Заседание № 236

26.09.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 679904-8 "Об уполномоченных по защите прав инвалидов в Российской Федерации" (в части установления правового положения).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3533 по 3850 из 4337
Пункт 17, проект федерального закона "Об уполномоченных по защите прав          
инвалидов в Российской Федерации". Доклад Ярослава Евгеньевича Нилова.          
                                                                                
Где Ярослав Евгеньевич? Коллеги, потом будете критиковать нас за то, что мы     
законопроекты не рассматриваем.                                                 
                                                                                
18-й мы перенесли. Тогда переходим к рассмотрению законопроектов в первом       
чтении.                                                                         
                                                                                
Пункт 19, приоритетный законопроект "СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ...", проект            
федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых      
пенсиях" в части установления дополнительных гарантий лицам, осуществляющим     
уход за ребёнком". Доклад Андрея Анатольевича Кузнецова.                        
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".                      
                                                                                
Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Наш законопроект касается    
поддержки семей с детьми, в частности матерей, которые имеют детей и имеют      
статус многодетных матерей.                                                     
                                                                                
Мы с вами, как известно, строим систему поддержки, она у нас существует.        
Действительно, можно отметить, что примерами и фундаментом такой поддержки      
являются Федеральный закон № 256-ФЗ "О дополнительных мерах государственной     
поддержки семей, имеющих детей", принятый 29 декабря 2006 года, институт        
материнского капитала, целый ряд других моментов. Но мы предлагаем обратить     
внимание на ряд, так сказать, нестыковок - или несправедливостей, как угодно    
можно на это посмотреть.                                                        
                                                                                
Первый пункт, который мы предлагаем, - это учёт в страховом стаже...            
увеличение засчитываемого в страховой стаж периода ухода за ребёнком. Вот       
государство, наше с вами законодательство, которое мы утвердили, даёт           
возможность матерям на три года уходить в отпуск. Как бы мы принимаем и         
соглашаемся с тем, что три года нужно, если у человека есть ребёнок, чтобы за   
ним ухаживать, три года - это нормально, это правильно и это необходимо, а в    
страховой стаж почему-то учитываем только полтора года. Вот как таковая         
логика отсутствует. То есть тем самым мы, с одной стороны, даём льготу, что     
полтора года вроде как тебе надо, но, с другой стороны, ещё полтора года...     
Если ты хочешь, так сказать, накопить себе на пенсию, если тебе нужен           
страховой стаж, как-то старайся, крутись, давай работай. Особенно нелепо и      
неестественно это выглядит в отношении многодетных семей, отсюда вытекает       
второй пункт. То есть с первым понятно: мы предлагаем раздвинуть, три года      
даём отпуск по уходу за ребёнком - давайте три года будем учитывать в           
страховой стаж, чтобы шло накопление.                                           
                                                                                
Дальше, идёт накопление страхового стажа, но опять ограничение у нас в          
законе: не более шести лет. То есть у нас есть семьи, женщины, которые рожают   
троих, четверых, пятерых детей, а у них всё равно идёт ограничение - шесть      
лет. Разве это справедливо? Да, значит, в качестве аргумента, когда мы          
обсуждали законопроект на заседании комитета, приводилось мнение, что, ну, до   
этого и такого срока не было и вроде как мы его увеличиваем постепенно, вот     
сейчас уже шесть лет стало, было четыре. Всё это хорошо, но, когда мы те        
решения принимали, другая ситуация была в стране, коллеги. У нас с вами         
сейчас катастрофа: этим летом у нас впервые за месяц меньше 100 тысяч детей     
родилось. Дальше будет ещё хуже. Это говорит о том, что методы и фундамент по   
поддержке семей с детьми не работают. Необходимо делать ещё более серьёзные     
шаги, более глубокие.                                                           
                                                                                
