Заседание № 331

16.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 684924-7 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (по вопросу о перемещении по территории Российской Федерации немаркированной табачной продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в третьем чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1984 по 2016 из 6534
18-й вопрос повестки, о проекте федерального закона "О внесении изменения в     
статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия        
окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления      
никотинсодержащей продукции".                                                   
                                                                                
Пожалуйста, Николай Фёдорович Герасименко.                                      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект прошёл           
техническую, лингвистическую и юридическую экспертизы. Заключение Правового     
управления положительное, замечаний нет. Комитет рекомендует принять данный     
законопроект в третьем чтении.                                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить по мотивам?    
Нет.                                                                            
                                                                                
Ставится на голосование законопроект под пунктом 18 в третьем чтении.           
                                                                                
Пожалуйста, включите режим голосования.                                         
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 53 мин. 49 сек.)                 
Проголосовало за              379 чел.84,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    379 чел.                                          
Не голосовало                  71 чел.15,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Федеральный закон принят единогласно.                                           
                                                                                

Заседание № 330

15.12.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 684924-7 "О внесении изменения в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма, последствий потребления табака или потребления никотинсодержащей продукции" (по вопросу о перемещении по территории Российской Федерации немаркированной табачной продукции; принят в первом чтении 29 сентября 2020 года с наименованием "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта во втором чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3253 по 3313 из 8142
26-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 18       
Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего      
табачного дыма, последствий потребления табака или потребления                  
никотинсодержащей продукции". Докладывает Николай Фёдорович Герасименко.        
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! В первом чтении законопроект был    
рассмотрен в сентябре этого года. Законопроект направлен на противодействие     
нелегальному обороту табачной продукции на территории Российской Федерации. К   
законопроекту поступило три поправки, все они от правительства. Поправки        
направлены на гармонизацию законодательства в соответствии с нормативными       
правовыми актами Евразийского экономического союза. Все три поправки            
рекомендуются к принятию, включены в таблицу поправок № 1. Поправок,            
рекомендуемых к отклонению, нет.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Фёдорович.                               
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет.                         
                                                                                
Таблица ставится на голосование.                                                
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 29 сек.)                 
Проголосовало за              355 чел.78,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    355 чел.                                          
Не голосовало                  95 чел.21,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается таблица поправок.                                                   
                                                                                
Законопроект ставится на голосование во втором чтении.                          
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 32 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              382 чел.84,9 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    382 чел.                                          
Не голосовало                  68 чел.15,1 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается во втором чтении единогласно.                                       
                                                                                
Включите микрофон на трибуне, пожалуйста.                                       
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Проведены лингвистическая и правовая экспертизы,              
законопроект рекомендуется комитетом к принятию. Просьба поставить в повестку   
на завтра, 16 декабря.                                                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет возражений, коллеги? Нет.                             
                                                                                
Прошу учесть.                                                                   

Заседание № 314

29.09.2020
Вопрос:

О проекте федерального закона № 684924-7 "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" (по вопросу о перемещении по территории Российской Федерации немаркированной табачной продукции).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3463 по 3684 из 4871
30-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в статью 18    
Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего      
табачного дыма и последствий потребления табака". Докладывает Сергей            
Михайлович Катасонов.                                                           
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР.                                                  
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Данный законопроект разработан в    
целях ограничения объёмов перемещаемой по территории Российской Федерации       
табачной продукции, не имеющей маркировки акцизными марками или другими         
средствами, которые предусмотрены законами Российской Федерации.                
                                                                                
Надо признать, что независимая политика наших партнёров по евразийскому         
пространству, которые самостоятельно моделируют налоги и акцизы, в том числе    
на пачку сигарет, привела к тому, что у нас произошла разгармонизация, и        
существенно более высокий акциз в Российской Федерации обусловил то, что из     
прилежащих стран - это Беларусь, Казахстан, Киргизия, Армения - к нам           
устремился поток их собственной продукции. Чем их сигареты отличаются от        
наших? В основном, на 35 процентов, это белорусские сигареты, и вот на этих     
пачках акцизные марки Белоруссии, то есть фактически акциз уплачивается в       
Белоруссии, а платит за это российский потребитель. Мы приложили очень много    
усилий для того, чтобы не ограничительные меры вводить, а на уровне нашей       
комиссии договориться о том, чтобы сблизить эти ставки, и вот в прошлом году    
было подписано соглашение между нашими странами о том, что норматив, к          
которому мы стремимся, - 35 евро за тысячу сигарет.                             
                                                                                
