Заседание № 260

14.01.2025
Вопрос:

О проекте федерального закона № 681175-8 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части правового регулирования статуса газораспределительной организации, а также обеспечения беспрепятственного доступа к местным газораспределительным сетям при осуществлении газораспределительными организациями мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства и газоиспользующего оборудования к сетям газораспределения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2968 по 3835 из 4720
7-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные        
законодательные акты Российской Федерации". Докладывает Дмитрий Викторович      
Исламов.                                                                        
                                                                                
ИСЛАМОВ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                         
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! В 2021 году в России началась      
масштабная программа социальной газификации. Она предполагает проведение газа   
до границ домовладений в газифицированных населённых пунктах без привлечения    
средств населения. В последующем такие условия были распространены на           
медицинские и образовательные организации, а в 2024 году и на СНТ в границах    
населённых пунктов. Выполнение этих задач оказалось существенно осложнено       
тем, что с 90-х годов и по 2013 год включительно появилось значительное         
количество объектов газоснабжения, газопроводов, которые были созданы за счёт   
частных инвестиций и теперь находятся в собственности физических лиц,           
юридических лиц, и они зачастую не оформлены как положено, их эксплуатация не   
производится должным образом, притом что они являются объектами потенциальной   
опасности, и доступ к ним со стороны газораспределительных организаций, так     
называемых ГРО, для техприсоединения новых потребителей, а это необходимо для   
выполнения программы социальной газификации, затруднён. Правительством          
Российской Федерации, депутатами совместно с компаниями, ответственными за      
газоснабжение, и экспертным сообществом прорабатывались различные правовые      
конструкции, которые могли бы решить эту проблему - проблему доступа к          
частным газораспределительным сетям и их безопасной эксплуатации. В             
результате представленный законопроект предполагает, предусматривает комплекс   
мер, которые направлены на консолидацию таких сетей на базе имущества           
газораспределительных организаций. Эти меры будут стимулировать собственников   
предоставлять доступ к ним в рамках правового поля либо исключать сетевые       
объекты из числа своих активов.                                                 
                                                                                
Собственники газораспределительных сетей, которые не оказывают услуги по        
транспортировке, так называемые основные абоненты, вправе по своему выбору      
отказаться от права собственности на газораспределительные сети и их объекты,   
в этом случае в соответствии с законопроектом предусмотрена процедура           
одновременного возникновения права муниципальной собственности на указанные     
газораспределительные сети и их объекты, также собственник может передать их    
во временное владение или во временное пользование газораспределительной        
организации на срок не менее пяти лет с предоставлением права осуществления     
техприсоединения к ним, может также произвести отчуждение                       
газораспределительных сетей и их объектов в пользу газораспределительной        
организации, а также внести их в уставный капитал хозяйственного                
товарищества, в паевой фонд производственного кооператива либо в уставный       
фонд государственного или муниципального унитарного предприятия.                
Правообладатели, которые не распорядились своими сетями ни одним из             
перечисленных способов, не лишаются своего имущества и прав на него, это        
очень такой важный аспект. При этом ГРО предоставляется право обращаться за     
установлением публичного сервитута в отношении таких газораспределительных      
сетей и их объектов. Кроме того, законопроектом вводится норма о том, что       
основные абоненты обязаны обеспечить их надлежащее техническое обслуживание и   
эксплуатацию.                                                                   
                                                                                
Также законопроект вводит регулирование порядка действий органов местного       
самоуправления в случае выявления бесхозяйных газораспределительных сетей,      
определяет их обязанности по содержанию, обслуживанию таких сетей до принятия   
их в муниципальную собственность. При этом законопроект заимствует концепцию    
регулирования, которая уже реализована в законодательстве о теплоснабжении.     
                                                                                
Уважаемые депутаты, данный законопроект позволит упорядочить отношения в        
системе газораспределения, обеспечить безопасность поставок газа                
потребителям, а также будет способствовать устранению бесхозяйных газовых       
сетей и их объектов.                                                            
                                                                                
Уважаемые депутаты, прошу поддержать законопроект в первом чтении.              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Дмитрий Викторович. Присаживайтесь.              
                                                                                
С содокладом выступает Павел Николаевич Завальный.                              
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, Комитет по энергетике считает принципиально важным           
наведение должного порядка в сфере газораспределения в целях обеспечения        
надёжного и безопасного газоснабжения российских потребителей, интенсивного     
развития системы газораспределения, в том числе реализации программы            
социальной газификации.                                                         
                                                                                
Проблемы бесхозяйных систем газораспределения так называемого основного         
абонента и ряд других связаны с неурегулированными вопросами строительства в    
том числе силами самих собственников подключаемых объектов капстроительства,    
оформления прав собственности, эксплуатации газопроводов в период с 90-х        
годов по 2013 год. Зачастую такие физические и юридические лица не являются     
специалистами в области газоснабжения и не обладают компетенциями и             
возможностями, необходимыми для соблюдения всех норм законодательства в         
области безопасной эксплуатации газораспределительных сетей. Определённую       
негативную роль также сыграла прошедшая в 90-х годах приватизация               
газораспределительных сетей в монопольном виде деятельности, я об этом          
неоднократно говорил.                                                           
                                                                                
Постараюсь обрисовать масштаб проблемы. Протяжённость газопроводов в нашей      
стране составляет сегодня 1,3 миллиона километров (это 32 экватора!), из них    
192 тысячи - это магистральные газопроводы, входящие в Единую систему           
газоснабжения, а всё остальное, коллеги, 1,1 миллиона километров, - сети        
газораспределения, при этом из них межпоселковых 20 процентов, это примерно     
200 тысяч километров, а 900 тысяч километров, коллеги, это газопроводы в        
населённых пунктах. Эти сети, построенные в том числе за последние 30 лет,      
принадлежат самым разным собственникам. В старой модели газификации             
строительство поселковых сетей было ответственностью региональной и             
муниципальной власти, при этом люди и организации, чтобы ускорить возможность   
получения газа, зачастую сами решали вопрос последней мили, обеспечения своих   
домов и СНТ газом - самым дешёвым, технологически и экологически выгодным       
энергоресурсом в стране. В результате более 200 тысяч километров газопроводов   
последней мили, то есть где-то 22,5 процента всех сетей в населённых пунктах,   
находится в собственности физических и юридических лиц, не оказывающих услуги   
по транспортировке газа по ним и не являющихся публичными образованиями. Ещё    
250 тысяч принадлежит муниципальным образованиям и ГУПам. Права на многие       
созданные с привлечением частных инвестиций газопроводы вообще не               
оформлялись, и, по существу, они находятся сегодня вне правового поля, не       
являются объектами налогообложения, имеют все признаки бесхозяйных объектов и   
должным образом не содержатся. Ещё порядка 22 тысяч километров - это уже        
официально признанные бесхозяйные сети.                                         
                                                                                
