Заседание № 230
О проекте федерального закона № 684667-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях предотвращения неправомерных действий при осуществлении микрофинансовой деятельности).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
Коллеги, переходим к рассмотрению 2-го вопроса повестки дня, из блока законопроектов третьего чтения. О проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Доклад Анатолия Геннадьевича Аксакова. Пожалуйста, Анатолий Геннадьевич. АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по финансовому рынку, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект внесён представителями всех фракций во главе с руководителями обеих палат парламента и направлен на предотвращение неправомерных действий в отношении граждан при осуществлении микрофинансовыми организациями микрофинансовой деятельности, в том числе через запрет микрофинансовым организациям выдавать займы под залог жилья. У нас, к сожалению, сложилась такая ситуация, что появился целый бизнес - выдавать займы под залог жилья под высокие проценты и потом, когда граждане не смогут обслуживать такие займы, забирать у них последнее жильё. Вот для того, чтобы таких случаев больше не было, соответствующая норма в этом законопроекте прописана. Одновременно ужесточаются требования к микрокредитным организациям, в том числе репутационные требования. Руководителями, собственниками, учредителями микрокредитных организаций не могут быть люди с уголовным прошлым, судимостью, те, кто ранее довёл до банкротства иные финансовые организации. И предусмотрено существенное увеличение требований по капиталу микрокредитных организаций: сейчас, чтобы открыть такую организацию, нужно 10 тысяч рублей - предлагается увеличить эту сумму до 5 миллионов рублей, естественно, поэтапно. Законопроект прошёл все необходимые экспертизы, готов к рассмотрению в третьем чтении. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, есть желающие выступить по мотивам от фракций? Это очень важный законопроект, коллеги, поэтому, возможно, захотите высказаться. Пожалуйста, включите режим записи на выступления. Покажите список. Жириновский Владимир Вольфович. Подготовиться Куринному. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. У нас 28 законопроектов в третьем чтении, можно было бы по каждому выступить, но только на один нужно полтора часа; чтобы никого не утомлять, я выступлю только по этому, по пункту 2. Ну наконец мы вот ввели ограничение, но а сколько загубленных душ и жизней? Почему мы всегда принимаем законы, которые потом нужно обязательно дополнять, и именно в интересах физической безопасности наших граждан? А ведь мы, фракция ЛДПР, давно предлагали вообще исключить жилую площадь одинокого человека из любых договоров, она вообще не подлежит... и все нотариусы должны об этом знать, и органы опеки - пусть пожилой человек живёт в этой квартире и никто никогда к нему в дверь не постучит. Вот нам отказали в принятии закона по коллекторам - вот по всей стране и продолжаются издевательства, принятый закон малоэффективен. Здесь тоже мы делаем шаг вперёд: мы ограничили ставку - не больше 365 процентов. Конечно, не всякий пожилой человек, пенсионер поймёт, что это значит - "365". Это значит, что он вернёт больше в 3,6 раза: занял 10 тысяч, а вернёт 36 тысяч - тоже нужно додуматься. В Казахстане проще: там 100 процентов возвращают, то есть занял 10 тысяч - вернёшь 20 тысяч. Ну, наверное, это вот как бы максимальная процентная ставка. Но всё-таки большая вина микрофинансовых организаций - их должно быть меньше, как и банков, они должны всё проверять. Ну и всё-таки нужно рекомендовать гражданам не брать кредиты. В советское время был нормальный процесс, процедура - касса взаимопомощи: в каждом трудовом коллективе сами граждане собирали определённую сумму, давали своему местному заёмщику, и в течение года каждый мог эту ссуду получить. Вот даже фильм есть, "Зигзаг удачи" - там такая ссудная касса показана. А мы привязали это, как и жильё, к банкам и вот получили очень много отрицательного. Мы сейчас вводим это правило, но это, надо надеяться, будет промежуточный вариант: нужно, чтобы всё-таки Центральный банк усилил контроль в части установления максимальной ставки по кредиту. Кто-то будет злоупотреблять, кто-то не поймёт, с какого числа мы это вводим (вот даже я не очень понимаю), кто-то будет обманывать, скажет, мол, с нового года или через два года, - нужно, чтобы чётко все знали, что мы больше не позволим ни одной микрофинансовой организации давать в долг под такие грабительские проценты, которые гражданин вернуть не может. И вообще необходимо дать людям возможность в другом месте занимать - это вполне можно организовать, - чтобы не было трагедий, как с пострадавшими от действий коллекторов, как с обманутыми дольщиками и так далее, то есть надо защитить наших граждан. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Вольфович. Пожалуйста, Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, предлагаемый законопроект, безусловно, шаг вперёд, но создаётся такое ощущение, что мы рубим хвост собаке по чуть-чуть: раз ограничили, два ограничили, три ограничили, не решив в целом самый главный, принципиальный вопрос, о котором Владимир Вольфович сказал, - с неподъёмными ставками кредитов. Да, может быть, будет 300 процентов в следующем году, потом 150 процентов, потом 100 процентов, но это не решение проблемы. Большинство цивилизованных стран прошло по этому пути, и я напомню, что в Китайской Народной Республике четыре года назад или пять лет назад ограничили максимальный процент по всем кредитам 30 процентами, потому что почувствовали эту опасность. Об этой же опасности говорят руководители нашего правительства, господин Орешкин сказал о надувающемся мыльном пузыре в виде кредитов, которые берёт население, в то время как доходы людей падают. К 16 триллионам рублей приближается эта сумма, и пускай доля микрофинансовых организаций в структуре этого долга небольшая, но всё-таки это самая острая проблема. Уже просрочили выплату по кредитам 6 миллионов наших граждан, 2 миллиона не отдадут их никогда - 2 миллиона человек, вдумайтесь! - и эта цифра растёт. Это колоссальная цифра, это колоссальная масса людей, которым завтра терять будет нечего: у них отнимают жильё, на их имущество или основные доходы налагают ограничения, они выплачивают по 50 процентов своей небольшой пенсии или небольшой зарплаты, минимальной зарплаты, живут впроголодь - и завтра они будут готовы, повторяю, на всё, лишь бы избавиться от этой удавки. Наша фракция неоднократно предлагала и предлагает сегодня: первое - запретить микрофинансовые организации как таковые, второе - ограничить максимальную ставку по кредитам хотя бы 30 процентами, как в Китае. После этого можно будет о чём-то говорить. Все прочие доводы - о том, что вроде как наши граждане пойдут к каким-то частным инвесторам, частным банкирам, частным лицам и будут у них брать эти самые кредиты, а потом бандитскими методами у граждан будут их изымать, добиваться их возвращения, - ну абсолютная глупость! Законодательство уже настроено таким образом, что частное лицо, физическое лицо не может выдавать никаких кредитов, более того, не может требовать их возврата, не может требовать никаких процентов. И слава богу, сейчас уже не 90-е годы, когда паяльник и утюг были основными средствами выбивания долгов, сейчас мы живём в относительно правовом государстве и подобные методы уже недопустимы, поэтому надо сделать нормальный и решительный шаг - запретить микрофинансовые организации в принципе, как таковые, и ограничить процентную ставку - и после этого уже говорить о том, что мы действительно наводим порядок в этой схеме. В противном случае надувание этого мыльного пузыря будет продолжаться и дальше, и чем это закончится и для страны в целом, и для нашего общества - это ещё очень большой вопрос. Наша фракция поддержит данный законопроект, но считает, что это лишь небольшой шаг по улучшению ситуации. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Слово предоставляется Дивинскому Игорю Борисовичу, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Как вы уже слышали, президент поручил нам принять меры в целях предотвращения неправомерных действий в отношении граждан при осуществлении микрофинансовой деятельности и деятельности по возврату просроченной задолженности. Так вот принятие этого закона позволит очистить рынок от недобросовестных участников. Не секрет, что под видом микрокредитных организаций часто действуют откровенные бандиты и мошенники: они работают вне правового поля и их единственной целью является завладение жильём граждан, имевших несчастье обратиться за небольшой суммой займа в такую микрокредитную организацию. Мы часто слышим призывы к запрету такой деятельности, но как быть тем 15,5 миллиона наших граждан, которые пользуются такой услугой? Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" считает, что запретами мы не добьёмся ожидаемого результата - нужно грамотное регулирование и умение находить консенсус. Этот закон призван защитить простых людей, дав им возможность получать небольшие кредиты на короткий срок в соблюдающих закон микрокредитных организациях, и избавить рынок от большой части недобросовестных и откровенно преступных образований. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие этого законопроекта в третьем чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", 2-й вопрос повестки дня. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 35 мин. 39 сек.) Проголосовало за 419 чел.93,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 420 чел. Не голосовало 30 чел.6,7 % Результат: принято Федеральный закон принят. За - 419, против - нет, воздержался 1.
