Заседание № 235
25.09.2024
Вопрос:
О проекте федерального закона № 677502-8 "О внесении изменения в статью 39-15 Земельного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка).
Стадия рассмотрения:
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Фрагмент стенограммы:
Строки с 2452 по 2638 из 5347
8-й вопрос, о проекте федерального закона "О внесении изменения в статью 39-15 Земельного кодекса Российской Федерации". Доклад официального представителя правительства статс-секретаря - замруководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Алексея Игоревича Бутовецкого. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты Государственной Думы! Этот законопроект гораздо более простой, но тоже очень важный. По сути, инициатива исходила от регионов. Есть такой институт - предварительное согласование предоставления земельного участка, когда у человека, у инвестора есть право приобрести земельный участок без торгов, ему утвердили схему расположения земельного участка, потом два года он ещё может проводить кадастровые работы и после этого получить земельный участок. Первоначально регионы вышли с инициативой сократить срок с двух лет до одного года, чтобы инвесторы быстрее приступали к реализации проектов, быстрее выходили на площадки. Это было поддержано предпринимательским сообществом, в связи с чем это вошло в "дорожную карту" по улучшению предпринимательского климата. Почему предпринимателями это было поддержано? Они говорят: если кто-то потерял интерес к проекту, какой смысл два года ждать, можно этот же участок предоставить или на торгах повторно, или другому лицу без проведения торгов. То есть, с одной стороны, законопроект носит технический характер, с другой стороны, у него есть большое такое экономическое обоснование: закон даст экономический эффект, чтобы просто земля быстрее начала работать. При этом мы проанализировали все процессы и поняли, что всё-таки есть сложные случаи, когда нужно менять вид разрешённого использования, нужно переводить земельный участок из одной категории в другую, и как раз для вот таких случаев, когда одного года может быть недостаточно, мы предлагаем сохранить существующий срок два года, чтобы у инвесторов, которые реализуют более сложные проекты, было чуть больше времени на то, чтобы приступить к реализации проекта. Просим поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Содоклад Андрея Петровича Гимбатова. ГИМБАТОВ А. П., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Алексей Игоревич очень подробно объяснил суть предлагаемого законопроекта, поэтому, чтобы не тратить время, не буду повторяться. С учётом того что законопроект направлен на ускорение процесса вовлечения земель в оборот, комитет Государственной Думы по вопросам собственности концептуально поддерживает законопроект. Однако ко второму чтению комитет рекомендует проработать вопрос о сохранении двухлетнего срока действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка при подаче соответствующего заявления гражданином в отношении земельного участка, расположенного в территориальной зоне, не предполагающей возможности жилищного либо промышленного строительства. Комитет рекомендует поддержать законопроект в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Есть ли вопросы, коллеги? Есть. Включите режим записи. Покажите список. Скрозникова Анна Валерьевна, пожалуйста. СКРОЗНИКОВА А. В., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ". Добрый день! У меня два вопроса. Как планируется обеспечить баланс между ускорением процедуры и защитой интересов добросовестных землепользователей, особенно представителей малого и среднего бизнеса? И рассматривалась ли возможность дифференцированного подхода к срокам в зависимости от категории земель и целей использования участка? Благодарю. БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо. На самом деле землепользователи здесь ни при чём, потому что на этой стадии земельный участок является свободным, мы его только собираемся образовывать. Кроме того, мы всё-таки с бизнесом прошли полный путь и проанализировали, сколько же реально времени нужно на то, чтобы провести кадастровые работы, то есть сформировать участок: у нас по самым сложным процедурам больше девяти месяцев не получилось. То есть, если даже человек получает приостановление (это три месяца), в дальнейшем он может по своему заявлению ещё продлить на три месяца. Таким образом, год - это абсолютно нормальный и адекватный срок для реализации любого проекта. Что касается более сложных проектов, где требуется изменение вида разрешённого использования или категории, я уже об этом сказал: там мы предлагаем два года оставить. Поэтому здесь, на мой взгляд, дифференциации дополнительной не требуется. Если есть конкретные предложения, давайте их ко второму чтению тоже посмотрим. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Выборный Анатолий Борисович. ВЫБОРНЫЙ А. Б. Уважаемый Алексей Игоревич, крайне важный вопрос, поэтому хотелось бы уточнить. Как вы сказали в своём докладе, с одной стороны, инвестор потерял интерес, а с другой стороны, пандемия, стихийные бедствия и так далее. В связи с этим, как вы считаете, будет ли возможно продление этого срока в исключительных случаях по таким основаниям? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Анатолий Борисович. Я, честно говоря, в этом смысла не вижу по двум причинам. Во-первых, всё-таки кадастровые работы сегодня, если говорить о бытовой недвижимости, - это три дня, по другой, более сложной недвижимости, ну, обычно может до месяца доходить. То есть в любом случае в год любой бизнес-проект уложится с точки зрения образования земельного участка. Во-вторых, даже если прошёл один год, но по-прежнему сохраняются основания для предоставления земельного участка без торгов, этот же инвестор по уже сформированному участку спокойно может прийти и земельный участок приобрести. Ну, например, у нас для крестьянских (фермерских) хозяйств предусмотрено предоставление земельных участков без торгов. То есть он может, если уже больше этого одного года, если он успел кадастровый учёт провести, приобрести земельный участок в аренду, то есть здесь, на мой взгляд, проблем нет. И всё-таки очень сильно у нас ускорилась как раз постановка на учёт. У нас сегодня по бытовой недвижимости мы чуть больше двух дней тратим на то, чтобы участок образовать и поставить. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Кузнецов Андрей Анатольевич. КУЗНЕЦОВ А. А. Уважаемый Алексей Игоревич, вот критики данной инициативы говорят о том, что этой инициативой по сути... Ну, как бы цели ставятся-то благие у нас, как всегда, а по сути даётся такой инструмент, с помощью которого монопольные структуры получают, так сказать, некий дополнительный инструмент в борьбе за земельные участки, потому что уменьшение сроков для организаций, обладающих большими ресурсами, - это, ну, так сказать, преимущество по отношению к другим. Вот что вы ответите на это? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Андрей Анатольевич. Здесь я, наверное, мнение критиков не разделяю, потому что у нас в Земельном кодексе уже давно и жёстко зафиксировано, кому земельные участки предоставляются без торгов, а кому на торгах, поэтому это не зависит от каких-то усмотренческих решений. Если по кодексу ты имеешь право получить земельный участок без торгов, как, например, фермер, ну, ты его и получишь, это ни от чего не зависит, потому что тебе государством гарантировано. А если, например, это строительство супермаркета или ещё какого-то объекта, то ты в любом случае пойдёшь на торги, там уже кто больше предложил, тот и получит земельный участок. Поэтому я здесь мнение критиков не разделяю. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Мархаев Вячеслав Михайлович. МАРХАЕВ В. М. Уважаемый Алексей Игоревич, срок действия решения на предварительном согласовании о предоставлении земельного участка вы предлагаете сократить до одного года, но срок изменения вида разрешённого использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую предлагаете установить два года, при этом обе процедуры содержат практически одни и те же действия по анализу оборотоспособности этого участка. В чём логика и целесообразность? БУТОВЕЦКИЙ А. И. Спасибо, Вячеслав Михайлович. Второй случай, о котором вы сказали, когда нужно менять вид разрешённого использования и категорию, сопровождается следующим: сначала лицу, которое получило такое решение, нужно инициировать изменение правил землепользования застройки, то есть должны пройти публичные слушания, должны быть внесены изменения в ПЗЗ; и категория тоже не меняется автоматически, то есть нужно подать ходатайство, уполномоченный орган как раз рассмотрит его в соответствии с законом. И как раз на это может уйти полтора-два года, поэтому мы как раз для более сложных случаев и сохраняем два года. Что касается простых случаев, когда ты пришёл... не нужны эти процедуры. То есть, например, ты хочешь получить земельный участок под огородничество: там никаких сложных процедур нет, ты просто делаешь схему и ставишь земельный участок на кадастровый учёт, земельный участок предоставляется тебе в аренду. Поэтому здесь два года нет смысла сохранять, явно огородник может сформировать это быстрее. Вот разница в этих процедурах. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет. Представитель президента будет выступать? Правительства? Докладчик, содокладчик? Нет. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменения в статью 39-15 Земельного кодекса Российской Федерации", пункт 8. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (13 час. 51 мин. 51 сек.) Проголосовало за 341 чел.75,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 341 чел. Не голосовало 109 чел.24,2 % Результат: принято Принимается в первом чтении.