Это создало риски для обеспечения надёжного и безопасного газоснабжения         
подключённых потребителей, затрудняет подключение к сетям объектов              
капитального строительства новых потребителей. Кроме того, важен тот факт,      
что газораспределение фактически является естественномонопольным, а             
соответственно, регулируемым видом деятельности и касается объектов             
повышенной опасности либо опасных производственных объектов. Например,          
"Мособлгаз" - это около 30 тысяч газопроводов, из них 40 процентов              
принадлежит так называемым основным абонентам, а 60 процентов - это             
газопроводы "Мособлгаза", который является 100-процентной собственностью        
правительства Московской области. При этом если взять анализ аварий и           
инцидентов на газопроводах за прошлый год, то увидите, что произошло 503        
аварии, из них только 103 на газопроводах "Мособлгаза", а 400, то есть 80       
процентов, на газопроводах основного абонента, но, собственно говоря,           
устраняют их специалисты "Мособлгаза", потому что собственник не в состоянии    
этого сделать. Набираешь "04", приезжает газовая служба "Мособлгаза" и          
начинает устранять аварию на объекте, который ему просто не принадлежит и не    
взят в эксплуатацию.                                                            
                                                                                
Задача данного законопроекта - системное и комплексное решение проблем          
газораспределения без нарушения прав собственности объектов силами ГРО, с       
сетями которых они непосредственно связаны технологически через консолидацию    
в рамках эксплуатации. Его принятие позволит наиболее рационально навести       
должный порядок в системе газораспределения, привести все сети к единым         
требованиям и правилам эксплуатации, обслуживания и контроля, повысить          
безопасность газоснабжения, а также ускорить реализацию программы социальной    
газификации и поможет достичь поставленной цели максимально технически          
возможной газификации к 2030 году.                                              
                                                                                
Правительство Российской Федерации и Комитет по энергетике на этапе             
подготовки к первому чтению сформулировали ряд замечаний по законопроекту,      
которые могут быть учтены при подготовке ко второму чтению. Также поступали     
замечания от газовых организаций, от представителей основных абонентов -        
поработаем с ними. Хочу обратить ваше внимание: законопроект разработан с       
участием профильных органов исполнительной власти, газовых компаний и           
экспертного сообщества, последние согласования проходили на совещаниях под      
руководством вице-премьера Александра Валентиновича Новака. На законопроект     
получено 27 отзывов из субъектов Российской Федерации, 24 из них                
положительные, три отрицательные.                                               
                                                                                
Прошу вас, коллеги, поддержать законопроект, принять в первом чтении, и мы      
наведём должный порядок в системе газораспределения в стране.                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич.                                
                                                                                
Коллеги, вопросы есть?                                                          
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Руки появились, когда я ещё не спрашивал, есть ли желающие задать вопросы.      
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич, пожалуйста.                                      
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Спасибо.                                                       
                                                                                
Павел Николаевич, вы сказали, что данный законопроект необходим для того,       
чтобы навести порядок, - здесь сомнений нет. Но не получится ли так... Вот в    
пояснительной записке сказано, что это будет способствовать, создаст условия    
для снижения тарифной нагрузки на потребителей. Мы не так давно принимали       
закон, где в принципе дали возможность монополисту проводить работы по          
обслуживанию внутридомового газового оборудования и так далее, что привело к    
колоссальному росту стоимости, в том числе тарифов. Не получится ли так, что    
мы хотим сделать благое дело, но, когда мы примем этот закон, это приведёт к    
росту тарифов для населения?                                                    
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Ну, закон по ВДГО - это отдельная тема, коллеги. Мы приняли     
законопроект в первом чтении и с ним работаем, чтобы как раз стабилизировать    
тарифы. Наше предложение - чтобы тариф был регулируемым. В части так            
называемой надбавки ГРО за транспортировку газа тариф уже регулируется. Это     
монопольный вид деятельности - тариф регулируется. И к сожалению, решение       
этих проблем, в том числе по бесхозу и по эксплуатации этих газопроводов,       
коснётся ни много ни мало, по приблизительной оценке, не менее 100 тысяч        
километров газопроводов, это, понятно, повлечёт дополнительные затраты и        
дополнительную нагрузку на ГРО, а ГРО - регулируемый вид деятельности, и        
понятно, что должны быть тарифные решения. Скажем так, вот этот законопроект    
как раз предполагает в том числе тарифные решения, но при этом таким образом,   
чтобы не было резкого роста тарифов, чтобы применялся механизм сглаживания,     
чтобы в следующем периоде начать решать проблему. Причём в тарифе, в            
стоимости газа для потребителя надбавка ГРО составляет не больше 8-10           
процентов, и даже небольшой рост тарифов ГРО для решения этой проблемы не       
приведёт к значительному росту тарифов для потребителей в целом. Если даже      
это будет происходить, как правило, это создаст нагрузку на прочих              
потребителей, то есть кроме населения, мы так делаем при решении вопроса        
газификации, там инвестиционная составляющая, надбавка ГРО до 35 процентов,     
субъект Федерации принимает решение и так далее.                                
                                                                                
Так что рост тарифной нагрузки будет, да, без этого просто невозможно эту       
проблему решить, но он будет регулируемый, умеренный, решение будет             
приниматься на уровне субъекта Федерации.                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Алёхин Андрей Анатольевич.                                                      
                                                                                
АЛЁХИН А. А., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Уважаемый Дмитрий Викторович, как вы смотрите на то, чтобы навести порядок      
после приватизации 90-х в этой отрасли, вернуть газораспределительные сети и    
их объекты, как и всё жилищно-коммунальное хозяйство, в собственность           
государства или муниципальную собственность? ЖКХ в настоящее время фактически   
стало стратегической отраслью. Не должен потребитель платить концессионерам и   
прочим частникам за пользование природными богатствами. Крупные                 
инфраструктурные проекты, такие как газификация страны, не решаются за счёт     
частных компаний.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Исламову включите микрофон, пожалуйста...        
                                                                                
Вы ответите, Павел Николаевич?                                                  
                                                                                
Депутату Завальному включите.                                                   
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Да, я, как человек, всю жизнь проработавший в газовой           
отрасли, отвечу на этот вопрос.                                                 
                                                                                
