Заседание № 66
О Федеральном законе "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"(проект № 68101-4)(в редакции специальной комиссии)
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Москалец Александр Петрович предложил включить в порядок работы на сегодня закон, по которому вчера создана была специальная комиссия, - это о порядке формирования Совета Федерации, о деятельности Совета Федерации. Коллеги, вы знаете, что этот закон был заветирован президентом. Специальная комиссия всё отработала. Есть ли возражения против рассмотрения сегодня данного закона? Нет. Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 31 мин. 49 сек.) Проголосовало за 305 чел.67,8% Проголосовало против 4 чел.0,9% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 309 чел. Не голосовало 141 чел.31,3% Результат: принято Включается.
МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, материалы по дополнительно включенному в порядок работы вопросу розданы. Я готов к докладу. Прошу начать его рассмотрение. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Слава богу! Пожалуйста, Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Президент Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 107 Конституции Российской Федерации отклонил Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации..." и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании...". Я напоминаю, что этот закон мы с вами приняли 10 ноября 2004 года и 24 ноября этого года он был одобрен Советом Федерации. Президент указал, что в федеральном законе содержатся положения, направленные на уточнение порядка формирования Совета Федерации и отдельных элементов статуса члена Совета Федерации, часть из которых представляется обоснованной. Далее он указал, что вместе с тем некоторые положения закона вызывают сомнение с точки зрения их соответствия основным принципам формирования Совета Федерации. Два замечания содержатся в письме президента. Первое замечание - о том, что субъект Российской Федерации лишается на некоторый произвольно определенный срок представителя от соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации. И второе замечание - что исключается какое-либо участие в процедуре досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации того органа государственной власти субъекта, представителем которого является соответствующий член Совета Федерации. Нами в связи с этим была создана специальная комиссия, в которую вошли член Совета Федерации Шарандин Юрий Афанасьевич, депутаты Государственной Думы и представитель Президента Российской Федерации. О результатах работы специальной комиссии вам розданы материалы и приложен соответствующий протокол. Вам сегодня предлагается рассмотреть этот федеральный закон в редакции специальной комиссии с учетом предложений президента. Также здесь приложены текст этого закона и сравнительная таблица. Прошу согласиться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, вопросов нет? Согласительная комиссия отработала... Пожалуйста, Сергей Алексеевич Попов. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ. Александр Петрович, скажите, пожалуйста, вот вы предлагаете проголосовать за текст, который подготовила комиссия. Текст касается внесения некоего фрагмента закона. Вы раздали его только вот сейчас, на пленарке. Где я могу посмотреть, как это соотносится с другими частями текста? Это невозможно. Причем я являюсь юристом, вроде бы не очень плохим, а другим это вообще просто... У вас получается так: верьте, мол, мне на слово. Почему вы не выдерживаете регламентную норму о том, что нужно раздавать за три дня, чтобы можно было ознакомиться? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Алексеевич, я, вообще-то, злоупотребляю Регламентом... Вообще никаких вопросов мы не задаем. Я дала вам слово исключительно из-за того, что вы так настаивали. Ответьте, пожалуйста, Александр Петрович. Мы голосуем, и вы выражаете свою позицию: за или против. МОСКАЛЕЦ А. П. Сергей Алексеевич, вы являетесь членом того же комитета, членом которого являюсь и я. Мы с вами уже рассматривали этот закон и находимся в теме этого вопроса. А если говорить о Регламенте, то статья 134-1 нашего Регламента говорит о том, что, когда идет повторное рассмотрение, выступает сопредседатель специальной комиссии, затем может выступить полномочный представитель президента и только по мотивам уже могут выступить представители депутатских объединений. Всё. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, на голосование в рамках "часа голосования" ставится постановление о принятии Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в редакции согласительной комиссии с учетом предложений президента. Кто за принятие данного закона в рамках "часа голосования"? Прошу проголосовать. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 31 мин. 59 сек.) Проголосовало за 334 чел.74,2% Проголосовало против 3 чел.0,7% Воздержалось 7 чел.1,6% Голосовало 344 чел. Не голосовало 106 чел.23,6% Результат: принято Принято.
Заседание № 65
Проект постановления Государственной Думы "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"(проект № 68101-4)
Рассмотрение закона, отклоненного Президентом РФ
Владимир Николаевич Плигин - по проекту постановления "О создании специальной комиссии в связи с отклонением Президентом Российской Федерации Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Георгий Валентинович, уважаемые коллеги! Вашему вниманию предложен проект постановления, который касается создания специальной комиссии. Тема была обозначена, названия законов есть. Проект постановления состоит из семи пунктов. Предлагается избрать в состав данной комиссии от Государственной Думы депутатов Емельянова, Москальца и Стрельникова, установить срок работы комиссии до 4 декабря 2004 года. По тексту, который вам роздан, предлагаются следующие изменения. Пожалуйста, обратите внимание на пункт 5. Предлагается его дополнить: пригласить для участия в работе указанной комиссии представителей Президента Российской Федерации и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Это единственное дополнение, которое предлагается внести. А также здесь возник спор, скорее касающийся языковедов-лингвистов: Александр Петрович Москалец полагает, что его фамилия не склоняется, а лингвисты настаивают на том, чтобы по всему тексту фамилия была в падежной форме - Москальца. Я предлагаю согласиться с лингвистами и в пункте 2 и в пункте 3 фамилию Москалец написать в соответствующем падеже - Москальца. И дополнить пункт 5: пригласить для участия в работе комиссии представителя Совета Федерации. И в этом варианте текст принять. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы к докладчику? Есть вопросы. Депутат Иванов Сергей Владимирович. Пожалуйста. ИВАНОВ С. В., фракция ЛДПР. Уважаемый Владимир Николаевич, прошу прощения, если вопрос уже обсуждался, но у нас четыре фракции, а почему комиссия из трех человек состоит? ПЛИГИН В. Н. Если можно, повторите, пожалуйста. Не было слышно. ИВАНОВ С. В. Я говорю: прошу прощения, если этот вопрос уже задавался и обсуждался, но у нас в Думе четыре фракции, а почему комиссия состоит из трех человек и, по-моему, из одной фракции? Спасибо. ПЛИГИН В. Н. Речь идет о следующем. В комиссию вошли специалисты в области государственного права, не более того. То есть это технические вопросы, связанные с законом. Я думаю, что достаточно этого количества, достаточно такого представительства. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Еще есть вопросы по данному проекту? ИЗ ЗАЛА. Нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет. Ставится предложение Владимира Николаевича о создании такой специальной комиссии. Прошу голосовать. Включите, пожалуйста, режим голосования. Кто без карточки или не успел проголосовать? Покажите, пожалуйста, результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 46 мин. 04 сек.) Проголосовало за 326 чел.72,4% Проголосовало против 7 чел.1,6% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 333 чел. Не голосовало 117 чел.26,0% Результат: принято Принимается постановление.
