Заседание № 207

19.12.2014
Вопрос:

О проекте федерального закона № 680345-6 "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" (об имущественном взносе Российской Федерации в имущество государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов").

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1674 по 2897 из 9818
Следующий вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью     
23 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый         
период 2015 и 2016 годов". Докладывает Антон Германович Силуанов, министр       
финансов Российской Федерации.                                                  
                                                                                
Пожалуйста, Антон Германович.                                                   
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г., официальный представитель Правительства Российской Федерации,   
министр финансов Российской Федерации.                                          
                                                                                
Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые депутаты! Правительство Российской       
Федерации совместно с Центральным банком подготовило меры по реагированию на    
те вызовы, с которыми мы столкнулись в текущем году, - речь идёт о снижении     
цен на нефть и резком сокращении притока валюты в страну. Кроме того, речь      
идёт о тех ограничениях потока капитала, с которыми мы столкнулись в            
результате введения санкций. Что произошло в этой связи? Произошло ослабление   
курса рубля, и это, безусловно, повлияло на ситуацию в банковской системе:      
сокращение притока иностранного капитала и притока иностранных кредитов в       
результате привело к тому, что наши предприятия, наши заёмщики, которые         
раньше кредитовались на внешних рынках, стали обращаться к российским           
кредитным организациям, в связи с чем потребность в капитале у банков           
возросла. Это первое.                                                           
                                                                                
Второе. В результате ослабления курса рубля те активы, которые имеются          
сегодня у банков и номинированы в валюте, резко выросли в стоимости и в связи   
с этим капиталов банков стало недостаточно для соблюдения норматива             
достаточности капиталов в кредитных организациях.                               
                                                                                
И третье. Произошло ухудшение ситуации в экономике, в связи с чем целому ряду   
предприятий требуется докапитализация, увеличение резервов со стороны           
коммерческих банков, что также влияет на положение с капиталом кредитных        
организаций.                                                                    
                                                                                
Что сегодня необходимо сделать? Сегодня необходимо обеспечить стабильную,       
бесперебойную работу банковской системы. Это означает, что необходимо           
добиться стабильности расчётов между банками и обеспечения обязательств         
банков по выплате вкладов, по выплате обязательств перед организациями и        
частными лицами. В связи с этим Правительство Российской Федерации вместе с     
банками России задействует различные инструменты поддержки банковской           
системы. Мы используем средства ФНБ для реализации тех самых проектов, о        
которых мы говорили, но пускать эти средства мы будем через коммерческие        
банки, через капитализацию банков, а банки эти же средства направят на          
реализацию тех же самых проектов, то есть решаются сразу две задачи: и          
капитализация банков, и реализация проектов. Это первая мера.                   
                                                                                
И вторая мера, в связи с которой мы обращаемся к вам, - мы предлагаем           
осуществить обмен облигаций федерального займа в размере до 1 триллиона         
рублей, которые предлагается выпустить в текущем году, на субординированные     
инструменты банков (субординированные облигации и депозиты). Это повысит        
капитал второго уровня банков, даст возможность им привлекать больше ресурсов   
с рынка и обеспечит увеличение кредитования экономики, даст возможность         
соблюдать все нормативы Центрального банка, которые утверждены, даст            
возможность пройти этот сложный период, справиться с теми трудностями, с        
которыми столкнулись банки, - я о них только что вам доложил.                   
                                                                                
Вот спрашивали, почему триллион. Большая цифра! Триллион даст возможность       
увеличить капитал банковской системы примерно на 13 процентов, и это            
соответствует тому суммарному негативному воздействию на банковскую систему,    
которое сейчас произошло. Это не только наша оценка, но и оценка Центрального   
банка. Мы предлагаем задействовать в этой схеме Агентство по страхованию        
вкладов и наделить его соответствующей функцией. Мы предлагаем эти средства,    
облигации федерального займа, направить в капитал АСВ, а АСВ, как               
организация, которая видит банки так же, как и Центральный банк, и наделена     
теперь функцией капитализации банков, будет осуществлять инвестирование этих    
средств в капитал коммерческих банков. Триллион рублей, повторяю, звучит        
действительно очень внушительно, но я хочу сказать, что это не живые деньги,    
это капитал, который мы вкладываем и получаем обратно в виде облигаций          
банков. Эти деньги в конце концов будут возвращены АСВ, а в конечном счёте -    
в бюджет, поэтому это не просто расходы бюджета, которые мы с вами принимаем    
при рассмотрении проекта бюджета на очередной год, - это средства, выраженные   
в бумагах, это не денежные средства, что тоже важно.                            
                                                                                
Хотелось бы также отметить, что доходы, полученные агентством от держания       
этих бумаг, будут в полном объёме направляться в федеральный бюджет, то есть    
федеральный бюджет не будет платить дважды за такую операцию. Те купонные       
доходы, которые мы будем платить по облигациям федерального займа, будут        
возвращаться в федеральный бюджет - это предусмотрено законом.                  
                                                                                
Уважаемые депутаты, в результате проведения этой операции влияние на            
денежно-кредитную политику будет минимальным, поскольку не предусматривается    
вливание живых денег. Тем не менее требуется внести изменение в закон о         
бюджете на 2014 год, и мы хотели бы попросить вас согласиться с этим            
предложением.                                                                   
                                                                                
Что касается отбора банков. Был вопрос, по каким критериям будут отбираться     
банки. АСВ будет отбирать банки исходя из важности кредитования отдельных       
секторов экономики и из важности того или иного банка для субъектов             
Российской Федерации. Банки будут отбираться исходя из системной значимости,    
то есть исходя из объёма расчётов, которые они производят, исходя из объёма     
депозитов, которые они имеют, и исходя из необходимости, естественно,           
поддержки капитала. Триллион, ещё раз говорю, - это большие деньги, и все они   
могут не понадобиться, но наша задача - обеспечить устойчивость банковской      
системы.                                                                        
                                                                                
Просьба поддержать.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Антон Германович, присаживайтесь.                
                                                                                
Татьяна Алексеевна Голикова, пожалуйста.                                        
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А., Председатель Счётной палаты Российской Федерации.               
                                                                                
Добрый день, уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! Счётная палата в   
соответствии с законом должна была представить заключение на законопроект о     
внесении изменений в бюджет 2014 года. Мы осуществили эту процедуру, и вчера    
наше заключение было рассмотрено на заседании комитета по бюджету.              
                                                                                
Антон Германович достаточно подробно рассказал, для чего предлагается принять   
этот закон, я хотела бы обратить внимание на несколько моментов, которые с      
ним связаны, включая процедурные вопросы. Вы только что проголосовали за        
закон, который вносит изменения в Бюджетный кодекс и разрешает не вносить       
отдельные документы, которые сопровождают подобного рода законопроекты,         
поступают одновременно с такими законопроектами, - речь идёт об ожидаемой       
оценке показателей социально-экономического развития за 2014 год и о прогнозе   
на следующий период. В связи с этим я хотела бы обратить ваше внимание на то,   
что если бы у нас на сегодняшний день была подготовлена ожидаемая оценка        
исполнения основных социально-экономических показателей до конца года, то ряд   
вопросов, которые здесь, в зале, задаются, наверное, был бы снят. Это первое.   
                                                                                
Второе. Я также хочу обратить ваше внимание на то, что всё-таки эта операция,   
несмотря на то что она не денежная, изменит основные характеристики бюджета     
2014 года, и дефицит бюджета при профиците порядка 0,4 процента ВВП, к тому     
ВВП, который был утверждён, когда принимался бюджет, достигнет уровня от 0,85   
до 1 процента ВВП - в зависимости от того, какие параметры ВВП мы получим по    
итогам 2014 года. Такого рода операции Минфин часто применяет при исполнении    
бюджета, но в данном случае мы получим параметры по исполнению не               
профицитные, а дефицитные.                                                      
                                                                                
Третье. Достаточно много вопросов задаётся по размеру суммы - 1 триллион        
рублей. У нас это тоже вызвало соответствующий вопрос, но это максимальная      
сумма и максимальное право, которое хочет получить правительство, для того      
чтобы решать те задачи, которые сегодня стоят перед финансовым рынком.          
                                                                                
И наконец, четвёртое, о чём я хочу сказать. Мы приняли поправки в Бюджетный     
кодекс, которые дают право осуществлять эти действия, но на сегодняшний день    
у АСВ нет функции докапитализации банков, и для того, чтобы те механизмы,       
которые предложены правительством, заработали, должны быть внесены поправки,    
и внесены так же быстро, как поправки в Бюджетный кодекс и в закон о бюджете,   
в закон "О страховании вкладов физических лиц в банках..." и в закон "О         
Центральном банке...". По имеющейся у нас информации, такие законопроекты       
готовятся, но, пока они не приняты, механизмы, которые предлагается             
реализовать, работать не будут.                                                 
                                                                                
Поэтому в данном случае мы поддерживаем представленный правительством           
законопроект, но при условии принятия изменений в упомянутые мною два закона.   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Татьяна Алексеевна.                              
                                                                                