Коллеги, приватизация газораспределительного комплекса была ошибкой, это        
касается сетевого комплекса, я называю это даже преступной ошибкой, потому      
что это монопольный, регулируемый вид деятельности. По сути, в системе          
газораспределения сложилась смешанная форма собственности. Вот, как я сказал,   
у нас 1 миллион 270 тысяч километров газопроводов, из них межпоселковых 20      
процентов, 200 тысяч километров газопроводов, там, как правило, собственник     
"Газпром" и его подразделение "Газпром межрегионгаз", а 900 тысяч километров    
газопроводов поселковые, там смешанная собственность - муниципальная            
собственность, региональная собственность (где-то 250 тысяч километров).        
Собственность "Газпрома" - это где-то 42 процента, 380 тысяч километров         
газопроводов, но в то же время больше 200 тысяч километров создано частными     
инвесторами за собственные деньги. Как правило, это так называемая последняя    
миля - строительство газопровода от газовой сети до собственного дома или для   
СНТ, когда люди хотели с опережением графика газификации получить газ. И вот    
эта собственность была создана до 2013 года, на протяжении 23 лет, и с этой     
собственностью надо что-то делать, потому что там нет должной эксплуатации,     
именно об этом сейчас идёт речь. Законопроект направлен на то, чтобы навести    
порядок с вот этими 100 тысячами километров газопроводов, которые, как          
неприкаянные, эксплуатируются, чтобы их эксплуатировала профессиональная        
лицензированная организация в виде ГРО, так как они сами не в состоянии это     
сделать или не хотят по разным причинам это делать. Вот о чём идёт речь, не     
более того. Надеюсь, я ответил на ваш вопрос.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович.                                                  
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемый Павел Николаевич, ну, вопрос из нескольких             
составляющих.                                                                   
                                                                                
Первый момент. Муниципалитеты обязаны сейчас, скажем так, бесхозные сети        
оформлять на себя, всю технологическую документацию, всё прочее, причём         
непонятно, за счёт каких средств, это же поселение, там денег не так много.     
Там есть хитрая оговорка, что это может быть в тариф включено и так далее.      
                                                                                
Второй момент. Вот что такое умеренный рост тарифов в результате принятия       
этого законопроекта - 10 процентов, 20 процентов?                               
                                                                                
Ну и третий момент - механизм выкупа потенциально инвестиционно                 
привлекательных сетей. Ну, грубо говоря, вот пять человек построили в расчёте   
на то, что посёлок из ста новых домов будет подсоединяться, а сейчас            
"Газпром" говорит: нет, мы заберём теперь эту трубу, будем сами на ней          
зарабатывать и за технологическое присоединение будем деньги с вас брать, ну    
и за всё остальное, собственно, и никакой компенсации особенно не               
предусмотрено. То есть либо откажись от собственности, либо отдай в аренду за   
три копейки - ну, так или иначе это всё равно окажется в собственности          
"Газпрома", мы это прекрасно понимаем. Всё-таки механизм выкупа как основной,   
я не говорю про завышенную цену, хотя бы вот по варианту... (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Ну, в одном вопросе три вопроса.                                
                                                                                
Вопрос затрат муниципальных образований, ГУПы, МУПы... Коллеги, сегодня наши    
муниципальные образования и региональные ГУПы несут многомиллиардные затраты    
на эксплуатацию тех газопроводов, которые были построены. 210 тысяч             
километров газопроводов только "Газпром" берёт на техническое обслуживание и    
получает за это плату - не через тарифные решения в части оплаты стоимости      
газа, а из бюджета выделяются деньги, которые направляются газовым компаниям    
за эксплуатацию этих газопроводов. 210 тысяч километров газопроводов            
эксплуатируется таким образом. Да, затраты будут по бесхозу, нужно привести     
газопроводы в порядок и потом передать газораспределительным организациям в     
эксплуатацию с тарифными решениями, чтобы потом за счёт тарифа их дальше        
содержать, такие решения будут. Но сегодня у региональных и муниципальных       
субъектов есть право через программу энергосбережения выделять средства, для    
того чтобы финансировать как раз вот эти работы по борьбе с бесхозом, - это     
касается не только газовых сетей, но и других вопросов, такая возможность       
есть. Да, потребуются деньги из бюджета на проведение этой работы, но, опять    
же, эту работу надо начинать и эту работу надо проводить. Мало того,            
стоимость затрат может быть и выкупной стоимостью этих газопроводов в случае    
продажи потом их ГРО, соответственно, будут учтены в тарифе источники для       
этого приобретения. То есть механизмы можно найти, и законопроект, как          
механизм, позволяет это делать. Да, затраты будут.                              
                                                                                
Что касается компенсации затрат тем, кто построил. Во-первых, те, кто           
построил, свою задачу решили - получили самый дешёвый энергоресурс.             
Во-вторых, есть анализ по основным абонентам, когда газовые компании            
обращались по вопросам подключения к газопроводам: отказы приходят только в     
10 процентах случаев, и только в 5 процентах случаев требуют компенсацию.       
Если взять, допустим, практику "Мособлгаза", то по физическим лицам отказ в     
подключении - 1,2 процента, по юридическим лицам - 2,4 процента. То есть        
практически единицам отказывают, единицы требуют компенсации, до 5 процентов,   
в целом такая статистика. При этом подключение обязаны обеспечить согласно      
закону: ГРО обращается в суд, суд согласно закону обязывает дать возможность    
подключения отдельных потребителей, 96 процентов таких требований суды          
удовлетворяют, отказ может быть обусловлен только пропускной способностью       
данного газопровода. Так что суды иски о подключении удовлетворяют. При этом    
собственники этих газопроводов могут обратиться в суд и потребовать             
компенсации от всех, кого подключили, для того чтобы компенсировать часть,      
долю затрат на строительство этого газопровода, такая практика тоже есть,       
сложилась.                                                                      
                                                                                
В данном случае речь идёт не о собственности, в данном случае речь идёт о       
наведении порядка в эксплуатации, консолидации управления, эксплуатации         
газопроводов в целях обеспечения безопасности и надёжности поставок, о          
решении вопроса о техприсоединении на общих для всех условиях. Справедливость   
для всех, а не для отдельно взятых.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Тумусов Федот Семёнович.                                                        
                                                                                
ТУМУСОВ Ф. С. У меня вопрос к Павлу Николаевичу.                                
                                                                                
