Заседание № 236
19.05.2015
Вопрос:
О проекте федерального закона № 682114-6 "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (в части, касающейся порядка проведения голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5755 по 6435 из 6871
Переходим к рассмотрению 24-го вопроса, проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Доклад Валентина Сергеевича Шурчанова. Пожалуйста. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Настоящий проект федерального закона направлен на уточнение порядка проведения голосования избирателей, участников референдума вне помещения для голосования. В пункте 1 статьи 66 Федерального закона № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" установлено, что участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, участникам референдума, которые внесены в список избирателей, участников референдума на данном избирательном участке, участке референдума и, подчёркиваю, не могут самостоятельно по уважительным причинам - по состоянию здоровья, в связи с инвалидностью - прибыть в помещение для голосования. Таким образом, есть два основания для организации голосования вне помещения для голосования - по состоянию здоровья и по инвалидности. Давайте я приведу конкретные примеры результатов голосования по некоторым избирательным участкам в ходе прошлых выборов в единый день голосования и мы с вами посмотрим, каково состояние здоровья наших избирателей. Город Нижний Новгород, Московский район, избирательный участок № 2486: досрочно проголосовали 59 человек, вне помещений - 805, действительных бюллетеней, то есть всего принявших участие в голосовании на участке, - 1 тысяча 236 человек. Таким образом, 70 процентов включённых в список избирателей по данному избирательному участку проголосовали вне помещения избирательного участка. Такие примеры я могу привести и по другим избирательным участкам - норма, вернее, количество проголосовавших вне помещения составляет 69 процентов, 81 процент, 83 процента, 90 процентов, 94 процента. Картина удручающая: на многих, многих избирательных участках нашей страны число проголосовавших вне помещения для голосования составляет не какие-то 10, 15, 20 процентов, а те самые цифры, которые я назвал, - то есть, по сути дела, сводится на нет вся идея голосования в ходе выборов или в ходе проведения референдума. Я также могу привести табличные данные и по другим субъектам Российской Федерации. На что я хотел бы теперь обратить внимание? Если у нас 90 процентов избирателей не могут по состоянию здоровья или по инвалидности присутствовать на избирательных участках, стало быть, к ним должны прийти домой, туда, где они живут, чтобы они проголосовали вне помещения для голосования. На каждом избирательном участке у нас от семи до тринадцати членов избирательной комиссии и три переносных ящика для голосования по инструкции Центральной избирательной комиссии. Таким образом, с тремя переносными ящиками они должны обеспечить голосование при общем числе таких избирателей на избирательном участке 700-800 человек, а может, даже больше. При этом в инструкции Центральной избирательной комиссии написано, что списки тех людей, которые по состоянию здоровья, по инвалидности не могут прийти на участок для голосования, собираются до 14 часов, а стало быть, обход и голосование для такой группы людей начинаются с 14 часов, а к 20 часам члены избирательной комиссии должны вернуться на избирательный участок. Вот представьте себе, вы же все прекрасно всё понимаете: каким образом три группы членов участковой комиссии физически, реально могут обойти за шесть часов на территории избирательного участка 700-800 избирателей, а может, даже больше? Безусловно, это, в общем-то, обман, фальсификация, а фальсификация итогов голосования с целью захвата власти - это государственное преступление, и в целях удержания уже захваченной власти - тоже государственное преступление. Мы, авторы законопроекта, предлагаем найти хоть какие-то основания для того, чтобы упорядочить вот эту систему голосования, приблизить её к действительному, реальному положению дел. Мы предлагаем следующее. Голосование вне помещения для голосования возможно по состоянию здоровья и по инвалидности. Как известно, инвалидность подтверждается ежегодно, стало быть, инвалиды у нас в списках на избирательных участках практически известны, их немного - проверьте по-настоящему. Если по состоянию здоровья - стало быть, нужна какая-то справка, нужно какое-то подтверждение. Правда, комитет возражает и отмечает, что справки о состоянии здоровья могут не брать пенсионеры, какие-то другие категории людей. Безусловно, они могут их не брать, но тогда нужно сделать, чтобы собственноручно каждый человек, который считает, что по субъективным ощущениям не может прибыть на территорию избирательного