Андрей Михайлович Макаров.                                                      
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо, уважаемый Сергей Евгеньевич.                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, наверное, нет смысла подробно рассказывать о                 
законопроекте. Я, может быть, попробую ответить на несколько вопросов,          
которые прозвучали в этом зале, правда, при обсуждении другого законопроекта,   
- ответы на них позволят, наверное, понять, почему необходимо принять           
изменения в закон о бюджете 2014 года.                                          
                                                                                
Сразу хочу сказать: когда мы вчера рассматривали этот вопрос на заседании       
комитета по бюджету, мы дали прямую трансляцию в Интернет. То есть все, кого    
волнует этот вопрос, - а я знаю, что он волнует очень многих людей, поскольку   
они звонили после заседания комитета, - на самом деле наблюдали абсолютно       
открытое обсуждение как ситуации, так и тех мер, которые предлагаются для       
решения возникших проблем. Очень важно, что вчера на заседании комитета были    
представители правительства, а также Центрального банка и АСВ, то есть          
участвовали в обсуждении представители всех тех ведомств, которые должны        
решать этот вопрос. Таким образом, сегодня, помимо поправок в бюджет, которые   
мы сейчас рассматриваем, мы предлагаем - уже со своей стороны! - механизм       
строжайшего контроля за расходованием этих средств. То, почему именно 1         
триллион, частично уже объяснили Антон Германович и Татьяна Алексеевна.         
                                                                                
Я хотел бы обратить ваше внимание на то, что сегодня на самом серьёзном и       
широком экспертном уровне мы получаем оценки тех проблем, реальных проблем,     
потерь, которые возникают в банковской системе в связи с санкциями, в связи с   
ситуацией в экономике. А ведь эта ситуация в экономике означает риски           
невозврата кредитов, а невозврат кредитов, в свою очередь, может повлиять на    
проблемы с выдачей денег вкладчикам и так далее.                                
                                                                                
Мы все с вами наблюдали ситуацию, видели, как буквально несколькими             
неосторожными заявлениями спровоцировали людей, заставили их броситься к        
банкоматам, броситься в банки, мы с вами всё это видели в прошедшие дни. Вот    
говорят: давайте подождём, давайте обсудим, но мы должны принимать решение!     
Возникает вопрос: насколько это решение обоснованно? Эта цифра - 1 триллион -   
на самом деле откуда возникла? Это практически около 13 процентов капитала      
банковской системы, причём мы суммарно оценили влияние всех тех негативных      
факторов, которые на неё действуют, то есть, иными словами, это не высосанная   
из пальца цифра, она возникла не просто так, не потому, что кому-то             
понадобился триллион и мы в связи с этим записали - триллион, это результат     
серьёзной совместной работы, которую вели все: Центральный банк,                
правительство и мы в том числе. Это совместная позиция, повторяю, и слава       
богу, что сегодня мы в состоянии принимать такие оперативные решения.           
                                                                                
Означает ли это, что этой суммы - 1 триллион - достаточно и больше ничего не    
надо? Я напомню, что предыдущим решением, предыдущим законом мы выделяем        
фактически 400 миллиардов, точнее, 395 миллиардов на инфраструктурные           
проекты, то есть речь идёт об использовании 10 процентов Фонда национального    
благосостояния, и они тоже пойдут через капитализацию системообразующих         
банков. Причём очень важно, что, как сказал сейчас представитель                
правительства, в первую очередь мы будем решать, естественно, проблемы          
системообразующих банков, чтобы поддержать эти банки, потому что от этого       
зависят как кредитование реального сектора, так и межбанковские отношения.      
                                                                                
У нас вчера на заседании комитета звучал вопрос, а почему бы не дать просто     
так деньги всем банкам? Простите, мы принимаем решение точечно по нескольким    
структурам, по нескольким системообразующим банкам, и это можно сделать, а      
если речь идёт о возможности оказания помощи восьмистам банкам, которые         
существуют в стране, можно ли вот сейчас, сидя здесь, в Государственной Думе,   
сказать: вот этому банку мы дадим столько-то, а вот этому банку -               
столько-то?! Вот поэтому и создаётся серьёзный механизм с привлечением всех     
необходимых сил, которые реально участвуют в этом процессе, которые эти         
решения будут принимать, причём принимать оперативно, не дожидаясь, когда у     
банков наступит банкротство, работать будут на опережение, создавая такую       
ситуацию, чтобы это банкротство не наступило. Вот в этом смысл этого            
законопроекта, вот именно поэтому его предлагается сегодня поддержать.          
                                                                                
Следующий вопрос. Я хотел бы сказать, что этот законопроект напрямую - я        
подчёркиваю: не просто как-то опосредованно, а напрямую - связан с тем          
вопросом, который мы с вами сегодня будем рассматривать, - об увеличении        
страховой суммы вкладов с 700 тысяч до 1 миллиона 400 тысяч. Здесь столько      
раз говорилось о том, что это необходимо сделать, и вот сейчас, когда мы к      
этому подошли, когда мы фактически принимаем об этом решение, обеспечиваем      
его финансирование, нам говорят: нет, давайте подождём! А подождут ли люди,     
которые сегодня обращаются в банки?! Вот в данном случае это решит проблему.    
Обратите внимание, какой комплекс мер принимается одновременно: уже вчера       
практически все крупнейшие банки серьёзно повысили ставки, ставки по            
депозитам, и если мы сейчас, приняв эти законы, скажем гражданам, что они       
могут быть спокойны за состояние своих средств в банках, - а я хочу ещё раз     
сказать, что мы этим законом решаем проблему гарантированности вкладов более    
чем 92 процентов вкладчиков, то есть на самом деле практически всей страны! -   
вот если мы сегодня это объясним людям, то завтра они спокойно снова вернут     
деньги в банки, даже те, кто уже их забрал, и будут получать более высокий      
процент. Это не означает, что работа закончена, мы всё равно будем              
разрабатывать вместе с правительством меры государственной поддержки            
отдельных отраслей экономики, мы будем рассматривать вопросы о поддержке        
отдельных предприятий, если будет необходимо - отдельных категорий граждан.     
                                                                                
Хотел бы сразу обратить внимание, что наверняка в ближайшее время, как только   
стабилизируется ситуация, мы увидим снижение ключевой ставки, однако для        
кредитования структурообразующих проектов, проектного финансирования, в         
данном случае всех необходимых инвестиционных проектов, в целях поддержки       
малого и среднего бизнеса и тех наших предприятий, которые работают на          
экспорт, ставка сохранена. Таким образом, в данном случае мы реально боремся    
с теми спекулянтами, которые полагают, что даже этой ситуацией можно            
воспользоваться. В постановлении Думы мы предлагаем механизм эффективного,      
полного, я бы сказал - тотального контроля.                                     
                                                                                
Комитет предлагает поддержать, принять данный закон.                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Прошу записаться на вопросы.                                                    
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Вопрос задаёт Николай Васильевич Коломейцев.                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Уважаемые докладчики, после кризиса 2008 года мы уже давали банкам 7,6          
триллиона рублей - были такие же пафосные речи! За прошлый год, я вам           
напомню, банковская система получила только чистой прибыли, по-моему, в         
размере 1 триллиона 286 миллиардов рублей. Все развитые страны после 2008       
года ограничили аппетиты финансовых менеджеров и приняли специальные законы,    
мы же с вами щедрые - за государственный счёт! Вот президент говорит, что       
есть какие-то - ай-ай-ай! - плохие люди, средства массовой информации тоже об   
этом говорят. Может, Татьяна Алексеевна, самая храбрая, скажет, кто же эти      
финансовые спекулянты, кто обрушил валюту и обобрал большую часть людей и       
каким образом, используя этот 1 триллион, всё-таки возобновить кредитные        
линии для находящихся сегодня в предбанкротном состоянии предприятий?           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Антон Германович, пожалуйста.                                                   
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, вот как раз для того, чтобы предприятия      
могли устойчиво работать, получать ресурсы, осуществлять расчёты, мы и          
поддерживаем банковскую систему, предлагая повысить её капитализацию.           
                                                                                
Что касается вашего вопроса о финансовых спекулянтах, это слово здесь,          
наверное, не совсем подходящее, потому что любой экономический агент в          
условиях ослабления курса валюты, конечно, не хочет потерять свои деньги. А     
как это сделать? Просто направить свои сбережения, остатки на своих счетах в    
рублях в те инструменты, которые не допустят снижения стоимости активов. Это    
не спекулятивная операция, это, так сказать, экономически логичное поведение    
любого экономического агента. Что происходило? Придерживалась валютная          
выручка, она не поступала на валютный рынок, потому что все ждали, что          
вот-вот курс ещё и дальше продолжит падение. Самое главное для нас сейчас - и   
Центральный банк этим занимается - остановить это падение и чтобы курс пришёл   
к равновесному положению, чтобы он нашёл своё новое положение исходя из         
пониженных цен на нефть и снижения притоков капитала. Мы видим, что в           
последние два дня ситуация уже начинает более-менее успокаиваться, это          
нормально, и завтра тот, кто сидит на валюте, уже придёт на рынок и будет её    
продавать, понимая, что эта валюта уже не принесёт ему доходов и что нужны      
рубли для расчётов, для уплаты налогов. Мы уверены, что произойдёт              
нормализация ситуации.                                                          
                                                                                
