Заседание № 232

17.09.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 682527-8 "О внесении изменений в Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности" (об усилении контроля за перевозкой грузов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2343 по 2563 из 5126
9-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный      
закон "О транспортно-экспедиционной деятельности". Докладывает Евгений          
Сергеевич Москвичёв.                                                            
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С., председатель Комитета Государственной Думы по транспорту и     
развитию транспортной инфраструктуры, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                  
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я сейчас выступаю от имени          
авторов законопроекта и как представитель комитета по транспорту.               
                                                                                
Сначала скажу несколько слов о том, что послужило причиной для разработки и     
внесения такого законопроекта. Сегодня в Российской Федерации перевозится       
всеми видами транспорта 8,5 миллиарда тонн грузов. За последнее время резко     
участилось оформление перевозочных документов с использованием сети             
"Интернет", часть грузов вообще не оформляется никак, при этом выросло          
количество грузоотправлений, содержащих наркотические средства, оружие,         
боеприпасы, контрафактную продукцию. В организации перевозок активно            
задействованы транспортно-экспедиционные компании, и сегодня этот груз никто    
не проверяет, никто не отчитывается и никто не понимает, куда он идёт.          
Правоохранительные органы обеспокоены тем, что имеются пробелы в                
законодательстве, которые позволяют бесконтрольно перевозить запрещённые        
грузы.                                                                          
                                                                                
За прошедшее со дня внесения законопроекта время в наш адрес поступило много    
предложений от профессионального сообщества, с которыми мы во многом            
согласны, в этот законопроект надо вносить изменения. Первое, реестр            
экспедиторов, который предлагается создать, должен быть более прозрачным,       
должно быть понятно, куда надо направлять эту информацию и кто отвечает за      
неё. Второе, в перечне грузов, которые не могут перевозиться с участием         
экспедиторов, не должно быть необоснованных ограничений. Третье, что касается   
права экспедитора изымать и уничтожать грузы, которые создают опасность,        
считаем это неправильным, потому что в соответствии со статьёй 35 Конституции   
груз должен конфисковываться только после решения суда. Эти вопросы тоже        
нужно посмотреть. Четвёртое, экспедитор обязан хранить информацию о грузах и    
передавать её в соответствующие государственные органы. Мы считаем, что         
предложения, которые направлены в комитет, мы должны внимательно изучить, а     
главное, в случае принятия законопроекта в первом чтении необходимо создать     
рабочую группу из тех профессионалов, которые действительно в этом              
задействованы, - представителей РСПП, ТПП, ассоциаций, министерства.            
                                                                                
Уважаемые коллеги, ещё раз хочу сказать, что законопроект принимается для       
того, чтобы обеспечивалась качественная, безопасная и своевременная доставка    
грузов, чтобы мы понимали, что груз везётся, куда он везётся и кто несёт        
ответственность. А главное, мы должны к этому законопроекту подойти очень       
внимательно, потому что все виды грузов, которые везутся всеми видами           
транспорта, нам не остановить.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет рекомендует принять данный законопроект в первом     
чтении. Прошу поддержать.                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич.                               
                                                                                
Коллеги, мы заслушали доклад и содоклад по этому вопросу.                       
                                                                                
Будут ли вопросы? Есть вопросы.                                                 
                                                                                
Евгений Сергеевич, задержитесь, пожалуйста.                                     
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Пилипенко Ольга Васильевна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ПИЛИПЕНКО О. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемый Евгений Сергеевич, а оценивали хотя бы в приблизительном варианте     
увеличение стоимости товаров при внесении данного законопроекта? Повлияет ли    
это вообще на стоимость товара, так как увеличиваются объёмы работ для          
экспедиторов?                                                                   
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. На наш взгляд, не повлияет. Сегодня экспедиторская услуга уже   
есть, экспедиторы оказывают такую услугу, перевозчик и владелец груза           
нанимают их, но сегодня экспедитор не отчитывается ни перед кем, ничего не      
оформляется. Я считаю, их в реестр необходимо вносить. А ценовая политика не    
поменяется.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сипягин Владимир Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
СИПЯГИН В. В., фракция ЛДПР.                                                    
                                                                                
Уважаемый Евгений Сергеевич, абсолютно согласен с необходимостью правового      
регулирования транспортно-экспедиционной деятельности, но хотелось бы задать    
вопросы, касающиеся юридической ответственности. Хотелось бы узнать, какая      
ответственность будет предусмотрена для хозяйствующих субъектов,                
осуществляющих экспедиционную деятельность без внесения информации в реестр?    
Это с одной стороны. С другой стороны, важен вопрос об ответственности          
органов государственной власти в случае допущения ошибок при ведении реестра,   
несвоевременного внесения информации или её недостоверности, ведь такие         
упущения могут повлиять на экономическую деятельность, создав дополнительные    
издержки.                                                                       
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Ну, заниматься этим будет тот, кто будет внесён в федеральный   
реестр, который будет вести, скорее всего, служба по надзору в сфере            
транспорта. А если кто-то не внесён в реестр и занимается этим вопросом, то     
он будет нести административную ответственность, у нас в кодексе уже есть       
соответствующая статья - статья 12.7. Это первое.                               
                                                                                