Заседание № 229
О проекте федерального закона № 684667-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в целях предотвращения неправомерных действий при осуществлении микрофинансовой деятельности; принят в первом чтении 18 апреля 2019 года с наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
41-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Анатолий Геннадьевич Аксаков. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект, внесённый представителями всех фракций во главе с руководителями обеих палат Федерального Собрания, направлен на более жёсткое регулирование рынка микрофинансовых и микрокредитных организаций. Поступило девять поправок, все они в таблице поправок, рекомендованных к принятию. Прошу рассмотреть и поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, коллеги. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю таблицу на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 26 сек.) Проголосовало за 370 чел.82,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 370 чел. Не голосовало 80 чел.17,8 % Результат: принято Принимается таблица поправок. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 14 мин. 50 сек.) Проголосовало за 391 чел.86,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 392 чел. Не голосовало 58 чел.12,9 % Результат: принято Принимается во втором чтении законопроект. Анатолий Геннадьевич, предложите после второго сразу... АКСАКОВ А. Г. Хорошо.
Заседание № 208
О проекте федерального закона № 684667-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (в целях предотвращения неправомерных действий при осуществлении микрофинансовой деятельности).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 22, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Анатолий Геннадьевич Аксаков, пожалуйста. АКСАКОВ А. Г. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный законопроект направлен на ужесточение требований к микрофинансовым организациям. Устанавливается запрет на выдачу займов этими организациями населению под залог жилья либо долей в имуществе, находящемся в долевой собственности. Одновременно устанавливаются более жёсткие требования к капиталу микрокредитных организаций: сегодня микрокредитную организацию можно создать с капиталом 10 тысяч рублей - предлагается увеличить требование до 5 миллионов рублей, то есть в 500 раз. И устанавливаются репутационные требования к учредителям и к руководителям микрокредитных организаций: сейчас такие требования в законе состоят из одного пункта - предлагается целых 25 пунктов, которыми устанавливаются требования к соответствующим лицам. Вот главное содержание этого законопроекта. Авторами его являются представители всех фракций, в том числе руководители обеих палат нашего парламента - и Госдумы, и Совета Федерации. Прошу поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Гартунг Валерий Карлович, пожалуйста. ГАРТУНГ В. К., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Анатолий Геннадьевич, а как вы относитесь к тому, чтобы вообще запретить деятельность микрофинансовых организаций? АКСАКОВ А. Г. Вопрос для меня непростой, поскольку я вхожу во фракцию "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", являюсь членом партии "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", одним из пунктов программы которой является запрет на создание микрофинансовых организаций. Хотел бы с профессиональной точки зрения сказать, что они действуют во всём мире, в том числе в развитых экономически странах (в Соединённых Штатах, в странах Европы), и выполняют достаточно важную миссию по финансированию разных видов деятельности. И в принципе, если эти организации работают в правовом пространстве, цивилизованно, я считаю, они должны существовать, поскольку зачастую гражданину, чтобы, например, провести весенние сельхозработы, необходима небольшая сумма для покупки посевного материала, чтобы посадить картошку, вырастить её, продать, а затем рассчитаться за микрокредит. Чтобы такую небольшую сумму получить в банке, надо приложить очень много усилий, и высока вероятность не получить эти деньги. Микрофинансовые организации, естественно, проще к этим ситуациям относятся и помогают гражданам решать многие важные задачи в том числе у нас, в Российской Федерации, поэтому, с моей лично точки зрения, они должны существовать, но должны существовать в цивилизованном пространстве, выполняя необходимую миссию по финансированию разных направлений жизнедеятельности наших граждан и, кстати, бизнеса тоже. Есть микрофинансовые компании, которые дают займы в том числе бизнесу, и бизнес реализует многие проекты. Вот такое отношение. Ну и законопроект, который мы предлагаем, как раз направлен на то, чтобы создать цивилизованные и достаточно жёсткие условия для деятельности такого рода организаций. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Куринный Алексей Владимирович. КУРИННЫЙ А. В. Анатолий Геннадьевич, очень резануло, что микрофинансовые организации помогают, оказывается, нашим гражданам. В большинстве случаев они создают огромные проблемы - и, я думаю, на депутатских приёмах об этом часто говорят, - когда погружают в кабалу, когда отнимают половину пенсии, половину зарплаты, вообще лишают сна, спокойствия наших граждан. Поэтому предложение вашей партии вполне мотивированное. У меня другой вопрос, касающийся снижения в дальнейшем, точнее, ограничения процентной ставки для этих организаций: мы уже приняли соответствующий закон и говорили, что комитет рассматривает вопрос о дальнейшем снижении ставки с 300 процентов сегодняшних до 180 процентов и до цивилизованных 30 процентов, которые во всём мире признаны золотым стандартом, - когда мы будем к этому двигаться и какими темпами? АКСАКОВ А. Г. Реально микрофинансовые организации создают массу проблем, которые мы видим, о которых слышим, с которыми мы сталкиваемся в том числе во время приёма граждан. В Чувашии ко мне на приём приходила женщина, у которой как раз отбирали квартиру, и занимался выдачей этих микрозаймов депутат местного парламента; сейчас там целая шумиха вокруг этого вопроса. Поэтому, кстати, и появился законопроект: чтобы таких ситуаций не было, потому что целый бизнес развивается, дают займы под высокий процент, а потом, поскольку высокий процент и его трудно вернуть, забирают залог, в том числе жильё. Что касается процентов, мы приняли закон, который начал действовать с 1 января текущего года, о поэтапном снижении пеней, штрафов и так далее, набегающих на тело кредита; и с 1 января 2020 года уже пени, штрафы и проценты, набегающие на тело займа, не могут превышать в полтора раза само тело. Что касается микрозаймов, там ограничение - 30 процентов к телу кредита. В принципе мы делаем шаги в этом направлении, и уже благодаря нашим совместным действиям изменения начались: что-то начало действовать с 1 января, с 1 июля уменьшается до 200 процентов, с 1 января 2020 года до 150 процентов. То есть реально уже процессы идут в необходимом направлении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пайкин Борис Романович. ПАЙКИН Б. Р., фракция ЛДПР. Уважаемый Анатолий Геннадьевич, в пояснительной записке к законопроекту сказано: "В целях защиты неквалифицированных инвесторов - граждан законопроектом предлагается установить, что минимальная сумма займа, которую микрофинансовая компания вправе получить от инвестора - физического лица, увеличивается в два раза, до трёх миллионов рублей". У меня вопрос: чем увеличение до 3 миллионов рублей суммы займа, которую гражданин может передать микрофинансовой организации, может защитить это физическое лицо? АКСАКОВ А. Г. У нас есть микрокредитные организации и есть микрофинансовые компании. Требование к микрофинансовой компании: капитал - не менее 70 миллионов рублей. Это достаточно солидные организации, дающие займы в том числе бизнесу, индивидуальным предпринимателям, чтобы можно было реализовать соответствующий проект. Я, честно скажу, не помню текст пояснительной записки, но смысл законопроекта заключается в том, чтобы дать возможность микрофинансовым компаниям привлекать больший объём ресурсов (ещё раз подчёркиваю: у них зачастую и проценты достаточно близки к банковским процентам), чтобы эти суммы потом направлять на финансирование проектов, выполняя в том числе необходимую миссию - обеспечение доступности финансовых услуг. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить, коллеги? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Дивинский Игорь Борисович, пожалуйста. ДИВИНСКИЙ И. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Хочу начать выступление с комментария по поводу предложения фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" о ликвидации института микрофинансовых организаций. Для справки: более 15 миллионов граждан Российской Федерации пользуется этим институтом. И я поддерживаю мнение Анатолия Геннадьевича: институт надо, конечно, сохранять, но, единственно, он должен быть цивилизован. Вместе с тем все мы не раз сталкивались в своей работе и во время приёмов граждан с обращениями по поводу вопиющих случаев мошенничества и противозаконных методов работы микрофинансовых организаций. Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в Послании Федеральному Собранию поручил принять меры в целях предотвращения неправомерных действий в отношении граждан при осуществлении микрофинансовой деятельности и деятельности по возврату просроченной задолженности. Данный законопроект разработан в целях исполнения этого поручения, отражённого в пункте 10 Перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию от 20 февраля сего года № Пр-294. Принятие этого законопроекта позволит очистить рынок от недобросовестных участников. Не секрет, что под видом микрокредитных организаций часто действуют откровенные бандиты, мошенники, единственной целью которых является завладение жильём граждан, имевших несчастье обратиться за небольшим займом в такие микрокредитные организации. Такие мошеннические микрофинансовые