Заседание № 140
15.01.2014
Вопрос:
О проекте федерального закона № 68340-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (в части создания условий для сохранения и восстановления естественных экосистем, сохранения биологического разнообразия и поддержания экосистемных функций агроландшафта).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3795 по 4175 из 6180
Елена Владимировна здесь? Хорошо. Тогда мы начинаем рассмотрение 5-го вопроса повестки, проекта федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Елена Владимировна Афанасьева, пожалуйста. АФАНАСЬЕВА Е. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, уважаемый Сергей Евгеньевич! Представляю вам проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", которым предлагается внести изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Данный законопроект внесён Законодательным Собранием Оренбургской области в целях устранения ряда пробелов в действующем законодательстве, которые препятствуют сохранению биологического разнообразия на землях сельхозназначения. Все вы знаете, что Оренбургская область находится в степной зоне. Степной биом на сегодняшний день хорошо изучен и признан наиболее важным для народного хозяйства на территории Российской Федерации: именно степные экологические системы формируют наиболее плодородные почвы для земледелия, степные пастбища - основа развития животноводства, степные экологические системы - это долгосрочный и надёжный защитник климата, в том числе защитник от действий человека. Мы живём в этой степной зоне, и для нас важно сохранение благоприятной окружающей среды, сохранение и восстановление естественной экосистемы, которая обеспечивала бы эффективное развитие хозяйства, для нас также важно, чтобы деятельность человека не приводила к истощительному использованию земель, и прежде всего земель сельскохозяйственного назначения. Основой сельхозпроизводства является использование земель сельхозназначения, в первую очередь сельскохозяйственных угодий. Угодья бывают разных видов, наиболее экономически эффективным является использование пашни, но, к сожалению, преобладание пашни влечёт неблагоприятные экологические последствия, наименьший экономический результат даёт использование залежей и неудобий, но как раз они выполняют важные стабилизирующие экологические функции, а именно защищают почву от эрозии, являются местом обитания различной фауны, а также местом произрастания различных растений. В большинстве основных сельскохозяйственных регионов России распаханность территории превышает экологически допустимые пределы, что усиливает процессы деградации почв, ухудшает гидрологический режим водосборных бассейнов, снижает способность природных комплексов к саморегуляции и поддержанию продуктивности сельскохозяйственных угодий. Для решения этой проблемы и вносятся поправки в Земельный кодекс, которыми предлагается признать сельскохозяйственные угодья важными для сохранения биологического разнообразия, а земельное законодательство предлагается дополнить ещё одним принципом: приоритетом использования ранее предоставленных и ранее вовлечённых в сельскохозяйственное производство земель перед освоением новых земельных участков. Законодательное Собрание Оренбургской области предлагает наделить Правительство Российской Федерации полномочием по определению порядка перевода сельскохозяйственных угодий из одного вида в другой. Вообще, законодательство не запрещает в принципе перевод сельхозугодий из одного вида в другой, однако порядок такого перевода в федеральном земельном законодательстве не урегулирован. В законодательствах субъектов Российской Федерации вопросу оптимального соотношения разных видов сельскохозяйственных угодий уделено большее внимание, чем в законодательстве федерального уровня. Для того чтобы восполнить пробел, существующий в федеральном земельном законодательстве, на уровне субъектов Федерации принимались специальные нормативные акты, которыми регулировался порядок перевода сельхозугодий из одного вида в другой, такие акты в своё время были приняты, например, в Воронежской области, в Свердловской области, в Республике Мордовия. Оренбургские депутаты предлагают урегулировать этот вопрос на федеральном уровне. В действующем законодательстве такие важные направления, как сохранение различных экосистем, сохранение биологического разнообразия, не регулируются и, на взгляд оренбургских парламентариев, не до конца проработан понятийный аппарат. Представленной законодательной инициативой в Земельном кодексе предлагается следующее: закрепить такие понятия, как "экосистемная функция", "экологические свойства", "полуприродная экологическая система"; определить одним из приоритетов разумное и бережное отношение к экологическим системам; закрепить возможность использования земель для сохранения биологического разнообразия и поддержания экосистемных функций; предусмотреть порядок перевода сельхозугодий из одного вида в другой без изменения категории земли и порядок признания сельхозугодий ценными для сохранения биологического разнообразия. Корреспондирующие нормы мы предлагаем закрепить в законах "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральном законе "О развитии сельского хозяйства". Уважаемые коллеги, и мы, депутаты Государственной Думы, и депутаты Законодательного Собрания Оренбургской