Уважаемый Павел Николаевич, видимо, проблема, которую решает данный             
законопроект, выскочила в связи с расширением масштабов газификации у нас в     
Российской Федерации. Ну вот у меня вопрос. Раньше, когда проводили             
газификацию, иногда говорили: денег нет, сами проводите трубопровод, тогда мы   
вам газ дадим, и люди иногда брали на себя эти обязательства. Вот они стали     
собственниками газопровода, а сейчас, значит, к ним приходят без разрешения,    
подключаются. Как решается вопрос о компенсации затрат, которые понесли         
собственники этих газопроводов, как это будет компенсироваться, когда будет     
газ проходить, эксплуатация и прочие дела?                                      
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Основная проблема сейчас не в компенсации затрат отдельным      
собственникам, которые требуют компенсации и которых всего меньше 5 процентов   
всех собственников, скажем так, основных абонентов. Основная проблема, это 80   
процентов случаев, возникает тогда, когда собственники (физические лица,        
юридические лица, где-то 100 тысяч принадлежит физическим лицам, 100 тысяч -    
юридическим лицам) построили газопроводы и хотят их передать ГРО                
безвозмездно, просто передать эти газопроводы, а ГРО не принимает, потому что   
нужны тарифные решения, потому что возникают затраты на эксплуатацию и нужны    
тарифные решения, а возможности такой нет. И постоянная дилемма: пока ФАС не    
даст тариф, они не принимают, а ФАС не удовлетворит, пока не примут. Проблема   
даже не в том, чтобы компенсировать отдельным 5 процентам собственников         
затраты, которые они понесли, а в том, как законным путём передавать эти        
активы, газопроводы, отчуждать их в пользу ГРО, для того чтобы они потом        
могли их эксплуатировать. Физическое лицо построило газопровод к своему дому    
- зачем ему этот газопровод, оно готово сразу передать его, чтобы только        
иметь газ и не нести бремени содержания, ведь кроме всего прочего это ещё       
опасный производственный объект. Человек хочет передать, но он не может         
передать, потому что нет механизма. Он передаёт через муниципальное             
образование, там, разными способами, пытается за рубль продать - ГРО не         
покупает, потому что за рубль купить можно, но потом налоговая придёт и         
скажет: ребята, вы за рубль купили то, что стоит миллион, давайте платите       
налог на прибыль, НДС и всё остальное, то есть возникают налоговые риски, и     
ГРО на это не идут. Поэтому нужно создать механизм, чтобы можно было законно    
передавать газопровод в ведение ГРО - в эксплуатацию, во владение,              
пользование или, там, в уставный капитал, чтобы дальше уже специализированная   
организация могла безопасно и надёжно эксплуатировать этот газопровод в         
интересах всех. Вот в чём вопрос.                                               
                                                                                
А компенсация - как я сказал, любой собственник может пойти в суд, подать в     
суд на тех, кого подключили к этому газопроводу, и получить компенсацию, долю   
затрат на этот газопровод. Такая практика есть, они этим пользуются, кому не    
хватает денег на что-то, скажем так... Кроме того, есть механизм аренды. Есть   
такие случаи: люди взяли кредит - ГРО может взять газопровод в кредит,          
возмездный кредит, платить деньги, чтобы эти деньги являлись источником для     
погашения этого кредита. То есть механизмы могут быть разные. Но данный         
законопроект не решает вопроса о праве собственности, правом собственности      
распоряжается каждый собственник, здесь речь идёт о консолидации                
эксплуатации, управления. Но если в рамках решения собственника                 
предполагается отчуждение газопровода, такой механизм сейчас                    
предусматривается. Без наличия этого механизма это сделать было просто          
невозможно. Или очень сложно.                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Матвеев Михаил Николаевич.                                                      
                                                                                
МАТВЕЕВ М. Н., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Законопроект налагает на муниципалитеты обязательства по принятию и             
обслуживанию газовых сетей. Вот у нас в Самарской области есть частный          
монополист СВГК, есть "Газпром". Сейчас в рамках наведения порядка в этой       
сфере муниципалитеты начали расторгать соглашения с частной компанией о         
содержании газовых сетей, уже более 20 муниципалитетов расторгли. И возникает   
вопрос: ведь газ требует ещё и безопасности, а как муниципалитет, не имея       
специалистов, не имея оборудования, может поддерживать безопасность подачи      
газа? Вот в такого рода ситуациях, когда речь идёт не о бесхозных сетях, а о    
передаче собственности, скажем о национализации, как это будет обеспечиваться   
и может ли это работать? Это первый вопрос.                                     
                                                                                
И второй: один дом может выбрать две ГРО или нет?                               
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Ну, начну со второго.                                           
                                                                                
Только та ГРО должна эксплуатировать сети, к которой они примыкают, потому      
что никому не нужна опять эта "колбаса": здесь отвечает один, здесь - другой,   
ответственность размыта, а труба одна, газ один, потребители одни. Только те    
ГРО, к которым примыкают данные газопроводы, должны эксплуатировать эти         
газопроводы. На разных условиях - через аренду, через договор безвозмездного    
использования, через публичный сервитут, если какие-то другие решения           
приняты, то через новый механизм, который предусматривается данным              
законопроектом.                                                                 
                                                                                
Теперь что касается собственно муниципалитетов. Как я сказал, порядка 250       
тысяч газопроводов сегодня принадлежит МУПам и ГУПам. Муниципалитет, как        
собственник, должен организовать эксплуатацию. Сам он не может, потому что      
надо организовать компанию, получить лицензию, так как газопровод среднего      
давления - это уже особо опасный производственный объект. Поэтому он и          
вынужден заключать с ГРО - с любой ГРО, не только с той, к которой прилегают    
данные сети, - договор на техническую эксплуатацию и платить за это деньги,     
нести затраты из бюджета. Есть вариант взятия этих сетей в безвозмездное        
пользование, такой вариант есть, но при этом должно быть тарифное решение, в    
тарифе эти затраты ГРО регулятором должны быть учтены. Как правило,             
сдерживание тарифа не выше инфляции приводит к тому, что это невозможно,        
поэтому возникают коллизии, такие проблемы есть. Коллеги, ведь мы, когда        
решаем проблему теплоснабжения через концессию, допускаем рост тарифа выше      
инфляции в этот период, чтобы обеспечить надёжное теплоснабжение, - здесь тот   
же самый случай. Если мы хотим надёжного газоснабжения, мы должны дать          
регулятору в субъекте Федерации возможность даже где-то пробить тариф выше      
инфляции, чтобы компании, которые эксплуатируют газопроводы, могли и решить     
проблему с бесхозом, и обеспечить надёжную эксплуатацию тех газопроводов,       
которые сегодня, по сути, никак не эксплуатируются. А ведь эти газопроводы      
стареют, им уже как минимум больше десяти лет, а то и 30 лет, срок полезного    
использования любого газопровода - 30 лет, эти газопроводы надо                 
ремонтировать, тем более тогда и полиэтилена не было, был просто металл, они    
просто ржавеют без защиты.                                                      
                                                                                
