Заседание № 230
24.07.2019
Вопрос:
О проекте федерального закона № 682012-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" (о порядке информирования граждан о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах и иных социальных гарантиях).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 4719 по 5015 из 5821
42-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи". Докладывает Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А., заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, в Российской Федерации в настоящее время реализуется 3 тысячи форм и мер социальной поддержки, которые касаются 600 категорий граждан, 12 форм налоговой поддержки - одним словом, 54 миллиона граждан Российской Федерации сейчас являются получателями государственной поддержки в разных формах. Это современная социальная политика России, и для нас чрезвычайно важно, чтобы люди знали об этих мерах и могли быстро и легко ими воспользоваться, законопроект именно об этом. Мы впервые устанавливаем процедуру, по которой гражданин будет получать персонифицированную информацию о предназначенных именно ему, с учётом его жизненной ситуации социальных льготах и мерах поддержки государства. При этом мы предлагаем альтернативные варианты для удобства обращения гражданина - это может быть единый портал услуг, это может быть единая телефонная линия, это могут быть территориальные органы исполнительной власти, и человек, выбирая формат, который ему наиболее удобен, может обратиться и мгновенно получить обратную связь. В Российской Федерации создана ЕГИССО - Единая государственная информационная система мер социального обеспечения. Мы её модифицируем и переводим в формат предоставления персонифицированных услуг. Условно говоря, если женщина вводит в эту систему свои данные, такие как фамилия, имя, отчество, СНИЛС, то система автоматически будет обрабатывать всю имеющуюся в отношении её информацию - по количеству детей, по датам их рождения, по уровню заработной платы - и сразу выдавать персонифицированный набор мер, которые могут быть адресованы лично ей, указывая, каким образом этими мерами можно воспользоваться, то есть сразу будет давать социальный навигатор. Я хотела бы поблагодарить Министерство труда и социальной защиты, потому что мы вместе с ними работали над этой инициативой. Это позиция, которая обеспечивает исполнение поручений по реализации послания президента: мы впервые выходим на формат оказания государственных услуг, от имени государства до обращения гражданина, формируем такую возможность. Уважаемые коллеги, полагаю, что суть законопроекта очевидна, и прошу его поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ирина Анатольевна. С содокладом выступает Татьяна Васильевна Сапрыкина. САПРЫКИНА Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов очень внимательно изучил указанный законопроект и поддержал его концепцию. По итогам работы над проектом закона комитет отмечает, что полученные замечания не имеют концептуального характера и могут быть учтены при подготовке законопроекта к рассмотрению во втором чтении. Так, в заключении Правительства Российской Федерации указывается на необходимость предусмотреть в законопроекте порядок идентификации личности при обращении граждан за получением персонифицированной информации по телефону, а Правовое управление Аппарата Государственной Думы обращает внимание на дублирование в проекте федерального закона приложений действующего федерального закона, в который вносятся изменения. Согласно финансово-экономическому обоснованию к проекту федерального закона его реализация не потребует новых, дополнительных расходов из средств федерального бюджета. Комитет по вопросам семьи, женщин и детей, как комитет-соисполнитель, а также Комитет Совета Федерации по социальной политике поддержали концепцию законопроекта. Поступили отзывы из 33 законодательных органов государственной власти субъектов Федерации - все поддерживают законопроект; от высших исполнительных органов государственной власти субъектов поступило 47 отзывов, в 46 из них выражается поддержка. В связи с изложенным комитет просит поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Васильевна. Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Терентьев Михаил Борисович. ТЕРЕНТЬЕВ М. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемая Ирина Анатольевна, одной из мер социальной поддержки инвалидов является обеспечение ТСР. Будет ли порядок информирования граждан распространяться на ситуацию, когда в связи с истечением срока использования ТСР гражданину будет предлагаться обратиться в Фонд социального страхования за приобретением нового ТСР? ЯРОВАЯ И. А. Закон несколько о другом, закон о том, чтобы гражданин имел возможность при наличии такого желания обратиться по навигатору, который был мной обозначен: телефонная связь, портал госуслуг, территориальные органы, - и получить информацию, которая его интересует, о мерах социальной поддержки. Закон касается информирования и указания пути, по которому надо пойти, чтобы в короткие сроки получить эти меры социальной поддержки. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Маринин Сергей Владимирович. МАРИНИН С. В., фракция ЛДПР. Ирина Анатольевна, будет очень полезно, если граждане смогут через систему ЕГИССО получить информацию об услугах. А даёт ли эта система возможность гражданам самим загружать актуальные документы о своём статусе, разные справки, чтобы в итоге получить наиболее полный список всех услуг? ЯРОВАЯ И. А. Система ЕГИССО - не в формате персонифицированной выдачи обратной информации, но в формате сбора сведений о социальных мерах поддержки и обработки данных СНИЛС - уже скомпонована, она существует с 2015 года, мы только донастраиваем её для решения задачи, которая связана с обработкой уже имеющейся информации и выдачей её гражданину. Почему здесь не стоит вопрос и о дополнительных затратах? Потому, что государство уже потратило серьёзные средства на создание этой системы, а мы делаем эту систему адаптивной к запросу человека. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемая Ирина Анатольевна, не находите ли вы, что люди пока не знают, на что имеют право, а ознакомившись вот в соответствии с вашим законом с возможностями, они решат такое право реализовать, и это создаст дополнительные расходы - к тем 54 миллионам человек может добавиться ещё, с моей точки зрения, до 10 миллионов. И тогда как? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Ирине Анатольевне включите микрофон. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемый Николай Васильевич, вы знаете, в чём принципиальное отличие современной социальной политики и вообще политики государства? В том, что все формы социальной поддержки гарантированы финансовым обеспечением, что бюджет Российской Федерации принимается даже с запасом, с учётом того, что и в условиях преступных санкций в отношении нашей страны, и в условиях международных экономических кризисов мы способны не просто продекларировать, а гарантировать исполнение взятых на себя социальных обязательств. И это качественное отличие современной России. И наше с вами решение сегодня - это шаг к тому, чтобы граждане как раз обязательно востребовали эти услуги, чтобы они обязательно обратились, чтобы каждый обязательно узнал о том, что именно ему, конкретному человеку, в его жизненной ситуации государство реально готово помочь и будет помогать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будут ли желающие выступить? Есть. Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шеин Олег Васильевич. Олег Васильевич, три или семь минут? Хорошо. Поставим пока три минуты, если не хватит, мы добавим. ШЕИН О. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Очень важно, чтобы не было ложного целеполагания. Есть распространённая точка зрения, что у нас в стране с избытком и льгот, и социальных выплат, но вот граждане не в курсе, какие у них есть возможности, и поэтому никуда не обращаются. Сама по себе идея создать некий навигатор, который позволил бы людям лучше разобраться, правильная, и, естественно, мы её поддержим, но проблема заключается не в этом - проблема заключается в адресности, которая у нас теперь настолько адресная, что получить эти льготы не в состоянии почти никто. Самый яркий пример - история с выплатами по ЖКХ: 18 миллионов человек, по официальным данным, имеют доход ниже прожиточного минимума, и, казалось бы, эти люди уж точно все без исключения имеют право на коммунальные субсидии, но по факту этим пользуются 2,5 миллиона человек. Посмотрим, почему это происходит. Это касается не только субсидий по ЖКХ, но и льгот 10 миллионам ветеранов труда, и очень яркий пример связан с историей оформления этих льгот и выплат: по нашим правилам эти льготы может иметь лишь человек, у которого нет долгов по ЖКХ, вроде логично, но при этом ничто не мешает коммунальным компаниям - управляющим фирмам, водоканалам, теплосетям - говорить, дескать, уважаемый гражданин, в рамках трёхлетних сроков исковой давности вы вроде нам ничего не должны, но вот мы здесь посмотрели нашу базу за 2010 год (или за 1910-й, когда электроэнергия впервые появилась в городе Москве) и увидели, что ваших платёжек нет, идите разбирайтесь, а если не разберётесь, мы напишем в соцзащиту, что вы должник. И вот именно эта система отсекает людей от социальных льгот и выплат. Мы, "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", предложили изменить это правило, изменение прошло, только оно вступает в силу лишь с 2021 года. И получается, что сегодня, например, в моей родной Астрахани люди с шести утра занимают очередь в расчётных центрах, чтобы доказать, что они ничего не должны, а многие и не могут доказать, поскольку справки и квитанции об оплате коммунальных услуг за бог весть какие прежние, нулевые годы, естественно, никто не сохраняет. Следующий пример - многодетные семьи. В моей родной Астраханской области, и не только в ней, есть правило о том, что многодетной считается лишь семья, где