Заседание № 247

12.11.2024
Вопрос:

О проекте федерального закона № 679805-8 "О внесении изменений в статью 12 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (в части увеличения срока проведения восстановительного ремонта повреждённого транспортного средства).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 3946 по 4275 из 5463
19-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в статью 12       
Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности    
владельцев транспортных средств". Докладывает сенатор Российской Федерации      
Андрей Викторович Кутепов.                                                      
                                                                                
КУТЕПОВ А. В., сенатор Российской Федерации.                                    
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Указанным проектом предлагается     
рассмотреть продление максимально допустимого срока ремонта с учётом            
необходимости заказа и поставки запасных частей с 30 до 45 дней. Указанное      
предложение было озвучено участниками совещания, которое состоялось на          
площадке Комитета Совета Федерации по экономической политике в апреле           
прошлого года на тему: "ОСАГО: баланс интересов страховых организаций и         
владельцев транспортных средств".                                               
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович. Присаживайтесь.               
                                                                                
С содокладом выступает Николай Григорьевич Цед.                                 
                                                                                
Николай Григорьевич, ваш содоклад.                                              
                                                                                
ЦЕД Н. Г., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                             
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представленный законопроект был     
внимательно рассмотрен комитетом, концептуально комитет поддерживает            
законопроект, но есть моменты, которые необходимо предусмотреть ко второму      
чтению. Что я имею в виду? Вот этот срок, 45 дней: на рынке недостаточно        
запчастей, разорваны логистические цепочки, и, соответственно, увеличивается    
срок ремонта автомобиля - нужно разработать дополнительные условия,             
прописать, в каких случаях страховая компания может продлить этот срок с 30     
до 45 дней. Концептуально, ещё раз повторю, комитет поддержит законопроект,     
но во втором чтении необходимо проработать такие условия, чтобы страховые       
компании не злоупотребляли вот этим сроком, 45 дней.                            
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Григорьевич.                             
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Есть вопросы.                                        
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Шеремет Михаил Сергеевич.                                                       
                                                                                
ШЕРЕМЕТ М. С. Спасибо, Иван Иванович. Вопрос докладчику.                        
                                                                                
Уважаемый Андрей Викторович, скажите, позволит ли решить проблему увеличение    
срока с 30 до 45 дней и улучшить ситуацию? Согласно сведениям, получаемым из    
СМИ, средний срок поставки сегодня составляет более 50 дней. Может быть,        
рассмотреть возможность предоставить страховщикам право увеличить этот срок     
ещё на 30 дней, чтобы снизить риски по объективным причинам, например из-за     
невозможности привезти запчасти в установленные сроки?                          
                                                                                
КУТЕПОВ А. В. Спасибо большое за вопрос. Как я сказал в своём выступлении,      
все предложения были основаны на совещании, которое проходило в Совете          
Федерации, это предложения, которые поступали от страховщиков, от дилеров       
непосредственно, мы сошлись на сроке - дополнительно 15 дней. Я думаю, этого    
количества дней будет достаточно, чтобы в текущей ситуации поставка             
осуществлялась своевременно.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Погорелый Дмитрий Викторович.                                                   
                                                                                
ПОГОРЕЛЫЙ Д. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
У меня вопрос к Андрею Викторовичу.                                             
                                                                                
Андрей Викторович, скажите, пожалуйста, не рассматривали вариант несколько      
изменить ко второму чтению предлагаемую норму, ту, которую вы планируете? Не    
в безусловном порядке продлевать всё на 45 дней, а как исключение, продление    
в ряде случаев на 15 дней, при этом это может быть связано с доставкой          
запчастей, там, с ремонтом сложным и так далее. Какие это случаи, как вы сами   
видите, что тут можно ко второму чтению доработать, для того чтобы этот срок    
был продлён?                                                                    
                                                                                
КУТЕПОВ А. В. Возможно, будут какие-то дополнения ко второму чтению, мы         
готовы их услышать. Возможно, это тоже войдёт ко второму чтению.                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемый Андрей Викторович, по данным на 1 января 2023 года, доля              
отечественных автомобилей в российском автопарке составила 33,6 процента, то    
есть треть. Для них же по идее ничего не должно меняться, там не разрываются    
никакие цепочки поставок, а закон ведь действует на все типы автомобилей. Как   
вы считаете, надо ли сделать исключение для отечественных автомобилей?          
                                                                                
