Заседание № 214

23.05.2019
Вопрос:

О проекте федерального закона № 683904-7 "О ратификации Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2656 по 2904 из 5047
12-й вопрос, о проекте федерального закона "О ратификации Второго               
дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи    
по уголовным делам". Докладывает официальный представитель Президента           
Российской Федерации Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде   
по правам человека - заместитель министра юстиции Михаил Львович Гальперин.     
                                                                                
Пожалуйста, Михаил Львович.                                                     
                                                                                
ГАЛЬПЕРИН М. Л., официальный представитель Президента Российской Федерации,     
Уполномоченный Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека -   
заместитель министра юстиции Российской Федерации.                              
                                                                                
Спасибо большое.                                                                
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! На ратификацию представляется       
Второй дополнительный протокол к Европейской конвенции о взаимной правовой      
помощи по уголовным делам. Протокол подписан 1 декабря 2017 года. Он уже        
ратифицирован 39 странами, в том числе странами Совета Европы, а также          
Израилем и Чили.                                                                
                                                                                
Протокол устанавливает порядок взаимодействия правоохранительных органов        
государств в части расследования уголовных дел, увеличивает возможности и       
объём соответствующей правовой помощи, возможности использования новых          
технологий в целях допроса соответствующих лиц, в том числе с помощью           
видеоконференц-связи.                                                           
                                                                                
В настоящее время ратификация протокола не требует внесения изменений в         
российское законодательство, вместе с тем, отслеживая его реализацию,           
возможно, если потребуются изменения, мы будем выходить с соответствующими      
предложениями об их внесении.                                                   
                                                                                
С учётом того что протокол касается защиты прав человека и поэтому требует      
ратификации, он выносится на ваше рассмотрение. Кроме того, к протоколу         
имеется ряд оговорок, которые делает Российская Федерация в целях обеспечения   
нашего суверенитета.                                                            
                                                                                
Просим проект поддержать.                                                       
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Львович, присаживайтесь.                  
                                                                                
С содокладом от Комитета по международным делам выступает Сергей Владимирович   
Железняк.                                                                       
                                                                                
ЖЕЛЕЗНЯК С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Михаил Львович уже доложил суть     
проекта федерального закона, который предлагается к ратификации. Со своей       
стороны, я хочу сказать, что Комитет по международным делам внимательно         
рассмотрел данный проект и предлагает его к принятию.                           
                                                                                
Действительно, Второй дополнительный протокол серьёзно расширяет возможности    
взаимной правовой помощи для тех государств, которые входят в конвенцию, и      
при этом оговорки, которые мы официально принимаем к этому протоколу,           
защищают наши права, в том числе в отношении недопущения деятельности           
иностранных официальных лиц на территории Российской Федерации в части          
следственных и других специальных действий.                                     
                                                                                
Комитет предлагает поддержать данный законопроект и ратифицировать его.         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Вопрос докладчику.                                                              
                                                                                
Уважаемый Михаил Львович, мы на заседании Комитета по международным делам уже   
поднимали этот вопрос, но хотелось бы зафиксировать ваши позиции по изъятиям    
статей 16, 17 и 19. Формулировка этих статей не подразумевает их                
обязательного и автоматического применения, там прописано, что судебные         
решения могут направляться почтой и так далее, статьи применяются по            
соглашению сторон. Изымая эти статьи, мы, по сути, ограничиваем деятельность    
наших правоохранительных органов при взаимодействии с иностранными              
государствами. Соответственно, вопрос: к чему эти ограничения?                  
                                                                                
ГАЛЬПЕРИН М. Л. Эти ограничения, оговорки делаются в отношении применения       
этих правил на территории Российской Федерации, они касаются, конечно, того -   
и это последовательная позиция Российской Федерации, которой и Советский Союз   
придерживался, - что вручение официальных документов иностранных государств     
на территории России осуществляется не напрямую официальными органами, а        
через соответствующие органы Российской Федерации. Скорее эти оговорки просто   
явное отражение этой позиции. Многие страны, я хочу подчеркнуть, также          
сделали такие оговорки, в том числе и многие европейские страны, здесь мы не    
являемся единственными, поэтому мы надеемся, что именно эти оговорки позволят   
всё-таки на равноправной основе осуществлять это правовое взаимодействие с      
правоохранительными органами других стран.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли желающие выступить? Есть.                                      
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Ганиев Фарит Глюсович, пожалуйста.                                              
                                                                                
Приготовиться Морозову.                                                         
                                                                                
ГАНИЕВ Ф. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы рассматриваем ратификацию        
Второго дополнительного протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой   
помощи по уголовным делам. Я коротко скажу, что появилось во Втором             
протоколе, какие изменения, дополнения.                                         
                                                                                
Европейскую конвенцию подписали 50 стран: 47 европейских и 3 страны             
примкнувшие - Чили, Республика Корея и Израиль. А Второй протокол подписали     
39 европейских стран, Израиль и Чили.                                           
                                                                                
Какие новшества?                                                                
                                                                                
Первое - это создание следственных групп из представителей тех стран, которые   
подписали, например двух, может, трёх, четырёх, пяти, шести стран, на           
территории которых совершены преступления. Руководитель группы назначается из   
страны, где проводятся следственные действия, а другие страны только            
присылают представителей - второстепенных участников расследования. Если        
расследование перемещается на территорию другой страны, назначается другой      
руководитель группы - должностное лицо соответствующей страны.                  
                                                                                
Следующее дополнение. Одна страна может запросить обязательное присутствие      
своего должностного лица при проведении следственных действий в своих           
интересах, той стороны, которая запрашивает, - речь идёт о проведении           
следственных действий на территории другой страны.                              
                                                                                
Дополнительное новшество в части проведения оперативно-розыскных мероприятий,   
предусматривающее наблюдение за передвижениями и ряд оперативно-розыскных       
мероприятий, которые будут осуществляться на территории другого государства     
по запросу. Россия сделала оговорку, что на своей территории могут только       
свои правоохранительные органы осуществлять эти действия по запросу другой      
страны.                                                                         
                                                                                
В отношении контролируемой передачи тоже есть дополнения.                       
                                                                                
Следующее дополнение - допрос. Допрос можно будет проводить посредством         
видеоконференции. Это означает, что допрашиваемое лицо с его согласия можно     
допросить в ходе видеоконференции, если национальное законодательство это       
предусматривает (это есть в нашем законодательстве). Но при этом, если допрос   
осуществляется на территории другой страны, должен присутствовать               
представитель запрашивающей стороны. Также возможно проведение телефонной       
конференции - главное, чтобы это не противоречило национальному                 
законодательству.                                                               
                                                                                
Есть ещё изменения в части понятия временной передачи лица, содержащегося под   
стражей. Речь не идёт об экстрадиции, об исполнении приговора, речь идёт        
только о допросе или проведении следственных действий и то с согласия самого    
перемещаемого лица.                                                             
                                                                                
Ну и реституция. Реституция означает, что если предметы получены преступным     
путём, то они должны быть возвращены лицам, у которых их похитили, или их       
утрата должна быть возмещена.                                                   
                                                                                
Это основные положения, нюансов полно.                                          
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Фарит Глюсович.                                  
                                                                                
Морозов Антон Юрьевич, пожалуйста.                                              
                                                                                
МОРОЗОВ А. Ю. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция ЛДПР          
поддержит президентский законопроект "О ратификации Второго дополнительного     
протокола к Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным       
делам". Мы считаем, что этот протокол и сама конвенция являются действенным     
инструментом, в том числе для защиты интересов Российской Федерации при         
взаимодействии с иностранными государствами по уголовным делам.                 
                                                                                
Однако мы считаем, что необходимо ратифицировать этот протокол полностью,       
безо всяких изъятий, потому что, по сути, изымая статьи 16, 17 и 19, мы не      
только препятствуем иностранным государствам в осуществлении                    
правоохранительными органами деятельности на территории Российской Федерации,   
но и ограничиваем свои правоохранительные органы в осуществлении подобных       
действий на территории иностранных государств. При этом, как я уже обращал      
внимание, статьи 16, 17 и 19 не предполагают автоматического использования      
соответствующих положений. В статье 16 говорится, что судебные органы могут     
направлять по почте решения. Наши суды не любят направлять по почте решения,    
но почему мы ограничиваем иностранные суды? Пожалуйста, пускай направляют.      
Что за тайны мадридского двора? Трансграничное наблюдение, статья 17:           
разрешается продолжить наблюдение, если стороны разрешили вести                 
трансграничное наблюдение. Почему наши следователи, наши правоохранители не     
могут вести наблюдение, если иностранное государство позволяет это делать, с    
какой стати? И статья 19 тоже касается негласных расследований, то есть         
стороны могут согласиться помогать друг другу "в проведении расследований       
преступлений должностными лицами, действующими секретно" или под прикрытием.    
У нас бывают инциденты, когда на территории иностранных государств скрываются   
лица, совершившие преступления на территории России, бывает, что наших          
граждан необоснованно в чём-то обвиняют и привлекают к ответственности.         
                                                                                
Поэтому фракция ЛДПР считает, что необходимо дать больше прав и возможностей    
для наших правоохранительных органов, а не заниматься ограничением их           
деятельности.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Юрьевич.                                   
                                                                                
Михаил Львович, вы можете выступить с заключительным словом. Пожалуйста.        
                                                                                
ГАЛЬПЕРИН М. Л. Спасибо большое. Буквально одну секунду.                        
                                                                                
Хочу сказать, что эти оговорки свободно могут быть сняты Российской             
Федерацией в дальнейшем, если у правоохранительных органов появится             
необходимость в использовании этих механизмов.                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Владимирович, пожалуйста.                                                
                                                                                
Депутату Железняку включите микрофон.                                           
                                                                                
ЖЕЛЕЗНЯК С. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Хочу ещё раз         
уточнить, что все оговорки, которые сегодня делаются при ратификации нашего     
протокола, касаются ограничений деятельности иностранных официальных органов    
на территории Российской Федерации. Это не ограничивает возможностей            
российских официальных органов на территории других государств, если они        
соответствующий протокол ратифицировали.                                        
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Владимирович.                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено.                                                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 16 мин. 51 сек.)                 
Проголосовало за              404 чел.89,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    404 чел.                                          
Не голосовало                  46 чел.10,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Закон принят единогласно. Спасибо.