Заседание № 108
О проекте федерального закона № 684157-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" (принят в первом чтении 22 декабря 2015 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 15, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля (надзора) в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации". Владимир Иванович Кашин, пожалуйста. КАШИН В. И. Спасибо, Александр Дмитриевич. Уважаемые товарищи, комитет проработал данную законодательную инициативу Правительства Российской Федерации, мы многократно собирали рабочие комиссии, проводили совещания. Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Замечаний нет ни у ГПУ, ни у Правового управления Аппарата Государственной Думы, ни у правительства. Предлагаю проголосовать за таблицу поправок № 1, в которую включено семь поправок (изменения в законы "О ветеринарии", "О карантине растений", "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" и "О качестве и безопасности пищевых продуктов"), и за таблицу поправок № 2. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 1. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 02 сек.) Проголосовало за 322 чел.71,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 322 чел. Не голосовало 128 чел.28,4 % Результат: принято Принимается. Есть ли вопросы по второй таблице? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 30 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 320 чел. Не голосовало 130 чел.28,9 % Результат: принято Принимается. Ставится на голосование законопроект во втором чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 54 сек.) Проголосовало за 356 чел.79,1 % Проголосовало против 22 чел.4,9 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 378 чел. Не голосовало 72 чел.16,0 % Результат: принято Принят во втором чтении.
Заседание № 271
О проекте федерального закона № 684157-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
53-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации". Докладывает Руслан Валентинович Давыдов, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. ДАВЫДОВ Р. В., представитель Правительства Российской Федерации, заместитель руководителя Федеральной таможенной службы. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию предлагается проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации". В соответствии с законодательством в пунктах пропуска осуществляется пограничный, таможенный и транспортный контроль, санитарно-карантинный, карантинный фитосанитарный и ветеринарный контроль. С 29 июня 2011 года таможенные органы осуществляют таможенный и транспортный контроль в полном объёме, а санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль - в части проверки документов, то есть документарный контроль. В мае 2013 года Президент Российской Федерации дал поручение Правительству Российской Федерации сократить количество государственных контрольных органов на государственной границе, с тем чтобы все виды контроля осуществлялись только таможенными и пограничными органами. Правительством Российской Федерации было принято решение о необходимости внесения изменений в законодательство Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Таким образом, проект федерального закона был разработан в целях совершенствования государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации и направлен на упрощение проведения государственного контроля при сохранении всех установленных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля в пунктах пропуска, на ускорение пропуска товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации, а следовательно, и на повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Целью данного законопроекта является создание правовой базы в части возложения на Правительство Российской Федерации полномочий по определению компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска на определённый период, а также обеспечения возможности реализации соответствующих полномочий. Законопроектом определяются новые права и обязанности должностных лиц таможенных органов, а также других государственных органов в связи с передачей таможенным органам Российской Федерации дополнительных полномочий по осуществлению отдельных видов государственного контроля в пунктах пропуска. В рамках эксперимента предполагается отработать технологии проведения государственного контроля в пунктах пропуска и механизмы взаимодействия заинтересованных органов исполнительной власти с учётом передачи полномочий по проведению указанных видов контроля должностным лицам таможенных органов. Результаты эксперимента позволят сделать обоснованные выводы о необходимости передачи указанных полномочий таможенным органам во всех пунктах пропуска. Законопроектом предусматривается внесение изменений в Закон Российской Федерации "О ветеринарии", в Федеральный закон "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", в Федеральный закон "О качестве и безопасности пищевых