Заседание № 67

12.10.2017
Вопрос:

О проекте федерального закона № 677201-6 "О внесении изменения в статью 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" (в части уточнения организационно-правовых форм организаций, работа в которых учитывается для предоставления права на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность).

Стадия рассмотрения:

Рассмотрение законопроекта в первом чтении

Фрагмент стенограммы:
Строки с 5160 по 5447 из 7297
Коллеги, у нас на фиксированное время стоят три законопроекта. Рассматриваем    
17-й вопрос, проект федерального закона "О внесении изменения в статью 30       
Федерального закона "О страховых пенсиях". Докладывает Олег Николаевич          
Смолин.                                                                         
                                                                                
СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ.                                                     
                                                                                
Добрый день, уважаемые коллеги! Благодарю вас за то, что согласились            
поставить на фиксированное время эти законопроекты, иначе они, наверное,        
кочевали бы из повестки в повестку ещё много месяцев. Конечно, эти              
законопроекты не столь принципиальны и остры, как, скажем, законопроекты,       
связанные с введением шкалы прогрессивного подоходного налога, тем не менее     
каждый из них потенциально касается сотен тысяч, а может быть, и миллионов      
людей.                                                                          
                                                                                
Начнём с законопроекта, название которого уже зачитал уважаемый Иван            
Иванович. Этот законопроект касается досрочной пенсии для педагогов             
образовательных организаций. Позвольте мне напомнить вам историю вопроса.       
Пенсия за выслугу лет - тогда она так называлась - для педагогических           
работников появилась в советское время. Тогда мы немножечко ворчали и           
говорили, что учитель мало получает, - не знали, что будет потом. Власть        
достаточно гуманно относилась к своим гражданам и педагогам в частности, но     
при этом зря льгот не устанавливала. Специальными исследованиями было           
показано, что педагогическая работа - одна из самых напряжённых с               
психологической точки зрения и способных привести к утрате здоровья. Но в тот   
период пенсия за выслугу лет выплачивалась лишь тем педагогам, которые          
прекращали работу по специальности. Тогда такого дефицита педагогических        
кадров, как в 90-х или сейчас, не было.                                         
                                                                                
В середине 90-х годов параллельно депутатами Совета Федерации и                 
Государственной Думы первого созыва были подготовлены законопроекты,            
предусматривающие возможность получать пенсию за выслугу лет при продолжении    
работы по специальности. Мне довелось быть автором одного из таких              
законопроектов. Очень хорошо помню, как в 96-м году, в канун президентских      
выборов, именно в этом зале мы преодолевали вето президента Ельцина на такой    
законопроект фактически при поддержке представителя президента в                
Государственной Думе Александра Котенкова. Борис Николаевич хотел повысить      
свой рейтинг перед президентскими выборами, и это пошло на пользу российскому   
учительству. В конце 90-х, когда очень плохо выплачивалась заработная плата,    
педагоги со стажем не раз благодарили нас за пенсионный закон.                  
                                                                                
Несмотря на несколько последующих пенсионных реформ, право педагогов на         
досрочную пенсию при продолжении работы по специальности пока удалось           
сохранить.                                                                      
                                                                                
Напомню, что логика авторов закона была следующей: поскольку у                  
педагогического работника достаточно быстро изнашивается нервная система,       
необходимо дать ему возможность при большом стаже работать с низкой             
нагрузкой, чтобы сохранить опыт для детей и страны.                             
                                                                                
Кстати, сейчас на этот закон в очередной раз покушаются коллеги,                
разрабатывающие новую пенсионную реформу. В частности, Алексей Леонидович       
Кудрин предлагает нам увеличить стаж, необходимый для получения досрочных       
пенсий, с 25 до 35 лет. Ну если это увязывать с повышением пенсионного          
возраста, то понятно, а так вообще-то пенсию досрочную не получишь никогда.     
                                                                                
Однако, коллеги, права и возможности - вещи разные. Правительство, его          
подразделения установили массу дополнительных условий, которые не позволяют     
значительной части педагогических работников получать досрочную пенсию. Одно    
из таких ограничений - это наименование организации, в которой работает         
педагог.                                                                        
                                                                                
В заключении уважаемого мною комитета по труду и социальной политике            
написано, что Федеральный закон № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" полностью        
сохранил льготную пенсию для педагогов. Формально это так, поскольку            
формулировка в законе не изменилась. Фактически же это не так, поскольку по     
Федеральному закону № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" понятие    
"образовательное учреждение" заменено на понятие "образовательная               
организация". Таким образом, те, кто работает в учреждениях, право на пенсию    
имеют, а те, кто в организациях, такого права фактически лишились. В итоге      
часть педагогических работников досрочную пенсию и право на неё потеряли.       
Причём это относится не только к частным образовательным организациям, но и к   
части государственных. Например, в Тюменской области несколько лет назад        
большинство дошкольных учреждений было превращено в автономные некоммерческие   
организации - со всеми вытекающими отсюда последствиями.                        
                                                                                
Приведу, уважаемые коллеги, основные аргументы в защиту законопроекта.          
                                                                                
Первое. Можно спорить, относится ли к данному случаю норма части 2 статьи 55    
Конституции Российской Федерации, которая, как вы помните, не позволяет нам     
принимать законы, умаляющие права и свободы граждан, но, с нашей точки          
зрения, педагоги, медики, работники культуры выполняют важнейшую задачу         
развития человеческого потенциала, на котором только и может основываться       
модернизация, поэтому мы считали бы, что апелляция к статье 55 Конституции в    
данном случае уместна.                                                          
                                                                                
Второе. Характер педагогического труда никак не зависит от того, в какой        
организационно-правовой форме существует организация, в которой педагог         
работает. Педагог, он и есть педагог - от того, что школу или детский сад       
назвали организацией, например автономной некоммерческой, для него ничего не    
поменялось, и для ребёнка тоже.                                                 
                                                                                
Третье. Закон во многом уравнял государственные и частные школы и детские       
сады (я имею в виду закон "Об образовании в Российской Федерации" № 273-ФЗ):    
они получают финансирование по более или менее одинаковым нормативам - почему   
нужно делить по сортам педагогов в этих организациях, мне совершенно            
непонятно.                                                                      
                                                                                
Четвёртое. Многие думают, что частные школы и детские сады существуют только    
для богатых. Это не так. Есть, например, некоторое количество православных      
школ, с которыми я, кстати, поддерживаю добрые отношения, где по преимуществу   
учатся дети из неблагополучных семей. Есть частные школы, которые содержатся    
за счёт благотворителей, хотя их и немного. Есть частные школы, в которых       
обучаются ребята с инвалидностью. Поражать в правах педагогов этих              
организаций несправедливо.                                                      
                                                                                
Пятое. Одно из главных возражений против нашего законопроекта состоит в том,    
что профильным министрам дано право отождествления организаций, профессий и     
должностей в случае смены их наименований, однако исполнительная власть         
заботится вовсе не о доступности социальных гарантий при одинаковом             
содержании труда, напротив, о том, чтобы сэкономить деньги, и именно поэтому    
поступают обращения от граждан и заводятся судебные дела. Причём, уважаемые     
коллеги, в случае изменения организационно-правовой формы организации суды до   
недавнего времени выносили решения в пользу граждан, однако в последние годы    
ситуация обратная - этому способствовало определение Верховного Суда от 26      
сентября 2016 года.                                                             
                                                                                
Уважаемые коллеги, поскольку время заканчивается, я хочу вам ещё раз сказать,   
что педагогическая работа - это работа особого рода, от неё зависит наш         
будущий человеческий потенциал, поэтому мы считаем, что люди, которые           
занимаются педагогической работой, должны иметь равные права на досрочное       
назначение пенсии.                                                              
                                                                                
Спасибо большое за внимание.                                                    
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
С содокладом выступает Ольга Ивановна Павлова.                                  
                                                                                
Пожалуйста.                                                                     
                                                                                
ПАВЛОВА О. И. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! По мнению авторов     
законопроекта, существует необходимость предоставить право на досрочное         
назначение пенсии педагогическим работникам не образовательных учреждений, а    
образовательных организаций, то есть не следует уточнять                        
организационно-правовые формы этих образовательных структур. Дополнительный     
круг лиц, которые в этом случае должны были бы получить право на досрочное      
назначение пенсии, составляют представители некоторых частных образовательных   
организаций, которые были созданы не в форме учреждений.                        
                                                                                
В ходе работы над этим законопроектом депутатами нашего комитета тщательно      
проработана данная законодательная инициатива, мы очень внимательно подошли к   
рассмотрению этого вопроса. Мы запросили позицию профсоюзной общественности,    
мнение Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых    
отношений и в итоге приняли согласованное решение о том, что поднимаемая        
авторами проблема уже урегулирована существующей нормативно-правовой базой,     
законодательством, постановлением правительства и приказами Минтруда России     
об установлении тождественности профессиональной деятельности, выполняемой в    
разных образовательных организациях.                                            
                                                                                
В ходе обсуждения на заседании комитета авторы также признали, что к            
настоящему времени проблема, поднятая ими в 2014 году, уже урегулирована.       
Таким образом, законопроект утратил актуальность.                               
                                                                                
Считаем правильным исходить из принципа экономии законодательной нормы и        
предлагаем законопроект отклонить.                                              
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Ивановна.                                  
                                                                                
Коллеги, есть ли вопросы? Есть.                                                 
                                                                                
Включите режим записи на вопросы.                                               
                                                                                
Покажите список.                                                                
                                                                                
Гильмутдинов Ильдар Ирекович.                                                   
                                                                                
ГИЛЬМУТДИНОВ И. И., председатель Комитета Государственной Думы по делам         
национальностей, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".                                       
                                                                                
Олег Николаевич, вы в своем выступлении сказали, что педагоги воскресных школ   
тоже должны попадать в эту категорию, педагоги православных школ, религиозных   
образовательных организаций и так далее, и так далее, но, насколько я знаю, в   
воскресных школах педагоги работают без зарплаты.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Депутату Смолину включите микрофон.                       
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемый Ильдар Ирекович, извините, но вы не очень внимательно    
меня слушали. Я про воскресные школы точно ничего не говорил, я говорил про     
школы, в частности православные, которые реализуют полноценные                  
образовательные программы с некоторыми дополнениями, связанными с               
особенностями мировоззрения учеников и педагогов.                               
                                                                                
Кстати, пользуясь случаем, хочу заметить, уважаемая Ольга Ивановна, что         
никогда мы не признавали этот вопрос урегулированным, иначе мы и законопроект   
не вносили бы. Мнение, что формально вопрос урегулирован, не имеет отношения    
к действительности, поскольку продолжают обращаться люди, педагогические        
работники, в отношении которых ещё недавно судами признавалось их право на      
досрочную пенсию, а теперь не признаётся из-за изменения названия, а название   
ведь поменяли не сами, а потому, что этого требует закон "Об образовании...".   
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо.                                                  
                                                                                
Ганзя Вера Анатольевна.                                                         
                                                                                
ГАНЗЯ В. А., фракция КПРФ.                                                      
                                                                                
Вопрос Ольге Ивановне.                                                          
                                                                                
Уважаемая Ольга Ивановна, я работала в школе, и у меня в трудовой книжке было   
записано: организатор внеклассной работы; три года я работала на этой           
должности, и эти три года у меня просто вылетели из стажа, и я не получала      
эту пенсию. Чисто бюрократический момент, потому что я занималась той же        
педагогической деятельностью, и точно так же есть тысячи других людей,          
педагогов, которые занимаются педагогической деятельностью, тем более что       
уставы мы меняем постоянно, и названия в этих уставах тоже меняются             
постоянно. Теперь получается, что из-за каких-то бюрократических моментов       
люди оказываются просто, так скажем, за бортом, не имеют тех льгот, которые     
они по праву должны иметь.                                                      
                                                                                
Вот вы говорите, что это урегулировано, а я знаю, что есть масса решений        
судов, которые признают, что это была педагогическая деятельность, не важно,    
в какой организации человек работал.                                            
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Включите микрофон.                                        
                                                                                
ПАВЛОВА О. И. Я могу ответить на этот вопрос. Сегодня существует несколько      
нормативных правовых подзаконных актов: во-первых, это постановление            
правительства, в 13-м пункте правил там говорится, что в педагогический стаж    
зачисляются все периоды работы людей на соответствующих должностях в            
структурах, подразделениях всех организаций, независимо от формы организации,   
есть они в этих списках или нет; во-вторых, два приказа Минтруда об             
установлении тождественности профессиональной деятельности, которые, кстати,    
вышли в 2015 году. И я думаю, что инициатива наших коллег действительно         
стимулировала Минтруд к выпуску этих приказов, но решение урегулировать         
вопрос на уровне подзаконных актов диктуется принципом экономии нормы,          
понимаете? Пенсионные права формируются у человека на протяжении десятков       
лет, и, если мы постоянно будем менять пенсионное законодательство, будут       
меняться и требования к бумагам, к оформлению пенсий, и вот это как раз и       
будет создавать почву для споров и недоразумений.                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Ольга Ивановна, присаживайтесь.                  
                                                                                
Коллеги, будут ли желающие выступить? Нет.                                      
                                                                                
Олег Николаевич, заключительное слово, пожалуйста.                              
                                                                                
Депутату Смолину включите микрофон.                                             
                                                                                
СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, при всём уважении к профильному комитету, я     
хотел бы заметить, что в его заключении содержится одно удивительное            
противоречие: с одной стороны, нам говорят, что вопрос урегулирован             
подзаконными актами, а с другой стороны - что принятие закона потребует         
дополнительных расходов из Пенсионного фонда. Вообще, надо выбрать что-нибудь   
одно - либо "всё урегулировано", либо "потребуются дополнительные расходы".     
                                                                                
К сожалению, коллеги, расходы действительно потребуются - по нашим оценкам,     
это около 1,5 миллиарда рублей в год. Мне представляется, что это небольшая     
цена за то, чтобы педагогам, скажем так, не самого молодого возраста            
создавались нормальные условия для работы, чтобы педагог вёл не 32 часа, не     
35 часов, как это сейчас бывает, а нормально работал с детьми, на одну          
ставку, скажем, 18 часов, и при этом имел возможность сохранить достойный       
уровень жизни.                                                                  
                                                                                
Я просто хочу напомнить, уважаемые коллеги, что совсем недавно Россия только    
банкам выделила 927 миллиардов рублей, причём, по мнению банкира Александра     
Лебедева, недавно прозвучавшему в российских средствах массовой информации,     
российские банки - те самые, которые санируются, - вывели только за последнее   
время порядка 150 миллиардов долларов из Российской Федерации. Я хочу           
напомнить также, что мы совсем недавно приняли решение, которым 829             
миллиардов в этом году отправили на снижение дефицита бюджета, хотя дефицит     
бюджета в Российской Федерации, слава богу, и без того один из самых низких в   
мире. Поэтому мы думаем, что, к сожалению, а) вопрос не урегулирован и б)       
затраты на его решение очень и очень небольшие по сравнению с теми, в           
отношении которых принимает решения Государственная Дума.                       
                                                                                
Прошу поддержать.                                                               
                                                                                
ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Олег Николаевич.                                 
                                                                                
Ольга Ивановна, будете выступать с заключительным словом? Нет.                  
                                                                                
Ставлю законопроект на голосование.                                             
                                                                                
Включите режим голосования.                                                     
                                                                                
Покажите результаты.                                                            
                                                                                
               РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 19 мин. 05 сек.)                 
Проголосовало за               98 чел.21,8 %                                    
Проголосовало против            1 чел.0,2 %                                     
Воздержалось                    0 чел.0,0 %                                     
Голосовало                     99 чел.                                          
Не голосовало                 351 чел.78,0 %                                    
Результат: не принято                                                           
                                                                                
Законопроект отклоняется.