Совсем недавно, неделю назад, мы обсуждали повышение акциза на табак, и я       
тогда выступал и говорил, что увеличение на 20 процентов акциза приведёт к      
тому, что мы опять уйдём от этого соглашения - а, я напомню, законопроект о     
ратификации этого соглашения внёс президент, - мы не можем заставлять наших     
партнёров индексировать акциз вот в таком темпе. Я специально посчитал, что у   
нас получится. Возьмём сигареты двух сегментов, двух категорий - дешёвые и      
дорогие. Если в 2020 году у нас дешёвый сегмент, 90 рублей за пачку,            
соответствовал ставке 20 евро за тысячу сигарет - напомню, в соглашении         
написано: 35 евро за тысячу сигарет, - то в 2021 году мы получим в результате   
повышения 35 евро, то есть мы выйдем на норматив. В этом соглашении             
прописано, что варьирование акцизных ставок в странах евразийского              
сотрудничества не может быть более 20 процентов вниз-вверх. При этом у нас в    
2021 году для дешёвого сегмента уже будет ставка 37 евро, для дорогого - 45     
евро, то есть фактически мы уже упёрлись: верхняя граница - 42 евро, это если   
девальвация рубля у нас ещё сильнее не будет, ну, пусть до 42 евро.             
Фактически мы уже опережающими темпами придём в 2024 год.                       
                                                                                
Мы начали анализировать, бить тревогу и уговаривать правительство, Минфин в     
частности, решить эту проблему, ну, наверное, два года назад. С чем это было    
связано? Вот посмотрите, у нас нелегальная, контрабандная продукция в           
2017 году составляла 4 процента, в 2018-м - 8 процентов, в прошлом году - 15    
процентов. Мы ожидаем, что в 2021-м... даже в 2020 году, а в 2021-м после       
повышения акцизов эта цифра может достичь критической величины, и в этом        
случае предложения Минфина, который хочет дополнительно получить порядка 100    
миллиардов рублей за счёт повышения акцизов, вообще ни к чему не приведут, то   
есть приведут только к повышению цены для российских потребителей, но никак     
не объёма средств, поступающих в казну.                                         
                                                                                
Разработан целый комплекс законопроектов, и это один из них. Есть и             
законопроект-спутник - о внесении изменений в КоАП в части увеличения, так      
как мы вводим новое ограничение, соответствующих штрафных санкций. Также есть   
законопроект о минимальной цене за пачку сигарет и законопроект об              
уничтожении контрафактной продукции и оборудования, на котором она делается.    
Мы пытаемся сделать симметрично, так, как сделано в Росалкогольрегулировании.   
Я напомню, что там это давно урегулировано - в отношении уничтожения и          
оборудования, и продукции, - скажу больше: ограничение оборота алкогольной      
продукции внутри России, даже с нашими соседями, тоже уже действует на          
протяжении двух лет, то есть мы здесь немножко запаздываем при том, что         
доходы бюджета от табачной продукции практически в 2 раза выше, чем доходы от   
крепкого алкоголя. Это очень важно для бюджетного процесса. Мы просим этот      
законопроект поддержать.                                                        
                                                                                
И в конце в качестве аргумента хочу привести довод, что симметричные законы     
есть у наших коллег: и в Белоруссии есть ограничение на движение наших,         
российских сигарет, и в Казахстане. Поэтому мы считаем, что это, скажем так,    
не ущемление чьих-то прав, а просто наведение порядка в этом вопросе.           
                                                                                
Благодарю за внимание.                                                          
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Николая Фёдоровича Герасименко.                                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Законопроект содержит        
здравое предложение о запрете на перемещение физическими лицами на территории   
Российской Федерации табачной продукции, не маркированной в соответствии с      
нашим законодательством. Это абсолютно правильно. Вот, допустим, Алтайский      
край страдает от засилья казахских сигарет: в городе Рубцовске и прилежащих     
районах практически 60-70 процентов покупаемых сигарет - казахские. Но          
предлагается изменить, увеличить объём разрешённой к провозу продукции до 600   
сигарет (это три блока), 150 сигар, 750 граммов табака на одного человека, а    
это в 3 раза превышает международные нормативы и нормативы Евразийской          
экономической комиссии (а мы входим в состав Евразийского экономического        
союза), согласно которым могут ввозиться 200 сигарет, 50 сигар, 250 граммов     
табака или указанные изделия в ассортименте общим весом не более 250 граммов.   
                                                                                
На законопроект получено положительное заключение Правительства Российской      
Федерации, Государственно-правового управления и ряда субъектов Российской      
Федерации.                                                                      
                                                                                