продуктов", в Федеральный закон "О таможенном регулировании...", а также в Федеральный закон "О карантине растений". Законопроектом уточняются отдельные права и обязанности контрольных органов и их должностных лиц при осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска. Все организационно-технические мероприятия, такие как утверждение правил проведения соответствующих видов контроля, порядка информационного взаимодействия между ведомствами, решение информационно-технических вопросов, и ряд других предполагается осуществить в течение года после принятия закона. Срок проведения эксперимента в рамках данного законопроекта - до двух лет после завершения выполнения подготовительных мероприятий. Предполагается, что реализация данных функций таможенными органами позволит упростить технологию проведения государственного контроля и ускорить пропуск товаров и транспортных средств через государственную границу Российской Федерации. Указанные мероприятия, повторяю, будут реализованы при сохранении всех установленных законодательством Российской Федерации видов государственного контроля в пунктах пропуска в рамках существующего объёма полномочий органов государственной власти. Принятие законопроекта не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и не приведёт к сокращению его доходной части. Законопроект согласован с ведомствами, на него получено заключение Минюста России, Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации. Он поддержан Комитетом по охране здоровья и Комитетом по аграрным вопросам. Прошу также поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Присаживайтесь. Надежда Васильевна Школкина. ШКОЛКИНА Н. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Представленный законопроект был разработан и внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации. Как уже отметил в своём докладе Руслан Валентинович, указанный проект направлен на изменение действующей системы государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу и предусматривает проведение эксперимента по передаче полномочий органов государственного контроля в области карантина, ветеринарии и санитарно-эпидемиологического надзора таможенным органам. Перечень таких пунктов будет определяться Правительством Российской Федерации. Вместе с тем стоит отметить, что мы с вами буквально летом этого года приняли закон, который предусматривает передачу таких полномочий в пунктах пропуска свободного порта Владивосток. Напомню, что к свободному порту Владивосток мы с вами отнесли пятнадцать муниципальных образований Приморского края вместе с находящимися на их территории морскими пунктами пропуска. Таким образом, с 1 октября 2016 года в шестнадцати пунктах пропуска всех типов, включая морские, автомобильные, железнодорожные и воздушные, полномочия по осуществлению всех видов государственного контроля будут переданы таможенным органам, поэтому говорить о проведении ещё одного эксперимента, а может быть, и нескольких экспериментов, на наш взгляд, преждевременно. Также необходимо отметить, что в полной мере оценить эффект, а равно и потенциальные риски от предлагаемых законопроектом изменений, не представляется возможным, к тому же остаётся открытым вопрос, кто в конечном итоге будет нести ответственность за проникновение на нашу территорию, например, африканской чумы, которая может быть завезена с продуктами, как говорится, животного происхождения, с животными и так далее. Кроме того, согласно пояснительной записке Правительством Российской Федерации в течение года после принятия этого закона будут проведены все соответствующие организационно-технические мероприятия, в том числе обучение, переподготовка должностных лиц таможенных органов, а также материально-техническое оснащение базы. Руслан Валентинович говорил, что согласно финансово-экономическому обоснованию дополнительных средств из федерального бюджета на это не потребуется. На наш взгляд, это или не соответствует действительности, или, что ещё хуже, это может отразиться на конечном результате работы. А за этим стоит, я подчёркиваю, продовольственная безопасность нашей страны и благополучие отдельно взятого человека! В соответствии с решением Совета Госдумы данный законопроект был направлен субъектам права законодательной инициативы. Было получено 73 отзыва. Поддерживают данный законопроект 38 субъектов Российской Федерации. Наряду с этим органы законодательной власти десяти субъектов, в числе которых Республика Татарстан, Саратовская область, Краснодарский край, не поддерживают данный законопроект. Мы действительно подробно его обсудили, в том числе на парламентских слушаниях 17 декабря, и, в целом поддерживая предложенную правительством концепцию, которая направлена на снижение административных барьеров, на сокращение сроков прохождения товаров, мы считаем возможным принять данный законопроект в первом чтении, но с учётом дальнейшей существенной доработки. Кроме того, в случае принятия законопроекта в первом чтении мы рекомендуем правительству ко второму чтению подготовить проекты всех необходимых нормативных правовых актов, подготовить финансово-экономическое обоснование и, самое главное, оценить возможность рисков, связанных с реализацией указанного закона. Просим поддержать данный законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, есть ли вопросы? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Николай Фёдорович Рябов. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Руслан Валентинович, вы в своём выступлении несколько раз сказали об ускорении прохождения товаров через таможенные границы - как вы это вообще себе представляете, если на таможенном пункте при прохождении будут осуществляться все виды контроля, которые прописаны сейчас в законе? И как это вообще будет осуществляться, мне даже трудно представить: вот взяли какие-то образцы, стали проводить анализы, и груз будет стоять на таможне до тех пор, пока не дадут, как говорится, зелёный свет? И если говорить о затратах, то действительно вы никаких затрат не указываете, но просто не верится, что затрат не будет: будут сумасшедшие какие-то затраты на осуществление подготовительных мероприятий и всей этой работы, которую необходимо выполнить в связи с принятием данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Руслан Валентинович. ДАВЫДОВ Р. В. Уважаемый Николай Фёдорович, на самом деле в своём выступлении я об этом говорил. Речь не идёт об изменении видов контроля, речь идёт об изменении компетенции, то есть о том, чтобы наделить таможенные органы правом проводить контроль, за исключением пограничного, в полном объёме. Сегодня мы осуществляем в полном объёме таможенный и транспортный контроль, и никаких проблем с передачей транспортного контроля в компетенцию таможенных органов не возникло. Как я уже говорил, в 2011 году такая задача уже ставилась, но тогда было принято решение о передаче документарного контроля, и мы сегодня проводим контроль по документам. Теперь президент поручил пойти дальше и передать в полном объёме те виды контроля, о которых мы сегодня говорим: это санитарно-карантинный, ветеринарный и фитосанитарный контроль. Таким образом, выигрыш во времени будет за счёт сокращения... за счёт создания системы "единого окна". Такая система "единого окна" во всём мире успешно внедряется, применяется, поэтому мы считаем, что здесь будет существенный выигрыш во времени, соответственно, ускорение прохождения пунктов пропуска и, как я уже сказал, повышение инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Что касается затрат из федерального бюджета, ну, Федеральная таможенная служба уже... в ряде случаев мы научились решать довольно сложные задачи за счёт собственных возможностей. Напомню, что были созданы таможенные органы в Крыму - севастопольская и крымская таможни, - при этом ни одной единицы дополнительной штатной численности не потребовалось. Мы нашли возможность сделать это за счёт внутренних резервов, за счёт применения современных информационных технологий. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ян Викторович Зелинский. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Руслан Валентинович, в связи со скорым принятием данного федерального закона и дальнейшего распространения его действия на другие субъекты Российской Федерации ожидается ли сокращение числа работников органов таможни? И второй, так сказать, подвопрос. В выступлении вы сказали, что увеличится пропускная способность, - о какой пропускной способности говорите? Вы меняете: вместо таможенных постов контроль будет проводиться в зонах таможенного контроля внутри страны. Получается, шило на мыло меняем: что на таможенном посту проводить контроль, что в зонах таможенного контроля - какая разница? Поясните. ДАВЫДОВ Р. В. Напомню, что речь идёт о передаче таких полномочий только лишь в пунктах пропуска, внутренний контроль будет осуществляться в прежнем порядке. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Сергеевич Кропачев. КРОПАЧЕВ А. С., фракция ЛДПР. Вопрос Надежде Васильевне. Надежда Васильевна, если я правильно вас понял, то Краснодарский край не поддерживает данный законопроект, - если это так, то можно более подробно почему? И вторая часть вопроса касается АЧС, африканской чумы свиней, которая несколько лет назад прошлась в том числе и по Краснодарскому краю, и соответственно под видом этой чумы тысячи голов свиней были вырезаны, многие люди лишились заработка, возможности вести своё хозяйство. Этот законопроект связан ли как-то с данной ситуацией? И не это ли причина того, что произошло в том числе и на Кубани, - может, кто-то недосмотрел на границе, были нарушены какие-то нормы или ещё что-либо в этом плане? Скажите, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Надежда Васильевна Школкина. ШКОЛКИНА Н. В. Александр Сергеевич, ну, то, что произошло на Кубани, что касается АЧС, не связано с пунктами пропуска, к счастью или к сожалению. А Законодательное