Заседание № 294
О проекте федерального закона № 685368-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования деятельности страховых посредников; принят в первом чтении 18 июня 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статьи 15 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Переходим к рассмотрению 14-го вопроса. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! К данному законопроекту поступило пять поправок, они все включены в таблицу поправок № 1, рекомендованных к принятию. Эти поправки решают две важные задачи. Во-первых, дают возможность страховым агентам работать без личного контакта с помощью цифровых технологий, что сегодня актуально, при этом страховые организации несут полную ответственность за агентов, которые осуществляют от их имени соответствующую деятельность. А вторая задача связана с тем, что снимаются риски для кредитных организаций при проведении реструктуризации кредитов. Сейчас очень много обращений от заёмщиков по реструктуризации кредитов, и снятие соответствующих рисков позволит более эффективно проводить реструктуризацию. Прошу рассмотреть таблицу поправок. Как я уже сказал, пять поправок поступило, все они рекомендуются к принятию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть замечания по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 56 сек.) Проголосовало за 280 чел.62,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 280 чел. Не голосовало 170 чел.37,8 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Ставится на голосование во втором чтении проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 14-й вопрос нашей повестки. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 04 мин. 29 сек.) Проголосовало за 318 чел.70,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 318 чел. Не голосовало 132 чел.29,3 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят единогласно. Коллеги, поступило предложение рассмотреть данный законопроект в третьем чтении. Нет возражений? Нет возражений. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 14-й вопрос. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 05 мин. 23 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 321 чел. Не голосовало 129 чел.28,7 % Результат: принято Федеральный закон принят единогласно.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 685368-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статьи 15 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части регулирования деятельности страховых посредников).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статьи 15 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств". Доклад официального представителя правительства заместителя министра финансов Алексея Владимировича Моисеева. Пожалуйста. МОИСЕЕВ А. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации, заместитель министра финансов Российской Федерации. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается законопроект, который упорядочивает деятельность страховых посредников и значительно повышает защищённость граждан, пользующихся их услугами. В законопроекте однозначно определяется, что лицами, которые заключают договор страхования с гражданами, выступают только страховые организации и страховую премию за оплату страхового полиса точно так же получает только страховая организация. Соответственно, посредники являются исключительно агентами страховых компаний, они не имеют права совершать действия по заключению договора о страховании от своего имени и, как я уже сказал, не имеют права получать страховую премию. Таким образом, снимаются риски, связанные с тем, что нелицензируемые, по сути, субъекты, то есть страховые посредники, будут оказывать гражданам платные услуги по страхованию, в особенности по обязательному страхованию, такому как обязательное страхование гражданской ответственности автовладельцев. Данный закон, как я уже сказал, значительно повысит защищённость граждан и снимет риски в части того, что граждане, уплатив за полис, получат поддельный полис либо вообще его не получат. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Юрия Павловича Олейникова. Пожалуйста. ОЛЕЙНИКОВ Ю. П. Уважаемые коллеги, Алексей Владимирович изложил содержательную часть предлагаемого законопроекта. Мнение комитета заключается в следующем. Предлагаемый законопроект направлен на повышение доступности страховых услуг для населения, это совершенно очевидно. Для этого предлагается прежде всего установить требования к деятельности страховых посредников в сети Интернет и регламентировать ответственность страховщиков, страховых компаний за нарушение этих требований их страховыми агентами и страховыми брокерами, с которыми они заключают соответствующее соглашение. В целом комитет поддерживает концепцию законопроекта, но имеет ряд замечаний к тексту. В частности, мы считаем, что если мы разрешаем страховым агентам и страховым брокерам оказывать услуги в электронной форме, то