Заседание № 128
О проекте федерального закона № 682125-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения процедуры освидетельствования водителей транспортных средств на состояние опьянения; принят в первом чтении 15 апреля 2016 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Рассматривается 18-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Доклад Вячеслава Ивановича Лысакова. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемые коллеги! Законопроект, который комитет предлагает отклонить, не потерял своей актуальности, обычно мы отклоняем те законопроекты, которые актуальность потеряли. В чём его суть? Мы разрабатывали его совместно с МВД, точнее, с главком ОБДД. Законопроектом предлагалось уменьшить количество процессуальных документов, которые оформляются в случае, если водитель в состоянии опьянения управлял транспортным средством. В настоящий момент таких процессуальных документов пять, не менее пяти, ни в одной стране, пожалуй, нет такого количества бумаг, которое необходимо оформить при задержании пьяного водителя. Были случаи, когда водители покидали место административного правонарушения, просто убегали, пока инспектор закапывался в этих, так сказать, простынях, были случаи нападений на сотрудников ДПС, даже гибели членов экипажа ДПС, которые, потеряв бдительность, оформляли эту огромную кипу документов. Законопроект был принят в первом чтении 15 апреля 2016 года, к сожалению, он был увязан с другим законопроектом, который тоже имел достаточно сложную судьбу. Прошло много времени, были замечания к законопроекту, в соответствии с которыми он был доработан, но комитет считает, что в русле такой нашей зачистки законопроектов, уже не очень новых, скажем так, нам необходимо данный законопроект отклонить. Не исключаю, что переработав его содержательную часть, мы его перевнесём. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, по мотивам от фракций есть желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления, пожалуйста. Покажите список. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. НИЛОВ Я. Е. Фракция ЛДПР поддержит отклонение законопроекта. Все те аргументы, которые звучали от фракции ЛДПР, когда законопроект рассматривали и принимали в первом чтении, аргументы против принятия этого законопроекта, мы сегодня видим в заключении комитета, который рекомендует отклонить принятый в первом чтении законопроект. Надо было тогда послушать аргументы фракции ЛДПР и не принимать данный законопроект. Мы тогда говорили, что упразднение протокола задержания транспортного средства может породить определённые злоупотребления. И сегодня встречается достаточно много злоупотреблений, когда водителей вводят в заблуждение, ведь абсолютное большинство не понимает, чем отличается медицинское освидетельствование от простого освидетельствования. За отказ от простого освидетельствования не предусмотрена административная ответственность и водителю не грозит лишение права управлять транспортным средством, а в случае отказа от медицинского освидетельствования такая мера как раз предусмотрена. Пользуясь юридической неосведомлённостью водителя, составляют протокол и через суд лишают водителя права управлять транспортным средством. Мы поддерживаем решение отклонить данный законопроект. Что касается прозвучавшей аргументации, что якобы составляется достаточно много документов при задержании транспортного средства. А если окажется, что водитель не был пьян, какой ему документ обжаловать, как доказывать свою правоту и привлекать уже должностных лиц к ответственности за то, что они злоупотребили своими должностными полномочиями? Прозвучало, что якобы совершаются нападения и что, пока составляются бумаги, водитель может вообще сбежать, и в этом случае его якобы не привлекут к административной ответственности. Да, наверное, такие случаи есть, но они носят единичный характер, правоприменительная практика не подтверждает необходимости изменений исходя из пояснительной записки. В тех случаях, когда задерживается транспортное средство и водитель отстраняется от управления, должны быть понятые, и полицейский имеет возможность применить оружие в том случае, если на него совершается нападение. Мы считали и считаем, что все эти аргументы носят необоснованный характер, и поддерживаем отклонение данного законопроекта. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", 18-й вопрос. Законопроект предлагается к отклонению. Кто за то, чтобы отклонить данный законопроект? Просьба включить режим голосования. Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 03 мин. 29 сек.) Проголосовало за 383 чел.85,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 383 чел. Не голосовало 67 чел.14,9 % Результат: принято Законопроект под пунктом 18 отклонён.
