Заседание № 211
23.01.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 684047-6 "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнёрстве".
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 1758 по 2170 из 6637
7-й вопрос, проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнёрстве". Докладывает Григорий Борисович Карасин, официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел. КАРАСИН Г. Б., официальный представитель Президента Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра иностранных дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! На ваше рассмотрение выносится проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнёрстве". Договор подписан Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и Президентом Республики Абхазия Хаджимбой в Сочи 24 ноября 2014 года. Договор о союзничестве и стратегическом партнёрстве идёт в развитие обширной договорно-правовой базы наших отношений с дружественной, союзной Абхазией, составляющей уже 86 двусторонних документов, и опирается на большой Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи от 17 сентября 2008 года. Новый договор фиксирует намерения сторон поэтапно установить более тесное сотрудничество в социальной, экономической и гуманитарной сферах, а также в вопросах обороны и безопасности. Он носит рамочный характер и призван составить основу для заключения отдельных отраслевых соглашений по названным направлениям. Его реализация не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Данный договор в полной мере отвечает национальным интересам России, соответствует утверждённой руководством нашей страны линии на оказание активного содействия становлению Абхазии как современного демократического государства, укреплению её международных позиций, обеспечению надёжной безопасности и социально-экономического становления этой республики. Предлагается принять проект федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о союзничестве и стратегическом партнёрстве". Благодарю за внимание. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Григорий Борисович. Леонид Эдуардович Слуцкий. СЛУЦКИЙ Л. Э. Большое спасибо, Сергей Евгеньевич. Уважаемые коллеги, в дополнение к блестящему, как всегда, выступлению Григория Борисовича могу добавить: сегодня, без лишней патетики, исторический день для сотрудничества и стратегического партнёрства между Россией и Республикой Абхазия! Абхазия долго и непросто шла к подписанию этого договора, и непростыми были два последних десятилетия в истории Абхазии: война в 90-е годы, центробежная тенденция, создаваемая режимом Шеварднадзе, а затем Саакашвили, в том числе и для Абхазии, находившейся ещё в составе Грузии, затем события августа 2008 года и однозначное понимание, что подобная же трагедия могла ожидать и Абхазию, и, наконец, решение абхазского народа, именно всего народа Абхазии, что следует окончательно встать на путь государственности, на путь независимости. Все мы явились свидетелями президентских выборов в прошлом году, выборов, где участвовали более 80 наблюдателей из разных стран мира, из разных международных организаций - мне выпала честь возглавлять делегацию наблюдателей из Государственной Думы, - в результате которых убедительную победу одержал Рауль Джумкович Хаджимба. Реализация позиций договора позволит вывести на качественно иной уровень отношения стратегического партнёрства между нашими странами. Конечно, чрезвычайно важно создание общего пространства обороны и безопасности, о чём сказал Григорий Борисович, но не менее важна та помощь, которую Россия окажет Абхазии, например, в формировании - это 20-я статья договора - современной системы образования. Кроме того, это будет способствовать решению различных вопросов межрегионального сотрудничества. И конечно же, - об этом нужно сказать особо - в целях координации деятельности по противодействию организованной преступности будет создан совместный информационно-координационный центр органов внутренних дел. Должен сказать, что сейчас Абхазия полностью готова к реализации позиций данного договора. У нас активно развиваются межпарламентские связи, и, конечно, этот договор откроет новую страницу - уверен в этом - не только для конструктивного межгосударственного общения, но и для дальнейшего становления абхазской государственности, институтов власти, дальнейшего развития парламентских институтов и институтов гражданского общества в дружественной нам Абхазии. Ввиду особой важности этого досье, договора, который нам предстоит ратифицировать, прошу Государственную Думу поддержать предложение комитета и объявить "час голосования" сразу после завершения нашей дискуссии по данному вопросу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Прошу записаться. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Сергей Владимирович Иванов. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Григорий Борисович, в международных отношениях страны руководствуются принципом взаимности и на взаимовыгодной основе делают друг другу гадости: сначала одна сторона другой, потом та отвечает ей. Вот в связи с принятием нами данного документа каких нам ответных мер ждать со стороны Грузии? КАРАСИН Г. Б. Как уже было заявлено, подписанный в ноябре прошлого года договор является фактически развитием большого договора, который был подписан сразу после трагических событий августа 2008 года. Вполне определённая реакция Российской Федерации на агрессию Грузии после преступного решения Михаила Саакашвили атаковать Южную Осетию всеми возможными способами, с применением вооружённых сил, привела к тому, что Южная Осетия и Абхазия стали независимыми государствами, которые были признаны Российской Федерацией. Сложились новые реалии, которые, естественно, были весьма остро восприняты прежним руководством Грузии и которые по-прежнему являются болевыми точками в грузинской внешней и внутренней политике. Но с тех пор прошло более шести лет, и эти новые реалии утвердились в международной жизни: представители Грузии, Абхазии и Южной Осетии регулярно встречаются с представителями региональных и международных организаций, в том числе с участием Российской Федерации и Соединённых Штатов, на так называемых женевских дискуссиях по безопасности на Южном Кавказе. Следующая встреча такого формата пройдёт в Женеве в марте нынешнего года. На этих встречах обсуждаются конкретные вопросы, связанные с тем, как обстоят дела на границах Южной Осетии и Абхазии с Грузией. И надо сказать, что последние два года на этих границах соблюдается относительное спокойствие: взаимодействуют представители грузинских правоохранительных органов, правоохранительных органов Абхазии и Южной Осетии с пограничниками России, которые в соответствии с двусторонними соглашениями охраняют границы Абхазии и Южной Осетии. Атмосфера стала намного более здоровой после ухода господина Саакашвили с поста президента Грузии. В Грузии постепенно устанавливается атмосфера более разумного подхода ко всем вопросам, связанным не только с ситуацией на Южном Кавказе, но и с отношениями с Российской Федерацией. Вы знаете, что по поручению президента Владимира Владимировича Путина и премьер-министра Бидзины Иванишвили у нас налажен неформальный контакт, общение со специальным представителем премьер-министра Грузии. С ним проводится активная работа, мы наладили сотрудничество в тех сферах, где это возможно в отсутствие дипотношений. Отвечая прямо на ваш вопрос, хочу сказать, что реакция на этот договор, подписанный в ноябре прошлого года, естественно, была нервной, но мне кажется, что грузинская политическая элита и общество должны привыкнуть к тому, что существуют новые политические реалии, с которыми нельзя не считаться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Иванович Савельев. САВЕЛЬЕВ Д. И., фракция ЛДПР. Григорий Борисович, скажите, пожалуйста, а последуют ли аналогичные договорённости с Южной Осетией, ведь это также очень близкое нам, братское государство? Хотелось бы видеть процессы сближения двух государств более интенсивными. Прокомментируйте, пожалуйста. КАРАСИН Г. Б. С Республикой Южная Осетия у нас также существует очень солидная договорно-правовая база, есть большой договор о взаимодействии и сотрудничестве. Мы во многом помогаем этой молодой кавказской республике в становлении в качестве самостоятельного демократического государства. Работа над документом, который отразил бы произошедшие за последние шесть лет изменения, ведётся. Выльется ли она в новый договор или в какие-то другие документы, покажет практика, но такая работа ведётся, мы держим это на контроле. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентин Степанович Романов. РОМАНОВ В. С., фракция КПРФ. Уважаемый Григорий Борисович, в том, что данный договор надо ратифицировать, у меня сомнений нет. Геополитическая ситуация вынудила Россию пересмотреть военную доктрину и правильно расставить акценты, определить, чему мы должны противостоять. На этом фоне государством делается правильный шаг. Но ведь есть и Приднестровская республика, там ситуация похожая - как и в Крыму, население Приднестровья дружно высказалось за союз с Россией на референдумах. Я хотел бы уточнить: каковы перспективы в этой части? Если можно, поясните. КАРАСИН Г. Б. Приднестровская молдавская республика тоже является нашим партнёром. Вы знаете, что с Приднестровьем у нас подписана целая серия межведомственных договорённостей, в рамках которых мы оказываем практическое содействие в восстановлении очень многих сфер жизни в Приднестровье. Тем не менее официальная позиция относительно приднестровского урегулирования, в котором мы активно участвуем, имея в виду и формат "пять плюс два", и другие форматы, заключается в следующем: мы считаем, что Приднестровье, будучи нашим партнёром, должно быть особым районом, с особыми гарантиями и статусом, в рамках единого молдавского государства. И эту позицию сейчас обсуждают и представители всех международных организаций, и партнёры Молдавии и России, которые так или иначе связаны с приднестровским урегулированием. Мы надеемся, что обсуждение в рамках формата "пять плюс два" вскоре возобновится. Был небольшой перерыв в работе наших представителей, но сейчас вырисовывается перспектива дальнейшего продвижения к установлению взаимопонимания между Приднестровьем и Кишинёвом. И здесь очень многое зависит даже не столько от Приднестровья, сколько от того, как будут развиваться политические процессы в Республике Молдавия. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Николай Васильевич Коломейцев. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Григорий Борисович, вы знаете, что в Абхазии предыдущий президент ушёл досрочно, и там работаем не только мы, вмешиваются и другие страны. Скажите, пожалуйста, нет ли планов об оказании более энергичной помощи, несмотря на кризис? Вы знаете, что там экономика фактически не работает, санатории, которые, в общем-то, нравятся российским туристам, тоже в не очень хорошем состоянии, за исключением некоторых, поэтому такая помощь, наверное, больше будет укреплять и наше присутствие, и экономику этой республики, чем масса договоров. И по Приднестровью. Я, конечно, понимаю, что вы более информированный человек, но мне кажется, что политика нынешних молдавских, румынских властей и ЕС, вообще говоря, не способствует оптимизму. И на самом деле статус-то Приднестровья не признан нами, как и Гагаузская Республика... (Микрофон отключён.) КАРАСИН Г. Б. Ну, по сути дела, было задано два вопроса. Я сразу отвечу на второй. Сейчас многое зависит от того, каким будет новое правительство Республики Молдавия. Переговоры там продолжаются, коалиции не созданы. Мы внимательно за этим наблюдаем, и, естественно, в нашем поле зрения остаются все вопросы, связанные с отношениями Кишинёва и Тирасполя. Что касается Республики Абхазия, то здесь я не соглашусь с таким несколько пессимистичным взглядом на то, что реально делается в наших двусторонних отношениях, потому что реализуются очень крупные проекты в области социально-экономического развития этой республики. Достаточно сказать, что если в прошлом году мы затратили 4 миллиарда рублей на покрытие расходов по крупным проектам - по строительству домов, по созданию инфраструктуры, - то в этом году уже после подписания вот этого нового договора наши ассигнования составят 9 миллиардов рублей. Ну, это наглядно иллюстрирует то внимание, которое мы уделяем развитию наших отношений. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Роберт Александрович Шлегель. ШЛЕГЕЛЬ Р. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Как уже было сказано с этой трибуны, сегодня мы ратифицируем исторический договор между Россией и Абхазией - это результат многолетнего сотрудничества наших стран, и, конечно, надо сказать о том, что уже более двадцати лет Россия оказывает всестороннюю помощь и поддержку Республике Абхазия. Этот договор был бы невозможен без той работы, которую на протяжении прошедшего года проводили Министерство иностранных дел, администрация президента и Государственная Дума, в частности Комитет Государственной Думы делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками. Данный договор выводит на совершенно новый уровень наши взаимоотношения и открывает новые возможности как для России, так и для Абхазии. В непростой внешнеполитической