Мы предлагаем убрать это ограничение, чтобы ни шесть лет, ни девять,            
нисколько! Вот сколько есть, столько и учитываем: три года - за одного          
ребёнка, шестеро детей, значит, 18 лет. Тем более что у нас с вами есть         
норма, что многодетная мать может уйти досрочно при наличии стажа 15 лет, так   
давайте мы дадим возможность накапливать эти 15 лет, будучи просто матерью!     
То есть вот родила определённое количество детей, воспитала их, там, до         
определённого возраста - получаешь от государства право уйти досрочно на        
пенсию. Это будет серьёзный стимул, коллеги, поддержка тех, кто уже встал на    
путь многодетности, понимаете? Ведь это не те, кто думает, рожать или не        
рожать, - они уже воспитывают, могут ещё одного, как вот в народе говорят,      
сделать. И это будет весомая, так сказать, поддержка. То есть со вторым         
пунктом понятно: убрать ограничение по учёту периода ухода за ребёнком, то      
есть включать ровно столько, сколько ухаживает, без ограничений.                
                                                                                
И третий пункт. Предлагается установить индивидуальный пенсионный коэффициент   
для исчисления размера страховой пенсии за периоды по уходу за четвёртым        
ребёнком и последующими детьми. Данная новелла позволит исключить действующее   
в настоящее время ограничение на начисление коэффициентов в период ухода за     
ребёнком лишь четырьмя детьми. То есть опять же, я ещё раз говорю, мы           
предлагаем докрутить эту меру для тех, кто рожает больше, потому что мы с       
вами опираемся на многодетных сегодня, это очевидно, для экономики это          
просто... ну невооружённым глазом видно. Понятно, что это не те меры, которые   
прямо радикально всё изменят, но это те вещи, которые мы в состоянии сделать,   
донастраивая эту систему.                                                       
                                                                                
Ну, про коэффициент всё-таки скажу. Семьи, которые имеют более четверых         
детей, являются наименее социально защищёнными, и, если мы будем применять      
коэффициент 7,2 при рождении и воспитании четвёртого ребёнка и последующих      
детей при расчёте страховой пенсии, для них это тоже будет стимул. Мы с вами    
тем самым многодетным родителям будем увеличивать пенсию - не только чтобы      
досрочно выходили, но и увеличивать эту пенсию.                                 
                                                                                
Теперь о расходах, теперь о том, сколько это стоит. По расчётам Минтруда,       
затраты в случае принятия данного федерального закона составят не более 20      
миллиардов рублей в год. Коллеги, мы с вами вносили летом поправки в            
Налоговый кодекс, изменяли налоговую систему - и мы чётко видим, что это те     
деньги, которые вполне по силам нашему государству сегодня на этом этапе.       
Почему этого не сделать? Кроме того, доходы-то всё равно увеличиваются, у нас   
с вами растёт экономика, растут поступления. Сегодня мы обсуждали данные        
Росстата и по НДФЛ, и поступления в Социальный и медицинский фонды. Деньги      
есть на самом деле, поэтому давайте поддерживать семьи с детьми.                
                                                                                
Давайте им будем создавать условия для выхода досрочного на пенсию. Это ведь    
право, понимаете? Мы их не заставляем, но у них будет право, гарантия. Они и    
дальше будут работать, потому что многодетные семьи - это трудяги, понимаете?   
Это будет тот самый союз, который государство должно заключить с гражданами.    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Содоклад Светланы Викторовны Бессараб.                                          
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет по    
труду, социальной политике и делам ветеранов, безусловно, разделяет             
озабоченность авторов законопроекта в отношении поддержки деторождения в        
Российской Федерации, развития многодетности, многопоколенности семей в         
России. Но вместе с тем хотим отметить, что законодательство не стоит на        
месте, в 2014 и 2015 годах планомерно, постепенно и достаточно мягко            
нестраховой период, включаемый в стаж, с трёх лет для многодетных семей был     
увеличен сначала до четырёх с половиной лет, а потом до шести лет.              
                                                                                
Кроме того, хочу напомнить, что в последнее время мы с вами приняли ряд         
достаточно социально значимых изменений, которые позволяют многодетным мамам    
уйти досрочно на пенсию. Так, женщина, родившая троих детей и воспитавшая их    
до восьмилетнего возраста, имеет право выйти на пенсию на три года раньше       
установленного срока, родившая и воспитавшая четверых - на четыре года,         
женщина с пятью детьми может выйти на пенсию досрочно в 50 лет, а женщина,      
родившая двоих детей в условиях Крайнего Севера, также имеет аналогичные        
права - выйти досрочно на пенсию в 50 лет.                                      
                                                                                
