Заседание № 23
О проекте федерального закона № 683952-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся ответственности за нарушение законодательства о персональных данных).
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
6-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Александр Сергеевич Грибов, пожалуйста. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Государственная Дума во втором чтении приняла данный проект закона 11 января текущего года. Он подготовлен к принятию в третьем чтении, все необходимые заключения имеются. Просьба поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 00 сек.) Проголосовало за 422 чел.93,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 422 чел. Не голосовало 28 чел.6,2 % Результат: принято Принимается в третьем чтении.
Заседание № 18
О проекте федерального закона № 683952-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся ответственности за нарушение законодательства о персональных данных).
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Коллеги, переходим к 8-му пункту повестки дня. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад заместителя председателя Комитета по государственному строительству и законодательству Александра Сергеевича Грибова. Пожалуйста, Александр Сергеевич. ГРИБОВ А. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! В первом чтении данный проект закона был принят 24 февраля 2015 года. К нему поступило четыре поправки, в комитете они рассмотрены: две поправки рекомендуются к принятию - они включены в таблицу № 1, две поправки рекомендуются к отклонению - они включены в таблицу № 2. Все замечания учтены. Комитет рекомендует утвердить таблицы поправок № 1 и № 2 и принять законопроект во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые коллеги, какие будут вопросы по таблице поправок № 1? Нет вопросов. Ставится на голосование таблица поправок № 1, предлагаемых ответственным комитетом к принятию. Пожалуйста, включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 50 мин. 51 сек.) Проголосовало за 382 чел.84,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 382 чел. Не голосовало 68 чел.15,1 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, есть ли вопросы по таблице поправок № 2, предложенных ответственным комитетом к отклонению? Нет. Ставится на голосование таблица поправок № 2. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 51 мин. 34 сек.) Проголосовало за 345 чел.76,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 346 чел. Не голосовало 104 чел.23,1 % Результат: принято Принимается. Уважаемые коллеги, ставится на голосование законопроект под пунктом 8 повестки дня. Просьба включить режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 52 мин. 04 сек.) Проголосовало за 396 чел.88,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 396 чел. Не голосовало 54 чел.12,0 % Результат: принято Законопроект во втором чтении принят.
Заседание № 218
О проекте федерального закона № 683952-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части, касающейся ответственности за нарушение законодательства о персональных данных).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Дмитрий Фёдорович Вяткин, готовы? ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. А, прошу прощения, докладывает Олег Борисович Пак, статс-секретарь - заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Пожалуйста. ПАК О. Б., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра связи и массовых коммуникаций Российской Федерации. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Вашему вниманию представляется проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Законопроект разработан во исполнение плана законопроектной деятельности правительства и направлен на усиление административной ответственности за нарушения в области персональных данных. Законопроект предусматривает установление ряда составов административных правонарушений за незаконную обработку персональных данных. На текущий момент действующий кодекс предусматривает административную ответственность в виде штрафов для физических лиц в размере 500 рублей, для юридических лиц - 10 тысяч рублей. На наш взгляд, эта ответственность не отражает степень общественной опасности этих нарушений, в связи с этим предлагается ввести новые составы административных правонарушений и увеличить размеры штрафов за них. В частности, предлагается установить ответственность за нарушение требований в отношении согласия на обработку персональных данных, получаемых от лица, являющегося субъектом персональных данных, за нарушение требований по обработке персональных данных без использования средств автоматизации, за незаконную обработку специальных категорий персональных данных, за нарушение требований по обезличиванию и уничтожению персональных данных и за обработку сведений и их блокирование, нарушающие законодательство в области защиты