ситуации, когда отдельные страны и регионы стремятся к более тесному сотрудничеству с НАТО, создание единого пространства безопасности - а это и объединённая группировка войск, и охрана государственных границ - крайне актуально для наших стран. Восстановление транспортной инфраструктуры, в том числе железнодорожной, открывает новые форматы сотрудничества для всего Евразийского экономического пространства, и в первую очередь это касается возможного транзита в Армению. Новые форматы работы в социально-экономической и гуманитарной сферах значительно повысят качество жизни наших граждан, живущих на территории Республики Абхазия, это касается и здравоохранения - обязательное медицинское страхование, повышение качества медицинского обслуживания, снабжение лекарственными средствами; это касается и образования - повышение квалификации кадров в этой сфере, разработка новых образовательных программ, подготовка специалистов в ключевых для Абхазии сферах деятельности. Всё это предмет данного договора. Абхазия - прекрасная республика с непростой в прямом смысле судьбой, и сегодня мы с вами открываем новую страницу в её истории, будем надеяться, что счастливую. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает ратификацию данного договора. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Владимир Вольфович Жириновский. ЖИРИНОВСКИЙ В. В., руководитель фракции ЛДПР. Я уже не раз ставил вопрос о том, чтобы, если среди записавшихся на выступление есть лидер фракции, он выступал первым, - так делается во всех парламентах мира. Даже при проведении "круглых столов" или парламентских слушаний в нашем Малом зале ведущий смотрит и, если присутствуют Зюганов, Миронов, Жириновский, им предоставляет возможность выступить первыми, - а здесь, в этом зале, мы что, не можем так сделать? Диспетчер должен сразу первой ставить фамилию руководителя фракции, это элементарно, ведь у любого руководителя куда больше обязанностей и график плотный! Это первое. Второе. Мы, конечно, тоже поддержим ратификацию данного соглашения. Кавказ - самый сложный регион, я им занимаюсь пятьдесят лет и могу сказать, что отношения там чем-то напоминают отношения Палестины и арабов, где трудно найти договорённости, согласие и спокойствие; то же самое и в Кавказском регионе - неважно, Северный Кавказ, Южный, Центральный, - в целом в регионе, где очень много проблем, в том числе и старых проблем. И конечно, комитет по делам СНГ проводит большую работу, которая практически переходит в плоскость международных отношений, потому что Кавказ - это отношения с Турцией, с Ираном; Средняя Азия - это отношения с Афганистаном, с Ираном; Приднестровье - это отношения с Румынией, с Евросоюзом, с НАТО. Границы работы здесь очень размыты, комитет сегодня делает всё, что можно, - может быть, следует действительно каким-то образом подбирать специалистов, с тем чтобы они могли давать ещё более глубокую оценку, делать анализ. Много хороших слов сказано, но нельзя забывать, что всё-таки есть и проблемы, минусы. Допустим, криминальная обстановка в Абхазии, как и в целом на Кавказе, сложная, ситуация оставляет желать лучшего. И проблемы Абхазии и Грузии - это наша с вами недоработка: нужно было убедить грузинскую сторону, что если у нас с Грузией отношения будут складываться так же, как они складывались при Саакашвили, то отделение Абхазии неизбежно. То есть мы, может быть, плохо поработали с депутатами грузинского парламента и у них были иллюзии, что Америка станет на сторону Тбилиси и Абхазия и Южная Осетия вернутся под юрисдикцию Грузии. Но вопрос надо же ещё и в другом аспекте ставить: это не предоставление независимости, а восстановление независимости Абхазии! И это имеет большое значение, ведь одно дело, когда часть государства становится независимой, то есть так вот захотели они - созрели, разбогатели и решили стать независимыми, но совсем другое дело, что Абхазия всегда была независимым государством, и в 1801 году в состав Российской Империи она вступала как самостоятельное Абхазское царство. Это должно звучать, это должно быть прописано во всех наших документах, чтобы не было впечатления, что кто-то чего-то у Грузии отрывает. Это Сталин передал Абхазию в состав Грузии, в основном под давлением Берии, чтобы больше было у мингрел возможностей - они по соседству с абхазами живут, - и не будь там Чёрного моря и мандаринов, проблемы не было бы! Всегда дело в корыстных побуждениях! Очень тёплый край, субтропики, много пляжей - Гагры, Пицунда, - великолепные места для виповских дач - там дачи и Сталина, и Хрущёва, и сегодня там есть объекты, принадлежащие некоторым нашим структурам, - из-за этого и борьба идёт с Тбилиси, а если бы это был какой-нибудь горный район, допустим Сванетия, может быть, они не так болезненно к этому относились бы. В разговоре с ними я не раз говорил: начните с малого, запустите поезд Ереван - Тбилиси - Сухуми - Москва, просто поезд пассажирский с грузовыми вагонами, - даже этого не хотят! Вот хотят отомстить всем: и армянам, и абхазам, и русским - всем, поэтому и поезда нету, и самолёты не летали, и визы не дают, и отношения разорваны! Это вот такой кавказский вариант: всё порвать, всё, мы самые великие! Вот они самые великие, так сказать, но без договоров с великими державами ничего не остаётся, и это проблема этого региона! Они были зажаты между Османской империей, Персидской империей и с севера - Российской Империей, и не мы к ним пришли - они просили помощи у русского царя, ибо с юга их давили и турки, и персы, давили, чтобы полностью их ликвидировать! Этого тоже нет в учебниках истории, к сожалению, и поэтому не всегда у всех правильное отношение, а это имеет очень важное значение! Мы правильно сделали, что выдали российские паспорта жителям Абхазии, но у меня упрёки нашим инстанциям: почему мы русским на Украине мало паспортов выдали? почему у нас было мало консульств на Украине - по-моему, только три: во Львове, в Киеве и в Симферополе, - почему не было консульств в Донецке, в Харькове, в Днепропетровске? почему мы миллионам русских паспортов не раздали?! Сотни тысяч российских паспортов мы раздали абхазам и южным осетинам, но русские, проживающие на Украине, наверное, чуть-чуть ближе нам, русским, живущим в России! Это вот ещё остатки неправильной царской политики и советской политики - чужим народам мы благодетельствуем, всё им даём, а про русских забываем! А потом, когда русских бомбят... В Донецке-то трупы русских валяются! Сухуми или Цхинвал никто не бомбит! Там три дня шла война - и мы тут же вмешались! А здесь уже год идёт война, но мы не можем её остановить, а всё потому, что убивают русских, ибо бомбёжка Сухуми или Цхинвала Запад не интересует, им нужно заставить нас жёстко отреагировать, и эта программа давно... Почему мы не опубликовали эту программу десять лет назад?! Уже тогда существовала программа начала войны между Россией и Украиной, и резня должна была начаться в Крыму! Произошла ошибка: кто-то не так вёл программу, а программа была одна - на Крым! Но мы это вовремя, так сказать, остановили, присоединив Крым к себе, и тогда всё это перебросилось на Донецк, на Луганск, на Юго-Восток Украины. Ну если бы все знали, что эта программа существует... Почему я читал это, а вы не читали?! Документы ходили по стране, там всё по-русски было написано, но ни одна газета их не опубликовала, ни одна радиостанция ничего не сказала! Они готовили страшную резню в Крыму - то, что сейчас делается в Донецке, - и надо было об этом раньше говорить, публиковать! И это уже упрёк историческому обществу нашей страны: новые учебники нужны, и побыстрее!.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Григорий Борисович, будете ещё раз выступать? Нет. Выносим на "час голосования". Было предложение объявить "час голосования" сразу после обсуждения. Нет возражений? Нет. Объявляю "час голосования". Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 42 мин. 44 сек.) Проголосовало за 431 чел.95,8 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 433 чел. Не голосовало 17 чел.3,8 % Результат: принято Закон принят. (Аплодисменты.)
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2812 по 2826 из 6637
МАКАРОВ Н. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Иван Иванович, по 7-му вопросу, о ратификации договора с Абхазией, депутат Поддубный голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть. И по ведению - Алексей Петрович Езубов. ЕЗУБОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, депутат Езубов по 7-му вопросу тоже голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Прошу учесть.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4044 по 4051 из 6637
ВАСИЛЕНКО А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Сергей Евгеньевич, для протокола: по 7-му вопросу Василенко голосовал за. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Прошу учесть.