Коллеги, безусловно, необходимо расширять имеющиеся преференции и льготы для    
развития многодетности в России. Но вместе с тем, если бы авторы                
законопроекта посчитали возможным просто учесть те параметры, которые они       
предлагают, они бы, наверное, сами засомневались. Например, сегодня для         
получения 10 баллов ИПК необходимо иметь зарплату примерно 2 миллиона 250       
тысяч рублей в год. Соответственно, если мы говорим об обеспечении женщине      
ИПК в размере 7,2 процента, это аналогично зарплате примерно в 135 тысяч        
рублей. Сегодня женщина получает за третьего, четвёртого ребёнка - 5,4 ИПК,     
это неполученная заработная плата около 100 тысяч рублей. Напомню,              
государство производит соответствующие трансферты из федерального бюджета в     
бюджет пенсионного фонда. Коллеги, да, это социально значимо. И что такое 135   
тысяч для обеспечения женщины с пятью детьми? Но мы должны понимать, что        
сегодня достаточно высокая средняя зарплата в Российской Федерации, по          
оценкам Росстата, она уже составила порядка 87 тысяч рублей, и предложенный     
показатель, согласитесь, намного, значительно выше, чем средняя заработная      
плата.                                                                          
                                                                                
Коллеги, конечно, нам необходимо идти по пути развития пенсионного              
законодательства, преференций и льгот для многодетных мамочек, но давайте       
всё-таки вместе оценивать сбалансированность бюджета. Безусловно, у нас         
растёт экономика, мы уже стали четвёртой экономикой в мире, несмотря на         
санкции. Но вместе с тем у нас растут и затраты: мы обязаны обеспечить 42       
миллионам пенсионеров повышение, индексацию пенсий, а теперь, напомню, не       
только неработающим, но и работающим пенсионерам по поручению президента; мы    
обязаны обеспечить 11 миллионов деток единым пособием, и оно тоже               
индексируется; материнский (семейный) капитал будет индексироваться. Давайте    
все вместе внимательно подходить к своим законодательным инициативам, иначе     
получается, что мы хотим просто выглядеть хорошо, а не сделать хорошо.          
                                                                                
Комитет предлагает отклонить законопроект в первом чтении.                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть вопросы.                                         
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Глазкова Анжелика Егоровна, пожалуйста.                                         
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е. Светлана Викторовна, у нас Росстат в этом году опубликовал       
данные о демографической ситуации в стране: рождаемость за первое полугодие     
2024 года упала на 3 процента и смертность превысила рождаемость. Значит, те    
меры, которые вы предлагаете, вот вы их перечислили множество, неэффективны,    
не действуют, не хотят женщины рожать, раз упала всё-таки рождаемость.          
Скажите, пожалуйста, как всё-таки планируется повышать демографию в нашей       
стране, которая, на мой взгляд, сейчас очень проблемная?                        
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Позвольте не согласиться с вашим утверждением, что меры,         
которые сегодня применяются в России, по стимулированию к деторождению не       
являются эффективными. Может быть, они не являются эффективными в той мере, в   
которой мы рассчитывали. Вместе с тем начиная с 2007 года, с внедрения          
материнского (семейного) капитала, число многодетных семей значительно          
увеличилось. Мы видели, какие всплески рождаемости наблюдались в 2013 году,     
да, собственно, до 2018 года, наверное, можно зафиксировать такие хорошие,      
эффективные показатели.                                                         
                                                                                
Сегодня у нас есть определённые трудности. Во-первых, это та самая яма          
демографическая, которая у нас появилась в результате низкой, крайне низкой     
рождаемости в 90-х годах. И как показывает опрос общественного мнения...        
хотя, наверное, здесь нельзя оперировать такими данными, но давайте тоже        
учитывать тревожность населения, которая вполне оправданна в текущей            
ситуации, в том числе с учётом западных экономических санкций и специальной     
военной операции.                                                               
                                                                                
Коллеги, мы, безусловно, достигнем тех показателей, на которые ориентируемся.   
У нас национальный проект "Семья" вводится в действие с 1 января 2025 года,     
и, наверное, не мне вам здесь рассказывать, какие он предполагает подпроекты,   
федеральные проекты и какие меры будут обеспечены для объективного увеличения   
деторождения.                                                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Есть ли желающие выступить по данному вопросу? Да.        
                                                                                
Включите режим записи.                                                          
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Останина Нина Александровна, пожалуйста.                                        
                                                                                