Заседание № 57
О проекте федерального закона № 68101-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (об уточнении возможности представления единственной кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и введении трехмесячного срока для избрания (назначения) члена Совета Федерации вновь избранным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также об установлении оснований досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, аналогичных действующим в отношении депутата Государственной Думы; принят в первом чтении 31 июля 2004 года с названием "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
Пункт 3, о проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад первого заместителя председателя Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Александра Петровича Москальца. Пожалуйста. МОСКАЛЕЦ А. П., фракция "Единая Россия". Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Напомню, что данный законопроект был внесен Советом Федерации и принят нами в первом чтении 31 июля этого года. Целью законопроекта было совершенствование порядка формирования Совета Федерации, повышение взаимодействия с законодательными и исполнительными органами власти субъектов Федерации. В срок, установленный для внесения поправок, в комитет поступило двадцать пять поправок к законопроекту. Рассмотрев их, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству сформировал две таблицы - из восемнадцати принятых поправок и семи отклоненных. В целях лучшего понимания поправок остановлюсь немного на них. Принятые поправки направлены на то, чтобы максимально сохранить внесенные в первом чтении изменения, улучшив при этом технику и редакцию самого законопроекта. Так, многие из принятых в первом чтении изменений в статью 9 закона о порядке формирования Совета Федерации перемещены в статьи 2 и 4 названного закона, но содержание норм, принятых в первом чтении, при этом не изменилось. Кстати, частично такое перемещение предложено членами Совета Федерации в хотя и отклоненных нами поправках 1 и 2 (смотрите эту таблицу). Кроме того, приняты поправки, которыми исключаются статьи 11 и 12 закона о порядке формирования Совета Федерации и статья 44-1 закона о статусе. Все нормы этих статей имели характер переходных положений, и в настоящее время сохранение их в действующих законах нецелесообразно, так как статьи 11 и 12 устанавливали сроки и порядок перехода от старого принципа формирования Совета Федерации к новому, а статья 44-1 устанавливала особенности статуса члена Совета Федерации по должности, чего сегодня у нас, вы знаете, нет. Доработка принятого в первом чтении законопроекта проводилась с участием членов Совета Федерации, работников Аппарата Совета Федерации, проведены все необходимые согласования, и Совет Федерации поддерживает тот текст, который у вас на руках. Пусть вас не смущает то обстоятельство, что из семи отклоненных поправок шесть внесены членами Совета Федерации. Я обращу ваше внимание только на то, что четыре из них, с 3-й по 6-ю, отклонены потому, что они предложены к тексту, принятому в первом чтении и исключенному во втором, так как тут мы по предложению Президента Российской Федерации из принятого в первом чтении текста законопроекта исключили положение о подтверждении полномочий члена Совета Федерации, поскольку подтверждение полномочий члена Совета Федерации есть его повторные выборы и ничто не мешает их провести. Две из отклоненных поправок, 1-я и 2-я, отклонены только потому, что приняты поправки в другой редакции. Они отклонены скорее формально, так как их содержание полностью учтено в принятых поправках члена Совета Федерации Орловой. И наконец, отклоненная поправка 7. Сергей Алексеевич Попов, депутат Государственной Думы, предложил не вносить изменения в закон о статусе, но комитет счел, что такие изменения необходимы, так как абсолютно в логике закона регулирование порядка досрочного прекращения полномочий. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству просит депутатов Государственной Думы принять таблицы поправок и сам законопроект во втором чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, есть ли необходимость вынести на отдельное голосование какие-либо поправки из таблицы поправок, рекомендованных к принятию, в которой восемнадцать поправок? Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция Коммунистической партии Российской Федерации. Спасибо. Я предлагаю из таблицы принятых поправок вынести на отдельное голосование поправку 14. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Номер 14. Спасибо. Нет других замечаний? Ставится на голосование таблица 1 - поправок, рекомендованных к принятию, - без поправки 14. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 57 мин. 40 сек.) Проголосовало за 335 чел.74,4% Проголосовало против 10 чел.2,2% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 345 чел. Не голосовало 105 чел.23,3% Результат: принято Принимается. Включите, пожалуйста, микрофон Решульскому Сергею Николаевичу для обоснования его предложения. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, я прекрасно понимаю, исходя из результатов этого голосования, что вы нажмете кнопки "за" и примете весь закон в том виде, как он предложен. Вместе с тем я хочу обратить ваше внимание на тот шедевр законотворческого подхода, который изложен в поправке 14, которую, к моему удивлению, внес Александр Петрович Москалец, грамотный человек, мы уже знаем об этом. Что предлагается в этой поправке? Если в первом варианте вообще отменялись всякие нормы досрочного отзыва члена Совета Федерации, то здесь говорится (вообще-то, не обижайтесь, Александр Петрович, я впервые за всю свою работу депутатом вижу такой шедевр), что полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены по мотивированному представлению Председателя Совета Федерации, основанному на заключении комитета (комиссии) Совета Федерации, в ведении которого (которой) находятся вопросы правил парламентской этики, о нарушении членом Совета Федерации этих правил. Вдумайтесь, пожалуйста: то, что представитель субъекта Федерации, того или другого органа власти субъекта Федерации, не будет исполнять волю органа власти субъекта Федерации, мы с вами убираем, а вот то, что он обругает кого-нибудь на заседании Совета Федерации или где-то, может, не совсем этично выскажется в адрес того или другого должностного лица или, скажем, своего коллеги в Совете Федерации, ему сразу припишут как основание для его отзыва по представлению Председателя Совета Федерации. Но это же абсурд! Давайте, поскольку вы голосуете за этот законопроект, снимите эту поправку и оставьте тогда вообще, что досрочное прекращение сегодня органы государственной власти субъекта Федерации не могут инициировать, если они избрали, назначили члена Совета Федерации, то он остается до окончания срока или до разгона, скажем, или роспуска, прекращения полномочий органа власти субъекта Федерации. Ну не смешите людей! Ставить Совет Федерации, я не знаю, в такое положение, что всех будут принимать по принципу знания морального кодекса строителя коммунизма или христианских заповедей и так далее, - ну это, вообще-то, абсурдно! Я предлагаю не голосовать за эту поправку. И еще раз уточняю. Я прекрасно понимаю, каков будет результат голосования по этому закону, но к вам, как авторам, и к вам, Александр Петрович, обращаюсь: ну снимите вы эту поправку, ну неэтично, вообще-то, ставить членов Совета Федерации в такое положение! Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Александр Петрович, ваше мнение. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, чтобы рассматривать этот вопрос в полном объеме, нужно смотреть не только страницы 6 и 7 предлагаемого вам текста проекта закона, здесь нужно посмотреть еще и страницу 5, потому что этот порядок и это направление регулируются не только законом "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы...", а и законом "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". И судя по тому, как сегодня излагается вот эта статья, мы полагаем, и комитет полностью подтверждает эту позицию, что Совет Федерации пошел дальше, конечно, он показывает нам пример своим отношением и к той обратной связи, которая может обернуться против них, если, как говорит Сергей Николаевич, кто-то кого-то обругал или поступил неэтично. Не нужно кого-то ругать или поступать неэтично. Это, я думаю, будет примером и для депутатов Государственной Думы, а, повышая вот в этом плане требования к самим себе, я думаю, мы ответим и нашим избирателям на вопрос, кто мы есть на самом деле, кто мы такие. Комитет предлагает данную поправку принять. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть обоснование, есть мнение комитета, по нашему Регламенту ставится на голосование данная поправка. Есть, может быть, необходимость у председателя комитета высказаться? Пожалуйста, Плигин Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! В законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." есть, действительно, ссылки на соблюдение правил этики. Вопрос о механизме реализации этого принципа соблюдения правил этики ставился в Государственной Думе, однако решения не нашел. Поэтому я думаю, что это попытка решения данного вопроса. Тем более, что ущемления прав органов государственной власти субъекта Российской Федерации не происходит, поскольку указывается, что полномочия могут быть прекращены досрочно избравшим его органом, назначившим органом по мотивированному представлению Председателя Совета Федерации, который не предопределяет окончательное решение по данному вопросу. Поэтому мы полагаем, что в такой формулировке данная поправка, поправка 14, может быть принята. Спасибо. ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По мотивам сначала Слиска Любовь Константиновна попросила слова. Пожалуйста. СЛИСКА Л. К., Первый заместитель Председателя Государственной Думы, фракция "Единая Россия". Александр Петрович, скажите, пожалуйста, а что бы вы отнесли к неэтичному поведению депутата или этичному поведению депутата? В прошлой Думе мы пытались принять кодекс депутатской этики. К сожалению, как сказал Владимир Николаевич Плигин, нам эта работа не удалась, поэтому вот я не могу разделять, что этично, а что неэтично. Мы иногда себе здесь в зале позволяем такие вещи, из-за которых действительно могут прекратить наши полномочия. Вот не лучше ли нам сначала разобраться с депутатской этикой и сенаторской этикой, а потом уже делать ссылку на прекращение по этим основаниям сенаторства? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, по мотивам - Решульский, потом Плигин. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я благодарю за то, что поставленный мной вопрос находит понимание, и хочу все-таки проинформировать о мотивах. По решению комиссии по этике, нашей либо Совета Федерации, есть нормы, предусмотрены нормы: лишение права выступать в течение суток, месяца, полугода и так далее - в зависимости от того, какое решение примет орган законодательной (представительной) власти. Это уже реакция на этичное или неэтичное поведение депутата или члена Совета Федерации. Но здесь же действительно заложена какая-то непонятная комбинация: если кто-то кому-то не нравится, мы можем договориться и дать мотивированное заключение, что кто-то кому-то где-то что-то не так сказал и кто-то не так ответил. Конечно, мы должны придерживаться норм парламентской этики, мы к этому и стремимся, но в то же время мы не должны создавать таких условий, чтобы кто-то мог использовать их против того или другого депутата или члена Совета Федерации. Я еще раз прошу всех обратить внимание на эту норму и, вообще-то, обращаюсь еще раз к автору и комитету: ну снимите вы ее, вы же всё равно примете закон, она же просто не укладывается, вообще-то, в понятие депутатской, парламентской деятельности! ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Плигин Владимир Николаевич, пожалуйста, по мотивам. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемый Сергей Николаевич! Я полагаю, что нам хорошо известно, что этика, этичное поведение, является, несомненно, оценочной категорией. В рамках судебных процедур, в рамках анализа нам постоянно приходится рассматривать то или иное понятие, событие, действие, поступок и оценивать их как этичные или неэтичные. Та процедура, которую мы предлагаем здесь, подразумевает именно отработку взвешенной оценки несколькими субъектами, выносящими ее, а именно Председателем Совета Федерации, комиссией Совета Федерации, в ведении которой находятся вопросы парламентской этики, и, наконец, окончательное решение принимается соответствующим органом государственной власти субъекта Российской Федерации. Поэтому процедурно понятие этичного или неэтичного поступка будет оценено три раза. Выработать математические критерии для признания того или иного поступка этичным или неэтичным, к сожалению, невозможно, и такого рода цель право не ставит, право это всегда относит к компетенции тех органов, которые по этому поводу принимают решения. Есть аналог, это нарушения, которые оцениваются в рамках гражданских процессов по защите чести и личного достоинства. Я полагаю, что та процедура, которую мы закладываем, позволит создать механизм оценки этики поведения, и я думаю, что это будет полезно сделать для того, чтобы люди в колпаках действительно не ходили между рядами зала Государственной Думы. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. По мотивам - Крашенинников Павел Владимирович. Пожалуйста. КРАШЕНИННИКОВ П. В., председатель Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству, фракция "Единая Россия". Спасибо большое. Уважаемые коллеги, по-моему, поправка 14 достаточно опасная, и принимать ее без четких критериев, которые были бы установлены законом, означает давать некие судебные полномочия вот тому органу, который указывается, то есть соответствующему комитету, или Председателю Совета Федерации. Я считаю, что в данный момент 14-ю поправку принимать нельзя. Предлагаю проголосовать против данной поправки. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Москалец Александр Петрович. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, в действующем сегодня законе "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы..." есть статья 9, она так и называется - "Соблюдение этических норм...". И здесь написано, что член Совета Федерации и депутат Государственной Думы обязаны соблюдать этические нормы, а ответственность за их нарушение устанавливается регламентами палат Федерального Собрания. В связи с этим мы полагаем, что этот институт надо развивать, нужно идти дальше провозглашения вот этой нормы действующего закона о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, и мы полагаем, что тот порядок, который здесь уже закладывается, действия в этом направлении достаточно защищают члена Совета Федерации от произвола или неправильных действий. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые депутаты, нам надо определиться голосованием. Кто за то, чтобы принять поправку 14 из таблицы 1? Предложение депутата Решульского - отклонить. Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 10 мин. 15 сек.) Проголосовало за 25 чел.5,6% Проголосовало против 81 чел.18,0% Воздержалось 6 чел.1,3% Голосовало 112 чел. Не голосовало 338 чел.75,1% Результат: не принято Не принимается. Таблица 2. Уважаемые депутаты, есть ли замечания или предложения по вынесению на отдельное голосование какой-либо поправки из таблицы 2 поправок, рекомендованных к отклонению? Есть. Решульский Сергей Николаевич, пожалуйста. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Я предлагаю на отдельное голосование вынести поправку 7. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Нет других замечаний или предложений? Ставится на голосование таблица 2 поправок, рекомендованных к отклонению, без поправки 7. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 11 мин. 23 сек.) Проголосовало за 338 чел.75,1% Проголосовало против 0 чел.0,0% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 338 чел. Не голосовало 112 чел.24,9% Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Решульский Сергей Николаевич, обоснование по поправке 7. РЕШУЛЬСКИЙ С. Н. Спасибо, Борис Вячеславович. Уважаемые коллеги, данная поправка 7 косвенно связана с той поправкой 14 в таблице поправок, рекомендованных к принятию, которую отклонили. Речь идет об ответственности членов Совета Федерации перед органами, которые делегируют их и назначают своими представителями в Совете Федерации Федерального Собрания. Мы и при рассмотрении данного законопроекта в первом чтении говорили, что включение в его концепцию положения о том, что члены Совета Федерации назначаются органами государственной власти субъектов Федерации, но не несут никакой ответственности за свои дальнейшие действия как члены Совета Федерации, создает противоречие, вообще-то, принципу ответственности парламентариев, или, проще сказать, членов Совета Федерации, перед теми, кто их избрал или кто их назначил. Так вот, поправка 7 из данной таблицы 2 поправок, рекомендованных к отклонению, как раз и предлагает полностью исключить из данного законопроекта статью 2 и оставить ныне действующие нормы о том, что член Совета Федерации отзывается досрочно в таком же порядке, как и назначается, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который осуществлял его избрание или назначение членом Совета Федерации. Получается парадоксально: предлагали за неэтичное поведение по мотивированному предложению Председателя Совета Федерации лишать сенаторской должности (если так можно сказать о члене Совета Федерации), а вот за то, что член Совета Федерации, избранный или назначенный законодательным (представительным) органом субъекта Федерации, в какой-то момент полностью игнорирует мнение этого органа (законодательного собрания или государственной думы, где они как называются), не выполняет то, что ему предлагают выполнить как члену Совета Федерации, представляющему тот или другой субъект в этом органе, - за это никакой ответственности он не несет. Да, могут сказать: вот видите, какая может получиться чехарда, здесь на усмотрение, скажем, губернатора отдается решение этого вопроса - сегодня он кого-то назначил, завтра он кого-то освободил. Дальше идут различные суждения и рассуждения довольно неприятные, что это всё делается небескорыстно... (Микрофон отключен.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александр Петрович, ваши комментарии. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемые депутаты, мы с вами только что проголосовали и пришли к единому мнению по таблице 1 принятых поправок. С учетом вот этой таблицы, конечно, проект будет дорабатываться теперь к третьему чтению. Сейчас он вам роздан, но текст закона будет уже другим, и этот вопрос будет учтен. А вот то, что в поправке 7 депутат Попов предлагает в целом исключить статью 2, это неприемлемо. Комитет полагает, что эти нормы закона о статусе корреспондируют с предлагаемыми изменениями в закон о порядке формирования, и поэтому эту поправку из таблицы отклоненных поправок нужно отклонить, как и предлагается. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Уважаемые депутаты, ставится на голосование. Кто за то, чтобы принять поправку 7 из таблицы отклоненных? Мнение комитета - отклонить. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 04 сек.) Проголосовало за 57 чел.12,7% Проголосовало против 65 чел.14,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 122 чел. Не голосовало 328 чел.72,9% Результат: не принято Не принимается. Ставится на голосование данный проект федерального закона во втором чтении. Кто за? Прошу голосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 16 мин. 39 сек.) Проголосовало за 362 чел.80,4% Проголосовало против 47 чел.10,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 409 чел. Не голосовало 41 чел.9,1% Результат: принято Принимается.