участка, написал заявление. К сожалению, сегодня в законе это не установлено, и поэтому какие-то и вторые, и третьи лица, собственно, там что-то оформляют, а подчас практически ничего и не оформляют. Ну и самое последнее касается тех самых заведений. Скажем, в сельской местности, в больнице, где пятнадцать-двадцать человек находятся на лечении, безусловно, нет смысла организовывать временный избирательный участок, и к ним приходят из постоянно действующего участка. Мы хотим, чтобы в больницах, а также в местах временного содержания подозреваемых и обвиняемых администрациями этих заведений был бы составлен список и чтобы к этому списку, который приносится администрацией и сдаётся в постоянную участковую комиссию, были бы приложены собственноручно написанные заявления тех самых людей, которые хотят принимать участие в голосовании. Я мог бы привести и многие другие факты. Вы прекрасно знаете, что, когда мы обсуждали итоги единого дня голосования, было поручение со стороны фракции подготовить законопроект, и мы добросовестно его подготовили. Давайте обсудим и поддержим данный законопроект, чтобы у нас был порядок в отношении голосования вне помещений. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы И. И. Мельников ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Сергеевич. С содокладом выступает Дмитрий Фёдорович Вяткин. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Мы внимательно рассмотрели данный законопроект. По большому счёту, те факты, о которых Валентин Сергеевич говорил, конечно же, не имеют широкого распространения в масштабах всей страны, и я уверен, что если мы обратимся к статистике, то увидим, что проголосовавших дома избирателей в масштабах страны, в масштабах отдельных регионов, где проводятся выборы, конечно же, не так много, как это случается на отдельных участках. Почему это происходит на отдельных участках - в этом, конечно, надо разбираться, и я уверен, что выводы можно будет сделать и без изменения закона, путём принятия организационных и административных мер. Обобщением практики проведения выборов занимаются и региональные, и Центральная избирательная комиссия, и, поверьте, усилия всех избирательных комиссий направлены на то, чтобы привлечь к участию в голосовании и дать возможность проголосовать максимально большому количеству наших сограждан. Если же принять те предложения, которые сделали наши многоуважаемые коллеги из фракции КПРФ, то, по мнению комитета, это приведёт к нарушению прав в первую очередь инвалидов, пенсионеров, которые не смогут подтвердить письменно своё плохое самочувствие. Вы прекрасно знаете, что преклонный возраст - это не диагноз, это жизнь, и зачастую плохое самочувствие в преклонном возрасте не может быть подтверждено какой-то официальной справкой: человеку плохо, он просто не может выйти из дома, давление подскочило, в конце концов. Что касается собственноручно написанного заявления - это тоже не всегда реализуемая процедура, потому что слабовидящие, слепые не могут написать собственноручно заявление, и мы это тоже прекрасно понимаем. Те процедуры, которые в настоящий момент предусмотрены 67-м законом, на наш взгляд, являются обоснованными, достаточными для того, чтобы помочь всем нашим согражданам проголосовать, даже тем, кто не может прийти на избирательный участок. Что же касается отдельных случаев, когда количество проголосовавших дома действительно весьма значительно, то с этим надо разбираться отдельно, что, кстати, вовсе не свидетельствует о каких-либо фальсификациях, - о фальсификации свидетельствуют совершенно иные факты. Дабы с водой не выплеснуть ребёнка, дабы, преследуя хорошие цели противодействия фальсификациям, как выразился наш многоуважаемый коллега... мы просто-напросто не должны нарушить права наших граждан, которые в день голосования не могут прийти, физически не могут прийти на избирательные участки, поэтому мы предлагаем данное предложение отклонить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Фёдорович. Желающие задать вопросы есть? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, я поддерживаю проект закона, поскольку считаю, что нельзя закрывать глаза на реальные факты. А к вам вопрос: Валентин Сергеевич Шурчанов приводил удивительные факты, когда по 800 человек голосуют на дому, скажите, Центризбирком или комитет, кто-то вник в это дело? И каковы итоги голосования в этом случае? Для нас-то это не является секретом, что это организуется всегда системой власти, в том числе это выгодно "ЕДИНОЙ РОССИИ". ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Валентин Степанович, всё-таки в обязанности комитета Государственной Думы не входит разбирательство по тем или иным случаям голосования на каком-то конкретном избирательном участке. Такие факты даже не всегда доходят до Центральной избирательной комиссии, как правило, это становится предметом рассмотрения в региональных избирательных комиссиях или даже в территориальных избирательных комиссиях, это ни для кого не секрет, поэтому каким-либо образом прокомментировать те случаи, о которых говорил Валентин Сергеевич, конечно же, сейчас невозможно, и это не относится к предмету, собственно говоря, рассматриваемого вопроса. Если есть такие случаи, вы знаете прекрасно, и юридическая служба вашей фракции знает прекрасно, как поступать, куда писать заявления, обращения, и какой ответ, так сказать, вы получите, трудно предугадать. Комментировать конкретную ситуацию, не зная особенностей, очень и очень тяжело, вы это сами прекрасно понимаете. Может быть, там на участке действительно большое количество пенсионеров живёт. Может быть такое? Может быть. Может быть, на участке, действительно, есть целые дома, в которых в основном живут или пенсионеры, или инвалиды. Я не знаю этого конкретного случая, но вы знаете прекрасно, что при плотной многоэтажной застройке есть и такое, поэтому в каждом случае надо разбираться отдельно. Не всегда, подчеркну, речь идёт о фальсификации, далеко не всегда, ни в коем случае, поэтому мы всё-таки должны думать о том, к каким последствиям может привести законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зелинский Ян Викторович. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В. Вопрос Валентину Сергеевичу и небольшая реплика по выступлению Дмитрия Фёдоровича. Дмитрий Фёдорович, в вашем выступлении прозвучало, что в масштабах страны, конечно, этого нет, но в частных случаях есть. Вы правы, эти частные случаи как раз происходят в тех округах или на тех участках, где нужный кандидат от нужной партии не проходит, и тогда там создаётся такое давление. Валентин Сергеевич, вы прекрасно понимаете, почему такая норма существует, и она будет существовать, это ни для кого не секрет - всё-таки для инвалидов и людей, которые не могут по состоянию здоровья прийти проголосовать, это всё на самом деле необходимо. Но не считаете ли вы, что при принятии данного закона будут ущемлены права тех лиц, которые заболели за день, за два, в день выборов и не могут прийти на участки? Ответьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шурчанову включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С. Спасибо, Иван Иванович. Я отвечу. Речь идёт не только о справках, случаи в жизни бывают самые разные, и на каждый случай справок, безусловно, не напасёшься. Речь идёт о том, чтобы реально и объективно разобраться в состоянии дел. Если в участковую комиссию поступает заявление о том, что нужно прийти к избирателю по какой-то причине, можно и по телефону переговорить, в конце концов, могут наблюдатели к нему сходить и установить всё. Но самое главное, заметьте, в статье написано, что основанием для голосования вне помещения является: первое - здоровье, второе - инвалидность. Вот я приводил примеры, таких избирательных участков очень много: ну не может быть, чтобы 80-90 процентов избирателей, зафиксированных на избирательном участке, были инвалидами. Здесь надо наводить порядок, и участковые комиссии, кстати, по этому законопроекту имеют право сами находить те методы, которые их устраивают. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Дмитрий Фёдорович, я хотел бы вам вопрос задать. Вы сказали, что инвалиды целыми домами, возможно, живут, им тяжело передвигаться, это больные люди, которые хотят проголосовать. Я в принципе уже вижу социальный ролик: жена заходит к мужу в спальню, у него температура 39 градусов, она предлагает вызвать скорую, а он говорит, мол, нет, как бы этот день ни закончился, позвони в первую очередь в избирательную комиссию - пусть приедут... Так вот, коллега из фракции КПРФ пример привёл - 800 человек на дому проголосовали. Я поделил на 11 часов (один час - на отъезд и приезд на избирательные участки) - вышло 82 секунды на человека. Не слишком ли быстро перемещаются члены комиссии и голосуют больные люди, которые не смогли прийти в день голосования на избирательные участки? Повторю: чтобы 800 человек за пределами участка проголосовали, нужно было бы на каждого потратить 82 секунды. Не кажется ли вам странным, что люди, которые успевают за 82 секунды проголосовать, не смогли прийти на избирательный участок по состоянию здоровья? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Александр Николаевич, я ещё раз могу повторить, что конкретную ситуацию разбирать сейчас, при обсуждении законопроекта, бессмысленно, мы не знаем всех подробностей, и это абсолютно не наша компетенция - разбирать конкретные ситуации на конкретных избирательных участках, поэтому каким-то образом прокомментировать ваши арифметические расчёты я навряд ли смогу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рябов Николай Фёдорович. РЯБОВ Н. Ф., фракция КПРФ. Валентин Сергеевич, во время доклада я обратил внимание, что депутаты фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - не все, но многие, а то все обидятся, - ваш доклад по законопроекту не слушали, разговаривали, занимались своими делами, что является, наверное, неуважением к демократии в нашей стране, либо они чётко понимают, что какие бы выборы ни проходили, раз члены комиссии, большинство в комиссии, от "ЕДИНОЙ РОССИИ", значит, результаты будут не такие, как голосуют, а как они посчитают. Вопрос: так это или не так? И Дмитрию Фёдоровичу вопрос. Дмитрий Фёдорович, вы пытаетесь выкрутиться из этой ситуации, приводите какие-то необъективные доводы. Давайте так: Валентин Сергеевич приводил пример по Нижегородской области, Президент Российской Федерации на вашей стороне баррикады - дайте команду открыть уголовное дело и исследовать нижегородскую проблему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сначала депутату Шурчанову включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С. Уважаемый Николай Фёдорович, я думаю, что вы своим вопросом уже ответили, мне, собственно, добавить нечего, я лучше коллеге Дмитрию Фёдоровичу предоставлю возможность поподробнее ответить на заданный вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Фёдорович, в ответ на вашу реплику о том, как слушали или не слушали некоторые депутаты нашей фракции, я готов лишь предложить вам обратить внимание на то, сколько депутатов вашей фракции присутствует в зале сейчас, при рассмотрении столь важного вопроса. А что касается непосредственно вопросов о разбирательстве того или иного случая, то вы прекрасно знаете, что есть порядок, который предусмотрен действующим уголовно-процессуальным законодательством, и вы нигде не найдёте компетенции ни комитета, ни какого-то отдельного депутата Государственной Думы, у нас нет права возбуждать уголовные дела, проводить расследования, дознания и так далее: это обязанность и компетенция соответствующих органов, которые предусмотрены законодательством, но никак не законодательных органов, поэтому и действовать надо, собственно, в соответствии с законодательством, раз мы сами законодатели и ратуем за строгое соблюдение законов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н. Вопрос докладчику. Валентин Сергеевич, законопроект, конечно, своевременный, нужный, полезный, но вы прекрасно понимаете, что он не будет принят, как не были приняты те законопроекты, которые мы рассматривали чуть ли не каждую неделю, законопроекты, касающиеся честных выборов, - и об отмене досрочного голосования, и о голосовании вне помещений, и о ротации членов избирательных комиссий, и о всевозможных "каруселях". Вы знаете, что существуют сотни и сотни технологий, направленных на то, чтобы выборы у нас не были честными. И, как известно, такие технологии существуют для того, чтобы партия власти сохранила своё большинство в парламенте, это вам, наверное, тоже известно. Вот скажите, пожалуйста, как вы думаете, при каких обстоятельствах наша работа, работа оппозиционных партий, направленная на то, чтобы сделать выборы честными и справедливыми, может быть полезной и состоятельной? И вообще, возможны ли у нас в России при существующих технологиях фальсификации?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Шурчанову включите микрофон. ШУРЧАНОВ В. С. Безусловно, мы понимаем, какие будут итоги голосования, и просим оппозиционные фракции, чтобы они в полном составе поддержали, потому что это будет число тоже достаточно убедительное. Это во-первых. Во-вторых, любое обсуждение законопроекта - это общественное обсуждение. Мы в очередной раз, за месяц до того, как объявят избирательную кампанию, которая завершится единым днём голосования, предлагаем обратить внимание на все эти недостатки, с тем чтобы выработать какие-то меры противостояния. И я считаю, что сегодняшнее обсуждение - это всё-таки толчок к тому, чтобы навести порядок. Что я хочу? Я тоже много думал обо всех итогах выборов. Представьте себе руководителя, у которого с предприятия вывезли на самосвале, на грузовике, в общем, транспортом, какое-то имущество предприятия. Что он прежде всего сделает? Он начнёт принимать меры по возвращению этого имущества, то есть начнётся обсуждение. У нас система избирательных комиссий в стране сегодня действует таким образом: они могут нарушать, совершать разные поступки, может быть, с элементами фальсификации, но при этом не сами участковые комиссии, а именно наблюдатели от общественных организаций и партий должны указать на эти недостатки и доказать это. Сами избирательные комиссии сегодня свои недостатки не хотят разбирать и умышленно не разбирают, чтобы не вскрылись факты фальсификации. Вот это всё, мне представляется, нам нужно сегодня