Собрание Краснодарского края - да, действительно не поддержало данный законопроект. Оно высказывает опасение, что будет нарушена целостная цепочка государственного контроля в области ветеринарии и что продукция, завозимая из других стран, из тех, где не совсем благополучно в том числе с фитосанитарным и ветеринарным контролем, действительно может проникнуть на территорию Российской Федерации. Ну и самое главное, - вы сами ответили на поставленный вами вопрос - у нас в пунктах пропуска таможенные органы будут пропускать продукцию, а ответственность будет нести Россельхознадзор, что тоже в принципе не совсем корректно. Когда мы это обсуждали в том числе с представителями Краснодарского края, вот как раз на слушаниях, мы говорили о том, что, может быть, действительно провести пока эксперимент в свободном порту Владивосток, а потом посмотреть его результаты и уже из этого исходить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Руслан Валентинович, уточняющий вопрос. Вот вы сказали, что без увеличения численности, без установки нового оборудования... Вы что, новую методику преподавания в таможенной академии введёте или что? Фитосанитарный и ветеринарный контроль - это ведь серьёзная наука, которой за один день обучиться невозможно. В условиях нынешних угроз мне кажется, что вы ставите страну под угрозу или сильно недопонимаете ситуацию. ДАВЫДОВ Р. В. Уважаемый Николай Васильевич, было сказано, что нам даётся год на подготовку к этой работе, оборудование для контроля закупается Росграницей, и планы, федеральные целевые программы по обустройству пунктов пропуска никто не отменял, и это будет дальше развиваться. Ну а, соответственно, задача таможенной службы будет уже подготовить в течение года своих сотрудников к тому, чтобы они смогли осуществлять этот контроль именно, я подчёркиваю, в пунктах пропуска, регулятором остаётся Минсельхоз, Россельхознадзор, и весь контроль на внутренней территории остаётся за Россельхознадзором. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Иван Николаевич Абрамов. АБРАМОВ И. Н., фракция ЛДПР. У меня вопрос к Руслану Валентиновичу. Вот уже практически полгода действует закон "О свободном порте Владивосток", тем не менее до сих пор у нас не разработаны нормативно-правовые документы для реализации таких норм, которые вы предлагаете сегодня. Существует много опасений и у субъектов Российской Федерации. Вот вы говорите об эксперименте, но не кажется ли вам, что сегодня можно в рамках уже принятого закона экспериментировать, а после того, как оцените риски, опыт и так далее, идти дальше? ДАВЫДОВ Р. В. Уважаемый Иван Николаевич, дело в том, что в отношении свободного порта Владивосток речь не идёт об эксперименте, там уже принято решение вести штатную работу. А в этом законопроекте речь идёт о том, чтобы наделить правительство такими полномочиями, то есть, проанализировав поручение президента, пришли к выводу, что для его исполнения в полном объёме правительство необходимо наделить определённой компетенцией, и эксперимент нам нужен для того, чтобы ответственно выполнить поручение и уже с помощью конкретных результатов подтвердить правомерность выводов, о которых мы сегодня говорим, подтвердить, что такая возможность существует и что необходимый контроль будет обеспечен в полном объёме. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Владимирович Сысоев, прошу. СЫСОЕВ В. В. Коллеги, вот очередной эксперимент сроком на два года. Но опыт США, Грузии, который мы хотим принять, наверное, не совсем применим к России. Руслан Валентинович, законопроектом предусмотрена передача таможенным органам ряда крайне важных полномочий в пунктах пропуска. Сегодня специалистов по ветеринарии готовят четыре года в сельхозакадемии, вы же хотите за год таможенного работника обучить несвойственным функциям. Фактически это может привести - и, как показывает опыт, приведёт - к отсутствию в будущем ветеринарного, карантинного фитосанитарного и санитарно-карантинного контроля в полном объёме, и, конечно, неизвестно, чем этот эксперимент через два года закончится. Скажите, пожалуйста, кто же будет нести ответственность в случае проникновения на территорию России небезопасной продукции, ухудшения эпидемиологического и фитосанитарного состояния страны? В законопроекте об этом не сказано ни слова. ДАВЫДОВ Р. В. Действительно, вопросы ответственности требуют дополнительной проработки, мы считаем, что это может быть сделано ко второму чтению. А что касается проникновения, то, извините, уже сегодня говорилось, что и при существующей системе АЧС проникает на нашу территорию, и ни у кого почему-то это не вызывает никаких эмоций. Мы исходим из того, что сегодня органы Федеральной таможенной службы уже осуществляют документарный входной контроль, а далее мы передаём на фактический контроль соответствующим службам Россельхознадзора и Роспотребнадзора, всё это уже сегодня делается, понимаете? Речь идёт о передаче только части контроля, поэтому мы