КУТЕПОВ А. В. Хотя количество автомобилей в нашем, российском автопарке         
всё-таки увеличивается, соответствующий уровень по компонентам сейчас           
недостаточно высок. Я думаю, что это предложение в части законодательных        
изменений будет не на постоянной основе, а на краткосрочной. Надеемся, что      
парк и дальше будет увеличиваться, но срок ремонтных работ на сегодняшний       
день, мы считаем, нужно продлить.                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Альшевских Андрей Геннадьевич.                                                  
                                                                                
АЛЬШЕВСКИХ А. Г. Андрей Викторович, законопроектом мы продлеваем срок до 45     
дней, тем самым мы освобождаем, выводим страховые компании из-под штрафных      
санкций, если они в течение 30 дней не сделают ремонт.                          
                                                                                
В содокладе уже было сказано по поводу злоупотреблений. Скажите, пожалуйста,    
есть ли у вас информация о том, как часто страховые компании привлекались к     
ответственности в виде штрафов и на какие суммы? И как вы смотрите на то,       
чтобы рассмотреть вопрос о возможности увеличения штрафных санкций по           
отношению к страховым компаниям, если они за 45 дней не успевают?               
                                                                                
КУТЕПОВ А. В. Мы данным законопроектом пытаемся найти баланс между всеми        
сторонами, которые участвуют здесь: это и авторемонтные станции, это и          
страховые компании, и главный здесь участник, - тот, кто хочет                  
отремонтировать машину, не получить деньги, которые не всегда полностью         
обеспечивают ремонт, а получить ремонт, качественный ремонт. Поэтому мы         
стараемся здесь никого не наказывать, а дать возможность, чтобы все участники   
могли соблюсти условия договора.                                                
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Нилов Олег Анатольевич.                                                         
                                                                                
НИЛОВ О. А. Андрей Викторович, для того чтобы соблюсти баланс, нужно было бы    
в обязательном порядке послушать и граждан, а не только страховщиков. Бизнес    
- это хорошо, но граждане, например, говорят: ну, вы увеличили на 30            
процентов срок ремонта, а снизьте теперь, пожалуйста, стоимость ОСАГО на 30     
процентов. Давайте услышим граждан, потому что в одну сторону вот так           
реагировать, на мой взгляд, очень неправильно.                                  
                                                                                
И особенно я поддерживаю тезис о том, что для отечественных автомобилей...      
ну, с чего вот так вдруг увеличивать срок на 30 процентов? А если это           
небольшой ремонт? Почему нужно оставлять вот эту лазейку, чтобы из-за           
небольшого ремонта, грубо говоря, машину ставить на стоянку почти на два        
месяца? Это большие деньги, давайте всё учитывать и всё вот так                 
сбалансированно во втором чтении редактировать. Пока, я считаю, очень сырой     
вариант законопроекта.                                                          
                                                                                
КУТЕПОВ А. В. На сегодняшний день есть возможность как получения компенсации    
в денежном виде, так и производства ремонтных работ. Если мы увеличим           
количество дней, будет больше возможностей, для того чтобы довезти эти          
запчасти и отремонтировать автомобиль, автомобиль будет в конечном итоге        
готов к эксплуатации, что мы и предлагаем сделать.                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Иванов Максим Анатольевич.                                                      
                                                                                
ИВАНОВ М. А., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                          
                                                                                
Андрей Викторович, у меня такой вопрос. Ну, дефицит запчастей, наверное, не     
всегда будет. Зачем тогда мы вносим изменения в закон и продлеваем до 45        
дней? Может, предусмотреть в законе возможность для правительства               
устанавливать срок, в течение которого будет проводиться ремонт                 
автотранспортных средств, которые попали в ДТП?                                 
                                                                                