Заседание № 292
О проекте федерального закона № 682125-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части уточнения процедуры освидетельствования водителей транспортных средств на состояние опьянения).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Докладывает Вячеслав Иванович Лысаков. ЛЫСАКОВ В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию для рассмотрения в первом чтении представлен проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", которым предлагается внести изменения в статью 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие порядок отстранения от управления транспортным средством, освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Корреспондирующие изменения также вносятся в статью 27.13 кодекса, регулирующую процедуру задержания транспортного средства. Целью предлагаемых изменений является упрощение процедуры освидетельствования водителей транспортных средств на состояние опьянения, то есть уменьшение бумажного документооборота без ущерба для прав граждан. В настоящее время для оформления этой процедуры требуется составление таких процессуальных документов, как протокол об отстранении от управления транспортным средством, акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, который составляется на месте инспектором, протокол направления на медицинское освидетельствование, акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения, протокол об административном правонарушении, протокол задержания транспортного средства, - то есть не менее шести процессуальных документов. Такого вообще нет нигде в мире, чтобы целую кучу документов оформляли на месте! В целях упрощения и оптимизации оформления документов законопроектом, первое, исключается составление протокола об отстранении от управления транспортным средством лица, управляющего транспортным средством, в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, - делается отметка в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении по делу об административном правонарушении или в определении о возбуждении дела об административном правонарушении, то есть в одном из процессуальных документов отдельной строчкой это фиксируется. Документ, естественно, должен быть подписан. Второе. Предусматривается возможность направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водителя с признаками наркотического опьянения или опьянения в том числе психотропными веществами без предварительного освидетельствования его на состояние алкогольного опьянения. То есть мы теряем время, когда проверяем на алкоголь, хотя алкоголем от человека не пахнет, но он явно неадекватен (таких случаев достаточно много, в Интернете ролики выложены), а также появляется возможность ухода от ответственности за приём наркотиков (сейчас различных наркотиков - огромное количество, в том числе в виде газа и так далее): пока проверяют на алкоголь, следы этих наркотиков уходят из организма и зачастую даже при медицинском освидетельствовании мы не можем привлечь человека к административной ответственности. Третье. Вместо составления протокола о задержании транспортного средства предусматривается внесение записи о задержании транспортного средства в протокол об административном правонарушении или в постановление по делу об административном правонарушении либо в определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Предлагаемое упрощение указанной процедуры связано с необходимостью более оперативного её проведения, поскольку на практике участились случаи, когда значительные временные затраты на оформление большого числа процессуальных документов приводят к ситуациям, когда находящиеся в нетрезвом состоянии водители пытаются уйти от ответственности, скрыться с места происшествия, имеют место случаи нападений и даже вооружённых нападений на сотрудников госавтоинспекции во время оформления документов. Был случай, когда расстреляли патруль дорожно-патрульной службы, который эту кучу бумаг заполнял, к сожалению, потеряв бдительность. Комитетом законопроект поддерживается. Предусмотренные изменения представляются целесообразными, поскольку предлагаемая оптимизация процедуры, заключающейся в сокращении количества оформляемых документов, позволит проводить её более оперативно, исключить негативные ситуации, которые порой связаны с продолжительной занятостью именно этой частью работы, оформлением документов сотрудников госавтоинспекции. На основании изложенного комитет рекомендует принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли вопросы, коллеги? Да, есть. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Старовойтов Александр Сергеевич. СТАРОВОЙТОВ А. С., фракция ЛДПР. Вячеслав Иванович, для начала небольшая ремарка. Вы говорите, что нет такой практики ни в одной стране мира, но ни в одной стране мира нет и такой практики, чтобы сотрудники ДПС, при всём уважении к основной их массе, так издевались над водителями, как это зачастую у нас бывает. А вопрос заключается в следующем. Скажите, пожалуйста, какие виды наркотиков, газов вы изучили, которые выводятся в столь короткие сроки, что пока везут на освидетельствование, их следы уже исчезают из организма? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Лысакову включите микрофон. ЛЫСАКОВ В. И. Александр Сергеевич, эти вопросы в соответствии с данным законопроектом предлагается решать специалистам - медикам в специальном лечебном учреждении, имеющем соответствующую лицензию. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Да. Включите режим записи на выступления. Сейчас посмотрим, сколько желающих. Покажите список. Коллеги, может быть, рассмотрим этот законопроект и сделаем перерыв? Нет возражений? Хорошо. Всего двое желающих выступить. Старовойтов Александр Сергеевич, пожалуйста. СТАРОВОЙТОВ А. С. Я буду очень краток, Иван Иванович, всю остальную массу претензий от фракции выскажет уже Ярослав Евгеньевич Нилов. Вы знаете, в последнее время ваши инициативы постоянно направлены против автолюбителей. Я прекрасно понимаю, отдаю себе отчёт в том, что огромное количество автолюбителей плевать хотели на Правила дорожного движения, они действительно нарушают их, ставя под угрозу жизни других участников дорожного движения, водителей и пешеходов, но тем не менее у нас всё равно присутствует достаточно серьёзный элемент давления со стороны сотрудников ДПС на наших автолюбителей, огромное количество перегибов. Я считаю, что если будет дополнительно оформленная бумага, если сотрудники полиции, сотрудники ДПС - ещё раз подчёркиваю: с огромным уважением отношусь к основной их массе, потому что знаю, что они честные люди, - будут проходить все эти процедуры, то это лишний раз только защитит наших автолюбителей от перегибов, от какого-либо произвола, с которыми они сталкиваются на дорогах. Фракция ЛДПР - и я более чем уверен, что Ярослав Евгеньевич сейчас тоже выскажет эту позицию, - такой законопроект поддерживать не будет. Хватит уже издеваться над автолюбителями! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Сергеевич. Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста. Включите микрофон на рабочем месте. НИЛОВ Я. Е. Спасибо. Фракция ЛДПР не будет голосовать за данную законодательную инициативу. Согласиться с Вячеславом Ивановичем можно лишь в том, что действительно приходится составлять достаточно много документов, но нельзя оправдывать принятие законодательных изменений тем, что пьяный водитель убегает с места задержания или нападает на полицейских - такое действительно бывает, но это единичные случаи, это крайне редко происходит, учитывая общее количество водителей, задержанных за нетрезвую езду. Одновременно с этим надо иметь в виду, что составление протокола об отстранении от управления транспортным средством можно опротестовать, доказав свою невиновность, в случае если экспертиза показала, что водитель трезвый и наркотика в крови не обнаружено. Если же такого протокола не будет, тогда непонятно, какой документ надо будет опротестовывать - протокол о привлечении к административной ответственности с соответствующими отметками о задержании транспортного средства или какой-то другой. Кроме того, есть опасение, что сотрудники полиции начнут вести борьбу с активными общественниками, с активными автомобилистами, у которых яркая гражданская позиция, которые юридически грамотны, те начнут отстаивать свои права, доказывать свою невиновность или требовать чёткого соблюдения всех процедур, предписанных действующими нормами и правилами, а сотрудник дорожной полиции, например, просто скажет, что у него подозрение, что человек находится в состоянии наркотического опьянения, и направит его на освидетельствование без проведения процедуры предварительного освидетельствования. Таким образом, мы сами порождаем поле для злоупотреблений, и фракция ЛДПР с этим согласиться не может. Вот недавно в Интернете был размещён ролик о том, как в городе Тюмени начальник одного из отделений внутренних дел пришёл в ресторан, а на входе охрана попросила подтвердить, что стол забронирован, и пройти процедуру досмотра. Кто прав, кто виноват - мы не будем здесь разбираться, но факт в том, что начальнику ОВД это не понравилось, он тут же вызвал полицейский наряд, который увёз этих охранников, сказав, что они якобы проходят по ориентировкам. Вот такие случаи злоупотребления служебным положением, к сожалению, не единичны, и у нас, у фракции ЛДПР, есть опасения, что также могут начать борьбу с активными водителями, которые будут отстаивать свои права, а их будут обвинять в том, что они находятся в состоянии наркотического опьянения. До сих пор у нас многие водители путаются, чем отличается простое освидетельствование от медицинского и какая ответственность предусмотрена за отказ от освидетельствования. Никакой ответственности нет, но если сотрудник дорожной полиции видит, что автолюбитель юридически не подкован, он может составить протокол об отказе от прохождения медицинского освидетельствования в случае, если водитель отказался проходить простое освидетельствование. Случаев злоупотребления, к сожалению, очень много, и пока у нас система несовершенна, пока есть злоупотребления, мы считаем, что такие поправки могут привести к ещё большему ущемлению прав и свобод людей, тех, кто находится за рулём транспортных средств. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич. Вячеслав Иванович Лысаков - заключительное слово. ЛЫСАКОВ В. И. Спасибо, Иван Иванович. К сожалению, коллеги из фракции ЛДПР не очень вникали в суть поправок, во всяком случае, невнимательно их прочитали. Процедура не меняется абсолютно: и сейчас инспектор имеет право направить на медицинское освидетельствование водителя, при "продувке" которого не определён алкоголь в составе выдыхаемого воздуха. Повторяю, и сейчас он имеет право это сделать. Что касается протоколов. Они не упраздняются - два протокола прописаны в статье. Таким образом, конституционные права граждан никоим образом не ущемляются - они могут опротестовать любое действие сотрудника полиции. Также не ликвидируется институт понятых или видеозапись происходящего оформления документов об административном правонарушении. Ещё раз подчёркиваю: процедура абсолютно ни в чём не меняется, права граждан абсолютно ни в чём не ущемляются - всего лишь сокращается, повторяю, объём бумажных документов. Единственное, что меняется, - в случае если есть подозрение на опьянение психотропными либо наркотическими веществами, инспектор может сэкономить время, чтобы использовать его для более полезных дел - для контроля и организации дорожного движения, - сразу предложив водителю направить его на медицинское освидетельствование, где специалисты его осмотрят, не "продувая" предварительно на алкоголь, если алкоголем от человека не пахнет. Минздрав своим подзаконным актом, приказом, определит соответствующие признаки состояния опьянения психотропными и наркотическими веществами, чем сотрудники ГАИ и будут руководствоваться. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Вячеслав Иванович. Выносим законопроект на "час голосования".
18-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях". Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 14 мин. 00 сек.) Проголосовало за 238 чел.52,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 238 чел. Не голосовало 212 чел.47,1 % Результат: принято Принимается.