Давно надо было это сделать, хорошо, что сейчас мы наконец-то нашли разумное,   
целесообразное решение, как это можно сделать. И в рамках этого закона, этого   
решения мы решим и проблему с этой муниципальной собственностью, региональной   
собственностью, чтобы всё финансировалось через тарифы, не из бюджета.          
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мархаев Вячеслав Михайлович.                                                    
                                                                                
МАРХАЕВ В. М. У меня достаточно короткий и простой вопрос. Гипотетически        
представляю аналогичную ситуацию в условиях советского времени - ну никак не    
представляется! У меня вопрос: каким образом за 35 лет деятельности             
современной России до сих пор присутствуют, как обозначено в законопроекте,     
выявляются бесхозные газораспределительные сети и объекты? В данном случае о    
какой безопасности может быть речь?                                             
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Как бесхоз образуется? Человек, физическое лицо, строит себе    
газопровод, а право собственности не оформляет. В 90-е годы вообще не было      
оформления права собственности, кадастровое оформление права собственности      
появилось только в нулевых, и то во второй половине, и надо было собрать        
исполнительную документацию, пойти и зарегистрировать, отвести землю, начать    
платить налоги: налог на имущество, налог на землю. Понятно, что никто не       
хочет этого делать, а газопровод лежит, газ по нему идёт - не отключишь. Вот    
как формируется: с одной стороны, есть собственник, с другой стороны,           
правовые отношения не оформлены, то есть имеются все признаки бесхоза. Вот      
так всё это создавалось.                                                        
                                                                                
Некоторые, допустим, там, где необходимо провести газ в СНТ, делали             
некоммерческое партнёрство, сбрасывались деньгами, строили газопровод,          
заказывали проект, оформляли право собственности, потом обязаны были его        
эксплуатировать, но для того, чтобы эксплуатировать, надо из некоммерческого    
партнёрства преобразоваться в газораспределительную организацию,                
зарегистрировать в ОКВЭДе вид деятельности, монопольный вид деятельности -      
транспортировка газа, пойти в ФАС, получить тариф и за прокачку газа по этому   
газопроводу. Это тоже не делалось, потому что это накладно, это хлопотно, для   
этого нужны компетенции, нужны организация, специалисты и всё остальное,        
поэтому, как правило, не делалось, а собственник есть, газопровод есть,         
должным образом не эксплуатируется. Хорошо, когда этот газопровод передаётся    
в безвозмездное пользование, как правило, передаётся в газораспределительную    
организацию, к которой прилегает данный газопровод, но не всегда это            
делалось. И в том же "Газпроме" 68 тысяч газопроводов в регионах, в зоне его    
деятельности, находятся непонятно где, никем не эксплуатируются, просто по      
ним газ идёт, и всё. С одной стороны, есть собственник, с другой стороны,       
никто не отвечает за безопасность эксплуатации этих газопроводов. Поэтому,      
ещё раз говорю, этот проект закона как раз направлен на то, чтобы такого не     
было, чтобы все газопроводы эксплуатировались специализированными               
организациями, чтобы эти затраты были учтены в тарифе, чтобы от этого,          
извините, бардака уйти.                                                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемый Павел Николаевич, учитывая, что вы и соавтор, и содокладчик, вам      
вопрос. Вы знаете, регуляторная гильотина разве отменила правила эксплуатации   
газовых установок? Я не понимаю, кто в бесхозную установку подаёт газ или в     
целые сети? У меня было 20 обращений другого порядка - скажем, пригородное      
СНТ за свой счёт, причём там по 5 тысяч собственников, построило до ГРП сети,   
а им говорят: пока не отдадите нам, не подключим. Вот это сплошь и рядом,       
понимаете? Поэтому мне кажется, что этот закон какой-то немножко странный.      
                                                                                
И второй вопрос. Скажите, пожалуйста, а почему?.. Вы же в рыночных отношениях   
- давайте национализируем "Газпром". Я вас уверяю, у нас возникнет куча денег   
лишних, которые мы с вами можем пустить и на газификацию, и на всё остальное,   
но только порядок... (Микрофон отключён.)                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Николаевич.                             
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Возникает этот замкнутый круг, или заколдованный круг.          
Хорошо, примем решение по тем собственникам, которые хотят компенсации затрат   
(они составляют менее 5 процентов), компенсировать затраты, и тогда 95          
процентов собственников, которые до этого передали безвозмездно эти             
газопроводы в ГРО, к которой примыкают, потому что им газопровод не нужен, им   
газ нужен, они построили, свою проблему решили, скажут: ага, вы им              
компенсируете, теперь задним числом компенсируйте и нам. Вы знаете, что закон   
обратной силы не имеет, в данном случае тоже. Сейчас принято решение, чтобы     
подключать бесплатно, осуществлять социальную газификацию, и собственник        
говорит: "О, значит, мы за деньги, а вы бесплатно - нет, давайте нам            
компенсацию". Такое бывает, но, к счастью, крайне редко. Вот "Мосгаз",          
пожалуйста: 2 процента требуют компенсацию, остальные компенсации не требуют,   
наоборот, просят забрать с богом эти газопроводы, избавить их от этих           
газопроводов, от этой опасности, им нужен безопасный газ, надёжный, и всё       
остальное, не более того.                                                       
                                                                                
То есть этот закон решает массу проблем, но при этом, понятно, те               
собственники, которые хотят компенсацию, - пожалуйста, пусть идут в суд,        
предъявляют своим коллегам, соседям претензии, что вот вы, мол, получили, вас   
присоединили, а мы построили этот газопровод. И суды будут принимать решения    
в пользу таких собственников, скажем так, будь то физические лица,              
юридические лица. По физическим лицам сейчас, кстати, только по согласию        
подключение, с 2027 года будет уже, как и для юридических лиц, без согласия,    
согласие не спрашивается, как говорится. А если будет отказ, то через суд,      
потому что справедливость для всех одна - все имеют право подключиться, так     
как это монопольный стратегический вид деятельности, и надо это учитывать,      
коллеги, более того, это опасные производственные объекты.                      
                                                                                
