Заседание № 51

15.06.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 68537-8 "О внесении изменений в главу 25-4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части стимулирования добычи нерентабельных категорий запасов недр, поиска и разведки новых месторождений углеводородного сырья).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3679 по 3814 из 6105
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в главу 25-4      
части второй Налогового кодекса Российской Федерации". Докладывает Ольга        
Николаевна Ануфриева.                                                           
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Этот               
законопроект сильно серьёзнее. Он очень важный, поэтому я уделю ему чуть        
больше внимания, и я, ну, воспринимаю, наверное, как знак свыше то, что и       
министр природных ресурсов и экологии сегодня, и очень многие выступавшие       
говорили о необходимости налогового стимулирования разработки                   
трудноизвлекаемых запасов. И так получилось, что, как только министр говорит,   
что вот мы пойдём разрабатывать законопроект, депутаты уже его разработали и    
уже приняли в первом чтении. И сегодня мы на ваш суд представляем               
законопроект во втором чтении.                                                  
                                                                                
Напомню вкратце суть. Как вы помните, режим налога на дополнительный доход от   
добычи углеводородного сырья направлен на то, чтобы исчислять природную ренту   
с учётом экономики разработки месторождений, и позволяет ввести в разработку    
низкорентабельные, высокозатратные месторождения. В первом чтении               
Государственная Дума концептуально поддержала расширение так называемых         
третьей и четвёртой групп НДД: третья - это выработанные месторождения,         
сейчас которые вырабатываются, и четвёртая группа - это новые месторождения,    
ну, многие из которых, особенно с трудноизвлекаемыми запасами, абсолютно        
нерентабельны, сейчас в разработке, для них требуются определённые меры         
государственной поддержки.                                                      
                                                                                
Можно сказать, что сейчас включение в третью группу, вот выработанных           
месторождений, даст нам возможность не останавливать те убыточные               
месторождения, которые сейчас есть в нефтедобывающих регионах, что, в свою      
очередь, позволит как сохранить рабочие места, а это высококвалифицированные    
кадры, так и продолжать хоть как-то развиваться тем территориям, на которых     
осуществляется добыча, даст такую возможность. Можно сказать, что ко второму    
чтению... Как вы помните, в первом чтении я предупреждала, что работа идёт,     
очень тяжёлая работа с Министерством финансов, с Министерством энергетики,      
очень многие спорные вопросы даже приходилось выносить на уровень курирующего   
вице-премьера. И можно даже сказать, что месторождения, которые сейчас          
предлагаются для включения в режим НДД, прошли всевозможную проверку, в том     
числе законопроект отправляли на проверку даже в ФСБ. Поэтому можете спокойно   
голосовать за законопроект, он уже проверен всеми и вся.                        
                                                                                
В итоге третью группу ко второму чтению предлагается дополнить ещё 26           
месторождениями, и в целом по законопроекту третья группа к имеющимся 39        
месторождениям получает ещё соответственно 30. В целом получается - я           
надеюсь, что законопроект будет поддержан, - что 69 месторождений по третьей    
группе, уже действующих месторождений, получат хороший стимул для развития.     
По четвёртой группе, вот новых месторождений, в результате получается плюс      
56, в целом - при условии принятия законопроекта - месторождений будет 88.      
                                                                                
Кто-то подумает, что это много. Обращаю внимание, что по крайней мере в         
четвёртой группе содержится целых две группы месторождений, а это значит, что   
они очень маленькие и отдельную инфраструктуру для них тянуть... Если бы мы     
одно какое-то месторождение из этой группы позволили перевести на НДД, все      
остальные точно так же остались бы убыточными, никто не стал бы тянуть          
инфраструктуру и соответственно...                                              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Договорились. Согласились. Комитетом рассмотрен законопроект.   
К нему поступило 11 поправок, все они рекомендованы к принятию.                 
                                                                                
Просим поддержать во втором чтении.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                          
                                                                                