области внимательно ознакомились с теми заключениями комитетов, которые были даны, считаем, что в принципе все замечания можно учесть при доработке законопроекта ко второму чтению, поэтому есть предложение принять данный законопроект в первом чтении, и я вас прошу его поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Андрей Леонидович Маркин. МАРКИН А. Л., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Законопроектом предлагается внести изменения в Земельный кодекс, в закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", в закон "О развитии сельского хозяйства" в части создания условий для сохранения и восстановления естественных экосистем, для сохранения биологического разнообразия и поддержания экосистемных функций агроландшафта. Предусматривается введение двух новых принципов в земельное законодательство: приоритет разумного и бережного отношения к природным и полуприродным экологическим системам, расположенным на земельных участках, предназначенных или используемых для сохранения биологического разнообразия, а также приоритет использования ранее предоставленных и ранее вовлечённых в сельскохозяйственное производство земель перед освоением новых земельных участков. Должен отметить, что основные принципы земельного законодательства, установленные в статье 1 Земельного кодекса, а также принципы законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды в полной мере направлены на достижение указанных целей. Законопроект не в полной мере соотносится с предметом регулирования Земельного кодекса, а также не соответствует закону "Об охране окружающей среды". Кроме того, законопроект в части регулирования процедуры перевода земель не соответствует Земельному кодексу и закону "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую". В мае 2013 года Комитет по земельным отношениям и строительству рекомендовал субъекту права законодательной инициативы изменить текст данного законопроекта с учётом замечаний комитета и внести на рассмотрение в Государственную Думу новую редакцию законопроекта, однако новый текст до сих пор в Государственную Думу не направлен. Своё мнение о предложении подготовить новую редакцию субъект права законодательной инициативы в соответствии с частью седьмой статьи 112 Регламента Государственной Думы не выразил. С учётом изложенного Комитет по земельным отношениям и строительству рекомендует данный законопроект отклонить. Для справки: законопроект не поддерживается ГПУ Президента Российской Федерации, правительством и Комитетом Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Законопроект поддержан пятьюдесятью субъектами Российской Федерации, не поддержан семью субъектами Российской Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Леонидович. Какие есть вопросы у коллег? Прошу записаться, есть вопросы. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Елена Владимировна, к вам вопрос. По-моему, очень серьёзную, важную, нужную тему вы подняли, безусловно, но я хотел бы уточнить. Вот вы пишете в документах: на степные регионы приходится не менее 85 процентов всего российского урожая зерновых, более 70 процентов поголовья КРС и так далее. Скажите, пожалуйста, вот как этот закон можно использовать в борьбе с производством генно-модифицированных продуктов? С прошлого года у нас сняты все ограничения на ввоз в Россию ГМ-продуктов, а с этого года разрешено производство генно-модифицированного зерна, а зерно - это и хлеб, это и печенье, это и корм скоту, это и молоко, и всё остальное. Вот насколько этот закон (или нужно что-то доработать?) полезен, чтобы поставить заслон перед внедрением генно-модифицированных продуктов, не допустить их производство и ввоз в Россию? Сами себя травим! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Владимировна, пожалуйста. АФАНАСЬЕВА Е. В. Конечно, мы согласны с тем, что генно-модифицированные продукты на сегодняшний день - это серьёзный вопрос и нужно, наверное, даже на нашем уровне его ставить, поднимать и каким-то образом бороться, чтобы защитить права наших граждан на хорошую, натуральную продукцию, в том числе на продукты питания. Но, к сожалению, данный законопроект не связан вот с этим вопросом, который вы задаёте, он, в общем, способствует сохранению биологического разнообразия нормальной экологической среды. И в случае если земли используются человеком не то что не по назначению, а очень агрессивно, эти земли должны восстанавливаться, для того чтобы сохранить ту окружающую среду, в которой мы живём, потому что от состояния этой среды зависит в том числе и качество тех продуктов, которые мы с вами будем употреблять в пищу в последующем. К сожалению, никак нельзя связать, на мой взгляд, эти два вопроса. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кирилл Игоревич Черкасов. ЧЕРКАСОВ К. И. У меня вопрос к представителю профильного комитета. Вы даёте отрицательное заключение, хотя сами указываете, что большинство регионов поддержали данный законопроект, и мы понимаем, насколько он важен в ситуации, которая сегодня складывается на селе в рамках земельных отношений. У нас десять лет не принимается закон по экологии, мы никак не можем его принять, и из-за этого целая отрасль выпадает из оборота, фактически она не работает на бюджет, на развитие сельского хозяйства в стране. Вопрос представителю комитета: а вы что-то другое готовы предложить? Во время обсуждения поднимались вопросы о том, чтобы всё же этот законопроект доработать, или, может быть, комитет разрабатывает какой-то альтернативный законопроект, чтобы эта тема всё же прозвучала? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Андрей Леонидович Маркин. МАРКИН А. Л. Спасибо, Кирилл Игоревич, за вопрос. Я в своём небольшом докладе уже отметил, что мы рассматривали данный вопрос на заседании комитета в мае 2013 года. И на самом деле, если вы спросите моё личное мнение, я считаю, что законопроект нужно поддержать. Решение отклонить законопроект было принято по той простой причине, что комитет рекомендовал авторам законопроекта доработать его с учётом предложений комитета, но так как этого не было сделано, то было принято решение данный законопроект отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Анатолий Николаевич Грешневиков. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Спасибо. Вопросы представителю Оренбургской области. В какой стадии находится работа по кадастровой оценке земель, завершена ли она? Есть ли в Оренбургской области банк особо ценных земель? Если работа по кадастровой оценке земель не завершена, то каким образом данный законопроект будет способствовать сохранению и восстановлению экосистем? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Елена Владимировна, пожалуйста. АФАНАСЬЕВА Е. В. Работа проведена, но, к сожалению, на сегодняшний день она не узаконена, не проведена, так скажем, официально через исполнительные органы власти. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться. Включите режим записи. Покажите список. Владимир Николаевич Федоткин. ФЕДОТКИН В. Н. Уважаемые коллеги, сначала несколько цифр. Из-за неблагоприятных условий жизни, экологическую среду я имею в виду, мы ежегодно теряем триста - триста пятьдесят тысяч жителей нашей страны, поэтому, я думаю, для нас вопрос создания экологически благоприятной среды является одним из приоритетных вопросов. И не случайно наша фракция тоже поднимала неоднократно этот вопрос, в том числе законопроект мы предлагали для решения этой проблемы. Ещё одна цифра: у нас в стране сегодня 40 миллионов гектаров пашни - а это столько, сколько на всей Украине, - практически не используется. Наверное, одновременно с вопросами экологической среды вокруг существующих сельхозугодий надо посмотреть, как мы используем то, что у нас есть, ведь это же всё естественное, это природа, это земля, на которой можно выращивать экологически чистую продукцию! Половина наземных и 25 процентов подземных источников воды сегодня загрязнено, а ведь мы этой водой поливаем поля, на которых выращиваем овощи, поим скот и потом потребляем эти продукты! Таким образом, проблема очень большая и очень, по-моему, важная. В данном законопроекте лишь частично затронуты некоторые вопросы, и, наверное, надо эту проблему оставить для отдельного, более широкого рассмотрения. Не случайно я коснулся в своём вопросе генно-модифицированных организмов (ГМО) и производства генно-модифицированной продукции - ведь болезни, вызванные использованием пищевых продуктов с ГМО, врачи сегодня лечить не умеют, то есть мы сами лезем в петлю, а потом пытаемся из неё выбраться! Опасность в том, что, засевая поля генно-модифицированной продукцией, мы получаем семена, заражающие все соседние растения, даже дикие, которые никто и не собирался генетически модифицировать, и в этой местности вообще жить становится невозможно! К примеру, в Подмосковье в деревнях, расположенных рядом с полями, где пытались выращивать генно-модифицированную продукцию, уже зафиксирован всплеск болезней, причиной которого оказалось не что иное, как производство генно-модифицированной продукции! Ну, обсуждение этой проблемы можно, наверное, ещё долго-долго продолжать. Мне кажется, что тема поднята очень актуальная, очень важная. Наверное, как-то надо дальше её развивать, включая вопросы вовлечения в оборот существующих нормальных 40 миллионов гектаров пашни, которые тоже требуют нашего внимания и вложения денег, и особенно вопросы производства генно-модифицированных продуктов. Сами себя потравим - наши законы некому будет выполнять! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сергей Михайлович Катасонов, пожалуйста. КАТАСОНОВ С. М., фракция ЛДПР. Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Я очень признателен депутатам, которые, задавая сейчас вопросы и выступая, отмечали большую важность данного документа. Я хочу сказать, что этот документ появился не просто так, он входит в пакет документов, разработанных в ходе реализации такого проекта ООН, как Глобальный экологический фонд, который реализуется на территории трёх субъектов России - Забайкальского края, Калмыкии и Оренбургской области. Разрабатывая данный проект, мы хотели именно изменить концепцию отношения к земле. Сегодня профильный комитет указал нам на определённые несоответствия, но надо сказать, что мы как раз и пытались добиться того, чтобы изменить подход, отношение к земле, отношение к экологии, а без изменения законодательства сделать это, к сожалению, не представляется возможным. Данным законопроектом предлагается внести изменения в три закона - в Земельный кодекс, в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" и в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства". Мы много говорим сегодня о сохранении экологии, мы говорим о том, что должны оставить что-то потомкам, но, к сожалению, та политика, которая сегодня проводится, не даёт нам каких-то реальных рычагов для этого. В связи с этим мы предложили внести изменения в статью 1 Земельного кодекса, чтобы определить принципы освоения земельных участков. Что именно мы предлагаем? Первое - добавить подпункт 12 в пункт 1 статьи 1: "...