Здесь своя специфика, она должна учитываться в том числе инвесторами,           
частниками, кто строил, так сказать, последнюю милю, решал свою проблему и      
так далее и так далее. Поэтому, Николай Васильевич, надо просто больше          
погрузиться в этот закон, почитать более глубоко и внимательно. Вы человек      
умный, грамотный, инженер - разберётесь, я уверен.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Павел Николаевич, ещё раз: некоммерческое партнёрство, СНТ      
или просто группа товарищей построили за счёт своих средств газопровод, ну,     
определённый километраж. Потом им говорят: передайте, пожалуйста, это           
бесплатно. Им никто компенсировать убытки, ну, не убытки, а их расходы не       
будет? Это первый вопрос.                                                       
                                                                                
Второй вопрос. В отношении тех, кто хочет передать безвозмездно, будут ли       
какие-то требования, чтобы они свой газопровод, который они, как вы говорите,   
плохо эксплуатировали, привели в нормативное состояние, несли ещё               
дополнительные расходы? Вот два вопроса.                                        
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Что касается СНТ, у нас есть развилка. Принято решение о        
догазификации СНТ в границах населённых пунктов, по сути речь о правах          
жителей, которые проживают в СНТ, при наличии земли в собственности и дома в    
собственности в населённом пункте. И встал вопрос: как присоединить через все   
сети, которые не принадлежат ГРО, данных потребителей? Задача стоит, закон      
обязывает: да, надо присоединять между ГРО и потребителем эти газопроводы,      
присоединительные ГРП, ШРП и всё остальное. Как это сделать? СНТ, как           
правило, поверьте мне, эти газопроводы не нужны. Кроме проблем и издержек,      
эти газопроводы для СНТ ничего не создают - их надо содержать,                  
эксплуатировать. Это как с электрическими сетями, вот сейчас по электрическим   
сетям по всем СНТ принято волевое решение "Россетями": безвозмездно эти сети    
принимаются в том состоянии, в каком они есть, значит, в ТСО, дальше            
наводится по ним порядок, проводят их эксплуатацию. СНТ же, гражданам,          
проживающим в СНТ, что нужно? Электроэнергия, счётчик электроэнергии, и здесь   
- счётчик и газ. Им не нужны газопроводы, которые, кроме проблем, ничего не     
создают, поэтому, как правило, все они с удовольствием их передают, кроме       
застройщиков. Есть отдельная категория собственников - застройщики, которые     
строят объекты ИЖС, создают инфраструктуру, продают землю и на этом             
зарабатывают, а потом хотят заработать ещё на подключении, на эксплуатации      
газопроводов, сетей и всего остального, такие тоже есть. Это бизнесмены,        
предприниматели, как правило, они пишут много писем о том, что их права         
ущемляются. Ничьи права не ущемляются.                                          
                                                                                
Закон не про права собственности. Пожалуйста, можешь оставлять это всё в        
собственности, можешь продавать, можешь, как хочешь, распоряжаться. Это         
вопрос консолидации эксплуатации и управления. Ты должен определиться: либо     
передать в эксплуатацию, безвозмездное пользование или в аренду, возмездную     
или безвозмездную, как договоришься, если нет - публичный сервитут, но должна   
быть эксплуатирующая организация, которая надлежащим образом будет              
эксплуатировать; либо само некоммерческое партнёрство должно преобразоваться    
в ГРО, в газораспределительную организацию, получить коды ОКВЭД, получить       
лицензию на право эксплуатации опасного производственного объекта и потом       
должным образом, неся затраты, получив тариф ФАС, эксплуатировать газопровод,   
получать за прокачку газа в том числе амортизацию для возврата своих            
инвестиций. Подход для всех один, Гражданский кодекс для всех один. Как         
юридические лица, некоммерческие партнерства от ГРО ничем не отличаются с       
точки зрения гражданского права, права собственности и так далее. По-другому    
не работает.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лисовский Сергей Фёдорович, пожалуйста.                                         
                                                                                
ЛИСОВСКИЙ С. Ф., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, понятно, что порядок с сетями наводить надо, но то, что у    
нас сети такие запутанные - это, в общем, проблема "Газпрома". Могу сказать,    
что, когда я сам занимался бизнесом, таких препон, которые создал мне           
"Газпром", мне не создавал никто. Более того, у меня было много тендеров, и     
"Газпром" всегда предлагал расценки в 2-2,5 раза выше. Ни разу "Газпром" не     
выиграл ни одного тендера. Более того, он делал всё, чтобы я не мог нанять      
других поставщиков или подрядчиков. Но это другой вопрос.                       
                                                                                
А мой вопрос такой: вот как вы, как юрист, определите новую категорию           
передачи собственности? Вы предлагаете передавать собственность - не            
национализировать в пользу государства, что было бы понятно, - акционерной      
компании, которая зарабатывает деньги, у неё заработок прибыли является         
основным. Есть такой термин у нас юридический? Вы говорите, что есть выбор, а   
выбора нет, потому что вы предлагаете безусловный сервитут.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Павел Николаевич.                             
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Я ещё раз говорю, любой, кто хочет возврата инвестиций, может   
преобразоваться в газораспределительную организацию, зарегистрировать вид       
деятельности по ОКВЭД, получить лицензию на право эксплуатации опасных          
производственных объектов, пойти в ФАС, получить тариф на прокачку газа и       
получить возврат инвестиций, компенсацию всех расходов по эксплуатации в        
соответствии с теми требованиями регулирования, которые есть в нашей стране.    
Это касается всех ГРО. У нас 224 ГРО в стране. Из них "Газпром" присутствует    
в 80 и только в 60 имеет контрольный пакет.                                     
                                                                                
Была приватизация, и "Газпрома" практически не стало в системе                  
газораспределения. Допустим, "Мособлгаз" - 100 процентов собственность          
московского правительства. Есть частная собственность. В моём                   
Ханты-Мансийском округе 14 газораспределительных организаций, в Самарской       
области - пять организаций, в Московской области - то ли порядка 20,            
по-моему, то ли 14, уже не помню, и они разной формы собственности. При чём     
здесь "Газпром", вообще не понимаю.                                             
                                                                                
