Заседание № 308
О проекте федерального закона № 679268-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел" (принят в первом чтении 27 марта 2015 года).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Пункт 56, также законопроект, ранее принятый в первом чтении. Проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел". Доклад Виктора Витальевича Пинского. Пожалуйста. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Данный проект закона мы в первом чтении приняли в прошлом созыве, он касался новой меры пресечения в отношении подростков. У комитета было очень много замечаний к данному проекту закона. В настоящее время правительство его отзывает, поэтому комитет просит законопроект отклонить. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента будет выступать? Нет. Правительства? Нет. Есть ли желающие выступить по мотивам? Нет. Ставится на голосование предложение комитета об отклонении ранее принятого в первом чтении проекта федерального закона, пункт 56. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (15 час. 33 мин. 28 сек.) Проголосовало за 320 чел.71,1 % Проголосовало против 18 чел.4,0 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 339 чел. Не голосовало 111 чел.24,7 % Результат: принято Отклоняется.
Заседание № 226
О проекте федерального закона № 679268-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, представители правительства просят поменять местами 32-й и 33-й вопросы. Нет возражений? Тогда сначала 33-й рассматриваем, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел". Докладывает Игорь Николаевич Зубов. ЗУБОВ И. Н., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра внутренних дел Российской Федерации. Уважаемый Иван Иванович, уважаемый Владимир Абдуалиевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! На протяжении последних пяти лет уголовная статистика, к сожалению, свидетельствует о тенденции роста рецидивной преступности несовершеннолетних в среднем на 2-3 процента ежегодно. В абсолютных цифрах в 2014 году число несовершеннолетних рецидивистов составило 14 тысяч 93 человека. При этом значительная часть детей, уже находящихся под следствием, продолжают совершать новые преступления и помимо этого втягивают в преступную деятельность своих сверстников. В то же время среди несовершеннолетних, состоявших на профилактическом учёте в органах внутренних дел, количество совершивших преступление пусть незначительно, но сокращается. Решение вопроса видится в более полном использовании имеющегося потенциала и ресурсной базы МВД России. В нашем ведомстве в настоящее время имеется 78 центров временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, и мы предлагаем вам по окончании моего выступления посмотреть кинофильм об одном из них, что, как я надеюсь, позволит снять часть имеющихся у вас вопросов. В этих центрах созданы необходимые условия не только для изоляции детей и проведения с ними соответствующей педагогической работы (имеются в виду дети с отклонениями в поведении), но и для размещения там всего потенциального контингента несовершеннолетних, подозреваемых и обвиняемых по уголовным делам, ееобходимые для этого материально-технические и финансовые ресурсы в МВД России имеются. Учитывая положительный эффект от профилактической работы центров, Правительством Российской Федерации предлагается дополнить статью 72 Уголовного кодекса, а также Уголовно-процессуальный кодекс новой мерой пресечения в виде помещения несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел. Данная мера пресечения будет применяться только - я подчёркиваю: только - по судебному решению и в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления небольшой или средней тяжести, а также в случае совершения ряда наименее опасных тяжких преступлений; время содержания подозреваемого или обвиняемого в таких центрах будет засчитываться в срок последующего наказания. Предлагается установить порядок, согласно которому при решении вопроса о помещении несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого в центр в каждом конкретном случае суд должен рассмотреть возможность его передачи под присмотр в порядке, установленном статьёй 105 УПК. Вводимая мера пресечения не будет применяться к несовершеннолетним, подозреваемым или обвиняемым в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, перечисленных в части пятой статьи 92 УК, а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности, - такие правонарушители будут помещаться в СИЗО. В законопроекте сформулированы правовые основы помещения в центры рассматриваемой категории правонарушителей и условия их содержания, в том числе регламентированы требования режима, порядок реагирования на его нарушение, порядок оказания медицинской помощи, осуществления образовательного процесса и так далее. Принятие федерального закона не потребует дополнительных затрат средств федерального бюджета. В ходе рассмотрения законопроекта профильными комитетами Государственной Думы высказаны отдельные замечания, не затрагивающие его концепцию, мы готовы к тесной работе по ним. Учитывая изложенное, просим вас поддержать представленный законопроект и принять его в первом чтении. Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. С содокладом выступает Виктор Витальевич Пинский. Виктор Витальевич, пожалуйста. ПИНСКИЙ В. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект касается содержания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых в период следствия. Законопроектом предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". В последний в том числе вводится определение понятия "бродяжничество несовершеннолетнего" и норма о судьбе подростков, которые прибыли к нам из других стран. Изменения в Уголовный кодекс и в Уголовно-процессуальный кодекс вводят новую меру пресечения - в виде помещения в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей - для подростков, обвиняемых в преступлениях небольшой, средней тяжести и тяжких преступлениях, как альтернативу заключению под стражу. К сожалению, вынужден отметить, что введение этой меры пресечения вызвано реальным ростом подростковой преступности. Сейчас подростки могут помещаться под стражу, только если их обвиняют в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления, и только в исключительных случаях - преступления средней тяжести. Таким образом, выбор небольшой: либо оставить подростка дома, либо посадить его в следственный изолятор, если он проходит по тяжкому преступлению. Однако помещение подростка в следственный изолятор также не представляется эффективной и гуманной мерой пресечения для таких случаев, поскольку даже обвиняемые в тяжких преступлениях подростки остаются детьми, им нужнее воспитание и убеждение, а не строгий режим, и в отличие от взрослых преступников для них воспитательные меры могут стать намного более действенным средством исправления, чем изоляция. Законопроект предлагает по решению суда помещать несовершеннолетних обвиняемых вместо СИЗО в спеццентры, которые уже действуют в системе МВД и в которых с ними можно вести воспитательную работу. По мнению комитета, эту идею следует поддержать: центры ориентированы на воспитательную работу, режим содержания в них менее строг, чем в следственных изоляторах, - всё это будет служить делу исправления подростков, совершивших преступления. Конечно, содержание там подростков является ограничением их прав и свобод, имеет много общего с заключением под стражу, поэтому норму, регулирующую этот вопрос, желательно сразу отразить непосредственно в законе, а не так, как сейчас предлагается законопроектом, - отдельными подзаконными актами, срок разработки и принятия которых составляет шесть, девять месяцев после вступления в силу федерального закона. Из законопроекта следует, что в спеццентры будут помещаться подростки, обвиняемые в преступлениях небольшой тяжести. Сейчас их нельзя отправлять в СИЗО, можно только оставлять под присмотром родителей, в результате к началу судебного разбирательства они, находясь на свободе, совершают новые преступления, часто доводя дело до переквалификации их действий на более серьёзные составы. С другой стороны, с учётом схожести содержания в спеццентре и заключения под стражу целесообразность помещения в спеццентры тех, кто обвиняется в преступлениях небольшой тяжести, подлежит дальнейшему обсуждению. Есть ряд вопросов к понятийному аппарату проекта закона, отдельные нормы требуют более точных формулировок, корреспондирующих изменений, но эти замечания не носят концептуального характера, они будут учтены при доработке проекта закона ко второму чтению. На проект получены положительные отзывы Верховного Суда, комитетов-соисполнителей, Правовое управление Аппарата Думы высказало замечание, которое не носит концептуального характера. С учётом изложенного комитет просит поддержать данный проект закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. Вопросы? Я вижу одну руку. Олег Николаевич Смолин, пожалуйста. Депутату Смолину включите микрофон. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Игорь Николаевич, вопрос прямо по теме и в некотором смысле по концепции законопроекта. Летом прошлого года ко мне пришли родители детей с девиантным поведением из школы-интерната города Москвы: школу срочно расформировали, детей велели раздать по обычным школам, а в обычные школы таких детей брать, естественно, отказываются. Как вы думаете, правильно ли всё-таки расформировывать школы для детей с девиантным поведением и, соответственно, большее количество детей помещать хотя бы даже и в специальные центры? И готово ли Министерство внутренних дел поддержать законопроект, направленный на то, чтобы сохранялись, не ликвидировались в России школы для детей с девиантным поведением? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Игорь Николаевич. ЗУБОВ И. Н. Ответ очень простой: вопрос о помещении детей с девиантным поведением в специальные школы не касается правонарушителей и не относится к компетенции Министерства внутренних дел. Мы готовы поддержать любые предложения, направленные на восстановление системы профилактики правонарушений, в том числе и такого рода, если на это имеется финансовый ресурс. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли желающие выступить? Юрий Петрович Синельщиков. Пожалуйста, Юрий Петрович. Установите время выступления от фракции, но Юрий Петрович постарается ужаться. СИНЕЛЬЩИКОВ Ю. П., фракция КПРФ. Уважаемые коллеги, фракция не будет поддерживать этот законопроект по следующим причинам. Первое. Складывается впечатление, что МВД России, которое фактически является инициатором законопроекта, больше озабочено решением своих ведомственных проблем, нежели проблем правильного содержания несовершеннолетних обвиняемых. Обращаю внимание, что в настоящее время центры заполнены только на 18 процентов, в случае принятия закона наполняемость достигнет 60 процентов. В предыдущие годы с наполняемостью было получше и никто не ставил вопрос о необходимости размещения в центрах несовершеннолетних обвиняемых. Второе. Приняв этот закон, мы расширим перечень существующих в стране тюрем - понятно, что этим мы прославим себя на международном уровне не лучшим образом, - причём расширится перечень федеральных ведомств, имеющих эти тюрьмы. В 90-е годы ведущие юристы страны говорили о том, что передача следственных изоляторов из МВД в Минюст - это демократический процесс, а теперь, получается, мы делаем обратный шаг. Третье. В имеющихся центрах необходимо будет создать условия для работы следователей и адвокатов, а также для выполнения требований статей 32-35 Федерального закона "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых...": обвиняемые здесь должны размещаться раздельно - лица мужского и женского пола, подозреваемые и обвиняемые по одному делу и так далее; эти лица должны передвигаться по территории центра под конвоем; в отношении этих лиц в центрах должно быть обязательно организовано проведение оперативно-розыскной работы - всё это потребует дополнительного и немалого финансирования, о чём авторы законопроекта стыдливо умалчивают. Четвёртое. В настоящее время функционирует 78 центров в 72 субъектах Российской Федерации, то есть в ряде областей таких центров нет. При этом в отличие от центров следственные изоляторы имеются во всех субъектах, причём в некоторых субъектах - по два-три, в стране насчитывается 219 изоляторов и 108 помещений, функционирующих в режиме СИЗО, при колониях. Это означает, что для многих следователей помещение обвиняемых в центры создаст намного больше сложностей, чем содержание таких лиц в СИЗО, ведь, чтобы добираться до этих центров, зачастую придётся ехать в соседний субъект Федерации. Сейчас многие сельские следователи, желая облегчить себе жизнь, не ездят в СИЗО, а этапируют подследственных в ИВС районного отдела внутренних дел, где они могут содержаться до десяти суток, - рассказывать в этой аудитории, какими гадюшниками являются некоторые ИВС, я полагаю, нет необходимости. При этом само этапирование в автозаках, а иногда и в вагонзаках - весьма тяжёлая для арестованных процедура, а ведь в отношении обвиняемых, содержащихся в упомянутых центрах, этапирование будет применяться намного чаще, чем в отношении тех, кто содержится в СИЗО. Предлагаемый законопроект в целом намного ухудшит условия содержания несовершеннолетних подследственных. Полагаем, что проект неприемлем. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Юрий Петрович. Игорь Николаевич, будете выступать с заключительным словом? Пожалуйста, Игорь Николаевич Зубов. ЗУБОВ И. Н. Уважаемые коллеги, я, к сожалению, не могу согласиться с тем, что говорил Юрий Петрович, потому что то, что мы предлагаем, - это вообще не учреждения камерного типа, это абсолютно гуманная мера, которая позволит содержать в нормальных условиях временно изолированных от общества несовершеннолетних преступников, вернее, ещё не преступников, а обвиняемых и подозреваемых, которым будут созданы человеческие условия, которые будут учиться, с которыми будут работать психологи и так далее, и так далее. И кстати, никакая оперативно-розыскная работа с несовершеннолетними преступниками не проводится, это по закону не положено; что же касается создания условий для работы следователей, то все необходимые условия будут там созданы. Это огромный шаг вперёд, а не назад, хотя в определённой мере это возврат, кстати, к советскому опыту, когда подобные учреждения были. Спасибо большое за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Игорь Николаевич. Виктор Витальевич Пинский. ПИНСКИЙ В. В. Спасибо, Иван Иванович. Я хотел бы сказать, что фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" данный законопроект будет поддерживать, поскольку считает, что он нужен. Ну а ко второму чтению депутаты - члены комитета непременно посетят один из таких центров, чтобы лично убедиться, как там всё устроено, какой там порядок и как будет этот закон работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Виктор Витальевич. Ставлю законопроект на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты голосования. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 33 мин. 13 сек.) Проголосовало за 282 чел.62,7 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 2 чел.0,4 % Голосовало 284 чел. Не голосовало 166 чел.36,9 % Результат: принято Принимается в первом чтении.