Заседание № 281
О проекте федерального закона № 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность".
Рассмотрение законопроекта в третьем чтении
3-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность". Докладывает Михаил Васильевич Емельянов. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Прежде всего комитет просит вас вернуть законопроект во второе чтение и принять одну важную поправку. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Сейчас, Михаил Васильевич, решим этот вопрос. Кто за то, чтобы вернуть законопроект к процедуре второго чтения? Прошу проголосовать. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 48 мин. 37 сек.) Проголосовало за 361 чел.80,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 361 чел. Не голосовало 89 чел.19,8 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Есть одна поправка, её принятие требуется для того, чтобы синхронизировать введение в действие настоящего закона и внесение изменений в Налоговый кодекс, которые ещё не приняты, но уже внесены правительством. Поправка очень простая: мы предлагаем, чтобы настоящий федеральный закон, который мы рассматриваем, вступил в силу с 1 января 2017 года. Эту поправку также поддерживает правительство. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, ставлю поправку на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 49 мин. 24 сек.) Проголосовало за 373 чел.82,9 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 373 чел. Не голосовало 77 чел.17,1 % Результат: принято Принимается. Пожалуйста, Михаил Васильевич. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Спасибо, коллеги, что приняли поправку. Законопроект прошёл лингвистическую и правовую экспертизы, готов к принятию в третьем чтении, поэтому просим сегодня в "час голосования" принять его и в третьем чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Вопрос 3, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность", второе чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 04 мин. 50 сек.) Проголосовало за 438 чел.97,3 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 439 чел. Не голосовало 11 чел.2,4 % Результат: принято Принят во втором чтении. По мотивам выступает Сергей Владимирович Кривоносов. КРИВОНОСОВ С. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, уважаемые коллеги! В комитете по экономической политике работает подкомитет по вопросам предпринимательства, туризма и делам Крыма. Мы провели много консультаций с экспертами индустрии туризма по данному вопросу: нам необходимо было найти баланс интересов туристов, туроператоров и государства, очень важно было создать для туристов, выезжающих за рубеж, гарантии стабильности, но при этом не разрушить туристический бизнес нашей страны. Необходимо обеспечить гражданам комфортный отдых и при этом сделать так, чтобы не приходилось вывозить людей бортами МЧС, эвакуировать наших граждан из разных стран. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" уделила этому законопроекту много времени - приглашались для обсуждения эксперты, проводились встречи с руководством Ростуризма. Во фракции и сегодня прорабатываются новые инициативы по развитию индустрии туризма в нашей стране, предстоит ещё много работы. Индустрия туризма имеет большое значение для развития реального сектора экономики Российской Федерации и решает при этом важные социальные задачи. Фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" поддерживает данный законопроект. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли ещё выступления по мотивам? Нет. Ставлю законопроект на голосование в третьем чтении. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 07 мин. 14 сек.) Проголосовало за 437 чел.97,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 437 чел. Не голосовало 13 чел.2,9 % Результат: принято Закон принят.
Заседание № 272
О проекте федерального закона № 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность" (принят в первом чтении 25 февраля 2015 года с наименованием "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации").
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
11-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования законодательства, регулирующего туристскую деятельность". Докладывает Михаил Васильевич Емельянов. Включите микрофон. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Законопроект подготовлен к рассмотрению во втором чтении. Подготовлены, как положено, две таблицы поправок - рекомендованных к принятию и рекомендованных к отклонению. Буквально два слова о том, какие изменения претерпел законопроект при подготовке ко второму чтению. Прежде всего, дифференцирован размер взноса в резервный фонд туроператоров в зависимости от объёма их деятельности; снижен размер взноса в фонд с 10 до 7 процентов; что важно, размер вступительного взноса в объединение "Турпомощь" остался прежним - 100 тысяч рублей; ежегодный взнос в фонд персональной ответственности туроператора установлен в размере 1 процента от общей цены туристического продукта, и предусмотрена возможность для туроператора платить его ежеквартально. Все эти изменения помогут туристическому бизнесу в непростых современных условиях, в которых он оказался, в то же время они повысят гарантии для туристов. К сожалению, не нашли отражения в законопроекте, хотя и активно обсуждались, следующие предложения: введение принципов саморегулирования в отрасли, обязательная классификация средств размещения (у нас, к сожалению, до сих пор нет обязательной классификации гостиниц), обязательная аттестация экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов, проводников, единый реестр турагентов, который должен вести уполномоченный орган исполнительной власти. Но работа над законопроектом будет продолжаться, и в ближайшее время нас ждёт новый пакет поправок, в котором, думаю, будут отражены перечисленные вопросы, а пока законопроект готов к рассмотрению во втором чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, есть ли вопросы по таблице поправок № 1? Нет. Ставлю на голосование таблицу поправок № 1. Включите режим голосования. Председательствует Председатель Государственной Думы С. Е. Нарышкин ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 06 сек.) Проголосовало за 379 чел.84,2 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 379 чел. Не голосовало 71 чел.15,8 % Результат: принято Таблица поправок № 1 принимается. Есть ли замечания по таблице поправок № 2? Нет. Ставлю на голосование. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 31 сек.) Проголосовало за 374 чел.83,1 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 374 чел. Не голосовало 76 чел.16,9 % Результат: принято Таблица поправок № 2 принимается. Ставлю законопроект на голосование во втором чтении. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (10 час. 27 мин. 58 сек.) Проголосовало за 430 чел.95,6 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 430 чел. Не голосовало 20 чел.4,4 % Результат: принято Законопроект принимается во втором чтении.
Заседание № 271
О проекте федерального закона № 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта во втором чтении
АКСАКОВ А. Г., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемый Сергей Евгеньевич, просьба рассмотрение 23-го вопроса перенести на завтра.
Анатолий Геннадьевич Аксаков просит 23-й вопрос также перенести на завтра.
Заседание № 219
О проекте федерального закона № 677890-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации".
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
13-й пункт, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации". Доклад официального представителя Правительства Российской Федерации статс-секретаря - заместителя министра культуры Григория Петровича Ивлиева. Пожалуйста. ИВЛИЕВ Г. П., официальный представитель Правительства Российской Федерации, статс-секретарь - заместитель министра культуры Российской Федерации. Уважаемые депутаты, с начала 2014 года года более 16 российских туроператорских компаний приостановили свою деятельность, в том числе такие крупные туроператоры, как "Нева", "Роза ветров Мир", "Идеал-тур", "Лабиринт" и другие. По предварительным оценкам, от прекращения деятельности ряда российских туроператоров прошлым летом пострадали в общей сложности более 75 тысяч туристов. Сложившийся кризис на рынке выездного туризма выявил системные проблемы: первое - недостаточная ответственность туристских организаций перед туристами, отсутствие достаточных санкций за ненадлежащее исполнение законодательства; второе - слабое саморегулирование, отсутствие взаимной ответственности смежных участников рынка - авиакомпаний, туроператоров, турагентов, страховых компаний; третье - непрозрачность рынка. Эти проблемы в условиях падения спроса в сфере выездного туризма приводят к недобросовестной конкуренции, демпингу на рынке и, как следствие, к появлению в сфере туризма финансовых пирамид. В целях защиты интересов граждан, направляющихся за рубеж с туристскими целями, правительством разработан законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" и в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. В части усиления ответственности туристских организаций перед туристами и санкций за ненадлежащее исполнение законодательства законопроектом предлагается принципиально изменить статус реестра туроператоров. Сегодня исключение из реестра туроператоров - это всего лишь информация для туристов, тех, кто заходит на сайт, что компания сомнительная, в соответствии с законопроектом исключение из реестра будет означать запрет на ведение туроператорской деятельности на туристском рынке. При этом законопроектом ужесточены условия включения туроператоров в указанный реестр: туроператоры будут обязаны представлять бухгалтерскую отчётность, подтверждённую аудитом, и подтверждать сведения о деловой репутации руководителя организации, отсутствие судимости, отсутствие правонарушений в сфере туризма, отсутствие дисквалификации у должностного лица туроператора. В связи со сложившейся ситуацией на рынке в период с 16 июля по 19 сентября 2014 года за счёт средств компенсационного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" было вывезено из-за границы в общей сложности 36 тысяч 300 туристов, а до конца года - 42 тысячи туристов, организовано более 80 эвакуационных рейсов. Эффективность работы данного объединения позволила сделать вывод о целесообразности расширения задач этого фонда. Законопроектом меняется само понятие "экстренная помощь": в настоящее время это эвакуация туриста из страны временного пребывания - мы предлагаем за счёт фонда персональной ответственности оплатить и проживание туриста в отеле, и его перевозку в Россию в случае неисполнения туроператором своих обязательств перед туристом, тем самым гарантировать туристу его отдых. В соответствии с законопроектом в рамках объединения туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь" предусматривается формирование двух фондов: фонда персональной ответственности, основное назначение которого - финансирование расходов на оказание экстренной помощи туристам конкретного туроператора в сфере выездного туризма, он формируется за счёт ежегодного взноса туроператора из расчёта 100 рублей на туриста, и резервного фонда, который в нынешнем законодательстве называется компенсационным фондом. "Резервный фонд" - более точное название фонда, использование его средств будет осуществляться в том случае, если средств фонда персональной ответственности будет недостаточно. Финансирование мероприятий по оказанию экстренной помощи туристам конкретного оператора будет осуществляться "Турпомощью". Скорректирован в законопроекте размер финансового обеспечения ответственности туроператора в сфере выездного туризма - это 3 процента на 2015 год и 5 процентов на 2016 год от общей годовой цены туристского продукта в сфере выездного туризма за год, предшествующий отчётному, но не менее 50 миллионов рублей для операторов, осуществляющих деятельность в сфере выездного туризма; для операторов внутреннего туризма остаются прежние размеры финансового обеспечения. Законопроектом устанавливается ответственность турагента за неисполнение обязательств, причём эти обязательства нами сформулированы, и турагент будет обязан полно и достоверно предоставить информацию о турпродукте, согласовать с туроператором условия путешествия по запросу туриста и своевременно и полностью передать туроператору денежные средства, полученные от туриста. Устанавливается административная ответственность туроператора в виде штрафа за осуществление деятельности без внесения сведений в реестр - до 10 миллионов, за нарушение порядка определения размера финансового обеспечения - до 1 миллиона и за осуществление туроператорской деятельности в сфере выездного туризма туроператором, не являющимся членом объединения туроператора в сфере туризма, - до 3 миллионов рублей. Кроме этого, вводится наказание в виде дисквалификации должностных лиц, что обеспечит привлечение к этой работе