"Газпром" пытается с 2005 года консолидировать эти активы. Это очень сложно     
сделать, потому что есть ООО, есть акционерные общества, там есть               
миноритарные акционеры. Как только приходит "Газпром", сразу изменяется цена    
акций на порядок. У "Газпрома" просто нет денег, чтобы купить контрольный       
пакет в этих так называемых ооошках, гээрошках, чтобы как-то восстановить       
контроль над системой газораспределения, государственный контроль через         
госкомпанию. Это очень сложная задача, потому что каждый частный собственник    
имеет свой интерес.                                                             
                                                                                
При этом принято решение о новой модели газификации, где "Газпром" строит до    
участка земли, до забора сейчас газопроводы, причём неважно, какая там ГРО,     
какой формы собственности, - "Газпром" везде инвестирует. Я взял информацию,    
справку: только за последние пять лет инвестиции составили 472 миллиарда        
рублей. "Газпром" строит и межпоселковые, и поселковые газопроводы, и           
газопроводы непосредственно до забора. И также сейчас пошла программа по СНТ    
в границах населённых пунктов. В прошлом году "Газпромом" было потрачено на     
социальную газификацию 146 миллиардов рублей. В этом году планируется 187       
миллиардов, несмотря на то что сейчас финансовое состояние "Газпрома" не        
совсем хорошее, скажем так, в связи со снижением экспорта. В то же время эта    
программа реализуется.                                                          
                                                                                
Таким образом, тут разные вопросы. Давайте всё-таки говорить по существу,       
касательно данного закона и наведения порядка в системе газораспределения,      
перспективы масштабной газификации, скажем так, в продолжение достижения        
целевых показателей. Данный закон именно на это направлен, чтобы все эти        
проблемы наконец-то начать решать, а не замалчивать их.                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич. Присаживайтесь.                
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить?                                           
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Поскольку время приближается к 16 часам, у меня просьба - по одному             
выступлению от фракции.                                                         
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Куринный Алексей Владимирович, пожалуйста.                                      
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. Уважаемые коллеги, бардак в системе действительно надо           
прекращать. Ну, что предполагается? Предполагается перераспределить, так или    
иначе передать газовые сети от мелких ООО, разного рода товариществ крупным     
поставщикам, в основном "Газпрому". Кто бы что ни говорил, Павел Николаевич,    
в основном это будет "Газпром".                                                 
                                                                                
Первый вариант - брошенные сети. Ну, тут совершенно понятно, что                
муниципалитет (правда, непонятно, где он возьмёт деньги) будет оформлять,       
привлекать соответствующую организацию, ну и в последующем эти сети так или     
иначе опять же уйдут под управление крупной газовой сетевой организации и это   
всё будет включено в тариф. Тут никаких вопросов нет.                           
                                                                                
Второй вариант: для конкретной группы домов построен газопровод, грубо          
говоря, на десять частных домов. Действительно, им эта газовая труба ни к       
чему. Они никогда не станут газотранспортирующей организацией, они никогда не   
получат соответствующие допуски, естественно, не смогут иметь соответствующее   
оборудование, и им тоже во благо передать это по разным механизмам, то есть     
либо через муниципалитет, отказавшись от права собственности, либо заключив     
долгосрочные договоры, как здесь предполагают, обратившись с офертой.           
                                                                                
Есть третий вариант, о чём мы тоже говорили, - СНТ: в СНТ 5 тысяч участков,     
но первоначально первые 100 собственников за свой счёт провели газовую трубу.   
Им сказали, что потом все остальные придут и будут постепенно им возвращать     
затраченные инвестиции, например, они потратили по 200 тысяч, потом будут им    
возвращать. Вот здесь, к сожалению, механизма выкупа... Павел Николаевич так    
аккуратно его коснулся, сказал, что нельзя его внедрять, потому что захотят     
остальные. Ну, по большому счёту, люди вкладывали деньги для всех остальных,    
чтобы в последующем как-то свои потери компенсировать. К сожалению,             
законопроект не отвечает на вопрос, как это произойдёт. Да, там есть механизм   
отчуждения, но является ли он приоритетным по отношению к заключению договора   
аренды или договора безвозмездного пользования либо другим механизмам           
передачи, к сожалению, об этом ничего не сказано, я думаю, ко второму чтению    
над этим стоит поработать.                                                      
                                                                                
Ну и собственно, самый главный вопрос, который волнует, наверное, всех, - это   
тарифы, что будет с тарифами после того, как вот все эти изменения будут        
внедрены. Павел Николаевич опять же сказал: будет умеренное повышение           
тарифов, потому что другого варианта нет, газопроводы будут включены в          
соответствующую систему, они будут учтены при расчёте тарифов на передачу       
этого самого газа, и в последующем, естественно, за это заплатят люди.          
Хотелось бы узнать всё-таки, какая эта сумма, ко второму чтению                 
предварительно, каким будет рост цен, или тарифов, в среднем по Российской      
Федерации, может быть, по каким-то отдельным субъектам, насколько эта сумма     
обоснованна. Потому что то, о чём мы говорили вначале...                        
                                                                                
Я прошу добавить немножко времени, я от фракции.                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
КУРИННЫЙ А. В. В связи с абсолютно немотивированным ростом цен на техническое   
обслуживание внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, после    
того как оно было передано в прошлом году структурам крупным, в основном        
"Газпрому", до сих пор идут соответствующие разборки в ФАС. Вот у нас в         
Ульяновской области наконец ФАС через девять месяцев вынесла решение, что       
наша газпромовская "дочка" - межрегионгаз оказывается, нарушила правила и       
превысила соответствующий, скажем так, разрешённый уровень стоимости            
технического обслуживания оборудования. При этом контроль за монополистом       
должен быть полным, сегодня он недостаточный. Если опять это всё будет          
передано, перенесено на какие-то инструктивные письма, как это было сделано с   
техническим обслуживанием, на какую-то методику, не утверждённую нормативно,    
это будет неправильно.                                                          
                                                                                
Ну а если стратегически говорить, то газовая система должна быть полностью в    
руках государства - мы на этом настаиваем, - не какого-то ООО с участием        
разного рода иностранных инвесторов, причём почти 50 процентов, которые ещё с   
этого получают какие-то дивиденды дополнительные, а именно в руках              
государства, тогда и порядок будет, и чёткий контроль за тарифами можно будет   
осуществлять.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Алексей Владимирович.                            
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Спасибо, Иван Иванович.                                         
                                                                                