Комитет с условием внесения поправок ко второму чтению поддерживает данный      
законопроект, но необходимо всё-таки привести его нормы к международным         
нормам и к нормам Евросоюза, то есть оставить 200 сигарет, 50 сигар и 250       
граммов табака. Мы считаем, можно поддержать сейчас этот законопроект, но с     
условием поправок ко второму чтению.                                            
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Зубарев Виктор Владиславович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ЗУБАРЕВ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, вот Николай Фёдорович сейчас сказал... А почему нельзя       
вообще запретить, чтобы не было провоза этого безакцизного, немаркированного    
товара? Давайте пойдём вперёд: не будем равняться на европейские стандарты и    
нормы, а вообще запретим ввоз. Пусть всё будет маркированным, и тогда пусть     
ввозят любое количество маркированных по нашим стандартам сигарет, сигар и      
так далее.                                                                      
                                                                                
Николай Фёдорович, почему бы не пойти на более радикальную меру в борьбе с      
этим злом?                                                                      
                                                                                
ГЕРАСИМЕНКО Н. Ф. Ну, главная проблема сейчас - это ухудшение здоровья          
населения, особенно мужского, уменьшение продолжительности жизни и так далее,   
а это обусловлено в большинстве случаев даже не столько потреблением            
алкоголя, сколько курением, поэтому мы за любые ограничения, за снижение        
потребления табака, но всё должно быть в цивилизованных формах.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Моляков Игорь Юрьевич.                                    
                                                                                
МОЛЯКОВ И. Ю. У меня к Катасонову вопрос.                                       
                                                                                
Алкоголь, табак - это средства физиологического воздействия, человек            
привыкает к потреблению данных разрешённых государством дурманящих средств.     
Как вы считаете, принятие данного закона уменьшит потребление сигарет,          
табака, курение или так всё и останется на прежнем уровне? Наша-то главная      
задача, как законодателей, я считаю, просто искоренять это зло - курение. И     
вот в связи с этим вопрос: будут меньше курить или будут больше курить?         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Вопрос кому?                                              
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Катасонову. Игорь Юрьевич сказал, что мне вопрос.               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. На самом деле вопрос концептуальный. Почему? Потому что все     
мы путаемся: вот в закон о защите здоровья вносятся какие-то количественные,    
технологические, технические нормы. Опять напомню про                           
Росалкогольрегулирование, про их закон: у них есть различия, у них есть свой    
собственный закон, который регулирует оборот алкогольной продукции. В           
отношении табачной промышленности такого закона нет, поэтому мы работаем с      
законом о защите здоровья граждан, другого у нас нет. И сегодня, приняв этот    
законопроект, мы всё-таки защитим нашу страну и бюджет от контрафактной и       
контрабандной продукции, вот такая задача. А что касается объёма, ну, на мой    
взгляд, если откровенно, этот закон, наверное, в меньшей степени повлияет на    
число курильщиков.                                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Булавинов Вадим Евгеньевич.                               
                                                                                
БУЛАВИНОВ В. Е., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос к Сергею Михайловичу.                                             
                                                                                
Сергей Михайлович, на мой взгляд, этот законопроект в данном виде, конечно,     
решает задачу не охраны здоровья граждан, а исключительно фискальную - чтобы    
все акцизы платились в бюджет Российской Федерации, - и к охране здоровья он    
отношение имеет постольку-поскольку. Но у меня вопрос несколько другой.         
                                                                                
В аэропортах при вылете продают сигареты: в боксе по 6 блоков, в каждом блоке   
по 10 пачек, в каждой пачке по 20 сигарет - итого 1200 штук. Мне, к             
сожалению, как человеку курящему, надо будет этот бокс вскрывать, разрывать и   
брать только три блока, там акцизная марка нероссийская. Я логику не понимаю,   
тем более что есть международные стандарты, расфасовка... (Микрофон             
отключён.)                                                                      
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Смотря о каком аэропорте вы говорите. Если вы летите из         
Парижа, Лондона и других стран, которые не входят в наше евразийское            
пространство, то вы будете разрывать этот пакет и брать два блока, потому что   
у нас есть чёткое нормирование: два с половиной литра крепкого алкоголя в       
дьюти-фри-шопе мы можем взять и два блока сигарет, это нормативная практика.    
Если вы полетите из Минска... Ну вот сейчас мы эту тему обсуждаем. Мы           
предлагаем более мягкую норму, 600 сигарет, поскольку мы в одном таможенном     
пространстве, но наши коллеги из комитета всё-таки предлагают выравнять эту     
норму с нормой Европейского союза, в основном оттуда прилетают. Кроме того,     
могу сказать, что у нас есть решение Совета Евразийской экономической           
комиссии от 20 декабря 2017 года, согласно которому необходимо                  
ориентироваться на нормативы по внешним границам.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить по данному вопросу? Нет. Представитель      
президента? Правительства? Докладчик? Содокладчик? Нет.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
статью 18 Федерального закона "Об охране здоровья граждан от воздействия        
окружающего табачного дыма и последствий потребления табака", пункт 30.         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 41 мин. 46 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2 %                                     
Голосовало                    339 чел.                                          
Не голосовало                 111 чел.24,7 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.