Наше решение, наше предложение о повышении капитализации банков придаст         
дополнительную уверенность, повысит доверие к банковской системе. Ещё раз       
просим поддержать наш законопроект.                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Сергей Михайлович Катасонов.                                                    
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. С достаточно высоким накалом вы говорите о том, что             
необходимо поддержать сейчас население, но этим надо было заниматься три        
месяца назад, когда мы задавали на заседании бюджетного комитета Набиуллиной    
вопрос о гашении совокупного долга и был ответ: всё будет в порядке, 160        
миллиардов для нас - это тьфу! Сейчас речь надо вести уже о предприятиях,       
потому что действия населения мы этим решением уже не остановим, оно уже для    
себя все мосты сожгло и действует так, как решило. Всё будет зависеть от        
того, по какой цене попадут эти деньги во вторые руки. Мы понимаем, что до      
региональных банков этот триллион не дойдёт, он их не коснётся, всё будет       
зависеть от того, под какой процент вы разместите субординированные кредиты в   
системообразующих банках и какая будет цена на вторичном рынке. Вы это          
понимаете, поэтому скажите, какая будет процентная ставка?                      
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, мы будем осуществлять обмен наших            
облигаций федерального займа на соответствующие субординированные облигации     
банков и будем по облигациям федерального займа делать выплаты исходя из        
рыночной доходности, которая сегодня составляет около 12-13 процентов. Я хочу   
сказать, что мы даём активы - мы не даём деньги под какие-то проценты. Эти      
активы позволят банкам, с одной стороны, больше брать ресурсов с рынка по той   
цене, которая складывается на рынке, а с другой - быть устойчивыми, потому      
что стоимость тех валютных кредитов, которые были даны, возросла и капитала     
банков не хватает, чтобы продолжать устойчиво работать, - вот основная задача   
этой операции. Мы не деньги даём, мы не ресурсы даём, как Центральный банк,     
предоставляющий средства взаймы коммерческим банкам под ставку                  
рефинансирования, под ключевую ставку, которая сегодня составляет 17            
процентов, - мы даём активы, чтобы обеспечить устойчивость, чтобы обеспечить    
базу для дальнейших расчётов между банками, возможность занять ресурсы на       
рынке, возможность расчётов кредитных организаций, - вот основная задача        
этого закона!                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Мартин Люцианович Шаккум, пожалуйста.                                           
                                                                                
ШАККУМ М. Л., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
У меня вопрос к Татьяне Алексеевне Голиковой.                                   
                                                                                
Уважаемая Татьяна Алексеевна, вот наш коллега Андрей Михайлович Макаров         
нарисовал очень оптимистичную картину: выделенные средства дойдут до            
потребителей и мы сможем проконтролировать всё до последней копейки, сможем     
проконтролировать движение средств к конечным потребителям. В то же время       
министр финансов говорил сейчас о другом - о том, что это докапитализация       
банков и в целом поддержание устойчивости банковской системы.                   
                                                                                
Скажите, пожалуйста, учитывая в целом эти разногласия, не окажутся ли эти       
средства на валютном рынке? Есть ли у вас инструменты контроля за тем, чтобы    
это не произошло и не вызвало новую волну кризиса?                              
                                                                                
ГОЛИКОВА Т. А. Спасибо за вопрос, Мартин Люцианович. Вы знаете, что по закону   
"О Счётной палате..." Счётная палата проверяет только банки с государственным   
участием, поэтому для того, чтобы вот такую работу провести и                   
проконтролировать полностью всю работу, которая связана с докапитализацией      
банков, с движением средств по счетам не только банков с государственным        
участием, а любых банков, которым будут предоставлены средства от АСВ,          
Государственная Дума, как парламентский орган, должна... точнее, мы, как        
орган парламентского контроля, должны получить поручение в постановлении        
Государственной Думы проверить от начала до конца всю цепочку, включая, как     
сказал Андрей Михайлович, конечного получателя и конечное использование.        
Подобного рода опыт у нас имеется. Вы знаете, что по вашему поручению мы        
второй год ведём ежеквартальный мониторинг "РусГидро", проверяем                
использование тех средств, которые были предоставлены из федерального           
бюджета, и ежеквартально представляем вам соответствующую информацию. Если      
такое поручение будет в постановлении Государственной Думы, то, безусловно,     
вне зависимости от той компетенции, которая сегодня прописана в законе "О       
Счётной палате...", мы сможем проверить движение всех средств, которые будут    
предоставлены и в рамках докапитализации банков, и в рамках докапитализации     
АСВ.                                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Оксана Генриховна Дмитриева.                                                    
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                 
                                                                                
Скажите, пожалуйста, каким образом будет происходить размещение ОФЗ в 2014      
году на 1 триллион рублей? Кто и за счёт каких средств будет покупать           
облигации федерального займа на 1 триллион рублей в течение 2014 года, чтобы    
потом передать эти средства соответственно Агентству по страхованию вкладов?    
В общем, как вы будете размещать средства в размере 1 триллиона рублей и кто    
будет покупать ОФЗ?                                                             
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемая Оксана Генриховна, уважаемые депутаты! Мы специально   
попросили вас провести эту операцию в текущем году, с тем чтобы в этом году     
капитализировать АСВ. Мы передадим эти бумаги Агентству по страхованию          
вкладов, мы не будем их нигде размещать, это будет просто передача бумаг        
Агентству по страхованию вкладов, с тем чтобы агентство, начиная уже со         
следующего года, могло оперативно осуществлять обмен бумаг на                   
субординированные инструменты коммерческих банков. Такая операция произойдёт,   
и, действительно, это приведёт к тому, что у нас вместо профицита... Мы         
ожидали, что в текущем году профицит бюджета составит где-то 0,5-0,6 процента   
ВВП, однако принятие решения об этом триллионе приведёт к тому, что у нас, по   
нашим расчётам, получится дефицит порядка 0,8 процента ВВП, но это будет        
технический, расчётный, что называется, дефицит, хотя по денежным средствам у   
нас в этом году ожидается профицит бюджета.                                     
                                                                                
Отвечая на ваш вопрос, ещё раз хочу сказать, что мы в этом году передадим       
бумаги АСВ, АСВ начнёт с ними работать, может быть, частично уже даже в этом    
году и в начале следующего года, обменивая бумаги на инструменты коммерческих   
банков и внося их в капитал.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, я хочу вернуться всё-таки к предыдущему вопросу, на который Татьяна    
Алексеевна отвечала. Я обращаюсь к Комитету по финансовому рынку со следующим   
предложением. У нас в повестке 31-м вопросом стоит законопроект о внесении      
изменений в Федеральный закон "О страховании вкладов физических лиц...". Я      
считаю, что уместно как раз в постановлении о принятии во втором чтении этого   
законопроекта предусмотреть соответствующее поручение в адрес Счётной палаты    
Российской Федерации.                                                           
                                                                                
Виктор Андреевич Коломейцев.                                                    
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемый Антон Германович, почему в связи со снижением цены   
на нефть в ряде нефтедобывающих стран, в том числе и находящихся длительное     
время в режиме западных санкций, к примеру в Иране, падение курса               
национальной валюты составило всего 9-10 процентов, а у нас падение рубля -     
больше 100 процентов? Может, потому, что в этих странах есть жёсткий контроль   
за продажей части валютной выручки экспортёрами, а у нас его не оказалось?      
Это первое.                                                                     
                                                                                
И второе. Каковы сроки возмещения коммерческими банками этих размещённых        
бюджетных средств? Или передача бюджетного триллиона рублей банкам,             
предлагаемая законопроектом, производится безвозмездно?                         
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. По первому вопросу. Уважаемые депутаты, в экспорте нашей         
страны 70 процентов составляют углеводороды, и, безусловно, изменение цен на    
них самым прямым образом влияет на ситуацию с платёжным балансом, поэтому       
либо мы вынуждены здесь идти путём продажи золотовалютных резервов,             
поддерживая курс, либо курс ослабевает, что, собственно, и произошло.           
                                                                                
На наш взгляд, предложение о возврате к прежним механизмам контроля за          
валютной выручкой - это шаг назад. Почему? Объясню. Предположим, мы введём      
обязательную продажу валютной выручки, ну, продаст экспортёр валютную           
выручку, а завтра пойдёт и купит валюту снова. Значит, чтобы он не купил, нам   
нужно осуществлять контроль за операциями в валюте, производимыми этим          
экспортёром, а это сделать уже гораздо сложнее, знаете, для этого нужно будет   
вводить серьёзные контрольные меры, но я вас уверяю, даже если мы посадим       
своих комиссаров во всех наших организациях, которые занимаются экспортом,      
всё равно найдутся механизмы, позволяющие не переводить валютную выручку        
из-за рубежа сюда, всё равно найдутся способы сделать так, что валютная         
выручка не будет поступать к нам в страну, и мы, наоборот, откатимся назад,     
то есть доверие к валютным рынкам ещё больше упадёт. Мы рассматривали           
различные предложения экономистов на этот счёт, но правительство однозначно     
считает, что это шаг назад, это, наоборот, приведёт к полной потере доверия к   
нашим финансовым рынкам и к нашей банковской системе. Я ещё раз говорю,         
некоторые экономисты думают, что это будет лучше, а мне кажется, это            
абсолютно неправильно, наоборот, мы столкнёмся с серьёзным ухудшением           
ситуации с притоком валюты в страну.                                            
                                                                                