Да, безусловно, газовая система должна быть в руках государства, но тогда       
пусть государство и осуществляет строительство и газификацию, потому что даже   
принятые программы газификации, допустим, в Московской области, предполагают    
огромную долю средств, которые должны платить сами граждане для присоединения   
и строительства газопроводов, причём это огромные средства. И социальная        
газификация возможна только в определённых масштабах, если это действительно    
близко к магистральному газопроводу и если зарегистрированных жителей в том     
или ином поселении, которые имеют прописку, свыше 30 человек. То есть           
фактически вся газификация идёт за счёт граждан, и эта программа действует, и   
дальше это предполагается.                                                      
                                                                                
Теперь принимается этот закон, и все будут знать, что они сейчас это            
построят, кто-то примет участие в строительстве, кто-то нет, тот, кто потом     
будет присоединяться, - никаких компенсаций не будет тем, кто вложился в это,   
более того, в любой момент от них потребуют без каких-то компенсаций передать   
эту сеть, и, скорее всего (это на словах сказано, что берут в любом             
состоянии), ещё потребуют привести её в нормальное состояние и                  
соответствующим образом эксплуатировать. Если говорится "А", то нужно           
говорить "Б". Ну хорошо, вот сейчас такое состояние, а дальше как? Дальше       
опять граждане или предприятия должны вкладывать собственные средства, а        
потом у них это всё заберут без каких-либо компенсаций? Поэтому, во-первых,     
этот закон как минимум должен распространиться и на будущее, определить         
условия программ газификации в различных регионах. И во-вторых, безусловно,     
компенсации должны быть определены в законе, а не так, как Павел Николаевич     
говорит: если вы хотите компенсации, то, пожалуйста, идите в суд, суд у нас     
справедливый, и, скорее всего, он компенсации присудит, а вообще, никого не     
волнуют эти компенсации, все счастливы, что они построили, а потом будут        
присоединяться на других условиях или за присоединение платить "Газпрому", и    
все только хотят это с себя снять и передать квалифицированному эксплуатанту.   
Это не тот разговор, который должен быть при обсуждении такого закона.          
Компенсации должны не через суд осуществляться, а определяться законом, и       
порядок должен быть определён законом... (Микрофон отключён.)                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Оксана Генриховна.                               
                                                                                
Дмитрий Викторович, будете выступать? Нет.                                      
                                                                                
Пожалуйста, Павел Николаевич Завальный.                                         
                                                                                
ЗАВАЛЬНЫЙ П. Н. Коллеги, спасибо и за вопросы, и за обсуждение. Я вас слышу,    
постарайтесь меня услышать. Вопрос на самом деле настолько сложный, что         
звучат такие разные мнения.                                                     
                                                                                
Коллеги, вот эту проблему газификации можно условно разбить на три этапа.       
Первый этап был с 90-х годов по 2013 год, когда на последней миле человек сам   
себе строил - или вскладчину, или это физическое лицо, или это юридическое      
лицо, - и таких газопроводов в тот период было построено больше 200 тысяч       
километров, из них 50 процентов у "физиков", 50 процентов у юридических лиц,    
некоммерческих товариществ и прочее. Начиная с 2014 года это стало              
невозможным. Теперь при расстоянии до 100 метров в населённом пункте были так   
называемые ставки на подключение, по каждому субъекту они устанавливались -     
там 50-60 тысяч рублей - в зависимости от того, 100 метров это, 150 метров,     
человек платил, и ему строили газопровод до его земли, до его участка. Если     
расстояние больше 100 метров - так называемый детальный проект, цена            
проверялась РЭК, утверждалась, и за эти деньги газовая компания, ГРО, строила   
газопровод, а потом человек или, там, товарищество определялись, что с ним      
делать: как правило, газопровод тут же передавался в безвозмездную аренду       
этой ГРО, и дальше человек получал только газ, не неся бремя затрат на          
содержание этого газопровода. Начиная с 2021 года появилась новая модель        
газификации, когда газификация до участка идёт полностью за счёт инвестора.     
Инвестор у нас - так называемый федеральный, региональный оператор, это         
"Газпром", который только в прошлом году 146 миллиардов в это вложил, а в       
целом, как я сказал, за последние пять лет - порядка 680 миллиардов рублей. И   
"Газпром" сегодня инвестирует, неважно, какая ГРО, какая форма собственности,   
- "Газпром" везде инвестирует, даже там, где нет его присутствия, он выделяет   
деньги на строительство этих газопроводов по тем ценам, которые утверждаются    
на уровне региона, это тарифы регуляторов. То есть говорить о том, что          
высокие цены, низкие цены... ну, как сказать, чего говорить об этом, когда      
государство утверждает эти цены и все эти цены регулируются. Мало того, у нас   
по единственному виду энергоресурсов, по газу, цены, и оптовые цены, и цены     
доставки газопотребителю, регулируются государством в каждом субъекте, плюс     
наша ФАС. Оптовые цены по регионам все регулируются, это единственный вид       
энергоресурсов, цены по которому регулируются государством на всех этапах,      
поэтому говорить о каком-то волюнтаризме в установлении цен ну просто           
некорректно. И что касается роста тарифов, да, рост тарифов будет - на          
уровень инфляции как минимум, возможно, он будет и выше, будет перебивать       
инфляцию, но мы должны решить эту проблему, и решение этой проблемы того        
стоит, надо навести порядок, как и в вопросах концессии по теплоснабжению. Но   
какой рост цен будет, я не могу сказать, в каждом субъекте будет свой, потому   
что в каждом субъекте эта проблема имеет разную остроту. Если бесхоз            
составляет всего 1 процент в целом по стране, то в той же Московской области    
17 процентов бесхоза от всего объёма газопроводов, это те газопроводы,          
которые были брошены и по которым сегодня идёт газ.                             
                                                                                
Так что в каждом субъекте будут свои программы газификации, свои программы      
борьбы с бесхозом, свои программы наведения порядка в эксплуатации объектов,    
которые принадлежат основным абонентам. Ну, как слона надо есть кусочками,      
так и эту проблему решать. Закон даёт только механизм, как это сделать, даёт    
право и собственникам, и муниципальным властям, и ГРО начать решать эту         
проблему системно, взаимные обязательства везде, и принятие тарифных решений    
обязательством государства тоже будет.                                          
                                                                                
Я прошу поддержать, потому что это очень важный и нужный закон, и через         
три-пять лет мы об этой проблеме просто забудем.                                
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Павел Николаевич.                                
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, переходим к голосованию.                         
                                                                                
Ставится на голосование законопроект в первом чтении.                           
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 34 мин. 27 сек.)                 
Проголосовало за              338 чел.75,1 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                   23 чел.5,1 %                                     
Голосовало                    361 чел.                                          
Не голосовало                  89 чел.19,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.