ОСТАНИНА Н. А. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Вначале       
всё-таки скажу, Светлана Викторовна, что мы не знаем ни показателей             
нацпроекта "Семья", ни критериев, которые заложены в этот национальный          
проект, поэтому говорить о том, что мы достигнем каких-то целей, мы сейчас не   
можем. Он начнёт действовать с 1 января 2025 года, но мы его ещё не видели и    
не приглашены к участию в разработке показателей национального проекта, к       
великому сожалению. Думаю, что мы проведём на эту тему парламентские слушания   
и всё-таки поймём, что заложено в этот нацпроект. Ну, не такие уж амбициозные   
цели-то и поставлены, для того чтобы их достигнуть. Амбициозная цель -          
коэффициент рождаемости 1,6 к 2030 году, к 2036 году - 1,8. Мы даже             
воспроизводство населения не обеспечим, а вы говорите, что мы достигнем этих    
показателей. Поэтому права Анжелика Егоровна, мы должны подумать о системных    
мерах. Мы говорили об этом на Восточном экономическом форуме: сродни            
специальной военной операции прорывные меры мы должны сейчас принять в          
области демографии, иначе коэффициента 2,1 мы никогда не сможем достичь.        
                                                                                
Наверное, большим событием для нас было принятие указа президента, подписание   
президентом указа о статусе многодетной семьи, но велико было и разочарование   
тех многодетных семей, которые ожидали от этого указа конкретных мер            
поддержки. Согласитесь, вызывает вопросы даже само определение статуса "до      
исполнения старшему ребёнку 18 лет", то есть исполнилось 18 лет и один день -   
всё, удостоверение можно забыть, положить его дома в семейный альбом.           
Поэтому, конечно, мы работаем над тем, чтобы изменить понятие статуса           
многодетной семьи, ну и меры поддержки. Все меры поддержки мы, по сути дела,    
адресовали регионам, а что же на федеральном уровне в Год семьи и в год         
выхода указа о многодетной семье? Мы здесь даже не можем учесть пожелания       
многодетных семей о распространении материнского капитала на каждого            
последующего ребёнка (на втором ребёнке он заканчивается). Единое пособие для   
многодетных семей, как и для семей с одним ребёнком: обязательный критерий -    
один прожиточный минимум. Поэтому задаёмся вопросом: что мы сделали?            
                                                                                
Конечно, наша фракция поддержит законопроект. Мы за то, чтобы создать           
всё-таки системные меры поддержки семей с детьми, надо идти дальше. Мы не       
единожды говорили, что речь идёт не только о том, чтобы последующие полтора     
года в страховой период входили, но и о том, чтобы эти полтора года тоже были   
оплачиваемые. По сути дела, даётся трёхлетний декретный отпуск: первые          
полтора года - зарплата, а дальше на что?.. Детских яселек нет - куда           
отдавать ребёнка? Коллеги, мы далеко не всё сделали. У нас проблемы есть, но    
если мы вообще диагноз не поставим, то не найдём инструментов, лекарства для    
того, чтобы вылечить вот эту больную нашу историю демографическую.              
                                                                                
Наш комитет был соисполнителем по этому законопроекту. К сожалению, голоса      
разделились: четыре депутата... (Микрофон отключён.)                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово автора.                                                    
                                                                                
Пожалуйста, Кузнецов.                                                           
                                                                                
КУЗНЕЦОВ А. А. Спасибо.                                                         
                                                                                
Вопрос-то вот в чём, и на заседании комитета это тоже отмечали. Знаете, вот     
эти пенсионные льготы как бы ничем не обеспечены, ведь у нас страховая          
пенсионная система, поэтому вроде как и не нужно разгонять эти льготы дальше.   
Соглашусь, мы, весь авторский коллектив, с этим согласны, но, получается,       
наши принципы пенсионной системы расходятся с целями по демографии. Вот есть    
точка зрения, состоящая в том, что не надо вообще пенсионную систему            
связывать с целями демографическими, но тем не менее жизнь это заставляет       
делать. Поэтому мы здесь должны определиться: мы должны либо демографические    
цели поменять и сказать, что мы не можем использовать свои государственные      
инструменты для этого, либо всё-таки поправить пенсионную систему и её          
принципы и сказать, что государству необходимо поддерживать семьи с детьми в    
том числе пенсионными льготами, и тогда будет совершенно понятно, почему        
государство платит за эти страховые периоды.                                    
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик?                                              
                                                                                