Таблица поправок ставится на голосование.                                       
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за              302 чел.67,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   23 чел.5,1 %                                     
Голосовало                    325 чел.                                          
Не голосовало                 125 чел.27,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Таблица поправок принимается.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 49 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              299 чел.66,4 %                                    
Проголосовало против           24 чел.5,3 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    323 чел.                                          
Не голосовало                 127 чел.28,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект во втором чтении принимается.                                      
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон на трибуне.                                       
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Коллеги, благодарю всех тех, кто поддержал законопроект. Он     
реально очень важный и нужный, его ожидают и регионы, и компании, и люди,       
которые проживают на этих территориях. Полностью законопроект прошёл все        
экспертизы, как я уже говорила, и не только думские. Просьба поддержать его в   
третьем чтении.                                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, нет возражений? Нет. Будут ли желающие выступить по мотивам? Есть.     
Николай Васильевич Коломейцев. Ещё есть желающие?                               
                                                                                
Николаю Васильевичу Коломейцеву включите микрофон.                              
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, просьба к тем, кто эмоционально       
законом возбуждён, помнить, что много слов (председатель неоднократно           
говорил) - большой срок, поэтому 170 участков, вообще, во втором чтении         
включать нельзя, это уже концепция. На будущее - вы лучше короче и по           
поправкам.                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, законопроект рассмотрен и ставится на голосование в третьем чтении.    
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 50 мин. 55 сек.)                 
Проголосовало за              301 чел.66,9 %                                    
Проголосовало против           25 чел.5,6 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    327 чел.                                          
Не голосовало                 123 чел.27,3 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят. Спасибо.                                                          
                                                                                

Заседание № 32

10.03.2022
Вопрос:

О проекте федерального закона № 68537-8 "О внесении изменений в главу 25-4 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части стимулирования добычи нерентабельных категорий запасов недр, поиска и разведки новых месторождений углеводородного сырья).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 4439 по 4869 из 7117
6-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в главу 25-4    
части второй Налогового кодекса Российской Федерации".                          
                                                                                
Пожалуйста, Ольга Николаевна Ануфриева.                                         
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые депутаты! Суть предлагаемого           
законопроекта состоит в уточнении некоторых параметров применения налога на     
дополнительный доход от добычи углеводородного сырья и распространении режима   
НДД на некоторые лицензионные участки. Законопроект подготовлен рабочей         
группой, которая создана при комитете по бюджету, совместно с Министерством     
финансов, с Министерством энергетики, представителями нефтяных компаний,        
включая не только крупные, но и независимые. Работа шла почти год, и, по        
сути, она продолжается до сих пор.                                              
                                                                                
Практически целиком законопроект состоит из координат лицензионных участков,    
которые предлагается перевести на режим НДД. Речь идёт о расширении третьей     
группы (это высоковыработанные месторождения) и четвёртой группы - это новые    
месторождения, которые расположены в основном в Ханты-Мансийском,               
Ямало-Ненецком автономных округах и в Республике Коми (одно месторождение).     
Сразу обращу внимание, что с учётом отсутствия выпадающих доходов по            
четвёртой группе предлагается ввести изменение уже в 2022 году, чтобы дать      
компаниям возможность создавать новые рабочие места, давать работу смежным      
отраслям и уже начинать строить соответствующую инфраструктуру. По третьей      
группе, учитывая возможные выпадающие доходы, изменение предлагается ввести с   
2023 года.                                                                      
                                                                                
Хочу сказать, что в последние годы очень серьёзно ухудшилась структура          
нефтяных запасов и на текущий момент объём трудноизвлекаемых запасов            
составляет уже более 65 процентов всех извлекаемых запасов страны. Эта доля     
неуклонно растёт, и, как вы понимаете, для добычи требуются немалые затраты,    
нетрадиционные, ну, иногда даже космические технологии. И сейчас я к вам        
пришла не с пустыми руками, вот у меня в руках (если кто не понимает, что       
такое трудноизвлекаемые запасы) кусок керна - это и есть трудноизвлекаемые      
запасы. Я не хочу сейчас портить государственное имущество и стучать им, но     
каждый из вас может ознакомиться и попробовать выжать из этого куска            
немножечко нефти.                                                               
                                                                                