приоритет разумного и бережного отношения к природным и полуприродным экологическим системам, расположенным на земельных участках, предназначенных или используемых для биологического разнообразия". Кстати, если говорить о формулировках, то надо отметить, что под полуприродной системой мы подразумеваем, скажем так, ту природную среду, которая уже подверглась воздействию человека, но при этом сохраняет достаточное биологическое разнообразие. И второе, второй принцип освоения земель - это бережное, разумное использование тех земель сельхозназначения, которые уже вовлечены в производство, чтобы они имели приоритет перед вновь осваиваемыми, - то, о чём говорила Елена Владимировна, - чтобы не распахивать новые земли. Аналогичные, корреспондирующие нормы (я не буду их зачитывать) мы предложили ввести в закон "О развитии сельского хозяйства" и в закон "О переводе земель... из одной категории в другую". Вот сегодня комитет огласил нам свои замечания, относительно первого, концептуального я своё мнение уже высказал - в этом как раз и состоит задача пакета, один из документов которого мы сегодня рассматриваем. Кстати, эти документы мы согласовывали с Минприроды, и тот факт, что нас поддержали пятьдесят с лишним регионов, свидетельствует о том, что эта тема сегодня актуальна. О концепции я сказал. По поводу другого замечания. В заключении комитета говорится о том, что эти нормы уже регулируются законом "Об охране окружающей среды". Дело в том, что вот тот проект, которым мы занимались в Оренбуржье и на основе которого формировался этот пакет документов - первый из них мы сегодня рассматриваем, - называется так: "Совершенствование системы и механизмов управления особо охраняемых природных территорий в степном биоме России". Комитет говорит, что у нас есть законы "Об особо охраняемых природных территориях", "Об охране окружающей среды" и нужно регулировать эти вопросы вот этим законодательством. А я вам хочу сказать, что у нас степи составляют в общем количестве особо охраняемых природных территорий 1 процент, то есть сегодня практически нет степей, которые были бы защищены статусом особо охраняемых территорий, таких как заповедник, национальный парк или природный парк. Да, в данном случае мы можем регулировать использование земель, но для степей это только 1 процент! Что касается производства продукции, о чём сегодня говорили, то я вам могу доложить следующее. Совершенно правильно сказали, что на степи приходится 80 процентов растениеводства, 75 процентов животноводства и 90 процентов овцеводства - вот сколько сегодня степной биом даёт России! В плане безопасности, продовольственной безопасности, если мы сегодня не поймём, что для того, чтобы сохранить устойчивое экономическое и экологическое развитие страны, мы должны иметь эталонные участки земли, то ничего добиться не сможем! В чём здесь проблема? Проблема в том, что вот те земельные участки, о которых мы сегодня говорим, в основном это неудобья и залежи. Что же происходит? Эти земли считаются самыми малоценными с точки зрения продуктивности и попадают в совершенно другую категорию, и предусмотрен процесс перевода земли из одной категории в другую, в частности, из неудобий в пашни, кроме того, их легко могут перевести под строительство, под добычу полезных ископаемых и так далее. Поэтому вот этим законом мы хотели придать им особый статус, записать в Земельном кодексе, что кроме основных сельхозугодий, которые мы знаем: пашни, сенокосы, земли, занятые многолетними насаждениями, и так далее... написать: сельхозугодья, которые используются для восстановления агроландшафтов и биологического разнообразия. Хотелось бы, конечно, чтобы та работа, которая проводилась на территории степей России, которая была, скажем так, поддержана экспертами ООН, получила положительную оценку Минприроды и пятидесяти регионов, всё-таки получила поддержку и в Государственной Думе. Учитывая, что комитет, скажем так, сделал реверанс и отметил, что только немножко что-то недоработано, у меня остаётся надежда, что те законопроекты по этой теме, которые сегодня идут, которые на подходе, будут изучены более внимательно и та проблема, которую наша область и мы, разрабатывая этот законопроект, поставили, всё-таки будет решена, и в итоге мы придём к тому, о чём сейчас говорят все: к устойчивому экологическому развитию страны, это принцип, который признан в Европе, его нужно применять и у нас в России. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Михайлович. Елена Владимировна, будете выступать? Нет. Выносим законопроект на "час голосования".
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4877 по 4893 из 6180
5-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 06 мин. 39 сек.) Проголосовало за 111 чел.24,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 111 чел. Не голосовало 339 чел.75,3 % Результат: не принято Законопроект отклонён.