Итак, коллеги, проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" и о признании утратившим силу пункта 12 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Докладывает Александр Петрович Москалец. МОСКАЛЕЦ А. П. Уважаемая Любовь Константиновна, уважаемые депутаты! Вот сейчас в зале вам розданы материалы, где есть проект федерального закона, о котором говорила Любовь Константиновна, он подготовлен для третьего чтения с учетом нашего с вами обсуждения во втором чтении. И есть заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы о том, что замечаний правового и лингвистического характера не имеется, всё учтено. Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Государственной Думе принять законопроект в третьем чтении. Постановление комитета по этому поводу также имеется. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, есть ли вопросы к Александру Петровичу Москальцу? Нет вопросов. В рамках "часа голосования" прошу проголосовать за данный законопроект, о принятии его в третьем чтении. Объявляется "час голосования". Включите режим голосования. Кто без карточки? Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 59 мин. 42 сек.) Проголосовало за 346 чел.76,9% Проголосовало против 47 чел.10,4% Воздержалось 0 чел.0,0% Голосовало 393 чел. Не голосовало 57 чел.12,7% Результат: принято Принято.
Заседание № 43
О проекте федерального закона № 68101-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (об уточнении возможности представления единственной кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и введении трехмесячного срока для избрания (назначения) члена Совета Федерации вновь избранным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также об установлении оснований досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, аналогичных действующим в отношении депутата Государственной Думы).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Приступаем к рассмотрению пункта 24 порядка работы. О проекте федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" и в статью 4 Федерального закона "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации". Доклад представителя Совета Федерации заместителя Председателя Совета Федерации Светланы Юрьевны Орловой. Пожалуйста. ОРЛОВА С. Ю., представитель Совета Федерации, член Совета Федерации. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Рассматриваемая законодательная инициатива обусловлена практикой реализации Федерального закона "О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации". Наиболее острые, спорные вопросы, что подтверждается и многочисленными судебными делами, касаются сферы регулирования досрочного отзыва члена Совета Федерации. Мы неоднократно обсуждали вопрос о несовершенстве действующего порядка формирования Совета Федерации, при котором члены Совета Федерации могут быть отозваны делегировавшим их органом в любое время и без указания каких-либо причин. Вследствие этого за период формирования Совета Федерации из региональных представителей, за два с половиной года, - это уже половина срока, на который обычно избирают органы власти субъектов Федерации, - поменялась на сегодняшний день половина состава палаты, сто тридцать один человек, из них, правда, сорок один человек подтвердил полномочия. При этом не единичны случаи, когда региональные органы использовали право менять своих представителей неоднократно. Подобная практика приводит к тому, что член Совета Федерации, достигнув необходимого опыта парламентской работы, вынужден менять сферу своей деятельности. Я думаю, что многие сидящие в этом зале (скоро заканчивается год парламентской работы) сами понимают прекрасно, что это процесс очень сложный и трудный. Никто не рождается депутатом и сенатором - ими становятся. В результате палата лишается опытных и грамотных парламентариев. Кроме того, необоснованно часто меняются составы комитетов, комиссий, постоянных делегаций, утрачиваются результаты работы соответствующего члена Совета Федерации над законопроектами. Очевидно, что подобная практика сказывается негативно на работе палаты в целом. Подготовленный Советом Федерации законопроект решает ряд задач, направленных на совершенствование действующего порядка формирования Совета Федерации. Во-первых, в настоящее время существует неопределенность в отношении того, может ли на заседании законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации рассматриваться одна кандидатура на должность члена Совета Федерации, если альтернативные кандидатуры не представлены. По этому вопросу уже существует весьма противоречивая судебная практика. Рассматриваемый законопроект предоставляет такое право и, соответственно, устраняет правовую коллизию. Во-вторых, устанавливается трехмесячный срок для избрания (назначения) члена Совета Федерации вновь избранным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также в случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации. Вы знаете, от некоторых регионов России члены Совета Федерации не делегируются уже в течение года - это Чукотка, Хабаровск, Волгоград и ряд других. Подобная практика, я думаю, с принятием этого закона будет прекращена. В-третьих, вновь избранным законодательным (представительным) органам государственной власти субъектов Российской Федерации, высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации предоставляется право подтвердить полномочия ранее избранных (назначенных) членов Совета Федерации по упрощенной процедуре: решение о подтверждении полномочий оформляется постановлением законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации или указом (постановлением) высшего должностного лица субъекта Российской Федерации без подтверждения этого решения региональным парламентом. И вероятно, основное нововведение, ради которого мы подготовили эту законодательную инициативу, - поверьте, мы подошли к этому очень скрупулезно, мы сделали очень серьезный анализ - это то, что законопроект устанавливает, что досрочное прекращение полномочий члена Совета Федерации возможно по такому же перечню оснований, который был установлен в отношении депутатов Государственной Думы. Вот передо мной закон "О статусе...", статья 4, и практически у нас прописываются все эти моменты. В частности, это утрата гражданства, письменное заявление о сложении полномочий, вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющего членом Совета Федерации, назначение на иную государственную должность и другие. При обсуждении законопроекта нам возражали, что безмотивный отзыв является