изжить, без этого у нас в Российской Федерации не будет нормального общества, без этого не будет нормальной власти и в конечном итоге не будет стабильности, порядка, а самое главное - прогресса в будущем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Дмитрий Фёдорович, если вам не трудно, то можете сейчас выйти на сайт Центризбиркома, а потом Ростовской областной избирательной комиссии и комиссий Ленинского, Кировского, Железнодорожного, Пролетарского районов Ростова-на-Дону, и вы увидите, что на последних выборах там меньше пятисот случаев голосования вне помещения не было. Коллега Зелинский правильно посчитал, ну, я считал исходя из расчёта 20 минут на человека, и у меня получилось, что надо несколько дней для того, чтобы их обойти. Но вопрос я хочу о другом задать. Вот сейчас каждая парламентская партия получает определённые суммы в зависимости от количества голосов избирателей. Не считаете ли вы, что приписки голосов на выборах могут квалифицироваться как мошенничество в особо крупных размерах? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Николай Васильевич, если мы от избирательного права перейдём к уголовному, то я лишь могу напомнить вам, что в статье 159 речь идёт о хищении чужого имущества путём обмана либо злоупотребления доверием, и никакие нарушения во время избирательного процесса под действие статьи 159, конечно же, не подпадают, это вам, я думаю, любой студент юридического факультета объяснит. Поэтому что тут комментировать? Голосование на дому может быть вызвано самыми различными причинами, но ещё раз подчеркну то, о чём я говорил уже неоднократно: вовсе не обязательно, что это всё фальсификация. Кроме того, те, кто занимается выборами - и политологи, и очень многие наши коллеги, - говорят о том, что основную часть избирателей левых партий, в том числе и КПРФ, составляют люди старшего поколения, пенсионеры, ветераны и так далее, а они же очень часто голосуют дома, потому что не могут прийти на избирательный участок в силу тех или иных причин: голова заболела, ноги не ходят, устали просто или далеко идти, - и вы предлагаете исключить этих наших сограждан из избирательного процесса, лишить их возможности проголосовать. Это нормально? На наш взгляд, нет, поэтому мы вас призываем, давайте не будем этого делать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Федоткин Владимир Николаевич. ФЕДОТКИН В. Н. Дмитрий Фёдорович, в этом зале представители всех фракций, включая и вашу, не раз сетовали на низкую явку избирателей на выборах - приходят 40, 50, 60 процентов, - и наверное, вы, как и мы, разбирались: в чём же дело, кто не ходит? Люди говорят: фальсифицируют результаты, ходи, не ходи - всё равно результат уже заранее известен! Это мнение десятков миллионов наших избирателей, и мы считаем, что они правы, и вот как раз законопроект, который сейчас рассматривается, - это попытка закрыть одну из этих лазеек. Если же вы утверждаете, что у нас всё хорошо на выборах, тогда попробуйте объяснить, почему десятки миллионов избирателей не ходят на выборы! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Вяткину включите микрофон. ВЯТКИН Д. Ф. Уважаемый Владимир Николаевич, прежде чем заявлять о том, что десятки миллионов наших сограждан не ходят на выборы, не принимают участия в голосовании в силу того, что там фальсификации, нужно всё-таки заручиться какими-то данными социологических опросов. Ни у меня, ни у вас, я уверен, социологических опросов, которые свидетельствовали бы о том, что десятки миллионов наших людей сетуют на фальсификацию, нет. Давайте будем честно говорить, хотя ради красного словца, конечно, и это можно сказать. Падение явки можно объяснить самыми различными причинами, она зависит в том числе и от уровня выборов. Я не один раз в единый день голосования дежурил в Центральной избирательной комиссии, и я могу точно сказать, что явка в единый день голосования 2014 года в среднем по стране и по отдельным регионам была выше, чем, допустим, в 2012-м и в 2013 году, и в первую очередь это касается таких, если можно так выразиться, малопосещаемых выборов, как муниципальные и региональные. Дело здесь не в фальсификациях вовсе. Явка средняя растёт по стране, поэтому ваши опасения, на мой взгляд, беспочвенны. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Желающие выступить есть? Я слышу предложения, поэтому давайте сейчас запишемся и затем посмотрим, сколько записалось. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Коллеги, поступило предложение: по одному выступающему от фракции. Согласны или настаиваем на другом? Согласны. Я прошу всем ставить по семь минут, раз по одному выступлению от фракции. От фракции КПРФ - Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Чувствуется, что Дмитрий Фёдорович никогда, к сожалению, не участвовал в выборах вопреки. Вот если бы он хоть один раз в них участвовал, то рассуждал бы совершенно по-другому! Почему? На прошлой неделе я вам уже говорил, что у меня есть итоги выборов по Ростовской области за последние двадцать лет, так вот если вы посмотрите, то увидите, что в первые пять лет из них вне помещения для голосования голосовало не более 1 процента от пришедших на участки, а в 2014 году - уже более 50 процентов. О чём это говорит, Дмитрий Фёдорович? Это говорит о том, что отсутствие веры в выборы не позволяет даже группам социальных работников, искусственно организованных... Вы, вероятно, не знаете, но даже в Челябинске все пенсионные фонды, все управления социальной защиты заведомо озадачиваются тем, что нужно принести в участковую комиссию список тех, кто досрочно проголосует, список тех, кто проголосует вне помещения для голосования, а потом нарушение законов, Дмитрий Фёдорович, - и закона об основных гарантиях избирательных прав граждан, и законов о выборах соответствующего уровня: в день выборов присутствуют так называемые агитационные группы, которые организуют при необходимости нужную явку, понимаете? И это есть в подавляющем числе субъектов Российской Федерации, к сожалению! Вы просто, может быть, даже не знаете, каков порядок голосования вне помещения для голосования. Вот если взять и поднять мешки документов участковых избирательных комиссий, я вас уверяю, окажется, что подавляющая часть выписок из реестров голосования вне помещения для голосования оформлена неправильно, и в результате по закону они должны быть признаны недействительными, но это не так! Это первое. Второе. Вы, наверное, не знаете, но я вам докладываю: если на участке более 1 процента избирателей проголосовало вне помещения для голосования, то положено каждый бюллетень считать отдельно. Вот я имел счастье или несчастье считать бюллетени из этих урн! И вы заблуждаетесь, что за нас голосуют: голосуют социальные работники, служащие пенсионных фондов за "ЕДИНУЮ РОССИЮ" - 99,9 процента, понимаете? По опросам, за КПРФ голосует от 25 до 55 процентов - самая высокообразованная часть нашего общества. Это подтверждают выборы на участке МГУ (можете поднять документы): кто победил там на последних выборах? Вот так, понимаете? Можно посмотреть и в других субъектах - там то же самое. Проблема-то заключается в том, что вы, вместо того чтобы ответить на запросы избирателей о честности выборов, продолжаете ставить препоны, оставляя кругом прорехи и в конечном счёте возбуждая недовольство избирателей. С моей точки зрения, это контрпродуктивная работа! Почему? Потому что, повторяю, у нас на выборах, кроме выборов президента, явка вообще не является обязательной: может один человек прийти - и выборы состоятся. Вы же это знаете, должны знать лучше меня! У нас явка обеспечивается в зависимости от уровня выборов: президентские - там надо 50 процентов, и эти бедные пенсионные, социальные службы уже за месяц знают, какой будет результат, муниципальные - там меньше нужно, всё уже зависит от крепости мэра и от его желания собрать свою команду, и так далее. Уважаемые коллеги, если мы с вами действительно работаем над усовершенствованием законодательства о выборах, чтобы можно было сказать: "Тут комар носа не подточит!", чтобы было доверие избирателей к самой системе, то этот закон, безусловно, надо принимать, так же как и закон, ограничивающий бессмысленное досрочное голосование, а если мы хотим дальнейшего нагнетания ситуации и роста недоверия в обществе, конечно, давайте его не принимать! Тогда, я считаю, Дмитрий Фёдорович, надо вообще принять закон о том, чтобы по наследству передавать депутатские мандаты, и возбуждать никого не будете, а так получается: участвуй не участвуй... Проблема-то в чём? Вы зачастую тратите деньги коммерсантов на выборы, а мы тратим личные - вот в чём разница! Когда я потратил свои деньги, а вы меня обставили, ну какой же... Ну можете представить степень злости, когда вы собственные деньги тратите на выборы, а в это время глава администрации собирает в налоговой инспекции и говорит: "Так, Петя, у тебя оборот такой-то - ты должен 50 тысяч. Ваня, у тебя побольше, - ты 100 тысяч". Потом через недельку собирает: "Петя, ты ещё не перевёл деньги - у тебя будут гости". Я вам могу представить записи таких разговоров. Всё это о чём говорят? Что вы очень далеки от реально происходящих на избирательных участках процессов, поэтому вы не можете понять, в чём смысл, замысел такого закона. Поймите, сохранять власть, безусловно, надо, но её надо сохранять другими методами, не искусственным рисованием, а у нас ведь сегодня во многих регионах идёт жёсткое рисование, понимаете? А жёсткое рисование в условиях ухудшения экономической ситуации, сокращения рабочих мест, ухудшения социальной ситуации ведёт к отторжению власти, понимаете? Нельзя