Можно сказать, что сейчас у нас налоговая система в целом направлена на         
избирательное, точечное предоставление льгот, но это не совсем правильно, в     
том числе в отношении выработанных месторождений, которые после отмены          
понижающих коэффициентов к НДПИ в 2021 году становятся вообще                   
нерентабельными. Нам это грозит не столько выпадающими доходами бюджета,        
сколько сокращением рабочих мест и, извините, снижением экономики тех           
регионов, которые сейчас являются кормильцами, драйверами нашей экономики.      
Законопроект готовился ну совершенно не для текущей ситуации, но мне кажется,   
что в текущей ситуации мы тем более не можем себе такого позволить.             
                                                                                
Хочу ещё отметить, ещё раз почеркнуть, что законопроектом не предоставляются    
никакие льготы, он позволяет справедливо налогооблагать те запасы, которые      
при традиционной налоговой системе не являются рентабельными. Ну                
действительно, ни для кого не секрет, что в первые пару лет, пока идёт поиск,   
разработка, пока месторождение не перешло на промышленную добычу, бюджет не     
получит значительных средств, природная рента не будет получена, но при этом    
уже будут созданы рабочие места, НДФЛ и другие налоги будут уплачиваться в      
бюджетную систему Российской Федерации. Соответственно, будут работать          
смежники, а смежников у нефтяников, как вы понимаете, очень много: это          
производство труб, электроэнергии и другие отрасли. И будут действительно       
увеличиваться инвестиции. Но, как я уже сказала, законопроект готовился для     
нашей обычной ситуации, и мне кажется, что сейчас, в текущей ситуации, он       
особенно актуален. Знаете, как говорится, хороша ложка к обеду, мы не можем     
позволить себе не заботиться вовремя о трудноизвлекаемых запасах, потому что,   
если этого не делать, боюсь, в ближайшее время не только нефтяная отрасль, но   
и в целом страна столкнётся с немалыми проблемами.                              
                                                                                
Законопроект имеет положительное заключение правительства, где подтверждено,    
что в пятилетнем промежутке бюджет получит 84 миллиарда дополнительных          
доходов. Комитет Государственной Думы по бюджету, куда входят представители     
всех фракций, единогласно поддержал законопроект. Комитет Государственной       
Думы по энергетике также поддержал законопроект. Комитет Совета Федерации по    
бюджету и финансовым рынкам, Счётная палата, Государственно-правовое            
управление - все поддержали законопроект, о чём я вас тоже прошу. Поддержите,   
пожалуйста, законопроект, и закон начнёт работать.                              
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                               И. И. Мельников                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна.                                
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович.                                                       
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. У меня к представителю комитета вопрос.                           
                                                                                
А какова причина того, что у нас месторождения стали нерентабельными, притом    
что цена на нефть заоблачные цифры сейчас показывает? Ну, видимо, повышение     
ставок НДПИ привело к тому, что какие-то месторождения стали нерентабельными.   
А вы не рассматривали другой вариант, как сделать эти месторождения             
рентабельными, - убрать причину, то есть отменить налоговый манёвр? Если        
отменить налоговый манёвр, то есть снизить НДПИ и повысить экспортные           
пошлины, то и эти скважины, эти месторождения тоже будут рентабельными. Вы      
этот вариант рассматривали?                                                     
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо за вопрос, Валерий Карлович, но он немножко, скажем,    
не по теме законопроекта.                                                       
                                                                                