следствием императивного мандата члена Совета Федерации. На наш взгляд, императивный мандат как институт конституционного уровня не предусмотрен Конституцией Российской Федерации ни для членов Совета Федерации, ни для депутатов Государственной Думы. Механизм ответственности депутата за ненадлежащее представление в Государственной Думе интересов избирателей обеспечивается возможностью для избирателей не избирать этого депутата в Государственную Думу следующего созыва. Сходная норма предусмотрена представленным законопроектом и для члена Совета Федерации: его могут не делегировать в Совет Федерации. И в заключение я хотела бы поблагодарить всех коллег из Государственной Думы. Мы очень активно работали с вашим головным комитетом, наши представители были на заседаниях комитета, мы вели обсуждения в рабочем порядке. Заключение правительства с замечаниями положительное. Заключение Государственно-правового управления Президента Российской Федерации с замечаниями, но с предложением принять в первом чтении. Я обращаюсь ко всем коллегам с просьбой поддержать нашу инициативу, принять данный законопроект в первом чтении, потому что все мы прекрасно понимаем, что есть вопросы, над которыми мы должны поработать между первым и вторым чтениями. Спасибо большое. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Светлана Юрьевна, присаживайтесь. Мы сейчас выслушаем содоклад, потом будут вопросы. С содокладом выступает председатель Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Николаевич Плигин. Пожалуйста. ПЛИГИН В. Н. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Светлана Юрьевна очень подробно изложила суть предложения, поэтому моя задача значительно упрощается. Действительно, конституционно-правовой статус Совета Федерации определяется статьей 102 Конституции, полномочия, которые там указаны, являются крайне существенными. Мы полагаем, что Совет Федерации должен формироваться надлежащим образом и в срок, поэтому общая норма, устанавливаемая законопроектом и предполагающая, что член Совета Федерации должен быть назначен не позднее чем через три месяца после формирования представительного органа власти или после выборов главы субъекта Российской Федерации, нам представляется принципиально важной. Также следует согласиться и с тем, что произвольный отзыв члена Совета Федерации требует дополнительной оценки, в этой части мы предлагаем законопроект поддержать. Вместе с тем мы хотели бы отметить, что часть положений законопроекта нуждается в определенной правовой доработке. Прошу вас поддержать данный законопроект и принять его в первом чтении. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Есть ли вопросы по законопроекту? Две руки вижу, три... Три вопроса. Пожалуйста, Локоть Анатолий Евгеньевич. ЛОКОТЬ А. Е. Спасибо, Борис Вячеславович. Вопрос, наверное, к депутату Плигину больше, как к коллеге нашему. Владимир Николаевич, вообще, мы не раз говорили и с избирателями нашими, и между собой, что нужен механизм отзыва депутатов, нужен закон об отзыве депутатов, он насущно необходим, этот механизм. Не раз в этом зале Владимир Вольфович Жириновский, в частности, говорил об императивном мандате, что он необходим, что это позволит не застаиваться депутатам, повысит ответственность перед избирателями и так далее, и так далее. И в этом отношении механизмы, которые действуют в Совете Федерации... Я не скажу, что это для нас пример, но что-то можно было бы взять, скажем, за основу и как-то над этим поработать. Мы же здесь предлагаем нечто совершенно иное. Не кажется ли вам, что, принимая сегодня закон в таком виде, мы медленно, но верно движемся к безусловному созданию палаты лордов? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, вопрос понятен. Пожалуйста, Владимир Николаевич. ПЛИГИН В. Н. Анатолий Евгеньевич, отвечу на самое последнее ваше замечание. С палатой лордов будет значительно сложнее, так как слишком сложно будет среди нас с вами набрать такое количество людей, род которых представлял бы свою тысячелетнюю историю. Это неплохо было бы, кстати. Что же касается избирательного законодательства, мы также неоднократно говорили о том, что мы его будем осенью совершенствовать. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кибирев Борис Григорьевич, пожалуйста. КИБИРЕВ Б. Г. Уважаемая Светлана Юрьевна, вы очень четко и убедительно сделали свой доклад, но все-таки я хотел бы обратиться к вам с таким вопросом. Статус члена Совета Федерации - очень уважаемый статус, но это какая-то все-таки элита, такие небожители, они принимают решение о судьбе конституционных и федеральных законов, а сами народом не избираются. Вот не считаете ли вы, что можно все проблемы решить путем возврата к самому началу нашей парламентской истории: установить закон, по которому члены Совета Федерации избирались бы населением точно так, как сегодня избираются депутаты Государственной Думы? Спасибо. ОРЛОВА С. Ю. Борис Григорьевич, спасибо за вопрос. Ну, во-первых, мы с вами были шесть лет депутатами, и я думаю, что таких, как я, у нас половина в Совете Федерации. Если говорить об избрании, то Совет Федерации формируется по Конституции, и все эти усовершенствования... Я думаю, что мы все вместе будем совершенствоваться и наша инициатива - это только начало. Поэтому давайте сейчас двинемся вперед и будем совершенствоваться. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зубов Валерий Михайлович, пожалуйста. ЗУБОВ В. М., фракция "Единая Россия". У меня такой вопрос. Если законодательный орган региона выдвигает своего представителя в Совет Федерации, то, очевидно, он обговаривает условия его поведения в Совете Федерации, то есть как тот будет представлять интересы региона, как будет голосовать. Если вдруг нечаянно случится, что через год этот представитель начнет голосовать против интересов региона, с точки зрения законодательного собрания, как быть? Судя по тому проекту, который вы представили, отозвать его будет нельзя. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По карточке Климова Владимира Владимировича - Орлова Светлана Юрьевна. Пожалуйста. ОРЛОВА С. Ю. Валерий Михайлович, ну, во-первых, парламент - это место, где очень серьезно обсуждаются все вопросы. Если говорить о представителях законодательных органов власти, то по всем процедурам как депутаты Госдумы, так и члены Совета Федерации ведут отчет во всех законодательных собраниях и держат теснейшую с ними связь. И есть вещи профессиональные, в которых мы пытаемся убеждать наших коллег. Это только начало нашего движения вперед, и следующей будет еще одна инициатива Совета Федерации, по которой мы, как члены Совета Федерации, хотели бы являться и субъектами права законодательной инициативы вместе с законодательными органами, которые мы представляем. Поэтому я глубоко убеждена, что мы сегодня двигаемся вперед, и ваше опасение не могу разделить. Почему? Потому что за два с половиной года работы в Совете Федерации вопросы, по которым мы голосовали, мы голосовали по ним профессионально, и по крайней мере не было у нас конфликтов с законодательными собраниями. И потом, у нас существует совет законодателей, который собирается раз в полгода, и президиум совета законодателей, где мы все вопросы обсуждаем. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Для вопроса Кузнецову Виктору Егоровичу слово. КУЗНЕЦОВ В. Е. Ну, прежде всего, законодательством предусмотрена практика досрочного прекращения полномочий и глав администраций, и руководителей законодательных органов, есть случаи, когда указом президента может быть прекращена деятельность того или другого органа, поэтому это не новшество для Конституции. Так и для членов Совета Федерации, видимо, должно быть. Что будет делать член Совета Федерации, назначенный на четыре года, если досрочно прекращаются полномочия тех или иных структур? И почему он должен быть защищен, если то лицо, которое его назначило, вернее, тот орган, который его назначил, вдруг подвергается роспуску? Вот я не понимаю, почему надо обязательно выделять, оговаривать вот такую ситуацию для членов Совета Федерации. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, еще раз по карточке Климова включите микрофон. ОРЛОВА С. Ю. Виктор Егорович, и его, члена Совета Федерации, полномочия прекращаются, если прекращаются полномочия того или иного органа, нет здесь вопроса. Но мы же говорим о другом - о том, что сто тридцать человек поменялось, мы же говорим о качестве. А если член палаты отзывается, то он и должен отзываться, как по закону о статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации. В установленном законом порядке, коллеги мне подсказывают. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Двое желающих. Значит, ограничиваемся двумя желающими: Кондратенко Николай Игнатович и Попов Сергей Алексеевич. Пожалуйста, включите микрофон Кондратенко. КОНДРАТЕНКО Н. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Я внимательно выслушал доклад уважаемой мною Светланы Юрьевны, это один из благороднейших членов Совета Федерации, которых я встречал на своем жизненном пути, и твердо уверен, что она достойна другого доклада, не сегодняшнего, потому как она хорошо знает и понимает, что такое сегодняшний Совет Федерации. Мне пришлось в трех созывах Совета Федерации быть: когда мы народом были избраны и не были губернаторами, затем когда народом был я избран губернатором и членом Совета Федерации и потом когда был назначен. Самое плохое самочувствие было у меня, когда я был назначенным членом Совета Федерации. Я не чувствовал той уверенности, я не чувствовал того размаха в своем подходе к принятию решений, как тогда, когда я подотчетен был избирателям, отчитывался перед ними и совесть моя должна была оставаться чистой. И не могла Светлана Юрьевна не заметить те перемены, которые произошли, когда голосование - по команде, когда само назначение - по команде, губернаторы не выдерживают с Кремлем разговора один на один и назначают тех, кого оттуда называют. Посмотрите, ну как может представлять Бурбулис территорию, которую не знает, или жена Собчака, которая не знает территорию там Хакасии или любую другую территорию?! Разве это федерализм в действии? Разве это правильно? Что они знают о территориях? А там более 70 процентов - москвичи. Разве это Россия многогранная с ее территориями, с ее проблемами? Их же проблемы знать надо, ими гореть надо, проблемами этими, и только потом фильтровать законы, экспертизу устраивать, нормальный закон Дума приняла или не нормальный. Правильно было в первом и во втором созывах Совета Федерации: Дума принимала - третью часть законов мы браковали, потому что нашим территориям эти законы не подходили. И это было правильно, слишком многогранна Россия. А в этом увидели противоречие, недостаток! В этом было движение наше вперед, в этом была демократизация процесса, в этом был федерализм. Главы администраций острее чувствуют, совершенны законы или несовершенны, они по ним живут каждый день. Губернатор, левый он был или правый, приходил и протестовал против этого закона. И это было правильно, ничего в этом не было плохого. Подумаешь, третью часть только законов браковали, и то добрую часть из них дорабатывали и во втором подходе все-таки принимали, уже доработанные. А теперь всё по команде. Разве это нормальное голосование? Я не хочу никого обижать, там есть мои друзья, мои коллеги, я с почтением к ним отношусь, но надо подниматься над собой и говорить о России, о ее судьбе, о том, правильная эта модель политико-экономическая или неправильная и так далее. А мы, к сожалению, нередко все упираемся в свой интерес: мне хорошо сегодня, и ладно. Что такое сегодня не дать территории право отзывать? А где же федерализм, уважаемая Светлана Юрьевна, где же, в чем же он будет проявляться? Как может территория заявить, что не подходит ей с такой позицией тот или иной член Совета Федерации? Правильно Борис Григорьевич говорит: снять всё можно одним махом - выборами, выборы всё решат. Мое понимание такое: для сегодняшнего дня лучший вариант, когда губернаторы, председатели законодательных собраний - члены Совета Федерации. Вот когда отладится у нас нормотворчество всё, когда начнем жить по законам, вот тогда можно будет просто избирать отдельно члена Совета Федерации, а губернатор пусть своими делами занимается. А пока мы отлаживаем жизнь в России... Никогда освобожденный член Совета Федерации остро законы чувствовать не будет, недостатки этих законов, ибо, знаете, есть соответствие прав и обязанностей, члены Совета Федерации вне этого требования живут, на них никакие обязанности личные, персональные не взвалены, но право определять, жить этому закону или нет, это великое право им дано. Это ненормальная модель политики, права надо отдавать тому, на ком обязанности лежат, вот эти люди острее решают вопросы и правильнее решают вопросы. И не надо локально лечить, не надо подкупать членов Совета Федерации для принятия вот этих непопулярных законов, дескать, мы вам тут уступили, вас защитили, а вы проголосуйте за вот эти неправедные для