадцать минут просто невозможна, поскольку необходимо опечатать машину, сфотографировать, составить протокол о задержании транспортного средства и так далее - всё это занимает, повторяю, не менее десяти минут в лучшем случае, а чаще пятнадцать-двадцать минут. Если человек, оставивший машину в нарушение Правил дорожного движения, в нарушение знака, за это время вернулся, эвакуацию автомобиля обязаны прекратить. Автор законопроекта предлагает десять минут, но сейчас в течение даже более длительного времени человек всё-таки может забрать свой автомобиль, заплатив штраф за стоянку в неположенном месте, и переставить, устранив тем самым причину задержания, то есть действующий закон обеспечивает некий небольшой промежуток времени, в течение которого человек свой автомобиль может вернуть и не лишится его на несколько часов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Деньгин Вадим Евгеньевич. ДЕНЬГИН В. Е. Вячеслав Иванович, кстати, пример из практики: моя супруга, будучи беременной, подъехала к "Детскому миру" - за десять минут эвакуировали машину, и ей, беременной, пришлось бегать искать! Машина действительно за десять минут была эвакуирована - ну никакого смысла! Тут же подъехали представители Кавказа... ну, неважно, южных стран, и начали предлагать соответствующие варианты срочного решения проблемы. Теперь вопрос. Я вот тут посмотрел: когда мы во втором чтении рассматривали законопроект о введении таблички "Работает эвакуатор", претензий по поводу затрат из бюджета вроде никаких не было, а здесь есть, и деньги тогда вроде нашлись. Так в чём проблема? Дайте, пожалуйста, пояснение. ЛЫСАКОВ В. И. Уважаемый Вадим Евгеньевич, я надеюсь, что ваша супруга всё-таки этот сложный период жизни пережила. Это первое. И второе. Наверняка это было до вступления в силу нашего закона об эвакуации, поскольку, скорее всего, вашу машину эвакуировали, не оформив протокол задержания транспортного средства, что в настоящее время фактически нашим законом, за который мы все проголосовали - ну, не все, но большая часть, - прямо запрещено. Что касается замечаний финансово-экономического характера, действительно, в случае если будут иметь место траты бюджетных средств на обеспечение в данном случае гипотетического звонка, это должно быть в законопроекте отмечено, что не было сделано. Ровно об этом я и сказал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Вячеслав Иванович, прежде всего я хотел бы выразить свою скорбь, соболезнования в связи с предполагаемыми затратами эвакуаторщиков, которые могли бы потратить аж тысячу рублей на телефон, на безлимитные звонки, - не буду рекламировать сотовую компанию, которая перебивается с хлеба на холодную воду. Конкретный пример: многодетная мать с тремя детьми (не буду называть статус) подъезжает к дворцу детского творчества, оставляет машину, переодевает детей на гимнастику, выходит - автомобиля нет. Пожалуйста, расскажите, какой должен быть порядок её дальнейших действий. Я ваш ответ ей потом в качестве инструкции передам. ЛЫСАКОВ В. И. Я не могу в данном случае комментировать правоприменение, поскольку оно, бывает, не соответствует закону, такие вещи есть, но это совершенно другая история. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Вячеслав Михайлович, зелёную машину, твёрдую, эвакуировали и разбили, но в протоколе забыли отметить этот момент. Каким образом владельцу этой машины взыскать с эвакуаторщиков деньги? ЛЫСАКОВ В. И. Николай Васильевич, моего отца (царство ему небесное) звали Иван, а не Михаил - так, на всякий случай. В рамках гражданско-правовых отношений подавать иск на компенсацию ущерба. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить по данному вопросу? Есть, Иванов Сергей Владимирович. Больше нет? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Иванов Сергей Владимирович, пожалуйста. ИВАНОВ С. В. Поскольку у нас всё сводится к тому, что, по мнению докладчика, вернее, содокладчика, мы сравниваем мягкое с зелёным, то, наверное, я тоже по этому поводу коротко выскажусь. Уважаемый Вячеслав Иванович, я не мягкое с зелёным сравниваю, я сравниваю острое и тупое. Это первое. Второе. Хочу вам напомнить слова из Библии: не мечите бисер перед свиньями, ибо они попрут его и обратятся против вас. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Руденко Андрей Викторович. РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я хочу выступить и от фракции: мы будем поддерживать в первом чтении этот законопроект. Дело в том, что я представляю Краснодарский край, я также борюсь с нашими эвакуаторами, не зря сказали, что в Краснодарском крае жгли эти машины. Вот свежий пример: еду я на машине, передо мной едет эвакуатор, останавливается, выскакивают два молодца, не разбираясь хватают машину, грузят на эвакуатор и увозят - это в течение буквально пятнадцати секунд, - не опечатав, без представителей ГАИ и так далее. Второй пример: на перекрёстке стоит неправильно припаркованная машина, на ней детский знак, внутри сиденье, всё остальное; мы стоим на светофоре, перед нами выскакивает эвакуатор, грузят эту машину, звонок по телефону, через две минуты подъезжает сотрудник ГАИ. Я не выдерживаю и выхожу: "Вы же не по