Что касается сроков, мы действительно будем выпускать облигации федерального    
займа на определённый срок. Эти средства, эти активы будут нам возвращаться,    
и я в докладе тоже говорил о том, что это не прямой расход денег, это деньги    
для... Я думаю, что, может быть, и не все средства будут задействованы, у нас   
есть право использовать до 1 триллиона на такие размещения, но эти ресурсы к    
нам вернутся, мы получим их обратно, бумаги поступят в активы государства.      
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Антон Анатольевич Ищенко, пожалуйста.                     
                                                                                
ИЩЕНКО А. А., фракция ЛДПР.                                                     
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, абсолютно поддерживаю предложение оказать           
государственную поддержку системообразующим банкам и в то же время разделяю     
опасения многих моих коллег, которые говорят о том, что эти средства, вполне    
возможно, могут оказаться в том числе и на валютном рынке. В связи с этим не    
готовы ли вы поддержать или выступить с инициативой создания общественных       
наблюдательных советов при тех банках, которые получают такую государственную   
поддержку?                                                                      
                                                                                
И второй вопрос. Мы понимаем, что эту поддержку получат первые в топ-рейтинге   
пять-десять, может быть, пятнадцать банков, насколько проста будет эта          
процедура для региональных банков? Я имею в виду банки, которые составляют      
основную массу из тех восьмисот, например банки Саратовской области,            
Самарской области, Пензенской области, смогут ли они рассчитывать на меры       
государственной поддержки через АСВ?                                            
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Уважаемые депутаты, мы не делаем разницы между крупными          
банками, московскими банками, и региональными банками. Задача состоит в том,    
чтобы обеспечить стабильность работы банковской системы, в первую очередь       
региональных банков, поэтому доступность ресурсов, наших бумаг для капитала     
банков будет абсолютно одинаковой как для крупных банков, так и для средних и   
мелких банков, главное - системообразующих для конкретного региона, здесь мы    
не видим никакой разницы.                                                       
                                                                                
Что касается общественных советов, я думаю, что те ресурсы, которые получат     
банки за счёт наших бумаг, и сами банки будут под более пристальным контролем   
со стороны Центрального банка, надзор за банками, получающими облигации         
федерального займа, будет усилен со стороны Банка России.                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Раиса Васильевна Кармазина.                               
                                                                                
КАРМАЗИНА Р. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Антон Германович, я думаю, что меры принимаются достаточные и мы сегодня        
принимаем необходимые законы, но я бы очень хотела получить больше              
информации. Я сегодня утром разговаривала с представителями наших банков,       
потому что народ звонит: вчера снимали со вкладов и покупали по 80 рублей       
доллары, а сегодня сдают по 60 рублей, потому что вчера вечером прошла          
информация и люди просят... От вас должен идти этот посыл, вы должны            
рассказать народу, что 1 миллион 400 тысяч - это страховое возмещение по        
вкладам, а то у нас хромает правовая грамотность. Центральные каналы только и   
говорят о том, что у нас падает рубль, всё плохо у нас, порой в самом           
правительстве говорят, что ситуация никудышная. Я убедительно прошу:            
пожалуйста, обратите на это внимание, давайте нормальную информацию всем        
каналам! Ведь даже у нас, в этом зале, я слышу, есть неверие, вот не            
голосовали - мол, опять банкам отдадут. Не банкам! Вы... (Микрофон отключён.)   
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо, Раиса Васильевна, за абсолютно правильное замечание.    
Мы уже начали взаимодействовать сейчас со средствами массовой информации по     
разъяснению наших предложений, по разъяснению ситуации в банковской системе.    
Все скоро увидят интервью, получат разъяснение специалистов и Министерства      
финансов, и Банка России, и Агентства по страхованию вкладов. Спасибо вам за    
предложение.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Дмитрий Владимирович Ушаков.                              
                                                                                
УШАКОВ Д. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ".                                    
                                                                                
Уважаемый Антон Германович, на Агентство по страхованию вкладов возложены       
функции по осуществлению мер по предупреждению банкротства банков в             
соответствии с федеральным законом, который прекращает своё действие 31         
декабря 2014 года. Этот срок будет продлеваться?                                
                                                                                
И вторая часть вопроса. В соответствии с этим же законом сколько Агентством     
по страхованию вкладов при выполнении функций оздоровления банков было          
выплачено, какова сумма страховых возмещений вкладчикам в 2008 и 2009 годах?    
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Можно на этот вопрос я попрошу ответить Исаева Юрия Олеговича,   
руководителя Агентства по страхованию вкладов?                                  
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста.                                               
                                                                                
ИСАЕВ Ю. О., генеральный директор государственной корпорации "Агентство по      
страхованию вкладов".                                                           
                                                                                
Уважаемые депутаты, что касается выплат по санации. Мы занимаемся десятью       
проектами по санации банков, по каждому из них я готов вам отдельно             
представить все цифры, там есть и выплаты, и возвраты, и общая сумма по этим    
проектам составляет порядка 400 с лишним миллиардов рублей.                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Задано по два вопроса от каждой фракции. Переходим к выступлениям.              
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, мы договаривались, что по два вопроса от         
фракции, вчера на Совете такая договорённость была достигнута.                  
                                                                                
Виктор Андреевич Коломейцев, пожалуйста.                                        
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ В. А. Уважаемые коллеги, предлагаемая законопроектом сумма           
бюджетных средств в размере 1 триллиона рублей, которая будет направлена на     
повышение капитализации коммерческих банков, составляет более 7 процентов       
годового бюджета страны, в десять раз превышает финансирование, к примеру,      
сельского хозяйства, в два раза выше годового финансирования здравоохранения.   
Это так, информация для того, чтобы понять порядок цифр, которые мы сегодня     
обсуждаем. Этот финансовый манёвр не предполагает поддержки самого Агентства    
по страхованию вкладов, это чтобы всем было ясно. В данном случае АСВ           
используется как промежуточный инструмент правительства в этой бюджетной        
финансовой комбинации. На самом деле Агентство по страхованию вкладов на        
сегодня имеет 74 миллиарда рублей и может получить при необходимости кредит     
Центрального банка. Не исключена возможность, что в число коммерческих          
банков, которые будут докапитализированы, попадут и те банки, которые           
занимались валютными спекуляциями и, по сути дела, создали нынешнюю ситуацию    
на валютном рынке, - можно ли доверять этим банкам?                             
                                                                                
Ещё два месяца назад курс рубля, стабильность банковской системы можно было     
удержать с гораздо меньшими затратами - всего лишь обеспечив жёсткий контроль   
за графиком продаж экспортёрами части валютной выручки, что серьёзно            
скорректировало бы и смягчило ситуацию, но правительство и Центральный банк     
не обеспечили этого, что говорит об их профессиональном уровне. Теперь же       
ведётся лихорадочный поиск кардинальных мер и не учитываются последствия их     
реализации, в том числе с нарушением всех процедур сейчас предлагается          
провести объёмную корректировку бюджета за один день в трёх чтениях. При этом   
со снижением цены на нефть падение курса национальных валют в ряде              
нефтедобывающих стран, в том числе находящихся в течение многих лет под         
западными санкциями, например в Иране, составило всего 10,9 процента, а         
падение рубля - больше 100 процентов! Почему? Потому что в этих странах         
жёсткий контроль за продажей части валютной выручки экспортёрами, а у нас его   
в нужный момент не оказалось. Наши финансовые власти строили теоретические      
измышления, как будут развиваться события, а потом, когда всё произошло,        
вдруг сказали, что и в страшном сне не могли предположить, что это              
произойдёт. Так какая же у них компетенция?!                                    
                                                                                
Осознавая важность обеспечения бесперебойной работы банковской системы в        
части кредитования реального сектора экономики и необходимость предоставления   
банкам запаса капитала, который позволит увеличить объём финансирования в       
2015 году, фракция КПРФ считает, что принятие законопроекта о направлении 1     
триллиона рублей бюджетных средств на повышение капитализации коммерческих      
банков, давайте говорить прямо, возможно только при условии подробного          
разъяснения всех мотивов крайней необходимости этого манёвра и его              
последствий непосредственно председателем правительства и главой Центрального   
банка. Необходимо, чтобы на высшем уровне были даны жёсткие гарантии            
эффективности предложенных финансовых инструментов.                             
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
                    Председательствует Первый заместитель                       
                      Председателя Государственной Думы                         
                                 А. Д. Жуков                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, мы вчера на Совете Думы утвердили порядок рассмотрения       
вопроса, в соответствии с которым выступления представителей фракций - до       
пяти минут. Я прошу придерживаться этого лимита.                                
                                                                                