нашего народа законы. Я так только вижу этот проект: он неправеден. Прошу прощения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Попов Сергей Алексеевич, пожалуйста. ПОПОВ С. АЛЕКСЕЕВИЧ, депутат Государственной Думы, не состоящий в депутатском объединении. Уважаемые депутаты, предлагаемый нашему рассмотрению закон состоит из двух частей. Первая, большая, я бы даже сказал, подавляющая часть закона состоит в том, чтобы хоть как-то ограничить время назначения и избрания членов Совета Федерации - сроком в три месяца. Я думаю, с этим можно соглашаться сразу и никаких проблем здесь особых не возникает, если даже немножко лучше станет от этой нормы, потому что ответственности за ее нарушение ведь не предусмотрено, уже хорошо. Вторая часть, которая в законопроекте занимает одну строчку, а именно то, чтобы запретить отзывать избранных или назначенных членов Совета Федерации, на самом деле, конечно, является главной. Это понимает, я думаю, каждый из нас, это признала и Светлана Юрьевна в своем докладе, хотя норма эта в законопроекте вроде бы и не заметна. Я пытаюсь проанализировать ситуацию. Российская Федерация является федеративным государством. Уровень государственной власти и ее структура прописаны в Конституции. Имеется в целом страна, которую в парламенте представляют депутаты Государственной Думы, имеются регионы, которые представляют, я подчеркиваю, представители органов законодательной и исполнительной власти. Начиная со второго созыва это были губернаторы, председатели законодательных собраний. Потом нам сказали, что это плохо, потому что им некогда работать на местах, пускай лучше будут назначенные ими люди, они станут голосовать. Такие люди ими назначены, они будут голосовать так, как им скажут, ведь они же чьи-то представители. Если они будут голосовать иначе, их отзовут. Вот исходя из всего этого и был принят закон о новом принципе формирования Совета Федерации. Об этом сейчас уже многие забыли и говорят: давайте мы не будем разрешать отзывать члена Совета Федерации. А как же тогда быть с тем, что он является представителем? Я являюсь адвокатом. Вот представьте себе такую ситуацию: вы кого-то назначили своим представителем, допустим, в суд, куда угодно, а потом вам говорят, что раз его назначили представителем - всё, вы уже не можете отозвать. Абсурдная ситуация? Безусловно. Отзыв члена Совета Федерации является мерой его ответственности, ответственности за выполнение мандата-поручения, потому что он представитель, действует по доверенности, скажем так. Я согласен, что безмотивный отзыв - это плохо. Вероятно, это показывает, что закон, который мы в свое время приняли, ухудшил ситуацию. Господин Кондратенко в этом плане прав, я с ним согласен. Я вот сожалею, что тогда голосовал за этот закон. Но сейчас ситуация еще более ухудшается. Если мы хотим бороться с безмотивным отзывом... Может быть, с ним и нужно бороться, но иначе, а не так, что давайте мы сразу и всё запретим, сразу запретим отзыв. Нужно тогда четко и кропотливо работать над тем, какие могут быть мотивы. Отзыва депутата Государственной Думы в принципе нет - на это неоднократно указывал Конституционный Суд, - нет и быть не может, потому что суть мандата депутата Государственной Думы иная, эта тема проанализирована Конституционным Судом. Члены Совета Федерации являются представителями, может и должен быть их отзыв, если они не выполняют своих функций. Поэтому в этой части я закон никак не могу поддержать. Я не могу сказать, как я буду голосовать сейчас, но, если после второго чтения эта норма останется в таком виде, в каком она есть, я совершенно точно буду голосовать против этого закона, потому что это умаление федеративной структуры нашего государства, это умаление регионов, это умаление тех, кто живет в этих регионах. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, Зубов Валерий Михайлович. ЗУБОВ В. М. Так же как и мои коллеги, я, безусловно, уважаю Светлану Юрьевну, но это не значит, что я согласился с тем, как ответили на мой вопрос. На него не ответили, ответили на пять других вопросов, но не на самый главный. Итак, каковы будут взаимоотношения между членом Совета Федерации в том случае, если он изменит свою точку зрения и будет голосовать не так, как договаривались, когда его посылал в Совет Федерации законодательный орган региона либо руководитель исполнительной власти? И это действительно ключевой момент. Без точного прописания этой процедуры данный закон не будет работать на пользу управления в стране. Не согласен с тем, что данный закон пытаются построить на фундаменте равенства, схожести статусов депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации. Это ошибка. В Конституции специально предусматривалась как раз разность в статусе, в функциях, в ответственности Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума, конечно, в первую очередь несет ответственность за принятие решений в интересах России в целом. Совет Федерации должен в определенной степени сбалансировать решения, сбалансировать возможные последствия принятых решений для регионов и для России в целом. То, что приводится аргумент типа: за какое-то время не был назначен член Совета Федерации от Чукотки, - вы знаете, у нас у каждого есть право пить пиво или коньяк, но не все этим пользуются. Если регион без этого обходится, это значит, что либо он делает ошибку, либо у него есть какие-то дополнительные возможности обходиться без члена Совета Федерации. И в данном случае Чукотка очень показательна в этом смысле. Это что касается приведенного вами примера. Данный закон, конечно, нуждается в существенном уточнении по самому главному пункту: что такое член Совета Федерации, роль Совета Федерации в системе управления страной в целом, место Совета Федерации в более эффективном использовании ресурса федеративного государства. Поэтому либо во втором чтении надо будет уточнить этот момент, совершенно точно его прописать, либо этот закон становится как бы китайской стеной между тем, кто пошел в Совет Федерации, и теми, кто его назначил в самом начале. Спасибо. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить полномочному представителю правительства, полномочному представителю президента? Нет. Ставится на голосование данный законопроект в первом чтении. Прошу включить режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 59 мин. 40 сек.) Проголосовало за 321 чел.71,3% Проголосовало против 64 чел.14,2% Воздержалось 4 чел.0,9% Голосовало 389 чел. Не голосовало 61 чел.13,6% Результат: принято Принимается.