По второму вопросу. Должна быть только государственная комиссия, как,           
например, на таможне: когда конфискация происходит по решению суда, создаётся   
комиссия по ликвидации этого груза. Экспедиторы будут направлять информацию,    
а дальше уже будет проверяться, опасный груз или неопасный, входит ли он в      
список тех грузов, которые экспедитор не должен сопровождать, и будет           
приниматься решение. Если будет принято решение, груз будет уничтожен, но это   
будет неправильно, то вопрос будет решаться через суд.                          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Евгений Сергеевич, хороший законопроект, направленный в том числе и   
на противодействие терроризму. В связи с этим вопрос: почему                    
транспортно-экспедиционные компании обязаны хранить информацию о заключённых    
договорах в информационных системах только три года? Ведь информация,           
содержащаяся в таких договорах, может понадобиться в оперативно-разыскной       
деятельности и в гораздо более поздние сроки, а хранение её даже в течение      
десяти лет не составляет особых сложностей.                                     
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Я с вами согласен, мы просто рассматривали срок три года. Но    
сразу скажу, когда груз везётся по Carnet TIR - есть такое понятие, - эти       
документы хранятся десять лет, в специальном помещении, в двух экземплярах,     
как оригиналы, и они даже не подлежат выемке. Мы посмотрим этот вопрос,         
может, даже увеличим срок.                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алимова Ольга Николаевна, пожалуйста.                                           
                                                                                
АЛИМОВА О. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Уважаемый Евгений Сергеевич, у меня сразу возникло несколько вопросов, будем    
говорить так, об одном. Понятно, что нельзя перевозить, есть перечень -         
огнестрельное оружие и так далее, - а кто же это будет перевозить, если здесь   
всё запрещено? Далее, есть ответственность для экспедитора, но в то же время    
ответственность в случае приёма запрещённых к перевозке грузов не               
упоминается. Непонятно, почему пневматическое оружие, электрошокеры, в          
частности, могут представлять опасность при перевозке. И насколько дорогим      
будет оборудование, которым необходимо оснастить пункты приёма, -               
металлодетекторы, газоанализаторы? Мы их сами производим или всё-таки           
придётся их закупать у наших иностранных недружественных "друзей"?              
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Закупать мы не будем. У нас уже есть опыт таможни, опыт в       
аэропортах, и мы посмотрим, какие именно грузы. А для перевозки опасных         
грузов, которые сегодня везут, - то, что понимается под словом "ДОПОГ", -       
перевозчикам нужен будет допуск, и экспедиторская компания получит              
специальный допуск. А не так, как сегодня происходит. Не хочу приводить этот    
пример, но в нашей жизни инцидент на Крымском мосту был.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович, пожалуйста.                                            
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                       
                                                                                
Уважаемый Евгений Сергеевич, данным законопроектом значимость, роль и           
ответственность экспедиторов, конечно, в несколько раз повышается. Наверное,    
и зарплата повысится, и тарифы поднимутся, и в связи с этим возникает           
несколько вопросов.                                                             
                                                                                
Первое. Вот даётся право устранения, уничтожения груза, если он представляет    
опасность. Здесь написано, что порядок устанавливается правительством, речи о   
комиссиях и так далее нет. А если вдруг уничтожено неправильно, тогда какая     
будет ответственность?                                                          
                                                                                
Второе. Если экспедитор нарушает данный закон, тогда какова будет его           
ответственность? Здесь тоже не написано.                                        
                                                                                
Наверное, ко второму чтению такие поправки надо внести.                         
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Спасибо за вопросы, но я хочу сказать, что вы невнимательно     
слушали, когда я выступал. Я говорил, что уничтожается груз, да, комиссионно,   
но у нас есть статья 35 Конституции, где определяется, что через суд. Так что   
эти вопросы все будут урегулированы, и мы в закон кое-какие поправки внесём.    
                                                                                
Что касается комиссии и административных нарушений, то уверен, что у нас нет    
случаев - я не помню за последние пять лет, - чтобы на таможне, когда груз      
задерживается и так далее, он комиссионно рассматривался, только госорганы      
будут рассматривать.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Евгений Сергеевич, вы, пожалуйста, не обижайтесь на    
то, что мы уточняющие вопросы задаём, они как раз касаются ещё раз              
предшествующих вопросов. Действительно, статья 2-1: экспедитор вправе           
задерживать и уничтожать груз, который грозит жизни и здоровью экспедитора      
или третьих лиц, если эту опасность нельзя устранить другим путём. Ну такая     
размытая формулировка, Евгений Сергеевич! А дальше: "Порядок уничтожения...     
устанавливается Правительством Российской Федерации". Можно тогда у вас         
спросить, когда будет представлен нормативный документ и какой вид он будет     
иметь, чтобы не ссылаться на статью 35 Конституции? Потому что нам важно        
понять, что такое комиссионное решение и какой документ представит              
правительство.                                                                  
                                                                                
МОСКВИЧЁВ Е. С. Ко второму чтению в этом законопроекте не будет таких слов,     
чтобы частная хозяйствующая организация уничтожала груз.                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Евгений Сергеевич, присаживайтесь.               
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Законопроект ставится на голосование в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (14 час. 21 мин. 45 сек.)                 
Проголосовало за              402 чел.89,3 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    403 чел.                                          
Не голосовало                  47 чел.10,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.