Пожалуйста, Калашников Сергей Вячеславович.                                     
                                                                                
КАЛАШНИКОВ С. В., председатель Комитета Государственной Думы по охране          
здоровья, фракция ЛДПР.                                                         
                                                                                
Я сразу хочу сказать, что фракция ЛДПР поддержит данный закон, потому что он    
даст определённую передышку, он поможет людям не волноваться и, в общем-то,     
будет способствовать стабилизации ситуации в стране. В то же время я должен     
сказать, что всё, что звучало по этому вопросу с этой трибуны, - а я считаю,    
что это как раз та трибуна, где лукавить нельзя, - это всё полуправда, потому   
что правда несколько иная. Самое главное недоговаривают - что после того, как   
банки получат облигации федерального займа, они пойдут в Центробанк и           
обналичат эти облигации федерального займа. Любой человек, любая структура      
это может сделать. Когда говорят о том, что это удар по бюджету и что это       
какие-то бумажные метаморфозы, - это, конечно же, лукавство. Речь идёт о том,   
что реально банки получат деньги, не дожидаясь купонов, которые ниже базовой    
ставки рефинансирования, просто обналичив облигации, но это и хорошо - они      
смогут сдержать свои банковские обязательства. Но нужно понимать, что           
никакого контроля, сколько бы мы ни говорили о нём, - и здесь прозвучали        
вопросы о том, не попадут ли эти деньги на валютный рынок, - быть в принципе    
не может по одной простой причине: нельзя решать проблему контроля, Татьяна     
Алексеевна, за счёт усиления самого контроля! Проблема контроля решается за     
счёт создания механизмов, не допускающих соответствующую утечку,                
соответствующую утруску и соответствующее воровство, а создание таких           
механизмов, к сожалению, не предлагается.                                       
                                                                                
И ещё одна проблема здесь уже поднималась в вопросах: Центробанк разделил все   
банки на пять групп, работа Агентства по страхованию вкладов предполагается     
только с первыми тремя группами, причём третья группа - это проблемные банки.   
Это означает, что по крайней мере 30 процентов банков вообще не будут           
допущены к этой системе. Нет необходимости говорить, что это те самые банки,    
которые работают в регионах. Это означает, что опять-таки реальное разрешение   
ситуации в регионах остаётся под вопросом, в вопросах это звучало, а в          
ответах - нет. И никакие призывы разработать здесь детальные механизмы, к       
сожалению, не сработают, поскольку речь идёт о сегодняшнем дне и нужно было     
уже сегодня прийти с этими механизмами. То есть это прямая недоработка          
правительства и его финансового блока.                                          
                                                                                
И ещё одна проблема. По данным ассоциации потребителей финансовых услуг,        
сегодняшний дефицит банковской системы - 6 триллионов рублей, мы даём 1         
триллион. Не означает ли это, что очень скоро мы опять будем решать проблему,   
где взять ещё энное количество триллионов для того, чтобы покрыть дефицит       
банковской системы?                                                             
                                                                                
Коллеги, закон замечательный, потому что он демонстрирует готовность            
правительства и президента решать проблемы, не ущемляя интересы людей, и это    
нужно приветствовать, но то, как исполняется этот посыл - мягко говоря, очень   
несерьёзно, - я думаю, никак не позволяет нам останавливаться, ограничиваться   
лишь принятием этого закона, и у фракции ЛДПР есть развёрнутая программа        
выхода из кризиса.                                                              
                                                                                
Коллеги, вот это точечное шараханье ничего, кроме вреда, не принесёт. Ну        
подумайте сами, приведу только один пример: с одной стороны, мы поднимаем       
базовую ставку рефинансирования до 17 процентов, то есть полностью закрываем    
бизнес и сжимаем массу М2, то есть денежную массу, в стране, а с другой         
стороны, выбрасываем на рынок целый триллион. Ну давайте всё-таки проводить     
согласованную системную политику, а не шарахаться из стороны в сторону!         
Должен быть комплекс мер по выходу из кризиса, и фракция ЛДПР такой комплекс    
мер может предложить. Он предусматривает много инструментов, и не только        
финансовых - только финансовыми механизмами проблему экономического кризиса     
не решить! Актуальным остаётся введение минимальной почасовой оплаты труда,     
актуальным является вопрос, который здесь поднимался, о контроле за всей        
валютной системой, за оборотом валюты. Ну, коллеги, на мой взгляд, Антон        
Германович дал совершенно несерьёзный ответ - что это трудно и требует много    
затрат. Конечно, если сажать, как вы говорите, комиссаров за каждым             
оператором, за каждой спиной, за каждым экспортёром, то да, трудно, но если     
создать систему контроля за валютным оборотом, то никаких проблем не будет.     
Но её же нужно создавать, а для этого нужно работать, без этого мы не решим     
проблему нашей привязки к валюте.                                               
                                                                                
Можно было бы и дальше перечислять, но время уже поджимает. Я хочу сказать      
следующее: этот закон надо принимать, но нельзя эти вопросы отдавать на откуп   
правительству, которое ярко демонстрирует свою неспособность работать в         
условиях кризиса!                                                               
                                                                                
И я предлагаю Государственной Думе опять вернуться к проблеме парламентского    
контроля. Это та ситуация, когда отсутствие парламентского контроля за          
предварительным принятием решений не позволяет нам действительно изменить       
ситуацию в стране. (Аплодисменты.)                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, если мы отбросим весь пафос, которого        
здесь было чрезвычайно много, и всё-таки разберёмся с тем, что нам              
предлагается в этом законе, то я думаю, что реально искренняя позиция многих    
несколько изменится.                                                            
                                                                                
Что значит передать ОФЗ в виде бумаг на сумму 1 триллион Агентству по           
страхованию вкладов? Это что за бумаги такие передаются?! Если мы хотим         
просто передать бумаги, так это мы можем собрать все бумаги, которые у нас      
тут лежат на столах, и передать! На самом деле передаются не бумаги, а          
реальные деньги, а деньги могут быть переданы двумя способами: либо это по      
факту выдача облигаций федерального займа на сумму 1 триллион рублей, а потом   
за счёт того же бюджета их и выкупят, потому что остаток, профицит бюджета на   
данный момент составляет 1 триллион 200 миллиардов рублей, из них (мы сами      
расписали в бюджете) 150 миллиардов мы переносим на следующий год, а 1          
триллион повисает... Так вместо того, чтобы этот триллион направить на          
расходы будущего года, не осуществлять никакого секвестирования, - и это был    
бы источник покрытия дефицита бюджета будущего года - по несколько              
причудливой схеме эти деньги передаются в Агентство по страхованию вкладов.     
Это один из домыслов. Другой: вполне возможно, что выкупать эти облигации       
будет Центральный банк. Но в любом случае это деньги, а не бумаги, и в любом    
случае это абсолютно дикая схема!                                               
                                                                                
Следующий момент. Передача 1 триллиона рублей Агентству по страхованию          
вкладов объясняется тем, что нужно будет осуществлять страховое возмещение      
гражданам, а также обеспечить исполнение закона, который мы сегодня             
принимаем, - о том, чтобы в два раза повысить сумму страхового возмещения, но   
это лишь дымовая завеса, потому что для обеспечения страхового возмещения в     
размере даже удвоенной суммы совершенно не нужно передавать 1 триллион.         
                                                                                
А теперь я открою вам тайну. Знаете, сколько было выделено на страховое         
возмещение гражданам в 2008-2009 годах? 10 миллиардов в 2008-м и 10             
миллиардов в 2009-м, при этом в 2009 году в целом сумма выплат по возникшим     
страховым случаям составляет 5,8 миллиарда рублей. Так кого вы тут              
обманываете?! Даже гипотетически для того, чтобы выплатить страховое            
возмещение даже в удвоенном объёме, - смотрим 2009 год - потребуется от силы    
10 миллиардов, при чём тут 1 триллион?!                                         
                                                                                
Далее. Собственно говоря, на санацию банков за счёт имущественного взноса       
Российской Федерации Агентство по страхованию вкладов за всю историю выделяло   
140 миллиардов. Думать, что эти средства могут пойти на докапитализацию         
банков тоже нельзя, потому что у Агентства по страхованию вкладов есть          
определённое условие: оно выделяет средства на санацию в условиях угрозы        
банкротства, предбанкротного состояния.                                         
                                                                                
Вы знаете, некоторые вещи на самом деле - ну абсолютно абсурдные, причудливые   
схемы, только они затушёвываются набором слов, набором непонятных слов. Те,     
кто их не понимает или не знает - ну, могут действительно не знать, - думают,   
что за ними что-то стоит, а за ними не стоит ничего, кроме абсурда! (Шум в      
зале.)                                                                          
                                                                                