лиц, соответствующих этим требованиям. Очень важно, что уже сейчас постановлением правительства реализовано требование о наличии обратного билета у туриста, но это нужно сделать и законом, с тем чтобы эта норма была более эффективна. В части взаимной ответственности смежных участников рынка устанавливаются требования к договору фрахтования воздушного судна (воздушному чартеру), где и гарантируются все обязанности перевозчика по отношению к туристу. Обеспечить прозрачность рынка мы предлагаем путём создания единой информационной системы "Электронная путёвка", которая обеспечит полную прозрачность турпотоков, точное определение местоположения туристов, анализ и контроль туристского рынка. Средства на эту деятельность нами запланированы в бюджете. Просим поддержать данный законопроект. Меры, которые предлагаются, достаточно серьёзные, думаю, что их принятие обеспечит доверие к рынку туристских услуг и к эффективной деятельности туроператоров и турагентов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, присаживайтесь. Содоклад председателя комитета по экономической политике Игоря Николаевича Руденского. Пожалуйста. РУДЕНСКИЙ И. Н., председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Комитет поддерживает принятие данного законопроекта в первом чтении, а особенно те положения, которые защищают наших туристов, выезжающих за рубеж. Также мы поддерживаем введение запрета на осуществление туроператорской деятельности юрлицами, сведения о которых отсутствуют в едином федеральном реестре; мы поддерживаем установление требований к деловой репутации лиц, которые замещают должности руководителя туроператора, заместителя руководителя, главного бухгалтера и так далее. Комитет поддерживает введение системы "Электронная путёвка", установление требования, касающегося выдачи за 24 часа в составе турпакета электронного пассажирского билета, подтверждающего право туриста на перевозку до места отдыха и обратно, установление требования об обязательной выдаче в составе турпакета документа о бронировании гостиницы или иного средства размещения. Также мы поддерживаем осуществление турагентской деятельности только от имени и по поручению туроператора. Эти новации, на наш взгляд, позволят усилить ответственность участников рынка и повысить гарантии защиты прав потребителей туристического продукта. Однако ряд положений законопроекта не отвечают заявленным целям преодоления кризиса в туриндустрии, разграничения ответственности участников рынка и усиления гарантий защиты прав потребителей. Основные замечания сводятся к следующему. На наш взгляд, излишне завышены требования к размеру фингарантий туроператорской деятельности в сфере выездного туризма, в первую очередь для малого и среднего турбизнеса, так как сейчас минимальные фингарантии для туроператоров в сфере выездного туризма составляют примерно 30 миллионов рублей, а предлагается повысить их до 50 миллионов рублей. Также, на наш взгляд, вызывает сомнение положение о формировании фонда персональной ответственности туроператора из расчёта 100 рублей на одного туриста на основании показателей прошлых лет. Ну, на самом деле у нас уже один фонд создан, а предлагается дополнительно создать ещё один фонд, который будет существовать параллельно с фондом объединения туроператоров "Турпомощь". Под сомнение мы ставим и норму об исключении туроператора из единого федерального реестра туроператоров, если количество туристов в сфере выездного туризма за предыдущий год будет на 10 процентов и более выше прогнозного показателя предыдущего года. Вы знаете, на самом деле эта норма вводится, конечно, для того, чтобы некоторые туроператоры не занижали искусственно обороты туркомпаний, но период сейчас непростой, поэтому я думаю, что нужно очень осторожно относиться к этим нормам. Мы полагаем, что при доработке ко второму чтению совместно с правительством, а также экспертами в страховом деле все эти замечания будут учтены. Комитет считает целесообразным закрепить в тексте законопроекта ко второму чтению нормы, касающиеся саморегулирования в туроператорской деятельности. Кризис 2014 года в туриндустрии показал, что эта отрасль очень нуждается в саморегулировании, и первым шагом по внедрению этих механизмов может стать именно саморегулирование в сфере туроператоров. Создание СРО, как нам кажется, позволит участникам туррынка, во-первых, выступать единым сообществом, во-вторых, отстаивать свои интересы и, конечно же, нести ответственность друг за друга. С учётом изложенных замечаний комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе принять законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, Совет Государственной Думы предоставил возможность выступить представителю Общественной палаты председателю Комиссии Общественной палаты по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидии Юрьевне Михеевой. Пожалуйста. МИХЕЕВА Л. Ю., председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Общественная палата Российской Федерации благодарит за возможность высказаться по поводу этого законопроекта, поскольку он вызвал достаточно большой общественный резонанс и обсуждался с привлечением экспертных организаций, научного сообщества, широкого круга заинтересованных субъектов, некоммерческих организаций, в том числе организаций, которые занимаются защитой прав потребителей. Мы проводили так называемые нулевые чтения этого законопроекта и дважды подавали результаты своей экспертизы, но, к сожалению, не все из замечаний были услышаны, поэтому хотелось бы обратить внимание на следующее. Безусловно поддерживая основную идею законопроекта об усилении ответственности участников туристского рынка перед потребителями соответствующих услуг, Общественная палата Российской Федерации хочет отметить, что и усиление административной ответственности, и введение требований к деловой репутации для сотрудников организаций туристского рынка - это, несомненно, важные составляющие, однако некоторые сущностные положения