персональных данных. Законопроектом предлагается установить штрафы в размере от 700 рублей до 300 тысяч в зависимости от того, на кого будут возлагаться эти штрафы: для физических лиц - от 700 рублей до 5 тысяч рублей, для должностных лиц размеры штрафов также варьируются - от 3 тысяч до 25 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей - от 10 тысяч до 100 тысяч рублей и для юридических лиц - от 15 тысяч до 300 тысяч рублей. Также законопроектом предлагается возложить полномочия по возбуждению дел о таких административных правонарушениях на Роскомнадзор. Законопроект согласован в установленном порядке со всеми заинтересованными органами власти. Принятие закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета. Прошу поддержать. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Дмитрий Фёдорович Вяткин, пожалуйста. ВЯТКИН Д. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Олег Борисович достаточно подробно объяснил суть законопроекта: вместо одного состава административного правонарушения (это сейчас статья 13.11) появится несколько составов, для того чтобы дифференцировать ответственность и уточнить составы правонарушений, связанных с посягательством на самую разную информацию, которая является персональными данными. Мы поддержали концепцию. У нас есть замечания, которые отражены в заключении комитета, их можно учесть ко второму чтению, поэтому мы полагаем, что можно поддержать данный законопроект сейчас в первом чтении при условии обязательной его доработки ко второму. Просим поддержать комитет и проголосовать за принятие данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Юрий Петрович Синельщиков, пожалуйста. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Вопрос Олегу Борисовичу. Вы предлагаете наделить Роскомнадзор полномочиями по возбуждению всех дел об административных правонарушениях по статье 13.11 кодекса и лишить этого права прокурора, однако компетенция Роскомнадзора распространяется только на общественные отношения в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Как будет Роскомнадзор возбуждать административные дела, если незаконные сбор, хранение, использование или распространение персональных данных осуществляют лица, не подпадающие под его контроль? Не поторопились ли вы и с изменением полномочий прокурора? ПАК О. Б. Спасибо за вопрос. На самом деле этот законопроект проработан в том числе и с участием Генпрокуратуры. Мы считаем, что сейчас Генпрокуратура эти дела рассматривает с некоторой задержкой, что влечёт уклонение от ответственности лиц, нарушающих требования законодательства по защите персональных данных. Если закон будет принят, то как раз соответствующие полномочия будут переданы Роскомнадзору и он сможет эффективно эту функцию выполнять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Больше нет вопросов, коллеги? Есть ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Диденко Алексей Николаевич, пожалуйста. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. На самом деле что касается защиты персональных данных и утечки этих данных, допускаемой операторами сбора персональных данных, конечно же, проблема здесь имеется. Наверное, любой здесь сидящий на себе это неоднократно ощущал - когда происходят различные почтовые рассылки и различные СМС-рассылки с использованием персональных данных, в том числе данных, которые относятся законом к охраняемым, например фамилия, имя и отчество, то есть это индивидуальные, персональные обращения. Создаётся такое впечатление, что если ты единожды дал согласие на использование своих персональных данных какому-то из операторов, то нет гарантии защищённости, нет защитных механизмов, а если есть механизмы, то, скорее всего, нет сопоставимой и экономически невыгодной, скажем так, ответственности за утечку подобных данных у тех операторов, которым мы с вами доверяем. И в связи с этим, конечно же, положительно можно оценивать предложение министерства связи о том, что необходимо ужесточать ответственность именно юридических лиц, операторов. Однако у фракции ЛДПР есть некоторые сомнения по поводу практики правоприменения. Разброс довольно большой, санкции за такие такие правонарушения значительно отличаются, в европейских странах размер штрафа в 20 раз больше. И с учётом того что новый квалифицированный состав вообще один, возникают опасения, что довольно быстро сложится такая единообразная правоприменительная практика по всей Российской Федерации. Второй момент, о котором тоже хочется сказать, связан с тем, что мы внимательно следим за использованием наших персональных данных коммерческими структурами и видим, что почему-то особо не придаются огласке те частые случаи, например во время избирательных кампаний, когда каким-то непостижимым образом списки жильцов попадают к политическим оппонентам, конкурентам - как правило, к одной политической структуре. Известно, что губернаторы отдельно