Кстати говоря, по поводу действий Центрального банка 15, 16 и 17 декабря я      
собираюсь направить запрос и в Счётную палату, и в Росфинмониторинг, для того   
чтобы они внимательно проанализировали, кто, каким образом размещался и у       
кого... Аукцион РЕПО 15-го числа в середине дня - на 5 миллиардов долларов,     
ещё через два часа - на 1,5 миллиарда долларов, а на следующий день - на 700    
миллионов долларов: кто и каким образом этими средствами играл и чем была       
вызвана эта паника и такая активность на валютном рынке? Опять же можно         
пугать словами "аукционы РЕПО", "валютные интервенции" и так далее, но на       
самом деле это всё звенья одной цепи. Спекулировать можно, давая как рублёвую   
ликвидность, так и валютную - это вопрос всего лишь о том, кто начинает ход в   
шахматах, у кого белые или чёрные, а так, спекуляционную спираль можно          
построить очень успешно, особенно если вы работаете в паре с кем-то из          
работников Центрального банка.                                                  
                                                                                
Уважаемые коллеги, я думаю, что это решение абсолютно вредное и                 
некомпетентное. (Шум в зале. Аплодисменты.)                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Правительство, пожалуйста.                                                      
                                                                                
СИЛУАНОВ А. Г. Спасибо.                                                         
                                                                                
Уважаемые депутаты, в первую очередь хотелось бы вас поблагодарить за           
оперативное рассмотрение столь важного и необходимого сейчас законопроекта. В   
сложный период очень важна консолидация всех ветвей власти. Мы считаем, что     
те решения, которые мы сегодня рассматриваем, позволят серьёзно укрепить        
финансовую систему страны.                                                      
                                                                                
Здесь говорилось о некоем наборе слов, о том, что нет никаких действий, - это   
всё не так, я вам ответственно это заявляю! Те ресурсы, бумаги, которые         
получат банки, - это действительно существенная добавка к капиталу банковской   
системы. Эти бумаги действительно могут быть переданы в Центральный банк, с     
тем чтобы были получены конкретные деньги, которые пойдут на конкретные         
проекты, а также на расчёты с гражданами, с предприятиями, для того чтобы не    
допустить остановки работы банковской и финансовой системы в целом. На каждый   
рубль по тем бумагам, которые мы передадим в капитал банков, банки смогут       
получить дополнительные ресурсы, они сделают из этого рубля до 10 рублей        
(мультипликативный эффект), потому что достаточность капитала считается один    
к десяти, 10 копеек на 1 рубль капитала. Тот триллион - до триллиона рублей,    
- который мы вложим в капитал банков, привлечёт значительно больше ресурсов,    
для того чтобы банки смогли не только стабилизировать, но и увеличить объём     
кредитования. Мы говорили о том, что банки смогут увеличить объём               
кредитования с 15 до 20 процентов, получив этот триллион, а эти деньги крайне   
необходимы финансовой системе.                                                  
                                                                                
И мы ещё раз очень просили бы вас поддержать законопроект, который              
подготовило Правительство Российской Федерации, поскольку это важная мера       
наряду с другими, которые осуществляют и Центральный банк, и Правительство      
Российской Федерации, для того чтобы обеспечить устойчивость финансовой         
системы в сегодняшний непростой период.                                         
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Андрей Михайлович выступает одновременно от комитета по бюджету и от фракции    
"ЕДИНАЯ РОССИЯ". Пожалуйста.                                                    
                                                                                
МАКАРОВ А. М. Спасибо.                                                          
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Я начну с произнесённых      
здесь слов о том, что всё, что мы здесь слышим, что законопроект                
правительства - это набор слов. Вот когда здесь, в этом зале, мы слышали,       
причём неоднократно, что цена на нефть будет 120, 140 долларов и так далее и    
набор цифр - был ведь не только набор слов, он сопровождался набором цифр, -    
вот тогда это был действительно набор, а сейчас я предлагаю назвать цену        
каждого из сказанных здесь слов, цену каждого принимаемого решения. Я сейчас    
говорю это как председатель комитета по бюджету и как человек, которому         
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" доверила выразить её позицию.                           
                                                                                
Так вот, наше с вами голосование по предыдущему закону дало следующий           
результат, вот цена этого решения: рубль на бирже вырос на 1,29 процента        
сразу, одномоментно после голосования по первому закону - вот это цена слов,    
которые были сказаны. Другая цена у других слов - слов тех, кто пытается        
создать у населения панику, пытается сказать, что всё это набор слов, что       
никаким банкам, никаким людям эти деньги не помогут, что мы опять даём деньги   
жирным, я уж не знаю, китам, акулам и так далее, и эта цена - те очереди,       
которые сегодня стоят у банкоматов, у отделений банков, и на самом деле         
люди... Мы не дадим вам вернуть людей в 98-й год, когда пенсионеры умирали у    
банков, не имея возможности получить пенсию, когда они просто умирали,          
понимая, что никакой надежды нет! И, поддерживая вот те решения государства,    
которые сейчас назвали набором слов, мы как бы говорим людям: ваши деньги - я   
подчёркиваю: деньги людей - сохранятся, и тем самым мы снимаем напряжение у     
людей, и это, может быть, самое главное в том, что сегодня происходит.          
                                                                                
Ещё раз хотел бы обратить внимание на то, что я неприятно удивлён той           
разницей между профессиональным обсуждением на вчерашнем заседании комитета     
представителями фракций и тем, что мы слышим сегодня. Оказывается, то, что мы   
говорим, серьёзно отличается от того, что мы на самом деле думаем. Но тогда,    
простите, те, кто вчера себя называл демократами и либералами, и те, кто        
сегодня продолжает называть себя коммунистами, ни теми, ни другими не           
являются: вы большевики и призываете людей к 17-му году - мы это не позволим    
вам сделать и не допустим!.. (Шум в зале.)                                      
                                                                                
Александр Дмитриевич, я прошу продлить мне время, потому что меня перебивают.   
                                                                                
И мы не дадим вам организовать штурм Эрмитажа, и не потому, что у вас это       
получится, а просто в Эрмитаже сегодня нет правительства, но там очень много    
художественных ценностей! (Шум в зале.)                                         
                                                                                
Следующий вопрос, о котором в данном случае необходимо сказать.                 
                                                                                
Уважаемые коллеги, сегодня работа идёт даже не в ежедневном, а в постоянном     
режиме, люди работают и день и ночь для того, чтобы решать проблемы, которые    
возникают. Мы прекрасно помним, что сделала ваша власть со сберегательными      
кассами, что сделала ваша власть, когда оттуда убрали все деньги. (Шум в        
зале.) Так вот, мы этого тоже не допустим, и я уверен в этом, потому что        
сейчас идёт самое серьёзное обсуждение в Комитете по финансовому рынку, и я     
думаю, что сегодня Наталья Викторовна Бурыкина доложит о результатах. Это та    
работа, которая будет направлена и на поддержку Сберегательного банка. Мы       
должны сказать всем людям: "Успокойтесь! Те, кто сегодня призывает вас          
покупать доллары и говорит, что правительство, парламент, государство не        
принимают никаких мер, - это провокаторы, и неважно, с какой целью они это      
делают: или хотят заработать на рынке, или хотят на ваших страхах получить      
политические дивиденды". Вот о чём идёт речь. И это не высокий стиль            
разговора, это непрофессиональный стиль разговора по одной простой причине:     
можно бросить несколько абсолютно лживых цифр, понимая прекрасно, что для       
того, чтобы опровергнуть каждую из этих цифр, нужны часы выступлений, а вам     
неинтересно слушать правду, вы хотите сейчас дешёвым способом заработать        
популярность избирателей. Это ваше право, но тогда единственное, что мы можем   
вам предложить, - идите к избирателям, стоящим у касс банков, идите, встаньте   
у входа и говорите, почему вы голосовали против того, чтобы люди были уверены   
в том, что они получат средства!                                                
                                                                                
Сегодня голосование по этому закону - это на самом деле тот самый момент        
истины, когда становится ясно, кто реально думает о людях, о государстве, а     
кто думает о себе и нечистоплотной политикой пытается добиться каких-то         
преимуществ. Мы - ответственная партия, и мы не позволим вам это сделать! Я     
повторяю: цена первого решения - рост на 1,29 процента, вот это конкретный      
результат наших слов и наших решений. А работать с правительством мы должны     
вместе, ещё очень много...                                                      
                                                                                
Я прошу добавить мне минуту... (Микрофон отключён.)                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте минуту.                                          
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
МАКАРОВ А. М. А потому что я выступаю и от фракции, и от комитета, и из трёх    
минут, которые мне положены, я прошу только одну.                               
                                                                                
Так вот, возвращаясь к ситуации, я хотел бы сказать только одно: нам            
предстоит очень большая работа вместе с правительством, и, кстати, я            
благодарен фракции ЛДПР, которая сегодня об этом сказала. Нам необходимо        
ужесточить меры парламентского контроля, и, если есть необходимость, принять    
дополнительные меры по расширению полномочий Счётной палаты. Я повторяю, мы     
должны работать сегодня в ежечасном режиме, чтобы люди видели: власть           
работает совместно и решает их проблемы, - к этому мы призываем все             
ответственные силы парламента, именно эту позицию занимает фракция "ЕДИНАЯ      
РОССИЯ", именно за это фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" будет голосовать, и именно это   
предложение поддержал вчера комитет по бюджету.                                 
                                                                                