этого допускать! Считаю, что этот закон, вообще-то, безвредный, он просто наводящий. И я вам скажу, что большая часть работников пенсионных и социальных служб, если мы его примем, перекрестится и скажет: "Ну наконец-то хоть этим не будем больше заниматься!" А то заработная плата у работников пенсионных служб самая маленькая, а у них, кроме полномочий по пенсионерам, ещё шесть дополнительных полномочий, которые мы с вами на них законами навесили, плюс на каждых выборах это ваша основная рабочая сила, которая обеспечивает агитационную и другую работу. Коллеги, те, кто хочет справедливых выборов и отсутствия Болотных, должны смело поддержать этот закон, те, кто не хочет, не будут его поддерживать! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, рассмотрим этот законопроект и потом четыре законопроекта по сокращённой процедуре. Согласны? Согласны. Руденко Андрей Викторович от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". РУДЕНКО А. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Я думаю, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" поддержит - мы уже определились - данный законопроект, но хочу сказать несколько слов в защиту Дмитрия Фёдоровича, он, конечно, улыбается, когда оппонирует всем нам, представителями оппозиционных партий. Понятно, что не надо здесь копья ломать - надо просто подготовить кодекс избирательный, и, когда будет встреча всех руководителей фракций с Президентом Российской Федерации, положить этот избирательный кодекс от трёх оппозиционных партий ему на стол и попросить посмотреть. Ну это так, образно говоря. Любой закон, конечно, партия власти будет отвергать, потому что мы все прекрасно знаем, сталкиваемся на местах, видим уровень подготовки некоторых глав муниципальных образований. И хочу вам сказать следующее: главе муниципального образования проще, чем обходить эти избирательные участки, чем проводить определённую работу по голосованию... Те, кто участвует в избирательных кампаниях, знают прекрасно, что рейтинги правящей партии всё равно не превышают 40 процентов, надо просто немножко поработать и сделать 50, 55, 60 процентов. Но многим лень это делать, поэтому и возникают такие ситуации в некоторых районах. Например, в одном районе неожиданно все заболели, к 16 часам явка была 8 процентов, а к 18 часам она уже стала 24 процента благодаря переносным урнам. Когда мы сделали запрос в краевую избирательную комиссию, там разбирались, рассматривали на заседании комитета и нам сказали: вы знаете, резко ухудшилась погода в этот момент, магнитные бури, поэтому очень плохо почувствовали себя граждане данного района и пришлось всем голосовать на дому - вот явка и выросла. Мы, конечно, посочувствовали нашим гражданам, которые так плохо себя чувствовали, но решили проверить всё-таки возраст граждан - оказалось, достаточно молодые люди, 20-30 лет, и у меня опасение возникает за граждан Российской Федерации, которые уже в 30 лет себя плохо чувствуют. А те граждане, о которых говорит Дмитрий Фёдорович, в основном очень активны, они приходят на избирательные участки, голосуют, причём ходят стабильно, но, к сожалению, их голоса куда-то пропадают - мы всё это видим, всё это знаем. Поэтому мы можем, конечно, бесконечно ломать копья и тратить драгоценное время друг друга. Обращаюсь к коллегам из фракции КПРФ: давайте совместно сделаем избирательный кодекс и положим президенту на стол, может быть, тогда что-то сдвинется. Спасибо за внимание, коллеги. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Поневежский Владимир Александрович. ПОНЕВЕЖСКИЙ В. А. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не поддерживает данный законопроект, предлагающий изменить статью 66 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", дополнив её требованиями о том, что граждане должны подтверждать соответствующими документами уважительную причину невозможности явиться в помещение для голосования для реализации активного избирательного права. В противном случае избирательная комиссия признаёт причину невозможности явки на избирательные участки неуважительной и на этом основании отказывает в проведении голосования вне помещения для голосования. Полагаем, что данный законопроект недостаточно обоснован, не корреспондируется с другими законодательными актами, регламентирующими порядок проведения голосования в аналогичных обстоятельствах, и ограничивает в первую очередь конституционные права инвалидов, что противоречит международным правовым нормам, а также, самое главное, позиции Конституционного Суда, прямо выраженной в постановлении от 15 апреля 2014 года № 11-П: "Федеральный законодатель... не вправе создавать необоснованные препятствия для реализации прав граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, допускать искажение конституционных принципов избирательного права, отмену или умаление самих принадлежащих гражданам Российской Федерации избирательных прав с тем, чтобы они не утрачивали своё реальное содержание". Как я уже сказал, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в связи с этим не поддерживает данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Шерин Александр Николаевич. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, уважаемый Дмитрий Фёдорович! Очень приятно, что комитет снова аргументирует непринятие поправок исключительно защитой прав наших граждан. Как вы уже сказали в своём пояснении, вы печётесь исключительно о тех людях, которые в силу возраста, здоровья, каких-то других ограничений не смогли прийти на избирательные участки. Я думаю, что та партия, которая находится у власти, имеет большинство, не может быть поддержана этими людьми, так как не созданы для них те условия, которые предотвратили бы такое массовое заболевание на дому во время голосования. Значит, плохо работает программа "Доступная среда", значит, люди некачественно питаются, не вовремя получают качественное медицинское обеспечение, раз 800 человек по состоянию здоровья не могут прийти на избирательные участки. Наша партия, ЛДПР, предлагала свою альтернативу, мы предлагали дать возможность проголосовать гражданам Российской Федерации с 16 лет - это наиболее энергичные, наиболее здоровые, наиболее подвижные избиратели Российской Федерации - но к сожалению, поскольку большинство считает, что эти люди ещё не готовы делать осознанный выбор, не приняли нашу инициативу. Я думаю, что многие поправки, которые сегодня предлагает оппозиционная партия, были бы приняты, если бы у нас действовала одна простая норма: одна политическая партия не может в Государственной Думе или в иных других парламентах иметь более 50 процентов голосов. И тогда все бы навсегда успокоились, и главы субъектов Российской Федерации перестали бы между собой соревноваться, кто больше даст процентов. Мы, естественно, поддержим это предложение, мы прекрасно понимаем, что все наши поправки ни в коем случае не ущемляют прав избирателей, как не ущемляют и прав наших политических конкурентов. Правда, к сожалению, когда законодательство о выборах депутатов Государственной Думы меняется: сначала Дума формируется на 100 процентов пропорционально, потом политическая ситуация ухудшается, чувствуется падение рейтинга и снова вводятся одномандатные округа - в этом никто не видит ущемления прав граждан Российской Федерации, которые являются представителями иных политических партий. Когда вводятся нормы муниципального фильтра по выдвижению кандидатов в губернаторы и право ставить за них подписи предоставляется только депутатам, а рядовые граждане Российской Федерации практически не участвуют в этом процессе - коллеги тоже не видят ущемления прав граждан. Много других примеров, когда не видят ущемления прав наших избирателей. Но, к сожалению, ещё раз повторю, очень много предложений об изменении избирательного законодательства, которые будут вноситься в этом зале, будет отвергаться только потому, что большинство знает реальное положение дел и свой рейтинг. Единственная просьба: пожалуйста, вот в этот момент не перепутайте действительность с надуманными результатами голосования. Самое главное - не упустить тот момент, когда вы подумаете, что вы действительно получаете такое огромное количество голосов избирателей. Явка-то на выборы всё ниже и ниже. Мы, естественно, поддержим законопроект, и мы снова будем вносить наши законодательные инициативы. На вас мы, конечно, уже не надеемся, но мы надеемся на руководство страны, на Правительство Российской Федерации, которые увидят, услышат предложения оппозиционных партий и представят в Государственную Думу законопроект, предусматривающий внесение изменений в избирательное законодательство, от своего имени. Огромное спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Валентину Сергеевичу Шурчанову включите микрофон. Заключительное слово. ШУРЧАНОВ В. С. От имени группы авторов хочу поблагодарить всех депутатов, которые приняли участие в обсуждении, - ваша очень активная позиция позволяет рассчитывать на то, что мы всё-таки изменим это законодательство и восстановим справедливость. По статистике наблюдателей, голосование вне помещений - всё-таки в пользу партии власти. Логика такова: если бы было наоборот, такой закон они давно внесли бы и, собственно, привели бы всё в порядок. Всем большое спасибо! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Фёдорович, будете выступать? Нет. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (18 час. 00 мин. 58 сек.) Проголосовало за 201 чел.44,7 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 202 чел. Не голосовало 248 чел.55,1 % Результат: не принято Отклоняется законопроект.