таких серьёзных угроз не видим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Александр Николаевич Шерин, пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемый Руслан Валентинович! Хотелось бы всё-таки уточнить, за счёт каких средств будет осуществляться реализация закона, так как им предусматривается как минимум обучение специалистов таможенных органов новым профессиям и оборудование пунктов пропуска, сколько это будет стоить, назовите конкретные цифры? Не стоит забывать и о возможном высвобождении штатной численности у Роспотребнадзора и Россельхознадзора, то есть будут осуществляться компенсационные выплаты, так как их функции в пунктах пропуска будут осуществлять таможенные органы. Напомню, что мы только что приняли бюджет в рамках строгой экономии. ДАВЫДОВ Р. В. Александр Николаевич, ну, на вопрос об оборудовании пунктов пропуска я уже отвечал. Что касается возможности передачи штатной численности от Россельхознадзора в Федеральную таможенную службу, если правомерность этого шага будет доказана, то просто будут переданы бюджетные ассигнования из одной службы в другую, и дополнительных ассигнований не потребуется. У нас сегодня действует Российская таможенная академия, в которой проводится подготовка, переподготовка, у нас вообще все сотрудники обязаны периодически проходить переподготовку, в том числе в нашей Российской таможенной академии. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Евгеньевич Горовцов, пожалуйста. ГОРОВЦОВ Д. Е. Руслан Валентинович, ну, вообще, основная задача таможни - это пополнение доходной части федерального бюджета, а не делёжка полномочий. И в послании Федеральному Собранию от 3 декабря сего года, которое мы недавно слушали, Президент Российской Федерации чётко сказал, что доходы государства не должны уходить, что называется, мимо кассы, из-за серых схем в ходе уплаты таможенных сборов наш бюджет ежегодно теряет сотни миллиардов рублей - это прямое воровство, как сказал глава государства. И в связи с этим вопрос: скажите, пожалуйста, какие меры принимаются именно вашей службой для прекращения и пресечения прямого воровства на таможне? ДАВЫДОВ Р. В. Спасибо, Дмитрий Евгеньевич, за такой очень комплексный и серьёзный вопрос. До конца года остаются считаные дни, и могу доложить, что мы чётко следуем графику планового задания, установленного нам правительством, по пополнению доходной части федерального бюджета, и надеюсь, что 30-31 декабря сможем доложить о том, что задание это выполнено на сто процентов. Что же касается пресечения контрабанды и других преступных деяний и правонарушений в рамках компетенции Федеральной таможенной службы, то мы имеем для этого специальные правоохранительные и оформительские подразделения и, соответственно, действуем полностью в рамках нашей компетенции. Предлагаю ознакомиться с результатами этой работы, в частности по противодействию контрабанде наркотиков: например, в этом году таможенными органами пресечена контрабанда наркотиков общим весом более 2 тонн, что почти в 3 раза превышает показатели прошлого года. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. По одному от фракции? Ну давайте. Коллеги, я прошу всех учесть: нам сегодня до конца рабочего дня нужно рассмотреть ещё семь законопроектов первого чтения, несколько законопроектов по сокращённой процедуре, притом что, по грубым прикидкам, нам на голосование потребуется около часа времени. Пожалуйста, учтите это. Александр Николаевич Шерин. ШЕРИН А. Н. Действительно, давайте выступать только по самым важным законопроектам, и я обязуюсь до конца досидеть здесь, в зале пленарных заседаний. Руслан Валентинович, огромное спасибо за то, что наша таможенная служба делает всё возможное для того, чтобы на территорию Российской Федерации не проникали наркотики, и я думаю, что это вы делаете и без фитосанитарного контроля. Мы сегодня внимательно изучили в том числе пояснительную записку и отзыв профильного комитета. Я хотел бы на основании материалов, которые мы имеем, перед голосованием обратить особое внимание всех присутствующих коллег на то, что законопроектом предлагается наделить таможенные органы полномочиями по осуществлению санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Мне на память сразу приходит анекдот. Случайный пассажир в купе, услышав разговор трёх дам о том, кому какой мужчина нравится (одной нравился военнослужащий, другой - индеец, третьей - спортсмен), спрыгнул и представился: "Мастер спорта майор Чингачгук". Я так понимаю, что наша уважаемая таможенная служба хочет одна исполнить все функции контроля, при этом организовав пропуск товаров через границу Российской Федерации с той же скоростью, с какой через границу Турции и Сирии проносятся бензовозы и нефтевозы. Какая нужда в ускорении пропуска? Было соответствующее указание президента в мае 2013 года, после этого произошли определённые события, и мы, вообще-то, ввели ограничения на ввоз продуктов питания на территорию Российской Федерации. Но