все прописаны вместе. Ну вот поднимите руки, пожалуйста, кто из сидящих в этом зале с супругами и с детьми, с членами семьи прописан вместе. Вот я рук не вижу, ну, видимо, есть такие люди, но немного, потому что мы все к прописке относимся как к полицейской функции, мы все к ней относимся спокойно - прописка нужна, чтобы нас найти где-то. Но есть огромная масса людей, многодетных семей, в которых одни прописаны по одним адресам, другие по другим, а бюрократические правила таковы, что в связи с этим никаких льгот, субсидий, земельных участков - ничего они не могут получить. Из-за этой вот адресности все проблемы в Российской Федерации, а не из-за того, что люди не знают своих прав. Они очень хотят, зная свои права... Немного времени добавьте, пожалуйста. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте время. ШЕИН О. В. Все возможности для того, чтобы получить информацию через Интернет, у огромной массы людей есть. Дополнительные навигаторы - вещь полезная, но проблема заключается абсолютно не в этом. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Вострецов Сергей Алексеевич. Сергей Алексеевич, вам тоже поставим три минуты, а если не хватит, добавим. Три минуты, пожалуйста. ВОСТРЕЦОВ С. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Яровая Ирина Анатольевна в целом уже всё сказала о важности данного законопроекта, при этом мне трудно не согласиться с коллегой Шеиным Олегом Васильевичем. Действительно, уму непостижимо: 3 тысячи различных льгот и форм государственной поддержки, которую получают более 54 миллионов граждан! Не берусь судить, насколько все они эффективны (мы помним, что 50 рублей было пособие по уходу за ребёнком с полутора до трёх лет, сейчас, слава богу, принято другое решение президентом), но то, что гражданин в случае наступления юридического события, например получения инвалидности или потери кормильца, не сможет сам разобраться, на какие льготы, на какую помощь может рассчитывать, это правда. Государство закладывает огромные средства поддержки, но из-за несвоевременного обращения граждан они не всегда до конца используются и возвращаются в бюджет - это, конечно, недопустимо. На устранение этого и направлен законопроект. Действительно, закон позволит получать информацию через портал госуслуг, через Интернет - у нас огромное количество продвинутых пользователей, - но многие граждане не умеют пользоваться Интернетом, и для них будет выделенная телефонная линия, по телефону можно будет позвонить и спросить. А те, у кого нет телефона (такие граждане тоже есть), смогут приехать в единый центр получения информации и написать заявление - им тоже обязательно всю информацию дадут. Более того, пошли ещё дальше: разрешили регионам информировать граждан. И я думаю, что здесь, может быть, стоит подумать над тем, чтобы установить не разрешение, а обязанность органов государственной власти в случае наступления юридического события делать это, чтобы в зависимости от того, какие льготы - федеральные, региональные, муниципальные, - соответствующие органы власти информировали граждан. Ещё раз говорю, в трудной жизненной ситуации пока человек сориентируется, пока разберётся... А если он один, сирота и так далее? Наверное, ко второму чтению можно будет об этом подумать, но Ирине Анатольевне виднее, не изменит ли это суть законопроекта. Ещё раз говорю, законопроект очень важный, необходимый. Николай Васильевич сказал, что может появиться больше льготников, - да ничего страшного! Задача на самом деле в том, чтобы у нас была адресная помощь. Нужно избавиться от ненужных льгот, как мы вот ушли от этих 50 рублей, и найти формы, которые необходимы нашим гражданам. Уверен, что данный закон необходим нашим гражданам и будет очень востребован. Несмотря, может быть, на несовершенство, он во многом улучшит ситуацию, это правда. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обращается ко всем: коллеги, давайте его поддержим и поработаем во втором чтении над поправками. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Сергей Алексеевич. Заключительное слово - Ирина Анатольевна Яровая. ЯРОВАЯ И. А. Уважаемые коллеги, хотела бы подчеркнуть, что мы даём возможность получения всех мер региональной поддержки в автоматическом режиме. Фактически мы впервые создаём унифицированный формат взаимодействия с государством по всему перечню социальных гарантий. Всем большое спасибо за поддержку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Татьяна Васильевна? Нет. Коллеги, обсуждение завершено. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 58 сек.) Проголосовало за 410 чел.91,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 411 чел. Не голосовало 39 чел.8,7 % Результат: принято Принимается в первом чтении.
Фрагмент стенограммы:
Строки с 5107 по 5112 из 5821
По ведению - Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П. Хованская по 42-му вопросу голосовала за - прошу учесть. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Будет учтено в стенограмме.