Мы предлагаем поддержать данный законопроект, проголосовать за него в первом    
чтении и принять в целом, чтобы люди знали, что все деньги немедленно           
поступят в банки, и чтобы мы наконец смогли успокоить вот ту панику, которую    
вы сегодня пытаетесь искусственно создать. (Аплодисменты.)                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
По ведению - Решульский Сергей Николаевич.                                      
                                                                                
РЕШУЛЬСКИЙ С. Н., фракция КПРФ.                                                 
                                                                                
Спасибо, Александр Дмитриевич.                                                  
                                                                                
Я действительно по ведению. Вопрос архиважный, архисерьёзный, и зачем столько   
пафоса, зачем столько обвинений? Ситуацию загнали в очень тяжёлое положение,    
надо искать какой-то выход, и здесь был предложен один из вариантов.            
Представители всех фракций говорили о необходимости получения гарантий, что     
эти деньги - я думаю, что и представитель правительства согласен, - не          
обрушатся завтра на валютный рынок. Я ещё раз подтверждаю предложение нашей     
фракции: голосование перенести на два-три часа и за это время пригласить сюда   
председателя правительства и председателя Центрального банка, чтобы из их уст   
услышать о гарантиях... (Микрофон отключён.)                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Сергей Николаевич, мы уже этот вопрос проголосовали,      
поэтому нет необходимости возвращаться к нему.                                  
                                                                                
Так, коллеги, мы должны действовать в соответствии с Регламентом. Я ставлю на   
голосование законопроект "О внесении изменения в статью 23 Федерального         
закона "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016      
годов" в первом чтении.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты, пожалуйста.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 22 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              292 чел.64,9 %                                    
Проголосовало против           48 чел.10,7 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    340 чел.                                          
Не голосовало                 110 чел.24,4 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Законопроект принимается в первом чтении.                                       
                                                                                
Уважаемые коллеги, комитет по бюджету внёс проект постановления о принятии в    
целом закона "О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О           
федеральном бюджете на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов". Вот       
сейчас, перед тем как мы будем голосовать за закон в целом, я спрашиваю, есть   
ли желающие выступить по мотивам голосования? Есть.                             
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
По три минуты выступление от каждой фракции.                                    
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
От фракции КПРФ два человека записались. Кто будет выступать по мотивам         
голосования от фракции КПРФ? Романов Валентин Степанович.                       
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемые депутаты, бывают такие голосования и такие минуты,      
которые потом долго вспоминаются. Кто станет оспаривать то, что кризис          
сегодня носит глобальный характер для России, что правительство потеряло        
возможность профессионально влиять на ситуацию в течение последних месяцев?     
Уже в тот день, когда на Украине начались бои, руководство страны обязано       
было понять, что шутки плохи! Было несколько месяцев, для того чтобы срочно     
проработать в том числе и меры в финансово-экономической сфере, и было          
предельно ясно - ведь живы в памяти уроки дефолта и все здесь сидящие отлично   
помнят события 2008-2009 годов... Два дня назад мы здесь задавали вопрос: не    
повторится ли та ситуация, не хлынут ли на валютный рынок эти деньги? Вот       
только что коллега Макаров долго и настойчиво внушал нам, что все гарантии и    
меры контроля продуманы. Сегодня правительство обязано было представить         
чёткую, ясную модель, как эта система контроля будет работать и какова будет    
ответственность, если хоть один рубль из этого безумного триллиона попадёт на   
валютный рынок, - этого не сделано!                                             
                                                                                
Вообще, хочется отметить, что очень чётко видна классовая суть происходящего,   
- это слово недолюбливают некоторые в этом зале, да и в стране, но напомню      
слова Юрия Дмитриевича Маслюкова, нашего коллеги, который в своё время,         
выступая здесь, сказал: на планете на 1 доллар реального производства           
приходится 10 долларов финансовых монополистов. Сегодня торжество финансового   
капитала проявляется во всём, и кризис 2008 года вырос оттуда же - корни были   
в Америке. И сегодняшнее поведение правительства диктуется не интересами        
вкладчиков - тех трудящихся, слесарей, учителей, у кого на книжке лежит         
50-100 тысяч. Да, нужно пытаться остановить панику, да, нужно предотвратить     
крах банковской системы, но я невольно думаю: в течение этого года Центробанк   
несколько десятков лицензий отобрал - значит, в банковской системе, среди       
восьмисот банков, немало было тех, кто был на грани финансовой                  
неустойчивости, а кое-где просто жулики были! И сейчас, когда говорят о         
триллионе и уверяют, что это спасение всей банковской системы, это далеко не    
так! Снова будет распределение по системообразующим банкам, снова будут         
оттёрты регионы, снова могут попасть эти деньги к нечистоплотным дельцам,       
сидящим в тех или иных отдельных коммерческих структурах... (Микрофон           
отключён.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Катасонов Сергей Михайлович от фракции ЛДПР.                                    
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КАТАСОНОВ С. М. Три кризиса мы с вами пережили, и все три кризиса у нас как     
под копирку - одни и те же решения, одни и те же фигуранты. Надо делать         
какие-то выводы! Я считаю, что вот те системообразующие банки, которые опять    
получают поддержку государства, к сожалению, являются ещё одной иглой, помимо   
нефтегазовой, которая не позволяет развиваться нашей экономике. У нас 15        
процентов ВВП - это банковская деятельность. Если в каждый кризис мы им         
помогаем, а в результате ничего не меняется, то, значит, нужно как-то с этой    
иглы спрыгивать! Вообще, я думаю, в данной ситуации, наверное, в отношении      
руководства системообразующих банков - это государственные банки - должны       
быть приняты какие-то кадровые решения на уровне президента, тогда нам было     
бы понятно. Я считаю, что они, извините, паразитируют в определённой степени    
на народных деньгах, и каждый раз, заимствуя за рубежом, они знают, что потом   
все эти рискованные кредиты будут возмещены государством.                       
                                                                                
Уважаемое правительство, мы боремся со следствием, мы с причинами не боремся!   
Если речь идёт о том, что сейчас нужно поддержать население, то мы же вам об    
этом... я же вас спрашивал - и Набиуллина была, весь набор был, - на            
заседании комитета спрашивал: у нас 160 миллиардов на гашение, вы как к этому   
относитесь? Антон Германович, вы же сказали: нет проблем, это в основном        
внутрикорпоративные долги. Вот мы видим результат!                              
                                                                                
Скажите, кто в правительстве сегодня не понимает, что у нас курс доллара        
привязан к нефти, там есть такие? Надо их выгнать оттуда, если они этого не     
понимают! Если стоимость нефти будет 60 рублей, то доллар будет 64 рубля. Вы    
что, не знали об этом в сентябре?! Вот тогда нужно было всё это делать, тогда   
мы остановили бы панику, а сегодня люди уже выстроились в очередь, и я не       
знаю, как мы будем информировать их по телевидению, объяснять, что у нас есть   
облигации, которые пойдут туда, потом - сюда, объяснять, чтобы население        
перестало покупать. Уж больно это сложно сделать в оставшуюся перед Новым       
годом неделю!                                                                   
                                                                                
Есть чёткие понятия, и вчера не мы вам уже говорили - президент говорил. Что    
такое звонок президента - предложение продать 3 миллиарда долларов? Это же      
нужно было сделать и правительству - предложить продать хотя бы часть           
валютной выручки. Вот это была бы борьба с причиной! А то, что вы нам сегодня   
предлагаете, - это, к сожалению, никакого отношения не имеет к тому, что 1      
миллион 400... Мы ещё будем это рассматривать, правда, я не знаю, сможем мы     
тогда выступить или нет, но я вам скажу, что ведь и для банков увеличивается    
размер платы за страхование, а это разные вещи.                                 
                                                                                
Давайте работать системно, вот сегодня нужно спасать региональные банки - это   
проблема, которую надо было решать раньше.                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Дмитриева Оксана Генриховна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ДМИТРИЕВА О. Г. Уважаемые коллеги, мне, вообще, искреннее жаль сегодня и        
Антона Силуанова, и Татьяну Нестеренко, которые с нами сидят в бюджетном        
комитете вечерами и ночами, экономят каждую копейку, действительно экономят -   
дают расчёты под каждый миллион, для того чтобы высвободить средства на         
поддержку инвалидов, пенсионеров, на помощь каким-то отдельным бюджетным        
учреждениям, - а тут они вынуждены (даже не знаю, почему они это делают)        
лечить, так сказать, проблемы банковской системы, лечить бюджетными             
средствами все просчёты, возникающие от действий ЦБ, и давать 1 триллион        
рублей, который в будущем, может, понадобится на гораздо более актуальные       
проблемы и в бюджетной системе, и в экономике!                                  
                                                                                