организации предлагают в договорах заведомо невыполнимые условия, подменяют средние листы в договорах и придумывают множество других уловок для незаконного, преступным путём завладения недвижимостью наших граждан. Принятие данного закона сделает невозможными эти мошеннические схемы, здесь на кону благополучие, крыша над головой, а зачастую здоровье и даже жизнь многих тысяч наших граждан. Принятие этого закона позволит повысить ответственность микрокредитных организаций, так как ужесточаются требования к топ-менеджерам и устанавливаются требования к капиталу микрокредитных организаций. Этот закон защитит простых людей, даст им возможность получать небольшие кредиты на короткий срок в соблюдающих законы микрокредитных организациях и избавит рынок от большой части недобросовестных и, откровенно говоря, преступных образований. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать за принятие законопроекта в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, фракция ЛДПР поддерживает данную законодательную инициативу, направленную на то, чтобы граждане, которые берут в микрофинансовых организациях кредиты, в силу различных обстоятельств не лишились своего жилья. Это именно тот самый основной посыл, ради которого мы в принципе рассматривали данный законопроект и голосуем, но вот коллега Пайкин вопрос задавал, и мы не получили на него чёткого и внятного ответа. Хотел бы процитировать вам, уважаемые коллеги, вот такую норму из пояснительной записки: "В целях защиты неквалифицированных инвесторов - граждан законопроектом предлагается установить, что минимальная сумма займа, которую микрофинансовая компания вправе получить от инвестора - физического лица, увеличивается в два раза, до 3 миллионов рублей". Мы так и не поняли, зачем в этот законопроект именно эту норму включают. Ну, основная-то цель заключается в другом - в защите жилья граждан, но нам кажется, что законодатель под шумок пытается вот такую норму включить и в целях защиты неквалифицированных инвесторов. Непонятно, как можно защитить неквалифицированных инвесторов тем, что сумма взноса увеличивается в два раза. Но самое главное, коллеги, хотелось бы следующую информацию до вас довести: мною внесена законодательная инициатива, в которой мы предлагаем поменять местами очерёдность взимания задолженности с кредитуемого лица. Сегодня у нас по закону сначала человек платит штраф, пени, проценты, а потом тело кредита, и в такой ситуации получается, что человек, который берёт в микрофинансовой организации денежные средства, может быть ей должен всю жизнь, даже если будет находить возможности гасить некоторую часть кредита. Например, человек взял 30 тысяч рублей, принёс обратно в микрофинансовую организацию 50 тысяч рублей, эти 50 тысяч рублей будут списаны в качестве штрафов, пеней и процентов, и он будет продолжать оставаться должен 30 тысяч рублей. Если бы списывалось сразу же тело кредита, тогда у человека была бы хоть какая-то перспектива этот кредит вернуть. Этот законопроект находится в профильном комитете, я очень прошу Анатолия Геннадьевича рассмотреть его. В Правительстве Российской Федерации... Добавьте, пожалуйста, минуту. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ШЕРИН А. Н. ...нам сказали, что этот законопроект не требует их отзыва, и если это так - а уже есть какие-то положительные ответы от вашего комитета - и если мы примем этот закон, то это будет величайшее дело, но это будет очень большой трагедией для микрофинансовых организаций. Я очень прошу этот законопроект провести, это нужная инициатива. Многое другое тоже нужно, но, если мы примем законопроект, который я внёс и который находится в вашем комитете, это в корне изменит ситуацию: люди просто-напросто уйдут от этой кабалы, в которую их затягивают. Ведь микрофинансовая организация сама заинтересована в том, чтобы человек не смог ей всё тело кредита отдать, потому что это даёт возможность сосать из него деньги, наложив штраф на его кредитную карту или на его банковскую карту, на которую он получает зарплату или даже пенсию: половина пенсии будет автоматически списываться в фонд этой микрофинансовой организации вечно, эта сумма будет уходить на погашение штрафов, пеней, а тело кредита по нашему законодательству всегда гасится в последний момент. Мы должны поставить сначала тело кредита, а потом уже, допустим, штрафы, пени, кредиты, и тогда если человек, пенсионер, возьмёт, допустим, 30 тысяч рублей, вернёт 15 тысяч рублей - ему будут начислять штрафы, пени и кредиты на оставшиеся 15 тысяч рублей, и это хоть какая-то перспектива. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович от фракции. ГАРТУНГ В. К. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сразу скажу, что наша фракция, конечно же, поддержит этот законопроект: мы поддерживаем все изменения в законодательство, которые уменьшают возможности по ограблению наших граждан, а займы в микрофинансовых организациях - это не что иное, как ещё один из "честных" способов отъёма денег у граждан. Я задавал вопрос Анатолию Геннадьевичу, как он относится к тому, чтобы вообще закрыть вот этот бизнес... Сейчас говорят о преимуществах микрофинансовых организаций, о том, что там можно быстро получить кредит. У всех есть гаджеты, зайдите в Интернет, наберите "как быстро взять кредит" - и вы увидите сразу несколько предложений банков, причём топовых банков: тот же Сбербанк и госбанки предложат вам взять кредит онлайн в течение дня, а может быть, даже часа. Получается, скорость получения кредита, которая выдаётся сейчас за одно из преимуществ микрофинансовых организаций, не является этим преимуществом, потому что сегодня банки фактически могут выдавать, у них можно получить кредит без посещения банка в любой срок, в короткий срок. В чём разница между получением кредита в банке и в микрофинансовой организации? Во-первых, банк проверяет... Он всё-таки несёт ответственность, он находится под более жёстким контролем государства, и он не может себе позволить выдавать кредиты под такие высокие проценты, как это делают микрофинансовые организации. Микрофинансовая организация сокращает процедуру проверки клиентов, заведомо выдавая невозвратные кредиты, при этом перекладывает финансовые риски на других, добросовестных заёмщиков. Посмотрите статистику: на самом деле стоимость ставок по кредитам у микрофинансовых организаций значительно выше, чем у банков, только из-за того, что у них гораздо выше процент невозвратных кредитов. То есть добросовестный гражданин, приходя в микрофинансовую организацию, заранее платит и за себя, и ещё за двух-трёх заёмщиков, которые и не собирались возвращать деньги, - ну что это такое? При этом гражданин приходит в микрофинансовую организацию, которая вроде как в рамках закона действует, но, получается, в рамках закона гражданина просто грабят. Мы можем поддерживать такой "бизнес"? Я думаю, что мы не должны такой "бизнес" поддерживать, мы должны ограждать наших граждан от всевозможных легальных способов отъёма у них денег. Вот, собственно, и всё. Позиция нашей партии - я хочу ещё раз её представить - такова: мы считаем, что нужно вообще прекратить этот бизнес. И если вы не готовы прямо сейчас это сделать, то... Мы, естественно, поддерживаем такие законы, как тот, что сейчас рассматривается, которые ограничивают возможности по ограблению наших граждан, но, я думаю, рано или поздно мы всё равно придём к тому, что запретим деятельность микрофинансовых организаций, а эта ниша будет занята банками. Собственно говоря, банки сейчас в этом направлении очень активно двигаются, о чём я сказал только что, когда начинал своё выступление. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента? Правительства? Докладчик? АКСАКОВ А. Г. Ну, уважаемые коллеги, я не являюсь апологетом МФО, и многие знают, что, когда рассматриваются вопросы о микрофинансовых организациях, выступаю достаточно жёстко, и в те времена, когда принималось решение о создании этого института, я тоже критиковал принятие соответствующего закона, но при этом считаю, что у гражданина должен быть выбор, к тому же банки не всегда дают соответствующие кредиты нашим людям, а деньги необходимы для решения той или иной проблемы. По статистике Центрального банка, число нелегальных микрофинансовых организаций превышает число легальных более чем в три раза: около 2 тысяч входит в реестр Центрального банка и около 7 тысяч - это нелегальные организации, не входящие в реестр Центрального банка, которые выдают займы. С ними борются, их отлавливают, наказывают. Даже если мы примем закон, запрещающий действовать МФО, они не исчезнут, эта работа будет продолжаться, но будут другие проценты и другие способы выбивания денег. Что касается ограничений, мы же установили: по кредиту в размере 10 тысяч рублей на тело кредита в виде пеней, штрафов может набежать 15 тысяч, больше - нет, больше не может набежать, и, сколько бы ни требовали, суд примет решение, что человек должен вернуть 15 тысяч рублей набежавших процентов, пеней и штрафов. Мы сделали шаги по защите граждан и, очевидно, ещё будем делать, очевидно, что этот процесс будет продолжаться, но давать возможность работать в цивилизованной форме на этом рынке, на мой взгляд, необходимо. У нас здорово, в партии, во фракции есть демократия, каждый член фракции имеет право на свою точку зрения, вот моя точка зрения - рынок должен существовать, развиваться, но в цивилизованном пространстве. И законопроект, который предложили представители всех фракций, направлен как раз на то, чтобы сделать его цивилизованным. Прошу поддержать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставится на голосование в первом чтении проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма" и Федеральный закон "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 15 мин. 17 сек.) Проголосовало за 384 чел.85,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 384 чел. Не голосовало 66 чел.14,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.