Заседание № 246
О проекте федерального закона № 676756-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" (в части обеспечения за счёт средств федерального бюджета жильём инвалидов боевых действий, ветеранов боевых действий, членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий независимо от даты постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях).
Рассмотрение законопроекта в первом чтении
Коллеги, далее мы рассматриваем два альтернативных законопроекта с одинаковым названием - "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах". По законопроекту под пунктом 16.1 доклад сделает Михаил Викторович Щапов. Название я сказал. ЩАПОВ М. В., фракция КПРФ. Уважаемый Иван Иванович, уважаемые коллеги! Представляю вам законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", в котором предлагается уравнять в правах ветеранов боевых действий, которые встали в очередь на жильё после 1 января 2005 года, с теми, кто это сделал до 2005 года. Сейчас, на мой взгляд, в нашем законодательстве существует серьёзная проблема. Есть ветераны боевых действий - это люди, которые выполняли боевые задачи на территории нашей страны и за её пределами с риском для здоровья и жизни, многие из них получили ранения; это люди, которые рисковали своей жизнью ради нас, ради нашей страны, а в ответ страна обещала им определённые льготы, и одна из льгот - обеспечение бесплатным жильём. Это правильная мера, потому что, пока человек служит Родине, у него нет возможности строить карьеру, зарабатывать деньги, решать вопросы с ипотекой - он полностью сосредоточен на исполнении своего долга, ему не до решения бытовых проблем. Поэтому логично, что страна в благодарность за службу выделяет таким людям жилую площадь, но проблема в том, что по закону право на жильё имеют только те, кто встал в очередь для его получения до 1 января 2005 года, ведь это несправедливо. Те, кто встал в очередь до 1 января 2005 года, ничем не отличаются от тех, кто выполнил свой долг и встал на учёт позже. Многие просто не знают об этой норме и не встают на учёт. Вот типичная история такого ветерана, рассказанная в одном из обращений ко мне, как к депутату. Ветерана зовут Сергей. В 2003 году он участвовал в боевых действиях, есть удостоверение. О возможности получения жилья не знал, в военкомате при выдаче удостоверения ему ничего не сказали, поэтому в очередь он встал только в 2007 году. В итоге получил участок земли по программе для молодых семей, но, чтобы построить дом, денег нет. Сейчас Сергей, его жена и двое малолетних детей живут в своей квартире площадью 40 квадратных метров, купленной в ипотеку. И таких обращений у меня десятки. Люди были участниками боевых действий, они исполнили свой долг, а теперь вынуждены жить на съёмных квартирах - это неправильно! Самое главное, граждан, которые встали на учёт после 1 января 2005 года, не так много - около 44 тысяч человек. Чтобы выдать квартиры всем нуждающимся, нужно примерно 30 миллиардов рублей - это не такие огромные средства в масштабах страны, тем более что их можно выделять постепенно, в течение трёх-четырёх лет. Я внёс законопроект, который полностью снимает указанное ограничение: тот, кто выполнял свой долг, участвовал в боевых действиях, должен иметь возможность встать в очередь на получение квартиры по закону "О ветеранах" в любое время - никаких ограничений быть не должно. Это простая инициатива, но крайне важная для тысяч ребят, которые честно служили своей стране и имеют право на получение жилья. Более того, эта инициатива важна для будущего нашей страны. Я очень надеюсь, что России больше никогда не придётся столкнуться с конфликтами, подобными чеченским войнам или войне в Афганистане, но если, не дай бог, это произойдёт, военнослужащие, которые поедут в зону боевых действий, должны понимать, что страна не бросит их и предоставит им все положенные льготы. Дело тут не в деньгах или в квадратных метрах, а в принципах: нельзя обманывать тех, кого страна отправляет воевать, нужно перестать жульничать уже сейчас и начать с того, что уравнять признанных ветеранов боевых действий в праве на получение жилой площади. Отмечу, что данные полномочия хоть и финансируются из федерального бюджета, переданы для исполнения региональным властям. Люди обращаются к главам муниципалитетов, губернаторам, но те ничего не могут сделать, так как необходимо менять федеральное законодательство. В результате негатив от граждан идёт на региональные и местные органы власти, хотя исправить ситуацию у них нет возможности. Также хочу отметить, что само право на получение жилого помещения вызывает много вопросов. По закону ветеран боевых действий имеет право на получение всего 18 квадратных метров жилья. Что это за формат жилья - комната в общежитии? Чтобы купить полноценную квартиру, ветерану всё равно придётся изыскивать средства. Для сравнения: гражданин, просто отслуживший определённое время во французском Иностранном легионе, получает пожизненную пенсию от 2,5 до 3 тысяч евро, и этих денег во Франции хватает на то, чтобы снимать квартиру, платить все коммунальные платежи и обеспечивать себе достойный уровень жизни. Наше же правительство экономит на ребятах, которые участвовали в боевых действиях, защищали страну и имеют право на льготы. Относительно замечания правительства: меня очень удивило, что правительство не согласно с моим законопроектом, - внимание! - потому что не выполнило до сих пор обязательства перед ветеранами, которые встали на учёт до 2005 года, то есть за 15 лет не все ветераны боевых действий, вставшие на учёт, получили жилую площадь. Это постыдный результат работы, который дискредитирует всю систему государственной власти в глазах наших граждан, и это серьёзный повод задать правительству вопрос об эффективности его работы! Представленный же законопроект предлагаю поддержать. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Михаил Викторович. По законопроекту "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" под пунктом 16.2 выступит Александр Николаевич Шерин. Пожалуйста. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, я обращаюсь к вам, как к депутатам Государственной Думы, которые представляют своих избирателей. Вы уважаемые люди в своих округах, регионах, профессионалы в своей сфере деятельности. Я знаю, что каждый из вас поставил перед собой задачу оставить свой след в истории в течение этого срока полномочий, этого созыва, пяти лет. Граждане очень многих категорий нуждаются в нашей защите и поддержке, но здесь вопрос заключается в том, какие приоритеты у государства. Да, действительно, Российская Федерация - одна из самых воюющих стран, но не потому, что мы агрессоры, а потому, что нам периодически приходится доказывать, что мы имеем право на эту территорию, мы имеем право на независимость, мы имеем право пользоваться своими недрами, и для этого нам приходится использовать Вооружённые Силы Российской Федерации, как в своё время и Советского Союза, в том числе за пределами нашего государства. Накануне годовщины вывода войск из Афганистана я посещал одного из ветеранов-"афганцев", члена ЛДПР, в Ермишинском районе Рязанской области, был у него дома. Он мне сказал, что квартиру ему предоставило государство через полгода после того, как он уволился из Вооружённых Сил, где проходил срочную службу, то есть через полгода после возвращения из Афганистана он получил жильё. Ну, тогда у государства, видимо, на такие цели деньги были... Сейчас я хочу рассказать вам о своей законодательной инициативе, об этом меня просили практически во всех субъектах Российской Федерации ветеранские организации. Перед тем как вносить законопроект, я направил письма в организации ветеранов войны в Афганистане, Союз десантников России, "Боевое братство", и они дали перечень вопросов, которые, на их взгляд, не решены, которые необходимо решать. И среди вопросов как раз таки был вопрос об обеспечении жильём ветеранов боевых действий, но не всех ветеранов боевых действий, а только признанных нуждающимися в обеспечении жильём. Уважаемые коллеги, я просто хотел бы привести вам норму закона, в соответствии с которой мы обязаны это сделать, - это статья 23.2 "Обеспечение мер социальной поддержки ветеранов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению их жильём". Что здесь говорится о ветеранах боевых действий? Членов семей погибших (умерших) инвалидов боевых действий и ветеранов боевых действий, членов семей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и так далее (идёт перечень) мы обязаны обеспечивать жильём за счёт бюджетов соответствующих уровней. Но эта категория почему-то разделена на две части: одна часть ветеранов боевых действий, которые встали в очередь до 1 января 2005 года, должна обеспечиваться жильём за счёт федерального бюджета, а те ветераны боевых действий, которые встали в очередь после 1 января 2005 года, почему-то должны обеспечиваться жильём за счёт региональных бюджетов. Правда, ни та, ни другая очередь не продвигается. Что я предлагаю в своём законопроекте? Во-первых, объединить эти очереди в одну, чтобы обеспечение жильём было обязательством исключительно Российской Федерации, то есть осуществлялось за счёт федерального бюджета. И самое важное, коллеги, обозначить срок - пять лет. Я указал сумму, которая на это потребуется, это 46 миллиардов 540 миллионов рублей, если распределить её на пять лет, то получится чуть более 9 миллиардов рублей в год. Мы должны чётко понимать, что человек, который в соответствии с законодательством признан нуждающимся, в какой бы очереди он ни стоял, должен представлять себе хоть какие-то реальные сроки. Если кому-то не нравится пятилетний срок, я готов его пересмотреть ко второму чтению, поправкой изменить на семь лет, но человек должен понимать, что, если он признан нуждающимся в жилье как ветеран боевых действий... А самое, наверное, позорное для нас - это то, что в этой очереди стоят и семьи погибших ветеранов боевых действий. Я хочу вам привести пример, как к этому вопросу относятся некоторые главы субъектов. Я направлял письмо исполнявшему тогда обязанности главы администрации - сейчас он глава администрации Липецкой области - Артамонову Игорю Георгиевичу, в котором писал, что нужно 22 миллиона рублей, для того чтобы ликвидировать в Липецкой области очередь ветеранов боевых действий, образовавшуюся с 1 января 2005 года. Мне ответили, что средства на это будут изыскиваться. И параллельно Сбербанк дарит 127 миллионов рублей на реставрацию "Быханова сада". То есть приоритеты расставлены так, чтобы перед выборами провести какие-то масштабные "красивые" стройки, на это есть больше 100 миллионов рублей, а когда речь идёт о ветеранах боевых действий, которые годами стоят в очереди, то денег почему-то не находится! Если вы будете говорить, что в бюджете нашей страны на это нет средств, то напомню, коллеги, что бюджет 2018 года планировался как дефицитный, а в итоге оказался профицитным, излишки составили 2 триллиона 741 миллиард рублей. Повторяю: 2 триллиона 700 миллиардов! Пять самых крупных нефтяных компании получили по итогам 2018 года сверхдоходы - 1 триллион 400 миллиардов рублей, а Минфин в этом году вышел с предложением увеличить объём компенсаций, которые мы платим из бюджета Российской Федерации нефтяным компаниям, добывающим нефть на территории России, за то, что они из нашей же нефти изготовленный бензин на наших же заправках будут продавать по фиксированной цене. За первое полугодие 2019 года объём этих компенсаций составил 50 миллиардов рублей, а в 2020 году нефтяным компаниям из бюджета планируется компенсировать 90 миллиардов рублей. Когда же я говорю о выделении 46 миллиардов рублей для тех людей, ценой жизни и здоровья которых эти товарищи имеют возможность свободно добывать нефть из наших недр, нам отвечают: "Слушайте, денег нет в бюджете Российской Федерации, потерпите, подождите". Эти аргументы несостоятельны: деньги есть в бюджете страны. И есть люди, которые стоят в очереди, - давайте определимся с нашими приоритетами! Повторю, это не все ветераны боевых действий, а только те, кто признан нуждающимся. Более того, те, кто находится в очереди с 1 января 2005 года, стоят в общей очереди как малоимущие. То есть человек, который служил в нашей армии, рисковал жизнью, потерял здоровье и теперь документально подтвердил, что он малоимущий, поставлен в очередь, которая десятилетиями не продвигается! Мы сейчас услышим массу аргументов, почему это нельзя сделать. Но как только нужно поддержать тех, кто попал под санкции, освободить их от налогов, - в нашем зале это проходит на ура. Когда речь идёт о ветеранах боевых действий, о членах семей погибших ветеранов, признанных нуждающимися в жилье, я думаю, наша страна может найти средства в размере 9,5 миллиарда рублей в год и решить эту проблему раз и навсегда. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Александр Николаевич. С содокладом от Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов выступает Владимир Иванович Мельник. МЕЛЬНИК В. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, уважаемые депутаты! Хочу сообщить, что в 2004 году произошло разграничение полномочий между федеральными и региональными властями, поэтому граждане Российской Федерации из числа ветеранов боевых действий, которые встали на учёт после 1 января 2005 года, - обеспечиваются жильём за счёт региональных бюджетов, а граждане, которые стояли на учёте до 1 января 2005 года, за счёт федерального бюджета. Разграничение коснулось не только ветеранов боевых действий, но и некоторых категорий инвалидов, детей-сирот и других категорий ветеранов. Комитет отмечает, что отнесение к полномочиям субъектов Российской Федерации в сфере совместного ведения обеспечения мерами социальной поддержки определённой категории граждан не освобождает Российскую Федерацию от обязанности гарантировать надлежащее осуществление субъектами Российской Федерации указанных полномочий, в том числе предусмотреть им необходимое финансовое обеспечение при регулировании межбюджетных отношений, исходя из того, что достигнутый уровень защиты прав указанных лиц, гарантии их социальной защищённости не должны снижаться, это определил Конституционный Суд Российской Федерации 1 декабря 2005 года. У комитета есть опасения, что объединение граждан в одну очередь увеличит время ожидания получения жилья. Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту под пунктом 16.2 на его реализацию потребуются дополнительные бюджетные ассигнования из федерального бюджета в размере 46 миллиардов рублей из расчёта на 66 661 человека (это 18 159 человек, вставших на учёт до 1 января 2005 года, и 48 502 человека, вставших на учёт после 1 января 2005 года). При этом в нарушение положений статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации законопроекты не содержат норм, определяющих источники финансового обеспечения дополнительных расходов федерального бюджета в связи с их принятием, что может привести к непредсказуемому по длительности периоду ожидания гражданами, относящимися к указанным категориям, обеспечения их жильём, в том числе путём предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения. В законе о бюджете определён объём бюджетных ассигнований на эти цели на 2019, 2020 и 2021 годы - по 2 миллиарда рублей ежегодно. При этом на 2019 год нужно 13,4 миллиарда рублей, на 2020 год - 11,4 миллиарда, а на 2021 год - 9,5 миллиарда. При текущем финансировании потребуется шесть лет для обеспечения жильём ветеранов. Авторы же, как я уже сказал, не указали необходимых источников финансирования. Правительство Российской Федерации законопроекты не поддерживает. Комитеты Совета Федерации по социальной политике, по обороне и безопасности, а также по бюджету и финансовым рынкам законопроекты не поддерживают. Счётная палата Российской Федерации законопроекты не поддерживает. Комитет не поддерживает данные законопроекты и рекомендует Государственной Думе отклонить их при рассмотрении в первом чтении. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Владимир Иванович. Коллеги, будут ли вопросы? Включите режим записи на вопросы. Покажите список. Смолин Олег Николаевич. СМОЛИН О. Н., фракция КПРФ. Уважаемый Владимир Иванович, вы сказали, что комитет обеспокоен, как бы объединение в одну очередь не ухудшило ситуацию. Я хочу понять (если у комитета есть такие данные), где очередь движется быстрее - в регионах или на федеральном уровне? Это первый вопрос. И второй вопрос, который мы слышали постоянно, когда принимался печально известный закон о монетизации в 2004 году: а что, ветераны боевых действий защищали Рязанскую область, или Омскую, или Московскую, или какую-то другую либо всё-таки они выполняли задание, которое давала им страна? МЕЛЬНИК В. И. По порядку движения очереди у меня данных нет, не могу сказать, где она движется быстрее, но если две разные очереди и разное количество людей объединить в одну очередь, то, безусловно, время получения жилья при сохранении такого финансирования увеличится. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. По второй части вопроса. МЕЛЬНИК В. И. А я вторую часть немножко не понял. Можно повторить, о чём речь? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Олег Николаевич, пожалуйста. СМОЛИН О. Н. Я повторяю вторую часть вопроса. Печально известный закон о монетизации разделил людей на тех, кому оказывается помощь за счёт федерального бюджета, и тех, кому социальные гарантии предоставляются за счёт субъектов Российской Федерации, при этом, скажем, труженики тыла попали на субъекты Российской Федерации, ровно так же, как и часть военнослужащих. У нас вопрос с точки зрения логики: какой логикой руководствуется законодатель? Разве военнослужащие защищали конкретную область - Рязанскую, Омскую, Московскую - или они всё-таки выполняли задание страны? МЕЛЬНИК В. И. Разграничение произошло в 2004 году. Наверное, тем, кто принимал такое решение, надо задавать этот вопрос, а не мне. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Гартунг Валерий Карлович. ГАРТУНГ В. К. У меня к Владимиру Ивановичу вопрос. Так всё-таки, как вы считаете, деньги, которые требуются для исполнения этих законов, посильны для федерального бюджета или нет? В чём проблема-то? Почему мы при 5 триллионах рублей профицита, больше 5 триллионов, не можем доли процента выделить на решение важной социальной проблемы людей, которые защищали страну? МЕЛЬНИК В. И. Подобный законопроект уже рассматривался нашим комитетом, и Государственная Дума его отклонила. Приходил также Франц Адамович Клинцевич с этим вопросом в комитет. Выделенных средств недостаточно - почему так происходит, я не могу сказать, может быть, Министерство финансов ответит на этот вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Черкасов Кирилл Игоревич. ЧЕРКАСОВ К. И., фракция ЛДПР. Владимир Иванович, по результатам работы в регионах, встреч с ветеранскими организациями, с советом родителей военнослужащих мы очень часто просто приходим в региональные минфины и спрашиваем, когда будут выделены деньги для того, чтобы решить вопрос очереди, и сколько времени потребуется. И знаете, ответы прямо противоречат вашим, потому что вы говорите о том, что принятие данного закона увеличит очередь на получение жилья, а мы считаем, что в некоторых субъектах, по данным минфинов, эта очередь будет двигаться более 10, более 15 лет, то есть люди получат намного позже, чем по вашему обоснованию. Так в чём же логика тогда ваша сейчас? МЕЛЬНИК В. И. Мне кажется, логика простая: чем больше людей будет в одной очереди, если две очереди, которые существуют, сливаются в одну, тем, понятно, больше будет время при сохранении такого же финансирования. Дело тут, на мой взгляд, не в законе, а именно в финансировании. Ведь и по действующему закону тоже все военнослужащие имеют право на получение жилья - по-моему, в 98-м году, ну, в 90-х годах такой закон был принят, - и все имеют право и из регионального бюджета получить, и из федерального бюджета, все имеют на это право. Просто в тех далёких 90-х годах приняли такой же закон, как сейчас хотят принять, без финансового обеспечения, поэтому он не исполняется. Если мы сейчас этот закон примем, то опять обманем своих избирателей: мы дадим надежду, а инструмента реализации не дадим, поэтому комитет рекомендует отклонить данные законопроекты. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Коломейцев Николай Васильевич. КОЛОМЕЙЦЕВ Н. В., фракция КПРФ. Ну, с моей точки зрения, это ваше заблуждение, Владимир Иванович. Почему? Ну, профицит бюджета, ФНБ - это разве "нет денег"? Но у меня другой вопрос: а в чём альтернативность? С моей точки зрения, это совершенно, скажем, одинаковые законопроекты, с одинаковой концепцией решения проблемы. Вот не решается вопрос движения очереди, а люди предлагают механизм, как сдвинуть эту очередь и исключить её в перспективе. Мне вообще непонятно, почему они альтернативные. МЕЛЬНИК В. И. Люди, опять же, предлагают двигать без денег: они не указали источники финансирования... Вы говорите о профиците - я мало что понимаю в финансах, в бюджете, но, мне кажется, здесь, в этом зале, в осеннюю сессию профицит бюджета выступавшие от оппозиционных фракций уже раз десять поделили, по-моему. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Арефьев Николай Васильевич. АРЕФЬЕВ Н. В., фракция КПРФ. У меня вопрос к Александру Николаевичу Шерину. Я понимаю, что закон не будет принят, но всё-таки вопрос такой. Вот закон "О ветеранах" разрабатывался для участников Великой Отечественной войны. Но статус участников боевых действий несколько изменился во время чеченской войны: участниками этой войны и боевых действий были граждане Российской Федерации, но одни воевали в бандформированиях, в террористических группах, а другие - в народном ополчении, в армии, в милиции и в ФСБ. Вот не считаете ли вы нужным всё-таки уточнить, на кого же будет распространяться действие этого закона? ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Александру Николаевичу Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Я уточняю: его действие распространяется на тех, о ком уже чётко и ясно сказано в законе "О ветеранах". В законопроекте есть категория, и она описана, эта категория чётко и ясно описана - речь идёт только о том, что есть люди, вставшие на учёт до 1 января 2005 года, и люди, вставшие на учёт после 1 января 2005 года, и ни там ни там очередь особо не продвигается, поэтому тут уже законодатель конкретизировал, о какой категории идёт речь. Вопрос заключается в том, чтобы обязать государство, которое взяло на себя обязательства, прописало их в законе и, так сказать, обмануло людей, выполнить эти обязательства за счёт исключительно федеральных средств и в течение не более пяти лет, потому что те, кто будет возвращаться сейчас из Сирии, тоже в перспективе под этот закон подпадут, и понятно, каким образом они... сколько десятилетий они в этой очереди могут простоять. Те, кто находился в бандформированиях, под этот закон не подпадают, надеюсь, их уже в живых нет. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Спасибо, Владимир Иванович. Присаживайтесь. Коллеги, будут ли желающие выступить? Включите режим записи на выступления. Покажите список. Шесть записавшихся, коллеги: трое - фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ", остальные - фракции КПРФ, "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и ЛДПР. Я обращаюсь к фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ": трое выступающих от фракции - может быть, найдёте какое-нибудь иное решение? Хованская Галина Петровна. Нет возражений, коллеги, если от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" выступит Галина Петровна Хованская? Нет, не сразу, Галина Петровна. Сначала по ведению - депутат Селимханов Магомед Саламович. СЕЛИМХАНОВ М. С., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Иван Иванович, прошу вас сделать замечание по поводу того, что уже несколько раз здесь прозвучало "чеченская война". Не было чеченской войны, была борьба с международным терроризмом на территории Чеченской Республики. Хвала Всевышнему, народ Чеченской Республики вместе с Вооружёнными Силами Российской Федерации победил, и полностью был решён вопрос. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо, Магомед Саламович. Коллеги, я прошу это учесть, но сейчас дискуссию по этому поводу не открывать. Пожалуйста, от фракции "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ" - Хованская Галина Петровна. ХОВАНСКАЯ Г. П., председатель Комитета Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству, фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ". Уважаемые коллеги, мне часто бывает очень неловко ставить свою подпись под заключениями комитета. Обращаю ваше внимание на то, что сейчас я выступаю от фракции, так что чувствую себя гораздо свободнее в выражении мнения и позиции, но даже комитет написал в заключениях на законопроекты под пунктами 16.1 и 16.2, что не возражает против предлагаемых изменений. Но опять ссылки на Бюджетный кодекс. Понятно, да? Тут как бы так... Вот очень правильный вопрос задал Смолин Олег Николаевич, он, так же как и я, присутствовал тогда в августе, когда нас отозвали из отпусков и шёл закон о монетизации льгот, когда действительно людей разделили на хороших и плохих, на белых и чёрных, на тех, кто имеет право, и тех, кто такого права лишён. Вот скажите, пожалуйста, почему никто не пошёл в Конституционный Суд? Ведь эта категория одна и та же, в сходных обстоятельствах. Что касается инвалидов войны, в своё время мне удалось помочь инвалиду приватизировать квартиру на том основании, что был поставлен порог, и всё. Коллеги, давайте подумаем, может быть, мы обратимся в Конституционный Суд? Потому что, если говорить вот о таких категориях, особенно когда человек уже инвалид, когда он не сможет вернуться на службу, не сможет зарабатывать... А когда речь идёт о семьях погибших, это святое дело, это обязанность государства: государство отправляло, государство гарантировало, что всё будет хорошо, что он вернётся, что его семья всегда будет обеспечена в случае самой трагической ситуации. Что я хочу сказать? Вот моё радикальное предложение: давайте обратимся в Конституционный Суд! А разговоры насчёт того, что кто-то в Рязанской или какой-то ещё области обеспечит этих людей... Они чувствуют себя униженными, потому что честно выполняли свой долг, бросались под пули - и получили инвалидность. А уж про семьи погибших я вообще молчу, не говорю об этом - это страшная история, это очень страшная история! И цинизм, с каким нам говорят: вот этим, которые были приняты на учёт до 1 января 2005 года, а остальным всем... А мы прекрасно знаем, как в жилищном законодательстве: для начала нужно быть малоимущим, не дай бог, на тысячу рублей больше - и всё, ты лишён этого права. Слушайте, ну это очень циничная позиция, я не знаю чья, не знаю, "кто шил пиджак", мы с вами не можем точно показать пальцем, но это позор, позор! Я не буду больше тратить время, вы мою позицию поняли. Я считаю, что эту категорию надо обеспечивать только на федеральном уровне. Кто посылает, кто обещает, тот и должен выполнять! А уже наша с вами задача - найти эти деньги и этих людей обеспечить, чтобы вдовы не плакали и чтобы дети-сироты были обеспечены. Спасибо за внимание. Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Смолин, пожалуйста. Коллеги, договаривались, что по одному человеку выступит от фракции. СМОЛИН О. Н. Уважаемые коллеги, я постараюсь быть кратким и остановлюсь только на некоторых аргументах, которые мы здесь услышали. Первое, в чём я согласен с уважаемым комитетом и Владимиром Ивановичем. Действительно, спрашивать надо с тех, кто принимал закон 2004 года. Напоминаю: этот закон либо отменил, либо уменьшил социальные гарантии, по оценкам, для 103 миллионов граждан. Я очень хорошо помню, как он принимался. Извините, коллеги, но совершенно точно известно, кто за него голосовал, - откройте результаты: фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ" и немножко фракция ЛДПР. До сих пор мы расхлёбываем последствия принятия этого закона не только по части ветеранов, в том числе боевых действий, но и по многим другим позициям. Второе, в чём я не согласен. Конечно, я не согласен с логикой, которую мы здесь услышали, мне это напомнило старую грустную шутку про три книги. На столе лежат три книги - одна совсем тоненькая, написано: "Логика. Учебник", вторая потолще, написано: "Женская логика. Том 1", а третья, самая толстая, называется "Бюрократическая логика. Введение в том 1". Коллеги, ну, конечно, одна очередь длиннее, чем две, мы понимаем, только одна очередь будет к колодцу, переполненному водой, а другая очередь будет к пустому ведру - вот вам и вся разница! Нам говорят, что мы уже несколько раз поделили профицит бюджета и стабилизационный... Фонд национального благосостояния. Но я хотел бы спросить, а чьё благосостояние улучшилось от наличия этого фонда? Я что-то не заметил улучшений! Мало того, я здесь цитировал уже экономическую науку, академика Аганбегяна, который совершенно уверен в том, что профицитный бюджет и стабилизационный фонд при стагнирующей экономике и шестой год подряд падающем жизненном уровне - это, извините, экономический и социальный абсурд. И мы будем про это спрашивать, коллеги, сколько бы раз вы нас в этом ни обвиняли. Не будет экономического роста, пока вы не начнёте давать деньги людям, - это не мы утверждаем, экономическая наука это утверждает. И далее. Уважаемые коллеги, нам говорят, что если давать деньги людям, то будет расти инфляция. Но в данном случае речь идёт о жилье - обеспечение жильём не вызывает увеличения инфляции, более того, это вызывает мультипликативный эффект, который как воздух необходим, в том числе для того, чтобы решить главную задачу, поставленную президентом. Какова главная задача? Экономический прорыв. Не будет экономического прорыва, если мы не будем помогать людям, уважаемые коллеги. Поэтому и с точки зрения социальной справедливости, и с точки зрения моральных обязательств перед страной, и с точки зрения экономического развития надо поддержать этот законопроект, а затем во втором чтении смотреть, как его реализовывать - может быть, поэтапно, - в каком именно виде, но концепция абсолютно правильная: эти люди выполняли задание страны, а не защищали Рязанскую или Московскую область. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Рыжак Николай Иванович. РЫЖАК Н. И. Александр Дмитриевич, я постараюсь не злоупотреблять, буквально три минуты. Выступаю не для того, чтобы покрасоваться на трибуне, - буквально вчера у меня была встреча с ветеранами органов безопасности. Терпеливые люди: некоторые преклонного возраста, раненые, с увечьями, распались семьи - до сих пор не имеют своих квартир. Нет будущего у страны, если мы вот эту категорию не обеспечим, не выполним свой священный долг! Я приведу две цифры: профицит достигает 5 триллионов, а для этого нужно всего 46 миллиардов - посчитайте, какой процент. Известна информация, уже заявили о том, что в соответствии с правительственным планированием с 2020 года государственным чиновникам высокого ранга будут выделяться соответствующие деньги на приобретение жилья, причём вторичного жилья, необязательно первичного, и уже нашлись деньги. Ну что же мы делаем?! Мы сами формируем вот этот протестный потенциал, причём у какой категории? У той, которая первая отстаивает интересы государства и умирает за интересы государства, порою за границей России! Галина Петровна, вы правильно ставите вопрос, это действительно аморально. Я думаю, если мы возвысим свой голос... И Олег Николаевич очень эмоционально, но очень доходчиво говорил, что нельзя на эту чашу весов... то есть, понимаете, это нельзя какими бы то ни было деньгами оправдать. Поэтому обращение в Конституционный Суд было бы правильным нашим решением, давайте возвысим свой голос. Давайте почувствуем ситуацию: ну не можем мы воспитывать защитников, если таким образом будем относиться к ним, к их судьбам, к их семьям! Благодарю за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Павлова Ольга Ивановна. ПАВЛОВА О. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ". Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые коллеги! Безусловно, я полностью согласна со всеми выступившими до меня - и с докладчиками, и с Галиной Петровной, и с Олегом Николаевичем. Да, обозначенная в данном законопроекте проблема обеспечения жильём ветеранов боевых действий, безусловно, сейчас актуальна, и эту проблему нужно решать, потому что эти люди находятся в особых отношениях с государством, у них действительно особый статус. Однако дата постановки на учёт - и докладчики об этом уже сказали - не изменила ни в одну, ни в другую сторону, не уменьшила объёма социальных гарантий, очередь не двигается как на региональном уровне, так и на федеральном уровне, и разница только в механизме обеспечения жильём. Решение вопроса о том, за счёт бюджета какого уровня это будет реализовано, не уменьшает очереди на предоставление жилья. Я думаю и мы все, уважаемые коллеги, считаем, что проблема, конечно, не в этом, проблема в том, что наши регионы имеют недостаточный объём жилищного фонда. И этот объём настолько недостаточен, что мы сейчас с трудом переселяем людей из аварийного жилья. Есть категория людей, страдающих тяжёлыми формами заболеваний, которым по законам Российской Федерации жильё должно предоставляться в первоочередном порядке, и только при поддержке Президента Российской Федерации, правительства, на основании государственных программ мы реализуем эти мероприятия. Посмотрите, с каким трудом обеспечиваются жильём люди, попавшие в тяжёлые жизненные, чрезвычайные ситуации. В таких непростых условиях, конечно, механизм, предложенный в данных законодательных инициативах, нам представляется бесперспективным и даже безответственным, это может привести к нарушению прав иных категорий граждан, которые тоже нуждаются в жилье безотлагательно. Уважаемые коллеги, это вопрос, конечно, серьёзный, и он требует комплексного, всестороннего рассмотрения. Подобного рода проект должен предполагать жёсткие меры контроля финансовыми органами, Счётной палатой и депутатами Государственной Думы в рамках своего, депутатского контроля. Может быть, уважаемые коллеги, в этом ключе нам всем вместе нужно поработать? А данные законодательные инициативы мы не можем поддержать. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Пиляев Иван Сергеевич. ПИЛЯЕВ И. С., фракция ЛДПР. Уважаемые коллеги, данный закон нуждается в принятии, потому что ветераны боевых действий в России - это не только участники Великой Отечественной войны, но и участники любых других вооружённых конфликтов, в которых принимали участие Советский Союз или современная Россия. Однако для того, чтобы реализовать своё право и получить от государства жильё, ветеранам необходимо приложить немало усилий, и то все эти действия являются обоснованными, если ветеран боевых действий был принят на жилищный учёт до 2005 года. Если же он встал на учёт как нуждающийся в жилье после 1 января 2005 года, то улучшение жилищных условий будет возможно только при участии органов местного самоуправления. Если у таких органов есть возможность предоставить жильё ветеранам из муниципального жилищного фонда, жилые помещения должны быть предоставлены всем гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях и имеющим право на льготное получение жилья, а также тем гражданам, которые решением органов местного самоуправления в порядке исполнения норм статей 14 и 49 Жилищного кодекса Российской Федерации признаны малоимущими. К сожалению, с 1 января 2005 года льготная очередь для получения квартир ветеранами боевых действий была отменена. Встав на жилищный учёт после этой даты, они могут рассчитывать на получение жилья только в порядке живой очереди. Это несправедливо, поэтому данные изменения, направленные на устранение противоречий, нуждаются в принятии. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Спасибо. Представитель президента желает выступить? Правительства? Нет. Докладчик? Пожалуйста, Шерину включите микрофон. ШЕРИН А. Н. Уважаемые коллеги, здесь представитель комитета сказал о том, что потребуется шесть лет, я в законопроекте указал пять лет, но потом в своём выступлении подчеркнул, что готов изменить срок на семь лет. В чём препона? Что мы копья ломаем? Я партии власти подсказываю: социальная обстановка в стране, как видите, нестабильная, люди периодически выходят на улицу, их бьют дубинками, если они нарушают закон. Ветеранов боевых действий, мужиков, которые прошли горячие точки, 1 миллион 400 тысяч. Вы хотя бы им покажите... Государство все вопросы не может одномоментно решить, но вы хоть какую-то категорию выделите! Я с большим уважением отношусь к гражданам и всех остальных категорий, которые нуждаются в поддержке, и вы эти категории отметили. Но вот недавно я вам сказал, что 103 ипотечных кредита погашают, 103 погибших, - мы же не предлагаем выделить из других категорий 103 человека, ушедших на тот свет. В 2018 году 103 погибших, тех, кто не вернулся домой, и государство гасит их семьям ипотеку. Не надо сравнивать эту категорию с другими. Я хочу вам зачитать юридические нормы, определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 декабря 2015 года: "Как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный бюджет должен основываться на принципах сбалансированности, достоверности и реальности, а Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказываться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств, поэтому федеральный законодатель вправе приостанавливать федеральным законом о федеральном бюджете действие норм, которыми обеспечивается реализация прав и свобод граждан, только если при этом будет предусмотрен надлежащий механизм соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объём не должен уменьшаться". Это установил Конституционный Суд. Здесь, конечно, о другом речь идёт, но вопрос аналогичный. По поводу нехватки жилья. Ветеранам боевых действий предлагают 1 миллион рублей компенсации, и они на неё соглашаются, но даже при этих условиях существует очередь. Вот недавно ко мне приходил ветеран боевых действий, инвалид третьей группы, ему оторвало ступню. Он мне рассказал с подкатившим к горлу комком, как проходил медкомиссию первый год: так бодро в кабинет зашёл, ведь офицер-десантник всё-таки, что взяли и сняли с него группу инвалидности. Он говорит: "В смысле? Как? У меня же ноги нет!" А они отвечают: "Но вы же так бодро ходите, без палочки - зачем вам инвалидность?" Хорошо, что, когда он лежал в госпитале, туда приезжал один чиновник с подарками и оставил визитку (я не буду называть фамилию этого чиновника). "Я, - говорит, - ему в приёмную позвонил, он соответственно вступился, и я повторно прошёл ВВК". И человеку без ноги, ветерану боевых действий, вернули третью группу инвалидности - человеку, у которого нет ноги! И он мне задал вопрос: "Александр, ну вы там, в Государственной Думе, можете сделать так, чтобы мои дети в детский сад шли вне очереди, а в школе им давали бесплатное питание? Разве я не заслужил хотя бы это?" Чтобы квартиру от государства получить, ему пришлось уволиться в 2016 году, потому что это было единственное основание, при котором государство обязано было его обеспечить жильём, а так он, без ноги, и дальше бы служил. Коллеги, я не буду вспоминать историю Игоря Потапова - подполковника ВДВ, которому обе ноги оторвало на территории, где боролись с международным терроризмом. Офицеры, которые уже уволились и занимались бизнесом, скинулись и квартиру ему приобрели, а Сердюков, бывший министр обороны, его уволил, сказал, мол, нам инвалиды в Вооружённых Силах не нужны. То есть тут много аспектов. Они не будут об этом говорить, они не будут, возможно, на улицы выходить, ставить вам какие-то ультиматумы, ничего просить не будут, но в частных беседах они задают вопрос, говорят: хоть вы в Государственной Думе за нас заступитесь! Вот кто-то в правительстве принципиально упёрся: "Вот не дам я этих денег, и всё!" - понимаете? В очереди - 66 661 человек, цена вопроса - меньше 50 миллиардов рублей, сколько денег ежегодно будут платить нефтяным компаниям, я уже сказал, мне вот эта ситуация непонятна. Ну, у Госдумы есть возможность реабилитироваться перед людьми за позорную пенсионную реформу, давайте мы это сделаем хотя бы для данной категории граждан. Коллеги, я вас очень прошу: поддержите инициативу! Все ваши доводы против - они ну абсолютно недееспособны, ни один аргумент. Указать вам источник финансирования - ну, я не министр финансов, но давайте из Фонда национального благосостояния. Откуда мне знать, где министр финансов берёт деньги для того, чтобы нефтяным компаниям компенсировать их потери? Наверное, он какой-то источник финансов обозначает, и, наверное, этот источник финансов - жильё ветеранов боевых действий, я другого варианта не подберу. Спасибо за внимание. ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВУЮЩИЙ. Содокладчик будет выступать? Нет. Коллеги, у нас эти законопроекты голосуются как альтернативные. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", пункт 16.1. Включите режим голосования. Результаты не показывайте. (Идёт голосование.) Теперь ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", пункт 16.2. Включите режим голосования. (Идёт голосование.) Теперь покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 16.1. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 21 сек.) Проголосовало за 98 чел.21,8 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 98 чел. Не голосовало 352 чел.78,2 % За - 98. Покажите результаты голосования по законопроекту под пунктом 16.2. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 15 мин. 46 сек.) Проголосовало за 99 чел.22,0 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 99 чел. Не голосовало 351 чел.78,0 % За - 99. Законопроект под пунктом 16.2 набрал большее количество голосов. Ставится на голосование проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах", пункт 16.2. Включите режим голосования. Покажите результаты. РЕЗУЛЬТАТЫ ГОЛОСОВАНИЯ (16 час. 16 мин. 29 сек.) Проголосовало за 101 чел.22,4 % Проголосовало против 0 чел.0,0 % Воздержалось 0 чел.0,0 % Голосовало 101 чел. Не голосовало 349 чел.77,6 % Результат: не принято Не принимается законопроект.