надо обязать их соблюдать требования Федерального закона № 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" в части идентификации клиентов и выгодоприобретателей, в части систематического обеспечения информацией о клиентах, с которыми они работают, и в части особого режима работы с иностранными публичными должностными лицами. Кроме того, на наш взгляд, в тексте необходимо прямо обязать посредников соблюдать требования проектируемых норм закона. По тексту имеется несколько замечаний у Правового управления Аппарата Государственной Думы и у Государственно-правового управления Президента Российской Федерации. Комитет рекомендует депутатам Государственной Думы сегодня принять законопроект в первом чтении и продолжить работу над текстом при подготовке ко второму чтению. Прошу поддержать нашу позицию. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Ламейкин Дмитрий Викторович. ЛАМЕЙКИН Д. В. Алексею Владимировичу вопрос. А в случае, если представительство страховщика не находится в населённом пункте страхователя, каким же образом будут предоставляться в соответствии с пунктом 4-1 статьи 6-1 заверенные и распечатанные на бумажном носителе копии документов? Особенно, как мы понимаем, это актуально для сельской местности, для малых населённых пунктов. Не анахронизм ли это? МОИСЕЕВ А. В. Вы знаете, нет, потому что, строго говоря, нет никакой необходимости сейчас пользоваться услугами страховых посредников, всегда можно купить полис через электронный портал, и можно получить эту услугу в отделениях почтовой связи, то есть, даже если дома нет доступа к Интернету, через отделение почтовой связи можно купить полис и точно так же можно доставить документы, воспользовавшись почтовыми услугами. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Осадчий Николай Иванович. ОСАДЧИЙ Н. И., фракция КПРФ. Уважаемый Алексей Владимирович, представляемый вами законопроект дополняет статью 6-1 абзацем следующего содержания: "Технические средства информационных систем страховщика, используемые для совершения действий, предусмотренных настоящей статьёй, должны размещаться на территории Российской Федерации". О каких технических средствах идёт речь? МОИСЕЕВ А. В. Естественно, мы находимся в рамках уже принятых решений о том, что технические средства, в которых аккумулируются данные о гражданах Российской Федерации, должны находиться на территории Российской Федерации. Мы говорим в первую очередь о серверах, где страховые компании аккумулируют подобного рода данные, так как страховые компании в рамках своей деятельности имеют право аккумулировать персональные данные граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Альшевских Андрей Геннадьевич. АЛЬШЕВСКИХ А. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Алексей Владимирович, в дополнение к предыдущему вопросу: а где сейчас размещены эти технические средства, серверы? И, пользуясь случаем, задам ещё вопрос. Алексей Владимирович, вы в 2017 году анонсировали, что в ближайшее время, в ближайшей перспективе может появиться единый полис каско и ОСАГО. Центробанк тогда поддержал концепцию, но в дальнейшем сказал, что предстоит внесение достаточно большого блока изменений в законодательство. Прошло два года, можно от вас услышать, какие шаги на данный момент предприняты? МОИСЕЕВ А. В. Отвечаю на первый вопрос. Серверы с данными по обязательному страхованию находятся в России, они принадлежат соответственно либо РСА, либо НССО, либо другим аналогичным организациям - СРО страховщиков, это если говорить про обязательное страхование в России. Если мы говорим про другие виды страхования, например такие, как страхование жизни, там бывает по-разному, в зависимости от того, кто является провайдером услуги. То есть мы просто доводим это требование до статуса юридической обязательности. Что касается объединения каско и ОСАГО, то действительно мы этот вопрос продолжаем ставить, мы над этим работаем. К сожалению, у нас действительно возникли очень серьёзные юридические сложности, связанные с тем, что сейчас договор ОСАГО - это достаточно жёсткий публичный договор, в то время как договор каско - это договор гражданско-правовой по своему характеру, и объединить эти договоры в одном контракте довольно сложно. У нас план такой: я ожидаю, что в ближайшее время правительство внесёт законопроект о либерализации ОСАГО, и это будет первым шагом, а следующий шаг, я думаю, будет заключаться в том, что мы уже подойдём к объединению этих двух полисов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель президента? Докладчик? Содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" и в статьи 15 и 26 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", пункт 22 повестки дня. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 53 мин. 19 сек.) Проголосовало за 400 чел.88,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 401 чел. Не голосовало 49 чел.10,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.