Теперь ещё раз хочу разъяснить: 1 триллион выделен не на капитализации          
банков, а на действия по предотвращению банкротства банков, потому что АСВ не   
может выделять средства просто на докапитализацию, а только на санацию, выход   
из предбанкротного состояния. Откуда же возникнет у нас банкротство банков?     
Почему вдруг сейчас мы заговорили о банкротстве банковской системы? Почему      
именно на это выделен 1 триллион? Давайте рассмотрим ещё раз действия           
Центрального банка. Вы посмотрите, поднимается ставка рефинансирования ЦБ до    
17 процентов - у ребёнка даже можно спросить, вырастут кредитные риски у всех   
или не вырастут? Конечно вырастут: возрастёт риск банкротства, риски            
банкротства заёмщиков банков - предприятий! А дальше ЦБ в тот же самый день     
принимает решение о мерах Банка России по поддержанию устойчивости              
российского финансового сектора. Если опять же всё совокупное из того, что      
там написано, перевести на русский язык, то получится, что они говорят          
банкам: "Мы снижаем вам размеры резервирования, а дальше делайте всё, что       
хотите! У вас возрастают кредитные риски из-за наших же действий, так мы вам    
теперь всё прощаем, резервирование по разным направлениям уменьшается по        
плохим заёмщикам". Тем самым банки приглашаются к осуществлению очень           
сомнительной и очень опасной кредитной деятельности. А потом им говорят: мы     
вас не регулируем, мы вас не контролируем, делайте что хотите, но уж если у     
вас будет банкротство, то мы вам поможем. То есть вначале создаём кредитные     
риски, потом говорим, что всё им прощаем, не замечаем, а потом на спасение      
банкротства даём деньги - и всё это из бюджета! Ну, товарищи, вы знаете,        
иногда оторопь берёт от всех этих решений!                                      
                                                                                
Ещё раз я повторяю свой тезис... (Микрофон отключён. Аплодисменты.)             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
От фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - Васильев, пожалуйста.                              
                                                                                
ВАСИЛЬЕВ В. А., заместитель Председателя Государственной Думы, руководитель     
фракции "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                                        
                                                                                
Уважаемые коллеги, здесь уже говорили о том, что бывают моменты исторические,   
когда мы с вами не просто только имеем мандат, но и ощущаем, чего он стоит и    
как тяжело он весит, и вот сейчас такой момент, надо принимать решение.         
                                                                                
Фракция свою позицию высказала, я и все мы признательны Андрею Михайловичу за   
ту работу, которая проводится, он о ней доложил. Сейчас мы с ним обсуждали,     
кому выступать... Оксана Дмитриевна, вы выступили, но ваши цифры явно не        
соответствуют... И я хотел бы сейчас, коллеги, об одном только спросить.        
Вчера президент обращался через свои ответы на вопросы журналистов и к нам в    
том числе. Вы всегда демонстрировали поддержку политики президента. Вчера он    
охарактеризовал экономическую составляющую, - вы её все слышали. Сейчас дело    
обстоит так: кто-то хочет поиграть на этом, создать ситуацию, с тем чтобы       
обрушить правительство, обрушить существующую финансовую систему, и вот такой   
простой вопрос: а вы с кем?                                                     
                                                                                
Сейчас говорят о том, что есть хитроумные схемы, есть неконтролируемые          
механизмы. Сегодня уже шла речь о разговоре с президентом, помните, он сказал   
об одной части, которую берёт под личный контроль? Судя по воспроизведённому    
телефонному разговору, складывается ощущение, что не только эту часть он взял   
под контроль. И встаёт вопрос: нужно ли сейчас нам создавать ещё проблемы       
вдобавок к тому, что есть?!                                                     
                                                                                
Люди сейчас должны быть уверены, что мы как парламент, принимаем решения,       
которые позволят функционировать существующей системе сбережения вкладов. Мы    
увеличиваем страховую составляющую в два раза, мы выделяем большие деньги, -    
и сейчас ещё дополнительно будем выделять для того, чтобы не было вот этих      
панических слухов. Мы выстроим ситуацию и выровняем её, только вопрос: с вами   
или без вас?                                                                    
                                                                                
Спасибо за внимание. (Аплодисменты.)                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Абдуалиевич.                            
                                                                                
Уважаемые коллеги, ставится на голосование в целом проект федерального закона   
"О внесении изменения в статью 23 Федерального закона "О федеральном бюджете    
на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".                            
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (11 час. 36 мин. 10 сек.)                 
Проголосовало за              295 чел.65,6 %                                    
Проголосовало против           55 чел.12,2 %                                    
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    350 чел.                                          
Не голосовало                 100 чел.22,2 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается.                                                                    
                                                                                
По ведению - Федоткин Владимир Николаевич.                                      
                                                                                
ФЕДОТКИН В. Н., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемые коллеги, я за час пять раз нажимал кнопку и так не мог получить       
слово по ведению, именно по ведению!                                            
                                                                                
Объясните, пожалуйста, насколько юридически правомерно наше голосование, если   
мы несколько раз грубо нарушили Регламент? Мы, во-первых, принимали 2-й         
вопрос, как говорится, с голоса - нам как минимум положено два дня, а мы с      
голоса! Во-вторых, мы не голосовали за то, чтобы было по два вопроса от         
фракций - это просто так приняли, без нас! (Шум в зале.) Дальше. Сегодня        
фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" два раза выступала по мотивам, коллега Макаров и        
коллега Васильев. Мы нарушили всё, что только можно! (Шум в зале.) Вы знаете,   
у меня такое впечатление, что мы сидим не в Государственной Думе, а в           
какой-то частной лавочке, где хозяин может дать слово, может не дать, может     
разрешить, может не разрешить - по своему желанию. Тогда зачем Дума?! (Шум в    
зале.)                                                                          
                                                                                
Я прошу объяснить, как при грубейшем нарушении многих статей Регламента         
правомерно наше голосование по этому вопросу?                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Николаевич. Никаких нарушений           
Регламента не было, потому что Макаров выступал от комитета и от фракции в      
первом чтении, а Васильев выступал по мотивам, так же как все остальные         
представители фракций. Это первое.                                              
                                                                                
Второе, регламент рассмотрения этого вопроса вчера был обсуждён на Совете в     
соответствии с Регламентом Государственной Думы, и сегодня мы точно в           
соответствии с решением Совета действовали по этому регламенту, поэтому ваша    
претензия абсолютно необоснованна.                                              
                                                                                
Бессонов Владимир Иванович, пожалуйста.                                         
                                                                                
БЕССОНОВ В. И., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, почему вы не воспользовались своим правом       
председательствующего сделать замечание в связи с фактической ошибкой,          
допущенной Андреем Михайловичем? Он сказал о том, что нельзя заходить в         
Эрмитаж тем людям, которые не поддержат этот законопроект. Я с Андреем          
Михайловичем абсолютно не согласен и прошу вас сделать ему замечание.           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Я в своё время возглавлял комиссию по ремонту Эрмитажа,   
но таких тонкостей даже я не знаю, извините.                                    
                                                                                
Харитонов Николай Михайлович, пожалуйста.                                       
                                                                                
ХАРИТОНОВ Н. М., председатель Комитета Государственной Думы по региональной     
политике и проблемам Севера и Дальнего Востока, фракция КПРФ.                   
                                                                                
Александр Дмитриевич, что касается 98-го года, многие депутаты были здесь в     
то время, и мы помним, что, когда Примаков стал руководить правительством, он   
начинал не с этого в той ситуации. Это первое.                                  
                                                                                
И второе. Обращаюсь к Антону Германовичу и всем инициаторам этого закона:       
если после этого шага финансово-экономическая ситуация в России не              
исправится, вы готовы добровольно либо уйти с поста, либо лет на                
десять-пятнадцать сесть в тюрьму?                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Николай Михайлович, это не по ведению.                    
                                                                                
Романов Валентин Степанович, пожалуйста.                                        
                                                                                
РОМАНОВ В. С. Уважаемый Александр Дмитриевич, понятно, что сегодня обстановка   
накалена - слишком велика цена событий, решений, принятых в эти дни, и их       
последствий, но всё же напоминаю о Регламенте. Утром Председатель               
Государственной Думы объявил запись на вопросы, записались и мы с Владимиром    
Николаевичем Федоткиным, я был в списке девятым, а он десятым, но не было ни    
слова сказано о том, что кто-то решил ограничить двумя. Это тоже нарушение      
Регламента! Это, конечно, мелочь на фоне сути вопроса, который только что       
проголосован. Я думаю, что нам предстоит в ближайшие недели ещё очень много     
раз напоминать о том, что, только жёстко соблюдая нормы Регламента и наших      
законов, мы можем двигаться вперёд. Не надо нас давить!                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Валентин Степанович, замечание ваше учтём,       
хотя, мне кажется, я уже ответил на все вопросы по этому поводу.                
                                                                                
Коллеги, продолжаем работать дальше по проекту повестки дня.