правилам, не по закону оформляете!" - "Гражданин, вас не касается". Показываю удостоверение - сразу: "Ой, извините, пожалуйста! Это ваша машина? Всё, мы сейчас уезжаем, вопросов нет". Я говорю: "Нет, это машина гражданина, не известного мне, но вы поступаете не по закону. Я сообщу о вашем номерном знаке вышестоящему начальству, оформляйте в соответствии с законом". И таких случаев у нас очень много. С таксистами следующая ситуация: только машину забрали, эвакуатор уехал, тут же на это место встаёт такси. А когда прибегает автовладелец и начинает искать, таксист ему говорит: "А-а, машину эвакуировали? Садитесь, я вас отвезу". У них договор с эвакуаторщиками! Так вот, мы боремся с этой системой, мы раздаём и будем раздавать автомобилистам визитки: если мой автомобиль припаркован неправильно, позвоните по такому-то телефону. Если бы действительно этот закон заработал и сотрудники службы эвакуации предупреждали бы гражданина о том, что его автомобиль будет эвакуирован, это намного снизило бы напряжение среди граждан и в той системе, которая работает сейчас, потому что эвакуаторщики в этом тоже заинтересованы. Сотрудники полиции, к сожалению, работают, мягко говоря, халатно в этом отношении, нам надо усилить надзор за сотрудниками полиции. Наша фракция поддержит в первом чтении законопроект фракции ЛДПР. Мы считаем, что это незначительные траты для бюджета компании, которая занимается эвакуацией машин. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представители президента, правительства будут выступать? Автор? Нилову включите микрофон. НИЛОВ Я. Е. Относительно финансовой составляющей. Я прошу депутатов: обратите внимание, когда при вас будут эвакуировать транспортное средство, как все сотрудники бегают снимают на мобильные телефоны, отзваниваются в свои конторы, начальнику, для того чтобы шла статистика, выполняется ли план и сколько денег заработала соответствующая структура, то есть мобильные телефоны у них и так есть, они и так постоянно делают звонки, и сделать дополнительный звонок или отправить эсэмэс... Понятно, что это удар по бизнесу, но это делается в интересах граждан. Что касается времени эвакуации, то для того, чтобы сократить его до минимума, эвакуацией занимаются все: и сотрудник МАДИ помогает, и водитель эвакуатора, и старший бригады, и водитель другого эвакуатора, который ждёт оформления следующего автомобиля. Делается это следующим образом: достаточно сделать фотографии, погрузить, сесть в машину - и можно ехать, те нормы, которые мы приняли летом, работать не будут, потому что автомобиль уже тронулся в сторону штрафстоянки и вроде как всё сделали по закону, за исключением того, что не оформили на месте протокол о передаче транспортного средства службе эвакуации. Ну, я лично наблюдал за процессом эвакуации и знаю, что сплошь и рядом бывают такие ситуации, когда не дожидаются оформления документов, потому что оформление документа - достаточно долгая процедура, а в случае появления водителя или владельца транспортного средства необходимо опять заполнять бумаги и, чтобы автомобиль вернуть. Этот процесс проходил при мне, он занял тридцать минут: сначала машину оформляли, потом появился водитель, стали ему возвращать - на всё про всё ушло тридцать минут, и для них это был серьёзный удар, потому что у них летел план, у них заканчивалась смена, им надо было хватать всё подряд и увозить быстрее, а здесь их заставляют какие-то законы... Вот если мы сейчас запросим статистику, я уверен, мы увидим, что ни одно должностное лицо, которое принимало решение о принудительной эвакуации, не было привлечено к ответственности за то, что процесс эвакуации начался до момента составления всех административных материалов. Можем ради эксперимента это сделать, но я убеждён, что таких случаев, такой правоприменительной практики нет. Мы ещё раз говорим: если Государственная Дума считает, что эвакуация введена для того, чтобы действительно разгружать улицы и создавать комфортные условия для водителей и пассажиров, а не зарабатывать деньги и давать возможность развиваться аффилированным коммерческим структурам, давайте тогда в интересах людей дадим им возможность получать информацию. Ведь мы же заставили в случае появления новых знаков информировать об этом граждан заранее через Интернет, через расположение информации непосредственно на тех улицах, где эти знаки появятся, заставили, то есть прописали всё это и в административном кодексе, и в законе "О безопасности дорожного движения" - так давайте и это сделаем! Никаких проблем мы здесь не видим, поэтому просим поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель комитета? Не выступает. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5574 по 5593 из 6596
20-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 27.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обязательности информирования владельца о возможной принудительной эвакуации транспортного средства". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 16 мин. 27 сек.) Проголосовало за 195 чел.43,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 195 чел. Не голосовало 255 чел.56,7 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.