Бессараб включите микрофон.                                                     
                                                                                
БЕССАРАБ С. В. Коллеги, я ещё раз хочу отметить, что государство поддерживает   
материнство и детство, многодетные мамы, родившие и воспитавшие троих,          
четверых детей, получают на детей 5,4 ИПК в год. Хочу напомнить, что, по        
анализу Счётной палаты, сегодня порядка 4 баллов может заработать               
среднестатистический трудящийся россиянин, поэтому говорить, что о мамах не     
заботятся, наверное, всё-таки неверно.                                          
                                                                                
Что касается национального проекта "Семья". Мне, наверное, больше повезло,      
так как 4 июля текущего года Татьяна Алексеевна Голикова вместе со всем своим   
блоком представляла национальный проект "Семья" на ВДНХ и мне посчастливилось   
её послушать. Это было действительно грандиозное мероприятие, на котором были   
обозначены планы дальнейшего построения национального проекта.                  
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в      
Федеральный закон "О страховых пенсиях" в части установления дополнительных     
гарантий лицам, осуществляющим уход за ребёнком", пункт 19.                     
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 36 мин. 07 сек.)                 
Проголосовало за               98 чел.21,8 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     98 чел.                                          
Не голосовало                 352 чел.78,2 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.                                                                    
Фрагмент стенограммы:
Строки с 3854 по 3914 из 4337
ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, по 17-му вопросу: авторы           
законопроекта выразили согласие на его рассмотрение в соответствии с частью     
седьмой статьи 118 Регламента Госдумы. Я готов от комитета доложить позицию.    
Просьба рассмотреть.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Не будет возражений, коллеги? Нет.                        
                                                                                
Пункт 17, проект федерального закона "Об уполномоченных по защите прав          
инвалидов в Российской Федерации".                                              
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Из года в год   
в Государственную Думу вносятся одни и те же законопроекты, где речь идёт об    
уполномоченном по правам инвалидов. 6 декабря 2023 года мы с вами уже           
отклонили в первом чтении идентичный законопроект. Законопроекты привлекают     
внимание к теме, однако в них предлагается дублирование функций, задач и        
полномочий существующего института уполномоченного по правам человека.          
Комитет каждый раз тщательно анализирует предлагаемые изменения с               
привлечением широкого круга органов власти и правозащитного института. В        
своём заключении Правительство Российской Федерации и тогда, и сейчас не        
поддержало инициативу по причине дублирования функций института                 
уполномоченного по правам человека.                                             
                                                                                
Хочу добавить, что с 2012 года образована и функционирует Комиссия при          
Президенте Российской Федерации по делам инвалидов, а фонд "Защитники           
Отечества" сегодня активно помогает военнослужащим, получившим инвалидность     
на СВО. Тема действительно острая, в данной сфере большое количество            
нарушений, но мы видим работу органов прокуратуры. В первом полугодии 2023      
года прокурорами пресечено почти 65 тысяч нарушений прав инвалидов и            
восстановлены права более 25 тысяч инвалидов. По мнению Генеральной             
прокуратуры Российской Федерации, изменения приведут к дублированию функций     
уполномоченного по правам человека. В связи с этим законопроект не              
поддерживается.                                                                 
                                                                                
А для самого института Уполномоченного по правам человека в Российской          
Федерации защита прав инвалидов - это приоритет. Было много обращений и к       
Татьяне Николаевне Москальковой по поводу предоставления технических средств    
реабилитации, проведения медико-социальной экспертизы. И в ближайшие недели     
мы ожидаем специальный доклад уполномоченного по правам человека на тему        
"Соблюдение и защита прав человека в сфере социального обслуживания". С         
особым вниманием рассмотрим направление работы омбудсмена по обеспечению прав   
инвалидов.                                                                      
                                                                                
С учётом поступивших мнений, а также отрицательного заключения Правительства    
Российской Федерации комитетом рекомендовано отклонить законопроект. Прошу      
поддержать решение комитета.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите режим голосования.                               
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 39 мин. 02 сек.)                 
Проголосовало за               97 чел.21,6 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     97 чел.                                          
Не голосовало                 353 чел.78,4 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется.