Заседание № 140

14.07.2023
Вопрос:

О проекте федерального закона № 67960-8 "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 1755 по 2574 из 4425
Коллеги, 9-й и 10-й вопросы мы рассматриваем с одним докладом и одним           
содокладом. 9-й вопрос, проект федерального закона "Лесной кодекс Российской    
Федерации". 10-й вопрос, проект федерального закона "О введении в действие      
Лесного кодекса Российской Федерации". Докладывает Олег Алексеевич Михайлов.    
                                                                                
Пока Олег Алексеевич проходит к трибуне, я обращаю внимание, что вопросы с      
11-го по 19-й мы начнём рассматривать раньше 13 часов, поэтому я прошу          
докладчиков и содокладчиков быть готовыми к рассмотрению.                       
                                                                                
Пожалуйста, Олег Алексеевич.                                                    
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Наш проект Лесного кодекса          
подготовлен с учётом прошедшего с 2006 года времени и изменений в области       
лесного хозяйства страны. С момента принятия Лесного кодекса в 2006 году        
прошло довольно много времени, в течение которого правительством и              
Министерством природных ресурсов и экологии были разработаны и приняты          
основные нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию его положений,    
накоплен определённый опыт, однако утверждать, что действующая система          
управления лесной отраслью в настоящее время эффективна, конечно же, нельзя.    
На наш взгляд, современная система управления в области лесных отношений        
требует пересмотра существующих и выработки новых подходов, обеспечивающих      
достижение баланса экономических и социальных ориентиров лесопользования        
наряду с сохранением экологического потенциала лесов. Опыт развитых стран       
свидетельствует о том, что эффективность лесного сектора экономики              
определяется прежде всего качеством государственного управления лесами и        
эффективной организацией хозяйственной деятельности в них. Курс на              
децентрализацию системы управления лесного хозяйства привёл к тому, что на      
сегодняшний день проблемами лесной отрасли занимаются 12 федеральных органов,   
в результате система госуправления лесным комплексом является                   
несбалансированной, отсутствует полноценная координация деятельности двух       
составляющих единого комплекса - лесного хозяйства и лесопромышленного          
комплекса.                                                                      
                                                                                
Проблема лесных пожаров каждый год усугубляется. Ситуация с лесными пожарами    
в России не только создаёт угрозу национальной безопасности нашей страны, но    
и представляет серьёзную экологическую опасность для планеты в целом, так как   
леса России имеют огромное экологическое значение как депозит углерода. В       
связи с этим приоритетной является задача по предупреждению и ликвидации        
крупных лесных пожаров, которые создают экологическую опасность для             
устойчивого развития лесных экосистем, а также представляют угрозу объектам     
экономики, инфраструктуры, жизни и здоровью людей. Проблема усугубляется ещё    
и тем, что сегодня каждый субъект Российской Федерации по-своему формирует      
учреждения противопожарной безопасности в лесах и мероприятия по тушению        
лесных пожаров, поэтому организация эффективной федеральной лесной пожарной     
охраны, имеющей территориальные службы в регионах, будет являться               
стратегически важным решением этой проблемы.                                    
                                                                                
Важной проблемой является незаконная рубка лесов, и я думаю, что все об этом    
прекрасно осведомлены. В настоящее время браконьерство достигло масштабов,      
вполне сопоставимых с деятельностью крупных лесозаготовительных компаний. По    
некоторым оценкам, объём хищений составляет не менее 20 процентов от            
официально регистрируемой лесозаготовки, а контрабанда древесины, даже по       
самым скромным оценкам, составляет около 30 процентов сверх объёмов             
легального российского экспорта необработанных лесоматериалов.                  
                                                                                
Далее. Россия потеряла лесную охрану, которая должна обеспечивать охрану        
государственных лесных ресурсов. Раньше у каждого лесника была закреплённая     
за ним лесная территория, и он за неё отвечал, в настоящее время на одного      
лесника приходится не 25-50 гектаров, а в 10-15 раз больше, в связи с этим      
лесники не могут на такой большой площади контролировать всё, что там           
происходит. Как отмечают эксперты, в лесной отрасли осталось мало               
профессионально грамотных лесных работников. Когда нынешние полномочия по       
лесоустройству передали субъектам Российской Федерации, то сначала ухудшилось   
качество лесных работ, потом снизилось количество и объём лесовосстановления,   
а в конечном итоге всё это сказалось и на кадровом составе. Лесная отрасль      
перестала быть интересной как профессионалам, так и молодёжи, так как резко     
снизилась зарплата, а какие-либо меры социальной поддержки лесных работников    
практически не были введены. В связи с этим в законопроекте предлагается        
государственную задачу по охране лесов лесного фонда от хищения, незаконных     
рубок и криминального вывоза круглой древесины на внешний и внутренний рынки,   
а также по ограничению доступа в лес лицам, не имеющим в соответствии с         
законодательством права работать и находиться на лесных территориях, передать   
федеральной службе по лесному контролю. Численность сотрудников службы          
контроля и охраны федеральных лесов необходимо увеличить как минимум в 5-10     
раз.                                                                            
                                                                                
Важной проблемой является низкая доходность лесного бизнеса из-за               
неэффективной структуры производства и экспорта. В мировой практике             
рентабельность компаний, работающих в лесном бизнесе, достигается за счёт       
максимально глубокой переработки сырья и производства полного ассортимента      
продукции на основе древесины, при этом наиболее доходной является продукция    
высоких технологических переделов. В России же до настоящего времени            
складывается иная ситуация: доступ к лесным ресурсам часто получают или         
компании, вовсе не имеющие собственных перерабатывающих мощностей, или          
компании, располагающие заводами, расположенными на значительном расстоянии     
от мест рубок, в этих случаях переработка леса для лесозаготовителей            
нецелесообразна из-за больших транспортных тарифов, легче экспортировать        
необработанную древесину. Другим барьером для улучшения структуры               
производства и экспорта лесоматериалов является то, что вывоз технологичной     
продукции ЛПК сдерживается значительными экспортными тарифами.                  
                                                                                
Возложенное на субъекты Российской Федерации полномочие по управлению и         
контролю за огромным лесным хозяйством страны оказалось для многих регионов     
непосильным. Вместо грамотного и рационального управления в лесной отрасли на   
местах процветает разбазаривание природных ресурсов и злоупотребление           
полномочиями. Из всех лесных земель, относящихся к федеральной собственности,   
в аренде находится всего 22 процента лесов лесного фонда. Все остальные         
лесные территории государство должно самостоятельно охранять, проводить         
лесоустройство, не имея при этом никакого дохода от лесного хозяйства на этих   
территориях. Сократились объёмы лесовосстановления в большинстве регионов       
страны по сравнению даже с 90-ми годами прошлого века: тогда объём              
лесовосстановления лесхозами почти в 10 раз превышал нынешние объёмы            
лесовосстановления. Масштаб злоупотребления региональными органами власти       
переданными им полномочиями в лесном хозяйстве настоятельно требует             
возвращения полномочий в сфере управления, лесоустройства, охраны и защиты      
лесного фонда на федеральный уровень, тем более что бюджеты подавляющего        
большинства субъектов Российской Федерации до настоящего времени остаются       
жёстко дефицитными, дополнительных средств для организации полномасштабного     
управления в сфере лесного хозяйства не имеют.                                  
                                                                                
С учётом изложенного в целях осуществления единой политики в области            
лесоустройства и лесовосстановления в лесной отрасли предусмотрено на           
федеральном уровне свыше 100 полномочий, в том числе 20 новых полномочий.       
Кроме того, в новом кодексе предлагается вместо термина "освоение лесов" при    
определении лесохозяйственных работ по использованию, надзору, охране, защите   
и восстановлению лесов указывать прежний термин - "ведение лесного              
хозяйства". В целях оказания финансовой поддержки лесным хозяйствам и           
предприятиям лесной промышленности в законопроекте предлагается вариант         
решения этой проблемы через государственный фонд развития и поддержки           
деятельности в области лесного комплекса.                                       
                                                                                
Вместе с этим законопроектом, о Лесном кодексе, идёт второй, сопутствующий      
проект закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", в   
котором предлагается внести изменения в федеральные законы, где изложены        
нормы, связанные с лесными отношениями.                                         
                                                                                
Уважаемые коллеги, в завершение хотел бы сказать, что, когда мы примем          
законопроект в первом чтении, у нас с вами будет возможность доработать его и   
принять такой Лесной кодекс, который в полной мере отвечал бы современным       
потребностям в управлении лесами России, её стратегическим задачам и            
сохранению экологического потенциала лесов. Естественно, прошу эти              
законопроекты поддержать.                                                       
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
С содокладом выступает Зариф Закирович Байгускаров.                             
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                     
                                                                                
Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Предлагаемые вашему вниманию        
законопроекты, по сути, вводят новый Лесной кодекс и направлены на изменение    
системы государственного управления лесами. Комитет наш предметно и тщательно   
рассмотрел данные законопроекты и предлагает их отклонить, и вот почему.        
                                                                                
В законопроекте значительно изменён порядок предоставления лесных участков в    
пользование, в частности вводятся новые основания для их предоставления в       
отсутствие чёткого описания механизма их применения. Многие положения носят     
просто декларативный характер и не содержат порядка их реализации.              
                                                                                
В законопроекте усложняется порядок расчёта платы при использовании лесного     
участка. Предусмотренное определение "справедливая цена за проданные лесные     
насаждения на рынке по видам древесины" при расчёте ставки платы за лесные      
ресурсы может являться коррупционным фактором, потому что нет расчётов,         
непонятно, кто какую цену будет ставить за эти участки.                         
                                                                                
В соответствии с положениями законопроекта определены виды правонарушений в     
сфере лесного комплекса и условия конфискации незаконно заготовленной           
древесины и иных лесных ресурсов - это должны быть изменения в                  
административный и Уголовный кодексы, то есть указанные вопросы являются        
предметом правового регулирования других законов, не этого закона, не Лесного   
кодекса.                                                                        
                                                                                
В законопроекте "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации"    
пересматриваются нормы, связанные с арендой лесных участков для заготовки       
древесины, при этом действующие договоры аренды лесных участков должны быть     
переоформлены на договоры доверительного управления лесными участками, что      
существенно повлияет на инвестиционную привлекательность лесного хозяйства,     
лишит лесоперерабатывающие предприятия сырьевой базы и окажет отрицательное     
влияние на развитие лесного комплекса. Вообще, Гражданским кодексом не          
предусматривается такой вид договора.                                           
                                                                                
В проекте кодекса предлагается внедрить в практику договорных отношений         
заключение лицензионных соглашений по ведению лесного хозяйства, при этом не    
учитывается, что действующее законодательство, в том числе Федеральный закон    
"О лицензировании отдельных видов деятельности", не предусматривает             
лицензирования такой деятельности. На землях лесного фонда федеральный орган    
исполнительной власти... В законопроекте не определены аналогичные полномочия   
в отношении лесов, расположенных на землях иных категорий, то есть              
предлагается обеспечивать охрану лесного фонда, в то время как другие леса      
должны оставаться без охраны.                                                   
                                                                                
Финансово-экономическое обоснование к законопроекту не содержит комплексной     
оценки социально-экономических, финансовых и иных последствий реализации        
предлагаемых решений в отношении доходов и расходов бюджетов всех уровней       
бюджетной системы Российской Федерации. Несомненно, это приведёт к увеличению   
расходов федерального бюджета.                                                  
                                                                                
Также очень много неточностей и неясностей, которые, например, создают          
предпосылки для усмотренческих решений со стороны правоприменительных           
органов, чего нельзя допускать, потому что это коррупционные риски.             
                                                                                
На законопроект поступило отрицательное заключение Правительства Российской     
Федерации, также он не поддерживается Государственно-правовым управлением       
президента, профильным комитетом Совета Федерации, Исследовательским центром    
частного права при Президенте Российской Федерации, Счётной палатой             
Российской Федерации. Комитет при рассмотрении законопроекта - это было ещё     
14 сентября 2022 года - предложил изменить его текст с учётом этих              
предложений и замечаний. Однако, к сожалению, это учтено не было, авторы не     
внесли изменения.                                                               
                                                                                
Комитет вынужден предложить его отклонить, потому что этот законопроект в       
таком виде принимать ни в коем случае нельзя. Комитет просит отклонить данный   
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, будут ли вопросы? Да.                                                  
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Соболев Виктор Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
СОБОЛЕВ В. И., фракция КПРФ.                                                    
                                                                                
Вот я слушал внимательно: и коррупционная составляющая появляется вдруг, и      
затраты больше будут, и всё остальное. Давайте сравним: в Белоруссии леса не    
горят - они просто сохранили лесное хозяйство, которое было до принятия         
Лесного кодекса вот этого, в 2000 году; у нас скоро лесов не останется          
вообще, а затраты на их тушение огромные. И вы после этого говорите, что        
какие-то риски там существуют! Неужели вы не понимаете, что, для того чтобы     
сохранить лес, Лесной кодекс нужно менять в корне?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зариф Закирович, ну, видимо, вам вопрос.                  
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Давайте скажем честно: в последние год-два мы вносим          
изменения в этом отношении в Лесной кодекс и в другие законы. Что касается      
пожаров, мы внесли изменения в КоАП и в Уголовный кодекс по части виновных за   
лесные пожары - такого не было никогда. Это первое.                             
                                                                                
Второе, мы обязали арендаторов отвечать за противопожарную безопасность в       
лесах - этого тоже раньше не было. То есть одним из условий расторжения         
договора аренды является непринятие мер по обеспечению пожарной безопасности    
в лесах, в том числе непринятие мер по тушению лесных пожаров. Этого тоже не    
было, это мы приняли буквально недавно.                                         
                                                                                
Также мы обязали в прошлом году арендаторов посадить столько леса, сколько      
они вырубили. И за последнее время, вот после принятия нашего закона,           
количество посаженного леса увеличивается, ну, в геометрической прогрессии, и   
это правильно.                                                                  
                                                                                
Мы вместе с вами буквально позавчера внесли изменения в Лесной кодекс           
Российской Федерации в части упрощения привлечения "Авиалесоохраны"             
субъектами Российской Федерации при тушении лесных пожаров. Раньше, чтобы       
привлечь "Авиалесоохрану", нужно было ввести ЧС в субъекте, надо было собрать   
огромное количество документов. Для того чтобы это сделать быстро, если в       
течение двух дней субъект сам не может справиться, они направляют информацию,   
и бесплатно, за счёт бюджета (кстати, для этого мы зарезервировали 500          
миллионов рублей), "Авиалесоохрана" должна оказывать помощь субъекту в          
тушении лесного пожара. То есть мы меры в этом отношении принимаем и будем      
вместе с вами принимать.                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Спиридонов Александр Юрьевич, пожалуйста.                                       
                                                                                
СПИРИДОНОВ А. Ю., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, ну тоже всё в одну кучу тут лепить не надо, потому что       
как, например, справедливая цена за лесные насаждения коррелирует с тем, что    
будут леса гореть или нет? Работа в лесах ведётся большая, и спасибо большое    
комитету за то, что сейчас проводится. Чем надо заниматься? Надо этим           
заниматься, надо заниматься ставками аренды - это действительно сейчас важный   
вопрос, который у лесников стоит на повестке, у лесопромышленных компаний.      
                                                                                
Вопрос такой. Уже Зариф Закирович отметил в своём выступлении, что земельное    
законодательство не предусматривает возможность заключения договоров            
доверительного управления лесными участками, - как с этим быть?                 
                                                                                
И второй вопрос, который тоже уже отмечали. Справедливая цена - это             
однозначно может привести к коррупции. Как с этим быть?                         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Михайлову включите микрофон.                     
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А. Александр Юрьевич, спасибо большое за вопросы.                   
                                                                                
Здесь на самом деле всё очевидно. Дело в том, что во втором законопроекте,      
который является законопроектом-спутником проекта Лесного кодекса, как раз и    
указано, что нам необходимо будет в дальнейшем несколько изменить               
законодательство Российской Федерации, в том числе и Земельный кодекс, чтобы    
привести его в соответствие с теми нормативами, которые мы Лесным кодексом      
вводим.                                                                         
                                                                                
Кстати, не согласен с вашей позицией по поводу того, что в лесу всё в           
порядке, - я потом в заключительном слове вам приведу примеры на этот счёт.     
                                                                                
Что касается разного рода, как вы выражаетесь потенциально коррупционных        
опасностей, вполне возможно всю эту терминологию и так далее привести в         
соответствие, значит, в рамках доработки законопроекта ко второму чтению и      
так далее. Я же не зря сказал о том, что мы сейчас должны принять концепцию,    
а концепция как раз говорит о том, что нам необходимо вернуть в лес             
государство, причём сделать это на уровне Российской Федерации, потому что      
регионы Российской Федерации не обладают ни соответствующими возможностями,     
ни достаточным количеством финансовых ресурсов, чтобы решать проблемы. Лес -    
это наше национальное богатство, он принадлежит не каждому конкретному          
региону, а всей нашей большой стране, и поэтому решать проблемы мы должны       
совместно на федеральном уровне, и на это направлен наш проект Лесного          
кодекса.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Лантратова Яна Валерьевна.                                                      
                                                                                
ЛАНТРАТОВА Я. В. Уважаемый Олег Алексеевич, законопроекты мы поддерживаем.      
                                                                                
А вот вопрос. В тексте отдельно отмечается потенциал использования              
беспилотников в целях выявления очагов лесных пожаров и борьбы с лесными        
пожарами. Экспертами также отмечается высокий потенциал применения              
искусственного интеллекта в сфере борьбы с лесными пожарами, который может      
осуществить оценку риска возникновения пожара, рассчитать географию, векторы    
распространения. Не рассматривали ли авторы возможность использования,          
закрепление возможности использования этой технологии в рамках борьбы с         
пожарами в лесах?                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олегу Алексеевичу Михайлову включите микрофон.            
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А. Спасибо большое, Яна Валерьевна, за вопрос. Рад тому, что ваша   
фракция будет поддерживать наш законопроект, наш Лесной кодекс.                 
                                                                                
Хотел бы отметить, что, безусловно, в лесу должны использоваться самые          
современные технологии и борьбы с пожарами, и учёта деревьев, и, значит,        
зонирования и так далее. Самые современные технологии - это прекрасно, и в      
XXI веке, я думаю, мы все должны к этому стремиться.                            
                                                                                
Однако сегодня мы должны принципиально решить вопрос, каким образом будет       
происходить дальнейшее управление лесным хозяйством в нашей стране, - будет     
ли оно, как сейчас происходит, децентрализовано, фрагментировано и, значит,     
фактически качество его управления будет такое же, как сейчас есть, либо мы     
сдвинемся на более высокий уровень и будем уже управлять нашими лесами,         
исходя из интересов страны.                                                     
                                                                                
А в рамках подготовки ко второму чтению мы с удовольствием рассмотрим любые     
предложения и выступим совместно, чтобы улучшить наш проект закона.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Глазкова Анжелика Егоровна.                                                     
                                                                                
ГЛАЗКОВА А. Е., фракция КПРФ.                                                   
                                                                                
Зариф Закирович, вы сказали, что недавно как раз приняты были изменения и в     
КоАП, и в Лесной кодекс, однако леса как горели, так и продолжают гореть.       
Пример - это недавние пожары в Алтайском крае, которые длительное время не      
могли потушить. Скажите, пожалуйста, какие всё-таки результаты от принятых      
мер? Хотелось бы их увидеть.                                                    
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Спасибо за вопрос. Давайте скажем так: леса горят во всём     
мире - и в Америке, и в Австралии, и в Англии и так далее. Вы об этом знаете.   
Вот мы внесли изменение в закон, и оно начало работать, - но, конечно, такого   
результата нет, чтобы вот всё прекратилось резко. Есть свои причины. Вот,       
например, у нас в Башкортостане буквально только вчера пошёл дождь, и           
прекратилось. Не могли потушить буквально неделю, потому что это горная         
местность, туда техника не может подъехать, в горах самолёты тоже не всегда     
эффективны. Поэтому фактор труднодоступности тоже имеет место быть. Но тем не   
менее потушили. Я думаю, что, когда наши законы, которые позавчера мы           
приняли, вступят в силу, это делать будет уже проще. Если есть ещё какие-то     
предложения по тушению пожаров, давайте совместно проработаем. А то, что        
предлагается, чтобы субъекты не имели права, ну, как бы только федеральная      
составляющая была - это неправильно, потому что сегодня в совместном            
ведении... И федеральный уровень, и субъекты должны работать совместно.         
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Выборный Анатолий Борисович.                                                    
                                                                                
ВЫБОРНЫЙ А. Б., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                        
                                                                                
Спасибо. У меня вопросы к докладчику.                                           
                                                                                
Уважаемый Олег Алексеевич, в случае принятия проекта федерального закона        
порядок и основания предоставления в пользование лесных участков будут          
значительно изменены, также будут закреплены нормы ведения лесного хозяйства    
с учётом реальной рыночной стоимости древесины. В связи с этим уточните,        
пожалуйста, а какой будет порядок, кто и по каким именно критериям будет        
определять реальную рыночную стоимость такой древесины? И как в целом на этот   
счёт вы видите работу института контроля и надзора, чтобы исключить случаи,     
когда лес будут вырубать по надуманным основаниям?                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Михайлову включите микрофон.                     
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А. Спасибо большое за вопрос, Анатолий Борисович. На самом деле     
если мы сейчас посмотрим на то, что происходит на сегодняшний момент в нашей    
стране и в наших регионах, где осуществляется лесозаготовка, то как раз очень   
часто можно увидеть, что лес вырубается незаконно, вывозится. А в               
приграничных территориях в Китайской Народной Республике даже существуют        
предприятия, которые в основном живут как раз за счёт незаконно вывезенного     
леса из Российской Федерации. Поэтому что касается усиления охраны и надзора    
в сфере лесных отношений, то, безусловно, здесь необходимо более                
внимательно... и даже в нынешних условиях, не говоря уже о том, что это         
должно быть сделано уже после принятия Лесного кодекса. Все эти элементы,       
связанные с организацией контроля и так далее, будут в рамках последующей       
доработки законопроекта рассмотрены, учтены, поэтому здесь вопросы касаются     
рассмотрения законопроекта уже во втором чтении. Как раз вот в его рамках все   
эти вещи и обсудим.                                                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Зариф Закирович, знаете ли вы, сколько посёлков      
контрабандистов, милиционеров и таможенников, нажившихся на лесе на Дальнем     
Востоке, сегодня есть в Краснодарском крае? Я вам по секрету могу сказать.      
                                                                                
Но вопрос следующий: знаете ли вы, что предыдущий Лесной кодекс был             
пролоббирован - я утверждаю - лесной братией, которая как раз и                 
монополизировала вырубку, в том числе негодную? И зачастую пожар - это          
контрабандно вырубленный лес с последующим пожаром, понимаете? Вы это знаете    
или нет? 20 процентов минимум таких!                                            
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Николай Васильевич, вот для того, чтобы не было изъянов в     
Лесном кодексе, мы с вами и принимаем точечные изменения для их исправления.    
Я несколько уже назвал, не буду все называть. Я считаю, что та работа,          
которую мы с вами проводим в последнее время, эффективна. И если есть           
предложения по усилению ответственности вот за незаконную вырубку, давайте      
предлагайте, мы их совместно рассмотрим.                                        
                                                                                
ИЗ ЗАЛА. (Не слышно.)                                                           
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Но Лесной кодекс... Это уже Уголовный и КоАП, это не          
предмет Лесного кодекса, потому что здесь подмена понятий идёт. Предлагаются    
изменения в Лесной кодекс, касающиеся Уголовного кодекса и КоАП, - это          
неправильно. Надо их предлагать именно вот в эти кодексы. Пожалуйста,           
предлагайте.                                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Зариф Закирович. Присаживайтесь.                 
                                                                                
Включите режим записи на выступления.                                           
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Коллеги, поскольку у нас два законопроекта, допустимы два выступления от        
фракции, но только всё-таки не семь и семь, а семь и три минуты максимум.       
                                                                                
Кашин Владимир Иванович, пожалуйста.                                            
                                                                                
КАШИН В. И. Спасибо, Иван Иванович.                                             
                                                                                
Уважаемые товарищи, действительно, принятый в своё время Лесной кодекс          
претерпел сегодня очень серьёзные изменения. Несколько десятков новых законов   
его, безусловно, облагородили, я бы так сказал. Это законы начиная с 415-го,    
27-го, 53-го, много других новых законопроектов, которые, по большому счёту,    
восстановили, по существу, лесхозы исходя из принятого закона через те          
муниципальные образования, которые обязаны заниматься охраной и                 
воспроизводством лесных угодий. Безусловно, надо двигаться дальше, чтобы эти    
кричащие темы решать и дать возможность укрепления этим муниципальным           
образованиям, дать возможность решать и те вопросы, которые приносили бы        
дополнительный доход, чтобы развивались эти лесхозы. В своё время все наши      
лесхозы были прибыльными, сегодня трудно найти регион, где можно было бы        
отметить в таком ключе ситуацию.                                                
                                                                                
Вместе с тем хочу один из регионов привести как пример - это Татарстан. Вот в   
Татарстане сохранены все лесхозы, не сокращена линейка лесников, все лесхозы    
прибыльные. И несмотря на то, что в Татарстане каждые пять лет, три с           
половиной года засуха, - ни одного пожара. Там построили химические станции,    
потому что законы были приняты, - ни одного пожара! То есть рядом можно всё     
посмотреть и увидеть другую абсолютно ситуацию: там мы видим классы             
экологические, там мы видим лесной патруль, там мы видим восстановление         
лесополос и продолжение того, сталинского плана преобразования природы. Вот     
мы буквально недавно с группой депутатов были на Всероссийском дне поля в       
Татарстане, ещё и ещё раз убедились, что действительно жара под 40 градусов и   
так далее, но решаются эти вопросы. Там зарплата достаточная у лесников, не     
только мундир красивый, но и всё остальное. Мы же сегодня красивый мундир       
имеем, а лесников повырезали, социальный пакет никакой и так далее.             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Добавьте четыре минуты.                                   
                                                                                
КАШИН В. И. Лесник получает дополнительные деньги, когда он стоит на линии      
огня, то есть мы этим огнём как бы стимулируем его заработную плату - ну,       
конечно, это беда. Как изменить вот эту кричащую ситуацию? Все о ней знают.     
Где опять взять деньги? Государство, понятно, выделяет копейки. Некогда         
отрасль была третьей по доходам, в советский период, а сегодня убыточная        
отрасль.                                                                        
                                                                                
Арендаторы, которые в том числе и в соответствии с законом являются             
приоритетными... вот, по большому счёту, я не могу назвать ни одного проекта,   
который был бы выполнен в соответствии с подписанным договором. Они, имея       
приоритет ещё и с точки зрения совсем небольшого налога, платят ещё меньше,     
но должны выполнить большие инфраструктурные работы по лесу - ни одного         
такого проекта не могу назвать.                                                 
                                                                                
Мы приехали в Бурятию на выездное заседание, президент был, он нас всех туда    
пригласил, и вот посмотрели: одна из крупнейших структур, миллион гектаров      
леса у неё в аренде, перерабатывает, там всё хорошо. Спрашиваю: "Ну а           
лесовосстановление как?" - "А у нас естественное лесовосстановление".           
                                                                                
Вот здесь говорят, что вроде мы что-то увеличим, - а как вы увеличите, если в   
10 раз сократили посадочный лесной материал? В 10 раз! Мы там десять лет        
назад построили хоть несколько хороших биотехнологических комплексов по         
воспроизводству лесного материала, того плюсового, который должен быть, а тут   
всё естественное... И естественного-то ведь 89 процентов сегодня - 89           
процентов! А что такое естественное восстановление? Вы же понимаете, что        
естественно восстанавливается такой лес, который никому не нужен будет через    
30-40 лет. Здесь надо менять ситуацию.                                          
                                                                                
А экономика такая: даже здесь, в центре, вырубается арендатором... даже не      
вырубается. Вот мне потребовалось, условно, 15 кубов, я прихожу, он мне         
говорит: за хвою - 200 рублей, вернее, 2 тысячи рублей, а за лиственный лес -   
1,7 тысячи рублей. А государству он не даёт даже 5 процентов от этой суммы!     
Получается, мы с вами, народ - хозяева леса, а нас просто-напросто вчёрную      
грабят, просто вчёрную грабят! Ну что, только сейчас мы это, что ли, слышим?    
Мы не только сейчас это слышим. Ещё когда Хлопонин был вице-премьером, мы       
говорили об этом, вот с трибуны вносили конкретные предложения. Ну всё, вроде   
достали, давайте будем делать - и так ничего не сделали до сих пор, опять       
одни попытки, а это самый главный вопрос. А некоторые министры говорят: ты      
что, хочешь нас типа подставить, что ли, под репрессии вот этой мафии?          
                                                                                
Уважаемые товарищи, ещё раз хочу сказать. Что касается восстановления леса,     
это наиважнейший вопрос, он кричащий. Безусловно, надо восстанавливать          
лесопитомники, надо этой работой заниматься. Если говорить о пожарах,           
безусловно, это комплексный вопрос, централизация здесь нужна. У нас вот в      
ветеринарии всё было разбросано, растаскано, и в итоге анализ делали, а там     
на территории старый ДУК, которому 30 лет. Как бороться с этой наползающей      
бедой? Сейчас восстановили, с трудом, но восстановили эти вертикали, двойные    
ключи сделали - и тогда всё стало получаться.                                   
                                                                                
Ещё и ещё раз хочу сказать: нам необходимо вводить центральное управление,      
выстраивать работу через два ключа и решать экономический вопрос, тогда         
меньше будет пожаров, тогда у наших лесников появятся хорошие зарплаты и всё    
остальное, тогда образование мы тоже подтянем под тот уровень, который будет    
способствовать нашему экологическому благополучию.                              
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Зариф Закирович будет завершать дискуссию. Сейчас слово предоставляется         
Леонову Олегу Юрьевичу.                                                         
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ЛЕОНОВ О. Ю., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, здесь много говорили об экономике лесного хозяйства, я       
хотел бы обратить внимание на другой аспект этой проблемы, а именно на          
безопасность, безопасность людей. У нас большинство лесов в стране              
забуреломлено, много лесов поражено короедом, и это действительно огромная      
проблема для тех людей, которые пользуются лесами.                              
                                                                                
В 80-х годах я, будучи ещё ребёнком, мог совершенно спокойно в поход            
отправляться в лес, не боясь, что я могу там заблудиться. Если вдруг даже я     
потерялся в лесу, не сориентировался, то, пройдя несколько сотен метров в       
любом направлении, я выходил на чистую просеку, по которой выходил, куда мне    
надо. Сейчас это невозможно. Сейчас даже в Московской области и в ближних       
регионах есть участки лесов, где я могу ходить целый день... ну, не ходить,     
перебираться по стволам деревьев на высоте 3-4 метров, ни разу за день не       
касаясь ногами земли. Невозможно пожилым людям выбраться из такого леса.        
Сейчас начинается сезон грибов, в лесах пошли ягоды: пока сотни людей по        
стране в день, в сутки теряются, часть из них погибает, в августе-сентябре      
будут тысячи потерявшихся людей в сутки, соответственно число погибших будет    
увеличиваться.                                                                  
                                                                                
Почему такая ситуация? Потому что не хватает людей, не хватает лесников,        
которые ухаживали бы за лесом, и не хватает денег. Вот я депутат от центра      
Москвы - когда у меня в каком-то доме вдруг пропадает дворник, то жители        
сразу поднимаются и говорят: у нас некому убираться. Так вот в лесах некому     
убираться, за ними сейчас некому ухаживать. Просеки в лесах заросли, их даже    
визуально невозможно определить на местности, соответственно, выбраться из      
леса практически невозможно. И мы потеряем гораздо больше денег из-за           
пожаров, потому что просеки выполняют противопожарную функцию, и из-за потери   
людей, чем мы потратим на зарплату лесников. Я внимательно слушал Зарифа        
Закировича и не понял, честно говоря, почему мы не можем увеличить число        
лесников? Ведь в лесах надо убираться, за ними надо ухаживать.                  
                                                                                
Фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ" поддержит данный законопроект.                             
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Юрьевич.                                    
                                                                                
Коломейцев Николай Васильевич.                                                  
                                                                                
Три минуты поставьте.                                                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Я хочу вам         
напомнить, что, вообще-то, Владимир Иванович у нас не просто академик, а        
человек, который возглавлял в том числе комитет по природным ресурсам и, как    
и в своей работе в аграрном комитете, объехал все лесные регионы и знает        
проблему до глубины.                                                            
                                                                                
Следующее, на чём хотел сакцентировать ваше внимание. Не знаю, как вы, мы       
используем в полном объёме экспертно-аналитические работы, в том числе и в      
данном направлении. У вас, или у нас с вами, вчера и позавчера опять сгорели    
люди и два населённых пункта в Свердловской области. Вы поймите, это            
происходит ежегодно! У нас сгорает лесов от 10 миллионов до 15 миллионов        
гектаров - это целые страны, понимаете? И никто не несёт ответственности.       
                                                                                
Мы обязательно экспертно-аналитическую работу... (Шум в зале.)                  
                                                                                
Буду говорить громко, если будете разговаривать на стороне, товарищ Макаров.    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коллеги, присядьте, пожалуйста.                           
                                                                                
КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Поэтому задача, которую мы ставим перед любым учёным           
сообществом, берущимся за экспертно-аналитическую работу, - выход на            
федеральный закон. Так вот, этот Лесной кодекс сделан в том числе с             
привлечением оставшихся учёных лесотехнических академий и институтов и          
практиков, которые руководили крупными леспромхозами, и он предполагает как     
раз меры, которые дадут... они за один день не дадут, вот все вопросы,          
которые вы задавали, это вопросы второго чтения, понимаете? А здесь нужно       
изменение системы лесохозяйствования.                                           
                                                                                
У нас раньше на любом самолёте - многие не знают, что у нас даже только на      
местных линиях раньше летало 17,5 тысячи самолётов, - каждый пилот и штурман    
имели задание: если они увидели внизу дымок, обязаны в централизованный штаб    
лесоохраны сообщить. Сегодня кто это делает? Никто не делает. Любой             
леспромхоз и лесхоз имели пожарную охрану, которая мгновенно реагировала на     
ситуацию. Сегодня их фактически не осталось. Но самое страшное - у нас          
пожарные распределены таким образом, что для того, чтобы включить федеральный   
уровень пожарной защиты, вы должны разбить голову об стенку, и это              
происходит, когда пожар уже разрастается до таких объёмов, что надо             
привлекать целые армии пожарников. Поэтому я вас прошу - подходите к            
вопросам... Вот меня удивляет, что о Лесном кодексе докладывает от комитета     
не председатель комитета, который руководил раньше министерством, а юрист. Я    
с большим уважением отношусь к Зарифу Закировичу, но он не лесник и к лесному   
хозяйству никакого отношения не имеет.                                          
                                                                                
Прошу поддержать, а во втором чтении доработать, как вы хотите, но не в угоду   
олигархам.                                                                      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово - Михайлов Олег Алексеевич, пожалуйста.                    
                                                                                
МИХАЙЛОВ О. А. Уважаемые коллеги, ну, очень такое бурное обсуждение. Я хочу     
обратить ваше внимание, что те леса, о которых мы говорим, - это бореальные     
леса. У нас в Российской Федерации сконцентрирована почти половина всех         
бореальных лесов, которые на планете находятся, поэтому их защита - это не      
только, скажем, интересы нашего государства, но и в целом всей планеты Земля,   
по большому счёту.                                                              
                                                                                
Я вам для примера приведу статистику по пожарам, мы уже очень много про это     
говорили, но тем не менее. С 91-го по 2006 год, за 15 лет, в девяти случаях     
горело менее 1 миллиона гектаров леса (когда система ещё работала - меньше 1    
миллиона!) и шесть раз, в шести случаях было чуть больше, ну, максимум до 3     
миллионов гектаров. После принятия того Лесного кодекса, который сейчас         
действует, - пожалуйста, чтобы меньше 5 миллионов гектаров леса горело,         
практически не бывает случая, а в 2018-2021 годах горело более 10 миллионов,    
в 2021-м даже 15 миллионов гектаров. То есть, если бы мы могли предполагать,    
что сначала вроде как должна быть наладка какая-то и так далее, - ничего        
подобного, стало только ещё хуже через 15 лет после принятия этого Лесного      
кодекса. И в данной ситуации, действительно, вот, слава богу, что в             
Башкортостане дождь пошёл, и ситуация улучшилась. В этих обстоятельствах        
только на дождь и на Бога, по большому счёту, можно надеяться, если у нас       
какой-то крупный лесной пожар возник.                                           
                                                                                
Далее, рубки. У нас сегодня наблюдается, помимо всего прочего, очень            
серьёзный дисбаланс в ведении рубок, потому что в той же самой Республике       
Коми, которую я представляю в Государственной Думе, это тоже лесной регион,     
даже тонкомерные леса вырубаются, потому что они более доступные. Они           
вырубаются, а в действительно перестойных лесах, которые можно было             
использовать (они имеют хозяйственное значение), так как до них сложнее         
добраться, ничего не происходит. В то же время как раз вот эти перестойные      
леса экологии наносят определённый вред, потому что они сбалансированы и        
углерод не могут, что называется, в полном объёме при некоторых                 
обстоятельствах поглощать. А молодой лес, который мы высаживаем, когда          
восстановлением занимаемся, наоборот, начинает поглощать и снижает количество   
этих выбросов.                                                                  
                                                                                
Дальше, лесовосстановление. 62-я статья действующего Лесного кодекса            
предусматривает три варианта лесовосстановления, я напомню, это естественное,   
искусственное и комбинированное лесовосстановление. Так вот, более 80           
процентов лесовосстановления у нас происходит в результате естественного        
лесовосстановления, то есть фактически этим никто не занимается. Что это        
такое - естественное лесовосстановление? Это фактически три полудохлых дерева   
оставили при вырубке, вот тебе и лесовосстановление - пожалуйста, они вроде     
как сами там расплодятся. Что в результате происходит? В результате             
изменяется экологическая обстановка в этой местности, в результате происходит   
заболачивание территории, изменение гидрологического режима. Мы там не лес      
получаем, а болото, которое сотни лет будет восстанавливаться. А такие          
масштабные вырубки у нас по всей стране, огромное количество. Безусловно, это   
категорически недопустимо в нынешних условиях.                                  
                                                                                
Можно, конечно, выискивать недостатки в нашем Лесном кодексе и к разного рода   
нюансам внимательно относиться, однако, прежде чем голосовать, естественно,     
надо ответить на один простой вопрос: мы за сохранение наших лесов и их         
эффективную эксплуатацию с сохранением наших лесных богатств для будущих        
поколений или нет? Я уверен, что каждый из вас, большинство с уверенностью,     
что называется, на сто процентов ответит на этот вопрос положительно: "Да, мы   
за сохранение". Но пока, по большому счёту, никто более действенного            
механизма, как решить проблему, не предложил, кроме как вот мы в нашем Лесном   
кодексе.                                                                        
                                                                                
Действующий закон неэффективен, и об этом сегодня все говорят. Фактически он    
даже разрушителен и не отражает никакого государственного подхода к             
управлению лесами. Да, вроде вносятся поправки, пожалуй, у нас, наверное,       
недели не проходит, чтобы те или иные поправки, касающиеся лесных отношений,    
мы не рассматривали в Государственной Думе, но тем не менее... Вот мы           
арендаторов обязываем высаживать леса, смотреть за пожарной безопасностью и     
так далее, ну и что, от этого лесовосстановление улучшилось? Нет. Ситуация с    
пожарами улучшилась? Нет, продолжают гореть точно так же. То есть вот этими     
примочками, что называется, мы ситуацию не исправим.                            
                                                                                
Мы за принципиальное изменение подхода, государственного подхода к ведению      
нашего лесного хозяйства. И я уверен, что мы с вами должны все вместе наш       
законопроект поддержать, нужно кардинально поменять этот подход. Предлагаю      
прямо сейчас это сделать, проложить к этим изменениям дорогу и проголосовать    
за наш проект Лесного кодекса. Кнопка для голосования у вас крайняя левая.      
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Заключительное слово - Байгускаров Зариф Закирович.                             
                                                                                
Семь минут поставьте, пожалуйста.                                               
                                                                                
БАЙГУСКАРОВ З. З. Уважаемые коллеги, на самом деле, когда я сказал, что там     
дождь пошёл, я имел в виду, что лесные пожары мы потушили раньше, просто всё    
равно есть опасность, что лес может возгораться. А то, что пошёл дождь,         
конечно, нам облегчает работу. Кстати, потушили мы пожар с помощью              
"Авиалесоохраны", это тоже немаловажно.                                         
                                                                                
Вот сегодня говорят о том, что нужно для того, чтобы не было пожаров. На        
самом деле у нас все законы имеются, просто надо, чтобы ответственные люди в    
этом отношении работали. Вот, например, по Лесному кодексу предусмотрено        
ежегодное составление сводного плана тушения пожаров в каждом субъекте,         
который утверждает глава субъекта. В этом сводном плане должно быть             
предусмотрено, какое предприятие сколько даёт техники, людей при пожаре. Но     
вот у меня возник вопрос в одном из субъектов, я спрашиваю: "А почему не        
принимают участие арендаторы?" Так потому, что они просто не включены в этот    
сводный план, и это, конечно, обязаны сделать муниципальное образование и       
субъект. Кстати, мы с вами внесли изменения в КоАП, установили большие штрафы   
для арендодателей за непринятие мер по тушению пожаров, я сегодня уже об этом   
говорил. И это является основанием для расторжения договора. Просто надо,       
чтобы этот закон работал и, конечно, чтобы это контролировали ответственные     
надзорные органы.                                                               
                                                                                
Кстати, сегодня никто не говорил о том, что у нас есть очень хороший            
национальный проект "Экология" и в этом национальном проекте есть федеральный   
проект "Сохранение лесов". И по этому проекту ежегодно субъектам вот уже        
четыре года выделяются средства на закупки противопожарной техники для лесов.   
Для примера, только Республика Башкортостан получила почти 400 миллионов за     
это время на покупку лесопожарной техники. И когда в 2021 году у нас были       
большие пожары, я сам в течение недели принимал участие в тушении этих          
пожаров, если бы не было этой техники, конечно, нам было бы очень тяжело. Это   
новая техника, субъектам выделяются бульдозеры, вездеходы, пожарные машины, в   
том числе квадроциклы, для того чтобы лесникам проще было проехать к лесным     
участкам, и это помогает. Этот федеральный проект реально работает.             
                                                                                
Также я хотел бы сказать по поводу лесовосстановления. Вот сегодня было         
сказано, что лесовосстановление идёт только естественным способом. Опять-таки   
повторюсь, мы с вами приняли закон, обязали арендаторов высаживать столько      
леса, сколько они вырубили, и этот закон работает. Возможно, где-то             
недорабатывают, но это опять-таки вопрос контроля со стороны ответственных      
органов. И давайте мы с вами тоже будем принимать участие в том, чтобы этот     
закон на местах, в субъектах работал. Мы с вами тоже должны это                 
контролировать.                                                                 
                                                                                
Кстати, сегодня было сказано, что люди не получают даже дрова. Вот мы с вами    
в 2020 году внесли изменение в Лесной кодекс, согласно которому люди имеют      
право получать упавшие деревья бесплатно, без какого-либо разрешения и          
оплаты. И люди этим довольны, особенно сельское население, они ведь не только   
для дров их используют, но и для ремонта дома, забора, сарая и так далее.       
Этот закон реально работает. И буквально в прошлом году, в конце года, мы с     
вами внесли изменения в Лесной кодекс Российской Федерации, где предусмотрели   
реализацию древесины, заготовленной государственными и муниципальными           
учреждениями, передачу муниципальным учреждениям (школам, детским садам) и      
людям без торгов, потому что раньше они обязаны были её на торгах покупать, а   
это очень сложная процедура, и сейчас этот закон уже реально начал работать.    
Кстати, сейчас мы в комитете рассматриваем одну нашу инициативу о том, чтобы    
леса, которые вырубают при добыче нефти, газа, установке линий                  
электропередачи, прокладывании трасс, передавались муниципальным образованиям   
либо на нужды государства напрямую. Потому что сегодня то, что передаётся,      
продаётся через Росимущество, процедура очень длительная, проходит год-два,     
за это время древесина уже просто приходит в негодность. Я думаю, вы тоже нас   
поддержите.                                                                     
                                                                                
Про проект по сохранению я уже говорил. То есть в принципе для решения всех     
вопросов, которые сегодня поднимаются, не нужно другой Лесной кодекс            
принимать, для этого просто надо, чтобы законы, которые мы с вами принимаем,    
реально работали на местах, и мы должны в этом отношении работать совместно.    
Поэтому, уважаемые коллеги, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" просит отклонить данный     
законопроект.                                                                   
                                                                                
Спасибо за внимание.                                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Коллеги, обсуждение завершено. Переходим к голосованию.                         
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "Лесной кодекс Российской    
Федерации", 9-й вопрос.                                                         
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 13 мин. 08 сек.)                 
Проголосовало за              108 чел.24,0 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    108 чел.                                          
Не голосовало                 342 чел.76,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.                                                       
                                                                                
Ставится на голосование проект федерального закона "О введении в действие       
Лесного кодекса Российской Федерации", 10-й вопрос.                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (12 час. 13 мин. 37 сек.)                 
Проголосовало за              109 чел.24,2 %                                    
Проголосовало против            0 чел.0,0 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                    109 чел.                                          
Не голосовало                 341 чел.75,8 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Отклоняется законопроект.