Я отвечу так. Налоговый манёвр, возможно, спорный, но он работает. Здесь речь   
идёт о том, что новые месторождения в любом случае не могут с первой тонны      
нефти платить НДПИ. У них колоссальные затраты, они в убытках, и на оплату      
просто так НДПИ с первой тонны нефти, не учитывая вообще никаких затрат, ни     
одна компания не пойдёт, поэтому мы никогда не увидим при традиционной          
налоговой системе эти месторождения в качестве разрабатываемых.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Останина Нина Александровна.                              
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемая Ольга Николаевна, ну, действительно, аргументы,        
прозвучавшие в вашем выступлении, были более чем убедительны, особенно,         
конечно, когда вы взмахнули этим куском керна, но в заключении профильного      
комитета говорится о том, что значительные бюджетные потери, о которых вы       
сказали, в том числе обозначенных в законе регионов, вызваны изменениями        
налогового законодательства с 1 января 2021 года. Скажите, а эти изменения      
кто инициировал? И сколько мы потеряли от того, что были приняты эти            
изменения? Вот сейчас пополнение составит 84 миллиарда, а потеряли сколько?     
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо большое за вопрос, Нина Александровна. Я вам точную     
цифру потерь, конечно же, сейчас не скажу, но обязуюсь после обязательно        
сказать вам. И хотела бы уточнить, что изменения, принятые в 2021 году, были    
связаны с низкими ценами 2020 года, то есть это очень тонко настраиваемая       
система и мы не можем грубо подходить... К сожалению, сейчас ситуация такая,    
что каждое месторождение, каждый лицензионный участок становится уникальным,    
и фактически получается, что для каждого нужны свои льготы, какие-то свои       
преференции, ведь где-то высокая обводнённость, где-то сверхвязкость - к        
каждому участку нужен свой подход. И к сожалению, чем дальше мы уходим от       
традиционных запасов нефти, ну, я боюсь, что...                                 
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Уходим от традиционных запасов нефти, которые просто идут из    
скважины, приходим к увеличению доли трудноизвлекаемых запасов.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо большое.                                                
                                                                                
Ольга Николаевна, ещё раз всё-таки задам вопрос. Налог на добычу полезных       
ископаемых, вообще-то, по своей природе как раз должен обеспечивать             
дифференциацию налогов между месторождениями: быть больше у тех, у кого         
легкоизвлекаемые запасы, и меньше у тех, у кого они выработанные либо новые.    
Не связана ли невозможность его использовать именно с тем, о чём говорил        
Валерий Карлович: из-за налогового манёвра его повысили и стали извлекать из    
него просто природную ренту, а он для этого не предназначен? Не лучше ли        
вернуться к традиционной, абсолютно научно обоснованной схеме, отменить         
налоговый манёвр и использовать НДПИ для дифференциации между скважинами и      
месторождениями?                                                                
                                                                                
АНУФРИЕВА О. Н. Спасибо за вопрос, Оксана Генриховна. Просто я не совсем        
понимаю, как НДПИ можно дифференцировать между скважинами, когда у нас НДПИ     
зависит фактически от объёма и территории с учётом тех коэффициентов, которые   
сейчас в этой колоссальной формуле используются. Вот как раз все                
географические и связанные с уникальностью месторождений факторы, в том числе   
технологические, учитываются через фактические расчётные затраты в НДД,         
поэтому уникальности в НДПИ мы никогда не добьёмся.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Николаевна, присаживайтесь.                
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Есть.                                               
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые депутаты, сегодня из зала, из президиума и с          
трибуны звучали многочисленные реплики, совершенно правильные, о том, что мы    
вообще в новой реальности и у нас есть возможность исправить все наши           
грубейшие ошибки и построить новую экономику. Но тем не менее всё, что          
предлагается, - это латание дыр без признания ошибок и попытка приспособить     
совершенно уродливый механизм к новым условиям. То есть это действительно       
закон, ну, в общем, из прошлого, потому что была сделана грубейшая ошибка в     
налоговом законодательстве - идея налогового манёвра, предписанная нам между    
прочим ВТО, чтобы у нас внутренние цены приближались к мировым. И тут           
бесконечно, в том числе сейчас, звучат идеи о том, что всё, нетбэк должен       
быть нейтральный, доходность должна быть нейтральная, даже сегодня это          
звучало, что на самом деле неправильно. У нас внутренние цены на                
энергоносители, на углеводороды, на металл должны быть ниже мировых - это       
наше конкурентное преимущество.                                                 
                                                                                