законопроекта продолжают вызывать достаточно жёсткую критику. Во-первых, конечно же, это положение о создании фонда персональной ответственности туроператора, поскольку на сегодняшний день вполне добросовестные участники туристского рынка уже поставлены в достаточно жёсткие рамки и обеспечивают наличие соответствующего финансового покрытия в рамках действующего законодательства. По оценке Российского союза туриндустрии, для того чтобы покрыть по новому законодательству, в соответствии с рассматриваемым законопроектом, расходы в 30 миллионов рублей, один туроператор должен организовать отправку не менее 300 тысяч туристов в год и общая годовая цена так называемого туристического продукта должна составить более 10 миллиардов рублей. Этот порог для выхода на рынок абсолютно непреодолим не только для малого и среднего бизнеса, но и для целого ряда крупных туроператоров. Второе. В этом случае возникают сопутствующие вопросы: где же будут находиться и кем будут эффективно управляться денежные средства, которые поместят в так называемый фонд персональной ответственности? Если они будут в банках, то вряд ли это достаточная гарантия защиты интересов наших граждан, пользующихся туристическими услугами. Кроме того, в законопроекте есть целый ряд идей, которые направлены на защиту граждан, использующих предлагаемый им на сегодняшний день так называемый туристический продукт, но не до конца продуманы. В частности, понятие экстренной помощи, о котором сейчас говорил представитель правительства, не охватывает, не включает в себя так называемые обстоятельства непреодолимой силы, то есть наш турист будет защищён только в том случае, если в некоем печальном событии есть вина туроператора, а в случае, когда события связаны с обстоятельствами непреодолимой силы, с какими-то природными явлениями, он не будет подпадать под защиту так называемой экстренной помощи. Есть также замечания, касающиеся оформления договора. Одно из самых серьёзных состоит в том, что договор в электронном виде будет считаться заключённым с момента оплаты туристом полной цены туристического продукта, что вступает в противоречие с Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с которым договор считается заключённым с момента выражения воли акцепта, в нашем случае - туриста. Это очень серьёзное замечание, это означает, что, если эта норма будет принята, турист не будет защищён на стадии выплаты аванса. Есть и другие замечания, я не буду их все перечислять, они представлены в установленном порядке Общественной палатой в Государственную Думу. В нашем заключении содержатся и дополнительные или, быть может, альтернативные меры по урегулированию вопросов защиты туристов, которые Общественная палата убедительно просит рассмотреть. Большое спасибо за внимание. И от имени Общественной палаты Российской Федерации ещё раз прошу учесть высказанные соображения. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли вопросы? Да. Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Свергунова Маргарита Николаевна, пожалуйста. СВЕРГУНОВА М. Н. Вопрос Григорию Петровичу. Несомненно, правовую защиту туристов повышать необходимо, но у меня вот такой вопрос: не приведёт ли принятие данного закона к монополизации туристического бизнеса и в конечном итоге к увеличению стоимости путёвок для наших граждан? ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемая Маргарита Николаевна, конечно, предлагаемые нами меры приведут к тому, что с рынка часть ныне действующих туроператоров уйдёт, но уйдут самые ненадёжные, уйдут те, кто не может и сейчас должным образом работать с туристами. Можете представить себе, у нас бывают случаи, когда, например, турист доезжает из Новосибирска только до Москвы, а дальше он уже никуда ехать не может, потому что никто ему ничего не организовал. Монополизации не произойдёт, потому что у нас сейчас только в реестре зарегистрировано 1 тысяча 517 туроператоров. Наши меры предполагают некое сокращение числа слабых туроператоров, но монополизации, повторяю, не произойдёт, рынок сейчас предоставляет достаточно услуг в различных формах, в различных территориях, компаний много, они будут работать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Зелинский Ян Викторович. ЗЕЛИНСКИЙ Я. В., фракция ЛДПР. Григорий Петрович, безусловно, то, что произошло в 2014 году, я имею в виду крах нескольких крупных туроператоров, недопустимо, необходимо сделать всё возможное, чтобы в 2015 году с нашими туристами ничего не произошло, они могли добраться из России в ту страну, где хотят отдохнуть, и обратно без проблем. В вашем выступлении вы сказали о том, что вы запланировали выделение из бюджета определённого количества денежных средств. Вопрос: сколько правительством запланировано на исполнение данного федерального закона? ИВЛИЕВ Г. П. На подготовку системы электронных путёвок нами запланированы средства, они рассчитаны на три года, работа уже ведётся, это будет составлять с учётом прогнозируемого сокращения около 400 миллионов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Романов Валентин Степанович. РОМАНОВ В. С. Уважаемый Григорий Петрович, я не в восторге от идеи о том, что саморегулирование спасёт туристский рынок. Вопрос к вам: скажите, в чём причина того, что на фоне, кстати, массового, общего кризиса в России, когда нас всё время торпедируют, поджимают, издеваются (я имею в виду рейтинги), ещё и вот такие удивительные явления возникают в туристской сфере? Причина в некомпетентности или в погоне за прибылью: Маркс писал, что за 300 процентов и на виселицу пойдут? ИВЛИЕВ Г. П. Уважаемый Александр Дмитриевич, разрешите на этот вопрос ответить руководителю Ростуризма Сафонову Олегу Петровичу. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. САФОНОВ О. П., руководитель Федерального агентства по туризму. Уважаемый Валентин Степанович, дело в том, что в прошлом году приостановили свою деятельность 26 туроператоров, что составляет 1,5 процента от всех действующих в Российской Федерации туроператоров, однако хотелось бы подчеркнуть, что, не заплатив ни единого рубля, все 42 тысячи человек, находившихся за рубежом, были возвращены на родину. К сожалению, причины приостановки деятельности у всех компаний разные. Какие-то компании действовали по принципу финансовых пирамид, где-то мы столкнулись с экономическими причинами, потому что многие туроператоры работали c оборота и приход новых клиентов покрывал затраты по старым, где-то мы, к сожалению, столкнулись с мошенничеством - примером такой компании является компания "Лабиринт", у которой по балансу проходило только 10 процентов тех денежных средств, которые данная компания получала. Поэтому, уважаемые депутаты Государственной Думы, на ваше рассмотрение выносится проект закона, который в том числе вводит определённые, очень мягкие элементы государственного регулирования. Хотелось бы отметить, что к настоящему времени сфера туроператорской деятельности практически никаким образом не была регулируема государством. Просьба поддержать данный законопроект в первом чтении. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Щепинов Максим Александрович. ЩЕПИНОВ М. А. Уважаемый Григорий Петрович, безусловно, ситуация, которая у нас возникла на туристском рынке летом и осенью 2014 года, неприемлема. Скажите, пожалуйста, а какие выводы вообще были сделаны и кто конкретно, персонально из должностных лиц был наказан в связи с тем, что произошло? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Петрович ответит. САФОНОВ О. П. Уважаемые господа депутаты Государственной Думы, по всем случаям приостановки деятельности туроператоров Федеральное агентство по туризму обратилось и в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, и в Следственный комитет, и в Министерство внутренних дел. По всем фактам приостановки деятельности туроператоров были возбуждены уголовные дела, и в настоящее время Следственный комитет проводит соответствующую работу. Работа ещё продолжается, но результат, несомненно, будет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н. Уважаемый Григорий Петрович, 2014 год, в общем, показал, что не застрахованы от краха даже очень крупные туроператоры, в том числе такие, в которых, как утверждают, были интересы прежних крупных государственных чиновников, то есть с элементами госрегулирования. Госдума неоднократно принимала законы, касающиеся ситуации на туристском рынке, об ужесточении ответственности, о финансовых гарантиях и так далее, но эффекта, к сожалению, эти законы не дали, как мы видим. Понятно, что результатом принятия этого закона будет монополизация рынка, но мой вопрос вот какой. Представим себе, что этот закон, тот, который мы сейчас принимаем, действовал в 2014 году. Кого бы это спасло - туристов российских, турбизнес, кого-то ещё? Не лучше ли, как неоднократно предлагали нам общественные объединения, пойти другим путём - путём расширения страхования каждого туриста, выезжающего за рубеж? ИВЛИЕВ Г. П. Этот законопроект, конечно же, направлен на будущие отношения и будет актуален в ближайшем будущем, у нас сезон открывается, поэтому закон этот нужно принимать сейчас. Конечно, страхование каждого туриста - это идеальная позиция, и мы записываем в законе правило, согласно которому туроператор, турагент должны предложить туристу добровольно застраховать все риски, а не только те, которые входят в систему финансового обеспечения. Если мы успеем принять этот закон вовремя, если он начнёт эффективно функционировать, мы увидим, что риски на порядок уменьшатся для всех участников этой системы. Уже сейчас мы видим, что с принятием постановления, которым мы ввели правило обратного билета, авиаперевозчики стали более ответственно относиться к этим отношениям, туроператоры сейчас связаны этими нормами. Долгие годы туристский рынок не регулировался в принципе, это был очень свободный рынок, наиболее свободный во всей сфере предпринимательской деятельности, которая в стране осуществлялась, и мы видим, что как раз сейчас настала пора, когда мы должны этот рынок отрегулировать более основательно. Именно на это направлен законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В. Уважаемый Игорь Николаевич, вам вопрос. Вот у вас всё время носились с саморегулированием, ещё со времён вашего предшественника, ныне работающего в РСПП. Не кажется ли вам, что госрегулирование и саморегулирование - это противоположные векторы? Не могли бы вы привести хоть один позитивный пример работы саморегулируемой организации, кроме сбора денег для особо приближённых людей? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пожалуйста. РУДЕНСКИЙ И. Н. Спасибо. Николай Васильевич, спасибо за вопрос. На самом деле все нормы, которые касаются саморегулирования, достаточно прогрессивные. Вы знаете, что, когда в строительстве отменили лицензирование и были введены СРО, эта отрасль заработала достаточно эффективно. Я вам напомню предысторию. На самом деле три года назад мы рассматривали аналогичный законопроект, пытались навести порядок именно в этой отрасли - туристской. Произошла следующая вещь: туроператоры, их объединения выступили против введения СРО, против прозрачности и против нормы "от имени и по поручению", то есть нормы, предусматривающей, чтобы туроператоры несли ответственность за турагентов, - вот всё это и не было введено. Единственное, что мы тогда смогли сделать, - это организовать фонд объединения туроператоров "Турпомощь", который сегодня эффективно работает, но который должен был быть создан именно при СРО, и, соответственно, тогда этот фонд ещё эффективней работал бы, так как ситуация была бы более понятна, было бы понимание, кто, вообще, на этом рынке туриндустрии работает прозрачно, кому необходима помощь, а кого с этого рынка действительно давно нужно убрать, но только, конечно же, не с помощью государства, а с помощью самих туроператоров, которые сегодня на этом рынке работают добросовестно. Поэтому мы считаем, что, если мы примем этот закон, он даст большую свободу предпринимательству, никакого зарегулирования, мы считаем, не будет, но будет больше прозрачности, и будет понимание, кого нужно поддерживать внутри этого туристского сообщества, и всё это будет действительно чётко определено этим законом. Ну и соответственно, мы надеемся, что вот тот фонд, который у нас создан, "Турпомощь", будет так же эффективно функционировать, как функционировал до этого. А вот что касается нормы, о которой мы говорили, о создании ещё одного фонда для туроператоров, я думаю, она будет излишней и в принципе вряд ли принесёт какую-то пользу. Нужно просто использовать более эффективно тот механизм, который сегодня есть, и те нормы, которые мы предлагаем. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Грешневиков Анатолий Николаевич. ГРЕШНЕВИКОВ А. Н., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Вопрос докладчику. Уважаемый Григорий Петрович, я внимательно выслушал выступление представителя Общественной палаты. Кстати, это хорошо, что мы по таким общественно значимым законопроектам стали предоставлять слово Общественной палате, - надо эту практику развивать. Те претензии и замечания, которые высказал представитель Общественной палаты, мне понятны: скорее всего, туристский рынок будет монополизирован, малый и средний бизнес уйдёт с этого рынка, а стоимость туристических путёвок в разы вырастет. Григорий Петрович, не просчитывали ли вы, во сколько раз возрастут цены на путёвки и сколько примерно на туристском рынке всё-таки останется туроператоров? ИВЛИЕВ Г. П. Как я уже сказал, сейчас у нас более чем полторы тысячи операторов, после того как кризис прошлого года несколько сократил их численность. На самом деле мы можем сказать, что столько операторов у нас зарегистрировано в реестре, а вот в ассоциации "Турпомощь" числится сейчас больше - 1 тысяча 740 туроператоров являются членами этой ассоциации. Мы видим, что процесс хоть и идёт по пути сокращения, но появляются какие-то субъекты, которые эту деятельность организуют и в современных условиях. А если у нас всё-таки полторы тысячи туроператоров, то монополизация этой сфере не угрожает, даже с учётом расстояний в нашей стране, её территории. Дело в том, что полторы тысячи операторов, работающих по всей стране, - это большое количество. Кроме того, мы не считаем, что малый бизнес и средний обязательно уйдут, - уйдёт недобросовестный бизнес. А повышение финансового обеспечения с 30 миллионов рублей до 50 миллионов для этого бизнеса, вообще-то, соответствует текущей инфляции в нашей стране, соответствует произошедшей девальвации рубля, и в целом для малого бизнеса этот порог не повышается, он остаётся примерно в тех же измерениях, если мы начнём считать реальные средства. Уйдут недобросовестные - те, кто не захочет показать свои доходы, те, кто их и сейчас не показывает, вот это решение проблемы непрозрачности рынка действительно выведет с рынка тех, кто не будет показывать свои доходы. Именно поэтому, я считаю, и электронной путёвки так боится рынок - потому что уйдут серые доходы. Предполагается, что эта сфера будет прозрачной и светлой, что в ней будут работать люди с большим успехом и что в конкуренции победят именно те, кто предложит новые услуги, кто даст эти услуги. А рост цен на туристские услуги, причём это касается в основном выездного туризма, определяется не законом, а девальвацией рубля, которая произошла. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Литвинцев Дмитрий Алексеевич. ЛИТВИНЦЕВ Д. А., фракция ЛДПР. Уважаемый Олег Петрович, фракция ЛДПР, безусловно, будет поддерживать законопроект, нужный, необходимый сегодня законопроект - мы все были свидетелями тех безобразий, которые происходили летом. И как следствие всё-таки возникает несколько, вернее, один вопрос: насколько сегодня организационно всё готово, чтобы было исполнено то, что написано в этом законе, ведь потребуется и новая электронная база, и опять же создание всех этих дополнительных организаций, то есть насколько быстро сможет министерство всё это внедрить в жизнь? И если не касаться девальвации рубля - это всё понятно, - то насколько всё-таки именно внедрение вот этих новых норм, с вашей точки зрения, может повлиять на стоимость туристских услуг? САФОНОВ О. П. Уважаемый Дмитрий Алексеевич, мы считаем, что Федеральное агентство по туризму совместно с Министерством культуры Российской Федерации готовы к реализации данного закона, после того как, надеюсь, он будет поддержан Государственной Думой. Мы считаем, что роста стоимости услуг кроме того, который формируется за счёт инфляции, не будет и монополизации рынка туруслуг тоже не будет. Хочу дополнительно привести цифры. Дело в том, что общее количество работающих на рынке внутреннего, въездного и выездного туризма туроператоров, зарегистрированных в едином федеральном реестре туроператоров, - 4 тысячи 200. Вот когда Григорий Петрович называл цифру "1500", то имел в виду только тех туроператоров, которые работают на рынке выездного туризма, собственно, о чём мы сегодня и ведём речь. Но дело в том, что туроператоры периодически переориентируются: те, кто работал только на рынке выездного туризма, начинают параллельно работать на рынке внутреннего и въездного туризма, и наоборот, поэтому мы считаем, что монополизации не произойдёт и исходя из этого роста цен не произойдёт. Ещё раз повторю: Федеральное агентство по туризму и Министерство культуры Российской Федерации готовы к реализации данного закона. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Тарнавский Александр Георгиевич. ТАРНАВСКИЙ А. Г. Спасибо. Вопрос докладчику. Уважаемый Григорий Петрович, в законопроекте, конечно, чувствуется определённая жёсткость, и она, в общем-то, оправданна в нынешней ситуации, после тех событий, о которых мои коллеги говорили, но всё-таки, если мы говорим о жёсткости, хочется, чтобы любой документ, в том числе закон, был реально выполним. Когда перед обсуждением настоящего законопроекта и ранее я общался с представителями туристических компаний, многие указывали на то, что есть технические проблемы, которые иногда им очень сложно решить не потому, что они не хотят, а потому, что так устроен бизнес. Ну, в меньшей степени речь шла о предоставлении билетов туда и обратно с обязательным указанием данных пассажира, в большей - о проблеме получения паспортов перед вылетом. Этот вопрос наверняка встанет при доработке законопроекта, когда... (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. ИВЛИЕВ Г. П. Туристский продукт включает в себя совокупность услуг; если какие-то услуги дополнительно включаются в договор между туристом и турагентом, туроператором, он должен выполняться, в том числе это касается паспортов, виз. Вы, наверное, имеете в виду прежде всего получение виз? Да, визовая проблема всегда стоит остро, и сейчас тоже. Думаю, что наши туроператоры с этим в целом справляются, если необходима поддержка... Мы при разработке этого законопроекта тесно сотрудничали с представителями Министерства иностранных дел, они поддерживают этот законопроект и полагают, что, напротив, после принятия этого закона таких проблем будет меньше. А что касается ещё каких-то видов деятельности, то договоры у нас свободные, каждый туроператор может определиться, способен ли он ту или иную дополнительную услугу предоставить. Как правило, эта услуга предоставляется, правда, это всегда вопрос денег, иногда больших денег. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Диденко Алексей Николаевич. ДИДЕНКО А. Н., фракция ЛДПР. Вопрос докладчику. Уважаемый Григорий Петрович, мы вводим довольно жёсткое регулирование для туроператоров, это в принципе правильно, надо, чтобы они немножко свой арсенал, так сказать, рискованных форм работы сократили, чтобы это не сказывалось ни на их собственной финансовой безопасности, ни на безопасности наших россиян-туристов, но хочется вопрос по-другому поставить. Очень многие проблемы у наших туристов возникают из-за того, что всё-таки уровень туристической грамотности у нас чрезвычайно низок. На Западе очень хорошо развиты всевозможные сервисы самообслуживания, самостоятельного бронирования, получения путёвок, билетов, но, к огромному сожалению, у нас в стране почему-то до сих пор таких сервисов почти нет, а те, что есть, все иностранные, просто здесь делается соответствующее предложение. Ведётся ли работа в этом направлении, для того чтобы повысить уровень туристической грамотности и позволить самостоятельно планировать свой отпуск?.. (Микрофон отключён.) ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Петрович ответит. САФОНОВ О. П. Уважаемый Алексей Николаевич, и Министерством культуры Российской Федерации, и Федеральным агентством по туризму такая работа по повышению уровня информированности российских туристов ведётся. В настоящее время создаётся национальный туристский портал, частью которого будет, конечно, предоставление информации нашим туристам по широкому спектру вопросов, в том числе и в плане юридической информированности, защиты их прав и законных интересов. Кроме этого, хотелось бы отметить, что в предлагаемом вам законопроекте есть очень важный элемент, который будет защищать наших туристов с точки зрения информирования, а именно электронная путёвка. Данная работа ведётся, и, конечно же, особый упор мы делаем на улучшение информированности наших туристов с целью защиты их прав и интересов. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Уважаемые коллеги, вопросы закончились. Есть ли желающие выступить? Включите режим записи. Покажите список. По одному от фракции, да? От фракции ЛДПР кто будет выступать - Шерин или Семёнов? Пожалуйста, Семёнов. СЕМЁНОВ В. В., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, сразу скажу, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект, но в то же время... Сегодня вот тот случай, когда фракция полностью согласна с той оценкой, которую изложил в своём выступлении председатель комитета Руденский. На мой взгляд, действительно законопроект состоит ровно из двух частей - это полезные положения и вредные. Не буду повторять слова Игоря Николаевича, он всё сказал, но хочу отметить следующее: тот законопроект, который мы с вами сегодня будем принимать и, надеюсь, примем, безусловно, усилит, повысит регулирование, попробует обеспечить решение, но всё-таки не решит основную проблему. И действительно, создавая дополнительные фонды, дополнительную нагрузку на туроператоров, мы можем и потерять рабочие места, поскольку закроются определённые туристические компании, и, наверное, чаще наши граждане будут сами планировать свой отдых, сами будут покупать и оплачивать турпутёвки, в том числе и через Интернет, и так же, как и раньше, они будут сталкиваться с недобросовестными партнёрами, и так же у них за границей будут возникать проблемы, то есть данный закон в полной мере все эти проблемы не решит. Хотя в принципе страхование - на мой взгляд, это действительно то, что может решить если не все, то большинство проблем. Многие из нас уже привыкли, выезжая за рубеж, оформлять дополнительную медстраховку, и все мы с вами знаем: если с тобой что-нибудь случилось, ты ещё в пути, а в больнице тебя уже ждут. Причём услуги по медицинской страховке оказываются достаточно серьёзные, а её стоимость абсолютно адекватная. Я не думаю, что, если мы введём обязательное страхование, и в том числе будем страховать от недобросовестных туроператоров наших граждан, это приведёт к большему росту стоимости путёвок, чем тот, который мы с вами получим в результате укрупнения рынка, монополизации рынка, а также из-за того, что туристские операторы вынуждены будут направлять средства в дополнительные фонды. Ведь что произошло в 2014 году? Мы понимаем, как уже правильно сказали представители Ростуризма, фактически туроператоры, находясь в условиях жёсткой конкуренции, вынуждены были порой предлагать путёвки по демпинговым ценам, работать с колёс, а потом произошёл обвал рубля, и поэтому они не