КУТЕПОВ А. В. Как я уже говорил, я надеюсь, что количество                      
высоколокализованных автомобилей у нас в российском автопарке будет расти, и    
благодаря этому сроки ремонтных работ будут сокращаться. Я думаю, каждой СТО    
выгоднее быстрее сделать качественный ремонт и вернуть машину в оборот,         
нежели, как мы сегодня предлагаем, увеличивать срок на 15 дней.                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Андрей Викторович, в рамках подготовки данной          
законодательной инициативы вы наверняка обсуждали следующий вопрос, поэтому     
хотелось бы услышать от вас ответ, как от автора законодательной инициативы.    
Скажите, насколько целесообразно сегрегировать марки машин, для которых         
увеличатся сроки восстановления и ремонта? Ведь с доставкой запчастей для       
отечественных автомобилей наверняка проблем нет, таким образом, мы,             
получается, даём право продлевать срок ремонта даже в случаях отсутствия для    
того каких-либо оснований, другое дело - для автомобилей иностранного           
производства. Или вы так не считаете? Уточните позицию на этот счёт.            
                                                                                
КУТЕПОВ А. В. Сейчас уровень локализации у самого большого нашего               
автопроизводителя, "АвтоВАЗ", на самую популярную марку автомобилей порядка     
90-92 процентов, то есть 8 процентов - это всё-таки компоненты, которые они     
закупают.                                                                       
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Андрей Викторович, у меня к вам вопрос. Известно, что страховая компания        
направляет на ремонт автомобиль лица, которое не является виновником            
дорожно-транспортного происшествия, соответственно, это лицо уже фактически     
является пострадавшим. Плюс ко всему, как вы справедливо отметили, очень        
часто невозможно полноценно восстановить автомобиль в связи с тем, что нет      
доступа к оригинальным запчастям, то есть фактически в полном объёме не         
восстанавливаются все товарные свойства данного автомобиля, его                 
функциональные свойства. Получается, что владелец данного автомобиля дважды     
страдает. При этом вы предлагаете ещё увеличивать сроки. Может быть,            
целесообразнее одновременно рассмотреть законодательное ограничение роста       
стоимости взноса по ОСАГО? Вот это, может быть, в первую очередь волнует        
сегодня наших граждан? Тем более, что логистические цепочки за последнее        
время уже выстроились.                                                          
                                                                                
КУТЕПОВ А. В. В данном случае законопроект предусматривает увеличение срока     
ремонтных работ, здесь не идёт речи об ОСАГО.                                   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Григорьевич, спасибо. Присаживайтесь.                                   
                                                                                
Коллеги будут ли желающие выступить? Есть желающие.                             
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Нилов Ярослав Евгеньевич, пожалуйста.                                           
                                                                                
НИЛОВ Я. Е., председатель Комитета Государственной Думы по труду, социальной    
политике и делам ветеранов, фракция ЛДПР.                                       
                                                                                
Фракция ЛДПР вынуждена поддержать, хотя, конечно, особого желания нет. Мы       
понимаем, что ситуация сегодня такая, какая есть: санкции, ограничения,         
нарушены все логистические пути, доставка, всё это внесло определённые          
корректировки. Хотя это получается дорога с односторонним движением в           
интересах страховых компаний. Всё-таки закон об ОСАГО мы за многие годы         
сумели сбалансировать, установили некий баланс интересов. Так вот, принимая     
это решение в интересах страховых компаний, мы всё-таки должны одновременно     
подумать над тем, когда же мы повысим пределы компенсаций. Сегодняшний          
предел, 400 тысяч, ну, уже давно устарел. Вот мы, ЛДПР, предлагаем: давайте     
одновременно с этим увеличим страховые выплаты в интересах автомобилистов,      
тогда будет справедливо. Кроме того, я напоминаю, что есть ещё и денежная       
форма компенсации, помимо ремонта можно выдавать деньги - пусть сами            
автомобилисты выбирают, где ремонтировать, когда ремонтировать, какие детали    
покупать. У нас опять растёт рынок бэушных запчастей и аналогов, не             
оригиналов, в том числе это последствия того самого утильсбора, который был     
введён, после чего автомобили очень резко подорожали. Автомобилист мог бы сам   
выбрать автосервис, регион, где можно отремонтировать машину, и не ждать те     
самые 30 или 45 дней. На самом деле практика сегодня складывается так, что      
автомобилисты вынуждены заключать соответствующие допсоглашения и ждать не 30   
дней, а больше, страховым компаниям это не нравится.                            
                                                                                