И при этом совершенно вредная вещь была сделана, когда функция извлечения       
сверхприбыли и монопольной ренты была отдана не экспортной пошлине, для чего    
она и предназначена, а налогу на добычу полезных ископаемых. А налог на         
добычу полезных ископаемых исторически как раз предназначен для того, чтобы     
ликвидировать вот эту дифференциацию, связанную с условиями добычи полезных     
ископаемых, он как раз, собственно говоря, должен быть действительно            
дифференцирован по месторождениям. Этого не произошло, и сейчас в итоге,        
получается, экспортная пошлина по-прежнему... То есть мы в новой реальности,    
но тем не менее в экономике - в старой реальности, абсолютно в старой. Все те   
ошибки, которые были, не исправляются. Фактически получается, что это то        
экономическое оружие, которое ковалось против нас. Поэтому, естественно,        
нужно отказываться от налогового манёвра, нужно повышать экспортную пошлину,    
ну, повышать в зависимости от цен, снижать налог на добычу полезных             
ископаемых везде и по нефти, по чёрным и цветным металлам нужно отказываться    
от того, что мы только недавно приняли, отказываться от акциза на жидкую        
сталь, и тогда, действительно, мы сможем держать внутренние цены ниже, чем      
мировые.                                                                        
                                                                                
К сожалению, это не только здесь происходит. Бюджетное правило, которое мы      
обсуждали, никто отнюдь не отменял, его только смягчили и придумали ещё         
несколько иных моментов, которые тоже запутывают ситуацию. Поэтому все          
лозунги о том, что мы в новой реальности... (Микрофон отключён.)                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Гартунг Валерий Карлович. От фракции выступление.                               
                                                                                
ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я понимаю, что мы     
сегодня долго уже работаем, но, мне кажется, ситуация в стране такова, что,     
наверное, и нам надо поработать. Мы много говорим с трибуны о том, что мы       
находимся в новой реальности, что сейчас тяжело, надо сплотиться, - ну так и    
все должны в решение этого вопроса внести лепту. А то, получается, гражданам    
надо сплотиться, затянуть пояса, не поддаваться панике, не бежать скупать       
гречку и так далее, и в то же время мы рассматриваем законопроекты, которые     
предусматривают освобождение от уплаты НДПИ. Нам тут говорят: ну они же НДД     
платят, с 1 января 2021 года их исключили из числа месторождений, по которым    
предоставляют льготу, вот давайте мы восстановим справедливость.                
                                                                                
Ну, я не буду повторять то, о чём сказала Оксана Генриховна, в общем-то, она    
всё сказала, тем, кто слушал её, всё понятно - что на самом деле причина        
появления этого проекта закона именно в неправильном налогообложении нефтяной   
отрасли. Я ещё раз хочу обратить ваше внимание. Вот смотрите, просто я          
остановлюсь на самом... Вот этот, предыдущий законопроект и ещё один, который   
должен был сегодня рассматриваться, но будет рассматриваться через месяц, они   
все появились только потому, что у нас реализуется налоговый манёвр в           
нефтяной отрасли. Что мы делаем? Вместо того чтобы признать ошибку и            
исправить её, мы постоянно пытаемся смягчать негативные последствия этого       
неправильного решения. Понимаете, что мы делаем сейчас? Этот законопроект -     
это смягчение негативных последствий налогового манёвра в нефтяной отрасли.     
                                                                                
Отрицательные акцизы, которые уже триллионами мы выплачиваем из бюджета         
нефтяникам только для того, чтобы хоть как-то нефтепереработку поддержать, -    
это тоже из этой же серии, понимаете? Вы подумайте сами, я вам сегодня с        
трибуны приводил цифры. При цене на нефть 115 долларов, при курсе 120 рублей    
за доллар, посмотрите, - ну, я до 120 округлил, так как 12 на 12 умножить       
легче, - 14 400 рублей стоит баррель нефти, мировая цена. Я вспоминаю: 4        
тысячи - это рассматривалось вообще как счастье для нефтяников, сейчас          
четырнадцать с половиной, а вот буквально несколько дней назад, я считал, там   
и до семнадцати подскакивало. Представляете, в четыре конца получается от той   
цены, которая для нефтяников просто счастье, - в 4 раза больше! И что, мы       
теперь всю эту разницу будем компенсировать отрицательными акцизами?            
                                                                                
Мало того, сейчас нам говорят: "Ну, у нас же нерентабельные месторождения,      
дадим ещё льготы - НДПИ не будем с них брать". Ну о чём вы говорите-то?! Мы     
только что с этой трибуны говорили: смотрите, какая реальность, мы в военных    
условиях, все на нас ополчились, надо сейчас нам собраться всем. Всем, кроме    
самого богатого сектора страны. Ну о чём мы здесь говорим-то? Нам что, другие   
проекты законов не надо рассматривать? У нас же есть реальные проблемы, с       
которыми действительно нужно разбираться прямо сейчас, - нет, давайте мы        
будем сирым и убогим нашим нефтяникам, чтобы они... Из этих 17 или, сколько     
там, 14 тысяч за баррель они отдают пятую часть, а теперь будут ещё меньше      
отдавать. Ну слушайте, куда это годится?! Вам же все уже много раз с этой       
трибуны говорили: давайте отменим налоговый манёвр, ну очевидно, что это        
ошибочное решение. Оно сейчас вредно и для нефтянки, вредно и для бюджета,      
вредно и для нефтепереработки, и вредно вообще для всей страны. Ведь цены       
внутри страны начали взлетать, и началось это именно с налогового манёвра:      
сначала цены на бензин посмотрите, как начали расти, а потом и всё остальное    
пошло расти.                                                                    
                                                                                
Потом эту ошибку, скажем так, перенесли в металлургию. Ну, металлурги же тоже   
не дураки. Они смотрят, что нефтяники в шоколаде: "А давайте - вот вы хотите    
с нас налоги взять, - а давайте вы возьмите и НДПИ повысьте нам", - и тут же    
переложили его на потребителя. И цены выросли - естественно, они вырастут, а    
как же? НДПИ сразу же перекладывается - Налоговый кодекс откройте, - НДПИ       
сразу же перекладывается в цену, вот и всё!                                     
                                                                                
Коллеги, мы предлагаем проголосовать против этого законопроекта, отклонить      
его, а рассматривать действительно те законопроекты, которые могут изменить     
целевой характер развития экономики и остановить рост цен внутри страны.        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Завальный Павел Николаевич, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., председатель Комитета Государственной Думы по энергетике,      
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Коллеги, я и как автор, и от комитета профильного - Комитета по энергетике, -   
и от фракции.                                                                   
                                                                                
Ну, этот законопроект вообще не касается налогового манёвра. Все нефтяники      
против налогового манёвра, потому что он усложнил работу в отрасли, сделал      
непрозрачной систему налогообложения, систему демпферов и так далее.            
Постоянно корректируем, но при этом единственная цель этого - сохранить         
конкуренцию и ценообразование на нефтепродукты, что в принципе достигается.     
                                                                                
Я расскажу тогда, чтобы было более понятно, о трансформации...                  
                                                                                
Я от фракции.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавлю четыре минуты, конечно.                           
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. ...о трансформации системы налогообложения в нефтегазовой       
отрасли на протяжении последних 30 лет.                                         
                                                                                
90-е годы я назвал бы периодом такой либерально-олигархической системы          
налогообложения в экономических условиях разработки месторождений, где, по      
сути, дошли до того, что добывали нефть и нефтяную жидкость. И в таких          
компаниях, как "ЮКОС", нефтяная жидкость превращалась в нефть в офшорах, в      
налоговых офшорах. Налоги эта компания платила с тонны добытой нефти меньше     
20 долларов, в то же время такие компании, более ответственные, как             
"Сургутнефтегаз", платили более 80 долларов. Вот это было кончено в нулевых     
годах, когда начали наводить порядок в стране, с приходом президента            
Владимира Владимировича Путина. И тогда была введена фискальная система         
налогообложения: добыл тонну добытой нефти - заплатил налоги.                   
                                                                                
Такая жёсткая фискальная система налогообложения действовала на протяжении 12   
лет. Но в этой фискальной системе налогообложения нет одинаковых                
месторождений, каждое месторождение по-своему уникально - по запасам, по        
географии, по условиям разработки, по глубине, толщине пласта, по               
проницаемости, вязкости нефти и так далее. Себестоимость добычи в разных        
месторождениях разная, на разных этапах разработки она меняется, растёт.        
Поэтому был риск снижения объёмов добычи нефти, и в 2012 году был совершён      
переход на дифференцированную систему налогообложения с принятием закона по     
ТРИЗам, и эта система стала фискально-дифференцированной. Вот эта               
дифференциация ставки НДПИ и таможенных платежей дала возможность настройки     
системы налогообложения для разработки отдельно взятых месторождений, разной    
сложности, в разных стадиях разработки. Это дало возможность поддержать         
объёмы добычи нефти, и не просто поддержать, мы вышли на исторический           
максимум добычи нефти в последние годы - 555 миллионов тонн добычи нефти и      
конденсата. И сегодня по этой системе облагается порядка 60 процентов всей      
текущей добычи нефти.                                                           
                                                                                
Структура запасов ухудшается из года в год, себестоимость добычи растёт - мы    
стали прогнозировать ситуацию и пришли к тому, что даже вот эта                 
дифференцированная система, даже нулевая ставка НДПИ и таможенные пошлины       
иной раз не дают рентабельности разработки месторождения. И цены не всегда      
были как сегодня, это сегодня такие цены, цены будут значительно ниже, причём   
есть цена отсечения: при стоимости выше 45 долларов за баррель или, там, 50     
долларов за баррель вся сверхприбыль нефтегазовых компаний отсекается в         
пользу государства, сформировали за это время ФНБ. Нефтяники работают в         
совсем других экономических условиях.                                           
                                                                                
Встал вопрос о создании уже других, более мотивирующих экономических,           
нефискальных режимов налогообложения. И такой закон был принят - это закон по   
НДД. Этот закон начал действовать с 2019 года в качестве эксперимента, потому   
что в этом законе на первой стадии есть выпадающие доходы федерального          
бюджета, потом снижается удельное налогообложение тонны добытой нефти, но при   
этом повышается валовая добыча нефти, увеличивается общий объём налогов в       
бюджеты всех уровней. Эта система мотивирующая, и на такую систему перешли      
все страны, которые столкнулись с проблемой ухудшения структуры запасов, та     
же Северная Америка, которая за счёт этого научилась добывать сланцевую нефть   
- именно за счёт таких мотивирующих экономических подходов в сочетании с        
налоговой политикой. И вот этот закон по НДД начал у нас работать с 2019        
года.                                                                           
                                                                                