смогли исполнить свои обязательства. Такая же ситуация у нас сложилась и в банковском секторе, но при этом государство сразу приняло решение: а давайте мы поддержим банковский сектор и дадим туда денег. То есть никто не предлагал для них дополнительные фискальные нагрузки вводить, создавать дополнительные фонды, резервы, всё пошло немножко иным путём. А ведь и здесь не в полной мере туроператоры были виновны в сложившейся ситуации. И наверное, все они покажут своевременно правильную отчётность, и, наверное, в этой отчётности будет всё достойно, но это не спасёт наших потребителей туруслуг, не гарантирует, что в следующем туристическом сезоне этот туроператор не попадёт в трудную финансовую ситуацию и не будет деньгами следующего туриста перекрывать потребности предыдущего. Поэтому, мне кажется, надо ко второму чтению очень внимательно отнестись к тем положениям, которые фактически могут свести к нулю туриндустрию у нас в стране, и внимательно посмотреть, что мы ещё можем сделать в плане страхования наших туристов. Ещё раз повторю, что фракция ЛДПР поддержит данный законопроект. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Емельянов Михаил Васильевич, пожалуйста. С места. ЕМЕЛЬЯНОВ М. В. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Сразу скажу, что фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" в первом чтении поддержит этот законопроект. Мы разделяем концепцию законопроекта, потому что он направлен на защиту прав потребителей, на недопущение ситуации, подобной той, которая сложилась летом прошлого года, и с этой точки зрения, я думаю, законопроект заслуживает поддержки. Я не буду говорить о его сильных сторонах, об этом достаточно было сказано в докладе и в содокладе, хотелось бы обратить внимание на некоторые вопросы, которые надо решить ко второму чтению. Совершенно недопустимо положение об исключении туроператоров из реестра из-за неверного расчёта количества туристов в год: мы с вами понимаем, что этот рынок очень рискованный, малопредсказуемый, и наказывать добросовестных операторов только лишь потому, что они не смогли правильно просчитать количество предполагаемых туристов, я думаю, неверно, и эту норму желательно из законопроекта ко второму чтению изъять. Ещё одна серьёзная проблема, которую не решает этот законопроект, - это финансовые гарантии. Дело в том, что реально финансовые гарантии в виде банковской гарантии либо страхования на туристическом рынке не действуют, потому что страховщики очень неохотно страхуют участников этого рынка в силу его рискованности, но самое главное - практически невозможно создать перестраховочный пул для того, чтобы перестраховать эти риски, перестраховать риски невозможно. Обязать страховщиков создавать такой пул нельзя в силу противоречия действующему законодательству, а добровольно страховщики не хотят участвовать в таком довольно рискованном деле. Поэтому заслуживает внимания предложение вообще отказаться от финансовой гарантии как таковой, вернее, сделать её добровольной или альтернативной тем квазикомпенсационным фондам, которые создаются в рамках ассоциации "Турпомощь". Необходимо создать два дополнительных фонда: один индивидуальный, другой фонд коллективной ответственности, которые застраховали бы риски как конкретного оператора, так и коллективные риски всей системы. И вот эти компенсационные фонды могли бы быть альтернативой финансовым гарантиям. Мы соответствующие поправки к законопроекту предложим, надеемся, что мы из тупика страхования и перестрахования с помощью этих поправок выйдем. Но если говорить о принципиальном решении проблемы компенсации туристам, пострадавшим либо от недобросовестных туроператоров, либо от форс-мажора, конечно же, необходимо переходить к саморегулированию в отрасли, и здесь мы полностью согласны с предложениями, которые внёс председатель комитета Игорь Николаевич Руденский. Я напомню коллегам, что три года назад, когда мы принимали поправки к действующему закону о туризме, предложения о введении саморегулирования отрасли были подготовлены к принятию во втором чтении и практически разделялись всеми основными игроками, но потом неожиданно вмешалось Министерство экономического развития, и вместо саморегулирования мы получили организацию "Турпомощь". "Турпомощь" в целом справилась с той работой, для которой она создавалась, и прошлым летом все туристы были вывезены, но надо понимать, что "Турпомощь" - это некая усечённая саморегулируемая организация, потому что в её рамках есть квазикомпенсационные фонды, участники рынка обязаны в ней состоять, они обязаны платить обязательные взносы, но другой части прав саморегулируемой организации, а именно прав участников туристского рынка по избавлению от недобросовестных коллег, от авантюристических коллег, "Турпомощь" не имеет. Поэтому если мы внедрим принципы саморегулирования как на уровне туроператоров, так и на уровне турагентов, то сами участники рынка получат легальные механизмы очищения рынка от недобросовестных, авантюристических, непрофессиональных коллег и ситуация на этом рынке значительно улучшится. В связи с этим я бы попросил представителей правительства всё-таки внимательно прислушаться к нашим предложениям о внедрении принципа саморегулирования в туристском бизнесе и по возможности их поддержать, а мы такие поправки постараемся подготовить ко второму чтению. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Правительство? Комитет? Нет. Выносим на "час голосования".
13-й пункт повестки дня, проект федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях усиления ответственности участников туристского рынка и повышения уровня правовой защиты туристов, выезжающих за пределы территории Российской Федерации", первое чтение. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (17 час. 26 мин. 37 сек.) Проголосовало за 439 чел.97,6 % Проголосовало против 1 чел.0,2 % Воздержалось 1 чел.0,2 % Голосовало 441 чел. Не голосовало 9 чел.2,0 % Результат: принято Принят в первом чтении.