смотрите, что делают: вместо того чтобы упрощать жизнь нашим производителям сельхозпродукции, на территории Российской Федерации вводятся правила, согласно которым наши сельхозпроизводители не могут продавать свинину и иное мясо, если не произвели убой на специально оборудованных бойнях, что соответственно увеличивает время попадания их продукции на рынки, количество бумаг и денежные затраты. При этом нам вносится на рассмотрение законопроект, согласно которому таможня возьмёт на себя те же самые полномочия и будет проводить те же самые мероприятия, но при этом она почему-то обязуется провести их в гораздо более короткие сроки. Прошу обратить особое внимание, коллеги, мы очень часто в этом зале говорим о борьбе с коррупцией, с системой издержек и противовесов. Как здорово, когда одна организация может сама себя проконтролировать сразу по четырём вопросам! Хорошо, можно сделать систему "одного окна", но пусть в этом "окне" будут работать три-четыре структуры оперативно, беспристрастно, при этом они не будут зависеть от одного руководителя, что, несомненно, повысит качество их работы и контроля друг за другом, в том числе это касается и внутриведомственных структур, и это приведёт к улучшению качества проверки той продукции, которая завозится на территорию Российской Федерации. Далее. Уважаемые коллеги, на сегодняшний день в Российской Федерации особенно остро стоит вопрос о приведении в соответствие высококвалифицированных кадров, которые могли бы обеспечить недопущение на территорию Российской Федерации вредной продукции, о которой ежедневно говорят. По пять лет учат в высших учебных заведениях, при этом наша уважаемая таможенная академия может сделать это за год, и я боюсь, что, услышав вас, наше доблестное министерство образования возьмёт этот опыт на вооружение и выйдет с очередной инициативой по реформированию образования, и у нас высшее образование в отрасли ветеринарии и сельхознадзора начнут получать в течение одного года. Уважаемые коллеги, данная законодательная инициатива больше ставит вопросов, чем даёт ответов, и я, честно говоря, не понимаю: если мы хотим просто одной службе отдать на откуп решение нескольких важных вопросов (при этом здесь было сказано, что денежные средства, которые выделялись по линиям нескольких ведомств, просто перейдут одному ведомству), мы что, хотим ускорить прохождение на территорию Российской Федерации продуктов питания, ввоз которых мы запретили? Поэтому на сегодняшний день я, выступая от фракции и от тех регионов, которые не стали поддерживать данную законодательную инициативу, хочу сказать, что её принятие крайне преждевременно и неэффективно. И в заключение хочу ещё добавить. Меня очень настораживает слово "эксперимент", причём на два года. Утром, в начале пленарного заседания, Владимир Вольфович Жириновский привёл пример, как дорого нам обходятся эксперименты: мы сначала принимаем законы, против которых голосует ЛДПР, в частности по ратификации соглашения с Украиной, теряем драгоценное время, теряем деньги, а потом приходим к выводу, что мы были не правы, и всё возвращаем. Сейчас будет такая же ситуация: проведём эксперимент, возможно (не смею утверждать), кто-то нагреет на этом руки, кто-то лишится работы, какие-то специалисты окажутся не у дел, каких-то специалистов переучат, надеюсь хорошо переучат. Только когда будет принято решение, что эксперимент не удался, эти переученные специалисты никому не будут нужны. Я приведу вам в качестве примера снова своё родное рязанское десантное училище, в котором три года не было набора, проводился эксперимент: его присоединяли к академии Сухопутных войск, выводили из прямого подчинения командующего ВДВ в подчинение министра обороны, - очень много экспериментов проводили! Потом, слава богу, пришёл новый министр обороны Сергей Кужугетович, и теперь мы тратим сотни миллионов рублей на то, чтобы это всё обратно восстановить, потому что эксперимент по такому реформированию Вооружённых Сил, видите ли, не удался. От нас избиратели сегодня ждут конкретных действий, а не экспериментов, поэтому я считаю, что голосовать за данную инициативу ни в коем случае нельзя! Спасибо за внимание. Извините, если задержал. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Иванович Кашин. КАШИН В. И. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые товарищи! Наша фракция тоже не может поддержать эту законодательную инициативу, хотя мы понимаем, что сегодняшняя обстановка, безусловно, требует укрепления таможенных служб, с тем чтобы в Россию не тащили со всех сторон ту продукцию, от которой болеют люди, от которой наша продовольственная безопасность падает. На наш взгляд, эта инициатива является очередным шагом к разрушению Россельхознадзора. А ведь это та структура, которая за это время сумела выжить, - вспомните, сколько раз только за период работы этой Думы выходили с различными законодательными инициативами по разрушению Россельхознадзора: то передать функции, полномочия контроля частным структурам, то передать их ещё каким-то смешанным и непонятным структурам, которые не могут в принципе осуществлять ту работу, которую выполняет Россельхознадзор, не в состоянии не только её выполнять, но и отвечать за сделанное. Ведь работа, которую осуществляет Россельхознадзор, комплексная - кто сегодня создаёт соответствующие сыворотки против болезней, эпидемий, осуществляет фитосанитарный и ветсанитарный контроль? Мы же говорим часто о ящуре, об АЧС, говорим о бруцеллёзе и о многих других заболеваниях, точно то же происходит с системой карантина: так же в последние годы были большие издержки и разрушения. Раньше каждый всероссийский институт имел соответствующие участки для прохождения карантина, где обеспечивался контроль за каждым видом растений на соответствие требованиям для пропуска на территорию нашей страны. И сегодня осуществлять как бы за счёт этой структуры укрепление таможенной службы, передавая ей полномочия, средства и кадры, хочу сказать, просто преступно! Мне непонятно, каким образом так получилось, что комитет соглашается на принятие в первом чтении этого законопроекта, ведь там достаточно аграрников, которые в состоянии предвидеть последствия от принятия этого закона! Мы категорически возражаем, эта законодательная инициатива не вписывается в систему контроля с учётом необходимости обеспечения продовольственной безопасности и ничего не решает. Таможенная служба в принципе имеет все возможности для того, чтобы искоренить те негативные явления, которые имеются, укрепить служебную систему и добросовестно выполнять функции исходя из того бюджета, который есть, но в содружестве как раз с теми подразделениями, деятельность которых сегодня себя оправдала, оправдала исходя из критериев правильной системной работы. Только в содружестве можно решать очень сложные задачи, а не путём перетягивания каната и одеяла, в том числе и финансового, и кадрового. Фракция будет голосовать против. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Александрович Доронин. ДОРОНИН С. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, есть известный принцип управления - "усложнять просто, а упрощать сложно", и он в полной мере относится к рассматриваемому сейчас законопроекту. Идея проекта вроде бы проста и незатейлива, но именно поэтому он не упростит, а, увы, лишь усложнит жизнь бизнесу. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно взглянуть на заключение профильного комитета - Комитета по аграрным вопросам. Во-первых, здесь констатируется, что принятие законопроекта способно привести к дублированию функций и к нарушению деятельности участников внешнеэкономической деятельности. Во-вторых, выясняется, что законопроект не в полной мере соответствует международному законодательству. В-третьих, из текста совершенно невозможно установить, насколько реально сократится время контроля, иными словами, очень может быть, что такого сокращения не будет вовсе. В-четвёртых, существует обоснованное сомнение, что реализация законопроекта не потребует бюджетных расходов. В-пятых, законопроект, как заявляется, разработан для проведения эксперимента, но он не содержит положения о возврате к предыдущей редакции в случае признания попытки неудачной, а это положение, судя по списку недостатков, следовало бы предусмотреть. Наша фракция убеждена: принимать такие вот "простые" законы, усложняющие жизнь, нельзя. Может быть, правительство не в курсе, но трудностей в России и без того хватает, поэтому мы призываем голосовать против данного законопроекта. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Руслан Валентинович, пожалуйста. ДАВЫДОВ Р. В. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Естественно, мы примем к сведению всё то, что было сказано сегодня. С рядом замечаний всё-таки, наверное, нельзя согласиться, потому что мы не говорим о том, что будет утрачен контроль, речь идёт о передаче видов контроля. То, что контроль будет сосредоточен в одном месте, безусловно, приведёт к ускорению проведения процедур, к упрощению прохождения границы, и об этом действительно не только в поручении президента говорится, об этом говорится в многочисленных обращениях представителей бизнеса с просьбой ускорить прохождение границы, в том числе и с подконтрольными товарами. Поэтому мы считаем, что ускорение будет происходить, а те замечания, которые были сегодня высказаны, мы считаем, могут быть учтены при доработке данного законопроекта ко второму чтению. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим на "час голосования".
53-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения компетенции федеральных органов исполнительной власти по осуществлению различных видов государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 13 сек.) Проголосовало за 241 чел.53,6 % Проголосовало против 135 чел.30,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 376 чел. Не голосовало 74 чел.16,4 % Результат: принято Принят в первом чтении.