Что касается данного законопроекта, в законе № 342-ФЗ, который был принят в     
октябре 2020 года, был отменён ряд льгот для высоковязких нефтей и              
месторождений нефти в Западной Сибири, а это основа нашей добычи. Вот,          
допустим, в Ханты-Мансийском округе, который я представляю, добывается          
сегодня 42 процента всей нефти страны. На поздних стадиях разработки            
месторождений даже введение нулевой ставки НДПИ не приводит к рентабельной      
разработке месторождений, и месторождения должны остановиться - это потеря      
рабочих мест, доходов бюджета и так далее. Вот отмена так называемых льгот -    
это не льготы, это всего-навсего дифференциация - приводит к тому, что ряд      
месторождений, допустим, по тем же высоковязким нефтям в Ухте, надо просто      
останавливать, а это, по сути, остановка инвестиций, производства и так         
далее. Были предложения, была сформирована рабочая группа, и были доработаны    
положения уже в рамках нового режима НДД относительно месторождений, которые    
стали нерентабельными для разработки (а это месторождения высоковязких нефтей   
и месторождения, находящиеся в поздней стадии разработки): чтобы поддержать     
там инвестиции, объёмы добычи нефти, они включаются в периметр НДД, и это       
позволяет привлечь инвестиции, создать рабочие места для дальнейшей             
разработки именно этих месторождений.                                           
                                                                                
В противном случае мы этой нефти просто не добыли бы, она осталась бы в         
недрах, а в недрах у нас, коллеги... Вот есть понятие КИН, коэффициент          
извлечения нефти, так вот у нас проектное значение - 36 процентов,              
достигнутое значение - 22,5, а в Ханты-Мансийском округе - 26 процентов, то     
есть мы только четверть нефти добыли, остальное в недрах, но себестоимость      
добычи крайне высокая, поэтому мы должны создавать экономические и налоговые    
условия для добычи этой нефти. Вот этот законопроект направлен именно на это.   
Это не связано с налоговым манёвром и так далее. Просьба поддержать этот        
закон, абсолютно правильный закон, который будет работать в интересах           
государства, регионов, обеспечивать увеличение объёма добычи нефти,             
поддержание добычи на истощённых месторождениях.                                
                                                                                
Что касается налогового манёвра, коллеги, мы были против этого, причины его     
появления несколько другие. Он намного снизил прозрачность всей системы         
налогообложения и для нефтяников, и для регионов, и в целом, поэтому я моему    
коллеге сказал в кулуарах, что, может быть, на фоне этого кризиса мы вернёмся   
к вопросу об отмене налогового манёвра и о переходе к более прозрачной          
системе таможенных платежей с экспорта нефти, а также о защите внутреннего      
рынка. Это упростит наши отношения в том числе в недропользовании. Нефтяники    
сейчас не в восторге - если бы мы к этому вопросу вернулись, они восприняли     
бы это известие, я думаю, позитивно. Мы постоянно совершенствуем систему        
демпфера, даже сегодня должен был рассматриваться законопроект о расширении     
глубины демпфера, возможностей демпфера для сохранения нынешнего                
ценообразования, но вот сегодня этого законопроекта в повестке нет, потому      
что нам в самом деле в этих реалиях надо пересмотреть все условия               
недропользования: понимая, что будем жить в этих реалиях, мы должны сохранить   
низкие цены на нефтепродукты в нашей стране, мы должны получить максимум от     
экспорта углеводородов - а такая возможность есть, - чтобы поддержать           
экономику нашей страны и людей в сложное время.                                 
                                                                                
Прошу поддержать законопроект. К демпферу он не имеет никакого отношения. И я   
всё-таки просил бы фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ..." поменять своё мнение и      
поддержать этот законопроект.                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич.                                
                                                                                
Ольга Николаевна, будете выступать с заключительным словом? Нет.                
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование законопроект, пункт 6 порядка работы.                   
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 40 мин. 39 сек.)                 
Проголосовало за              392 чел.87,1 %                                    
Проголосовало против           25 чел.5,6 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    418 чел.                                          
Не голосовало                  32 чел.7,1 %                                     
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.