С одной стороны, очевидно, что этот законопроект продиктован жизнью, он         
вынужденный, но, с другой стороны, нельзя делать всё только в интересах         
страховых компаний. Мы в ЛДПР всегда защищаем права автомобилистов и считаем,   
что ко второму чтению необходимо пересмотреть существующие пределы. Если они    
не будут пересмотрены, мы всё-таки попытаемся внести это отдельным              
законопроектом, обязательно выйдем с такой инициативой. А сейчас вынужденно     
поддерживаем законопроект и желаем всем как можно реже сталкиваться со          
страховыми случаями на дорогах.                                                 
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ярослав Евгеньевич.                              
                                                                                
Леонов Олег Юрьевич.                                                            
                                                                                
Включите микрофон на рабочем месте.                                             
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю. Уважаемые коллеги, действительно, существуют страховые выплаты,    
но они рассчитываются с учётом износа комплектующих частей, то есть купить на   
такую выплату новые запчасти и поставить их на свой автомобиль невозможно,      
поэтому многие выбирают ремонт. И действительно, в некоторых случаях (далеко    
не во всех) сроки удлиняются, и этим законопроектом мы делаем хорошо и удобно   
и автосервисам, и страховым компаниям - но люди-то?.. На полтора месяца у       
людей жизнь без автомобиля, а у многих на этом завязаны бизнес, дела, то есть   
мы в 1,5 раза удлиняем срок, продлеваем неудобства для наших граждан. Кроме     
того, мы принимаем закон, то есть мы этот срок устанавливаем навсегда, а        
разрыв логистических цепочек - это же, ну, очень динамическая вещь. Рано или    
поздно эти цепочки будут восстановлены - мы опять будем потом принимать         
закон, уменьшать срок до 30 дней?                                               
                                                                                
По этим причинам в данной редакции фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" законопроект не         
поддержит.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Николай Григорьевич, я вам дам слово после докладчика.                          
                                                                                
Андрей Викторович, вы будете выступать с заключительным словом?                 
                                                                                
КУТЕПОВ А. В. Уважаемые коллеги, этим законопроектом мы пытаемся соблюсти       
баланс: поддержать автолюбителей, которые хотят отремонтировать свою машину,    
дать возможность страховым организациям соблюсти свои договорные                
обязательства, чтобы автомобиль был получен своевременно, в целости и в новом   
качестве сохранности, поэтому просим законопроект поддержать.                   
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Андрей Викторович.                               
                                                                                
Николай Григорьевич Цед - и содокладчик, и от фракции, - пожалуйста.            
                                                                                
ЦЕД Н. Г. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! При обсуждении            
законопроекта выразили мнения депутаты разных фракций и, соответственно,        
прозвучал ряд предметных замечаний по законопроекту. Но ещё раз хочу            
повторить, что мы сегодня обсуждаем концептуально законопроект, который         
предусматривает условия, когда этот срок будет продлён до 45 дней. Мы не        
говорим сегодня о том, что это будет 45 дней, и, соответственно, ко второму     
чтению, я думаю, авторы законопроекта подготовят изменения, которые как раз     
будут касаться условий, когда срок будет меняться с 30 до 45 дней. Конечно      
же, мы должны защитить интересы наших автолюбителей, чтобы в таких ситуациях    
страховые компании не предлагали страховую выплату с учётом уже износа          
комплектующих агрегатов, узлов и так далее. Вот это главный вопрос, и он,       
конечно же, будет решён ко второму чтению.                                      
                                                                                
Комитет концептуально поддерживает законопроект и предлагает проголосовать за   
него.                                                                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Николай Григорьевич.                             
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено, законопроект ставится на голосование в первом    
чтении.                                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 13 мин. 52 сек.)                 
Проголосовало за              323 чел.71,8 %                                    
Проголосовало против            5 чел.1,1 %                                     
Воздержалось                   15 чел.3,3 %                                     
Голосовало                    343 чел.                                          
Не голосовало                 107 чел.23,8 %                                    
Результат: принято                                                              
                                                                                
Принимается в первом чтении.