Заседание № 13

19.03.2004
Вопрос:

О проекте федерального закона № 67917-3 "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации" (в части дополнения правовых норм ратификации международных договоров, ограничения сроков временного применения международных договоров и об установлении ответственности лиц, виновных в нарушении законов).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 2984 по 3314 из 6827
Переходим к пункту 10 порядка работы, о проекте федерального закона "О          
внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О международных            
договорах Российской Федерации". Доклад депутата Государственной Думы Виталия   
Ивановича Севастьянова. Пожалуйста.                                             
                                                                                
СЕВАСТЬЯНОВ В. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые депутаты! Вашему вниманию               
предлагается проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в    
Федеральный закон "О международных договорах Российской Федерации". Проект      
предлагает изменения в существующее законодательство, и прежде всего в закон    
"О международных договорах Российской Федерации", эти изменения закроют дыры,   
существующие сегодня в нашем законодательстве. Законопроект направлен на        
восполнение пробелов в этом законе с учетом требования пункта 2 постановления   
Государственной Думы "О последствиях применения Соглашения между Союзом         
Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о линии     
разграничения морских пространств 1990 года для национальных интересов          
Российской Федерации".                                                          
                                                                                
Вы обратите внимание: в 1990 году подписали соглашение, которое уже почти       
четырнадцать лет не ратифицировано, идет настоящий грабеж России! В             
законодательстве - дырка: не обязаны представлять на ратификацию в              
определенные сроки. Вот пункт 1 статьи 1 этого законопроекта как раз и          
определяет перечень договоров и соглашений, которые должны представляться на    
ратификацию, уточняет этот перечень.                                            
                                                                                
Пункт 2 статьи 1 законопроекта уточняет конкретные сроки временного             
применения международного договора, что отсутствует в законодательстве.         
Предлагается трехлетний срок, после этого обязательно представление на          
ратификацию и ратификация или нератификация договора. Как раз вот тут я и       
хочу ответить на замечания Комитета по безопасности, которые даны в             
заключении. Там отмечается, что законопроект противоречит положениям статьи     
23 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации".        
Конечно, противоречит, потому что он ее исправляет, эту самую статью 23! Ну     
хорошее замечание, блестящее! Кроме того, открытым остается вопрос о статусе    
международного договора по истечении трехлетнего периода его временного         
применения - отличный вопрос, отличное замечание! Ответ простой: кончается      
срок - ратификация, обязательное представление на ратификацию, представляйте    
раньше, до трех лет, без всякого нарушения закона, а вот после трех лет         
обязательная ратификация, договор прекращает свое действие во времени           
применения, вот и всё. Чего тут, какие тут могут быть замечания?                
                                                                                
Значит, мы получили замечания и президента, и правительства, и комитетов, но    
они все одного типа, вот точно такого, как я сказал.                            
                                                                                
Договор подготовлен депутатами, группой депутатов, в основном членами           
Комитета по международным делам прошлого созыва и частью депутатов этого        
созыва Думы. Конечно, он частично устарел, но тем не менее во втором чтении     
этот законопроект может быть вполне доработан по замечаниям депутатов и         
принят. Я предлагаю поставить проект закона на голосование, а дальше            
определимся: примем закон - доработаем, не примем закон - мы всё равно          
обязаны закрыть эти дыры в законодательстве и нужно будет делать новый закон.   
                                                                                
Доклад окончен. Спасибо за внимание.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Всё, Виталий Иванович, спасибо.                           
                                                                                
С содокладом предлагается выступить председателю Комитета по международным      
делам Константину Иосифовичу Косачёву. Пожалуйста.                              
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Прежде всего я   
хотел бы отметить, что цель, которая ставилась авторами данного                 
законопроекта, заслуживает понимания и поддержки. Более того, сразу скажу       
вам, что при обсуждении данного вопроса в Комитете по международным делам по    
данному законопроекту мы вынесли отрицательное заключение (и я к этому еще      
вернусь), но одновременно приняли решение тему как таковую поддержать и         
действительно попробовать совместно с авторами нынешнего законопроекта          
поработать над новым текстом, который, на наш взгляд, мог бы быть поддержан в   
первом чтении. Но, увы, данный текст, те формулировки, которые заложены в       
нынешний законопроект, по мнению Комитета по международным делам, не могут      
быть поддержаны даже в первом чтении по следующим причинам.                     
                                                                                
Предлагаемая законопроектом редакция статьи 15 закона "О международных          
договорах Российской Федерации" предусматривает в качестве основания для        
ратификации международного договора общую отсылку к неограниченному числу       
федеральных законов, в которых необходимость ратификации могла бы быть          
закреплена. Такой подход представляется не вполне правомерным, поскольку        
направлен на подмену федерального закона отраслевыми законами и может           
привести к размыванию установочного характера пункта 1 статьи 15. По нашему     
убеждению, эта часть статьи 15 - пункт 1, предусматривающий перечень            
оснований, по которым международные договора подлежат ратификации, - должна     
носить исчерпывающий характер. По нашему мнению, совершенно очевидна            
унификация законодательства Российской Федерации в области ратификации          
международных договоров, и, как нам представляется, нынешняя формулировка       
статьи 15, которую и предлагают видоизменить авторы законопроекта, тем не       
менее вполне дает основания применять нормы ко всем категориям международных    
договоров. Вместе с тем, и на это обращалось внимание при обсуждении            
законопроекта на заседании комитета, ныне действующую редакцию подпункта "г"    
пункта 1 статьи 15 действительно можно было бы видоизменить, включив в нее в    
качестве одного из оснований для ратификации международного договора вопрос,    
затрагивающий интересы национальной безопасности Российской Федерации. Вот      
такой позиции пока в законе нет. Это позволило бы расширить круг вопросов       
правового регулирования международными договорами Российской Федерации          
соответствующих сфер двустороннего и многостороннего сотрудничества с           
иностранными государствами.                                                     
                                                                                
И вторая позиция, вторая часть данного законопроекта: предложение о том, что    
срок временного применения международного договора или части договора не        
может превышать трех лет. Понятен замысел авторов. Действительно, у всех нас    
не может не вызывать тревоги ситуация, сложившаяся с продолжающимся             
временным, а по сути, незаконным применением так называемого соглашения         
Бейкера - Шеварднадзе по разграничению Берингова пролива, по которому           
Российская Федерация несет совершенно очевидный экономический ущерб. Но даже    
если мы каким-то образом сейчас данную норму закона "О международных            
договорах Российской Федерации" изменим, в соответствии с очевидными нормами    
права эта новация не будет иметь обратной силы, и в этой связи конкретную       
проблему конкретного соглашения по Берингову проливу мы так или иначе решить    
не сможем.                                                                      
                                                                                
Кроме того, в соответствии со статьей 23 данного федерального закона решение    
о временном применении международного договора или его части принимается        
органом, принявшим решение о подписании международного договора. Согласно       
Конституции и данному закону такими органами являются Президент Российской      
Федерации и Правительство Российской Федерации, то есть вопрос о порядке        
временного применения международного договора является прерогативой             
исполнительной власти. Кроме того, законом "О международных договорах           
Российской Федерации" установлен шестимесячный срок для представления в         
Государственную Думу временно применяемых международных договоров, решение об   
обязательности которых для Российской Федерации подлежит принятию в форме       
федерального закона. Указанное правовое предписание, по нашему мнению,          
является достаточным основанием для предотвращения неоправданного затягивания   
сроков временного применения международных договоров. К сожалению, - и на это   
Комитет по международным делам неоднократно обращал внимание - в первую         
очередь Правительством Российской Федерации сроки внесения в Государственную    
Думу на ратификацию временно применяемых международных договоров не             
соблюдаются. По мнению комитета, соблюдение субъектами права законодательной    
инициативы вот этого предписания - шестимесячный срок - может решить проблему   
затянувшегося временного применения международных договоров, требующих          
ратификации.                                                                    
                                                                                
Последнее. Концепция указанного законопроекта обсуждалась на заседании          
Научно-экспертного совета по международному праву при Председателе              
Государственной Думы и не была там поддержана. На проект имеются                
отрицательные заключения Президента Российской Федерации, Правительства         
Российской Федерации, Правового управления Аппарата Государственной Думы.       
                                                                                
Исходя из изложенного, Комитет по международным делам рекомендует отклонить     
проект федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный     
закон "О международных договорах Российской Федерации" в первом чтении.         
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Константин Иосифович.                            
                                                                                
Есть ли вопросы у депутатов к докладчику и содокладчику? Плетнёва,              
пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПЛЕТНЁВА Т. В., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.           
                                                                                
Я сразу несколько слов скажу, чтобы потом не выступать. Я этот законопроект     
буду поддерживать, хотя я согласна с теми аргументами, о которых Константин     
Иосифович сказал, но, я думаю, у нас так всегда получается: тот, который        
вносим, он не нужен, он не такой, мы потом другой будем вносить, - а потом      
никакого нет. Поэтому есть вот такое опасение, я сразу говорю поэтому, что      
буду голосовать за.                                                             
                                                                                
А вопрос мой такой. Константин Иосифович, вот почему законопроект уже, в        
общем-то, как бы устарел, как мы говорим, и до сих пор не рассматривался? Я     
понимаю, вы сейчас скажете: я новый председатель комитета и я не знаю. Но тем   
не менее: почему? Это вот вам один вопрос.                                      
                                                                                
И второй вопрос. Виталий Иванович, вы докладывали этот законопроект как         
соавтор, да? Скажите, пожалуйста, как вы считаете, обязательна или              
необязательна все-таки ратификация всех договоров? Или только должен быть       
перечень, который действительно определяет самые насущные... (Микрофон          
отключен.)                                                                      
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, Константин Иосифович.                         
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Уважаемая Тамара Васильевна, я не буду ссылаться на то, что я     
новый председатель комитета, потому что я работал в этом комитете в качестве    
заместителя председателя и в прошлом созыве. Мы этот законопроект               
рассматривали, если я не ошибаюсь, как минимум дважды в прошлом созыве, в       
комитете я имею в виду, мы пытались на самом деле этот законопроект спасти и    
найти возможность его обсуждения на пленарном заседании в первом чтении в       
положительном ключе. Но увы... Я еще раз подчеркну: тема как таковая            
заслуживает поддержки, но мы поняли на каком-то этапе, что слишком далеко       
находятся те предложения, которые сформулированы на бумаге, от правильного      
юридического оформления решения данной проблемы, и мы поняли, что ко второму    
чтению улучшить этот текст не представляется возможным. Повторюсь, что мы       
решением Комитета по международным делам признали необходимым эту тему          
довести до ума, что называется, и подготовить соответствующий законопроект.     
Если вам эта тема интересна, я предлагаю вам принять в этом участие.            
                                                                                
И позвольте, я сразу отвечу и на ваш второй вопрос, в адрес Виталия             
Ивановича. Дело в том, что в Федеральном законе "О международных договорах      
Российской Федерации" есть статья 15, которая уже сейчас содержит перечень      
критериев, по которым международные договора подлежат ратификации. Откройте     
этот закон действующий, и вы увидите, что там есть пять критериев. На наш       
взгляд, они носят практически исчерпывающий характер. Вот наша позиция          
заключается в том, что туда нужно было бы внести договора, которые              
затрагивают национальную безопасность Российской Федерации. Пока этого не       
сделано, и вот над этим мы и будем работать. Спасибо.                           
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста, ваш вопрос, Ждакаев Иван Андреевич.           
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.            
                                                                                
Константин Иосифович, у меня такой вопрос. Вы здесь хорошо сказали об           
отрицательном заключении всех - и администрации президента, и правительства,    
и комитета. Я бы хотел увидеть заключение на действия подонка Шеварднадзе. Ни   
одного отрицательного заключения не было! Он что хотел, то и творил, а мы       
четырнадцать лет не можем разгрести эту грязь! Америка с нашими рыбаками что    
хочет, то и творит. Государственной Думе только на одно ума хватило - вообще    
вопрос о ратификации не поднимать в Государственной Думе. Сейчас, когда         
группа депутатов появилась, которая решила подтолкнуть... Это же ведь не        
только экономический шаг, это и политический шаг - заставить Америку            
задуматься над тем, что она творит по отношению к России. Где наше понятие о    
чести, о патриотизме?! Если сейчас мы примем законопроект в первом чтении...    
Вы сами подчеркиваете, что цель заслуживает понимания и поддержки, ну давайте   
поддержим!                                                                      
                                                                                
КОСАЧЁВ К. И. Уважаемый Иван Андреевич, первое, я, по-моему, достаточно ясно    
выразился, когда говорил о том, что даже принятие этого закона никоим образом   
не распространяется, к сожалению, на советско-американское соглашение 1990      
года. И независимо от того, какое мы примем решение сейчас, мы будем говорить   
только о тех международных договорах, которые будут подписываться после того,   
как вступит в силу этот закон, он не будет иметь обратной силы.                 
                                                                                
И второе. Действительно, существует журналистский штамп, я его тоже             
употребляю, наверное, не совсем корректно, называя то соглашение соглашением    
Бейкера - Шеварднадзе. Заверяю вас, что ни тогда, в советское время, ни         
сейчас, в российское время, ни один министр иностранных дел не подписывает ни   
одного международного договора по собственной инициативе. По                    
советско-американскому соглашению 1990 года было принято постановление Совета   
Министров Советского Союза, которое поручало министру иностранных дел           
Советского Союза подписать данное соглашение, и поэтому персональной            
ответственности здесь нет, здесь есть ошибка, допущенная тогдашним составом     
правительства Советского Союза.                                                 
                                                                                
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Нет больше вопросов?                                      
                                                                                
Спасибо, присаживайтесь, Константин Иосифович.                                  
                                                                                
Есть ли желающие выступить? Двое, да? Кондратенко и Ждакаев.                    
                                                                                
Пожалуйста, включите микрофон Кондратенко Николаю Игнатовичу.                   
                                                                                
КОНДРАТЕНКО Н. И., фракция Коммунистической партии Российской Федерации.        
                                                                                
Уважаемый Борис Вячеславович, уважаемые коллеги! Наша внешняя политика          
заслуживает самой суровой критики, ибо вы сами свидетели того, что мы           
растеряли своих друзей, мы растеряли, как говорится, тех, кто поддерживал       
нас, и тех, кого поддерживали мы. И мировая практика такова: тот, кто предал    
один раз, предательство делает нормой своего поведения. Нам уже не доверяют,    
мы пренебрегли интересами не только дальними, но и ближними: сербы,             
черногорцы, белорусам вот в холод отключили подачу газа, и мы чуть ли не        
признали это нормой. Братцы, за всё это будет суровая расплата! Хочу сказать,   
что международные наши договора не преследовали сполна интересы России, а       
нередко они были элементарным предательством. Тот же Шеварднадзе - кто-нибудь   
когда-нибудь восстал против того соглашения, которое он заключил?! Нет!         
Шеварднадзе и нашим газом пользовался, и нашей электроэнергией пользовался -    
не было осуждения этого сионистского прихвостня, который предал интересы        
нашей страны! Можно вспомнить и о недавно ратифицированном нами договоре с      
Литвой о шельфе моря и о границе. Граница Литвы не была узаконена, потому что   
мы, Россия, - правопреемник СССР. Мы им всё узаконили, а решили ли мы свои      
проблемы в Литве? Ну разве что транзит пассажирский, и то компромиссный и       
ненадолго. А грузовой? А военных грузов? Конечно нет, хотя надо было решать     
пакетом эти вопросы. Но Кремль нас убеждает: надо, надо, надо, не трогайте      
Прибалтику, не трогайте Грузию, потому что за ними стоят Соединенные Штаты      
Америки! Я считаю, что неподотчетность президента, правительства при            
заключении этих соглашений приводит к тяжелым последствиям для страны.          
Предаст кто-то один, а расплачиваться будет весь народ!                         
                                                                                
Попытались вот законодатели, инициаторы создать проект, и я буду голосовать     
за него. Мы имеем право вносить изменения по ходу дела, но это первый шаг -     
обуздать худшее, что может ожидать Россию. Уважаемые коллеги, нельзя            
отбрасывать всё. Мы и так, вы помните, и по наркомании, и по спиртному...       
Гибнет молодежь - мы безразличны. Здесь тоже я вижу со стороны "Единой          
России" безразличие к интересам России. А то, что наши поводыри предлагают,     
вот здесь выходят и вносят предложения, - я думаю, для многих из них Россия     
не была родной матерью и не будет никогда. Надо бы уже преломлять и смотреть    
глубже на всё происходящее в парламенте и в политической жизни России.          
Спасибо.                                                                        
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Пожалуйста, для выступления включите микрофон    
Ждакаеву Ивану Андреевичу.                                                      
                                                                                
ЖДАКАЕВ И. А. Спасибо, Борис Вячеславович.                                      
                                                                                
Уважаемые коллеги, все-таки этот вопрос не такой простой, как на первый         
взгляд кажется. Это на самом деле так, и я согласен с выступлением              
председателя Комитета по международным делам Косачёва. Но все-таки давайте      
посмотрим внимательно, вы же все документы имеете, и вы, наверное, читали       
заключение и материал, представленный председателем Комитета по безопасности    
Васильевым. Ссылки идут на статью 25 Венской конвенции о гражданской            
ответственности за ядерный ущерб, но ведь она же, по большому счету,            
несостоятельна, если почитать внимательно. Там говорится о том, что мы должны   
решение принимать совместно с другой стороной. Когда принимал решение           
Шеварднадзе... Покажите совместное решение американских парламентариев,         
сенаторов, конгрессменов, с советскими, российскими. Не было такого! А мы       
сегодня делаем ссылки, вроде бы как защищаем интересы Америки. Зачем?! Мы же    
законодатели, и это наше право - какое решение мы примем, так и будет. Мы       
сегодня делаем ссылки на Венскую конвенцию, а почему Америка не обращала        
внимания, когда они в одностороннем порядке ратифицировали этот документ в      
своем парламенте? Они не думали о том, что совместно, Россия тоже ведь не       
рассматривала этот вопрос с Соединенными Штатами Америки.                       
                                                                                
Я все-таки возвращаюсь к мысли о том, что этот законопроект нужно принимать в   
первом чтении и ко второму чтению можно его спокойно доработать. И              
председатель Комитета по международным делам Косачёв это поддерживает. Ведь     
мы все предложения, которые в Думе прошлого созыва комитетом давались, учли.    
Не было ни одного предложения, которое было бы отклонено авторами               
законопроекта, мы со всеми предложениями, повторяю, согласились, а сегодня      
выясняется: нет, опять этот закон нехороший, закон плохой. Где логика? Может    
быть, политическая целесообразность исчезла в России или в Государственной      
Думе? Ну давайте тогда честно признаемся. Но в той-то Думе осознанно все        
говорили: мы готовы к принятию данного закона. Давайте ко второму чтению        
вносить поправки. Благодарю за внимание и все-таки прошу проголосовать за       
этот закон.                                                                     
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли необходимость выступить у                
представителя правительства и представителя президента? Нет. С заключительным   
словом, Виталий Иванович Севастьянов, есть необходимость выступить? Нет.        
Ставлю на голосование законопроект в первом чтении.                             
                                                                                
Прошу включить режим голосования.                                               
                                                                                
Покажите результаты голосования.                                                
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 29 мин. 44 сек.)                 
Проголосовало за               73 чел.16,2%                                     
Проголосовало против           73 чел.16,2%                                     
Воздержалось                    1 чел.0,2%                                      
Голосовало                    147 чел.                                          
Не голосовало                 303 чел.67,3%                                     
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект не принимается.