взятых регионов очень любят накануне единого дня голосования поздравлять всех пенсионеров, всех ветеранов с очередным праздником. Конечно, поздравление - это безобидное и в принципе довольно полезное, благородное мероприятие, но, когда эти письма содержат откровенные призывы поддержать ту или иную партию, того или иного кандидата, это уже совершенно очевидный агитационный материал, и здесь использование персональных данных абсолютно незаконно, но ни один из руководителей регионов - а их не так много было, этих случаев, за последние три года, - ни один из них соответствующей ответственности не понёс. Ну, будем надеяться, что данный состав поможет защитить персональные данные, в том числе наших избирателей, от использования в избирательных технологиях. В целом фракция намерена поддержать этот законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Деньгин Вадим Евгеньевич, пожалуйста. ДЕНЬГИН В. Е., фракция ЛДПР. Я коротко. Когда компании агрегируют персональные данные граждан - а это и личная информация, и переписка, и фотографии, в общем, всё, что может проходить через базы данных, и всем этим они оперируют так, как считают нужным, - мы даже не понимаем, что именно они агрегируют, что они с этим делают потом, куда отдают. И на мой взгляд, штрафы, предусмотренные в законопроекте для юридических лиц, - от 15 тысяч до 300 тысяч рублей, - совсем ничтожные, надо их увеличивать до миллиона и выше. Только когда компании, которые обладают личными данными, будут знать, что на них, как говорится, падёт рука правосудия и им придётся выплачивать сумасшедшие штрафы, они задумаются о системе безопасности! Предложение хорошее, конечно, но, на мой взгляд, повторяю, это не такие уж серьёзные суммы. Понятно, что мы поддержим, только думаю, что во втором чтении стоит рассмотреть предложение об увеличении размера штрафов в несколько раз. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Плетнёва Тамара Васильевна, пожалуйста. ПЛЕТНЁВА Т. В. Спасибо. Я не являюсь специалистом в области юриспруденции, но тем не менее... просто в жизни нам, депутатам, часто приходится сталкиваться с такими понятиями, как персональные данные и их использование, и я совершенно согласна со своими коллегами в том, что нужно больше наказывать даже не тех, кто использует, а тех, кто передаёт хранящиеся у них данные, которые по закону они имеют право собирать, потому что тогда, конечно, они не будут за взятки давать информацию - это же всё делается не бесплатно, всем понятно! Второй момент. Юрий Петрович Синельщиков задавал этот вопрос по этому законопроекту, но вразумительного ответа от представителя правительства мы так и не услышали - повторяю вопрос: почему Роскомнадзор? Ну вот спросите любого гражданина, куда обычно жалуются по поводу любого дела, - в прокуратуру. И к нам приходят и просят написать в прокуратуру. То есть пока ещё существует какая-то вера в то, что в Генеральной прокуратуре помогут разобраться, могут, так сказать, построить региональные прокуратуры. Но вы же знаете, что такое Роскомнадзор, - они не могут, не имеют права возбуждать дела, а значит, они будут опять фиксировать эти данные и передавать их в прокуратуру, для того чтобы принимать меры и возбуждать уголовные дела. Да, сейчас речь идёт об административных, но бывают и уголовные дела, так как, вы знаете, использовать персональные данные, в общем-то, можно по-разному, поэтому можно и уголовное дело возбудить, если человека будут, допустим, унижать, используя его персональные данные, а зачастую бывает, что ещё и ложные сведения дают. В общем, мне это предложение правительства кажется неверным. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть желающие выступить? Представитель президента, правительства, комитет? Представитель правительства, пожалуйста. ПАК О. Б. В соответствии с действующим законом "О персональных данных" Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных и уже сейчас собирает все жалобы и претензии по их обработке. На текущий момент они рассматривают более 10 тысяч обращений в год, только после такого рассмотрения дела передаются в прокуратуру. В связи с тем что срок исковой давности по данным правонарушениям составляет 90 дней, а процедура сбора информации (нарушитель по закону в течение 30 дней вправе давать ответ) и передачи материалов в прокуратуру, рассмотрения их прокуратурой и проведения всех соответствующих мероприятий зачастую занимает больше времени, это позволяет операторам уйти от ответственности. Если Роскомнадзор, который сам готовит все материалы, будет возбуждать административные дела, это, на наш взгляд, существенно повысит оперативность и эффективность процесса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель комитета? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 21 мин. 12 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 438 чел. Не голосовало 12 чел.2,7 % Результат: принято Принимается.